ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ
Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2024. Т. 11, № 2 (42). С. 21-28. УДК 78.071.1
Б01 10.24147/2312-1300.2024.11(2).21-28
М. А. Белокрыс
«СЕ КЯХТА С ПРЕКЛОНЕННОЙ ВЫЕЙ...»: СИБИРСКАЯ СУДЬБА ПОЭТА И МУЗЫКАНТА XVIII в. А. Ф. ПРОТОПОПОВА
Статья посвящена русскому поэту и музыканту XVIII в. - Протопопову Андрею Федотовичу. Основываясь на комплексе архивных документов, редких изданий, автор впервые в отечественной историографии восстанавливает его жизненный и творческий путь, уточняет и наполняет новыми смыслами детали биографии.
Ключевые слова: биография; А. Ф. Протопопов; Тверь; Нижний Новгород; Павел I; Кяхта; П. Д. Вонифатьев; Д. И. Штейнгель.
В отечественном историко-культурном дискурсе имя и творчество А. Ф. Протопопова встречалось не часто, иногда не олицетворялось, не привлекая внимания исследователей. Ещё и сегодня биографические сведения о нём фрагментарны: не известны происхождение, дата рождения, конец жизненного пути. В российской библиографии учтены лишь отдельные его сочинения1. В монографии о быте горожан Нижнего Новгорода XVII-XVIII вв. он не упомянут2. В сборнике сочинений поэтов XVIII в. помещено «Послание к сочинителю сатир», подписанное «1797, Нижний Новгород, А. Протопопов». Комментарий к нему краток: «... подпись, очевидно, является псевдонимом»3. Академик РАН А. В. Лавров, подчёркивая важность исследований таких загадок, писал: «Мы предполагаем рассказывать о жизни и творческой деятельности лиц, оставивших заметный след в российской культуре, <...> уделять место источниковедческим изысканиям и сообщениям справочно-библиографическо-го характера» [1, с. 3].
В литературных кругах России второй половины ХVIII в. А. Ф. Протопопов считался личностью перспективной. Это отмечал
Н. И. Новиков: «Протопопов Андрей - <...>, преложил не худо в стихах краткую священную историю; написал несколько од, которые все напечатаны в разных годах в Москве. Есть много и других его стихотворений: но они в свет ещё не изданы. Впрочем, все его стихотворения за чистоту стихов и слога заслуживают похвалу» [2, с. 343].
Ныне краткие сведения об А. Ф. Протопопове можно найти в книге С. С. Илизарова о московской интеллигенции XVIII в.4; а также в статье А. Б. Шишкина в «Словаре русских писателей XVIII в.» Из-за скудости историографической базы материалы эти содержат ряд неточностей и полного представления о биографии поэта не дают. Обнаруженные нами и ещё не вводившиеся в научный оборот печатные и архивные источники способствовали реконструкции историко-биографического портрета А. Ф. Протопопова в полном объёме. Так, в забытой статье археографа Н. И. Драницына (1870-1927) указывается, что по происхождению поэт был «церковнический сын», человек «для своего времени очень развитой и образованный», окончивший Тверскую духовную семинарию [3, с. 163].
В одной из старейших семинарий в России имелась отличная библиотека, обучение велось по обширной программе, преподавались греческий, латинский, еврейский языки. Семинаристы сочиняли орации и конклюзии, канты, пели в семинарском хоре, развивая свои природные музыкальные способности. Лучших выпускников посылали «для окончательного образования в Московскую академию и Лаврскую семинарию» [4, с. 115]. Известна была семинария и как очаг Мельпомены, где ставились школьные драмы [5, с. 80]. «Создание в Тверской семинарии театра <...>, - считает исследователь, - позволяет выделить её как центр культурной жизни Твери» [6, с. 159]. Н. И. Драницын сообщил также, что после окончания семинарии в 1755 г. А. Ф. Протопопов поступил в Московскую духовную академию, «где, по окончании курса, был учителем» [3, с. 163]. Но эти сведения не подтверждаются.
В 1763 г. ректором семинарии стал архимандрит Петрович Марк (в монашестве Макарий), читавший курс лекций по философии, догматическому богословию, устраивавший диспуты, пользовавшиеся у семинаристов успехом. Впечатления о его лекциях изложены в рукописи: «Догматическия Богословии, которая преподавалась в тферской семинарии чрез прошлый год архимандритом и ректором Макарием. Краткое изложение стихами чрез тояж семинарии священной богословии студента Андрея Протопопова. В Тфери, 1765 года июля дня» [7, с. 117]. Сочинению дал высокую оценку А. Родосский: «Рукопись представляет замечательный памятник по богословской литературе XVIII века, <. > и вместе памятник крайне оригинальный» [7, с. 119].
Очевидно, что в 1765 г. автор «Догматическия Богословии.» ещё числился студентом Тверской семинарии, а после её окончания в 1765 г. преподавал в 1766 и 1767 г. там же курс пиитики [4, с. 142, 200, 400]. В 1767 г. А. Ф. Протопопов поступил в Московский университет на философский факультет, где 2 октября того же года был награждён шпагой, затем медалью. Отметим, что шпага давала разночинцам благородство. Окончив университет в 1769 г., А. Ф. Протопопов был назначен учителем латинского языка в «благородную» гимназию, избран
в члены Вольного академического и Университетского собрания [3, с. 163]. С. С. Илиза-ров и А. Б. Шишкин считали, что поэт преподавал там до 1777 г. Н. И. Драницын уточнил: в гимназии А. Ф. Протопопов работал два года. С 1-го апреля 1771 г. он «снимает просветительский» мундир и надевает военный, поступивши в карабинерный эскадрон Московского легиона с производством в вахмистры. Военная карьера его складывалась удачно. В августе 1771 г. он произведён в корнеты, в январе 1772 г. назначен адъютантом к генерал-майору Сухотину. Но не прослужив и двух лет, в марте 1773 г. «за болезнью» вышел в отставку с награждением чином поручика. И только в 1774 г. определён товарищем директора Банковской конторы в Нижний Новгород, ставший для него «гражданской могилой» [3, с. 164].
В волжском городе А. Ф. Протопопов пользовался «любовью и симпатией, и как человек развитой и образованный, был желанным гостем в гостиных нижегородской аристократии» [3, с. 166]. На него возлагали сочинение «Речи.» на прибытие в город 10 октября 1779 г. правителя Нижегородского наместничества генерал-губернатора А. А. Ступишина, «Слова похвального...» императрице Екатерине II, произнесённого при открытии наместничества в декабре 1779 г. Он входил в число нижегородцев, выписывающих журнал «Утренний свет»6. Печатался в журнале «Приятное и полезное времяпровождение»7. Используя опыт изложения богословских лекций, переложил стихами «Смысл псалмов царя и пророка Давида... »8.
Ревизия Банковской конторы в ноябре 1785 г. вскрыла неслыханные злоупотребления. Её служители расхитили около 150 000 рублей. Следствие по делу тянулось более десяти лет, наказание предстояло вплоть до смертной казни. Положение А. Ф. Протопопова облегчила Жалованная грамота 1785 г. с её декларацией «Телесное наказание да не коснётся тела благородного». Уголовная палата сената приговорила его «к лишению чинов, дворянства и к ссылке в Сибирь в Иркутскую губернию на вечную каторгу» [3, с. 174]. 17 ноября 1797 г. император Павел I, рассмотрев поднесённый ему доклад, повелел: «1-е) бывшего в помянутой конторе ди-
ректорского товарища Протопопова, <...> не лишая <...> чинов и дворянства, ... послать на поселение»9.
Попадавшие за Урал ссыльные из центральной России часто растворялись в сибирских просторах. Но фамилия Протопопова в сибирском историко-культурном дискурсе обозначилась. Впервые её упомянул А. П. Щапов в статье «Сибирское общество до Сперанского». Анализируя рукописную поэзию иркутян конца XVIII - начала XIX в., он отмечал, что в обществе «преобладали интересы торгово-промышленные, <. >, составлявшие главную тему доморощенной местной поэзии». В качестве примера привёл фрагменты «Оды на коронование их величеств, сочинённой кяхтинским титулярным советником Протопоповым в 1804 году» из рукописного сборника купца Крюкова [8, с. 689]:
Мир с истиной себя лобзают,
Торгов, начальства и границ.
Соединением десниц
Взаимно дружество являют.
Там же А. П. Щапов поместил ещё два отрывка из од Протопопова. Одна из них написана на день коронации Александра I «по усердию компаньонов и купцов титулярным советником Протопоповым 1803 года сентября в 15 день на торжественный день коронации императора Александра I» [8, с. 696-697]. Автора од А. П. Щапов не идентифицировал, он остался анонимом.
Уже в XX в. это попытался сделать краевед Е. Д. Петряев: «Протопопов Василий. Ок.1765 - ок. 1820. Титулярн. советник в Кяхте. Автор "Оды на новый 1802 год" и многих других стихотворений, корреспондент Вольного общества любителей российской словесности»10. По-видимому, здесь имелся в виду литератор XVIII - начала XIX в. В. М. Протопопов. Но в биографии последнего указаний на пребывание в Сибири мы не найдём11.
Рукопись названного Е. Д. Петряевым сочинения сохранилась: «Ода на новый 1802 год. Во всеподданнейшее благодарение и поздравление. Его Величеству Всепресвет-лейшему Императору Александру Павловичу Самодержцу Всероссийскому, приносимое от жителей Кяхты, вообще разумеемой Строицко-Савскою крепостию. Сочинённая
титулярным советником Протопоповым ген-варя 1-го дня»12. Отсюда заимствованы строки из названия статьи:
Се Кяхта с преклоненной выей Сретает в новый год тебя, Тебя монарх с твоей Россией В подданной верности любя! В написанных Протопоповым к «царским» дням одах воспевается Александр I. Н. Ю. Алексеева называет их «государственными» [9, с. 7], отмечая, что в них присутствуют «два разных лирических выразителя: одическое "я" и одическое "мы". <...> одическое "я" выражает мысли и чувства одического поэта, который, <. > присоединяет свой голос к голосу народа, говорит от его лица, тогда появляется одическое "мы"» [9, с. 193]. Создавались они для публичного прочтения автором адресату. Присущи эти качества и одам А. Ф. Протопопова. Предположительно, они также произносились публично от лица представителей кяхтинского чиновничьего и торгового бомонда, что делает их документом эпохи. М. Фуко по этому поводу писал: «В наши дни история - это то, что преобразует документы в памятники, в которых расшифровываются оставленные людьми следы, в которых по отпечаткам пытаются узнать, чем или кем они были оставлены» [10, с. 42-43]. С этой позиции попытаемся «расшифровать», как оказался А. Ф. Протопопов в Кяхте, чем занимался, от имени кого презентовал свои «Оды.».
В. И. Штейнгель в публикациях, касавшихся его жизни в Иркутске, поместил важные для нас сведения. В статье «Что было прежде и что теперь» он описал свой первый приезд в Кяхту в 1809 г., знакомство с влиятельной личностью - П. Д. Вонифатьевым. Прежде он работал секретарём Коммерц-коллегии в Петербурге, в 1791 г. отправлен в Кяхту в помощь иркутскому губернатору Л. Нагелю, ведущему переговоры с китайцами о возобновлении кяхтинской торговли13. После подписания 8 февраля 1792 г. договора был назначен директором Кяхтинской та-можни14. В 1797 г. пожалован из надворных в коллежские советники; в 1800 г. - в статские советники15. Пользовался доверием директора Коммерц-коллегии А. Р. Воронцова, снабжал А. Н. Радищева сведениями о кях-тинском торге16. Переписывался с главой
9-й русской духовной миссией в Пекине архимандритом Иоакинфом (Н. Я. Бичуриным)17. Ф. Ф. Вигель характеризовал П. Д. Вонифа-тьева как «хитрого и смелого плута», «вся китайская торговля на нём как на оси вертелась; нужно ли сказать, что он исполнен был ума и твёрдости» .
Приехав в Кяхту, В. И. Штейнгель был приглашён П. Д. Вонифатьевым домой, где к обеду ждали дзаргучея из Маймачена. Там декабрист познакомился с «почтенным купцом», услышал девичий голос, исполняющий певческие рулады, старшей дочери хозяина Пелагеи. Пораженный красотой девушки В. И. Штейнгель уже из Иркутска письменно попросил её руки. Получив согласие отца, отправился в Кяхту, где в доме П. Д. Вони-фатьева состоялось обручение. Кроме священника на обряде присутствовал незнакомый жениху «домашний учитель»19. Свадьбу, состоявшуюся также в Кяхте, декабрист не датировал, сообщив, что её церемониймейстером был тот самый «домашний учитель», написавший «преважную программу о том, кому и как в достопамятный день бракосочетания <...> подобает себя вести и что де-
20
лать» .
Статья В. И. Штейнгеля «И в несчастии можно служить обществу (Из Иркутска)» посвящена таинственной личности Кяхты: «Прошедшего года был свидетелем кончины одного несчастливца, который в пустынях сибирских снискал уважение и любовь умом, терпением и добродетелями. Сей несчастный был А. Ф. П. в». Познакомился с ним декабрист в доме тестя, на вопрос - кто он ему -ответили, что это «несчастный», который «без лишения чинов послан в Иркутск, где был покровительствуем военным губернатором Леццано и что по одобрению его в 1800 г. директор <...> таможни пригласил его в Кяхту для обучения детей своих; что занимаясь учением оных, <. > он открыл у себя школу для бедных и неимущих сирот. А потом и для всех, кто пожелает, не требуя никакой платы. Далее, что он составил из своих учеников хор певчих и довёл их до возможного в сём маленьком местечке совершенства». Посетил В. И. Штейнгель и жилище «несчастного», где увидел изображение императора Павла I. Удивлённому гостю хозяин пояснил: «<...> Это мой ангел-
избавитель; если б не государь, я бы пропал! Не входя в подробности моего несчастия, скажу только, что я подпал бы строжайшему наказанию, но бог, <...> отвратил удар: покойный государь, войдя в обстоятельства дела, определил, чтоб не лишать чинов, не сослать, а послать меня в Сибирь» .
«В нынешнем году, - продолжал В. И. Штейнгель, - в бытность мою также в Кяхте, П. в часто жаловался на свою слабость и, наконец, минувшего сентября 27-го числа, поехав из Троицкосавской крепости, где он жил в Кяхту <...>, умер на дороге 69 лет от рождения. Я был личный свидетель, с каким сердечным участием стекались со всех сторон жители удостовериться в печальном происшествии». В похоронах участвовало много жителей Троицкосавска, один из его воспитанников говорил при выносе тела трогательную речь, пели воспитанные им певчие дети, гроб до кладбища несли два сына П. Д. Вонифатьева и офицеры местного гарнизона. К этому В. И. Штейнгель добавил существенную деталь - несчастный «любил и упражнялся бы в словесности, если б несчастие его тому не воспрепятствовало. Из печатных сочинений его осталось: "Пре-ложение избранных псалмов Давидовых",
поднесённых Павлу, архимандриту Ростов-
22
скому» .
В публикациях В. И. Штейнгелем уточняется хронология посещения им Кяхты, снимается флёр с личности «несчастливца». Дома он держал портрет Павла I, почитая спасителем, только «пославшим в Сибирь». Упражнялся в словесности, оставив после себя экземпляр книжки «Псалмов Давида.». Указаны и его инициалы - «А. Ф. П.». Перечисленные детали в совокупности дают нам основание считать, что это был поэт Андрей Федотович Протопопов. Но здесь являются и сомнения - возможно ли использование беллетристики в качестве документа?
Задавался этим вопросом и составитель книги «Штейнгель В. И. Сочинения и письма» В. П. Шахеров. В статье «Что было прежде и что теперь» его смущали вымышленные герои, смещение событий, что «затрудняет использование её как источника, несущего дополнительную информацию об этой странице биографии Штейнгеля»23. К статье «И в несчастии.» им дан лишь краткий
комментарий: «Установить, о ком идёт речь в статье, не удалось»24. Сомнения В. П. Ша-херова резонны. Посещения В. И. Штейн-гелем Кяхты точной датировки не имели. В ранней публикации В. П. Шахеров отмечал, что В. И. Штейнгель, отличавшийся добросовестностью, посещая Забайкалье и Кяхту, «предположительно вёл записи своих наблюдений и впечатлений» . Это помогает установить точную дату первого посещения им Забайкалья. Из Иркутска он выехал в мае
1809 г. с женой гражданского губернатора А. Ф. Трескиной. В Кяхте появился лишь в день Св. Петра и Павла, по календарю -29 июня 1809 г., и на службе в Троицком соборе познакомился с П. Д. Вонифатьевым. Остальные события требуют документов, уточняющих их хронологию.
В Государственном архиве Забайкальского края нами выявлена «Ведомость учинённая в Троицкосавском городническом правлении из метрической книги о родившихся о бракосочетавшихся и умерших за 1810 г.» Здесь в разделе о бракосочетавшихся под № 9 записано, что 29 мая 1810 г. венчан: «Флота лейтенант барон Владимир Штенгель з дочерью действительного статского советника Ванифатьева девицею Пелагеей Петровой». Поручителями были: «поезжане Кях-тинской таможни титулярный советник Да-нило Садгирелов, коллежский секретарь Григорий Ошурков, кяхтинский 1-й гильдии купец Матвей Крюков, венчал протоиерей Кондаков»26. Точная дата бракосочетания декабриста не подлежит сомнению. Здесь же найден и ключевой для нашего исследования документ - сообщение в Забайкальское духовное правление о том, что 27 сентября
1810 г. в Кяхте умер «титулярный советник Андрей Протопопов, 69 лет, апоплексическим ударом»27. Как видим, статьи В. И. Штейнге-ля, жившего в это время в Кяхте, имеют документальную основу. И приведённые им инициалы «несчастного» расшифровываются как «Андрей Федотович Протопопов». Определяется и дата его рождения - 1741 г.
Проясняется и сибирские метаморфозы А. Ф. Протопопова. Отправленный на поселение в Иркутск, по протекции военного губернатора генерала Б. Б. Леццано и приглашению П. Д. Вонифатьева он перебрался домашним учителем в Кяхту. В глухом уголке
империи, благодаря покровительству властного чиновника, обрёл уважение и материальный достаток, нашёл кружок культурных личностей, близких к директору таможни. В сибирских «пустынях» поэт не утратил творческой активности. Сочинял оды и стихи, давал домашние уроки, основав, возможно, первое в Кяхте частное гражданское учебное заведение для детей, выступив как педагог-просветитель. Обучал своих питомцев пению, создал церковный хор, проявил себя и как учитель музыки, регент. Бескорыстными трудами на благо местного общества снискал уважение и любовь населения Кяхты. Приведённые материалы реконструируют биографию А. Ф. Протопопова, открывают неизвестные страницы культурной жизни Забайкалья, знакомят с новыми сочинениями литератора, дают документальную основу для восстановления в полном объёме картины жизни и творчества талантливого представителя русского просветительства XVIII в.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Сводный каталог русской книги гражданской печати XVIП века 1725-1800 : в 5 т. / ред. коллегия: И. П. Кондаков и др. - М. : Изд-во гос. б-ки СССР им. В. И. Ленина, 1962-1967. - Т. II: К-П. - 1964. - С. 483.
2 Смирнов Д. Н. Очерки жизни и быта нижегородцев XVII-XVШ веков. - Горький : Волго-Вят. кн. изд-во, 1971. - 396 с.
3 Поэты XVIII века : в 2 т. - Л. : Сов. писатель, 1972. - Т. 2. - С. 544.
4 Илизаров С. С. Московская интеллигенция XVIII века. - М. : Янус-К, 1999. - С. 234.
5 Шишкин А. Б. Протопопов Андрей Федотович // Словарь русских писателей XVIII века. Выпуск 2 (К-п). - СПб. : Наука, 1999. - С. 500.
6 «Утренний свет» - первый в России философский журнал, ежемесячное издание. Издавался с 1777 по 1789 г.
7 Неустроев А. Н. Указатель к русским повременным изданиям и сборникам за 1703-1802 гг. и к историческому разысканию о них. - СПб. : Паровая скоропечатня П. О. Яблонского, 1898. -С. 16.
8 Сводный каталог ... - С. 483.
9 Сенатский архив. Именные указы императора Павла I. - СПб. : Тип. Правительствующего Сената, 1888. - С. 317.
10 Краеведы и литераторы Забайкалья. Биобиблиографический указатель: дореволюционный период / сост. Е. Д. Петряев. - Чита : [б. и.], 1981. - С. 86.
11 Рак В. Д. Протопопов В. М. // Словарь русских писателей ... - С. 500-501.
12 Рукописный отдел Института русской литературы Пушкинский дом Российской Академии наук. Ф. 265. Оп. 1. № 17. Архив «Русской Старины». Л. 84-88.
13 1791: Месяцослов с росписью всех чинов в государстве на лето от рождества Христова 1791. - Пг. : [б. и.], 1791. - С. 345.
14 Сладковский М. И. История торгово-экономических отношений народов России с Китаем (до 1917 г.). - М. : Наука : Гл. ред. восточ. лит-ры, 1974. - С. 167.
15 Сенатский архив ... - С. 148, 610.
16 Шмаков А. А. Из разысканий о Радищеве // Учёные записки челябинского государственного педагогического института. - Челябинск : [б. и.], 1956. - Т. II, вып. 1. - С. 91-95.
17 Внешняя политика России XIX и начала XX века. Документы Российского министерства иностранных дел. - М. : Изд-во полит. лит., 1967. - С. 489, 490, 707.
18 Вигель Ф. Ф. Воспоминания : в 7 ч. - М.: Унив. тип., 1864-1865. - Ч. 2. - 1864. - С. 178.
19 Штейнгель В. И. Что прежде было и что теперь // Сочинения и письма : в 2 т. - Иркутск : Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1992. - Т. 2: Записки и статьи. - С. 251-268.
20 Там же. С. 267.
21 Штейнгель В. И. И в несчастии можно служить обществу (Из Иркутска) // Сочинения и письма ... - С. 338-341.
22 Там же.
23 Шахеров В. П. Декабрист В. И. Штейнгель и его творческое наследие // Штейнгель В. И. Сочинения и письма ... - С. 3-61.
24 Штейнгель В. И. Сочинения и письма. Приложения. - С. 430-432.
25 Шахеров В. П. Сибирь в жизни и творчестве В. И. Штейнгеля // Сибирь и декабристы. -Иркутск : Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1981. - Вып. 2. -С. 56-62.
26 Государственный архив Забайкальского края. Ф. 282. Оп. 1. Д. 101. Л. 13 об.
27 Там же. Л. 18 об.
ЛИТЕРАТУРА
1. Лавров А. В. От составителя // Лица: Биографический альманах : в 10 вып. - М. ; СПб. : Феникс : ЛШепеиш, 1992-2002. - Т. 1. - 1992. - С. 3-4.
2. Новиков Н. И. Опыт исторического словаря // Новиков Н. И. Избранные сочинения. - М. ; Л. : Гос. изд-во худож. лит., 1951. - 744 с.
3. Драницын Н. И. Банковые деятели в Нижнем Новгороде во второй половине XVIII столетия // Действия Нижегородской Губернской Учёной архивной комиссии : в 44 т. - Н. Новгород : [б. и.], 18881916. - Т. 7. - 1908. - С. 162-179.
4. Колосов В. История Тверской духовной семинарии. Ко дню 159-летнего юбилея семинарии. - Тверь : Тип. Губ. Правления, 1889. - 464 с.
5. Бадалич И. М., Кузьмина В. Д. Памятники русской школьной драмы XVIII века (по Загребским спискам). - М. : Наука, 1963. - 304 с.
6. Оношко Г. В. Роль Тверской духовной семинарии в культурной жизни Твери XVIII века // Интеллигенция и многоликость культуры российской провинции : материалы Второй всерос. науч. конф. «Культура и интеллигенция России в эпоху модернизации (XVIII-XX вв.)». 28-30 ноября 1995 г. : в 2 т. - Омск : Сиб. филиал Рос. ин-та культурологии : ОмГУ, 1995. - Т. 1: Интеллигенция и многоли-кость культуры российской провинции. - С. 159-160.
7. Описание 432-х рукописей, принадлежащих С-Петербургской Духовной академии / сост. А. Родосский. - СПб. : Тип. А. О. Башкова, 1894. - 427 с.
8. Щапов А. П. Сочинения : в 3 т.- СПб. : Изд. М. В. Пирожкова, 1906-1937. - Т. 3. - 1908. - 719 с.
9. Алексеева Н. Ю. Русская ода: Развитие одической формы в XVП-XVШ веках. - СПб. : Наука, 2005. -369 с.
10. Фуко М. Археология знания. - СПб. : ИЦ «Гуманитарная Академия» : Университетская книга, 2004. -416 с.
Сведения об авторе
Белокрыс Михаил Алексеевич - кандидат культурологии, профессор, профессор кафедры музыкального искусства Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского (Омск, Россия)
Адрес для корреспонденции: 644077, Россия, Омск, пр. Мира, 55а
E-mail: [email protected]
РИНЦ AuthorlD: 181964
Информация о статье
Дата поступления 4 сентября 2023 г.
Дата принятия в печать 16 апреля 2024 г.
Для цитирования
Белокрыс М. А. «Се Кяхта с преклоненной выей...»: сибирская судьба поэта и музыканта XVIII в. А. Ф. Протопопова // Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2024. Т. 11, № 2 (42). С. 21-28. й01: 10.24147/2312-1300.2024.11(2).21-28.
M.A. Belokrys
"BEHOLD KYAKHTA WITH A BOWED NECK...": SIBERIAN FATE OF THE POET AND MUSICIAN OF THE 18th CENTURY A.F. PROTOPOPOV
In the article, for the first time, the biography of the poet and musician of the 18th century is reconstructed. - Andrey Fedotovich Protopopov. An assessment by a contemporary of his literary works is given, the origin, studies at the Tver Seminary and Moscow University, teaching at a noble gymnasium are specified. The details of military and civil service in the Bank office in Nizhny Novgorod, participation in the theft of money in it are covered. The role of Emperor Paul I in his fate, who exiled him to a settlement in Siberia, is clarified. The authorship of the odes composed by A.F. Protpopov dedicated to Alexander I is identified, links with the Decembrist V.I. Steingel, describes the end of life's journey. An assessment of educational activities in Kyakhta is given.
Keywords: biography; A.F. Protopopov; Tver'; Nizhny Novgorod, Pavel I, Kyakhta; P.D. Vonifatiev; D.I. Shteingel.
REFERENCES
1. Lavrov A.V. Ot sostavitelya [From the compiler]. Persons: Biographical almanac, in 10 volumes, Moscow, Saint Petersburg, Feniks Publ., Atheneum Publ., 1992-2002, vol. 1, 1992, pp. 3-4. (in Russian).
2. Novikov N.I. Opyt istoricheskogo slovarya [Experience of the historical dictionary]. Novikov N.I. Selected writings, Moscow, Leningrad, Gosudarstvennoe izdatel'stvo khudozhestvennoi literatury Publ., 1951, 744 p. (in Russian).
3. Dranitsyn N.I. Bankovye deyateli v Nizhnem Novgorode vo vtoroi polovine XVIII stoletiya [Banking figures in Nizhny Novgorod in the second half of the 18th century]. Actions of the Nizhny Novgorod Provincial Scientific Archival Commission, in 44 vol., Nizhny Novgorod, 1888-1916, vol. 7, 1908, pp. 162179. (in Russian).
4. Kolosov V. History of the Tver Theological Seminary [History of the Tver Theological Seminary], to the day of the 159th anniversary of the seminary, Tver, Tipografiya gubernskogo pravleniya Publ., 1889, 464 p. (in Russian).
5. Badalich I.M., Kuzmina V.D. Pamyatniki russkoi shkol'noi dramy XVIII veka (po Zagrebskim spiskam) [Monuments of Russian school drama of the 18th century (according to Zagreb lists)], Moscow, Nauka Publ., 1963, 303 p. (in Russian).
6. Onoshko G.V. Rol' Tverskoi dukhovnoi seminarii v kul'turnoi zhizni Tveri XVIII veka [The role of the Tver Theological Seminary in the cultural life of Tver in the 18th century]. Intelligentsia and the diversity of culture of the Russian province, materials of the Second All-Russian Scientific Conference "Culture and intelligentsia of Russia in the era of modernization (18th - 20th centuries)", November 28-30, 1995, in 2 vol., Omsk, Siberian branch of the Russian Institute of Cultural Studies Publ., Omsk State University Publ., 1995. Vol. 1: Intelligentsia and the diversity of culture of the Russian provinces, pp. 159-160. (in Russian).
7. Rodossky A. (comp.). Opisanie 432-kh rukopisej, prinadlezhashhikh S-Peterburgskoj Dukhovnoj akademii
[Description of 432 manuscripts belonging to the St. Petersburg Theological Academy], Saint Petersburg, O.A. Bashkov Publ., 1894, 427 p. (in Russian).
8. Shchapov A.P. Sochinennya [Composition], in 3 vol., St. Petersburg, M.V. Pirozhkov Publ., 1906-1937, vol.
3, 1908, 719 p. (in Russian).
9. Alekseeva N.Yu. Russkaya oda: Razvitie odicheskoi formy v XVII-XVIII vekakh [Russian ode: Development
of the odic form in the 17th - 18th centuries], St. Petersburg, Nauka Publ., 2005, 369 p. (in Russian).
10. Foucault M. Arkheologiya znaniya [Archeology of knowledge], Saint Petersburg, Information Center "Humanitarian Academy" Publ., University book Publ., 2004, 416 p. (in Russian).
About the author
Mikhail A. Belokrys - PhD in Cultural Studies, Professor, Professor of the Department of Musical Art
Dostoevsky Omsk State University (Omsk, Russia)
Postal address: 55a, Mira pr., Omsk, 644077, Russia
E-mail: [email protected] RSCI AuthorlD: 181964
Article info
Received
September 4, 2023
Accepted April 16, 2024
For citations
Belokrys M.A. "Behold Kyakhta with a bowed neck...": Siberian Fate of the Poet and Musician of the 18th Century A.F. Protopopov. Herald of Omsk University. Series "Historical Studies", 2024, vol. 11, no. 2 (42), pp. 21-28. DOI: 10.24147/ 2312-1300.2024.11(2).21-28 (in Russian).