Научная статья на тему 'Сегментарная отчетность корпоративной группы: методика формирования и анализ особенностей'

Сегментарная отчетность корпоративной группы: методика формирования и анализ особенностей Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
170
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕГМЕНТАРНАЯ ОТЧЕТНОСТЬ / КОРПОРАТИВНАЯ ГРУППА / МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ / ИНФОРМАЦИЯ / ОТЧЕТНЫЙ СЕГМЕНТ / АНАЛИЗ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ключников С.В.

Статья посвящена проблемам формирования сегментарной отчетности группы компаний, необходимости представления информации в разрезе сегментов деятельности группы, что позволяет детализированно раскрывать результаты деятельности корпорации, обеспечивает эффективность функционирования различных направлений бизнеса, отражает влияние структурных сдвигов на формирование финансовых результатов, дает возможность пользователям отчетности принимать более обоснованные решения относительно корпоративной группы в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сегментарная отчетность корпоративной группы: методика формирования и анализ особенностей»

УДК 336.146

СЕГМЕНТАРНАЯ ОТЧЕТНОСТЬ КОРПОРАТИВНОЙ ГРУППЫ: МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ И АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ

С. В. КЛЮЧНИКОВ,

кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета E-mail: Seklyuchnikov@yandex. ru Саратовский государственный социально-экономический университет

Статья посвящена проблемам формирования сегментарной отчетности группы компаний, необходимости представления информации в разрезе сегментов деятельности группы, что позволяет детализированно раскрывать результаты деятельности корпорации, обеспечивает эффективность функционирования различных направлений бизнеса, отражает влияние структурных сдвигов на формирование финансовых результатов, дает возможность пользователям отчетности принимать более обоснованные решения относительно корпоративной группы в целом.

Ключевые слова: сегментарная отчетность, корпоративная группа, Международные стандарты финансовой отчетности, информация, отчетный сегмент, анализ.

Международная интеграция в сфере экономики, образование различных хозяйственных объединений обусловили необходимость составления и представления консолидированной финансовой отчетности. Однако в ней далеко не всегда отражаются данные о каждом компоненте деятельности группы. В связи с этим возникает потребность в форми-

ровании сегментарной отчетности в системе консолидированной отчетности.

Формирование и представление сегментарной отчетности позволяют более полно раскрывать финансовые результаты деятельности группы компаний, выявлять значимость различных направлений бизнеса, принимать более обоснованные решения для корпоративной группы относительно размещения активов по регионам и экономическим параметрам рынков сбыта, обоснованно выбирать виды деятельности, определять приоритетные направления бизнеса и т. д.

В статье раскрывается целесообразность формирования и использования отчетности по сегментам. В современных условиях хозяйствования при осуществлении различных видов экономической деятельности в разных регионах и странах это дает возможность, с одной стороны, наращивать прибыль субъектов хозяйствования, с другой — диверсифицировать их риски. Именно для отражения такой диверсифицированной деятельности и предназначена сегментарная отчетность [1].

Оценка вклада сегментов в формирование показателей функционирования группы компаний позволяет прежде всего охарактеризовать ее сегментарную структуру, что делает очевидным уровень диверсификации деятельности группы, позволяет выявить сегменты, являющиеся ключевыми генераторами прибыли и активодержате-лями, основные направления инвестиций. Оценка вклада сегментов в формирование показателей функционирования группы компаний и степени их влияния на изменение консолидированных данных дает возможность понять направления развития группы, оценить ее перспективы с учетом рыночной ситуации.

Такая информация, полученная за ряд лет, необходима для внешних пользователей сегментарной отчетности, поскольку, по сути, позволяет им получить представление о реализации оперативного, тактического или стратегического управления, на основе которого обосновывать собственные решения об инвестировании. Например, о возможной надежности и стабильности группы компаний как объекта инвестирования в среднесрочном периоде может свидетельствовать нацеленность ее руководства на развитие наиболее прибыльных направлений деятельности независимо от сохранения целостности производственного цикла или достигнутого уровня диверсификации производства или географии рынков сбыта.

О возможной надежности и стабильности группы компаний как объекта инвестирования в долгосрочном периоде может свидетельствовать нацеленность ее руководства на развитие профильного бизнеса. В свою очередь о долгосрочных планах руководства группы в отношении развития профильного бизнеса могут свидетельствовать такие факторы, как:

- сохранение на достигнутом уровне или увеличение преобладающих долей в консолидированных показателях сегментов, которые формируют производственную цепочку группы;

- снижение долей непрофильных сегментов;

- появление новых сегментов в структуре группы компаний, дополняющих недостающие звенья в производственной цепочке, диверсифицирующих производство или географию рынков сбыта, и т. д.

Информацию о сегментах следует формировать в соответствии с учетной политикой, принятой для предприятий группы. Определение отчетных сегментов в финансовой отчетности и раскрытие информации об отчетных сегментах осуществляются на основе показателей консолидированной финансовой отчетности.

Из-за отсутствия опыта применения Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО), недостаточности методических разработок формирование и анализ сегментарной отчетности группы компаний являются сложной и малоизученной проблемой современного бухгалтерского учета и отчетности в нашей стране. Методика формирования сегментарной отчетности группы компаний позволит решить ряд проблем, встающих перед российскими бухгалтерами и экономистами, а также пользователями консолидированной финансовой отчетности, в частности проблем разработки конкретных методических решений по идентификации сегментов, определения состава сегментных показателей, формирования учетной политики для подготовки информации по сегментам группы компаний, аккумулирования данных в разрезе сегментов группы, выбора формата раскрытия информации по сегментам.

На наш взгляд, анализ больших географически диверсифицированных групп базируется на понимании динамики географической и хозяйственной конъюнктуры рынков, которые образуют группу. Сегментная информация охватывает географический анализ через производство, рынки сбыта, анализ видов бизнеса. Первый из этих элементов необходим для определения потенциальной цены и изменения рисков группы, наибольшей прибыльности действующего сегмента и в конце концов — для оценки позиции предприятий группы и их перспектив в пределах вида экономической деятельности и экономики в целом.

В случае таких образований, как группа предприятий (холдинг, корпорация), которым присуща диверсифицированная деятельность, под хозяйственными и географическими сегментами необходимо понимать деятельность отдельных дочерних предприятий. Для оценки рисков предпринимательской деятельности, будущих экономических выгод, а также перспектив развития диверсифицированных компаний пользователям

финансовой отчетности помимо информации, содержащейся в формах финансовой отчетности (балансе, отчете о прибылях и убытках, отчетах о движении денежных средств и об изменениях капитала), необходимы дифференцированные данные, раскрывающие финансовые результаты деятельности по ее отдельным направлениям. Поэтому сегментарная отчетность необходима для того, чтобы получать информацию о видах деятельности в корпоративной и экономической среде, в которой эта деятельность осуществляется.

Методологические основы формирования информации о доходах, расходах, финансовых результатах, активах и обязательствах отчетных сегментов и раскрытие их в консолидированной финансовой отчетности определяет Положение по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» (ПБУ 12/2010), утвержденное приказом Минфина России от 08.11.2010 № 143н и МСФО (IFRS) 8 «Операционные сегменты», где указано, что отчетный сегмент — это хозяйственный или географический сегмент, относительно которого должна раскрываться информация в годовой финансовой отчетности.

Необходимо отметить, что ПБУ 12/2010 претерпело изменения в части порядка формирования и раскрытия информации по сегментам. Начиная с бухгалтерской отчетности за 2011 г. действует новый порядок раскрытия информации по сегментам.

В ПБУ 12/2010 закреплены следующие существенные аспекты относительно порядка раскрытия информации по сегментам [5]:

- определены критерии организаций, на которые возлагается обязанность представлять информацию по сегментам;

- закреплен управленческий подход к выделению сегментов;

- установлен порядок оценки показателей, раскрываемых по сегментам в соответствии с учетной политикой для целей управленческого учета;

- определена совокупность раскрываемых показателей по каждому отчетному сегменту, а также по отдельным покупателям;

- введена норма о представлении сравнительной информации с разъяснением причин расхождений для сопоставления совокупных

показателей отчетных сегментов с величиной соответствующих статей бухгалтерского баланса или отчета о прибылях и убытках компании.

Основным новшеством для российской отчетности является существенное увеличение массива управленческой информации в составе пояснений к бухгалтерской отчетности. Эта информация нередко может быть весьма полезна заинтересованным пользователям при принятии ими решений относительно сотрудничества с компанией. Требования к раскрытию информации по сегментам ПБУ 12/2010 максимально приближены к требованиям МСФО (IFRS) 8 «Операционные сегменты».

Для определения отчетных сегментов выделим хозяйственные и географические сегменты. Основой для определения сегментов предприятия являются его внутренняя организационная (управленческая) структура и, на наш взгляд, система внутренней отчетности.

Информацию о сегментах следует формировать в соответствии с учетной политикой, принятой для предприятий группы. Определение отчетных сегментов в консолидированной финансовой отчетности и раскрытие информации об отчетных сегментах осуществляются на основе показателей консолидированной финансовой отчетности [3].

Информация по сегменту, выделенному в качестве отчетного, обособленно раскрывается в бухгалтерской отчетности посредством включения в нее перечня показателей, установленного ПБУ 12/2010.

Международный стандарт финансовой отчетности (IFRS) 8 касается отдельных финансовых отчетов предприятий и консолидированных финансовых отчетов группы предприятий [4]:

- долговые инструменты или инструменты собственного капитала которых реализуются на открытом рынке или

- которые находятся в процессе представления своей финансовой отчетности или консолидированной финансовой отчетности в комиссию по ценным бумагам или в другой регулирующий орган с целью выпуска любого класса инструментов на открытый рынок.

Если в составе единого финансового отчета представлены оба (отдельный и консолидированный) финансовых отчета, сегментную ин-

формацию следует формировать лишь на основе консолидированной финансовой отчетности [2].

Соответственно, раскрытие информации об отчетных сегментах в группе предприятий должно осуществляться на основе показателей консолидированной финансовой отчетности. В связи с этим предлагается алгоритмическая модель процесса сегментации деятельности группы предприятий, в процессе которой формируются примечания к консолидированной финансовой отчетности (см. рисунок).

Процесс сегментации деятельности группы предприятий начинается с выделения хозяйственных и географических сегментов на основе организационной структуры группы предприятий. Заметим, что выделять сегменты в деятельности группы нужно, исходя из целесообразности информации, которая будет получена в итоговом результате.

Сегменты, выделенные по местонахождению дочерних предприятий группы, называют географическими. Группа предприятий самостоятельно определяет степень детализации географических регионов, исходя из необходимости раскрытия существенной информации.

Географический сегмент — это выделяемый компонент группы предприятий по производству и (или) продаже определенного вида продукции (товаров, работ, услуг) в конкретной экономической среде (регионе, стране).

Сегменты, выделенные по видам деятельности группы предприятий, называют хозяйственными. Соответственно, хозяйственный сегмент — выделяемый компонент предприятия по производству и (или) продаже определенного вида продукции (товаров, работ, услуг), отличающейся от других:

- видом продукции (товаров, работ, услуг);

- способом получения дохода (способом распространения продукции, товаров, работ, услуг);

- характером производственного процесса;

- характерными для этой деятельности рисками;

- категорией покупателей.

После того как принято решение о разделении деятельности группы предприятий на сегменты, необходимо определить, какие из них будут счи-

таться отчетными. Сегменты являются отчетными, если большая часть их дохода образуется от продажи продукции (товаров, работ, услуг) внешним покупателям, при этом показатели деятельности сегментов отвечают одному из приведенных выше критериев. Если такие условия не выполняются для двух или более сегментов, их следует объединять.

Отметим, что существенную роль при определении отчетных сегментов играют внут-ригрупповые операции и их расчеты. Так, если большая часть дохода сегмента сформирована по внутригрупповым расчетам, сегмент не должен признаваться отчетным.

Следующей процедурой процесса сегментации деятельности группы предприятий является деление сегментов на приоритетные и вспомогательные.

Каждый из видов выделенных сегментов (хозяйственный, географический, производственный или географический сбытовой) можно считать приоритетным или вспомогательным для группы предприятий. Главное — определить, какие виды сегментов больше влияют на финансовый результат обычной деятельности.

Если риски и финансовые результаты зависят в основном от количества выпущенной и реализованной продукции (товаров, работ, услуг) и если организационно-управленческая структура группы предприятий зависит от производства отдельных видов продукции и видов деятельности, то приоритетными отчетными сегментами должны являться хозяйственные сегменты, а вспомогательными — географический, производственный и географический сбытовой сегменты.

Если же риски и финансовые результаты зависят от географических регионов деятельности и если организационно-управленческая структура группы предприятий основана на территориальном признаке, то для целей формирования финансовой отчетности приоритетным отчетным сегментом должен признаваться географический сегмент, а вспомогательным — хозяйственный.

Результат работы по выделению отчетных сегментов должен отражаться в учетной политике группы предприятий, в которой определяются виды сегментов, приоритетный вид сегмента, ос-

Алгоритмическая модель процесса сегментации деятельности группы предприятий: КФО — консолидированная финансовая отчетность; МП — материнское предприятие; ДП — дочернее предприятие

новы ценообразования по внутрихозяйственным и внутригрупповым расчетам.

Заключительной процедурой перед формированием консолидированной финансовой отчетности по сегментам должно являться определение доходов, расходов, активов и обязательств отчетных сегментов. Соответственно, доход отчетного сегмента — это часть общего дохода группы предприятий.

В заключение необходимо отметить, что совершенствование методики определения отчетных сегментов и представление дополнительной информации о них в консолидированной финансовой отчетности позволят:

а) применять единый подход к определению отчетных сегментов;

б) раскрывать в консолидированной финансовой отчетности информацию о видах деятельности объединенного предприятия в определенной экономической среде, в которой эта деятельность осуществляется по отдельным направлениям, на основе единой учетной политики группы;

в) принимать пользователями своевременные управленческие и стратегические решения.

Список литературы

1. ВахрушинаМ. А. Новые ориентиры формирования корпоративной отчетности // Корпоративная финансовая отчетность. Международные стандарты. 2009. № 6 (34).

2. Голов С. Ф. Международные стандарты финансовой отчетности: изменение и распространение // Бухгалтерский учет и аудит. 2009. № 8—9. С. 43—54.

3. ЕрмаковаН. А. Особенности сегментарного учета и отчетности в отечественной и международной практике // Международный бухгалтерский учет. 2011. № 8.

4. Международный стандарт финансовой отчетности (IFRS) 8 «Операционные сегменты». URL: http://allmsfo. ru/msfo-ifrs-8.html.

5. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» (ПБУ 12/2010): приказ Минфина России от 08.11.2010 № 143н.

SAM посчитает SAM сэкономит SAM защитит

Закажите консультацию прямо сейчас:

Телефон: +7 (495) 232-00-23. Электронная почта: sam-info@softline.ru Сайт: www.sam-audit.ru

Управлять программными активами —

выгодно и просто.

sofUine

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.