Мастер - класс
J
Анисимова Зина
художница, преподаватель пушкинской школы
автор сценария г.Лейден
Королевство Нидерланды [email protected]
Л
ЩЕЛКУНЧИК
(Сценарий)
Г
Аннотация. В авторском сценарии представлена сказка известного немецкого писателя Эрнста Теодора Амадея Гофмана «Щелкунчик и Мышиный Король». Постановка сказок в воспитании детей имеет большое значение. Этому посвящены многие работы. Автор делится опытом создания новогодней сказки, которую читатели смогут поставить для своих детей.
Ключевые слова: праздник, волшебство, подарки Щелкунчик, кукла, Мышиный Король.
В сценарии представлена сказка известного немецкого писателя Эрнста Теодора Амадея Гофмана «Щелкунчик и Мышиный Король». Постановка сказок в воспитании детей имеет большое значение. Этому посвящены многие работы [1, 2, 3, 4, 5 и др.]. Автор делится опытом создания новогодней сказки, которую читатели смогут поставить для своих детей.
Действующие лица: Мари - девочка, Фриц -брат Мари, Крёстный, Щелкунчик, Клара - кукла, Мышиный Король, Мышь, Василий - Кот, Гусары (группа), Мыши (группа)
СЦЕНА 1
В глубине сцены разложено множество подарков. Здесь и запакованные коробки, и куклы, и игрушки без упаковок (это люди). Все подарки прикрыты прозрачной тканью. Сцена несколько затемнена. Напротив сцены в глубине зала стоит наряженная ёлка. Звучит музыка. На сцене появляется Кот. На него падает освещение. Кот передвигается по сцене крадущимися движениями, прижимая ко рту палец.
КОТ: Т-с-с! Т-с-с! Здесь мышка не пробегала? Вы мышку не видели? Вы ещё не знаете, кто я такой? Я -Кот! Но Кот - не простой, я - Кот волшебный! Да, да, да, да! И все мыши в округе об этом знают! А вы, наверное, пришли сюда послушать удивительную историю? Это как раз вовремя! Ведь сегодня Новогодняя ночь! А в Новогоднюю ночь всегда случаются чудеса! Вы видите эти подарки? (Показывает на сцену). Их приготовили для детей Мари и Фрица. Да, да, я сам видел: я подглядывал в замочную скважину. Я скажу вам по секрету (Прикладывает палец ко рту): подарки - волшебные! Но вот, кажется, кто-то сюда идёт. А я побегу дальше искать мышку...
Кот убегает со сцены. На сцене появляется Крёстный. В руках у него коробка в красивой упаковке.
КРЁСТНЫЙ: Ну вот, кажется, всё готово! Последний подарок запакован. Я сегодня весь день запаковывал подарки для моих крестников Мари и Фрица. А сейчас нужно проверить, всё ли в порядке.
Крёстный подходит к подаркам, стягивает ткань. Там уложены упакованные подарки, а также неупакованные (это люди): кукла Клара, Щелкунчик, гусары. Крёстный кладёт свою коробку, подходит к кукле и чуть-чуть передвигает её. Кукла сгибает в локте руку.
КРЁСТНЫЙ (с удивлением): В чём дело? Эта кукла заводная, но её никто не заводил.
Крёстный выпрямляет кукле руку и приводит её в первоначальное положение. Кукла опять сгибает руку.
КРЁСТНЫЙ (с недоумением): Но время чудес ещё не наступило!
На этот раз рука остаётся неподвижной. Крёстный подходит к гусарам. Гусары делают шаг вперёд.
КРЁСТНЫЙ (несколько испуганно): Нет! Нет!
Никаких приказов ещё не было отдано!
Гусары делают шаг назад. В это время часы начинают бить полночь. Крёстный поспешно закрывает подарки тканью.
КРЁСТНЫЙ: Часы пробили полночь, пора открывать двери гостиной!
Звучит музыка. Крёстный уходит.
СЦЕНА 2
Сцена освещается. На сцену выбегают Мари и Фриц. Оба смотрят на наряженную ёлку.
МАРИ: Ой, Фриц, какую чудесную ёлку для нас нарядили! Как много на ней шаров, игрушек, и сладости даже есть!
ФРИЦ: Да, ёлка - классная! Но подарки -гораздо интереснее! Смотри, как их много!
Эксперимент и инновации в школе 2013/5
23
Мастер - класс
Фриц первым подбегает к подаркам и стягивает с них ткань. Он сразу же подходит к гусарам.
ФРИЦ (с восторгом): Мари, ты видишь, какие бравые солдатики у меня? Настоящие гусары! Все с саблями и эполетами! Они победят в бою кого угодно!
МАРИ (подходит к кукле): Да, да, конечно, твои гусары хороши. Но моя кукла гораздо лучше! Какое красивое у неё платье с бантиками! А какие чудесные туфельки! Я назову её Клара!
ФРИЦ: Давай скорее посмотрим, что в этих коробках!
Фриц начинает поспешно разворачивать запакованные подарки. Часть подарков остаётся нераспакованными.
ФРИЦ: Да здесь ещё целое войско!
МАРИ (подходит к Щелкунчику): А я нашла необычного человечка! Посмотри, Фриц, какой у него большой рот, который открывается и закрывается. А сам он одет как щёголь: в красном мундире и с сабелькой! Кто бы это мог быть?
ФРИЦ: Да это же Щелкунчик! Если ему в рот положить орех, то он его быстренько разгрызёт. Давай попробуем!
Фриц и Мари находят орех, кладут в рот Щелкунчику и раскалывают его.
МАРИ (вскрикивает): Осторожно! Ты сломаешь ему зубы!
ФРИЦ: Ничего я не сломаю! И вообще, некогда мне возиться с твоим Щелкунчиком, меня ждут две армии, которым не терпится вступить в сражение.
Фриц накладывает на ткань часть распакованных и нераспакованных коробок, завязывает их в большой узел и перекидывает через плечо.
ФРИЦ: Пойду скорее в свою комнату. Там мои армии должны померяться силами. Интересно всё-таки, кто победит: красные или синие?
Фриц убегает с коробками.
МАРИ: А я ещё поиграю здесь с моими куклами.
СЦЕНА 3
Мари осматривает Щелкунчика.
МАРИ: Какой он хорошенький! Хотя рот у него несколько великоват! (Обращается к Щелкунчику) Дорогой Щелкунчик, тебе нравится моя Клара? Ты знаешь, она ведь умеет танцевать, если её завести. Хочешь посмотреть, как она танцует?
Мари оставляет Щелкунчика, подходит к Кларе, заводит её золотым ключом. Звучит музыка. Мари отходит на задний план сцены. Кукла оживает. Она танцует танец. К концу танца слышится какое-то царапанье. Мари пугается и всплёскивает руками. На сцене появляется Мышь.
МЫШЬ: Ой, какая хорошенькая куколка! Я тоже такую хочу!!
Мышь подбегает к Кларе, хватает её за руку и пытается утащить за сцену. Клара и Мышь борются друг с другом. Мари с ужасом следит за борьбой, иногда невольно делает шаг в их сторону, но потом опять отступает, она боится Мыши. В конце концов, завод у куклы кончается и она застывает неподвижно.
МЫШЬ: Ну вот, наконец-то! Теперь ты пойдёшь со мной, хорошенькая куколка!
МАРИ: Ах ты, гадкая Мышь! Это моя кукла! Не трогай её!
МЫШЬ (нагло): Была твоя, да стала моя!! Хи-хи!!
Мари делает шаг к кукле.
МЫШЬ (заслоняет собой куклу): Не вздумай к ней подойти! Не то я отгрызу ей мизинчик! Хи-хи!! И вообще, сейчас здесь появятся мои собратья во главе с Мышиным Королём! Тогда здесь никому не поздоровится! Хи-хи!!
Мышь хватает куклу за руку и тащит её за сцену. Одновременно со всех сторон начинает доноситься царапанье, которое усиливается мышиным писком. Мари в ужасе бежит за Мышью.
МАРИ (кричит): Гадкая Мышь! Отдай мою куклу!
МЫШЬ: Ничего я не гадкая. Я хотела стать твоей лучшей подругой!
СЦЕНА4
Звучит музыка. На сцене появляется Мышиный Король. У него семь голов. На каждой из них золотая корона. Он настроен воинственно.
МЫШИНЫЙ КОРОЛЬ: Я - Мышиный Король! Я управляю мышиным царством. (Замечает подарки. В голосе его начинают звучать хищные нотки.) Ага-а-а!!! Подарки! Да как много! (Обращается к публике.) Вы, наверное, знаете? Эти подарки для нас приготовили?
Как не для нас??!!! Разве мы не ждали этой ночи весь год? Чем мы хуже Мари и Фрица? (В публику) Чем мы хуже других? Сейчас я призову сюда мою мышиную армию, и она сгрызёт все подарки в этом зале и ваши тоже!!!
Мышиный Король свистит в свисток.
МЫШИНЫЙ КОРОЛЬ:
Эй, мышиная рать!
Как не стыдно вам спать!
Не жалейте когтей,
Появляйтесь скорей!
Много сладостей здесь,
Их мне даже не счесть!
Вам устрою я пир,
Чтобы знал целый мир,
Что мышиную рать Невозможно поймать,
От подарков прогнать Да ещё наказать!
Если мы захотим,
Все подарки съедим!
Мышиный Король снова свистит в свисток. Звучит музыка. На сцене появляются полчища мышей. Мышиный Король занимает позицию на краю сцены. Мыши танцуют танец. Потихоньку они подбираются к подаркам и начинают рвать и разбрасывать подарочную бумагу. На сцену выбегает Мари.
МАРИ (с отчаянием): Ах, противные мыши, не смейте трогать подарки! Сейчас я позову сюда армию
24
Эксперимент и инновации в школе 2013/5
Мастер - класс
гусар под командованием Щелкунчика! Он обязательно вас победит!
Мари убегает со сцены. Мышиный Король выходит на первый план.
МЫШИНЫЙ КОРОЛЬ: Эй, мои верные подданные! Вы видите, сколько сладостей висит на ёлке? Мышиная армия, к бою готовьсь! В атаку!!!
Все мыши устремляются под музыку к ёлке. Мышиный Король остаётся на краю сцены.
СЦЕНА5
Звучит музыка (марш). На сцену выходят гусары. Впереди Щелкунчик. За ним флейтисты.
ЩЕЛКУНЧИК: Мои доблестные воины! Вам не страшны ни пули, ни сабли! Мы должны победить мышиные полчища и вернуть все подарки детям в этом зале! Гусары, стройся в шеренги!
Гусары маршируют, танцуют танец. Щелкунчик занимает позицию на краю сцены, противоположном Мышиному Королю. После окончания танца Щелкунчик выходит на первый план.
ЩЕЛКУНЧИК: Мои стойкие солдаты, ваше мужество неисчерпаемо! Мы изгоним мышиную армию навсегда из этих мест! Вперёд!!! В погоню за мышами!!!
Гусары уходят под музыку со сцены.
СЦЕНА6
Мышиный Король выходит на передний план.
МЫШИНЫЙ КОРОЛЬ: Ах ты, деревянная кукла! И ты думаешь, что можешь со своими деревянными солдатами, у которых в голове одни опилки, победить моих подданных?
ЩЕЛКУНЧИК: Я не боюсь тебя, Мышиный Король. У меня есть острая сабля, и я отрублю сейчас все семь твоих голов!
МЫШИНЫЙ КОРОЛЬ: Ну, это мы ещё посмотрим!
Звучит музыка. («Танец с саблями» Хачатуряна). Мышиный Король и Щелкунчик сражаются на саблях. В конце концов, Мышиный Король начинает одерживать верх. Щелкунчик падает в кресло и старается вяло отбиваться. На сцену выбегает Мари.
МАРИ (в отчаянии): Ой, что мне делать? Этот семиглавый Мышиный Король сейчас победит моего дорогого Щелкунчика и он умрёт! Что мне делать?! (Смотрит по сторонам, мечется по сцене). (Кричит) На помощь!!! Василий!!!
Появляется Кот. Он напрыгивает на Мышиного Короля. Раздаётся мяуканье.
МЫШИНЫЙ КОРОЛЬ: Я просто так не дамся!!
КОТ: Нет, дашься!!!
МЫШИНЫЙ КОРОЛЬ: Нет, не дамся!
КОТ: Ты что, забыл, что я - Кот волшебный! Я сейчас превращу тебя в сушёную грушу с семью черенками, а всю твою армию - в скорлупу от орехов, тогда узнаешь!
МЫШИНЫЙ КОРОЛЬ: (Отскакивает, держась за корону): Ну предупреждать же надо!.. (Миролюбиво) Осознал! Был неправ!.. Всё! Ушёл!..
Мышиный Король убегает за сцену.
СЦЕНА 7
Щелкунчик сидит в кресле без движения. К нему подбегает Мари.
КОТ (самодовольно): Ну, вот дело и сделано! (В публику) Вы, конечно, поняли, что все мыши ушли из этих мест только благодаря мне! И подарки все здесь остались!
Мари продолжает хлопотать над Щелкунчиком. МАРИ: Что мне делать? Василий!! Он не дышит!! Что делать??!!
КОТ: Что делать?! Что делать?! Волшебное слово сказать, конечно!
МАРИ: Какое слово?
КОТ: Ну ты же умная! Сама догадаться должна! МАРИ: Крибле, крабле... (В отчаянии) Но он всё равно не дышит! (В публику): Какие ещё волшебные слова существуют? Спасибо? Пожалуйста? (Щелкунчику): Милый Щелкунчик, очнись, пожалуйста! Василий!!! Слова не действуют! Он сейчас умрёт! Помоги, скорее, пожалуйста!
КОТ: Что бы вы тут все без меня делали? Ну слово..., ну на «Л» начинается. Ну что, забыла, что ли?
МАРИ: Ах да, конечно, знаю! На «Л», это же «любимый Щелкунчик»!
Щелкунчик открывает глаза и встаёт на ноги. ЩЕЛКУНЧИК: Дорогая Мари, ты назвала меня любимым, когда я был некрасивым деревянным Щелкунчиком, и тем самым сняла с меня злые чары мышиной королевы Мышильды. И теперь я снова стал человеком. Я буду благодарен тебе до конца моей жизни за это волшебное превращение.
Мари и Щелкунчик радостно смотрят друг на друга. МАРИ: Как я рада! Как я рада!
КОТ: Ох уж эти мне телячьи нежности! Того и гляди, сейчас в пляс от радости пустятся! Как будто других дел нет на свете! А плясать то где? Разве что у ёлки! (Кот бросает взгляд на ёлку). Ай-я-яй! А на ёлке то до сих пор ни одного огня не горит! (В публику) А зажечь их - ваша задача! Представление наше на сцене кончается, а праздник у ёлки НАЧИНАЕТСЯ!!!
Звучит музыка. Участники спектакля выходят на сцену, делают несколько танцевальных движений, кланяются.
Литература
1. Гавриш Л. Ф. Играть жизнь - значит учиться жить: школьный театр на французском языке. // Эксперимент и инновации в школе 2012. № 5.С.46-50.
2. Гофман Э.- Т. А. Щелкунчик и Мышиный Король. / Перевод с немецкого И. Татариновой. Москва, Советская Россия, 1991.
3. Накишова Е. Ю. Воспитательные возможности хорового театра детей и подростков. // Инновационные проекты и программы в образовании 2012. № 1.С.46-51.
4. Новикова Н. И. Социализация школьников средствами театральной педагогики. // Эксперимент и инновации в школе 2011. № 3. С. 63-70.
5. Субоч Р И. Урок внеклассного чтения: «Чайка по имени Джонатан Ливингстон». // Эксперимент и инновации в школе 2011. № 3. С. 73-77.
Эксперимент и инновации в школе 2013/5
25