Научная статья на тему 'Сеансы материализации'

Сеансы материализации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
37
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Бизнес-журнал
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сеансы материализации»

Формирование рынка вокруг технологии 3D-печати происходит

в России по законам вирусного маркетинга. Идея печати материальных объектов с помощью трехмерного принтера легко (с одной демонстрации) завоевывает новых поклонников: кто-то на волне энтузиазма сам становится производителем 3D-принтеров, а кто-то — преданным пользователем.

Первые 3D-принтеры и сканеры появились в России около десяти лет назад — в качестве единичных и поначалу малопонятных для потенциальных пользователей экземпляров. За эти годы рынок заметно изменился: по оценкам игроков, его рост составляет сейчас примерно 20% в год. По мнению Эльмиры Гафуровой, руководителя отдела продаж компании Cybercom, спрос растет, судя по всему, прямо пропорционально распространению Интернета в России.

Сейчас, по оценкам участников рынка, в стране с 3Э-продуктами работает всего около десятка дистрибьюторов. «Для сравнения: в Америке их раза в два больше», — подсчитывает Николай Максимов, советник генерального директора компании «Ника-Рус». ЭО-студий также пока еще совсем немного. Даже в Москве можно насчитать лишь около двух десятков компаний, выполняющих «объемную» печать. Конечно же, до картины, которую рисуют футурологи, еще далеко. И пройдут годы, прежде чем в каждом микрорайоне будут работать свои ЭО-центры, производящие не то чтобы прототипы — настоящие готовые изделия по модели, изготовленной в ЭО-редакторе.

А началось все в России, по мнению собеседников «Бизнес-журнала», когда с легкой руки властей был взят курс на инновационное развитие, какое бы скептическое отношение к успехам на этом поприще ни бытовало. Однако именно такая установка

сподвигла некоторые ФГУПы и ГУПы на покупку инновационной «оргтехники». Как бы то ни было, по наблюдениям Эльмиры Гафуровой, эта категория заказчиков вкупе с образовательными учреждениями до сих пор составляет около 70% клиентов. По словам Николая Максимова, отдельную лепту в развитие ЭО-печати внесли предприятия ВПК: использование новейших технологий, включая ЭО, было фактически вменено им в обязанность. Однако, как отмечают эксперты, за последние три года произошел большой всплеск интереса к ЭО-печати со стороны частных компаний. Как говорят дистрибьюторы, первыми, кто оценил возможность быстрого «выращивания» моделей, стали ювелирные, стоматологические компании и архитектурные мастерские.

Очень быстрое прототипирование

Современные технологии ЭО-печати уже достигли достаточного уровня, чтобы позволить получать весьма качественные готовые изделия, особенно если речь идет о такой технологии, как лазерное спекание — с исходным материалом в виде металлического порошка. Однако мысль о замене традиционного производства компаниям кажется пока далекой от реальности: слишком дорогое удовольствие для того, чтобы запускать его в серийное производство. Основное назначение принтеров, по крайней мере пока, — про-тотипирование. И в этой ипостаси принтеры уже

ТЕМА ЗD-ПEЧATЬ

г

давно проявляют себя во всей красе: с их помощью производители заметно сокращают свои издержки, оценивая и испытывая модели еще до того, как они будут запущены в производство. «Если с точки зрения конструирования и производственной части в России всегда все было более или менее в порядке, то пред-производственный этап (все, что связано с созданием технологии) долгое время оставался уязвимым местом для российских предприятий, — замечает Николай Максимов. — И с появлением 3D-технологий этот пробел наконец начал исчезать».

Компаниям, которые рискнули инвестировать в новые технологии, удалось сделать качественный скачок. В том числе за счет значительного сокращения времени,

1

V

i

1

У

было сложно. Сейчас конструкторы начинают с того, что сканируют лица — друг друга и знакомых. В итоге игрушки становятся более «человечными», а сам процесс подготовки моделей к производству сократился в разы». Заодно, подсчитывает Верещагин, объем брака снизился на 86%: ведь все конструктивные ошибки исправляются еще до того, как модель запускается в производство.

Параллельно с внедрением 3D-технологий в промышленности в России появляется инфраструктура, позволяющая сделать 3D-прототипирование доступной услугой. Весной этого года в МИСиСе открылась первая лаборатория международной сети «ФабЛаб» (на этом проекте «ФабЛаб» рассчитывает обкатать

За последние несколько лет в России произошел большой всплеск интереса к ЭР-печати со стороны частного бизнеса. Первыми, кто оценил возможность быстрого прототипирования, стали ювелирные и архитектурные мастерские, а также стоматологические центры

требуемого для новых разработок. Там, где раньше счет шел на годы, сейчас иногда требуются лишь недели, говорит Илья Зубенин, начальник отдела опытных изделий ЗАО «Новомет-Пермь» (производитель погружного оборудования для добычи нефти). С 2003 года предприятие изготавливает объемные модели основных «органов» погружного насоса — рабочее колесо и направляющий аппарат — на установках лазерного спекания. Они помогают соблюдать высочайшую точность на этапе проектирования - и делать все быстро. «К примеру, — говорит Зубенин, — с помощью ЭБ-технологий мы первыми на российском рынке смогли предложить высокодебетные ступени насосов».

Инвестировать в ЭБ-прототипирование сегодня «вынуждены» все крупные компании, которые претендуют на лидерство в своей отрасли, а тем более работают на международных рынках. Компания «Звезда», известный производитель военных настольных игр и сборных моделей военной техники из Лобни, купила несколько ЭБ-принтеров и ЭБ-сканеры три года назад. По славам Максима Верещагина, менеджера по маркетингу компании, сейчас эти устройства КБ использует прежде всего для создания миниатюр и солдатиков, для изготовления которых требуется детальная проработка лица и фрагментов одежды: «Раньше дизайнеры все это рисовали на компьютере. На получение одной модели могло уходить 5-10 дней — и все равно добиться полной реалистичности

ЗО-лабораторию в российских условиях — для того чтобы потом включить в свою сеть новые вузы). Руководителя «ФабЛаба» Владимира Кузнецова очень воодушевляет идея, что лаборатория является прототипом персонального цифрового производства будущего: «Цифровая революция входит сейчас в решительную стадию, мы хотим быть в авангарде событий». Впрочем, у этого проекта есть и краткосрочные задачи: прежде всего он должен заметно оживить образовательный процесс, ведь теперь студенты смогут материализовывать свои идеи. «Будучи студентом, я проектировал технологическую оснастку под детали, которые не производились, и разрабатывал технологические схемы, которые нигде не работали, — вспоминает Кузнецов. — Мы создавали так называемые проекты в академических целях. Благодаря технологиям компьютерного проектирования и нашей лаборатории современный студент может в рамках одного курса не только придумать свое или модифицировать существующее устройство, но и сделать его! По-моему, гораздо интереснее и полезнее (даже в тех самых «академических целях») создать работающий гаджет, нежели разработать проект производственного цеха, который никогда и никем не будет реализован».

Модель для сборки

Параллельно в России начала пускать корни идея производства трехмерных принтеров «для каждого

ТЕМА 3D-nE4ATb

г

дома». Ее носителем стал ресурс RepRap.Org, который в 2005 году был запущен преподавателем одного из английских университетов Адрианом Бауером. Концепция открытой площадки заключалась в распространении культуры 3D-прототипирования: изготовить принтер по схемам, описанным на сайте, может любой желающий. Эта идея была очень быстро подхвачена российской «технической интеллигенцией», которая с жаром в разных уголках России принялась «изобретать велосипед». Причем у некоторых энтузиастов, казалось бы, частные эксперименты довольно быстро начали принимать очертания бизнеса. Одним из наиболее успешных проектов стала зеленоградская компания «Кипарис» (подробнее о проекте читайте в статье «Первопечатники» далее): сейчас она переходит к массовому производству принтеров, которые теперь уже очень мало напоминают исходные чертежи, взятые с RepRap.Org.

Похожим курсом двигается и «Центр информационных технологий» из Нижнего Тагила, который построил свой первый принтер по лекалам RepRap три года назад, а затем занялся разработками собственной

Машина Санта-Клауса

Устройства, создающие или копирующие объекты, — давняя придумка писателей-фантастов. Одним из первых их описал Юджин Родденберри — сценарист и продюсер популярного американского научно-фантастического сериала «Звездный путь» (Star Trek), который с небольшими перерывами производился в 1966-2005 годах. Действие сериала происходит в XXIII-XXIV веках. В ранних сериях устройство, именуемое «репликатором», производит по заказу пищу и воду, благодаря чему обитатели космических станций и кораблей не нуждаются в запасах провианта. В более поздних сериях функциональность репликаторов становится заметно шире: с их помощью делают кислород для дыхания, запчасти, одежду, различные бытовые предметы, а также преобразуют материю в энергию. О принципе действия репликатора из сериала известно лишь то, что он работает с субатомными частицами и формирует новые объекты из получившихся молекул.

Ученые-визионеры также нередко строили предположения о возможности создания в будущем устройств-репликаторов. Известный американский физик-теоретик Теодор Тейлор (1925-2004) полагал, что они должны состоять из «разборщика» материи на элементарные частицы (дисассемблера) и «сборщика» (ассемблера). «Можно представить машину, — писал Тейлор, — которая станет использовать любой материал, от лунной породы до камней с астероидов, — перерабатывать его и выдавать практически любой продукт — разумеется, если человек знает, как этот продукт производить, и способен дать инструкции машине. Я думаю, что наиболее подходящим названием для такого устройства будет «Машина Санта-Клауса» (Santa Claus Machine)».

модели, получившей название «Хамелеон». По словам директора компании Антона Дмитриевского, сейчас продажи составляют примерно два-три принтера в неделю. Однако он рассчитывает на их увеличение: все-таки рынок бытовых 3D-принтеров только формируется. В расчете на перспективу два года назад основатели компании решили диверсифицировать свой бизнес и запустить производство по изготовлению расходного материала — прутка. «Станок для изготовления пластиковой проволоки изобрели мы сами, — рассказывает Дмитриевский. — Работали над ним около года. Главной задачей было достигнуть определенной калибровки пластика: диаметр прутка для принтеров не должен превышать 3 мм. Довольно долго подбирали и сырье: российский пластик нас не устроил, постепенно научились работать с цветом...» Направление оказалось перспективным. По словам изобретателя, продажи прутка с каждым годом удваиваются, в том числе благодаря заказам со стороны все новых и новых конкурентов — таких же «принтеростроителей».

Среди потенциальных игроков намечающегося рынка — Денис Алексеев, технический директор петербургской компании, который в этом году стал одним из многих, кто самостоятельно в домашних условиях построил свой трехмерный принтер. «Однажды я узнал о существовании этой технологии, вышел на RepRap.Org и захотел проверить свои силы, — рассказывает Алексеев. — Конечно, можно было бы заказать готовый комплект, подождать месяц-другой и получить почти готовый принтер, но хотелось пройти весь путь сборки самому. Возможность иметь дома 3D-принтер и печатать на нем изделия была очень заманчивой».

Изготовлением принтера Денис занимался в свободное от работы время, и через шесть месяцев устройство было готово. «Эмоции были разные, — вспоминает он свои ощущения, — особенно когда что-то не получалось, но все отошло на второй план, когда принтер напечатал свою первую деталь. Поначалу его работа просто завораживала — когда из прутка пластика и программного кода на твоих глазах «вырастал» объект, который какое-то время назад был просто виртуальной моделью». После этого Денис стал вести блог — в помощь другим «изобретателям», а потом познакомился с единомышленниками и вместе с ними собрал еще два прототипа — уже на основе собственных разработок. «Пока это, конечно же, хобби, но все идет к тому, что скоро мы сделаем свой коммерческий продукт и сможем предложить его рынку», — считает Денис Алексеев.

Рожденные революцией

Похожим — вирусным — образом «растет и крепчает» рынок услуг 3Э-прототипирования. Конечно же, пока основными игроками в этой нише остаются компании-дистрибьюторы, у которых сервис по созданию 3D-моделей вынесен в отдельное направление. Что вполне логично: у крупных поставщиков есть целый комплекс необходимого оборудования. Однако наряду с ними появляются и компании, специализирующиеся на этих услугах.

38

бизнес-журнал ноябрь #11 2012

ОАО АКБ «АВАНГАРД». Генеральная лицензия Банка России № 2879 от 10.05.2012 г. реклама

САМЫЙ ТЕХНОЛОГИЧНЫЙ БАНК-2011 ПРЕДСТАВЛЯЕТ

зарплатный проект

ДЛЯ ВАШЕЙ КОМПАНИИ

кредиты предприятию:

целевые в размере ФОТ, под 7% годовых в рублях без комиссий и без залога на срок до 25 дней

карты сотрудникам бесплатно:

международных платежных систем, кредитные и дебетовые, с логотипом предприятия

зачисление бесплатно:

мгновенно или в установленное руководством время

ведомости:

в режиме on-line бесплатно, импорт из 1С

кредиты сотрудникам на спецусловиях:

потребительские на карты

ИНТЕРНЕТ-БАНК

Ш 4

(I) :ss?£=r

$

от 100 000 руб.

до 6,25% годовых** на срок от 1 до 30 дней

до 50 млн руб.

на срок до 65 дней

ставка от 7% годовых*

интрадеи

платежи за счет средств, поступающих из других банков текущим днем

комиссия - от 0,05%

конвертация

on-line покупка/продажа, конвертация валюты по текущему биржевому курсу

комиссия - от 0,15%**

*По версии информационного портала Bankl.ru. **В зависимости от суммы и рыночных условий.

***В зависимости от срока кредитования: за 7 дней - 7% годовых; с 8 по 14 день -11 % годовых, после 14 дней -13% годовых. Размер и сроки предоставления кредитов на зарплату и овердрафтов - индивидуально.

БАНК АВАНГАРД

КРУГЛОСУТОЧНО ОТВЕЧАЕМ НА ВАШИ ВОПРОСЫ ПО ТЕЛЕФОНАМ:

(495) 737 73 23 (812) 449 44 49 8 (800) 555 99 93

Москва Санкт-Петербург (звонок по России бесплатный)

Более 250 офисов в 50 регионах

www.avangard.ru

ТЕМА ЗD-ПEЧATЬ

г

Почти все российские проекты по производству ЗО-принтеров «вышли из одной шинели»—онлайн-ресурса RepRap.Org. Энтузиасты начинали с чертежей, выложенных в Сети для всеобщего пользования, затем приступали к совершенствованию устройства — и так постепенно доходили до коммерческого продукта

По словам Сергея Сидорова, директора студии ЗО Maket из Санкт-Петербурга, его собственный бизнес также вырос из увлечения новой технологией. Четыре года назад он вместе с партнерами создал свой сайт и получил несколько первых заказов, которые выполнил с помощью арендованных 3D-принтеров. После этого понял, что пришло время вернуться к своей прежней профессии — инженера-электротехника. «В годы безвременья мне пришлось сменить специальность, и долгое время я работал бухгалтером», — объясняет он. Сейчас оборот его небольшой компании составляет 300-700 тысяч рублей в месяц. «На зарплаты хватает, но, честно говоря, свои собственные принтеры мы до сих пор не смогли купить, — признается предприниматель. — Несмотря на то что спрос довольно высок, материально подтвержденным его не назовешь. К сожалению, в услугах по 3D-прототипированию в первую очередь заинтересованы клиенты, у которых денег не много. Это студенты, художники, скульпторы, а также инноваторы. Именно на последних мы больше всего и надеемся: наш бизнес зависит от того, насколько они смогут развить и продвинуть свои идеи».

Московский коллега Сидорова, совладелец компании «Технотрейд» Евгений Луньев, заразился идеей прототипирования на выставке робототехники, которую он сам же и организовывал, когда работал в выставочной компании. После этого судьбоносного события, около года назад, он уволился с работы и открыл вместе с двумя партнерами студию 3Б-прототипирования. Пока бизнес растет не очень быстро. Студия выполняет 2-3 заказа в месяц — прежде всего изготавливая модели для архитектурных мастерских и молодых изобретателей. Как и его петербургский коллега, принтер Евгений арендует. Однако через два-три года рассчитывает реализовать идею, которая вдохновила его с самого начала, — открыть центр прототипирования, по идеологии и оснащению напоминающий «ФабЛаб». В центре должны быть все виды техники — от принтеров до фрезерных станков. При этом Луньев прежде всего рассчитывает на срез клиентов, которые, пройдя короткий курс обучения, будут самостоятельно работать на этих устройствах. Компания же станет зарабатывать, «продавая» доступ к обору-

дованию. «Для инноваторов это было бы интереснее, да и дешевле», — считает Евгений. Единственное, что пока его не устраивает, — это неготовность российских изобретателей платить за подобные услуги: «В Европе с такими центрами все намного проще: инженеры понимают, что им выгоднее сделать заказ и сэкономить время. В России все-таки слишком велика привычка все делать самому, на коленке».

Привычка для распространения любой новой технологии решает многое. При этом, по мнению Георгия Афанасьева, руководителя некоммерческого партнерства по проведению экспертизы в области промышленности и энергетики «Экспертный клуб», парадокс заключается в том, что в случае с 3D-технологиями мы видим довольно существенный разрыв: технологии развиваются стремительно, однако общество еще не готово ими воспользоваться. Впрочем, баланс имеет все шансы восстановиться. «Компьютеры по-настоящему перевернули мир не тогда, когда они появились, а тогда, когда стали доступны, — напоминает Владимир Кузнецов из МИСиСа. — Я не могу назвать трехмерную печать новой технологией. Современные методы послойного синтеза в том или ином виде существовали уже в середине 1990-х. Однако тогда любое устройство быстрого прототипирования стоило сотни тысяч долларов. Но уже в 2000 году появились машины за 30 тысяч, а сейчас есть персональные принтеры и за три, и за полторы тысячи».

Впрочем, по мнению Владимира Кузнецова, 3D-принтеры вряд ли смогут заменить все традиционные технологии производства. Став, однако, частью системы персонального производства, ряд технологий они, безусловно, вытеснят. «3D-печать, — говорит Кузнецов, — уже не имеет конкурентов в виде традиционных производственных технологий в тех областях, где раньше их просто не существовало. К примеру, нет традиционных технологий производства человеческих органов, а способы печати органов из клеток уже существуют и, видимо, в ближайшие годы будут коммерциализированы. Так или иначе, можно констатировать, что репликатор из американского фантастического сериала «Звездный путь» в реальности мы увидим раньше двадцать четвертого столетия». ■

40

бизнес-журнал ноябрь #11 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.