Научная статья на тему 'Сеченовский Университет: Российский рынок образовательных услуг в сфере высшего медицинского образования'

Сеченовский Университет: Российский рынок образовательных услуг в сфере высшего медицинского образования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
281
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ ПРОДВИЖЕНИЯ / PROMOTION STRATEGY / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / CONTEMPORARY EDUCATION / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ / EDUCATIONAL SERVICES / МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / MEDICAL EDUCATION / РЫНОК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / MARKET OF EDUCATIONAL SERVICES / ЭФФЕКТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МЕДИЦИНСКИМ ВУЗОМ / EFFECTIVE MANAGEMENT OF THE MEDICAL UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Морозова Е.М.

В современных условиях образование одновременно выступает в двух категориях: образовательное благо, которое носит общественный характер и во многом предопределяет общественное благосостояние; и образовательная услуга комплекс действий, направленный на сознание человека, обеспечивающий реализацию потребности в получении знаний и умений с целью приобретения профессии или квалификации. В условиях жесткой конкуренции российские вузы вынуждены совершенствовать свою деятельность, предлагая рынку не просто новые, но более качественные образовательные программы. [5]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Морозова Е.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SECHENOV UNIVERSITY: EDUCATIONAL SERVICES IN THE RUSSIAN MARKET IN THE FIELD OF MEDICAL EDUCATION

In modern conditions of education at the same time acts in two categories: educational benefit, which is social in nature and largely determines the public welfare; and educational services a set of actions aimed at human consciousness, providing the realization of the needs in gaining knowledge and skills to acquire a profession or skill. In conditions of a rigid competition to the Russian universities have to improve their activities, offering the market not just new, but better quality educational programs.

Текст научной работы на тему «Сеченовский Университет: Российский рынок образовательных услуг в сфере высшего медицинского образования»

Специальный выпуск: Материалы XIXмеждународного конгресса "Здоровье и образование в XXI веке"

18-20 декабря 2017, г. Москва

УДК 339.138

СЕЧЕНОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ: РОССИЙСКИЙ РЫНОК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В СФЕРЕ

ВЫСШЕГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Морозова Е.М.

ФГАОУ ВО Первый МГМУ имени И.М. Сеченова, г. Москва, Российская Федерация

Аннотация. В современных условиях образование одновременно выступает в двух категориях: образовательное благо, которое носит общественный характер и во многом предопределяет общественное благосостояние; и образовательная услуга - комплекс действий, направленный на сознание человека, обеспечивающий реализацию потребности в получении знаний и умений с целью приобретения профессии или квалификации. В условиях жесткой конкуренции российские вузы вынуждены совершенствовать свою деятельность, предлагая рынку не просто новые, но более качественные образовательные программы. [5]

Ключевые слова: стратегия продвижения, современное образование, образовательные услуги, медицинское образование, рынок образовательных услуг, эффективное управление медицинским вузом.

Обзор и анализ рынка образовательных услуг актуален и важен не только для самих вузов, но и для потребителей/покупателей - абитуриентов и их родителей. Руководство учебного заведения всегда пристально следит за рейтингом своего учреждения, так как это позволяет увеличить конкурс на бюджетные места и привлечь поступающих на платную основу, а значит обеспечить вуз работой на ближайшие несколько лет.

Поскольку рынок образования рассматривается частью сферы услуг, то для него характерны некоторые особенности. Услуги носят длительный и многоступенчатый характер. Сами услуги невозможно хранить, но результат деятельности сохраняется в течение определенного периода жизни человека. Деятельность, осуществляемая образовательными учреждениями, лицензируется. При этом часть услуг предоставляется бесплатно на конкурсной основе (за счет средств бюджета), а часть - платно (за счет потребителей). [5]

Первый МГМУ имени И.М. Сеченова - старейший и крупнейший отечественный медицинский вуз, является ведущим учебно - научным комплексом в России по подготовке, аттестации и повышению квалификации медицинских и фармацевтических кадров.

Стратегической целью развития Первого МГМУ имени И.М. Сеченова на ближайшие пять лет является упрочение своего интеллектуального лидерства в российской системе здравоохранения и создание медицинского университета мирового уровня.

На внутрироссийском рынке абитуриенты Сеченовского Университета уже сейчас имеют один из самых высоких средних баллов ЕГЭ среди всех университетов, а также самый высокий среди медицинских вузов, который составляет 90,95. [6]

Для эффективного функционирования высшего учебного заведения на рынке образовательных услуг следует проанализировать внешнюю и внутреннюю среду.

Для исследования внешней среды был применен STEP - анализ. STEP - анализ - это маркетинговый инструмент, предназначенный для выявления социальных (Social), технологических (Technological), экономических (Economic) и политических (Political) аспектов внешней среды, которые влияют на деятельность учреждения.

На рынке образовательных услуг существует относительно стабильная ситуация, так как экономический кризис, начавший свое воздействие с 2014 года несколько подорвал экономическое положение в стране, за счет чего происходит сокращение финансирования, но при этом востребованность на рынке труда и количество бюджетных мест не уменьшается.

В результате проведенного анализа выяснилось, что самыми важными факторами являются: изменение уровня и стиля жизни, появление новых технологий и оборудования, спрос потребителей на данный вид услуг. В зависимости от того в какую сторону будут меняться эти факторы, будет изменяться поведение и стратегия данного учреждения.

Необходимо также оценить внутренний потенциал образовательного учреждения, выявить сильные и слабые стороны, а также потенциальные возможности и угрозы (SWOT - анализ).

Исходя из проведенного SWOT - анализа Первого МГМУ им. И.М. Сеченова можно сделать следующие выводы:

Университет обладает большим потенциалом для использования возможности рынка, устранения слабых сторон и ликвидации возникших угроз. Потенциал Университета достаточно высок за счет влияния сильных сторон: качества образования, уровня инноваций, качества медицинской помощи, репутации учреждения.

Специальный выпуск: Материалы XIXмеждународного конгресса "Здоровье и образование в XXI веке"

18-20 декабря 2017, г. Москва

Необходимо сохранить данные сильные стороны и продолжить укрепление своих позиций на российском рынке образовательных услуг.

Оптимизация деятельности вуза в своей основе имеет задачу обеспечения наилучшего качества образовательных услуг, высокого профессионализма кадрового профессорско-преподавательского и научно-исследовательского состава, хорошей материально-технической базы, наличия и достаточности объектов социальной инфраструктуры, организации внеучебной и досуговой деятельности, создание в вузе благоприятной среды, обеспечивающей сохранение и поддержание здоровья обучающихся.

Признавая, что в современных социально - экономических условиях «востребован только работник нового качества, имеющий квалификацию, которая соответствует современным требованиям и, что важно, соответствующее отношение к работе», высшая школа неизбежно ориентируется на ведущие социальные тренды в организации образовательного процесса, сближении (конвергенции) программ подготовки с требованиями рынка труда по отрасли, во внедрении новых методов обучения и обеспечения повышения социальной комфортности получения образования. [4]

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

[1] Грачев С.В., Михеева Л.В. Инновационные технологии подготовки кадрового резерва исследователей для биомедицинской науки и высшей медицинской школы. - М.: ГЭОТАР - Медиа, 2011. - 120с.

[2] Егоршин А.П., Кучеренко В.И., Ванькина И.В. Маркетинг образования: Учебное пособие для вузов. - Н. Новгород: Логос, 2006. - 521 с.

[3] Кузьмина Е.Е. Маркетинг образовательных услуг: учебное пособие для магистров. - М.: Изд-во Юрайт, 2012. - с.78.

[4] Социология медицины, 2015; 14(1): 3 - 9.

[5] Ребрикова Н.В., Колесникова О.В. Исследование рынка образовательных услуг: краткий обзор // Молодой ученый. — 2017. — №14. — С. 417-420.

[6] Официальный сайт ФГАОУ ВО Первый МГМУ имени И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет). URL: https://www.sechenov.ru/

SECHENOV UNIVERSITY: EDUCATIONAL SERVICES IN THE RUSSIAN MARKET IN THE FIELD OF

MEDICAL EDUCATION

Morozova E.M.

Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education I.M. Sechenov First Moscow State Medical

University, Moscow, Russian Federation

Annotation. In modern conditions of education at the same time acts in two categories: educational benefit, which is social in nature and largely determines the public welfare; and educational services - a set of actions aimed at human consciousness, providing the realization of the needs in gaining knowledge and skills to acquire a profession or skill. In conditions of a rigid competition to the Russian universities have to improve their activities, offering the market not just new, but better quality educational programs.

Key words: promotion strategy, contemporary education, educational services, medical education, market of educational services, effective management of the medical university.

REFERENCES

[1] Grachev S. V., Mikheeva L. V. Innovative technologies of training of personnel reserve of researchers for biomedical Sciences and graduate medical school. - M.: GEOTAR - Media, 2011. - 120s.

[2] Egorshin A. P., Kucherenko V. I., Vankina I. V. Marketing in education: textbook for universities. - N. Novgorod: Logos, 2006.

- 521 p.

[3] Kuzmina E. E. the Marketing of educational services: a training manual for masters. - M.: publishing house of Yurayt, 2012. -p. 78.

[4] Sociologia meditsini, 2015; 14(1): 3 - 9.

[5] Rebrikova N. V., Kolesnikova O. V. research of the market of educational services: an overview // the Young scientist. — 2017.

— No. 14. — S. 417-420.

[6] The official website of the Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education I.M. Sechenov First Moscow State Medical University of the Ministry of Health of the Russian Federation (Sechenov University) URL: https ://www. sechenov.ru/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.