Научная статья на тему 'Сегмент препаратов, применяемых для профилактики и коррекции расстройств, обусловленных дефицитом эстрогенов'

Сегмент препаратов, применяемых для профилактики и коррекции расстройств, обусловленных дефицитом эстрогенов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
542
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕГМЕНТ ПРЕПАРАТОВ / ХИРУРГИЯ / РЕЙТИНГ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ ЛС / RMBC

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бучина Анна

Основным методом профилактики и коррекции расстройств, обусловленных дефицитом эстрогенов, в климактерическом периоде и при хирургической менопаузе является заместительная гормональная терапия (ЗГТ) различными аналогами половых стероидных гормонов: эстрогенами или комбинациями эстроген + гестаген.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

T he market of drugs for treatment of menopausal disorders, including food supplements and homeopathic drugs, is growing dynamically, with the annual retail sales in exceed of $45 million. The major part of sales accounts for traditional drugs, and over 30% for homeopathic medicines characterized by the mildest effect on the human organism. The segment of food supplements demonstrates rampant growth, accumulating just 5% of the total market value. Anna BUCHINA, RMBC. Drugs used in prevention and treatment of health disorders caused by estrogen deficiency.

Текст научной работы на тему «Сегмент препаратов, применяемых для профилактики и коррекции расстройств, обусловленных дефицитом эстрогенов»

гг

РШШииМ 2008 март

Анна БУЧИНА, RMBC

Сегмент препаратов,

ПРИМЕНЯЕМЫХ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕК

ЦИИ

РАССТРОЙСТВ, ОБУСЛОВЛЕННЫХ ДЕФИЦИТОМ ЭСТРОГЕНОВ

Основным методом профилактики и коррекции расстройств, обусловленных дефицитом эстрогенов, в климактерическом периоде и при хирургической менопаузе является заместительная гормональная терапия (ЗГТ) различными аналогами половых стероидных гормонов: эстрогенами или комбинациями эстроген + гестаген.

В настоящее время ЗГТ в том или ином виде в пери- и постменопаузе получают 20 млн. из 470 млн. женщин нашей планеты. Частота и вариант используемой ЗГТ варьируются в значительных пределах и обусловлены как социально-экономическими факторами, так и подготовленностью медицинского сообщества и населения в целом. В Германии 40% женщин, сталкивающихся с обозначенными проблемами, используют гормональные препараты (в основном, в виде таблеток); в Скандинавских странах ими пользуется 30—40% женщин; в США — от 15 до 25%, в Англии — 10%.

На постсоветском пространстве до сих пор среди женщин и части врачей доминирует точка зрения о том, что не следует вмешиваться в естествен-

ный биологический процесс старения организма. Нередко отмечается настороженное или негативное отношение к заместительной терапии гормонами, особенно назначаемой с профилактической целью. Однако число женщин, получающих гормонотерапию в пери- и постменопаузе, постоянно увеличивается, т.к., с одной стороны, снижается негативное отношение медицинской общественности к гормонотерапии и, с другой стороны, достигнуты значительные успехи при ее применении. В России широко применяются препараты как системного, так и местного действия, при этом последние — в качестве средств коррекции урогенитальных расстройств у женщин в климактерическом периоде.

ТАБЛИЦА i| Рейтинг производителей ЛС ЗГТ при эстрогендефицитных состо-

яниях по объему аптечных продаж в России за IV кв. 2006 г. — III кв. 2007 г.

Место в рейтинге Производитель Доля в общем объеме розничных продаж, %

I* II

I II

1 1 Organon International 40,2 42,3

2 2 Bayer Healthcare 33,7 30,7

3 3 Solvay Pharmaceuticals 18,0 17,6

4 4 Orion Corporation 3,4 3,9

б б Gedeon Richter Ltd. 1,9 2,4

6 6 Novo Nordisk 1,6 2,1

7 7 «Дальхимфарм» 0,7 0,3

8 9 Laboratoires Besins 0,3 0,2

9 8 «Фармадон» 0,04 0,2

Итого** 100,00 100,00

* Здесь и далее: I - годовой период с IV кв. 2006 г. по III кв. 2007 г., II - годовой период с IV кв. 2005 г. по III кв. 2006 г. ** Доля сегмента «производитель не определен» составила 0,2%.

The market of drugs for treatment of menopausal disorders, including food supplements and homeopathic drugs, is growing dynamically, with the annual retail sales in exceed of $45 million. The major part of sales accounts for traditional drugs, and over 30% — for homeopathic medicines characterized by the mildest effect on the human organism. The segment of food supplements demonstrates rampant growth, accumulating just 5% of the total market value.

Anna BUCHINA, RMBC. Drugs used in prevention and treatment of health disorders caused by estrogen deficiency.

Согласно данным RMBC, объем продаж препаратов заместительной гормональной терапии расстройств, обусловленных дефицитом эстрогенов1, за годовой период (IV кв. 2006 г. — III кв. 2007 г.) достиг 30,2 млн. долл. в России (в ценах конечного потребления), при этом доля данного сегмента в общем объеме фармрынка составила 0,27%. Аптеки являются ключевым каналом дистрибьюции препаратов заместительной гормональной терапии эстро-гендефицитных состояний: доля аптечного сектора в общем объеме реализации данной группы ЛС за анализируемый период составила 97%, поэтому дальнейший анализ проводился только по данным розничных продаж (без учета больничных закупок и реализации в рамках программы дополнительного лекарственного обеспечения в России). Годовой объем аптечных продаж данной группы препаратов вырос на 23%

1 В выборку включены препараты АТС-групп третьего уровня G03C и G03F за исключением МНН диэтилстильбэстрол.

23

март 2008 PEMEOUUM

ПОТРЕБЛЕНИЕ И СПРОС

по сравнению с предыдущим аналогичным периодом, таким образом, несколько отстав от среднего показателя по аптечному рынку страны (+29%).

В России сегмент препаратов заместительной гормональной терапии эстро-гендефицитных состояний представлен как рецептурными, так и безрецептурными препаратами. На долю ЛС, отпускаемых без рецепта врача, приходится 36% общего объема продаж; ОТС-сегмент представлен местными формами одного торгового наименования — Овестин (суппозитории и вагинальный крем).

В целом, на долю местных лекарственных форм приходится 40% общего объема аптечного сегмента препаратов ЗГТ (рис. 1). Таблетированные лекарственные формы аккумулируют свыше половины объема продаж. Следует отметить, что структура анализируемого сегмента по лекарственным формам осталась неизменной по сравнению с IV кв. 2005 — III кв. 2006 гг.

Монопрепараты эстрогенов превалируют по объему, на долю комбинированных препаратов эстроген + гестаген приходится 45%, соответственно. Аптечный сегмент ЛС ЗГТ при эстроген-дефицитных состояниях в России делят 9 компаний, «тройка» лидеров аккумулирует 92% общего объема сегмента. В целом «пятерка» лидеров по итогам последних 12 месяцев осталась неизменной. Корпорация Bayer Healthcare, увеличившая объем продаж на 35% по сравнению с предыдущим анализируемым периодом, несколько потеснила лидера рынка, компанию Organon. Темпы роста Solvay, замыкающей «тройку» ведущих корпораций, соответствовали среднему показателю по рынку, таким образом, ее доля осталась стабильной. Gedeon Richter продемонстрировал отрицательную динамику продаж (-2%). Анализируемый сегмент в России сформирован 21 торговыми наименованиями. Совокупная доля трех ведущих препаратов по объему аптечных продаж — Овестин, Фемостон и Климо-норм, — составила почти три четверти общего объема сегмента. Препарат Анжелик занял 4-е место по объему аптечных продаж в текущем анализируемом периоде, увеличив свою долю до 7% в

ТАБЛИЦА 2| Десять ведущих торговых наименований ЛС

ЗГТ при эстрогенде< зицитных состояниях

Место в рейтинге Торговое наименование Доля в общем объеме розничных продаж, %

I II

I II

г г Овестин 40,2 42,3

2 2 Фемостон (вкл. Фемостон 1/5) г8,0 г7,6

3 3 Климонорм гб,7 гб,8

4 6 Анжелик 7,2 3,7

б б Прогинова 4,9 4,7

6 4 Климодиен 4,г 5,0

7 7 Дивигель 2,г г,7

8 9 Климара г,8 г,б

9 8 Микрофоллин форте г,2 г,б

го го Дивина г,о г,б

Итого 96,2 95,4

ТАБЛИЦА з| Десять ведущих производителей БАД,

применяемых при эстрогендефицитных состояниях

Место в рейтинге Доля в общем объеме

Производитель розничных продаж, %

I II I II

г 2 Pharma-Med Inc 26,5 г6,б

2 г Hankintatukku 22,7 27,6

3 26 «В-Мин» г2,3 -

4 б «Эвалар» 8,0 б,7

б 3 «Биофизика» 8,0 гб,9

6 9 Queisser Pharma GmbH & Co.KG б,8 2,9

7 7 «Сиб-Крук» 3,6 3,8

8 4 Артлайф 2,6 7,б

9 8 Леовит Нутрио 2,2 3,6

го гг Natur Produkt 2,г г,3

Итого 93,б 84,9

РИСУНОК 1

| Структура аптечного рынка ЛС ЗГТ при эстрогендефицитных I состояниях в России за IV кв. 2006 г. — III кв. 2007 г.

1 — Вагинальные ЛФ, 40%

2 — Инъекционные ЛФ, 1%

3 — Пластырь

трансдермальный, 2%

4 — Таблетки, драже, 57%

24

СЕГМЕНТ ПРЕПАРАТОВ, ПРИМЕНЯЕМЫХ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ РАССТРОЙСТВ, ОБУСЛОВЛЕННЫХ ДЕФИЦИТОМ ЭСТРОГЕНОВ

РШШииМ 2008 март

ТАБЛИЦА 4| Десять ведущих производителей БАД,

применяемых при эстрогендефицитных состояниях

Место в рейтинге Торговое наименование Доля в общем объеме розничных продаж, %

I II

I II

г г Фемикапс 22,4 26,а

2 - Эстровэл г2,3 -

3 - Фарма-мед Ледис формула Менопауза г2,2 -

4 3 Фарма-мед Ледис формула Женщина 45 плюс а,6 гг,г

б 2 Энерлит-клима а,о гб,9

6 г2 Ци-Клим 6,9 2,о

7 9 Доппельгерц Актив Менопауза б,а 2,9

а 6 Фарма-мед Ледис формула Менопауза день и ночь б,7 б,4

9 7 Бальзам Золотая Сибирь женский 3,6 з,а

го 4 Формула женщины 2,6 7,б

Итого а7,9 7б,4

ROCHE ПЕРЕДАЕТ ТЕХНОЛОГИИ БЕДНЫМ СТРАНАМ

Компания Roche объявила о заключении четырех новых соглашений о передаче технологий по производству препаратов для лечения ВИЧ-инфекции производителям в Азии и Африке: компаниям Regal Pharmaceuticals в Кении, CAPS Holdings в Зимбабве, Shelys Pharmaceuticals в Танзании и Beximco Pharmaceuticals Ltd в Бангладеш. В рамках этой инициативы данным компаниям бесплатно будет передана техническая информация, необходимая для производства дженерико-вой версии Саквинавира — препарата 2-й линии терапии ВИЧ-1 инфекции, разработанного компанией Roche. В рамках инициативы передачи технологий компания также проведет учебные семинары для фармпроизводителей беднейших стран Азии и Африки. Основным вопросом, обсуждаемым на семинарах, станет дальнейшее усовершенствование производственного процесса; кроме того, такие тренинги позволят передать знания и опыт, накопленные Roche, специалистам из стран с ограниченными ресурсами. Информация, полученная местными компаниями, позволит расширить производственные мощности и уровень знаний, необходимые для производства препаратов для лечения ВИЧ-инфекции. Roche отказалась от практики регистрации патентов на антиретровирусные препараты в беднейших странах мира. В связи с этим, местные компании смогут производить препарат Саквинавир для дальнейшего его распространения в беднейших африканских странах, а также других странах, вошедших в составленный ООН список наименее развитых государств.

общем объеме аптечных продаж сегмента благодаря росту в 1,4 раза. Следует отметить, что в России не представлены препараты МНН проместриен (синтетическое вещество, обладающее низкой эстрогенной активностью), выпускаемые в виде местных лекарственных форм и распространенных, например, в Украине.

Помимо ЛС для профилактики и коррекции расстройств, обусловленных дефицитом эстрогенов в климактерическом периоде, широкое применение получили биологически активные добавки к пище. Действующим началом данной группы БАД, как правило, является лекарственное растительное сырье, содержащее фитоэстрогены — био-флавоноиды, близкие по структуре и свойствам к естественным женским половым гормонам и проявляющие, как показали специальные исследования, гормоноподобные, а именно — эстрогенные свойства.

По данным RMBC, за годовой период объем аптечных продаж анализируемой группы БАД составил 2,2 млн. долл., превысив аналогичный показатель предыдущего периода на 80%.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сегмент представлен 29 производителями, лидером по объему аптечных продаж является канадская компания Pharma-Med, представляющая в России для женщин в менопаузе целую линейку БАД Фарма-мед Ледис формула (табл. 3,4). Следует отметить, что боль-

шинство производителей, представленных в «десятке», является российскими компаниями.

В аптеках России представлены 44 наименования БАД, применяемых при климактерических расстройствах. Примечательно, что в анализируемом сегменте БАД средняя стоимость упаковки в розничных ценах (7,6 долл.) меньше аналогичного показателя для ГЛС (14,2 долл.) почти в 2 раза, тогда как в среднем по аптечному рынку стоимость одной упаковки БАД превышает стоимость упаковки ГЛС на 12%. Альтернативой заместительной гормональной терапии или применения БАД являются гомеопатические ЛС, по мнению многих специалистов, — один из наиболее мягких и безвредных методов лечения. Говоря простым языком, гомеопатические препараты не содержат замещающих гормонов, не создают искусственной стимуляции или угнетения функций организма. Они просто дают регулирующий сигнал организму, в ответ на который он начинает вырабатывать соответствующие гормоны.

По оценке RMBC, объем аптечного рынка гомеопатических средств для профилактики и коррекции расстройств, связанных с дефицитом эстрогенов у женщин, за последние 12 месяцев составил порядка 13 млн. долл. в розничных ценах, увеличившись в объеме практически на четверть по сравнению с предыдущим аналогичным периодом. Среди ведущих игроков рынка следует выделить следующие компании: Richard Bittner (Ременс), «Материа Медика» (Климаксан) и Deutsche Homoeopathie-Union (Кли-мактоплан).

В заключение следует отметить, что сегмент средств, применяемых при климактерических расстройствах, включая БАД и гомеопатию, является динамично развивающимся, годовой объем аптечных продаж составляет более 45 млн. долл.

Основной объем продаж приходится на традиционные ЛС, и около 30% — на наиболее щадящие по своему воздействию на организм гомеопатические препараты. Сегмент БАД, аккумулирующий всего 5% продаж, демонстрирует при этом опережающие темпы роста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.