Научная статья на тему 'СЕГМЕНТАЦИЯ РЫНКА EDTECH ПРИ РАСТУЩЕМ СПРОСЕ НА ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ'

СЕГМЕНТАЦИЯ РЫНКА EDTECH ПРИ РАСТУЩЕМ СПРОСЕ НА ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1746
250
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
EDTECH / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ВЫБОР И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ / МИРОВОЙ ОПЫТ / РЫНОК EDTECH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Обухов Алексей Сергеевич, Томилина Мария Владимировна

Стремительное развитие образовательных технологий в последние два десятилетия затронуло все уровни образования и во многом изменило и подходы к обучению, и его методы и формы. Педагоги по всему миру используют цифровые технологии, приложения и онлайн-платформы в поисках наиболее эффективных и продуктивных способов донесения материала до своих слушателей. На растущую потребность рынки отвечают соответствующе: EdTech-индустрия растет крайне высокими темпами, предоставляя потребителю возможность выбирать и искать наиболее подходящие образовательные технологии для своих целей. Анализ и систематизация различных способов сегментирования рынка образовательных технологий позволили выделить наиболее типичные из них. Так, наибольшее значение для рынка EdTech и действующих на нем агентов как со стороны спроса, так и со стороны предложения несут два типа сегментации: 1) по конечному потребителю, 2) по типу продукта. В ходе исследования было установлено, что EdTech-производители не всегда стремятся четко придерживаться своей целевой аудитории, но готовы предоставлять свою продукцию сразу нескольким группам потребителей, изначально подстраивая функционал под потребности и цели каждой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDTECH MARKET SEGMENTATION IN SITUATION OF GROWING DEMAND FOR DIGITAL TECHNOLOGIES IN EDUCATION

The rapid development of educational technologies in the last two decades has affected all levels of education and has largely changed the approaches to learning, as well as its methods and forms. Educators all around the world are using digital technologies, apps and online platforms to find the most effective and productive ways to boost their educational practices. The markets respond appropriately to the increasing demand: the EdTech industry is growing at an extremely high rate, giving the consumer the opportunity to choose and search for the most suitable educational technologies for their purposes. The analysis and systematization of various ways of segmenting the market of educational technologies allowed us to identify the most typical of them. Thus, two types of segmentation provide higher importance for the EdTech market and the agents operating on it, both on the demand side and on the supply side: 1) by end user, 2) by product type. In the course of the study, it was found that EdTech manufacturers do not always seek for strictly sticking to their target audience but are ready to provide several groups of consumers with their products at once, initially adjusting the functionality to the needs and goals of each.

Текст научной работы на тему «СЕГМЕНТАЦИЯ РЫНКА EDTECH ПРИ РАСТУЩЕМ СПРОСЕ НА ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ»

УДК 37.01 DOI: 10.31862/2218-8711-2021-4-79-91

ББК 74(04)

СЕГМЕНТАЦИЯ РЫНКА EDTECH

ПРИ РАСТУЩЕМ СПРОСЕ НА ЦИФРОВЫЕ

ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ

EDTECH MARKET SEGMENTATION IN SITUATION OF GROWING DEMAND FOR DIGITAL TECHNOLOGIES IN EDUCATION

Обухов Алексей Сергеевич

Ведущий эксперт Центра общего и дополнительного образования им. А. А. Пинского Института образования, Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики, кандидат психологических наук, доцент, главный редактор журнала «Исследователь/Researcher», г. Москва E-mail: ao@redu.ru

Obukhov Alexey S.

Leading Expert at A. A. Pinsky Center for General and Additional Education, Institute of Education, National Research University Higher School of Economics, PhD in Psychology, Associate Professor, Editor-inChief of the "Researcher" Journal, Moscow E-mail: ao@redu.ru

Томилина Мария Владимировна

Стажер-исследователь Научно-учебной лаборатории экономики изменения климата, Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики, г. Москва E-mail: tomilina.003@gmail.com

Tomilina Maria V.

Intern Researcher at Scientific and Educational Laboratory of Climate Change Economics, National Research University Higher School of Economics, Moscow E-mail: tomilina.003@gmail.com

Аннотация. Стремительное развитие образовательных технологий в последние два десятилетия затронуло все уровни образования и во многом изменило и подходы к обучению, и его методы и формы. Педагоги по всему миру используют цифровые технологии, приложения и онлайн-платформы в поисках наиболее

Abstract. The rapid development of educational technologies in the last two decades has affected all levels of education and has largely changed the approaches to learning, as well as its methods and forms. Educators all around the world are using digital technologies,

Ф 1 Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

© Обухов А. С., Томилина М. В., 2021

эффективных и продуктивных способов донесения материала до своих слушателей. На растущую потребность рынки отвечают соответствующе: EdTech-индустрия растет крайне высокими темпами, предоставляя потребителю возможность выбирать и искать наиболее подходящие образовательные технологии для своих целей. Анализ и систематизация различных способов сегментирования рынка образовательных технологий позволили выделить наиболее типичные из них. Так, наибольшее значение для рынка EdTech и действующих на нем агентов как со стороны спроса, так и со стороны предложения несут два типа сегментации: 1) по конечному потребителю, 2) по типу продукта. В ходе исследования было установлено, что EdTech-производители не всегда стремятся четко придерживаться своей целевой аудитории, но готовы предоставлять свою продукцию сразу нескольким группам потребителей, изначально подстраивая функционал под потребности и цели каждой.

apps and online platforms to find the most effective and productive ways to boost their educational practices. The markets respond appropriately to the increasing demand: the EdTech industry is growing at an extremely high rate, giving the consumer the opportunity to choose and search for the most suitable educational technologies for their purposes. The analysis and systematization of various ways of segmenting the market of educational technologies allowed us to identify the most typical of them. Thus, two types of segmentation provide higher importance for the EdTech market and the agents operating on it, both on the demand side and on the supply side: 1) by end user, 2) by product type. In the course of the study, it was found that EdTech manufacturers do not always seek for strictly sticking to their target audience but are ready to provide several groups of consumers with their products at once, initially adjusting the functionality to the needs and goals of each.

Ключевые слова: EdTech, образовательные технологии, выбор и использование образовательных технологий, мировой опыт, рынок EdTech.

Keywords: EdTech, educational technologies, selection and use of educational technologies, world experience, EdTech market.

Для цитирования: Обухов А. С., Томилина М. В. Сегментация рынка EdTech при растущем спросе на цифровые технологии в образовании // Проблемы современного образования. 2021. № 4. С. 79-91. DOI: 10.31862/2218-8711-2021-4-79-91.

Cite as: Obukhov A. S., Tomilina M. V. EdTech market segmentation in situation of growing demand for digital technologies in education. Problemy sovremennogo obrazovaniya. 2021, No. 4, pp. 79-91. DOI: 10.31862/2218-8711-2021-4-79-91.

Введение

Последнее время трудно представить себе образовательный процесс без использования ноутбуков, телефонов, Интернета и многих других технологий. Страны по всему

миру развивают, поддерживают и внедряют информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) в систему образования, начиная с детских садов и заканчивая обучением взрослых [1, с. 2]. Эти факторы позволяют технологиям развиваться, совершенствоваться, подстраиваться под потребителя и становиться все более эффективными. А появление новых технологий - изменять форму и содержание образования [2, с. 45-49].

С начала 2000-х гг. количество и разнообразие технологий, используемых для формального и неформального образования, увеличилось в десятки, а то и в сотни раз [3]. В научной литературе для описания таких технологий используется множество терминов [2, с. 27-28]: ICT, Digital/modern technology и другие.

В последние годы для описания всех видов и типов ИКТ, применяющихся в образовании, используют термин EdTech - от английского educational technology либо learning technology - образовательные технологии [4]. Тем не менее, нет установленного, общепринятого и исчерпывающего определения, что в это понятие входит. На практике исследователи в начале работы сами определяют, что имеют в виду под данным термином. Наиболее типичные и распространенные определения схожи [2, с. 45-49; 5, с. 193], поэтому для дальнейшего анализа мы будем использовать следующее: EdTech -все цифровые технологии и современное оснащение образовательного процесса, используемые для создания, распространения и использования обучающего контента как со стороны ученика, так и со стороны педагога и образовательной организации. Синонимичными к нему для многих исследователей оказываются и такие понятия, как «онлайн-образование», «онлайн-обучение», «e-learning» и т. д., хотя, по большому счету, это составные части и крупнейшие отрасли EdTech.

На современные образовательные технологии возлагаются большие надежды в части достижения актуальных целей, стоящих перед всеми участниками образовательного процесса: развитие универсальных навыков и компетенций учеников, обучение новой грамотности, расширение охвата образованием взрослых [6, с. 6-8]. Корпоративное обучение и «обучение длиною в жизнь» становятся не менее технологизироваными. Ранее уже было доказано, что охват взрослого населения образованием положительно коррелирует с ВВП на душу населения в заданном регионе [7, с. 41].

Сами образовательные технологии гибко подстраиваются под современные тренды в образовании, влияют на них и создают современный образовательный ландшафт, формируют образовательные экосистемы. Так, уже сформированный к 2020 г. мировой рынок образовательных технологий и электронного образования уверенно растет из года в год, привлекая все больший интерес со стороны бизнеса и государства по всему миру [3].

Сегменты рынка EdTech

Бурный рост любого рынка сопровождается усиливающейся конкуренцией участников, стремлением к закрытию пустых ниш и поиском новых, более эффективных решений производителей. Компании укрупняются, разветвляются, стараются найти «своего» потребителя и подстроиться под его потребности. Естественным образом

возникают потребности к сегментации - сужению целевой аудитории для компаний, специализации на отдельном продукте. То же самое происходит и на рынке образовательных технологий. Важно понять, какие сегменты на этом рынке уже сформированы. Это дает весьма точное отражение выявленных потребностей в техническом и программном оснащении образовательной среды. Экономически понятно, что чем выше спрос на определенную образовательную технологию или на их группу, тем больше фирм будет принимать решение ее производить, в связи с чем в аналитических отчетах компаний и инвестиционных фондов все чаще будет упоминаться данный сегмент. Далее мы рассмотрим наиболее часто встречающиеся способы сегментации EdTech-индустрии. В основу анализа взяты отчеты аналитических и инвестиционных компаний, которые охватывают наибольшее число стран и производителей EdTech товаров и услуг.

Рынок образовательных технологий можно по-разному сегментировать, в зависимости от того, что подразумевается под EdTech и каковы цели исследования, однако можно проследить типичные способы деления данного рынка:

1. По конечному потребителю (по целевой аудитории)

Вне зависимости от технологии, которую используют для обучения, разделяют ее основных потребителей. В общем прослеживаются четыре основных типа конечных потребителей: школы и школьники (к ним могут добавлять детей дошкольного возраста); университеты и колледжи; потребитель вне учебного заведения (неформальное образо -вание, саморазвитие, life-long learning); корпоративный сектор (для развития навыков и переобучения персонала). В англоязычных источниках используются характерные для их образовательных систем обозначения: K-12 включает в себя школьников с 1 по 12 класс либо возрастную группу 6-18 лет (начальную и среднюю школу), PreK-12 или PK-12 добавляет к K-12 дошкольное образование. Часто один и тот же потребитель может находиться сразу в нескольких сегментах, либо разница между сегментами становится непринципиальной для производителя, когда его целевая аудитория шире - из-за этих и других причин возникают сложности с определением сегментов рынка EdTech по конечному потребителю (табл. 1).

«Агентство инноваций города Москвы» делит целевую аудиторию EdTech-компа-ний на пять сегментов: B2B и B2C - где к B2B относятся образовательные организации и бизнес, а к B2C - учащиеся, родители, учителя; P2P - смешанная группа всех B2C, одни люди учат других, но они официально не имеют статус преподавателя; B2B2C; B2G - муниципалитеты, город [13].

Nordic Edtech Network на основе анализа 296 EdTech-компаний Швеции, Норвегии, Исландии, Финляндии и Дании выделила 5 сегментов: T/P (Toddler and Preschool, для детей 1-5 лет), DTC (Direct-to-consumer, для потребителей вне учебных заведений), K-12, HE (высшее образование, колледжи), C/G (корпоративное и государственное использование). В отчете также отмечается сложность сегментации и возможность отнесения одной компании к нескольким категориям [14].

Таблица 1

Сегменты рынка EdTech по конечному потребителю в различных источниках

Источник Singh A.* "Technopak& Simplilearn"** "Allied Market Research"*** "Educapital"**** "Metaari 2018"*****

Сегменты рынка EdTech по конечному потребителю Дошкольное образование (Pre-schools) Дошкольное образование (early childhood education) Формальное дошкольное образование (PreK-12 academic institutions)

Формальное образование (academics) Школьное образование (K-12) Высшее образование (higher education institutions)

Школьное образование (K-12) Школьное образование (K-12) Школьное и высшее образование (K-12 and higher education) Местные органы власти (Local, state/ provincial/prefecture governments)

Высшее образование (higher education) Высшее образование (higher education) Высшее образование (higher education) Федеральные органы власти (federal governments)

Неформальное образование (consumer) Дополнительное обучение (vocational) Непрерывное образование (life-long education) Неформальное образование (consumers)

Корпоративное обучение (corporate) Другое (others) Корпоративное обучение (corporate) Корпоративное обучение (corporate) Корпоративное обучение (corporations and businesses)

Примечания: * по данным Medium [8]; ** по данным Technopak & Simplileam [9]; *** по данным Allied Market Research [10]; **** по данным Educapital [11]; ***** по данным Metaari [12].

Обобщая и систематизируя приведенные выше способы сегментации рынка EdTech по конечному потребителю (целевой аудитории), получим следующие 7 сегментов, в которых потребитель может сам приобретать продукт, тогда будет относиться к над-сегменту В2С, либо использовать ее от лица организации, В2В:

1) дошкольное образование;

2) школьное образование;

3) дополнительное образование школьников;

4) высшее и профессиональное образование;

5) дополнительное обучение;

6) корпоративное обучение;

7) обучение для гос. служащих.

Сегментация, представленная выше, является наиболее полной, но не единственно возможной, также остается возможность отнесения одной EdTech-компании одновременно к нескольким сегментам, в зависимости от предлагаемого продукта/услуги.

2. По типу продукта

Образовательные технологии охватывают все технологические решения, которые используются для образовательных целей. В табл. 2 представлены некоторые возможные способы сегментации рынка по типу продукта, который предоставляет EdTech-компания. Так как рынок развивается с 1980-1990-х гг., некоторые продукты и технологии уже считаются устаревшими (legacy products), другие же относятся к технологиям «нового поколения» (next-generation advanced products).

По данным Metaari [12], в категорию «устаревших» продуктов попадает онлайн-обуче-ние, особенно подстраивающееся по темпу под учащегося (self-paced), цифровые носители

Таблица 2

Сегменты рынка EdTech по типу технологии или услуги в различных источниках

Название "Next-generation advanced learning technology products"* "Legacy products"** "Technology Environment"*** "By Component"****

Сегментация по типу EdTech-про-дукта Технологии с использованием искусственного интеллекта (AI-based Learning) Технологии для обучения в собственном темпе (Self-paced eLearning [courseware]) Технологии онлайн-обучения (e-Learning) Программное обеспечение (Software [LMS, LCMS, Adaptive Learning Platform, Assessment Systems])

Технологии смешанной реальности (Mixed Reality Learning [simulation, AR, and VR]) Электронные носители (Digital Reference-ware [digital eTextbooks, instructional audio, lecture video, diagrams, maps]) Электронные издания (e-Publishing)

Технологии гей-мификации нового поколения (Next-generation Game-based Learning) Технологии он-лайн-обучения 2.0 (e-Learning 2.0) Образовательные услуги (Services [Training & Certification, Consulting, Managed Hosting])

Когнитивные технологии (Cognitive Learning [behavior modification]) Технологии для обучения с взаимодействием участников (Collaboration-based Learning [live online classes and live tutoring]) Программное обеспечение для онлайн-обучения (e-Learning tools)

Мобильное обучение (Mobile Learning) Современное оборудование (Devices) Образовательный контент (Educational Content [Audio-Based Content, Text Content, Video-based Content])

Технологии обучения с использованием местности (Location-based Learning)

Обучающие роботы (Educational Robots) Техническое оснащение (Hardware)

Примечания: * по данным (Metaari, 2018) [12] и (Metaari, 2020) [15]; ** по данным (Metaari, 2017) [16]; *** по данным IBIS Capital [17]; **** по данным Allied Market Research [10].

образовательных материалов (электронные книги, видео/аудиоматериалы) и программы для онлайн-лекций и дистанционных занятий с преподавателем. К передовым технологическим продуктам относят обучающие программы на основе искусственного интеллекта, на основе различных видов «смешанной» реальности (виртуальная, дополненная реальность и программы симуляции реальности), обучение на основе игры (game-based learning), когнитивное обучение (для изменения поведения обучающегося), мобильное обучение (m-learning или m-education), обучение на основе окружающей среды (location-based learning), обучающие роботы. Подробнее основные тренды в этих сегментах мы рассмотрим позже.

Некоторые из этих передовых продуктов совсем недавно появились на рынке. Обучение на основе искусственного интеллекта уже давно является одним из основных элементов военного обучения, но весьма дорогим, так как разрабатывается с использованием запатентованных компонентов. Но за последние 3-4 года ситуация изменилась. Новые недорогие продукты, предназначенные для академического, корпоративного и потребительского сегментов, теперь более доступны и пользуются популярностью у покупателей. Образовательные роботы появились на рынке около 5 лет назад. Они особенно эффективны в обучении детей с особыми потребностями. Наиболее популярны сейчас роботы, обучающие программированию. Продукты и технологии для обучения смешанной реальности являются частью общего тренда роста индустрии дополненной реальности (AR) и виртуальной реальности (VR) [12].

В большинстве отчетов по анализу рынка образовательных технологий используются более обширные сегменты для определения типа технологического решения, например, как в последнем столбце табл. 2. Две основные категории: software (программное обеспечение, ПО) включает в себя системы управления обучением (LMS), системы управления учебным контентом (LCMS), SaaS (software as a service), адаптивные платформы обучения, системы оценивания и другие средства, создающие технологичную образовательную среду. Во вторую категорию hardware (аппаратное обеспечение) вошли, например, интерактивные белые доски, дисплеи и планшеты, стилусы и другое оборудование. Третья категория - «контент» - включает содержание образовательных программ, например видео- и аудиоматериалы, мультимедийное содержание [18].

Инвестиционная компания IBIS CAPITAL делит рынок e-learning на три сегмента: «контент», «системы менеджмента» (для LMS, систем оценивания) и «Distribution (e-Learning Providers)» [17]. Последний сегмент «распределения» включает шесть подкатегорий:

1. Online.

2. M-Education.

3. Immersive Learning.

4. Massive Online Open Course (MOOC).

5. Serious Gaming / Gamification.

6. e-Books & Rentals.

В том же отчете IBIS Capital приводится карта образовательных технологий, главные категории которых представлены в табл. 2. Можно заметить, что сегменты тесно связаны друг с другом, и один продукт можно отнести сразу к двум-трем категориям, так как часто высокотехнологичные решения в области образования выступают одновременно в роли

платформы и предоставляют возможности системы оценивания. Несмотря на то, что отчет выпущен в 2013 г., данное разделение если не остается актуальным, то как минимум позволяет понять, откуда возникают сложности с сегментацией рынка по типу продукта.

Аналитическая и инвестиционная компания Navitas Ventures выпустила «Global Edtech Landscape 3.0», в котором проанализировала работу 15 ООО EdTech-компаний и на основе кластерного анализа выделила 26 кластеров и 8 основных сегментов на рынке, на основе их отчета была составлена табл. 3 [19]. Ранее в ландшафте 1.О было 16 кластеров и 6 сегментов, в 2.О - 23 кластера и 8 сегментов. Различия объясняются в растущем охвате стран и компаний для анализа, а также в быстром развитии самого рынка. Для межкластерного сравнения были взяты четыре характеристики: масштаб (количество компаний в данном кластере), объем инвестиций в долларах США, «тяга» (качественная мера того, насколько сильно компании в этом кластере развиваются, набирают обороты в инновациях и бизнес-моделях), разрушительный потенциал (потенциал кластера в изменении существующих устоев в системе образования в целом, то есть насколько сильно компании могут изменить общепринятые образовательные процессы).

Рассмотрим основные восемь сегментов, на которые разделены EdTech-компании:

1. Создание (Create). Сегмент «Создание» включил в себя продукты всех компаний, которые создают и оцифровывают учебный контент: разработка интерактивных программ онлайн-курсов, издательство научных работ и исследований, оцифровка учебных пособий и контента. Четыре кластера образованы внутри этого сегмента. «Знания и исследования» - с такими компаниями, например, как Academia, Researchgate, Scholar. Google - имеет наибольший показатель масштаба среди всего сегмента. «Издательство и распространение»: растущая стоимость печатных изданий и учебников дает стимул к развитию данного кластера, в том числе открытым образовательным ресурсам (ООР), электронных библиотекам. «Цифровые учебные пособия» - инструменты для создания и публикации цифровых материалов курса, самый привлекательный для инвесторов кластер среди данной группы, они часто предоставляют свой собственный контент, становясь MOOCs (массовыми открытыми онлайн-курсами). Многие из них стали включать в себя функциональность системы управления обучением (LMS) и обещают лучшие результаты обучения за счет персонализации и адаптивности.

2. Управление (Manage). Технологии управления обучением, которые обеспечивают институциональную эффективность и результативность всех операций, сотрудников и студентов. Все кластеры внутри сегмента получают большие инвестиции. Компании из кластера «Менеджмент онлайн-программ, OPMs» разрабатывают, запускают и продают онлайн образовательные программы для учреждений, как правило, получая процент от платы за обучение студента или долю выручки. В кластер входят, например, такие компании, как Blackboard Learn, Coursera, 2U.

3. Открытие (Discover). Компании этого сегмента помогают студентам дистанционно находить подходящие для них образовательных программы, подавать заявки для участия в них, изучать возможные гранты, стипендии и сдавать онлайн-тесты, чтобы их получить.

4. Взаимосвязь (Connect). Технологические платформы также связывают студентов с учебными ресурсами, с их преподавателями и друг с другом. Эти экосистемы могут

Таблица 3

Мировой ландшафт EdTech 3.C

Мировой ландшафт EdTech 3.0 (Global EdTech Landscape 3.0)*

Создание (Create) Управление (Manage) Открытие (Discover) Взаимосвязь (Connect) Опыт (Experience) Обучение (Learn) Рекомендации (Credential) Продвижение (Advance)

Знания и открытия (Knowledge & Research) Организационный менеджмент (Institutional Management) Поступление (Enrolment & Admissions) Системы управления обучением (Learning Management) Технологии обучения математики, наукам, грамотности (Math, Science & Literacy) Провайдеры и создатели учебного контента (Proprietary) Индивидуальное обучение и подготовка к экзаменам (Tutor & Test Prep) Планирование карьеры (Career Planning)

Цифровые материалы (Digital Courseware) Менеджмент онлайн-про-грамм (Online Program Manager) Поступление за границу (Study Abroad & Pathways) Технологии обучения компьютерной грамотности в школе (K12 STEM) Платфор- мы-агре- гаторы онлайн-кур- сов (Open Online) Системы оценивания (Testing & Assessment)

Печать и распределение (Publishing & Distribution) Управление студенческой активностью (Student Management) Студенческие кредиты и финансы (Student Loans & Finance) Платформы для связи и общения (Social Platforms) Технологии для оснащения класса (Classroom Technology) Короткие программы обучения навыкам для развития карьеры (Bootcamps) Технологии управления учетными данными и портфолио (Badging & Creden-tialing) Устройство на работу и стажировки (Hiring & Internships)

Расписание и планирование (Curriculum & Lesson Plans) Управление развитием преподавателей (Teacher Management) Технологии дополненной и виртуальной реальности (ar/vr) Технологии и провайдеры обучения языкам (Language)

Примечание: * по данным Navitas Ventures [19].

использовать преимущества настоящего лекционного зала или аудитории, но в большем масштабе. Существующие системы управления обучением (LMS), такие как Moodle и Blackboard Learn, добились большого распространения как в школах, так и в высших учебных заведениях, но растет спрос на открытые «Application Programming Interface» (API, учебные заведения предоставляют студентам полезную информацию через приложения, например информацию об оценках или расписании занятий).

5. Опыт (Experience). В этот сегмент входят компании, предоставляющие возможность творческой подачи учебных материалов, например, с помощью игр, симуляций, виртуальной и дополненной реальности, используя все преимущества геймификации и персонализации. У четырех кластеров в этом сегменте отмечается высокий «разрушительный» потенциал, так как они кардинально меняют способы и методы обучения, а технологии VR и AR оказываются особенно востребованными в высшем образовании и обучении взрослых, в том числе в корпоративном сегменте.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Обучение (Learn). Сегмент представлен четырьмя кластерами. В кластер «Open Online» вошли открытые онлайн-провайдеры - каталоги или платформы для стороннего образовательного контента. Этот кластер наиболее знаком потребителю, в том числе такими компаниями, как Coursera, EdX, Lynda. Эти и другие платформы MOOCs демократизировали сферу распространения и доступа к качественному образованию, но не оправдали возложенные на них ожидания «разрушителей высшего образования», а в последние годы сильно делают акцент на профессиональном образовании и на платном доступе к контенту.

7. Рекомендации (Credential). В сегмент вошли компании, предоставляющие услуги и платформы по распознаванию и проверке знаний и навыков, поиск репетиторов и онлайн-уроков с ними, в особенности для подготовки к стандартизированным тестам и выпускным экзаменам.

8. Продвижение (Advance). Технологические решения, помогающие устраиваться на работу, планировать карьеру, связываться с работодателем - в двух кластерах сосредоточены большие объемы инвестиций по данным Navitas Ventures.

В данной сегментации возникает та же проблема, что и в предыдущих, - многие компании отнесены сразу к нескольким сегментам, так как предоставляют множество услуг и сервисов, например таких, как Coursera. Тем не менее на основе рассмотренных отчетов можно выделить следующие основные группы EdTech-компаний по типу продукта и/или услуги:

1) Разработчики цифрового образовательного контента;

2) Провайдеры и разработчики систем менеджмента и оценивания (LMS, LCMS и т. д.);

3) Провайдеры и разработчики креативных решений для технологического оснащения образовательного процесса (VR, AR, game-based и т.д.);

4) Платформы и агрегаторы онлайн-, дистанционного и смешанного обучения и доступа к образовательным ресурсам;

5) Создатели цифрового оборудования (интерактивные доски, обучающие роботы и т. д.) для оснащения образовательного процесса.

Заключение

Еще до вынужденного экстенсивного использования образовательных технологий в период пандемии 2020-2021 гг. рынок EdTech был существенно развит, насыщен разнообразными технологиями. Термин EdTech имеет разрозненные варианты трактовки, что приводит к смешению понятий и не всегда верной интерпретации. В связи с этим возникают трудности в анализе спроса, предложения и сегментации данного рынка. Можно наблюдать, что чем больший спрос предъявляют обучающиеся, педагоги или образовательные организации на определенный вид продукта или услуги на рынке EdTech, тем больший объем инвестиций в эту сферу приходит и больше фирм стараются занять эту нишу. В публичных отчетах инвестиционных и аналитических компаний этот процесс описывается с помощью сегментации рынка.

Главными вопросами EdTech-производителей остаются поиск целевой аудитории, структура которой во многом схожа с уровнями образования, принятыми в той или

иной стране, а также выбор, на каком образовательном продукте специализироваться, что отражено в сегментации рынка по типу продукта. Для индустрии EdTech оказалась характерна черта: компании не стремятся к узкому таргетированию и строгой специализации на каком-то одном продукте. Вероятно, это является следствием характера образовательных технологий: например, подстраивая контент под конкретный образовательный запрос, разработчики могут использовать одно и то же приложение или программное обеспечение для разных возрастов обучающихся.

Список литературы

1. Brighteye Ventures. The state of EdTech marketing report. 2018. URL: https://docs.wixstatic. com/ugd/7b0576_61712eddfb6b4ac5ab9878e3945063e8.pdf (дата обращения: 13.04.2020).

2. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования / А. Ю. Уваров, Э. Гейбл, И. В. Дворецкая [и др.]; под ред. А. Ю. Уварова, И. Д. Фрумина. М.: Изд-во ВШЭ, 2019. 343 с. DOI: https://doi.org/10.17323/978-5-7598-1990-5.

3. Adkins S. S. Metaari, The 2019 Global Learning Technology Investment Patterns: Another Record Shattering Year. 2020. URL: https://seriousplayconf.com/wp-content/ uploads/2020/01/Metaari-2019-Global-Learning-Technology-Investment-Patterns.pdf (дата обращения: 13.03.2020).

4. Does EdTech substitute for traditional learning? Experimental estimates of the educational production function / E. Bettinger, R. W. Fairlie, A. Kapuza [et al.] // NBER Working Paper. 2020. DOI: https://doi.org/10.3386/w26967.

5. Краснова Г. А., Можаева Г. В. Электронное образование в эпоху цифровой трансформации. Томск: Издательский Дом Томского государственного университета. 2019. 200 с.

6. Фрумин И. Д., Добрякова М. С., Баранников К. А., Реморенко И. М. Универсальные компетентности и новая грамотность: чему учить сегодня для успеха завтра // Современная аналитика образования. М.: НИУ ВШЭ, 2018. № 2. С. 1-25.

7. Коршунов И. А., Гапонова О. С. Непрерывное образование взрослых в контексте экономического развития и качества государственного управления // Вопросы образования. 2017. № 4. С. 36-59.

8. Singh A. Understanding the EdTech Product Landscape. 2018. URL: https://medium.com/ the-edtech-world/edtech-landscape-743716608675 (дата обращения: 23.03.2020).

9. Whitepaper on Digital Learning Market in India. URL: https://smartnet.niua.org/sites/ default/files/resources/Whitepaper-on-Digital-Learning-Market-in-India.pdf (дата обращения: 23.03.2020).

10. Global Smart Education and Learning Market // Global Opportunity Analysis and Industry Forecast, 2018-2024. URL: https://www.alliedmarketresearch.com/smart-education-learning-market (дата обращения: 23.03.2020).

11. Educapital Rapport Annuel, 2018. URL: https://static1.squarespace.com/static/5935c1add2b 8571dd44bbab0/t/5c800ccf24a6943bea569b21/1551895767563/Rapport-Annuel-2018-Educapital.pdf (дата обращения: 23.03.2020).

12. Adkins S. S. Metaari's 2018 Advanced Learning Technology Research Taxonomy: Research Methodology, Product Definitions, Buyer Segmentation, and Licensing Model. 2018. URL:

http://users.neo.registeredsite.com/9/8/1/17460189/assets/Metaari_2018_Advanced_ Learning_Technology_Research_Taxonomy.pdf (дата обращения: 10.03.2020).

13. Агентство инноваций города Москвы. 2019. EDTECH: Перспективные Направления Развития. URL: https://innoagency.ru/files/EdTech_AIM_2019.pdf (дата обращения: 17.03.2020).

14. Reflections on Nordic Edtech Market Segments. URL: http://net.futurelearninglab.org (дата обращения: 17.03.2020).

15. Adkins S. S. The 2019 Global Learning Technology Investment Patterns: Another Record Shattering Year. 2020. URL: https://seriousplayconf.com/wp-content/uploads/2020/01/Metaari-2019-Global-Learning-Technology-Investment-Patterns.pdf (дата обращения: 13.03.2020).

16. Adkins S. S. Metaari's Learning Technology Research Taxonomy Research Methodology, Product Definitions, and Licensing Model. 2017. URL: http://metaari.com/assets/Metaari_ Learning_Technology_Research_Taxonomy.pdf (дата обращения: 13.03.2020).

17. IBIS Capital Ltd. 2013: Global e-Learning Investment Review. URL: http://zefly.com/ uploads/document/file/55d5a6935562753f22e61900/e-Learning_Lessons_for_the_Future. pdf (дата обращения: 11.03.2020).

18. The Edtech Opportunity: Educational Technology as a Dynamic Growth Sector for Iowa. TEConomy Partners, LLC. 2019. URL: https://www.iowaeconomicdevelopment.com/ UserDocs/news/EDTech_ExecSum_092019.pdf (дата обращения: 07.03.2020).

19. Navitas Ventures. 2019. Global Edtech Landscape 3.0. URL: https://www.navitasventures. com/insights/landscape/ (дата обращения: 11.03.2020).

References

1. Brighteye Ventures. The state of EdTech marketing report. 2018. Available at: https://docs. wixstatic.com/ugd/7b0576_61712eddfb6b4ac5ab9878e3945063e8.pdf (accessed: 13.04.2020).

2. Uvarov A. Yu., Geybl E., Dvoretskaya I. V. et al. Trudnosti i perspektivy tsifrovoy transformatsii obrazovaniya. Moscow: Izd-vo VShE, 2019. 343 p. DOI: https://doi. org/10.17323/978-5-7598-1990-5.

3. Adkins S. S. Metaari, The 2019 Global Learning Technology Investment Patterns: Another Record Shattering Year. 2020. Available at: https://seriousplayconf.com/wp-content/ uploads/2020/01/Metaari-2019-Global-Learning-Technology-Investment-Patterns.pdf (accessed: 13.03.2020).

4. Bettinger E., Fairlie R. W., Kapuza A. et al. Does EdTech substitute for traditional learning? Experimental estimates of the educational production function. NBER Working Paper. 2020. DOI: https://doi.org/10.3386/w26967.

5. Krasnova G. A., Mozhaeva G. V. Elektronnoe obrazovanie v epokhu tsifrovoy transformatsii. Tomsk: Izdatelskiy Dom Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. 2019. 200 p.

6. Frumin I. D., Dobryakova M. S., Barannikov K. A., Remorenko I. M. Universalnye kompetentnosti i novaya gramotnost: chemu uchit segodnya dlya uspekha zavtra. Sovremennaya analitika obrazovaniya. Moscow: NIU VShE, 2018, No. 2, pp. 1-25.

7. Korshunov I. A., Gaponova O. S. Nepreryvnoe obrazovanie vzroslykh v kontekste ekonomicheskogo razvitiya i kachestva gosudarstvennogo upravleniya. Voprosy obrazovaniya. 2017, No. 4, pp. 36-59.

8. Singh A. Understanding the EdTech Product Landscape. 2018. Available at: https://medium. com/the-edtech-world/edtech-landscape-743716608675 (accessed: 23.03.2020).

9. Whitepaper on Digital Learning Market in India. Available at: https://smartnet.niua. org/sites/default/files/resources/Whitepaper-on-Digital-Learning-Market-in-India.pdf (accessed: 23.03.2020).

10. Global Smart Education and Learning Market. In: Global Opportunity Analysis and Industry Forecast, 2018-2024. Available at: https://www.alliedmarketresearch.com/smart-education-learning-market (accessed: 23.03.2020).

11. Educapital Rapport Annuel, 2018. Available at: https://static1.squarespace.com/static/5935c 1add2b8571dd44bbab0/t/5c800ccf24a6943bea569b21/1551895767563/Rapport-Annuel-2018-Educapital.pdf (accessed: 23.03.2020).

12. Adkins S. S. Metaari's 2018 Advanced Learning Technology Research Taxonomy: Research Methodology, Product Definitions, Buyer Segmentation, and Licensing Model. 2018. Available at: http://users.neo.registeredsite.com/9/8/1/17460189/assets/Metaari_2018_ Advanced_Learning_Technology_Research_Taxonomy.pdf (accessed: 10.03.2020).

13. Agentstvo innovatsii goroda Moskvy. 2019. EDTECH: Perspektivnye Napravleniya Razvitiya. Available at: https://innoagency.ru/files/EdTech_AIM_2019.pdf (accessed: 17.03.2020).

14. Reflections on Nordic Edtech Market Segments. Available at: http://net.futurelearninglab. org (accessed: 17.03.2020).

15. Adkins S. S. The 2019 Global Learning Technology Investment Patterns: Another Record Shattering Year. 2020. Available at: https://seriousplayconf.com/wp-content/uploads/2020/01/ Metaari-2019-Global-Learning-Technology-Investment-Patterns.pdf (accessed: 13.03.2020).

16. Adkins S. S. Metaari's Learning Technology Research Taxonomy Research Methodology, Product Definitions, and Licensing Model. 2017. Available at: http://metaari.com/assets/ Metaari_Learning_Technology_Research_Taxonomy.pdf (accessed: 13.03.2020).

17. IBIS Capital Ltd. 2013: Global e-Learning Investment Review. Available at: http://zefly.com/ uploads/document/file/55d5a6935562753f22e61900/e-Learning_Lessons_for_the_Future. pdf (accessed: 11.03.2020).

18. The Edtech Opportunity: Educational Technology as a Dynamic Growth Sector for Iowa. TEConomy Partners, LLC. 2019. Available at: https://www.iowaeconomicdevelopment.com/ UserDocs/news/EDTech_ExecSum_092019.pdf (accessed: 07.03.2020).

19. Navitas Ventures. 2019. Global Edtech Landscape 3.0. Available at: https://www. navitasventures.com/insights/landscape/ (accessed: 11.03.2020).

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2021, № 4

Статья поступила в редакцию 24.02.2021 The article was received on 24.02.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.