Научная статья на тему 'СБЛИЖЕНИЕ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ И БЕЛОРУССИИ'

СБЛИЖЕНИЕ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ И БЕЛОРУССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
российско-белорусское стратегическое партнерство / макроэкономическая политика / торгово-экономическое сотрудничество / интеграция / программы / планирование / эффекты / перспективы / Russian-Belarusian strategic partnership / macroeconomic policy / trade and economic cooperation / integration / programs / planning / effects / prospects

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сибирская Е. В., Овешникова Л. В.

Актуальность темы. Необходимо выполнить исследование преобладающих тенденций, перспектив и ключевых проблем сближения макроэкономической политики России и Белоруссии в условиях формирования единого торгово-экономического пространства, а также для обеспечения достижения максимальных положительных эффектов на макро-, мезои микроуровнях в долгосрочной перспективе. Цель. Оценка текущего состояния, проблемных моментов и перспектив укрепления российско-белорусской интеграции в условиях сближения макроэкономической политики. Методология. В качестве ключевых научных подходов были использованы: системный, логический и процессный. Основными методами научного познания выступили: сравнение, экспертная оценка, анализ и обобщение. Информационную базу составили научные публикации по соответствующему профилю исследования, а также открытые источники сети Internet. Результаты и выводы. В настоящее время интеграционные процессы между Россией и Белоруссией в части углубления торгово-экономического и военно-политического сотрудничества, а также повышения эффективности согласованности совместных решений по противодействию современным вызовам и угрозам вышли на качественно иной уровень развития. В частности, на текущий момент успешно реализуются базовые положения договора о создании «Союзного государства», а также 28 Союзных программ. Одной из ключевых является программа сближения макроэкономической политики. Установлено, что интеграция и синхронизация торгово-экономических процессов и всей макроэкономической политики России и Белоруссии требует формирования единых принципов функционирования национальных экономик. Это возможно только при построении многоуровневой, сбалансированной и единой системы планирования и прогнозирования. Одним из важнейших инструментов сближения макроэкономической политики России и Белоруссии в текущий период является гармонизация НДС. Данное направление подразумевает выработку общих принципов налогообложения по косвенным налогам, к которым относятся НДС и акцизы. Еще одним инструментом является выработка единой политики регуляторов с целью гармонизации денежно-кредитной политики. Сегодня наиболее актуальным является именно формирование взаимовыгодных условий реализации процессов таргетирования инфляции. В заключении исследования представлена утилитарная составляющая положительного эффекта от сближения макроэкономической политики России и Белоруссии. Область применения. Сфера наднационального торгово-экономического сотрудничества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONVERGENCE OF THE MACROECONOMIC POLICIES OF RUSSIA AND BELARUS

The relevance of the topic. It is necessary to carry out a study of the prevailing trends, prospects and key problems of convergence of the macroeconomic policies of Russia and Belarus in the context of the formation of a single trade and economic space, as well as to ensure the achievement of maximum positive effects at the macro, meso and micro levels in the long term. Goal. Assessment of the current state, problematic issues and prospects for strengthening RussianBelarusian integration in the context of convergence of macroeconomic policy. Methodology. The key scientific approaches were used: system, logical and process. The main methods of scientific cognition were: comparison, expert assessment, analysis and generalization. The information base was made up of scientific publications on the relevant research profile, as well as open sources of the Internet. Results and conclusions. At present, the integration processes between Russia and Belarus in terms of deepening trade, economic and military-political cooperation, as well as increasing the effectiveness of coordination of joint decisions to counter modern challenges and threats have reached a qualitatively differ ent level of development. In particular, at the moment, the basic provisions of the treaty on the creation of the «Union State», as well as 28 Union programs, are being successfully implemented. One of the key programs is the convergence of macroeconomic policy. It is established that the integration and synchronization of trade and economic processes and the entire macroeconomic policy of Russia and Belarus requires the formation of common principles of the functioning of national economies. This is possible only with the construction of a multi-level, balanced and unified planning and forecasting system. One of the most important tools for the convergence of the macroeconomical policy of Russia and Belarus at the moment is the harmonization of VAT. This direction implies the development of general principles of taxation on indirect taxes, which include VAT and excise taxes. Another tool is the development of a unified policy of regulators in order to harmonize monetary policy. Today, the most urgent is the formation of mutually beneficial conditions for the implementation of inflation targeting processes. In the conclusion of the study, the utilitarian component of the positive effect of the convergence of the macro-economic policy of Russia and Belarus is presented. Scope of application. The sphere of supranational trade and economic cooperation.

Текст научной работы на тему «СБЛИЖЕНИЕ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ И БЕЛОРУССИИ»

УДК 330.101.541

СБЛИЖЕНИЕ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ И БЕЛОРУССИИ

Коды JEL: Е 61, F 15, О И

Сибирская Е. В., доктор экономических наук, профессор, профессор Департамента <<Экономическая теория», Финансовый университет при Правительстве РФ, г. Москва, Россия; профессор кафедры КБ-9 МИРЭА, Российский технологический университет, г. Москва, Россия.

E-mail: Sibirskaya.ev@rea.ru; SPIN-код: 8041-6548; AuthorlD: 434457; ORCID: 0000-0001-5496-1446

Овешникова Л. В., доктор экономических наук, доцент, главный научный сотрудник научной лаборатории «Региональная политика и региональные инвестиционные процессы», Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова, г. Москва, Россия; профессор кафедры статистики и математических методов в управлении МИРЭА, Российский технологический университет, г. Москва, Россия.

E-mail: Oveshnikova.lv@rea.ru; SPIN-код: 5930-0415; AuthorlD: 710575; ORCID: 0000-0002-9411-9859

Поступила в редакцию 28.11.2023. Принята к публикации 05.12.2023

Аннотация

Актуальность темы. Необходимо выполнить исследование преобладающих тенденций, перспектив и ключевых проблем сближения макроэкономической политики России и Белоруссии в условиях формирования единого торгово-экономического пространства, а также для обеспечения достижения максимальных положительных эффектов на макро-, мезо- и микроуровнях в долгосрочной перспективе.

Цель. Оценка текущего состояния, проблемных моментов и перспектив укрепления российско-белорусской интеграции в условиях сближения макроэкономической политики.

Методология. В качестве ключевых научных подходов были использованы: системный, логический и процессный. Основными методами научного познания выступили: сравнение, экспертная оценка, анализ и обобщение. Информационную базу составили научные публикации по соответствующему профилю исследования, а также открытые источники сети Internet.

Результаты и выводы. В настоящее время интеграционные процессы между Россией и Белоруссией в части углубления торгово-экономического и военно-политического сотрудничества, а также повышения эффективности согласованности совместных решений по противодействию современным вызовам и угрозам вышли на качественно иной уровень развития. В частности, на текущий момент успешно реализуются базовые положения договора о создании <<Союзного государства», а также 28 Союзных программ. Одной из ключевых является программа сближения макроэкономической политики. Установлено, что интеграция и синхронизация торгово-экономических процессов и всей макроэкономической политики России и Белоруссии требует формирования единых принципов функционирования национальных экономик. Это возможно только при построении многоуровневой, сбалансированной и единой системы планирования и прогнозирования. Одним из важнейших инструментов сближения макроэкономической политики России и Белоруссии в текущий период является гармонизация НДС. Данное направление подразумевает выработку общих принципов налогообложения по косвенным налогам, к которым относятся НДС и акцизы. Еще одним инструментом является выработка единой политики регуляторов с целью гармонизации денежно-кредитной политики. Сегодня наиболее актуальным является именно формирование взаимовыгодных условий реализации процессов таргетирования инфляции. В заключении исследования представлена утилитарная составляющая положительного эффекта от сближения макроэкономической политики России и Белоруссии.

Область применения. Сфера наднационального торгово-экономического сотрудничества.

Ключевые слова: российско-белорусское стратегическое партнерство, макроэкономическая политика, торгово-экономическое сотрудничество, интеграция, программы, планирование, эффекты, перспективы.

UDC 330.101.541

CONVERGENCE OF THE MACROECONOMIC POLICIES OF RUSSIA

AND BELARUS

JEL Codes: E 61, F 15,0 11

Sibirskaya E. V., Doctor of Economic Sciences, Professor, Professor of the Department of Economic Theory, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia; Professor Department KB-9 MIREA-Russian Technological University, Moscow, Russia.

E-mail: Sibirskaya.ev@rea.ru; SPIN-code: 8041-6548; AuthorlD: 434457; ORCID: 0000-0001-5496-1446

Oveshnikova L. V., Doctor of Economics, Associate Professor, Chief Researcher of the Scientific Laboratory «Regional Policy and Regional Investment Processes» of the Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russia, Professor of the Department of Statistics and Mathematical Methods in Management MIREA-Russian Technological University, Moscow, Russia.

E-mail: Oveshnikova.lv@rea.ru; SPIN-code: 5930-0415; AuthorlD: 710575; ORCID: 0000-0002-9411-9859.

Abstract

The relevance of the topic. It is necessary to carry out a study of the prevailing trends, prospects and key problems of convergence of the macroeconomic policies of Russia and Belarus in the context of the formation of a single trade and economic space, as well as to ensure the achievement of maximum positive effects at the macro, meso and micro levels in the long term.

Goal. Assessment of the current state, problematic issues and prospects for strengthening Russian-Belarusian integration in the context of convergence of macroeconomic policy.

Methodology. The key scientific approaches were used: system, logical and process. The main methods of scientific cognition were: comparison, expert assessment, analysis and generalization. The information base was made up of scientific publications on the relevant research profile, as well as open sources of the Internet.

Results and conclusions. Atpresent, the integration processes between Russia and Belarus in terms of deepening trade, economic and military-political cooperation, as well as increasing the effectiveness of coordination of joint decisions to counter modern challenges and threats have reached a qualitatively different level of development. In particular, at the moment, the basic provisions of the treaty on the creation of the «Union State», as well as 28 Union programs, are being successfully implemented. One of the key programs is the convergence of macroeconomic policy. It is established that the integration and synchronization of trade and economic processes and the entire macroeconomic policy of Russia and Belarus requires the formation of common principles of the functioning of national economies. This is possible only with the construction of a multi-level, balanced and unified planning and forecasting system. One of the most important tools for the convergence of the macroeconomical policy of Russia and Belarus at the moment is the harmonization of VAT. This direction implies the development of general principles of taxation on indirect taxes, which include VAT and excise taxes. Another tool is the development of a unified policy of regulators in order to harmonize monetary policy. Today, the most urgent is the formation of mutually beneficial conditions for the implementation of inflation targeting processes. In the conclusion of the study, the utilitarian component of the positive effect of the convergence of the macro-economic policy of Russia and Belarus is presented.

Scope of application. The sphere of supranational trade and economic cooperation.

Keywords: Russian-Belarusian strategic partnership, macroeconomic policy, trade and economic cooperation, integration, programs, planning, effects, prospects.

Введение

В настоящее время на Россию оказывается беспрецедентное давление со стороны целого ряда государств мира (США, страны ЕС, Канада, Великобритания, Япония, Австралия) с целью попытки изоляции нашей страны от мировой экономики и политики, а также создания проблемных ситуаций, которые направлены на социально-экономическую и военно-обще-

Б01: 10.22394/1997-4469-2023-63-4-29-36

ственно-политическую дестабилизацию в России. В данных обстоятельствах весьма важным является налаживание долгосрочного и надежного сотрудничества с ближайшими странами, коей является Белоруссия. Республика Белоруссия является давним стратегическим партнером и союзником Российской Федерации. В частности, еще в конце 1999 г. между странами был подписан договор об образовании «Союз-

ного государства». Также Россия и Белоруссия являются участниками ОДКБ (1992 г.) и ЕАЭС (2014 г.), Данный формат сотрудничества предполагает тесное взаимодействие и формирование единого пространства в различных сферах и отраслях деятельности (экономика, политика, финансы, военное сотрудничество, культура, законодательная основа). Сегодня между Россией и Белоруссией выстроены довольно эффективные торгово-экономические отношения, в частности, доля российского рынка в общем объеме товарооборота РБ составляет более 50 %. Белоруссия занимает 1-е место в товарообороте РФ со странами СНГ и 4-е со странами мира [6, 13]. В настоящее время перед Россией и Белоруссией стоят следующие стратегические задачи: формирование единого торгово-экономического пространства; приведение к общим принципам и нормам национальные законодательства, регулирующие финансово-экономические, статистические и таможенные процессы; применение в рамках единого экономического пространства одной валюты; создание высоко-интегрированной транспортно-логистической инфраструктуры и топливно-энергетических комплексов [3, 4, 14].

Подчеркнем, что в 2021 г. между странами были достигнуты договоренности о начале реализации Положений договора о создании Союзного государства, а также проработан вопрос о совместной реализации 28 «Союзных программ», направленных на укрепление российско-белорусских отношений, стратегического партнерства и сотрудничества в различных сферах. Данные программы представляют собой «дорожную карту» усиления интеграции национальных экономик Российской Федерации и Республики Беларусь. В данных обстоятельствах весьма актуальным является проработка вопросов, связанных с установлением преобладающими тенденциями и динамикой развития сотрудничества, определением ключевых аспектов и действенности реализации намеченных «Союзных программ», а также наиболее вероятных и опасных рисковых ситуаций. В частности, особое внимание необходимо уделить программе сближения макроэкономической политики России и Белоруссии [5, 9].

Результаты и их обсуждение

Первой в списке и одной из ключевых программ является —«Сближение макроэкономической политики» (рисунок 1) [7, 8]. В рамках данной программы сегодня осуществляется синхронизация стратегического управления в части макроэкономической политики и формирования статистической информации. Кроме того, реализуется гармонизация законодательств РФ и РБ в данной области, что создаст основу для

совместной поддержки малого и среднего предпринимательства, структурирует процесс рассмотрение ситуаций в сфере несостоятельности и банкротства хозяйствующих субъектов.

Отметим, что важнейшей составляющей эффективной реализации программ «Союзного государства» является выстраивание единой, высокоструктурированной и гибкой системы планирования и прогнозирования.

Именно достоверный макропрогноз позволит достичь высокого уровня обоснованности оперативных оценок, а также прогнозов синер-гетических эффектов от торгово-экономического сотрудничества России и Беларуси в рамках сближения и выстраивания единых принципов и основ ведения макроэкономической политики.

Сближение, интеграция и сбалансированность торгово-экономических процессов и всей макроэкономической политики России и Белоруссии требует формирования единых принципов функционирования национальных экономик данных государств. Это возможно только при построении многоуровневой, сбалансированной и единой системы планирования и прогнозирования в кратко-, средне- и долгосрочной перспектива. В данном аспекте, многие эксперты и аналитики указывают на возникновение весьма существенного и актуального вопроса, касае-мого утилитарной значимости построения единой системы планирования в контексте того, что на текущий момент построение единого экономического пространства Союзного государства так и не было достигнуто. Важным фактором является то, что экономика России более чем на порядок превышает национальную экономику Белоруссии, также отсутствует единая валюта и явная синергия в достаточно большом количестве сфер экономического сотрудничества [1, 10].

В аспекте последнего возможно предположить, что составление подобных планов и прогноза необходимо именно для бюджетных целей. В данном случае планы и прогнозы перспективного социально-экономического развития между Россией и Белоруссией ложатся в основу составления бюджета, который в данном случае может быть сформирован для целей сближения макроэкономической политики. Кроме того, подчеркнем тот факт, что когда горизонты текущего, оперативного и стратегического планирования четко выстроены, а экономические индикаторы однозначно определены, то это становится одним из основных драйверов интеграции и развития бизнес-процессов, в частности, это заметно ускоряет процессы составления, утверждения и реализации бизнес-планов, финансовых моделей развития целых производственных кластеров и секторов, а также реализации инвестиционных проектов на межгосударственном уровне.

! Финансы 1

I_________ J__________________________________________________________J

•№1. Сближение макроэкономической политики

•№2. Гармонизация денежно-кредитной политики и макропруденциального регулирования •№3. Гармонизация валютного регулирования и валютного контроля

•№4. Гармонизация в области обеспечения информационной безопасности в финансовой сфере •№5. Гармонизация норм регулирования кредитных и некредитных финансовых организаций, а также финансового рынка в целом, включая обеспечение создания единых принципов страхования вкладов •№6. Гармонизация требований в области противодействия легализации (отмыванию) денежных средств и финансового терроризма (ПОД/ФТ) для финансового сектора

•№7. Интеграция платежных систем в области национальных систем платёжных карт, систем передачи финансовых сообщений и расчётов, внедрения международного стандарта финансовых сообщений ISO 20022, системы быстрых платежей, развития финансовых технологий, гармонизированных подходов в области надзора и наблюдения за платежными системами •№8. Гармонизация требований в области защиты прав потребителей финансовых услуг и инвесторов, а также предотвращения недобросовестных практик на финансовом рынке

Торговля

•№9» Интеграция информационных систем государственных контролирующих органов по прослеживаемости товаров

•№10. Интеграция информационных систем по маркировке товаров

•№11. Гармонизация налогового и таможенного законодательства и сотрудничество в таможенной сфере

•№12. Интеграция информационных систем государственных контролирующих органов в части ветеринарного и карантинного фитосанитарного контроля

Транспорт

•№13. Интеграция информационных систем транспортного контроля государственных контролирующих органов

•№14. Унификация регулирования транспортного рынка

Энергетика

•№15. Формирование объединенного рынка газа •№16. Формирование объединенных рынков нефти и нефтепродуктов •№17. Формирование объединенного рынка электрической энергии •№18. Развитие атомной энергетики

| АПК, промышленность, рынок, туризм, социальная политики и др. __

•№19. Формирование единой аграрной политики •№20. Формирование единой промышленной политики

•№21. Введение единых правил доступа к государственному заказу и государственным закупкам •№22. Единые правила в области защиты прав потребителей •№23. Единые правила конкуренции

•№24. Унификация требований к организации и осуществлению торговой деятельности •№25. Формирование единых принципов функционирования единого рынка связи и информатизации •№26. Унификация регулирования бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности

•№27. Унификация законодательства в сфере туристской деятельности •№28. Проведение согласованной политики в социально-трудовой сфере

Рис. 1. Основные программы, реализуемые в рамках российско-белорусского стратегического партнерства и сотрудничества

Стоит отметить, что сегодня в Белоруссии по примеру России стал применяться трехлетний прогноз с целью перехода на трехлетнее бюджетирование. Таким образом, формирование прогнозных и программных документов на основе согласованных макроэкономических показателей позволит более объективно разрабатывать планы и программы развития отраслей, сфер деятельности и комплексы мер по стимулированию экономик обеих стран. Относительно идеи перехода стран «Союзного государства» на единую валюту стоит отметить, что переговоры о создании единой валюты России и Белоруссии ведутся с начала 2000-х годов. На текущий момент данный вопрос остается открытым, дискуссионным и нерешенным [8].

Практика исследования макроэкономических процессов и тенденций показала, что инициативы о создании в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС) единой валюты, пока не находят единого понимания и поддержки. На текущий момент более актуальным является задача по гармонизации и сближению нормативной базы национальных финансовых систем. Тем не менее, стоит отметить, что площадка «ЕАЭС» сегодня является лидеров по темпам перевода взаимных расчетов в национальные валюты. Отдельные эксперты заявляют, что на текущий момент данный показатель составляет уже порядка 90 %. В подтверждение тому следует отметить, что сегодня практически все расчетное обеспечение торгово-денежных операций между Россией и Белоруссией осуществляется в национальных валютах, большая часть именно в российских рублях [2, 11].

Отдельные ученые и эксперты высказывают мнение, что макроэкономическая интеграция России и Белоруссии будет носить исключительно формальный характер. В частности, одним из факторов они приводят высокий уровень различия в плане государственного регулирования и управления национальными экономиками. В России экономика имеет более открытый/рыночный характер, а экономика Белоруссии имеет высокую степень централизации, плановости и очень высокую долю госсектора. Без преодоления данного дисбаланса реализация подобного рода инициатив на практике мало вероятна [5, 15]. На наш взгляд, данное утверждение не совсем верно и логично. В частности, в качестве примера стоит привести Евросоюз, когда страны с разной структурой и объемом экономики в принципе могут проводить согласованную политику.

Также одним из важнейших инструментов сближения макроэкономической полити-

ки России и Белоруссии на текущий момент является гармонизация НДС. Данное направление подразумевает выработку общих принципов налогообложения по косвенным налогам, к которым относятся НДС и акцизы.

Еще одним инструментом является выработка единой политики регуляторов с целью гармонизации денежно-кредитной политики. Сегодня наиболее актуальным является именно формирование оптимальных/взаимовыгодных условий для реализации процессов таргетирования инфляции. В нашем понимании идея по установлению одинакового показателя плановой инфляции цель является весьма своевременной и логичной в виду того, что в данной ситуации будет отсутствовать давление на изменение валютных курсов между друг другом, что, в свою очередь, положительно отразится на сохранении высокого уровня стабильности взаимных расчетов [3].

Кроме того, в рамках сближения макроэкономической политики необходимо выделить процессы интеграции на финансовых рынках. Стоит подчеркнуть, что, несмотря на то, что Россия и Белоруссия не имеют единой валюты регуляторы последних в современных условиях организации финансовых рынков смогут создать более оптимальные и предсказуемые условия для торговых отношений, реализуемых на уровне отдельных хозяйствующих субъектов. В реальности это позволит вести оплату в Белоруссии картой «Мир», юридические лица России и Белоруссии смогут оптимизировать весь процесс взаимных расчетов и транзакций, а также снизить издержки, связанные с последними. Кроме того, важным является перейти на использование единых принципов регулирования банковской деятельности, а также рынков финансовых и страховых услуг. Все это позволит национальным финансовым и страховым организациям работать в России и Белоруссии, как в едином экономическом пространстве [12].

Если говорить непосредственно о утилитарной составляющей положительного эффекта от сближения макроэкономической политики России и Белоруссии, то основные из последних приведены на рисунке 2 [2, 6, 7].

Таким образом, положительный результат от реализации сближения макроэкономической политики России и Белоруссии будет наблюдаться не только на макроуровне (функционирование национальных экономик), но и будет иметь конкретный прикладной эффект на уровне предпринимательских структур и обычных гражданах обеих стран. В частности, повысится доступность финансовых ресурсов; увеличится ассортимент товаров, а также снизятся издержки, связанные с его транспортировкой

и реализацией, что положительно отразится на конечной стоимости для потребителей России и Белоруссии; разграничение барьеров между рынками откроет дополнительные возмож-

ностн для бизнеса обеих стран в плане освоения новых ниш, увеличения производственных мощностей, товарооборота и повышения капитализации в долгосрочной перспективе.

Интеграция платежных систем упростит работу бизнеса

Создание равных возможностей для работы, для получения социальной поддержки, доступа к образованию

Будет обеспечен равный доступ предпринимателям к госзаказам и госзакупкам

Создание дополнительных рабочих мест, предприниматели получат новые возможности для ведения бизнеса

Предприниматели дву? стран получат доступ к мерам господдержки, субсидиям, смогут в упрощенном порядке привлекать дополнительные финансовые средства

Таможенники двух стран будут действовать в рамках единых принципов и правил, что заметно упростит перемещение товаров

Усиление промышленной кооперации будет способствовать созданию совместных

наукоемких и высокоэффективных предприятий

Будут организованы новые транспортно-логистические маршруты, что обеспечит дополнительный стимул для развития торговли и иных сфер деятельности

Отмена роуминг на территории «Союзного государства» обеспечит дополнительные возможности по развитию коммуникаций в рамках делового и культурного сотрудничества

Единая агропромышленная политика позволит объединить усилия аграриев двух стран и добиться еще больших производственно-экономических показателей

Рис. 2. Положительные эффекты от сближения макроэкономической политики России и Белоруссии на макро-, мезо- и микроуровнях в долгосрочной перспективе

Заключение

На текущий момент одним из ключевых инструментов укрепления российско-белорусских торгово-экономических отношений является программа «Сближение макроэкономической политики». В рамках данной программы сегодня весьма успешно осуществляется синхронизация стратегического управления в части макроэкономической политики и формирования официальной статистической информации, реализуется гармонизация законодательств РФ и РБ в данной области, что создаст основу для совместной поддержки малого и среднего предпринимательства, структурирует процесс рассмотрение ситуаций в сфере несостоятельности и банкротства хозяйствующих субъектов.

Отметим, что важным условием эффективности реализации программ «Союзного государства» является выстраивание единой, вы-сокоструктурнрованной и гибкой системы пла-

нирования и прогнозирования. Сближение, интеграция и сбалансированность торгово-экономических процессов и всей макроэкономической политики России и Белоруссии требует формирования единых принципов функционирования национальных экономик данных государств. В аспекте последнего отметим, что сегодня в Белоруссии по примеру России стал применяться трехлетний прогноз с целью перехода на трехлетнее бюджетирование. Таким образом. формирование прогнозных и программных документов на основе согласованных макроэкономических показателей позволит более объективно разрабатывать планы и программы развития отраслей, сфер деятельности и комплексы мер по стимулированию экономик обеих стран.

Практика исследования макроэкономических процессов показала, что инициативы о создании в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС) единой валюты, пока не на-

ходят единого понимания и поддержки. Тем не менее, стоит отметить, что площадка «ЕАЭС» сегодня является лидеров по темпам перевода взаимных расчетов в национальные валюты. Отдельные эксперты заявляют, что сегодня данный показатель составляет уже порядка 90 %. В подтверждение тому следует отметить, что сегодня практически все расчетное обеспечение торгово-денежных операций между Россией и Белоруссией осуществляется в национальных валютах, большая часть именно в российских рублях.

Также одним из важнейших инструментов сближения макроэкономической политики России и Белоруссии на текущий момент является гармонизация НДС. Данное направление подразумевает выработку общих принципов налогообложения по косвенным налогам, к которым относятся НДС и акцизы. Еще одним инструментом является выработка единой политики регуляторов с целью гармонизации денежно-кредитной политики. Сегодня наиболее актуальным является именно формирование оптимальных/взаимовыгодных условий для реализации процессов тар-гетирования инфляции. Кроме того, в рамках сближения макроэкономической политики необходимо выделить процессы интеграции на финансовых рынках. На практике это позволит вести оплату в Белоруссии картой «Мир», юридические лица России и Белоруссии смогут оптимизировать весь процесс взаимных расчетов и транзакций, а также снизить издержки, связанные с последними.

Информация о конфликте интересов

Мы, авторы данной статьи, со всей ответственностью заявляем о частичном и полном отсутствии фактического или потенциального конфликта интересов с какой бы то ни было третьей стороной, который может возникнуть вследствие публикации данной статьи.

ЛИТЕРАТУРА

1. Две страны — одна экономика. В каких сферах договорились интегрироваться Россия и Белоруссия [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/4980416, свободный (дата обращения: 19.11.2023).

2. Интеграционный прогноз. Как Беларусь и Россия сближают макроэкономическую политику [Электронный ресурс]. —Режим доступа: https://ilex.by/integratsionnyj-prognoz-kak-belarus-1-го881уа-8ЬНгЬауи1-такгоекопот1сЬе8киуи-роШгки/, свободный (дата обращения: 23.11.2023).

3. КривякинаЕ. Что дает подписание 28 Союзных программ РФ и РБ [Электронный ре-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

сурс] /Е. Кривякина. —Режим доступа: Ьйрв:// www.kp.rU/daily/28329.5/4473163/, свободный (дата обращения: 24.11.2023).

4. Мезенцев заявил об углублении интеграции РФ и Белоруссии [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://iz.ru/1611896/2023-ll-27/ mezentcev-zaiavil-ob-uglublenii-integratcii-rf-^ЬеЪгивви, свободный (дата обращения: 19.11.2023).

5. План по экономической интеграции России и Белоруссии. Что важно знать? [Электронный ресурс]. — Режим доступа: Ыйрв:// www.rbc.ru/economics/10/09/2021/613b66699a7 947652d409fl8, свободный (дата обращения: 26.11.2023).

6. Россия — Белоруссия 2022. Экономика: что завтра? [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://corp.wtcmoscow.ru/services/ т1егпа1шпа1-раг1пег8Ыр/апаШус8/го881уа-Ье1ог1^па-2022-екопот1км-оЫ о/м\1 га/. свободный (дата обращения: 25.11.2023).

7. Совместное заявление Председателя Правительства Российской Федерации и Премьер-министра Республики Беларусь о текущем развитии и дальнейших шагах по углублению интеграционных процессов в рамках Союзного государства [Электронный ресурс]. — Режим доступа: Ьйр:/^оуегптеп1. ru/news/43234/, свободный (дата обращения: 22.11.2023).

8. Торгово-экономическое сотрудничество. Посольство Российской Федерации в Республике Беларусь [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://belarus.mid.ru/ru/countries/ bilateral-relations/trade-economic-cooperation/, свободный (дата обращения: 25.11.2023).

9. Дамёткина Е. Д. Экономическая интеграция Российской Федерации и Республики Беларусь /Е. Д. Дамёткина, И. А. Зубов //Постсоветские исследования. —2018. —Т. 1. № 4. — С. 411—418.

10. Иванцов А. В. Основные этапы и предпосылки постсоветской интеграции Российской Федерации и Республики Беларусь / А. В. Иванцов // Современная Европа. — 2018. — № 5. — С. 90—97.

11. Колода С. А. Двусторонние отношения России и Белоруссии на современном этапе / С. А. Колода, В. А. Эпштейн, А. С. Вильчин-ский // Мир русскоговорящих стран. — 2019. — № 4. — С. 44—53.

12. Мануйлова П. В. Сотрудничество Российской Федерации и Республики Беларусь в экономической сфере в рамках союзного государства / П. В. Мануйлова // Постсоветские исследования. — 2019. — Т. 2. № 4. — С. 1202—1209.

13. Осипов А. В. Проблемы обеспечения национальной безопасности Республики Бе-

ларусь в контексте функционирования союзного государства / А. В. Осипов // Архонт : электронный научный журнал. — 2019. — № 1 (10). —URL: https://istina.msu.ru/publications/ article/264937926/ (дата обращения: 22.11.2023).

14. Спартак А. Н. Направления и сценарии взаимодействия России и Беларуси в формате союзного государства / А. Н. Спартак // Вестник Института экономики Российской академии наук. — 2016. — № 3. — С. 126—157.

15. Шаншиева Л. Н. Республика Беларусь: внешние и внутренние факторы безопасности / JI. Н. Шаншиева //Проблемы европейской безопасности. — 2018. — С. 189—210.

LITERATURE

1. Two countries — one economy. In which areas have Russia and Belarus agreed to integrate [Electronic resource]. — Access mode: https:// www.kommersant.ru/doc/4980416, free (accessed: 19.11.2023).

2. Integration forecast. How Belarus and Russia are bringing macroeconomical policy closer [Electronic resource]. — Access mode: https://ilex. by/integratsionnyj-prognoz-kak-belarus-i-rossiya-sblizhayut-makroekonomicheskuyu-politiku/, free (accessed: 11/23/2023).

3. Krivyakina E. What gives the signing of 28 Union programs of the Russian Federation and the Republic of Belarus [Electronic resource] / E. Krivyakina. —Access mode: https://www.kp.ru/ daily/28329.5/4473163 /, free (date of address: 11/24/2023).

4. Mezentsev announced the deepening of the integration of the Russian Federation and Belarus [Electronic resource]. — Access mode: https:// iz.ru/1611896/2023-ll-27/mezentcev-zaiavil-ob-uglublenii-integratcii-rf-i-belorussii, free (accessed: 19.11.2023).

5. The plan for the economic integration of Russia and Belarus. What is important to know? [electronic resource]. — Access mode: https://www. rbc.ru/economics/10/09/2021/613b66699a7947652d4 09fl8, free (accessed: 11/26/2023).

6. Russia — Belarus 2022. Economics: what's tomorrow? [Electronic resource]. — Access mode: https://corp.wtcmoscow.ru/services/international-partnership/analitycs/rossiya-belorussiya-2022-ekonomika-chto-zavtra/, free (accessed: 11/25/2023).

7. Joint statement of the Chairman of the Government of the Russian Federation and the Prime Minister of the Republic of Belarus on the current development and further steps to deepen integration processes within the Union State [Electronic resource]. — Access mode: http:// government.ru/news/43234 /, free (accessed: 11/22/2023).

8. Trade and economic cooperation. Embassy of the Russian Federation in the Republic of Belarus [Electronic resource]. — Access mode: https:// belarus.mid.ru/ru/countries/bilateral-relations/ trade-economic-cooperation /, free (accessed: 11/25/2023).

9. Dametkina E. D. Economic integration of the Russian Federation and the Republic of Belarus / E. D. Dametkina, I. A. Zubov // Post-Soviet Studies. —2018. — T. 1. No. 4. — Pp. 411—418.

10. Ivantsov A. V. The main stages and prerequisites of post-Soviet integration of the Russian Federation and the Republic of Belarus / A. V. Ivantsov // Modern Europe. — 2018. — No. 5. — Pp. 90—97.

11. Koloda S. A. Bilateral relations of Russia and Belarus at the present stage / S. A. Koloda, V. A. Epstein, A. S. Vilchinsky // The world of Russian-speaking countries. — 2019. — No. 4. — Pp. 44—53.

12. Manuilova P. V. Cooperation of the Russian Federation and the Republic of Belarus in the economic sphere within the framework of the Union State / P. V. Manuilova // Post-Soviet studies. — 2019. — Vol. 2. No. 4. — Pp. 1202—1209.

13. Osipov A. V. Problems of ensuring the national security of the Republic of Belarus in the context of the functioning of the Union State / A. V. Osipov // Archon : Electronic scientific journal. — 2019. — No. 1 (10). — URL: https:// istina.msu.ru/publications/article/264937926 / (accessed: 11/22/2023).

14. Spartak A. N. Directions and scenarios of interaction between Russia and Belarus in the format of the Union State / A. N. Spartak // Bulletin of the Institute of Economics of the Russian Academy of Sciences. — 2016. — No. 3. — Pp. 126—157.

15. Shanshieva L. N. The Republic of Belarus: external and internal factors of security / L. N. Shanshieva // Problems of European security. — 2018. — Pp. 189—210.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.