Научная статья на тему 'Сбытовые кооперативы как особая форма эффективной маркетинговой политики малых сельскохозяйственных предприятий'

Сбытовые кооперативы как особая форма эффективной маркетинговой политики малых сельскохозяйственных предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
197
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СБЫТОВОЙ КООПЕРАТИВ / МАЛЫЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / ПОСРЕДНИКИ / КАНАЛЫ РЕАЛИЗАЦИИ / МАРКЕТИНГ / SALES COMPANIES / SMALL AGRICULTURAL ENTERPRISES / STAKEHOLDERS / MARKET OUTLETS / MARKETING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фоменко Людмила Геннадиевна

В статье обосновано теоретические основы и практические разработоки по формированию эффективной маркетинговой политики малых сельскохозяйственных предприятий через создание сбытовых кооперативов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Фоменко Людмила Геннадиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SMALL COMPANIES AS A PARTICULAR FORM OF EFFECTIVE MARKETING POLICY OF SMALL AGRICULTURAL ENTERPRISES

Basic theory and practical studies of small agricultural enterprises effective marketing policy development through the setting-up of sales companies are explained.

Текст научной работы на тему «Сбытовые кооперативы как особая форма эффективной маркетинговой политики малых сельскохозяйственных предприятий»

стемы потребкооперации к торговому обслуживанию при разработке и внедрении стандартов с целью выяснения их важности.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Стандартизация розничного торгового обслуживания в системе потребкооперации будет способствовать росту объемов реализации товаров, увеличению количества постоянных покупателей, росту профессионального уровня торгово-операционного персонала предприятий, формированию позитивного имиджа сети розничного торгового обслуживания.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Балабанова Л. В. Маркетинг: учебник / Л.В.Балабанова. - М.: Знание, 2004. - 645 с.

2. Виханский О. С. Менеджмент : учебник / О. С. Виханский. - 3-ое изд., пераб. и доп. - М. : Гардарики, 2003. - 528 с.

3. Куденко Н.В. Стратегический маркетинг : навч. поаб. / Н.В. Куденко. - [2-ге вид., без изменений]. - К. : КНЕУ, 2006. - 152 с.

4. Стратегия развития потребительской кооперации Украины(2004-2015 pp.) / Украина. Укоопсоюз. - К. : ЦССТУ Укоопсоюз, 2004. - 62 с.

5. Федонш О. С. Потенциал предприятия : формирование и оценка / О. С. Федонш, I. М. Ретна, О. I. Олексшк. - К. : КНЕУ, 2003. - 316 с.

6. Хмель Ф. I. Основы менеджмента : [учебник] / Ф. I. Хмель. - К. : Академвидав, 2003. - 608 с. -(Альма-матер).

7. Симонова В.С. Исследование информационного обеспечения управленческого влияния на уровень качества торгового обслуживания хозяйственными субъектами системы потребительской кооперации // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2012. № 1. С. 54-57.

8. Валеева Ю.С. Экономическая природа конкурентоспособности торговой отрасли в рыночной структуре региона // Актуальные проблемы экономики и права. 2011. № 2. С. 56-60.

9. Безпарточный М.Г. Формирование конкурентной среды развития торговых предприятий // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2011. № 3. С. 5-8.

PRINCIPLES OF SYSTEM APPROACH TO THE FORMATION OF TRADE SERVICES STANDARDS FOR THE CONSUMER COOPERATION COMPANIES

© 2013

V.S. Simonova, candidate of economic sciences, associate professor

Kherson State University, Kherson (Ukraine)

Annotation: In the consumer cooperative system service standards should be binding rules for trade and operational personnel of the trading activity objects of consumers' services in typical situations. Standards of service should reflect the mission of consumer cooperative society systems and beneficialy represent services in commercial service the objects of the given system from a number of other competitors.

Keywords: set of standards, commercial service standard, external design standard, process of implementation standard, consumer output standard, mass implementation standard, goods accommodation standard, personnel conduct standard, zone output standard, telephone communication standard.

УДК УДК 339.138

СБЫТОВЫЕ КООПЕРАТИВЫ КАК ОСОБАЯ ФОРМА ЭФФЕКТИВНОЙ МАРКЕТИНГОВОЙ ПОЛИТИКИ МАЛЫХ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

©2013

Л.Г. Фоменко, аспирантка

Уманский государственный педагогический университет им. П.Тычины, Умань (Украина)

Аннотация: В статье обосновано теоретические основы и практические разработоки по формированию эффективной маркетинговой политики малых сельскохозяйственных предприятий через создание сбытовых кооперативов.

Ключевые слова: сбытовой кооператив, малые сельскохозяйственные предприятия, посредники, каналы реализации, маркетинг.

Важным условием продуктивного функционирования аграрного рынка и повышения эффективной деятельности малых сельскохозяйственных предприятий является развитие заготовительно-сбытовой инфраструктуры. Отсутствие эффективных, доступных каналов реализации продукции для малых сельскохозяйственных предприятий выступает ограничительным фактором с точки зрения перераспределения стоимости в механизме ценообразования. Ведь значительная часть сельскохозяйственной продукции производится малыми сельскохозяйственными предприятиями, которые не имеют эффективных каналов ее сбыта, в результате выращенная ими продукция попадает к посредникам.

Таким образом, основная часть прибыли остается у посредника, а малые сельскохозяйственные предприятия находятся в убытке.

Именно поэтому, малые сельскохозяйственные предприятия заинтересованы в развитии механизма кооперирования с целью повышения их эффективного функционирования.

Вопросы, касающиеся эффективности функционирования сельскохозяйственных производителей через механизм кооперирования изучали такие известные

ученые, как П. Саблук, П. Канинськый, Ф. Горбонос, В. Месель - Веселяк, Л. Молдован, П. Макаренко, М. Малик, В. Муковиз, Г. Черевко и др. Однако эти вопросы в трудах ученых решался лишь частично в отдельных аспектах, поэтому они требует дальнейшего исследования .

Целью статьи является обоснование теоретических основ и практических разработок по формированию эффективной маркетинговой политики малых сельскохозяйственных предприятий через создание сбытовых кооперативов.

Сбытовые кооперативы играют важную роль в налаживании эффективной системы сбыта сельскохозяйственной продукции и получения рыночной конечной цены за нее, при устранении посредников для сельскохозяйственных товаропроизводителей, особенно малых.

Согласно существующим оценкам экспертов Немецкой консультативной группы при Правительстве Украины, вследствии несовершенной системы сбыта сельскохозяйственные товаропроизводители в Украине получают около 40 % конечной (экспортной) цены, тогда как немецкие фермеры - около 70 % [1, с. 341].

Получение высокой конечной цены европейским

фермерам обеспечивают сбытовые кооперативы, благодаря которым сельскохозяйственная продукция продвигается от поля до конечного потребителя почти по себестоимости.

Страны Европы, США, Канады и других стран решили данные проблемы по сбыту сельскохозяйственной продукции, путем поддержки и создания прозрачной заготовительно-сбытовой инфраструктуры на основе кооперации. Таким образом в Европе, через кооперативы реализуют 70 % сельскохозяйственной продукции, США, Канаде - 60 % сельскохозяйственной продукции [2].

Зарубежной практикой доказано, что малые сельскохозяйственные предприятия должны наладить собственную оптовую торговлю на основе их объединения в сбытовые кооперативы, что позволит избежать посредников, которые увеличивают собственные доходы и удорожают товары питания для потребителей. Также, сбытовой кооператив предоставляет возможность малым сельскохозяйственным предприятиям оставить у себя до 30-70 % прибыли в зависимости от вида сельскохозяйственной продукции (готовой или в виде сырья) и снизить розничную цену для потребителя. При объединении малых сельскохозяйственных предприятий в сбытовые кооперативы повышается товарность продукции, предоставляется возможность получения дополнительной прибыли и успешной конкуренции с продукцией ближнего и дальнего зарубежья.

Итак, сбытовой кооператив - это объединение сельскохозяйственных товаропроизводителей, которое оказывает помощь в реализации сельскохозяйственной продукции произведенной его членами. Деятельность кооператива имеет возможность сформировать и продать партию товаров по более высокой, оптовой цене непосредственно потребителю или хранить продукцию, чтобы реализовать ее когда цена будет выше.

Основные элементы деятельности сбытового кооператива представлены на рис.1.

Рис.1. Основные элементы деятельности сбытового кооператива

Источник: собственные исследования.

К основным функциям сбытового кооператива относятся:

1. Сохраняющая - включает в себя хранение продукции для реализации когда цены будут выше;

2. Предпродажная обработка - к которой относится: мойка, калибровка, сортировка, упаковка, маркировка и ряд других работ (если кооператив имеет соответствующую базу по переработке). Это позволяет членам кооператива повышать товарное качество продукции, как результат предлагается продукция однородная и более привлекательна, которую легче реализовывать;

3. Формирующая - формирование (оптовых) товарных партий сельскохозяйственной продукции, всегда привлекательнее для покупателя, который за это предлагает выгодную для членов кооператива цену за товар. Также предлагая большие партии товара, можно легче

найти новых заказчиков и увеличить экспортные возможности;

4. Сбытовая - продвижение товара и его реализация - как через собственную розничную торговую сеть, так и оптовикам и магазинам.К структуре руководства в сбытовом кооперативе относятся органы правления, наблюдательный совет, ревизионная комиссия, исполнительный директор, который может быть наемным работником и общее собрание, которое является высшим руководящим органом кооператива. Однако это не означает, что именно общее собрание управляет кооперативом, поскольку эту функцию выполняет правление. Роль общего собрания заключается в избрании правления, а также органов контроля - ревизионной комиссии и наблюдательного совета, и в одобрении (или отклонении) политики, которую проводит правление.

Членами сбытового кооператива могут быть только сельскохозяйственные товаропроизводители, а именно малые, средние и крупные сельскохозяйственные предприятия. В состав сбытового кооператива кроме членов кооператива, могут быть включены ассоциированные члены (оптовые сельскохозяйственные рынки, городские рынки, перерабатывающие предприятия, супермаркеты, специализированные магазины).

Членами и ассоциированными членами сбытового кооператива могут быть как юридические, так и физические лица, которые уплатили вступительный и паевой взносы, признают принципы и цели кооператива, соблюдают требования устава и пользуются правом решающего голоса в кооперативе.

Члены кооператива участвуют в общем собрании с правом одного принятого голоса. Члены, которые приняты в кооператив по решению правления, и начали выполнять свои обязательства, сотрудничают с кооперативом еще до принятия этого решения общим собранием, имеют право принимать участие в голосовании по всем вопросам деятельности кооператива, кроме вопроса о своем вступлении в него. Ассоциированные члены имеют право присутствовать на общем собрании и пользоваться правом совещательного голоса. Однако их участие в собрании не обязательно.

К источникам формирования основного фонда имущества сбытового кооператива относятся вступные, членские и паевые взносы его членов, которые будут необходимы для покрытия расходов по его регистрации, организации, аренды помещений и других расходов.

Размер пая члена сбытового кооператива определяется общим собранием кооператива пропорционально его участию в хозяйственной деятельности кооператива.

С паев и дополнительных паев (паевых взносов) формируется паевой фонд сбытового кооператива, который является одним из источников формирования его имущества.

Одним из обязательных условий, необходимых для членства в сбытовом кооперативе является внесение вступительного взноса, он вносится физическим или юридическим лицом при вступлении в кооператив. Целью внесения вступительного взноса является организационное обеспечение деятельности сбытового кооператива.

Вступительный взнос - это денежный или иной имущественный невозвратный взнос, который обязано уплатить лицо в случае вступления в кооператив.

Вступительный взнос вносится кроме пайя, на неповоротной осонове, поскольку он засчитывается в неделимый фонд и не подлежит распределению между пайщиками.

Порядок установления размера и уплаты вступительного взноса устанавливается уставом сбытового кооператива.

Членский взнос - денежный невозвратный взнос, который периодически уплачивается членом данного кооператива для обеспечения его текущей деятельности [3].

Членский взнос уплачивается исключительно в де-

нежной форме (в отличие от вступительного взноса, который может выплачиваться в другой имущественной форме) и не возвращается при любом прекращении членства в сбытовом кооперативе.

Кроме основного фонда кооператива может быть создан специальный фонд, который создается за счет целевых взносов членов кооператива и других предусмотренных законом поступлений для обеспечения и выполнения конкретных его задач, который используется по решению органов управления кооператива.

Размер, порядок формирования специального фонда утверждаются решением общего собрания членов сбытового кооператива.

Для установления прочных позиций на сельскохозяйственном рынке сбытовому кооперативу необходимо формировать большие партии товара и своевременно осуществлять их сбыт в нужном количестве. Поэтому кооперативу необходимо заранее заключать договоры (хозяйственные) с его участниками. При заключении договоров определяется цена, качество, условия реализации и организация сбора сельскохозяйственной продукции. После выполнения указанных условий сбытовой кооператив осуществляет переработку продукции (если организация имеет определенную базу по переработке) и ее поставку собственным транспортом по различным каналам реализации по определенному графику.

При заранее заключенных хозяйственных договорах со своими участниками, сбытовой кооператив имеет возможность прогнозировать объемы и сроки хранения заготовок, предусмотреть их место хранения и переработки. В свою очередь с помощью договоров участники кооператива подкрепляют свои обязательства по его выполнению, что ведет к общей эффективной работе.

Участие членов сбытового кооператива в хозяйственной деятельности является обязательной. Они имеют право на правах его владельца, участвовать в принятии важных решений относительно предоставления услуг, прибыли, полученного кооперативом и осуществлять меры по его контролю.

Прибыль между членами сбытового кооператива распределяется пропорционально участия в хозяйственной деятельности (через кооперативные выплаты), чем больше участник реализует продукции через кооператив, тем больше его доходы.

Таким образом, создание сбытового кооператива малыми сельскохозяйственными предприятиями способствует повышению их эффективной деятельности за счет устранения посредника, что позволяет оставить у себя основную долю добавленной стоимости продукции, а также предоставляет возможность более полного удовлетворения потребностей потребителей через доступности цен на продукты питания [5-10].

В странах с развитой экономикой для кооперативов занимающиеся оптовым и розничным сбытом сельскохозяйственной продукции, характерны сведущие виды специализации: молочная, мясная, по продаже яиц и птицы, по реализации семян сельскохозяйственных культур. Сейчас очень мало в странах Европы сбытовых кооперативов, продающих сельхозпродукцию в виде сырья, почти повсеместно она подвергается определенной обработке и упаковке.

Так, во многих развитых странах кооперативы осуществляют переработку и сбыт почти всего товарного молока. Например, в Дании эта доля составляет 90 %, столько же процентов масла и сыра кооперативы поставляют на экспорт, в Скандинавии и Финляндии на них приходится 80 % реализации мяса и молока, в Нидерландах, кооперативы реализуют более 80 % товарного молока, почти все овощи, 95 % фруктов и 90 % шерсти, во Франции и ФРГ кооперативами реализуется половина продукции аграрного сектора на внутреннем и внешнем рынках. Французские кооперативы производят и сбывают на международном рынке до 70 % вина, высокая их участие и в выпуске спирта и оливкового масла

[2].

Так для Украины, опит стран с развитой экономикой имеет немаловажное значение. Поэтому необходимо проанализировать сдерживающие факторы.

Так, например вескими причинами есть:

- совершенство кооперативного законодательства;

- слабая поддержка государства;

- отсутствие информационной поддержки сбытового кооперативного движения.

В большинстве стран мира развитие кооперации происходило с помощью консультационных служб, однако в Украине на их развитие и поддержку не выделяют достаточно средств, поэтому они мало эффективными, а это в свою очередь также сдерживает развитие кооперативного движения.

Для сравнения в странах с развитой экономикой в период становления и первых лет деятельности кооператива, предоставляется государственная финансовая поддержка. Так, например, в Польше согласно Программе развития сельских территорий 2004-2006 гг. и постановления Совета ЕС от 20.09.2005 года, государство предоставляет субсидии на создании и поддержку развития кооператива в течение 5 лет их деятельности (талб.1). Эти средства кооператив может использовать на управленческую деятельность и как инвестиции.

Таблица 1 - Предоставление субсидий государством для кооперативов в Польше

Годы Субсидии от ооьема реализации продукции Максимальная помощь в год {тыс. евро)

Стоимость годового оборота до 1 млн. евро Стоимость годового оборота более 1 мян евро

I 5,0 2,5 100

II 5,0 2,5 100

III 4,0 2,0 80

IV 3,0 1,5 60

V 2,0 ЦО 50

Источник: [4].

Для эффективной работы сбытового кооператива необходимо решить ряд следующих задач связанных с организацией производства, переработкой, сбытом и расчетами с его участниками.

При организации ефективного сбыта руководителю кооператива, необходимо получать своевременную информацию. В современных условиях эту задачу частично выполняет Интернет, как среда обмена информацией, различные компьютерные программы, он-лайн еженедельные и ежедневные электронные информационно-аналитические издания, специализированные газеты и журналы.

Также необходимо кооперативу находить работу действующими совещательными службами, которые занимаются предоставлением информационно-консультационных (совещательных) услуг по организационно-экономических, технологических, юридически-правовых, социальных и других вопросов, относящихся к ведению хозяйственной деятельности. Они существуют уже более 5 лет, однако малоэффективными.

Эффективным информационным инструментом в кооперативе может стать создание собственной информационной службы, которая будет заниматься сбором, переработкой и поставкой в срок необходимой информации для принятия обоснованных управленческих решений руководителям сельскохозяйственных предприятий. Это позволит сэкономить время и средства для ее получения необходимой информацией, как результат повысить эффективности работы сбытового кооператива и предприятий в частности.

Но она является сложным комплексом экономических отношений, которые возникают между субъектами хозяйствования и имеет много преимуществ. С помощью кооперации в условиях конкуренции малые сельскохозяйственные предприятия могут противостоять посредническим бизнесами, повысит их производительность за счет специализации. Кооперация способствует

поднять эффективность хозяйственной деятельности малых сельскохозяйственных предприятий за счет заключения долгосрочных контрактов и ориентации предприятий на производство дефицитных видов продукции.

Итак, сбытовая кооперация может быть эффективным инструментом для дальнейшего развития малых сельскохозяйственных предприятий, она играет исключительную роль в укреплении их конкурентных позиций на аграрном рынке, повышенные экономического потенциала и создании эффективных, доступных каналов реализации сельскохозяйственной продукции.

Поэтому сбытовая кооперация имеет вескую роль, а усиление работы над пропагандой развития и создания таких кооперативов, должно быть обусловлено государственной поддержкой с учетом зарубежного опыта.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Науковi основи агропромислового виробництва в Зош Лiсостепу Украши / [Редкол.: Зубець М.В. та ш.]. -К.: Логос, 2004. - 776 с.

2. Бондарчук В., Джордж Р. Алколей, Молдован Л., Курдицький С. Кооперацiя як споаб життя. -[Електронний ресурс]. - Режим доступу: http://www. coop-union.org.ua/?p=442

3. Закон Украши „Про сiльськогосподарську ко-операцш": (iз змiнами i доповненнями) ввд 17.07.1997 № 469/97-ВР / [Електронний ресурс]. - Режим доступу : http://zakon2.гada.gov.uaЛaws/show/469/97-вр.

4. ROZPORZДDZENIE RADY (WE) пг 1698/2005 z dnia 20 wгzesnia 2005 г. w spгawie wspaгcia гozwoju obszaг6w wiejskich pгzez Euгopejski Fundusz Rolny т гzecz Rozwoju Obszaг6w Wiejskich (EFRROW)

5. Музыченко А.С., Подзигун С.Н. Особенности государственного регулирования аграрной экономики в условиях рыночных отношений // Вектор науки ТГУ. Серия: Экономика и управление. 2011. № 3. С. 26-30.

6. Чирва О.Г. Особенности развития малых организационно - правовых форм хозяйствования в аграрном секторе экономики Украины // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2012. № 2. С. 80-83.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Тумаланов Н.В., Николаева Т.А. Возможности адаптации аграрной отрасли региона к современным условиям функционирования // Актуальные проблемы экономики и права. 2011. № 4. С. 222-225.

8. Чирва О.Г. Генезис и тенденции развития системы сельскохозяйственной кредитной кооперации в Украине // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2012. № 1. С. 67-71.

9. Олейник Е.А. Бюджетная поддержка кредитования малых аграрных предприятий Украины // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2012. № 2. С. 60-63.

10. Бутенко В.В. Финансовые стратегии компаний аграрного производства // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2012. № 1. С. 16-19.

SMALL COMPANIES AS A PARTICULAR FORM OF EFFECTIVE MARKETING POLICY OF SMALL AGRICULTURAL ENTERPRISES

©2013

L.G. Fomenko, Ph.D. student

Pavlo Tychyna Uman State Pedagogical University, Uman (Ukraine)

Annotation: Basic theory and practical studies of small agricultural enterprises effective marketing policy development through the setting-up of sales companies are explained.

Keywords: sales companies, small agricultural enterprises, stakeholders, market outlets, marketing.

УДК 352.71

ОСОБЕННОСТИ И НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ В РАЗНЫХ СТРАНАХ

© 2013

Е.О. Хайбулаева, аспирант

Уманский государственный педагогический университет имени Павла Тычины, Умань (Украина)

Аннотация: В статье рассмотрены особенности и направления государственного регулирования инновационного развития экономики в разных странах. Выделены особенности тех или иных стратегий, которые были выбраны странами как основной вектор развития их экономик. Предложены методы улучшения государственного регулирования инновационных систем Украины, выходя из существующего зарубежного опыта.

Ключевые слова: инновационные стратегии развития, государственное регулирование, национальная инновационная система, государственная политика, научно-технический прогресс.

Исследование особенностей формирования и реализации инновационной политики в развитых странах является актуальным для Украины, потому что именно сегодня государство пытается войти в Европейское сообщество, должное место в котором она сможет занять только при условии овладения инновационным путем развития. При всем многообразии форм и приемов стимулирования инновационной деятельности со стороны государственных органов во всех промышленно развитых странах прослеживается нечто общее, что позволяет выделить инновационную политику в качестве специфического элемента системы государственного регулирования.

В целом, национальные ориентиры инновационной политики проявляются в конкретных моделях, используемых разными странами, где и сказывается неравномерность экономического развития стран, проявляющаяся и в сфере инноваций. Вследствие этого возникает необходимость сосредоточивать национальные усилия на ключевых областях науки и техники, именно тех, в которых страна может добиться лидирующего положения на мировом рынке.

В частности, выделяют американскую, японскую и европейскую модели инновационной политики:

- к первой относят страны, ориентированные на первенство в науке, реализацию крупномасштабных целевых проектов, охватывающих все стадии научно - производственного цикла, как правило, со значительной долей научно - информационного потенциала в оборонном секторе (США, Англия, Франция);

- к второй относятся страны, где нововведения стимулируются путем развития инновационной инфраструктуры, восприимчивости к достижениям мирового научно - технического прогресса, координации действий различных секторов в области науки и технологий (Япония, Южная Корея).

- европейская же, это модель, ориентированная на распространение нововведений, создание благоприятной инновационной среды, рационализацию всей структуры экономики (Германия, Швеция, Швейцария).

Что бы лучше понять суть каждой из моделей, далее мы рассмотрим особенности каждой из них на конкретном примере:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.