Научная статья на тему 'СЕБЕСТОИМОСТЬ АВТОТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ'

СЕБЕСТОИМОСТЬ АВТОТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
86
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОТРАНСПОРТНЫЕ УСЛУГИ / СЕБЕСТОИМОСТЬ / ОПТИМИЗАЦИЯ ЗАТРАТ / РАСХОДЫ / ЗАТРАТЫ / MOTOR TRANSPORT SERVICES / PRIME COST / COST OPTIMIZATION / EXPENSES / OUTLAY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузнецов А.В.

Научная статья посвящена исследованию особенностей себестоимости услуг автотранспортной отрасли России. Актуальность работы обусловлена ухудшением экономической конъюнктуры рынка перевозок, вследствие чего компаниям необходимо проводить оптимизацию своих расходов. В рамках статьи рассмотрены составляющие себестоимости транспортных услуг. Разобран процесс анализа себестоимости и сделаны выводы для работы по его результатам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COST OF TRANSPORT SERVICES

The scientific article is devoted to the study of the features of the cost of services in the Russian motor transport industry. The relevance of the work is due to the deterioration of the economic situation in the transportation market, which means that companies need to optimize their expenses. The article considers the components of the cost of transport services. The process of cost analysis is analyzed and conclusions are drawn for working on its results.

Текст научной работы на тему «СЕБЕСТОИМОСТЬ АВТОТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ»

УДК 338.585

Кузнецов А.В. студент магистратуры научный руководитель: Бычкова А.С., к.э.н.

Уфимский государственный авиационный технический университет

СЕБЕСТОИМОСТЬ АВТОТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ

Аннотация: научная статья посвящена исследованию особенностей себестоимости услуг автотранспортной отрасли России. Актуальность работы обусловлена ухудшением экономической конъюнктуры рынка перевозок, вследствие чего компаниям необходимо проводить оптимизацию своих расходов. В рамках статьи рассмотрены составляющие себестоимости транспортных услуг. Разобран процесс анализа себестоимости и сделаны выводы для работы по его результатам.

Ключевые слова: автотранспортные услуги; себестоимость; оптимизация затрат; расходы, затраты.

Kuznetsov A. V. master's student

Scientific adviser: Bychkova A.S., PhD in Economics Ufa State Aviation Technical University

COST OF TRANSPORT SERVICES

Abstract: the scientific article is devoted to the study of the features of the cost of services in the Russian motor transport industry. The relevance of the work is due to the deterioration of the economic situation in the transportation market, which means that companies need to optimize their expenses. The article considers the components of the cost of transport services. The process of cost analysis is analyzed and conclusions are drawn for working on its results.

Key words: motor transport services; Prime cost; cost optimization; expenses, outlay.

Транспортная сфера играет огромную роль в российской экономике. Ее доля в структуре валовой добавленной стоимости достигает 7%, а реализация проектов по строительству транспортной инфраструктуры вносит серьезный вклад в объемы вложений в основной капитал.

Себестоимость транспортных услуг является одним из основных экономических показателей, характеризующих продуктивность использования всех видов ресурсов, используемых для осуществления

перевозок и других транспортных услуг. Более того, уровень и структура себестоимости являются основой для составления тарифов на перевозки и остальные услуги.

В себестоимость транспортных услуг автомобильным транспортом входят: текущие затраты на трудовые и материальные ресурсы; затраты по непрерывному обновлению основных производственных фондов; затраты, связанные с необходимостью кадрового обеспечения, включая расходы на управление, обеспечение охраны имущества, соблюдение экологических требований, выполнение обязательств перед банком по выплате кредитов, налоги и сборы.

На автомобильном транспорте при калькуляции и расчете себестоимости транспортных услуг применяется следующее разделение по статьям затрат:

1. Затраты, связанные непосредственно с основной деятельностью (перевозками, аренде спецтехники и других работ), в том числе:

- оплата труда водителей автотранспорта и кондукторов;

- покупка топлива для транспорта;

- отчисления в социальные фонды;

- обновление смазочных материалов;

- замена резины и других расходных материалов;

- проведение технического обслуживания и ремонта автомобилей;

- амортизация транспортных средств.

2. Общехозяйственные расходы.

Это расходы не связанные с основной деятельностью, а идущие на обслуживание управленческого и общехозяйственного персонала.

Анализ себестоимости транспортных услуг позволяет увидеть ход изменения данного показателя, а также найти пути по снижению себестоимости.

Анализ себестоимости транспортных услуг должен помочь выяснить, по каким статьям затрат получена экономия средств, а по каким - перерасход, какие факторы и в какой степени повлияли на величину себестоимости.

Аналитическая сумма затрат определяется по формуле (1):

Зсум=ФЗП + Зпер +З пост (1)

где Зсум - сумма затрат, ФЗП - фонд заработной платы, страховые отчисления, Зпер - затраты переменные (затраты на топливо, смазочные материалы, техническое обслуживание и др.), Зпост - затраты постоянные (амортизационные отчисления, общехозяйственные расходы).

Для анализа используются отчетная, плановая и аналитическая величины. Далее по ним определяются отклонения: абсолютное (разница отчетной и плановой величин), относительное (между отчетной и плановой), допустимое (между аналитической и плановой). Далее анализируется их влияние на общие затраты и определяется перерасход по

статьям затрат. Анализ показывает где произошла экономия, а где перерасход средств.

В итоге по результатам анализа себестоимости транспортных услуг для аналитика целесообразным является: выявить основные ресурсы снижения себестоимости, представить совокупность мер по ее уменьшению.

Использованные источники:

1. Егорова Д.С. Теоретические основы управления затратами на техническое обслуживание (ТО) и текущий ремонт (ТР) на автотранспортном предприятии // Молодой ученый. 2017. № 10 (144). С. 224-226.

2. Карлик М.А. Выбор способа расчета себестоимости продукции для производственного предприятия // Экономические науки. 2011. №3(76). С.160-165.

3. Ерижев М.К. Развитие методов управления затратами, учета и калькулирования себестоимости // Менеджмент в России и за рубежом. 2003. №6.

4. Тарханова Н.В. Анализ себестоимости транспортных услуг // Вестник ИрГТУ. 2015. №12(107).

5. Тарханова Н.В. Анализ хозяйственной деятельности автотранспортных предприятий // Вестник ИрГТУ. 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.