УДК 34.09
Юридические науки
Коробова Е. В., студент магистратуры Юридический институт Сибирского Федерального Университета
Россия, г. Красноярск
СБОРЫ В ДЕТСКИХ САДАХ. ЗА ЧТО НЕ ДОЛЖНЫ ПЛАТИТЬ РОДИТЕЛИ ДОШКОЛЬНИКОВ?
Аннотация: Статья посвящена проблеме сбора в детских дошкольных учреждениях денег на различные нужды. Многие родители жалуются, что их вынуждают сдавать деньги на канцелярию, игрушки, ремонт группы, детского сада. В данной статье автор пишет о том, за какие вещи, требуемые воспитателями и заведующим детского сада родители дошкольников не должны платить.
Ключевые слова: проблемы правового регулирования, Федеральный закон «Об образовании», дошкольное образование, дошкольное образовательное учреждение, платные образовательные услуги.
Annotation: The article is devoted to the problem of collecting money in various kindergartens for various needs. Many parents complain that they give money to the office, toys, repair groups, kindergarten. In this article, the author writes about what things you need to pay teachers and head of the kindergarten.
Key words: problems of legal regulation, the Federal Law "On Education", pre-school education, pre-school educational institution, paid educational services.
Детские сады в России сегодня посещают лишь 64,6 процента детей, а 35,4 воспитываются либо дома, либо ходят в частные сады. Но из-за высокой
стоимости частных садов доступны они лишь чуть более чем одному проценту от всех отечественных дошколят12.
В настоящее время остро встают проблемы правового регулирования предоставления дошкольного образования несовершеннолетним в Российской Федерации одной из таких проблем является добровольно принудительное принуждение родителей дошкольников, посещающих муниципальные дошкольное образовательные учреждения платить различные «поборы» на нужды детского сада, на нужды группы, в которой обучается их ребёнок.
Автор настоящего исследования провел анализ действующего законодательства и выявил семь вещей, за которые не должны платить родители дошколят.
Во-первых - канцтовары. Альбомы, краски, карандаши, пластилин, цветная бумага и прочие канцелярские товары уже включены в нормативы
финансирования детсадов из бюджета. Поэтому платить за них не нужно
1 ^
согласно п. 3 ст. 8 ФЗ №273 «Об образовании в РФ» .
Во-вторых - рабочие тетради, методические пособия для проведения занятий. В садиках, впрочем, как и в школах, привыкли собирать на них деньги с родителей. Между тем, рабочие тетради - это учебное пособие, а по закону таковые должны предоставляться садиком или школой бесплатно! Согласно п. 3 ст. 8 ФЗ №273 «Об образовании в РФ»14 и п. 3.2.4.3.4 «Учебные издания» ГОСТ 7.60-200315.
В-третьих - игрушки. Зачастую воспитатели просят купить для детей развивающие игры, пазлы, конструкторы, соответствующие их возрастной категории, чтобы дошкольники не только играли в куклы и машинки, но и развивались. Но детские сады получают субвенции из местного бюджета, куда
12 Игнатова О. Все в сад - с деньгами [Электронный ресурс] // - Режим доступа: https://rg.ru/2017/03/22/pochemu-ne-dlia-vseh-detei-v-rossii-dostupnY-doshkolnYe-uchrezhdeniia.html
13 Об образовании [Электронный ресурс]: федер. закон от 29 декабря 2012 г. № 273 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс» Режим доступа: http://www.consultant.ru.
14 г-р
Там же.
15 "ГОСТ 7.60-2003. Межгосударственный стандарт. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Издания. Основные виды. Термины и определения" [Электронный ресурс]: постановление Госстандарта России от 25 ноября 2003 г. № 331-ст. // Справочная правовая система «КонсультантПлюс» Режим доступа: http://www.consultant.ru.
уже входят расходы на оплату средств обучения, игр и игрушек в соответствии с нормативами финансирования согласно п. 3 ст. 8 ФЗ №273 «Об образовании в РФ»16.
В-четвертых - платные услуги. В детских садах родителям часто навязывают дополнительные занятия для их детей: хореография, вокал, аэробика и другие за отдельную плату. Но платные образовательные услуги не являются обязательными! Если вы все-таки отдали ребенка в такой кружок, помните, что оплата оформляется договором и перечисляется только на расчетный счет садика, а не передается в руки заведующей или воспитателя. К тому же вам обязательно должны выдать квитанцию об оплате услуги. Сбор наличных средств за платные услуги не допускается. Также в дошкольные образовательные учреждения часто приезжают актеры театра, показывая театрализованную постановку для детей, еще это могут быть представители детских кинотеатров, планетариев, песочных студий, данный перечень можно продолжать и продолжать, и все подобные представления не являются бесплатными, и так как большинство родителей поощряет такие развлечения в садах, сдавая на них деньги, остальным родителям тоже приходится сдавать на них деньги, чтобы его ребенок не был обделён.
В- пятых - охрана. Сбор денег с родителей на охрану в детсаду тоже нарушение законодательства. Потому что именно образовательная организация должна создавать безопасные условия для воспитанников согласно п. 2 ч. 6 ст. 28 ФЗ №273 «Об образовании в РФ»17.
В-шестых - ремонт ДОУ. Расходы на организацию предоставления дошкольного образования в муниципальных образовательных организациях (в том числе в части расходов на содержание зданий и приобретение коммунальных услуг) отнесены к муниципальным полномочиям и
16 Об образовании [Электронный ресурс]: федер. закон от 29 декабря 2012 г. № 273 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс» Режим доступа: http://www.consultant.ru.
17гр
Там же.
осуществляются за счет местных бюджетов согласно п. 5 ст. 8 ФЗ №273 «Об
1 Я
образовании в РФ» .
И последнее - добровольные взносы в фонд группы или детского сада.
Родители вправе оказывать посильную помощь детсаду, но сугубо на добровольной основе. Давление на вас или вашего ребенка со стороны заведующей, воспитателей или родительского комитета - грубое нарушение законодательства! Если с вас требуют определенную сумму на нужды группы и подсовывают расписку о «добровольном взносе», помните, что установление фиксированных сумм для благотворительной помощи также относится к формам принуждения (оказания давления на родителей) и является прямым нарушением п. 1 ст. 4 ФЗ № 135 «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»19.
Зачастую большая часть родителей дошкольников сами добровольно сдают деньги на те или иные нужды детского садика для того, чтобы права его ребенка в детском дошкольном учреждении не были ущемлены.
Автор настоящего исследования не расценивает данный факт как однозначное зло. Как известно, проблемы детства и юношества у руководства страны не стоят в приоритете: соответственно дошкольные учреждения финансируются по остаточному принципу, что, конечно, лично меня очень огорчает.
Те «крохи», которые падают в сферу дошкольного образования из нефтегазового бюджета страны, не могут кардинально улучшить ситуацию, однако даже в такой ситуации нужен контроль и эффективное расходование средств. Родительские комитеты, которые обязаны быть при каждом дошкольном образовательном учреждении, должны иметь полный и открытый доступ ко всей бухгалтерии дошкольного образовательного учреждения. Мало
18 Об образовании [Электронный ресурс]: федер. закон от 29 декабря 2012 г. № 273 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс» Режим доступа: http://www.consultant.ru.
19 О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве) [Электронный ресурс]: федер. закон от 11 августа 1995 г. № 135 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс» Режим доступа: http://www.consultant.ru.
того, родительский комитет должен иметь возможность влиять на назначение того или иного заведующего детского дошкольного учреждения.
По мнению автора, никакая прокуратура, государственный контроль, органы опеки и надзора никогда не будут радеть за детей, как сами родители! Поэтому совершенно очевидно, что родителей нужно как можно активнее привлекать к контролю бюджета и работе детских садов. По сути это и есть те самые механизмы народного контроля, которые помогут непосредственно влиять на ситуацию.
Библиографический список:
1. О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве) [Электронный ресурс]: федер. закон от 11 августа 1995 г. № 135 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс» Режим доступа: http://www. consultant.ru.
2. Об образовании [Электронный ресурс]: федер. закон от 29 декабря 2012 г. № 273 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс» Режим доступа: http://www.consultant.ru.
3. «ГОСТ 7.60-2003. Межгосударственный стандарт. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Издания. Основные виды. Термины и определения» [Электронный ресурс]: постановление Госстандарта России от 25 ноября 2003 г. № 331-ст. // Справочная правовая система «КонсультантПлюс» Режим доступа: http://www. consultant.ru.
4. Игнатова О. Все в сад - с деньгами [Электронный ресурс] // -Режим доступа: https://rg.ru/2017/03/22/pochemu-ne-dlia-vseh-detej-v-rossn-dostupny-doshkolnye-uchrezhdenna.html.