Научная статья на тему 'ЩИПКОВЫЕ ШЕЙКОВЫЕ ЛЮТНИ В КОНТЕКСТЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ КУЛЬТУР КАЗАХСТАНА И КЫРГЫЗСТАНА. СОВРЕМЕННОЕ БЫТОВАНИЕ'

ЩИПКОВЫЕ ШЕЙКОВЫЕ ЛЮТНИ В КОНТЕКСТЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ КУЛЬТУР КАЗАХСТАНА И КЫРГЫЗСТАНА. СОВРЕМЕННОЕ БЫТОВАНИЕ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Endless light in science
Область наук
Ключевые слова
взаимосвязи / комуз / домбра / история / күү / культура / хордофон.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Аязбаева Айнура Исатаевна

Статья посвящена изучению проблемам взаимовлияний традиционных музыкальных культур, а также их взаимосвязи в инструментальном творчестве. Работа представляет собой этномузыкальное исследование казахской и кыргызской музыкальной культуры, опыт сравнительно-типологического изучения домбры и комуза. В прошлом изучение музыкальных инструментов сводилось к описанию их внешнего вида и краткой характеристике. В процессе освоения материала был задействован широкий круг работ, раскрывающих те или иные вопросы истории музыкальной культуры Кыргызстана и Казахстана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЩИПКОВЫЕ ШЕЙКОВЫЕ ЛЮТНИ В КОНТЕКСТЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ КУЛЬТУР КАЗАХСТАНА И КЫРГЫЗСТАНА. СОВРЕМЕННОЕ БЫТОВАНИЕ»

УДК 780,6

ЩИПКОВЫЕ ШЕЙКОВЫЕ ЛЮТНИ В КОНТЕКСТЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ КУЛЬТУР КАЗАХСТАНА И КЫРГЫЗСТАНА. СОВРЕМЕННОЕ БЫТОВАНИЕ

АЯЗБАЕВА АЙНУРА ИСАТАЕВНА

Преподаватель кафедры «Музыковедения и композиции» Казахской национальной

консерватории имени Курмангазы Алматы, Казахстан

Аннотация: Статья посвящена изучению проблемам взаимовлияний традиционных музыкальных культур, а также их взаимосвязи в инструментальном творчестве. Работа представляет собой этномузыкальное исследование казахской и кыргызской музыкальной культуры, опыт сравнительно-типологического изучения домбры и комуза. В прошлом изучение музыкальных инструментов сводилось к описанию их внешнего вида и краткой характеристике. В процессе освоения материала был задействован широкий круг работ, раскрывающих те или иные вопросы истории музыкальной культуры Кыргызстана и Казахстана.

Ключевые слова: взаимосвязи, комуз, домбра, история, куу, культура, хордофон.

Abstract: The article is devoted to the study of the problems of mutual influence of traditional musical cultures, as well as their interrelation in instrumental creativity. The work is an ethnomusicological study of Kazakh and Kyrgyz musical culture, the experience of comparative typological study of dombra and komuz. In the past, the study of musical instruments was reduced to a description of their appearance and a brief description. In the process of mastering the material, a wide range of works were involved, revealing certain issues of the history of musical culture of Kyrgyzstan and Kazakhstan.

Keywords: interrelations, komuz, dombra, history, kuu, culture, chordophone.

Изучение национальной культуры становится важнейшим направлением современного музыкознания, которое диктует взаимообогащение различных сфер знания. В связи с этим особенно актуальным является изучение этнокультурных казахско-кыргызских взаимосвязей.

Культура этих двух стран, у которых единая историческая судьба, представляет несомненный интерес для исследования как в системной целостности, так и в своей неповторимой уникальности. Даже сходство природных ландшафтов поразительно: уходящие в поднебесье горы, бескрайние степи, ослепительное солнце и озера. Скопления сакских могильников, в том числе и царских, обнаружены на берегах Таласа, Чу, Или, в предгорной зоне Кыргызского, Заилийского и Джунгарского Алатау, в горных долинах Кегеня и Нарынкола.

Инструментарий и инструментальная музыка кыргызов и казахов имеют большой исторический опыт изучения. Это дает нам видеть в обнаруженных общих закономерностях не только историко-генетические, но и типологические причины, черты единой в самом общем плане системы - национальной инструментальной музыки [1, 46]. В контексте ее ценностей становится ясным, что искусство Курмангазы, Даулеткерея, Дины, Карамолдо, Токтогула традиционная музыка казахов и кыргызов являются такой же важной сущностной составляющей мировой культуры. Всестороннее и углубленное исследование с новых методологических позиций различных аспектов национальной культуры и искусства во взаимосвязи, обусловившей их системную целостность, - важнейшая задача отечественной науки.

Среди щипковых инструментов домбра и комуз - одни из ведущих и самых распространенных в музыкальном инструментарии Казахстана и Кыргызстана. В работе

предпринята попытка обобщить имеющиеся сведения об инструментах, а также рассмотреть вопросы влияния и заимствования.

История изучения музыкальных инструментов насчитывает несколько тысячелетий. Первые попытки объективного анализа морфологии, строя, звукоряда музыкальных инструментов и наигрышей, вплоть до применения линейных обмеров и математических расчетов, имели место в более глубокой древности. Наиболее ранние сведения о музыке и музыкальных инструментах Центральной Азии содержаться в «Большом трактате о музыке» Абу Насыр Аль-Фараби (870-950) [2]. Также в книги У.М.Кашгари (XI в.) «ТYбi бiр тYркi тш» [3] упоминается о нескольких видах музыкальных инструментов, которыми пользовались древние тюрки. Это - кобыз, бубен, тамбурин, барабан, свирель, колокол, сигнальный барабан. В книге, представляющий собой арабско-персидско-тюркско-монгольский словарь, содержатся интересные сведения о инструментах типа гонга, свирели, тамбуре. В словаре, относящемуся к концу XIII началу XIV вв., встречаем названия таких инструментов, как таф - тамбурин, суруна - сырнай, некара - типан, бубен, бургу - труба, бургуча - маленькая труба.

Сведения о музыкальных инструментах содержаться в бухарском «Трактате о музыке» Дарвиш - Али (XVII в.), который состоит из двух частей: теоретической и исторической. В первой уделяется внимание вопросам происхождения музыки, здесь же дается полное описание инструментов, таких как, кобыз, сыбызгы, сурнай, дабыл, най. [4]

Важно отметить, что в инструментоведческой работе С. Субаналиева большое внимание уделяется терминологии. Автор отмечает, что «нередко народный инструмент имеет не одно, а несколько названий, но далеко не все они приводятся в работах, между тем эти разночтения могут пролить свет на важный для исследователя смысл названий» [5, с.36-38]

Термины «комуз» и «домбыра» широко распространены в Центральной Азии. Слово комуз производное от слова кобыз, скорее всего, обозначает «музыкальный инструмент» или даже «музыку». Другое название его - чертмек, от слова «черт» - «щипать», «щёлкать» [6]. Слово домбра имеет арабское происхождение. Оно связано со словом танбур/танбура «образующих параллельный синонимический ряд» и обозначает разновидность щипковых составных хордофонов [7]. Согласно второму предположению, слово домбыра состоит из двух слогов «дом+быра», которое может представить в таком сочетании «тан/тын+бура».

А. Жубанов предполагал, что слово «домбра» образовалась из сочетания арабских слов «дунбаЬ» и «бурра», что означает «хвост ягненка». И действительно корпус домбры имеет конусообразную форму и заканчивается как хвост ягненка [8].

А. Мухамбетова и Б. Аманов в своих трудах впервые раскрывают высочайший статус жанра кюй в культуре казахов, определяют в нем суть синкрезиса музыки и слова, его ярчайшую культурно-историческую и эстетико-философскую сущность [9]. Заметный вклад в этноинструментоведение не только Казахстана, но и всей Центральной Азии вносит С. Утегалиева, обобщая опыт исследования хордофонов [10], а также взаимодействия звука/слуха и музыкального инструмента у тюркоязычных народов.

Кюи рождались в живом общении людей, рождались как явления самой жизни, а не искусства. Все кюи отличаются небольшими размерами и звучат не дольше 2-3 минут. С малыми формами кюев связаны особенности образного строя музыки. Каждый кюи раскрывает только один музыкальный образ, передает только одно состояние и не включает контрастов

Признаком профессионализма считается импровизационность в музыкальной культуре казахов и кыргызов, которая раскрывается на разных уровнях:

1) Владение искусством импровизации как непременным требованием к профессионалу выражается в способности сиюминутного отклика на то или иное событие, мысль, эмоцию, через музыкально поэтическое или инструментальное искусство в кюях.

2) Способность с первого раза запомнить кюй с одного прослушивания рождает в последующем исполнении их другими музыкантами естественную

ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"

многовариантность данного «опуса» и раскрывает саму импровизационную природу творчества.

Таким образом, автор приходит к выводу, что, учитывая особые свойства музыкальных инструментов - комуз и домбра, которые занимают важное место в культурном наследии казахского и киргизского народов, имеют ряд различий и общих черт:

1. Традиционные пьесы для киргизского комуза и казахской домбры имеют сходные названия - кюу (кYY) у киргизов или кюй (^й) у казахов. Речь идет о виде и жанре народных инструментов музыки киргизов и казахов. Эти пьесы звучат на домбре, комузе и других народных музыкальных инструментах. Исполнителей называют кюйши (казах -^йш^ и соответственно, кюучи (кирг. кYYЧY).

2. Кыргызский комуз и казахская домбра имеют специфический характеризующий звучание тембр, называемый щоцыр» («коцур» у кыргызов).

3. Кыргызская мелодика от музыки казахов отличается во многом. В основном кыргызская музыка имеет светлый лирико-эпический характер, но вместе с тем, особенно в инструментальном жанре, нередко встречаются сосредоточенные, глубокие, а то игровые, задорно плясовые эпизоды. Кыргызская мелодика проста по складу, непосредственна по образно-эмоциональному содержанию. Кыргызская музыка диатонична, вследствие этого один и тот же наигрыш в процессе исполнения может окрашиваться то в минорный, то в мажорный оттенки или приобретает ладово-нейтральный характер. Каждая пьеса выдержана в том или ином диатоническом ладе мажорного или минорного наклонения. Наиболее популярны миксолидийский, ионийский, дорийский, эолийский лады, чьи звукоряды, однако, очень часто не имеют строго выдержанного октавного строения: возникают «хроматизмы на расстоянии» - например, в миксолидийском фа может встретиться ми-бекар внизу и ми-бемоль вверху. Все эти особенности ладового строения и характер распева мелоса (*каденции квинтовом или квартовом скачком вниз, кварта с малой терцией внутри, квинта с большой или малой терцией внутри, трихордовость, поступенность, плавность движения и т. п.) вызывают родственные ассоциации с другими диатоническими системами [11].

В современном бытовании домбра и комуз оказываются включенными в различные сферы культуры двух стран: они сохраняются как традиционные музыкальные инструменты в народной среде, функционируют в системе вторичного исполнительства (в составе профессиональных и любительских коллективов), а также в области поп-музыки и специального музыкального образования (от детских школ до высших учебных заведений).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Мациевский, И. В. Народная инструментальная музыка как феномен культуры. - Алматы: Дайк-Пресс, 2007. - 519 с.

2. Аль-Фараби Трактаты о музыке и поэзии, Алматы, 1992, 452 с.

3. МДашкари TY6i бiр тYркi тш // Ана тш, Алм. 1994, №5 Б.4-7

4. Семенов А.А. Среднеазиатский трактат по музыке Дарвиш - Али XVII в., Ташкент, 1946, 230 с.

5. Субаналиев С. Киргизские музыкальные инструменты в эволюции традиционных форм музицировали. Автореферат Дисс.канд.искусств, Ленинград, 1982, 22 с.

6. Аманова Р. Методологические предпосылки изучения традиционной инструментальной музыки кыргызов // Материалы Международной научно-практической конференции. Алматы: ИЗД, 20016. С.287

7. Утегалиева С. Домбра и типологически родственные инструменты тюркских народов // Музыковедение. 2011. №3. С. 25-29

8. Жубанов А. Казахский музыкальный инструмент - домбра // Известия АН КазССР. Серия филологическая №2. - Алма-Ата: Наука, 1986. - С.43-46

9. Аманов Б. Композиционная терминология домбровых кюев // Аманов Б., Мухамбетова А. Казахская традиционная музыка и XX век. Алматы: Дайк-Пресс, 2002. С. 217-228.

10. Утегалиева С. Хордофоны Центральной Азии. - Алматы: КазАкпарат, 2006. - 120 с.

11. Субаналиев С. Традиционная инструментальная музыка кыргызов. Бишкек, Учкун.2003. -С.366

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.