стоверения, а также требования к регистрации юридического лица на территории Российской Федерации для зарубежных производителей лекарственных средств;
- повышение комфортности предоставления государственных услуг в связи с внедрением требований к местам (зданиям) предоставления государственных услуг.
В заключение стоит отметить, что термин «государственная услуга» относительно новый и пока не имеет четко сформулированного определения. На сегодняшний день происходит становление сервисного государства, и для эффективного обеспечения данной государственной функции необходимо исследовать ситуацию, сложившуюся на рынке услуг, и двигаться в четырех взаимосвязанных направлениях:
- совершенствование технологии предоставления государственных услуг;
- развитие законодательства о государственных и муниципальных услугах;
- формирование механизмов управления качеством услуг;
- развитие модели взаимодействия между органами, предоставляющими услуги, и получателями услуг.
Работу в сфере совершенствования технологий предоставления государственных услуг должны обеспечивать три простых принципа:
- принцип доступности;
- принцип универсальности;
- принцип комфортности.
В этой связи должны развиваться специальные центры по предоставлению государственных и муниципальных услуг, но только как центры качества, центры компетенций в области качества услуг на региональном уровне. Логично, чтобы такие центры в каждом регионе взяли на себя функции координатора всего процесса предоставления государственных и муниципальных услуг, обеспечивая взаимодействие между органами власти и заявителями, а также осуществления подготовки квалифицированных кадров в сфере государственных услуг.
1. Паршин М.В. Качество государственных и муниципальных услуг: на пути к сервисному государству. М.: Статут, 2013.
2. Терещенко Л.К. Услуги: государственные, публичные, социальные // Журнал российского права. 2004. № 10.
Виктор Александрович Русановский,
доктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой общей экономической теории, Саратовский социально-экономический институт (филиал)
ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова»
Татьяна Викторовна Блинова,
доктор экономических наук, профессор, зам. директора по научной работе, Институт аграрных проблем РАН
УДК 314.8(470)
Ирина Константиновна Бурмистрова,
кандидат экономических наук, доцент кафедры маркетинга, Саратовский социально-экономический институт (филиал)
ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова»
СДВИГИ В ВОЗРАСТНОЙ СТРУКТУРЕ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ: ОЦЕНКА МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫХ И ГЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ1
В статье выполнен анализ пространственных и гендерных различий процесса демографического старения, выявлены ключевые факторы и тенденции изменения возрастного состава населения регионов России. Проведен сравнительный анализ сдвигов в возрастной структуре населения городских и сельских территорий. Рассмотрены предпосылки и характеристики старения населения регионов России, обусловленные не только глобальными тенденциями и закономерностями демографического перехода, но и спецификой регионального развития. Методология исследования основана на статической оценке демографического старения возрастной структуры городского и сельского населения в разных субъектах РФ с использованием специальных коэффициентов, описанных в научной литературе. В качестве показателя, отражающего последствия старения населения, использован коэффициент демографической нагрузки на трудоспособное население. Представлены статистические оценки, отражающие структурные сдвиги в возрастном составе населения регионов РФ. Обращается внимание на социально-экономические последствия процесса демографического постарения населения, которые необходимо учитывать при разработке и реализации экономической и социальной политики.
Ключевые слова: возрастная структура, сельское и городское население, региональные различия, гендер-ные особенности, демографическое постарение, статистические оценки.
1 Статья подготовлена в рамках государственного задания Минобрнауки РФ, исследовательский проект № 409-2014.
V.A. Rusanovskiy, T.V. Blinova, I.K. Burmistrova
SHIFTS IN THE DEMOGRAPHIC AGE STRUCTURE IN RUSSIA: ESTIMATION OF INTERREGIONAL AND GENDER DIFFERENCES
The paper presents an analysis of regional and gender differences of demographic aging, identifies key factors and trends in the changing age composition of the population in the Russian regions. A comparative analysis of the shifts in the age structure of the urban and rural population is given. Preconditions and characteristics of the aging population in the Russian regions caused by not only global trends and patterns of demographic changes but also specific features of regional development are considered. The methodology of the research involves static evaluation of demographic aging of the urban and rural population in different regions of Russia with the help of special coefficients that are described in academic papers. The authors use dependency ratio on the working population as an indicator reflecting the consequences of the aging population. The statistical estimates that reflect structural changes in the age composition of the population in the Russian regions are described. Particular attention is paid to the socio-economic implications of the demographic aging of the population which should be considered during decision-making about economic and social policies.
Keywords: age structure, rural and urban population, regional differences, gender characteristics, aging demographic, statistical estimates.
Сдвиги в возрастной структуре населения России, связанные с увеличением удельного веса старших возрастных групп на фоне сокращения процентной доли лиц трудоспособного возраста и молодежи, имеют долгосрочный, устойчивый и необратимый характер. Демографическое старение населения характерно не только для России, но и для подавляющего большинства экономически развитых стран мира. Основными его причинами являются сокращение рождаемости, увеличение продолжительности жизни людей, снижение уровня смертности в пожилом возрасте. Беспрецедентным масштабам перемен в демографической структуре населения, высоким темпам роста доли пожилых и старых людей, не имеющим аналогов в истории человечества, посвящены исследования российских и зарубежных ученых, доклады Организации объединенных наций. Мы согласны с авторами, считающими, что старение населения - это «закономерный эволюционный процесс, неотделимый от других магистральных перемен, составляющих суть демографического перехода» [2].
Исследование причин, социально-экономических последствий, масштабов старения населения различных регионов мира проведено в работах Ж. Буржуа-Пиша, Э. Коула, А. Сови, К. Фаррела, Э. Палмера, А. Боярского, Д. Валентея, А. Вишневского, В. Медкова и других ученых [2; 4; 7; 11]. Влияние возрастной структуры населения на параметры макроэкономического развития различных регионов мира исследовали В. Andersson, Н. McMillan, J. Baesel, A. Lenehan, Lindh and Malmberg, Brander and Dowrick [12 - 14]. Возрастную структуру региона учитывают при построении функциональных прогнозов, которые по методу построения делятся на прогнозы предложения и прогнозы спроса на население [4] (оба типа являются взаимодополняющими). Количественный анализ сдвигов в возрастной структуре позволяет исследователям получить оценку потребностей в услугах здравоохранения, образования, других отраслей социальной инфраструктуры. Зарубежными российскими учеными разработаны возрастные шкалы использования медицинской помощи.
Кроме того, демографические оценки широко используются в маркетинге; на базе социально-демографических характеристик потребителей проводится сегментирование рынка, выделяются группы со сходными параметрами, ведется поиск товарных ниш. Параметры, учитывающие особенности старения населения различных регионов мира, использованы в моделях и алгоритмах расчетов многих ученых, среди которых Рош, Ли, Катлер, Денисенко, Саградов, Blanchet, Weil и др. [10; 16]. С использованием возрастных коэффициентов производства и потребления разрабатывались демографические модели для оценки социально-экономических последствий процесса постарения.
В регионах России процессы трансформации возрастной структуры населения и демографического старения происходят разными темпами, требуя реализации определенных мер для адаптации к их последствиям. Кроме того, существует гендерная асимметрия демографического старения регионов, поскольку ожидаемая продолжительность жизни российских женщин выше, чем мужчин: среди лиц старших возрастных групп, как правило, преобладают женщины.
Основная задача данной статьи - провести пространственный анализ, выявить межрегиональные различия постарения возрастной структуры сельского населения России, оценить степень гендерной асимметрии. В статье анализируются социально-экономические последствия процесса демографического постарения населения для общества в целом. Методология исследования основана на статической оценке демографического старения населения в разных субъектах РФ с использованием специальных коэффициентов, описанных в научной литературе.
Трансформация возрастной структуры населения РФ
Большинство демографов рассматривают возрастную структуру как «распределение населения по возрастным группам и возрастным контингентам» [7, с. 124], которые выделяются по функциональной роли, свойственной определенному возрасту. Анализ структуры
населения различных регионов по возрасту имеет большое значение не только для построения демографических прогнозов, но и для выявления определенных рисков в социально-экономическом развитии страны, оценки потребительских ожиданий, определения возможных проблем в формировании структуры занятости. Процесс демографического старения отражает увеличение доли старых и пожилых людей в общей структуре населения в результате долгосрочных сдвигов и изменений возрастных пропорций.
В научной литературе описывают два типа демографического старения: «старение снизу» и «старение сверху». Первый тип старения объясняется сокращением рождаемости вследствие внутрисемейного регулирования его уровня и уменьшением процентной доли детей в возрастной структуре населения страны. Второй тип старения обусловлен увеличением доли старых и пожилых людей в результате снижения смертности в данных возрастных группах и повышения продолжительности жизни. При этом численность детей либо сокращается, либо медленно увеличивается, сохраняя преобладание старших возрастных групп в возрастной структуре населения страны. Первый тип демографического старения характерен для России и многих стран СНГ, а второй - для экономически развитых стран, характеризующихся низким уровнем смертности в старших возрастах и высокой продолжительностью жизни населения. Факторами, влияющими на интенсивность процесса постарения в различных субъектах РФ, выступают как уровень рождаемости, смертности, так и миграция населения, ее характер, возрастная структура, направленность потоков.
В демографическом смысле старение населения, как уже было отмечено, представляет собой изменение соотношения численности возрастных групп в пользу старших (пожилых и старых) когорт.
Сравнительный анализ динамики возрастных структур городского и сельского населения показывает наличие общей тенденции - сокращения удельного веса населения моложе трудоспособного возраста, что является одним из признаков трансформации возрастной структуры в процессе демографического перехода. Следует отметить, что в возрастной структуре сельского населения доля лиц моложе трудоспособного возраста значительно выше, чем в возрастной структуре городского населения (19,02% и 15,58% соответственно), почти на 5% (рисунок).
20
15 10 5
П-
^ «■* ^ ^ Ф (Р <Р «з5
□ все население ■ городское население
Удельный вес возрастной группы «70 лет и более» значительно превышает удельный вес аналогичной возрастной группы городского населения (10,87% и 9,76% соответственно), в то же время удельный вес возрастной группы «60 - 64 лет» немного меньше (5,47% в возрастной структуре сельского населения и 6,00% - городского). Таким образом, демографическая нагрузка на население трудоспособного возраста для сельского населения на 5,4% выше, чем для городского населения.
Необходимо выявление основных факторов и тенденций изменения возрастного состава населения в будущем. Для измерения процесса демографического старения населения в научной литературе предложены разные шкалы. По шкале Ж. Боже-Гарнье - Э. Россета в качестве критерия используется возраст 60 лет [8]. Уровень демографической старости является высоким в том случае, если доля населения в возрасте 60 лет и старше составляет 16 - 18%, и очень высоким при 18% и выше. Шкала демографического старения ООН предлагает использовать возраст 65 лет. При этом население считается старым, если доля лиц в возрасте 65 лет и старше более 7% [15, р. 7].
Основные показатели старения населения России, используемые при количественном анализе сдвигов в возрастной структуре населения, представлены в табл. 1.
Т а б л и ц а 1 Основные показатели старения населения России
Год Все население Городское население Сельское население
Доля лиц в возрасте 6о лет и старше, %
1959 8,98 7,56 10,55
1989 15,31 14,20 18,40
1996 16,63 15,54 19,57
2012 18,63 18,57 18,81
Индекс старения
1959 39 37 41
1989 76 72 84
1996 90 88 93
2012 137 146 119
Демографическая нагрузка за счет лиц старше трудоспособного возраста
1959 200 162 252
1989 324 292 428
1996 356 326 449
2012 373 368 387
□ сельское население
Возрастная структура населения России на 1 января 2012 г., тыс. чел.
Доля лиц в возрасте 60 лет и старше увеличилась в структуре населения России с 15,31% (1989 г.) до 18,63% (20122 г.), что соответствует высокому уровню демографической старости. Доля пожилых людей среди сельского населения всегда была выше, чем среди городского, но если на селе 50 лет назад доля лиц старше 60 лет была на 40% выше, чем в городе, то в 1996 г. превышение составило 26%, а в 2012 г. - только 2% (табл. 1). При этом доля пожилых в структуре сельского населения в 2012 г. по сравнению с 1996 г. снизилась почти на 4%. Соответственно, в последние годы на селе несколько снизилась демографическая нагрузка за счет лиц старше трудоспособного возраста. Для сельского
населения в конце 1980-х гг. этот показатель был очень высок, он превышал аналогичный показатель городского населения на 47%, но к 2012 г. разница в демографической нагрузке между пенсионерами городского и сельского населения трудоспособного возраста составила порядка 5%.
Для статистической оценки сдвигов в возрастной структуре используется также индекс старения, который определяется как число лиц пожилого возраста на 100 детей. Расчеты показывают, что индекс старения сельского населения растет медленнее, чем индекс старения городского населения. Снижение доли лиц моложе трудоспособного возраста в целом по России составило за последние 15 лет более чем 20%. Доля лиц моложе трудоспособного возраста в структуре сельского населения сократилась до 19% (2012 г.), что заметно больше, чем в структуре городского населения (15,6%). Следует отметить некоторые различия в степени и интенсивности старения возрастной структуры сельского и городского населения. Во-первых, доля лиц в возрасте 60 лет и старше, так же как демографическая нагрузка за счет пожилых, для сельского населения больше, чем для городского. Во-вторых, индекс старения городского населения значительно выше, причем разница увеличивается, достигнув к 2012 г. почти 20%, в то время как до 1990 г. индекс старения сельского населения был выше.
Многие исследователи справедливо отмечают, что процесс демографического старения в меньшей степени затронул мужчин и в большей степени женщин, доля которых в структуре старших возрастов составляет две трети и более [3, с. 22 - 29]. При этом гендерная асимметрия, характерная как для России, так и для других государств мира, сохраняется на протяжении многих лет. Необходимо учитывать гендерный дисбаланс, который в России значительно больше, чем в развитых европейских странах: в 2012 г. на 1000 сельских женщин в возрасте 60 лет и старше приходилось 553 мужчины, в 1959 г. - 457. В связи с этим отмечается большое количество одиноких пожилых сельских женщин, на проблемы которых (экономические, социальные, психологические) необходимо обратить особое внимание (табл. 2).
Удельный вес мужчин в возрасте 60 лет и старше в общей численности мужского населения вырос с 6,2% (1959 г.) до 13,9% (2012 г.), в то время как удельный вес женщин старше 60 лет достиг 22,7% (2012 г.). Следует учесть, что аналогичные показатели для городского населения ниже, чем для сельского. Всего в возрастной группе «60 лет и старше» в 2012 г. было 34,5% мужчин и 65,5% женщин, тогда как среди сельского населения - 35,6% мужчин и 64,4% женщин соответственно (табл. 2).
Т а б л и ц а 2
Распределение населения в возрасте 60 лет и старше по полу
Показатели 1959 г. 1989 г. 2012 г.
Удельный вес отдельных групп в общей численности населения
Все Мужчины 6,18 10,11 13,91
население Женщины 11,23 19,88 22,70
Городское Мужчины 5,03 9,60 13,88
население Женщины 9,62 18,21 22,52
Сельское Мужчины 7,47 11,49 14,00
население Женщины 13,00 24,54 23,22
Удельный вес мужчин и женщин в возрасте 60 лет и старше
Все Мужчины 30,71 30,85 34,53
население Женщины 69,29 69,15 65,47
Городское Мужчины 29,89 31,53 34,15
население Женщины 70,11 68,47 65,85
Сельское Мужчины 31,36 29,39 35,61
население Женщины 68,64 70,61 64,39
Количество мужчин на 1000 женщин
Все население 443 446 527
Городское население 426 460 519
Сельское население 457 416 553
Из табл. 2 следует, что процентная доля мужчин в возрасте 60 лет и старше в структуре населения постепенно увеличивается не только за счет повышения удельного веста старших возрастных групп, но и по причине изменения гендерных пропорций.
Процесс демографического старения в результате трансформации возрастной структуры населения отражается также в изменении пропорций между населением трудоспособного и старше трудоспособного возраста. Можно сказать, что в последние годы происходит перераспределение населения по полу в возрастных группах моложе и старше трудоспособного возраста. Так, в возрастной структуре женского населения сельских территорий доля лиц старше трудоспособного возраста увеличилась с 18,3% (1959 г.) до 30,5% (2012 г.), в то время как в возрастной структуре мужского населения увеличение составило только 6 процентных пунктов (с 7,5% до 14,0% соответственно). В среднем удельный вес женщин старше трудоспособного возраста более чем в 2 раза выше, чем удельный вес мужчин данной возрастной группы в структуре городского и сельского населения (табл. 3).
В структуре городского населения доля лиц моложе трудоспособного возраста сократилась с 23,7% (1990 г.) до 15,6% (2012 г.), в структуре сельского населения - с
Т а б л и ц а 3
Распределение населения РФ по полу и возрасту на 01.01.2012 г., %
Доля населения Все население Городское население Сельское население
Мужчины Женщины Мужчины Женщины Мужчины Женщины
Моложе трудоспособного возраста 18,25 14,95 17,47 13,99 20,36 17,79
В трудоспособном возрасте 67,84 54,84 68,65 55,90 65,65 51,69
Старше трудоспособного возраста 13,91 30,21 13,88 30,11 14,00 30,52
26,5% до 19% за этот же период (табл. 4). В то же время доля лиц старше трудоспособного возраста в структуре городского населения в сравнении с сельским обнаружила более значительный рост - с 17,4% (1990 г.) до 22,7% (2012 г.). В то же время доля лиц старше трудоспособного возраста в структуре сельского населения почти не изменилась, повысившись с 22,3% до 22,6%. Процесс демографического старения имеет существенные межрегиональные различия, обусловленные стадией демографического перехода и особенностями воспроизводства населения данной территории.
Если в Центральном и Приволжском федеральных округах доля лиц моложе и старше трудоспособного возраста колеблется по отдельным областям незначительно, то в Северо-Кавказском федеральном округе разница достигает 17 процентных пунктов, в восточных федеральных округах (Уральском и Сибирском) - 14,9 и 15,8 процентных пункта соответственно.
Наиболее низкая процентная доля лиц старше трудоспособного возраста в структуре населения отмечена
в Северо-Кавказском (15,4%) и Дальневосточном (19,7%) федеральных округах при среднероссийском значении - 22,7% (табл. 5). Максимально высокий удельный вес лиц старше трудоспособного возраста в структуре населения характерен для Центрального ФО - 25,2%. Выделяются наиболее молодые республики: Ингушетия (доля лиц моложе трудоспособного возраста - 31,35%), Чеченская (34,51%), Тыва (31,36%), в которых доля лиц моложе трудоспособного возраста почти в 2 раза превышает средний показатель по центральным регионам, а доля лиц старше трудоспособного возраста - в 2 раза ниже.
Процессы демографического старения вызывают особый интерес не только потому, что являются глобальными, они влияют на хозяйственную систему, политические процессы, определяют уровень экономической активности населения, тенденции развития рынка услуг, особенности формирования пенсионной системы, обостряют социально-психологические проблемы одиночества и отчуждения в обществе. Современная трансформация возрастной структуры экономически развитых
Т а б л и ц а 4
Распределение населения РФ по возрастным группам на 1 января, %
Год Удельный вес отдельных групп населения
Все население Городское население Сельское население
моложе трудоспособного возраста трудоспособного возраста старше трудоспособного возраста моложе трудоспособного возраста трудоспособного возраста старше трудоспособного возраста моложе трудоспособного возраста трудоспособного возраста старше трудоспособного возраста
1990 24,45 56,85 18,71 23,71 58,87 17,42 26,51 51,21 22,28
1996 22,67 57,01 20,32 21,79 58,96 19,25 25,05 51,72 23,23
2001 19,40 60,18 20,42 18,30 62,13 19,57 22,42 54,85 22,73
2002 18,73 60,77 20,50 17,54 62,75 19,71 21,99 55,35 22,66
2003 18,01 61,54 20,45 16,82 63,44 19,74 21,30 56,30 22,40
2006 16,53 62,94 20,53 15,69 64,08 20,23 18,82 59,83 21,35
2007 16,15 63,04 20,81 15,36 64,02 20,62 18,32 60,34 21,34
2008 16,00 62,87 21,13 15,19 63,79 21,02 18,24 60,33 21,44
2009 16,01 62,59 21,40 15,16 63,49 21,35 18,38 60,09 21,53
2010 16,16 62,00 21,83 15,28 62,88 21,83 18,61 59,55 21,83
2011 16,25 61,49 22,27 15,35 62,35 22,30 18,77 59,08 22,15
2012 16,47 60,85 22,67 15,58 61,73 22,69 19,02 58,37 22,61
Т а б л и ц а 5
Распределение населения РФ по полу и возрастным группам по федеральным округам на 01.01.2012 г., %
Федеральные округа Все население, тыс. чел. В том числе Население в возрасте
мужчины женщины моложе трудоспособного трудоспособного старше трудоспособного
РФ 143056,4 46,26 53,74 16,47 60,85 22,67
Центральный 38537,6 45,76 54,24 14,11 60,72 25,17
Северо-Западный 13660,1 45,93 54,07 14,62 61,35 24,03
Южный 13884,0 46,44 53,56 16,22 59,83 23,95
Северо-Кавказский 9492,9 47,27 52,73 23,87 60,72 15,41
Приволжский 29811,5 46,01 53,99 16,40 60,49 23,11
Уральский 12143,4 46,51 53,49 17,64 61,59 20,77
Сибирский 19260,9 46,50 53,50 18,07 61,06 20,87
Дальневосточный 6265,8 48,03 51,97 17,66 62,68 19,66
стран порождает схожие проблемы «стареющего социума», изменяя общественную и повседневную жизнь людей. «Демографические перемены, охватившие мир в ХХ веке, - пишет А.Г. Вишневский, - имеют фундаментальное значение, они оказывают огромное влияние на ключевые социальные процессы нашей эпохи» [2].
Территориальные особенности процесса демографического старения, выявленные в процессе исследования, должны быть учтены при обосновании региональных программ, предусматривающих меры активной демографической политики, а также при разработке и реализации программ социального развития. Данная работа является продолжением ранее проведенных исследований, где обращалось внимание на учет межрегиональных различий демографических процессов [1, с. 146 - 151; 9, с. 22 - 29].
Регионы РФ, характеризующиеся более низким уровнем экономического развития, будут испытывать наибольшие трудности в процессе адаптации к сдвигам в возрастной структуре населения. В связи с этим необходимо учитывать пространственные особенности демографического старения регионов России, обусловленные сдвигами в возрастной структуре населения.
Статистическая оценка структурных сдвигов в распределении населения РФ по возрасту
Для углубления предварительного анализа возрастной структуры населения при исследовании процесса демографического старения можно воспользоваться системой коэффициентов координации удельных весов близлежащих возрастных групп и показателей их динамики [5].
Коэффициенты координации удельных весов близлежащих возрастных групп отражают их вариацию и рассчитываются по формуле:
К, = ¿Ш х100 ' й
где / - порядковый номер возрастной группы населения;
dм - доля /+1-й возрастной группы в общей численности населения; d¡ - доля /-й возрастной группы в общей численности населения.
Средний коэффициент координации удельных весов близлежащих возрастных групп рассчитывается по формуле средней геометрической:
— т-1
К = т-1 П К, х 100 .
Анализ коэффициентов координации по десятилетним возрастным группам сельского населения РФ показал, что средний удельный вес каждой последующей возрастной группы составляет от 70,2% в 1959 г. до 85,0% в 2007 г. и 108,5% в 2012 г. (табл. 6), т.е. доля последующих возрастных групп непрерывно увеличивается, что характерно для типа воспроизводства, формирующего регрессивную возрастную структуру с низкой рождаемостью, и свидетельствует о процессе развития демографического старения.
Для сельского населения типично увеличение доли возрастной группы «70 лет и более» в общей численности населения. Кроме того, в полтора раза возросло значение коэффициента координации для возрастной группы «40 - 49 лет» (123,1% в 2007 г.), соответственно, в 2012 г. резко возрастает значение коэффициента координации для возрастной группы «50 - 59 лет».
Темпы роста (снижения) коэффициентов координации удельных весов близлежащих возрастных групп определяются по формуле:
К°
Т, =—гх 100 ,
1] К,
где К°] -у-й коэффициент координации удельных весов близлежащих возрастных групп в отчетном году; К ь] - у-й коэффициент координации удельных весов близлежащих возрастных групп в базисном году.
Т а б л и ц а 6
Анализ возрастной структуры сельского населения РФ
Возрастная группа Коэффициенты координации, % Темпы роста (снижения) коэффициентов координации удельных весов близлежащих возрастных групп
1959 1989 2002 2007 2012 1989 к 1959 2002 к 1959 2007 к 1959 2007 к 2002 2012 к 2007
0 - 9 - - - - - - - - - -
10 - 19 60,00 76,47 154,55 136,36 88,60 127,45 257,58 227,27 88,24 64,98
20 - 29 113,33 107,69 76,47 93,33 136,91 95,02 67,47 82,35 122,05 146,69
30 - 39 113,33 100,00 100,00 92,86 89,04 88,24 88,24 81,93 92,86 95,89
40 - 49 84,62 64,29 123,08 123,08 102,62 75,97 145,45 145,45 100,00 83,38
50 - 59 81,82 144,44 56,25 81,25 114,09 176,54 68,75 99,31 144,44 140,42
60 - 69 66,67 76,92 122,22 61,54 50,66 115,38 183,33 92,31 50,35 82,32
70 - 79 66,67 60,00 72,73 100,00 136,94* 90,00 109,09 150,00 137,50 136,94
80 и более 25,00 33,33 25,00 37,50 - 133,33 100,00 150,00 150,00 -
Среднее значение 70,24 76,53 80,81 85,01 108,51 108,94 115,04 121,02 105,20 127,64
*В данных за 2012 г. две старшие возрастные группы объединены в одну.
Для расчета среднего темпа роста (снижения) коэффициентов координации удельных весов близлежащих возрастных групп используется формула:
— т-1
Т = т-Л ЯТ] Х100.
Показатели темпа роста (снижения) коэффициентов координации удельных весов близлежащих возрастных групп характеризуют изменение доли последующих возрастных групп в отчетном году по сравнению с базисным или с годом, принятым за базу сравнения.
Значение среднего темпа роста коэффициентов координации удельных весов близлежащих возрастных групп (см. табл. 6) практически везде больше 100% или около 100%, что свидетельствует о смещении пропорций в пользу старших возрастных групп за рассматриваемый период в среднем по всем возрастным группам приблизительно на 5% за пятилетний период (ранее за 30 лет (с 1959 г. по 1989 г.) - всего 9%). Это подтверждает наличие структурных сдвигов в распределении населения РФ по возрасту.
Нельзя не отметить высокие, значительно превышающие средние значения, темпы роста коэффициентов координации для возрастных групп сельского населения «70 - 79 лет» и «80 лет и более», что отражает глубину демографического старения в процессе трансформации возрастной структуры населения России. Процесс демографического старения населения вызывает различные социально-экономические последствия в регионах России, которые нельзя не учитывать при разработке и реализации мер экономической и социальной политики.
По мере того как растет доля одиноких пенсионеров и увеличиваются потребности долгосрочного ухода за пожилыми людьми, развивается рынок услуг ухода за престарелыми. Пожилые люди чаще обращаются в медицинские учреждения, в связи с чем необходимо расширение рынка услуг здравоохранения и лекарств. Ориентируясь на потребительские предпочтения лиц старших возрастных групп, продовольственные магазины все чаще предлагают диетические продукты с низким содержанием жиров, холестерина и др.
Степень участие пожилых людей на рынке труда, которые продолжают работать, зависит от размера пенсии, определяемого уровнем экономического развития национальной экономики, их трудовых предпочтений и особенностей ситуации, сложившейся в семье. Старение экономически активного и работающего населения сдерживает процессы модернизации, формируя определенные барьеры на пути инноваций. В большинстве государств возраст выхода на пенсию законодательно утвержден одинаковым как для мужчин, так и для женщин. Однако в России, так же как и в некоторых других странах, женщины раньше выходят на пенсию (55 лет), чем мужчины (60 лет). Хотя в настоящее время высказываются предложения, связанные с повышением пенсионного возраста и установлением примерно одинаковых возрастных границ выхода на пенсию.
Заключение
В России, так же как в экономически развитых странах, численность и доля старших возрастных групп в
структуре населения закономерно увеличивается, что меняет демографический дизайн и предполагает глубокие социально-экономические изменения. Эффекты демографического старения и сдвиги в возрастной структуре населения отражаются как на экономическом развитии, так и на характеристиках социальной сферы. Структура занятости населения, особенности потребления, темпы экономического роста, инвестиционная активность, модели пенсионной и налоговой политики, демографическое развитие страны, миграционное поведение, рынок услуг здравоохранения испытывают влияние глобальных тенденций демографического старения нации. Процесс демографического старения неоднороден, существуют значительные межрегиональные и тендерные различия, поэтому нельзя ориентироваться на среднестатистические характеристики. В результате проведенного исследования установлена сильная региональная дифференциация и гендерная асимметрия процесса постарения городского и сельского населения России. Учет межрегиональных особенностей воспроизводства населения, процесса старения как одной из закономерных составляющих демографического перехода необходим при формировании направлений и приоритетов экономической и социальной политики. Процесс старения оказывает влияние на все стороны жизни общества. Увеличивается демографическая нагрузка на трудоспособное население за счет лиц старше трудоспособного возраста, меняется возрастная структура экономически активного населения. Лица старших возрастных групп имеют больше времени для того, чтобы следить за своим здоровьем, возрастает спрос на медицинские услуги, соответствующие лекарства, услуги ухода за престарелыми. Структура платежеспособного спроса у пожилых людей значительно отличается от структуры спроса более молодых когорт.
Учитывая увеличение продолжительности жизни, снижение рождаемости вследствие внутрисемейного регулирования его уровня, можно сказать, что процесс старения является закономерным и обществу необходимо учитывать происходящие процессы при разработке социально-экономической политики. В маркетинге взаимодействия поколений для эффективного развития общества в целом акцент делается на учете потребностей каждого поколения и его отдельных представителей, удовлетворение которых в итоге принесет обществу в целом наибольшую пользу, при реализации конечной цели - удовлетворения потребностей общества. Решающее значение при этом должно иметь то, что думает каждое поколение об эффективности социально-экономической политики государства, о правильности принимаемых решений. Все поколения должны научиться сосуществовать вместе, эффективно взаимодействуя для получения лучшего результата и синергетического эффекта.
1. Блинова Т.В., Бурмистрова И.К. Демографическое старение села // Вестник Тамбовского университета. Сер. «Гуманитарные науки». 2009. Вып. 9 (77).
2. Вишневский А. Похвала старению // Отечественные записки. 2005. № 3 (24).
3. Гонтмахер Е. Проблема старения населения в России // Мировая экономика и международные отношения. 2012. № 1.
4. Демография / под ред. Д.И. Валентея. М.: Высшая школа, 1997.
5. Карпенко Л.И., Шарилова Е.Е. Статистическая оценка и анализ возрастной структуры населения при исследовании процесса демографического старения // Вопросы статистики. 2008. № 5.
6. Кудрин А., Гурвич Е. Старение населения и угроза бюджетного кризиса // Вопросы экономики. 2012. № 3.
7. Медков В.М. Демография. М.: ИНФРА-М, 2004.
8. Россет Э. Процесс старения населения. М., 1968.
9. Русановский В.А., Блинова Т.В., Былина С.Г. Причины смертности сельского населения: региональный аспект // Вестник СГСЭУ. 2013. № 4 (48).
10. Саградов А.А. Экономическая демография. М.: ИНФРА-М, 2005.
11. Сови А. Общая теория населения: в 2 т. М., 1977. Т. 2.
12. Andersson B. Scandinavian Evidence on Growth and Age Structure // Working Paper Series 1998.
13. Lenehan A.J. The Macroeconomic Effect of the Postwar Baby Boom: Evidence from Australia // Journal of Macroeconomics. 1996. № 18.
14. McMillan H.M., Baesel J.B. The Macroeconomic Impact of the Baby Boom Generation // Journal of Macroeconomics. 1990. № 12.
15. United Nation. The Ageing of Populations and its Economic and Social Implications. New York, 1965.
16. Weil. D. The Economics of Population Aging // Handbook of Population and Family Economics. Amsterdam and New York: Elsevier, 1997.
Наталья Юрьевна Сорокина,
кандидат экономических наук, доцент кафедры национальной и региональной экономики, Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова
ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ УСТОЙЧИВЫМ РАЗВИТИЕМ РЕГИОНА
В статье определены фундаментальные предпосылки формирования результативного механизма управления устойчивым социально-экономическим развитием региона. Целью работы явилась конкретизация условий, определяющих возможности достижения устойчивого долгосрочного развития региональных систем. Анализ современной российской практики государственного управления на региональном уровне позволил определить следующие основные элементы механизма управления устойчивым развитием региона: создание в регионе условий для воспроизводства социально-экономического потенциала; активное использование системного подхода к управлению региональным потенциалом; ориентация органов управления на долгосрочные цели регионального развития; нацеленность на формирование собственных механизмов обеспечения устойчивого развития конкретного региона; определение адекватного целям развития критерия результативности регионального управления; внедрение мониторинга управления устойчивым развитием региона как основы выработки своевременного и адекватного управляющего воздействия. Создание вышеперечисленных предпосылок будет способствовать устойчивому развитию региональных социально-экономических систем и росту на этой основе качества жизни населения.
Ключевые слова: механизм управления устойчивым развитием региона, социально-экономический потенциал региона, качество жизни населения.
N.Yu. Sorokina
PRECONDITIONS FOR DEVELOPING A MECHANISM FOR MANAGING REGIONAL SUSTAINABLE DEVELOPMENT
The paper identifies the fundamental prerequisites for developing an effective mechanism for managing sustainable socio-economic development of the region. The study aims to single out the conditions for achieving long-term sustainable development of regional systems. Analysis of the current Russian government practices at the regional level helps identify the following key elements of the mechanism of regional sustainable development management: creating necessary conditions for the reproduction of social and economic potential; active implementation of a systematic approach to the management of regional potential; local government focus on long-term goals of regional development; willingness to create their own mechanisms to ensure sustainable development of the region; defining an adequate criterion of regional governance efficiency; introduction of monitoring of sustainable development management of the region as the fundamental condition for timely and appropriate management. The author stresses that fulfillment of all the above prerequisites will help ensure sustainable development of regional socio-economic systems and growing quality of life.
Keywords: mechanism for managing sustainable development in the region, regional socio-economic potential, quality of life.
УДК 338.24:352