Научная статья на тему 'СЕГМЕНТАЦИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ В ГОРОДЕ РОСТОВ-НА-ДОНУ'

СЕГМЕНТАЦИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ В ГОРОДЕ РОСТОВ-НА-ДОНУ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
36
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕГМЕНТ РЫНКА / РЫНОЧНАЯ НИША / СЕГМЕНТАЦИЯ / РЕФЕРЕНТНЫЕ ГРУППЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Горшенева О.В., Бондаренко Н.В.

Статья посвящена исследованию потребительского рынка общественного питания в городе Ростове-на-Дону, его сегментации и рассмотрению его особенностей в данном регионе.This article dedicated to the study of the consumer market of catering in Rostov-on-Don. It describes it’s segmentation and features.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Горшенева О.В., Бондаренко Н.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СЕГМЕНТАЦИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ В ГОРОДЕ РОСТОВ-НА-ДОНУ»

5. Токарева Ирина Владимировна Социальные сети как инструмент В2В Маркетинга // Экономика и современный менеджмент: теория и практика. 2015. №5 (49). С.48-53.

Горшенева О.В. доцент

кафедра маркетинга и коммуникаций в бизнесе

Бондаренко Н.В. студент 3 курса факультет управления Южный федеральный университет Россия, г. Ростов-на-Дону СЕГМЕНТАЦИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ В ГОРОДЕ РОСТОВ-НА-ДОНУ Статья посвящена исследованию потребительского рынка общественного питания в городе Ростове-на-Дону, его сегментации и рассмотрению его особенностей в данном регионе.

Ключевые слова: сегмент рынка, сегментация, рыночная ниша, референтные группы

This article dedicated to the study of the consumer market of catering in Rostov-on-Don. It describes it 's segmentation andfeatures.

Keywords: Segmentation, marketing, market segment, market niche reference group

Одно из условий разработки грамотного маркетингового плана -изучение потребительских рынков и поведения покупателей. При анализе потребительских рынков компании должны определить, кто составляет рынок (покупатели), что покупает рынок (товары), зачем рынок покупает (цели), кто участвует в процессе покупки (организации), как покупает рынок (операции), когда покупает рынок (когда в этом появляется необходимость) и где покупает (магазины)[1].

Т.к. целью маркетинга является удовлетворение нужд и потребностей потребителей, изучение их поведения является важной задачей. Умение понимать и управлять поведением потребителей, «узнать потребителя в лицо» достигается очень непросто. Часто покупатель говорит о своих желаниях и потребностях одно, но приходит в магазин и покупает совершенно другое.

Каждой компании необходимо исследовать мотивацию покупателей, их потребности и предпочтения. Тогда компания сможет с уверенностью разрабатывать новые товары, видоизменять старые, устанавливать цены и делать много чего еще.

Чтобы понять, что определяет поведение покупателя, надо рассмотреть некоторые факторы[2]:

Культурные факторы. Важным моментом, влияющим на поведение человека, является его культура, т.е. набор ценностей, стереотипов восприятия и поведения, который усваивается с детства в семье и через

другие общественные институты.

Субкультура - то, из чего состоит сама культура, и позволяет более полно отождествить себя и тесно общаться себе подобными индивидами. Субкультура формируется на национальной, религиозной, расовой или региональной основе [1].

Социальные классы также важно учитывать при анализе поведения человека, т.к. они определяют очень часто приоритеты в предпочтениях покупателей. Например, если человек относится к рабочему классу, вряд ли его заинтересует реклама дорогих автомобилей или домов.

Социальные факторы. Кроме культурных на потребительское поведение оказывают влияние такие социальные факторы, как референтные группы, семья, роли и статусы.

Референтные группы - группы, оказывающие прямое или косвенное влияние на отношение индивида к чему-либо и его поведение. Референтные группы оказывают влияние на индивида, по крайней мере, в трех направлениях они могут подтолкнуть человека к изменению поведения и стиля жизни, оказывают влияние на отношение индивида к жизни и его представление о самом себе, могут воздействовать на выбор человеком конкретных товаров и торговых марок. Наиболее сильное влияние референтные группы оказывают на выбор торговых марок автомобилей, цветных телевизоров, модных наборов мебели и одежды, при покупке пива и сигарет. Каждая референтная группа состоит из носителей мнения -индивидов, дающих в неформальном разговоре советы собеседникам относительно продуктов или категорий товаров.

Потребительский рынок Ростовской области можно охарактеризовать как стабильный, с динамично развивающимся товарооборотом и материальной базой, высоким уровнем насыщенности товарами и услугами, разнообразием ассортимента, а также богатой конкурентной средой и высокой предпринимательской активностью. Следует отметить активное развитие розничной торговли области, а также динамичное развитие сети предприятий общественного питания [1].

Потребительский рынок Ростовской области за последнее десятилетие претерпел значительные изменения. Весомый вклад в обеспечение населения товарами вносят малые предприятия и индивидуальные предприниматели. В области действует более 34 тыс. торговых объектов, значительная часть которых принадлежит индивидуальным предпринимателям. В организациях торговли и общественного питания широко внедряются современные формы и методы обслуживания [2].

В системе общественного питания появилась сеть ресторанов, кафе, закусочных с современными залами, интерьерами и разнообразной кухней, предприятия типа «бистро», применяющие передовые европейские технологии в приготовлении блюд и обслуживании посетителей. Продолжает развитие сеть совместных ресторанов и кафе с китайской, японской, узбекской и европейской кухнями.

Прочное место в общественном питании занимает малый бизнес. В структуре малых предприятий по отраслям экономики наибольший удельный вес (около 45%) занимает сфера торговли и общественного питания [3].

Более 80% предприятий общественного питания принадлежит частному сектору. Всего в крупных, средних и малых организациях общественного питания занято более 182,2 тыс. человек, что составляет около 10% трудоспособного населения области.

Используя результаты проведенной сегментации рынка, любое предприятие общественного питания может выделить своих основных конкурентов и определить, по каким критериям оно может их превзойти, опираясь на свои реальные возможности и ресурсы [4].

Процесс позиционирования в сфере общественного питания составляет основу как стратегического, так и тактического маркетинга предприятия. Выбрав эффективную концепцию позиционирования предприятия на рынке, необходимо довести свою позицию до сведения целевых клиентов путем разработки ассортиментного перечня блюд, стандартов обслуживания, ценовой политики, проведения рекламной компании и разработки стратегии продвижения предприятия.

Таким образом, в целом ситуация в Ростовской области на потребительском рынке может быть оценена как положительная, но все же требуются и со стороны властей, и со стороны предпринимательского сообщества четкие действия для решения наиболее актуальных проблем отрасли, причем проблемы эти существуют не первый день.

Использованные источники:

1. Важные понятия и правила трейд-маркетинга // [Электронный ресурс]. URL: http://powerbranding.ru/trejd-marketing/btl-osnovy/ (Дата обращения: 10.12.2015).

2. Васильев Г.А., В.А.Поляков. Основы рекламной деятельности: Учебное пособие для вузов. - М.ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 408 с. Введение в маркетинг. Армстронг Г., Котлер Ф. 8-е изд. - М.: 2007. (Дата обращения: 10.12.2015).

3. Голубкова Е.Н. Маркетинговые коммуникации. - 3-е изд. - М. : Дело и Сервис, 2011. (Дата обращения: 10.12.2015).

4. Карпенко, О.И. Промышленный маркетинг: учеб. Пособие О.И. Карпенко. Минск: БГЭУ, 2010. - 415 с. (Дата обращения: 10.12.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.