Научная статья на тему '"счастье, свалившееся с неба", или был ли план объединения Германии?'

"счастье, свалившееся с неба", или был ли план объединения Германии? Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1001
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «"счастье, свалившееся с неба", или был ли план объединения Германии?»

I к 3 и h! ut >1E и LI я. с О О Е а | X !! Д &! ¡1М £ Н 7 А Р i\ И j^g

Б.В.Петелин

"СЧАСТЬЕ, СВАЛИВШЕЕСЯ С НЕБА",

ИЛИ БЫЛ ЛИ ПЛАН ОБЪЕДИНЕНИЯ ГЕРМАНИИ?

Петелин Борис Валентинович - доцент кафедры всеобщей истории Вологодского государственного педагогического университета.

Российский читатель получил возможность познакомиться с книгой известного немецкого журналиста Оскара Ференбаха "Крах и возрождение Германии". Ее содержание - это рассказ о судьбах Германии и немцев в ХХ в., названным автором - "германским"1. Доля истины в этом есть. В ХХ в. Германия оставила о себе след, который, видимо, никогда не исчезнет из человеческой памяти. Автор, сознавая это, пишет, что с 1945 г. началась история новой Германии, а в конце ХХ в. немцы решили для себя проблемы, над которыми мучались целое столетие, принося другим народам горе и страдания. Так как книга об истории, хотя и без претензий на то, чтобы считаться научной монографией - все же написана она в журналистском стиле, поэтому следует уточнить некоторые суждения автора. Речь идет о воссоединении Германии (в немецкой литературе чаще употребляется термин - "Wiedervereinigung", хотя он не совсем адекватен произошедшему событию). Само "воссоединение" Ференбах изображает как "счастье, свалившееся с неба" для канцлера Коля и его правительства, основу которого составляли ХДС и ХСС. По его мнению, "никаких планов, предусматривающих достижение конкретных целей, не было и быть не могло, поскольку нельзя предугадать, что может произойти даже в ближайшем будущем"2. То есть, объединение Германии произошло "случайно" и чуть ли не вопреки политике Коля, который находился в "своем полном неведении относительно грядущих событий".

Так ли это? Для начала отметим, что подобный подход к исчезновению ГДР не является исключением. Известный политолог и историк Карл-Рудольф Корте, автор первого тома в четырехтомной "Истории германского единства"3 и других работ по германской политике канцлера Коля, также считает, что говорить о каком-либо "плане" по воссоединению Германии, по "крайней мере, наивно". Что ж, историки, видимо, никогда не найдут в архивах документ с названием "План по воссоединению Германии в 1989/90 г.", привязанный к конкретной дате, с соответствующими параграфами, пунктами, указаниями и прочим. Но это вовсе не означает, что объединение не "планировалось" и не составлялись соответствую-

"СЧАСТЬЕ, СВАЛИВШЕЕСЯ С НЕБА", ИЛИ 5 * * ■ ^ ' ^" «■ ' ' ■ & ^ * ■ : * ' : Н ■ ■ & -' БЫЛ ЛИ ПЛАН ОБЪЕДИНЕНИЯ ГЕРМАНИИ?

щие разработки и программы. Разве "программа 10 пунктов" Г.Коля, которую он огласил 28 ноября 1989 г., не была "планом" по объединению ФРГ и ГДР? Ее официальное название: "Программа из десяти пунктов по преодолению раскола Германии и Европы", где предусматривалось создание конфедеративных структур с последующим объединением ФРГ и ГДР (чаще ее именовали коротко - "план Коля"). Да, объединение пошло не по "плану Коля", ситуация оказалась иной, но руководство ХДС/ХСС было готово к такому исходу.

Карл Кайзер, директор научно-исследовательского института Германского общества по вопросам внешней политики, одного из ведущих "мозговых центров" Германии писал: "С первых дней существования Федеративной Республики немецкое единство было основной целью нашей внешней политики"4. То есть конкретная цель - преодоление раскола Германии - была выдвинута руководством ФРГ в 1949 г., во главе которого, как известно, стоял Конрад Аденауэр, председатель ХДС. Христианские партии - ХДС и ХСС, - целеустремленно, последовательно и настойчиво шли к этой цели, что отличало их от других западногерманских партий.

В 50-х годах было предложено несколько "планов" по объединению Германии. Наиболее известные из них: советская нота от 10 марта 1952 г. правительству США и "план Идена", выдвинутый на Берлинском Совещании министров иностранных дел четырех держав в январе-феврале 1954 г. Представляя его, А.Иден сказал: "Было бы опасным заблуждением предполагать, что полная энергии нация, насчитывающая около 70 млн. человек, может в течение неопределенного времени оставаться разделенной"5. И "сталинская нота", и "план Идена" вызвали ожесточенные споры, но так и не были приняты из-за отсутствия единогласия между недавними союзниками и из-за отрицательного отношения к этим "планам" канцлера Аденауэра. До сих пор продолжаются дискуссии, - а что было, если бы...? Для великих держав в начавшейся холодной войне германский вопрос становился прикладным к их собственной внешней политике.

Тем не менее в этих "планах" содержались положения, которые создавали предпосылки для объединения. Советская сторона первостепенное значение придавала мирному договору с Германией, заключенному с общегерманским правительством. Основным пунктом мирного договора являлось неучастие единой Германии в военных союзах, т.е. ее нейтралитет. В "плане Идена" самым подробным образом был прописан "метод" воссоединения, состоящий из пяти пунктов. Во-первых, проведение свободных выборов во всей Германии; во-вторых, созыв Национального собрания. Далее, составление проекта конституции, ее принятие и образование общегерманского правительства. На последнее, пятое место, ставилось подписание и вступление в силу мирного договора. В дальнейшем советская сторона и западные власти несколько модернизировали свои планы, не меняя их главной сути. Для СССР приоритетными оставались мирный договор и нейтра-

литет Германии; для Запада - свободные выборы, а затем шаги по усмотрению нового правительства.

Конрад Аденауэр, интерес к которому после объединения Германии вновь возрос, весьма скептически относился к "планам победителей". Несмотря на возраст (род. в 1876 г.), он лучше многих политиков разобрался в послевоенной ситуации в Европе. Понимая, что в обозримом для канцлера времени воссоединение Германии останется недостижимым, Аденауэр сделал ставку на сближение с Францией и интеграцию в Западной Европе. Его обвиняли в "предательстве национальных интересов", называли "канцлером союзников" (в "борцах" за единство страны ходил тогда лидер СДПГ Шумахер). Упрекать Аденауэра можно: реальных шагов к воссоединению за ним не числилось. Но им были сформулированы условия достижения этой цели. В начале 1952 г. он сказал: "Я думаю, что мы сможем осуществить воссоединение Германии только с помощью трех западных союзников. Но никак не с помощью Советского Союза...Невозможно вернуть Берлин и Восточную Германию, если не будет единой Европы". В другой беседе в марте 1952 г. Аденауэр продолжил: когда Запад станет сильным в такой степени и Советский Союз поймет, что "агрессия с его стороны обернется огромным риском для него самого", он пойдет на переговоры, которые принесут "освобождение от порабощения не только советской зоны, но и всей восточной Европы"6. Иными словами, решение германского вопроса произойдет лишь с наступлением перемен в Советском Союзе и его "уходом" из Центральной и Восточной Европы. Разумеется, как пишет биограф Аденауэра Х.Кёллер, первый бундесканцлер не мог предвидеть одновременного краха коммунизма в Восточной Европе и последовавшего затем распада СССР, это находилось за пределами его возможностей, но единая Германия могла состояться только в "свободной" Европе7. Получается, что в своих прогнозах Аденауэр не ошибся?

Канцлер не оставил авторского плана по объединению страны, но в этом он не препятствовал другим. Далеко не всем известно, что в 50-х годах ХДС/ХСС выдвинули несколько своих "планов" воссоединения Германии. Их отличительной сутью было то, что руководство консервативных партий исходило из собственных трактовок германского вопроса. В него включались не только преодоление раскола между ФРГ и ГДР и решение проблемы Берлина, но и вопрос о "восточных территориях", переданных по окончанию войны Польше и СССР, а также проблема Судет, возвращенных Чехословакии с выселением оттуда немецкого населения. Необходимо отметить, что требования о восстановлении Германии в границах 1937 г. разделялись далеко не всеми христианскими политиками и не фигурировали в официальных "планах".

Один из них был составлен статс-секретарем Г.Глобке, близким к Аденауэру человеком. Первый вариант "плана" появился в 1959 г. В нем предусматривалось, что оба германских государства, признав суверенитет друг друга, начинают сво-

"СЧАСТЬЕ, СВАЛИВШЕЕСЯ С НЕБА", ИЛИ 5 * * ■ ^ ' ^" «■ ' ' ■ & ^ * ■ : * ' : Н ■ ■ & -' БЫЛ ЛИ ПЛАН ОБЪЕДИНЕНИЯ ГЕРМАНИИ?

бодный обмен людьми и информацией, а через пять лет проводится раздельный референдум по вопросу объединения. Через год "план Глобке" претерпел изменения в сторону ужесточения требований к ГДР. В том же году другой христианский политик Ф. фон Эккардт разработал "план по нейтрализации и демократизации ГДР", что должно было приблизить воссоединение страны. Еще раньше в 1953 г. свой "план" предложил советник канцлера по международно-правовым вопросам Э.Кауфман, о чем поведал журнал "Шпигель". По этому "плану" путь к воссоединению лежал через создание конфедерации между ФРГ и ГДР. Предусматривалось, что после общегерманских выборов какое-то время будут существовать оба германских правительства наряду с общегерманским. Также предусматривалась разработка общегерманской конституции и ведение переговоров о заключении мирного договора. Естественно, что за Германией сохранялась безусловная принадлежность к западным союзам8. Особенностью "планов" от ХДС было то, что решающее слово в воссоединении должны были сказать сами немцы, а не державы-победительницы, возложившие на себя ответственность за Германию в целом.

Со своими "планами" не раз выступало руководство ГДР. Наибольшую известность получили предложения В.Ульбрихта о создании конфедерации, с которыми он выступил летом 1958 г. на Пятом съезде СЕПГ9. На основе конфедерации обоих германских государств Германия "должна стать миролюбивым, демократическим и независимым государством". Обязательным условием являлся выход из военных союзов: ГДР из Варшавского Договора, ФРГ из НАТО. Территория Германии должна быть определена на основе решений Потсдамской конференции. Германия могла иметь собственные вооруженные силы для обороны, их численность определялась в ходе переговоров между обоими германскими государствами. Руководство СЕПГ предлагало начать сближение между ФРГ и ГДР путем обсуждения практических шагов в области экономики, таможенной и валютной областях, транспорте и средствах связи. При этом исключалась возможность распространения государственного строя ФРГ на территорию ГДР, как и распространение государственного строя ГДР на территорию ФРГ. В "конфедеративном плане" Ульбрихта было немало привлекательного. Достаточно сказать, что в 1989 г. "план Коля" повторял некоторые его положения. Однако затея Ульбрихта была обречена на неудачу. Руководство СЕПГ отбрасывало всякую возможность диалога с ХДС/ХСС, которые изображались главными "противниками" воссоединения Германии. Более того, Ульбрихт призвал к "ликвидации монополии ХДС в Западной Германии" путем "совместных действий всех свободолюбивых демократических сил", куда относились и "левые" социал-демократы. Некоторые авторы пишут о "секретных" переговорах между представителями Аденауэра и Ульбрихта, но даже если они и имели место, то в реалии они ничего не меняли.

Отметим одну закономерность. Как только возрастал накал дискуссий вокруг планов возможного объединения Германии, так обострялись отношения меж-

ду ФРГ и ГДР. Причем истоки этой напряженности следует искать не только в ГДР. Так, советские инициативы 1952/53 г. были блокированы событиями 17 июня в ГДР, оцениваемые в современной историографии как "народное восстание". Эти события, а также перемены в советском и гэдээровском руководстве перечеркнули надежды на объединение. Следующий всплеск инициатив приходится на конец 50-х годов. В мае-июне 1959 г. в Женеве прошло совещание министров иностранных дел четырех держав с участием представителей ГДР и ФРГ. Советская сторона вновь делала упор на заключении мирного договора и нейтралитете будущей Германии. Западные державы выдвинули так называемый "план Гертера"10, предлагая рассматривать в "комплексе" германский вопрос, европейскую безопасность и проблемы разоружения. Итоговые решения должны были приниматься на встрече в верхах в мае 1960 г. в Париже. Но эта встреча усилиями самих участников была сорвана, а события 13 августа 1961 г., как казалось, навсегда похоронили надежды на объединение.

После возведения Берлинской стены в разработке "планов" объединения ФРГ и ГДР фактически была поставлена точка. Оба германских государства продолжили свой путь к приобретению полного суверенитета и собственной национальной идентификации. Однако руководство ХДС/ХСС продолжало настаивать на "открытости" германского вопроса, несмотря на заключение договоров между ФРГ и восточноевропейскими странами, включая и ГДР, и прием ФРГ и ГДР в члены ООН в 1973 г. Многие политики посчитали, что германский вопрос утратил свою актуальность. Многолетний лидер западногерманской социал-демократии и "отец" новой восточной политики В.Брандт заявил о прекращении "бесплодных дискуссий вокруг германского вопроса". Однако национальные чувства не могут быть упразднены по желанию политиков.

Новый поворот в германской политике начался с возвращением в октябре 1982 г. к власти ХДС/ХСС. Канцлер Гельмут Коль, который сам себя называл "внуком" Аденауэра, не стал копировать его политику. Упор был сделан на национальное сознание и на политико-правовые основы германского вопроса11. ХДС/ХСС и лично Коля обвиняли в "реваншизме" и "милитаризме", что при желании можно было отыскать в выступлениях Штрауса, Винделена, Чаи или Хубки (последние возглавляли "Союз изгнанных"). Однако в официальных документах и выступлениях руководство ХДС/ХСС неизменно подчеркивало приверженность мирным средствам в преодолении раскола страны. В этом отношении исключительное значение придавалось правовой стороне германского вопроса. Так как Потсдамские решения не были выполнены четырьмя державами, то этот пробел ХДС/ХСС намеревались ликвидировать собственными силами. Сразу подчеркнем, что их действия стали развитием тех "планов" по воссоединению Германии, что выдвигались при Аденауэре. Как показал процесс объединения ФРГ и ГДР, если бы отсутствовали правовые основы, то канцлеру Колю вряд ли удалось бы осуществить присоединение ГДР к ФРГ.

"СЧАСТЬЕ, СВАЛИВШЕЕСЯ С НЕБА", ИЛИ 5 '* ■' " ■ ' ! ^ " t ■■ ■ ' J : Н ■ ■ & -' БЫЛ ЛИ ПЛАН ОБЪЕДИНЕНИЯ ГЕРМАНИИ?

О чем конкретно идет речь? Первое: в преамбуле Основного закона, принятого 23 мая 1949 г., провозглашалась идея национального и государственного единства немцев, обосновывалось их право на свободное самоопределение. Второе: ст. 23 и ст. 146 содержали возможности преодоления раскола. В одном случае (ст.23) новые земли могли просто присоединиться к ФРГ, если население выскажется в поддержку такого решения. Тем самым экономические, политические, правовые и иные структуры ФРГ автоматически распространялись на присоединившиеся территории (так был решен в 1955 г. "саарский вопрос"). В другом случае требовалось принятие новой конституции (Verfassung) путем свободного волеизъявления немецкого народа. Основной закон (Grunggesetz) утрачивал свою силу, а ФРГ и ГДР прекращали свое существование. Возникало новое германское государство, которое могло заново определить свое местоположение в Европе и мире. Третье: в ст. 116 связывалось воедино понятие "немец" с правовым термином "гражданство". Немцем мог считаться тот (если иное не установлено законом), кто имеет германское гражданство и кто был принят на территории Германского рейха по его состоянию на 31 декабря 1937 г. в качестве беженца, перемещенного лица немецкой национальности, или в качестве супруга или потомка одного из этих лиц. Восстанавливалось также германское гражданство тем лицам, которые утратили его в период между 30 января 1933 г. и 8 мая 1945 г., а также их потомкам. Тем самым, гражданство ФРГ распространялось и на население ГДР, что не могло не остаться без последствий.

Еще одним существенным правовым аргументом стал тезис о сохранении правоспособности за Германским рейхом. Юристы и политики утверждали: несмотря на разгром и безоговорочную капитуляцию Германии в 1945 г., Германский рейх продолжил свое существование и должен рассматриваться в качестве субъекта международного права. ФРГ в этом случае (ГДР от этого "тезиса" отмежевалась) является правопреемником рейха - отечеством для всех немцев. Конституционный суд ФРГ своим решением от 31 июля 1973 г. (запрос был подан баварским ХСС), подтвердил законность данного "тезиса". Правительство Г.Коля задействовало его в полном объеме в процессе объединения ФРГ и ГДР.

Этими положениями политико-правовая база германской политики ХДС/ХСС не ограничивалась. В перечень основных документов и правовых актов были включены: Договор об отношениях между ФРГ и тремя западными державами (Deutschlandvertrag) от 26 мая 1952 г.; протокол к Парижскому соглашению от 23 октября 1954 г. об окончании оккупационного режима в отношении Западной Германии; письмо правительства ФРГ о немецком единстве от 12 августа 1970 г. в МИД СССР и правительству ГДР от 21 декабря 1972 г. Помимо этих документов использовались также извлечения из решений Конституционного суда ФРГ, постановлений бундестага, отдельных договоров и соглашений, программ ХДС/ХСС, официальных речей и выступлений президента и канцлера ФРГ12. К.-Р.Корте, от-

рицая наличие "плана" по воссоединению Германии, в то же время признавал большое значение политико-правовых актов, которыми руководствовалось правительство ФРГ в 1989/90 г., с началом кризиса в ГДР. Следует подчеркнуть, что ХДС/ХСС апеллируя к международному праву, международно-правовым актам, заявляли о приверженности европейскому процессу, в рамках которого намечалось осуществить воссоединение Германии. Избранная линия поведения позволила канцлеру Колю действовать энергично и наступательно не только в отношении властей ГДР, но и гарантов целостности Германии. Переговоры, как известно, прошли по схеме "2+4", где на первом месте стояла ФРГ.

Еще одним аргументом в обосновании "планирования" может служить организующая деятельность Ведомства федерального канцлера, его подразделений и, прежде всего, "штаба германской политики". Создание "штаба" относится к 1977 г., но настоящая его работа началась с избрания Коля канцлером ФРГ. Ее описание заняло бы слишком много места (подробное освещение деятельности "штаба германской политики", как и других отделов, групп и подразделений Ведомства федерального канцлера дает Корте в своем исследовании13). Остановимся только на одной форме: подготовке ежегодных "посланий о положении нации в разделенной Германии". С первым "посланием" в бундестаге выступил 28 июня 1967 г. канцлер К.Кизингер (ХДС). При канцлерах Брандте и Шмидте "послание" утратило свое первоначальное назначение и мало чем отличалось от обычных правительственных заявлений.

С возвращением в 1982 г. ХДС/ХСС к власти выступление канцлера с "посланием о положении нации в разделенной Германии" стало своего рода "отчетом" о развитии германо-германских отношений и планировании их на перспективу. Г.Коль семь раз выступал с подобным "посланием". Последний раз 8 ноября 1989 г. - за день до падения Берлинской стены. Однако никаких призывов "разрушить стену" в тексте "послания" мы не обнаружим14. Эти "послания" предназначались не только для актуализации германского вопроса, но и призваны были облегчить положение восточногерманских граждан, расширить возможности свободного выезда, посещения родственников в ФРГ и Западном Берлине. Германская политика Коля, что следует подчеркнуть особо, не возводила новых стен между западными и восточными немцами, а убирала те, что были. Факт бесспорный: поток немецких переселенцев, и не только в последний год существования ГДР, а все годы, шел только в одном - западном направлении. И переселялись не только из ГДР, но и Восточной Европы, СССР, затем России, СНГ. Объяснять это исключительно стремлением к спокойной и сытой жизни, значит низводить эти стремления до обычного физиологического уровня.

Почему распадаются одни государства и объединяются другие? Немцы объединились, но распались Советский Союз, Чехословакия, Югославия. Значит одним "счастье упало с неба", а другим. Гельмут Коль отмечает в своих воспомина-

"СЧАСТЬЕ, СВАЛИВШЕЕСЯ С НЕБА", ИЛИ 5 * * ■ ^ ' ^" ■ ' ! ^ " * * ■ : * ' : Н ■ ■ & -' БЫЛ ЛИ ПЛАН ОБЪЕДИНЕНИЯ ГЕРМАНИИ?

ниях: "Германское единство вместе с исчезновением советской империи является величайшим мировым событием этого столетия". Оно означает - "завершение конфликта между Востоком и Западом и вместе с тем окончание послевоенной европейской истории"15. Не станем вступать в полемику с бывшим канцлером на предмет того: "Завершился или нет конфликт между Западом и Востоком". Важно другое. Мы не уменьшим "немецкого счастья", если спросим: "Должен ли был исчезнуть Советский Союз, чтобы объединилась Германия"? Г.Коль, как видим, ставит эти события рядом. Но близки они не только по хронологии. О значении перестройки М.Горбачёва и его личном "вкладе" в разрешение германского вопроса сказано немало. Тот же Ференбах называет Горбачёва "ключевой фигурой" в произошедших эпохальных событиях16. На постсоветском пространстве значимость этой "фигуры" видится в ином свете. Нам лучше поразмышлять над словами еще одного эксканцлера Гельмута Шмидта, известного немецкого интеллектуала: "Без процесса внутреннего распада Советского Союза в 1990 г. состоявшееся объединение было бы невозможно"17.

Несмотря на определенные закономерности, обусловившие объединение Германии, мы вовсе не утверждаем, что они были частью некоего "плана". Сомнений в том, что рано или поздно раскол Германии будет преодолен, с самого начала было немного. Хотя могла состояться и иная альтернатива. Склонялся же Аденауэр в конце 50-х годов к так называемому "австрийскому решению" для ГДР. Однако советская сторона к перемене статуса ГДР желания не проявила18. Впрочем, нельзя сбрасывать со счета и позицию руководства СЕПГ, которое в случае объединения утрачивало свое властное положение.

Вернемся еще раз к Ференбаху. Называя ХХ век "германским", он пишет о тесном переплетении немецкой и российской истории. Видимо, это сохранится и в новом веке19. Но что мы можем взять из состоявшегося объединения Германии? Речь не идет о прямом заимствовании и копировании: все же распад СССР в 1991 - не раскол Германии в 1949 г. Но если выдвинута цель - возрождение России, то от собирания российских земель никуда не уйти. И здесь надо сказать, что немецкий опыт показывает, насколько трудным, сложным и длительным может оказаться путь для воссоединения одного народа. Это тот случай, когда требуется не какой-то "план", сверстанный к конкретной ситуации, а кропотливая, продуманная и ответственная работа, которая будет принята не только собственными гражданами, но и найдет понимание в других государствах. Объединение Германии осуществилось на правовой основе, мирным путем и при большом желании к единству восточных немцев. У нас же на постсоветском и российском пространстве преобладают до сих пор иные процессы, а сама идея о "союзе" (экономическом, валютном, социальном, как это значилось в "плане Коля") не имеет необходимого обеспечения.

"СЧАСТЬЕ, СВАЛИВШЕЕСЯ С НЕБА", ИЛИ

был ли план объединения германии? i у. 11"! I Щ Л I 2. /! L1LÜ! Е К !J. : К & |=1 !i. : Н ГЬ t'

Примечания

1. Ференбах О. Крах и возрождение Германии. Взгляд на европейскую историю ХХ века. - М., 2001. - С.16-17.

2. Там же. - С.239.

3. См.: Korte K.-R. Deutschlandspolitik in Helmut Kohls Kanzlerschaft: Regierungsstil und Entscheidungen 1982-1989. - Stuttgart, 1998.

4. Kaiser K. Deutschlands Vereinigung: Die internationalen Aspekte. Mit wichtigen Dokumenten. - Lubbe, 1991. - S.27.

5. См.: Берлинское Совещание министров иностранных дел четырех держав - СССР, Великобритании, США и Франции. (25 января-18 февраля 1954 г.). Документы и протоколы. М., 1954. - С.10.

6. Петелин Б.В. Конрад Аденауэр, германский вопрос ХДС/ХСС // Проблемы истории Второй мировой войны. Сборник научных работ. Вологда, 2000. - С.144.

7. См.: Kohler H. Adenauer: Eine politische Biograрhie. - Frankfurt-aм-Main, 1994.

8. Der Spiegel, 13. Januar 1954. S.5-6.

9. Доклад В.Ульбрихта на V съезде СЕПГ см.: Коммунист, 1958. - № 10. - С.61-173.

10. К.Гертер являлся в то время государственным секретарем США.

11. См.: Петелин Б.В. Политико-правовые основы объединения Германии в трактовках ХДС/ХСС // Запад-Восток: традиции, взаимодействие, новации: материалы III Международной научной конференции (23-25 ноября 2000 г.). Владимир, 2000. -С.125-128.

12. Наиболее полный перечень данных материалов с кратким их изложением см.: Union in Deutschland: CDU-Dokumentation. - Bon, 1988. - N 8.

13. Korte K.-R. Op. cit. S.39-42.

14 См.: Bericht der Bundesregierung zur Lage der Nation im geteilten Deutschland // Bulletin. - Bonn, 9. November 1989. - S.1053-1060.

15. Kohl H. "Ich wollte Deutschlands Einheit". - Berlin, 1996. - S.7.

16. Ференбах О. Указ. соч. С.247.

17. "Die Zeit", N 5. 28. Januar 1994.

18. Об этом, в частности, пишет известный немецкий юрист Борис Майсснер. См.: Майсснер Б. На пути к воссоединению Германии и к нормализации германо-российских отношений. Избранные сочинения. М., 2001. - С.25-26.

19. В качестве "доказательства" можно сослаться на книгу одного из ведущих сотрудников Научно-исследовательского института Германского общества внешней политики А.Рара "Немец" в Кремле" (Мюнхен, 2000), в которой представлена деятельность российского Президента В.В.Путина. Правда, критики указали на многие недостатки в описании биографии В.Путина. См.: International Politik (рус. яз.). - 2000. - № 8. -С.82-84.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.