Научная статья на тему 'Сбербанк и НГУ: взаимовыгодное партнерство'

Сбербанк и НГУ: взаимовыгодное партнерство Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
557
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММЕРЧЕСКИЙ БАНК / УНИВЕРСИТЕТ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / COMMERCIAL BANK / UNIVERSITY / HIGHER EDUCATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бекарева Светлана Викторовна

Освещается опыт развития партнерских отношений в сфере высшего образования между крупнейшим коммерческим банком РФ, ПАО Сбербанк, и экономическим факультетом Новосибирского государственного университета. В текущем учебном году для студентов ЭФ НГУ Сбербанком был предложен спецкурс, который стал уникальным с точки зрения подхода к организации и представлению теоретического и практического материала, отражающего специфику банковской деятельности крупного коммерческого банка в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SBERBANK AND NSU: PARTNERSHIP FOR DEVELOPMENT

The article is concerned about the experience of partnership in higher education between the biggest commercial bank in the Russian Federation, Sberbank, and Novosibirsk State University, the Economics Department. This academic year a new elective course for the students of the Economics Department of NSU has been conducted by Sberbank. It has some specificity in organizing the course and preparing the theoretical and practical issues of banking in the Russian Federation in case of Sberbank.

Текст научной работы на тему «Сбербанк и НГУ: взаимовыгодное партнерство»

НОВОСТИ ЭФ НГУ

УДК 336.719 1БЬ А22

С. В. Бекарева

Новосибирский национальный исследовательский государственный университет ул. Пирогова, 2, Новосибирск, 630090, Россия

s. bekareva@mail.ru

СБЕРБАНК И НГУ: ВЗАИМОВЫГОДНОЕ ПАРТНЕРСТВО

Освещается опыт развития партнерских отношений в сфере высшего образования между крупнейшим коммерческим банком РФ, ПАО Сбербанк, и экономическим факультетом Новосибирского государственного университета. В текущем учебном году для студентов ЭФ НГУ Сбербанком был предложен спецкурс, который стал уникальным с точки зрения подхода к организации и представлению теоретического и практического материала, отражающего специфику банковской деятельности крупного коммерческого банка в Российской Федерации.

Ключевые слова: коммерческий банк, университет, высшее образование.

Корпоративная социальная ответственность и поддержка высшего образования: примеры из мирового опыта

Корпоративная социальная ответственность - комплексное понятие, которым уже давно пользуются крупные компании для характеристики места своей компании в обществе и ее взаимоотношениях с различными экономическими субъектами, на которых данная компания может оказывать влияние или от которых она зависима в своем бизнесе.

Например, понимание корпоративной социальной ответственности крупнейшим российским банком, Сбербанком, многогранно и включает рассмотрение влияния деятельности банка на всех стейкхолдеров, с которыми он связан. К лицам, заинтересованным в работе этого коммерческого банка, Сбербанк относит клиентов, сотрудников, акционеров и инвесторов банка, а также представителей местного сообщества и все уровни органов государственной власти 1. Соответственно, политика банка в области корпоративной социальной ответственности, затрагивающая всех перечисленных лиц, это политика по повышению конкурентоспособности банка путем заботы о клиентах и сотрудниках, связанная со стремлением добиться процветания компании и высоких результатов в бизнесе, чтобы, в том числе, иметь возможность реализовывать социальные и благотворительные проекты.

Вопросы ответственности за свою деятельность перед всем обществом - это те важные моменты, которые всегда были в центре внимания успешно развивающихся компаний в развитых странах Запада, а также и в России. Крупные мировые банки в рамках политики кор-

1 Политика в области корпоративной социальной ответственности ОАО «Сбербанк России», 24 января 2012 г. URL: http://www.sberbank.ru/common/img/uploaded /files/pdf/POLICY_for_Corporate_Social_Responsibility.pdf

Бекарева С. В. Сбербанк и НГУ: взаимовыгодное партнерство // Мир экономики и управления. 2016. Т. 16, № 1. С. 153-161.

Мир экономики и управления. 2016. Том 16, № 1 © С. В. Бекарева, 2016

поративной социальной ответственности, как правило, реализуют многочисленные образовательные проекты. Подход коммерческих банков, как к проектам в области образования вообще, так и в сфере высшего образования, различен. В качестве примера в табл. 1 рассмотрены образовательные проекты, реализованные в 2014 г. крупнейшими банками трех европейских стран, в том числе российским Сбербанком. Представлены сведения, полученные из открытых источников, которые не претендуют на полноту охвата информации, однако на основании которых можно сделать выводы о важных направлениях работы банков в сфере поддержки образования и ключевых целях данной работы, что определяет специфику подходов к участию в образовательных проектах.

На основании материалов, представленных в табл. 1, можно сделать вывод, что крупнейшие национальные коммерческие банки в рассмотренных странах мира в рамках корпоративной социальной ответственности практически уделяют внимание одним и тем же лицам, заинтересованным в деятельности банков.

В первую очередь коммерческие банки, как любые бизнес-структуры, заинтересованы в росте квалификации работающих сотрудников и привлечении новых кадров, уровень образования которых постоянно повышается. На это нацелены все внутренние программы обучения для менеджеров коммерческих банков разных уровней и специализаций. Например, в ПАО Сбербанк для реализации данных целей создан Корпоративный университет, в Банке Сан-тандер учреждены Корпоративные академии аудита и оценки рисков и Колледж банковского дела. Цели привлечения новых сотрудников банки реализуют, осуществляя производственную практику студентов и стажировку молодых специалистов в своих отделениях.

Все рассмотренные коммерческие банки позиционируют себя как банки, работающие не только на рынке одной страны, но и в ряде регионов мира, что отражается и на предлагаемых образовательных программах. Об этом свидетельствуют также и программы, связанные с поддержкой изучения языка и культуры стран присутствия коммерческих банков. При реализации образовательных программ ПАО Сбербанк, кроме российского рынка, наиболее активно работает на рынках Республики Беларусь 2 и в Казахстане 3.

Все крупные коммерческие банки реализуют программы поддержки населения в сфере повышения финансовой грамотности для различных категорий населения. Особое внимание уделяется пенсионерам, которым необходима поддержка в освоении новых современных продуктов финансовой сферы, а также детям в целях обучения основам проведения финансовых операций. В перечне программ, связанных с детским и молодежным образованием, обязательно есть благотворительные программы, поддерживающие нуждающихся, требующих большего внимания или талантливых людей.

На основании имеющихся разнородных данных об инвестициях в программы нельзя корректно сравнить степень участия коммерческих банков в жизни общества, однако нужно отметить, что она весома. Как правило, программы охватывают различные регионы и большое количество заинтересованных лиц.

Что касается программ, связанных с высшим образованием, то необходимо отметить, что в коммерческих банках реализуются различные подходы по охвату аудитории, стран присутствия, а также перечню мероприятий, в которые инвестируются средства. В этой сфере наиболее прогрессивным, с моей точки зрения, является испанский Банк Сантандер, который в настоящее время имеет действующие соглашения о сотрудничестве с 1 175 университетами в 20 странах мира 4; одним из восьми российских университетов, сотрудничающих с Банком, является Новосибирский государственный университет. В целях поддержки высшего образования Банком Сантандер создано и успешно работает подразделение банка «Университеты Сантандер», проекты которого охватывают широкий спектр мероприятий: от выделения

2 Отчет о корпоративной социальной ответственности 2014, Сбербанк. URL: http://www.sberbank.ru/common/ img/uploaded/files/pdf/yrep/CSR2014ru.pdf

3 Там же. С. 35.

4 Sustainability Report 2014, Вапсо Santander. URL: http://www.santander.com/csgs/ StaticBS?blobcol= urldata& blobheadername1=content-type&blobheadername2=Content-Disposition& blobheadername3= appID&blobheadervalue1= application%2Fpdf&blobheadervalue2= inline%3Bfilename%3D856%5C760 %5CSustainability + Report+2014.pdf& blob headervalue3= santander.wc.CFWCSancomQP01&blobkey= id&blobtable=MungoBlobs&blobwhere= 127870746 1497&ssbinary=true

Таблица 1

Сравнительная характеристика политики банков в области образования, проводимая в рамках корпоративной социальной ответственности в 2014 г.

Банк (страна) Активы, млн долл. США (мировой рейтинг) Образовательные проекты Целевая аудитория Финансирование, участие, подразделение

HSBC Holdings plc (Великобритания) 2 634 139 (3) Поддержка лидерства Менеджеры высшего звена (847 за последние 5 лет)

Думаем о будущем Обучающие программы для детей из бедных семей 40 млн долларов США с 2006 г.

Стипендии НЖС Талантливые школьники и студенты 2,5 млн фунтов стерлингов

Больше, чем деньги (обучение основам планирования заработка и расходов, сбережений и инвестирования) Дети 7-11 лет 11,8 млн долларов США с 2008 г.

Образование детей (академические цели, английский язык) Школьники Ближнего Востока, Северной Африки и Азиатско-Тихоокеанского региона 67 тыс. долларов США

Соревнование в решении бизнес-кейсов Выпускники университетов бизнес-специальностей 0,6 млн долларов США с 2008 г., совместно с исследовательским центром при университете Гонконга

Партнерство для предоставления возможностей Молодежь 16-25 лет, испытывающая проблемы с обучением и трудоустройством 30 млн фунтов стерлингов за три года

Королевский благотворительный фонд поддержки Молодежь 13-30 лет, испытывающая проблемы с обучением и трудоустройством 1 млн фунтов стерлингов

Молодежное предпринимательство Студенты, для создания рабочих мест 500 тыс. фунтов стерлингов

Энергичные друзья Дети в странах Азиатско-Тихоокеанского региона и Латинской Америки 3,5 млн долларов США с 2004 г.

Китай (изучение китайского языка и культуры) Школьники 5-18 лет 475 тыс. фунтов стерлингов

Banco Santander (Испания) 1 537 327 (19) Программы корпоративных академий аудита и оценки рисков Сотрудники банка Более 44 часов обучения и 556,41 евро в среднем на одного сотрудника

Программы колледжа банковского дела Сотрудники банка

Гранты, стипендии, поддержка мобильности, стажировки, развитие предпринимательства и создание рабочих мест Студенты университетов и преподаватели 146 млн евро, 28 443 единицы, 1 175 университетов мира, подразделение банка Университеты Сан-тандер

Универсия: создание глобальной сети университетов для совместных проектов и исследований Студенты и преподаватели университетов, студенты с ограниченными возможностями

Окончание табл. 1

Банк (страна) Активы, млн долл. США (мировой рейтинг) Образовательные проекты Целевая аудитория Финансирование, участие, подразделение

Поддержка детского образования Школьники разного возраста 9,2 млн евро

Обучение испанскому языку Студенты и преподаватели университетов мира Подразделение банка Университеты Сантандер

Финансовая грамотность Широкие слои населения Подразделения банка в разных странах

344 697 Обучение руководителей органов государственной власти субъектов РФ - программы повышения квалификации 550 руководителей 15 субъектов РФ Корпоративный университет

циа р е д е Ф Повышение финансовой грамотности населения Пенсионеры, студенты и школьники, широкая общественность (миллионы пользователей в Интернете, сотни тысяч - охвачены курсами и семинарами)

кая с й и с Обучение сотрудников Сбербанка 251,3 тысячи сотрудников Корпоративный университет

Обучение и профессиональное развитие руководителей Сбербанка 19 205 сотрудников Корпоративный университет

с о Р( к н а б р Привлечение молодых кадров (практика в Сбербанке, организация 14 кафедр в вузах, более 100 учебных курсов, международная студенческая олимпиада «Битва Банков») Студенты вузов Спонсорство Сбербанком процесса обучения студентов и учебных мероприятий

е б С О Общенациональная образовательная программа «Виртуальная школа» 27 учебных заведений Содействие реализации

А П Всероссийская олимпиада по финансовому рынку Ученики старших классов Содействие реализации

Форумы «Опора России» и «Селигер» Молодежная аудитория Содействие реализации

Поддержка детей и детских учреждений Школы и детские дома: ремонт и поддержка Благотворительность

* Примечание: источник данных для банков Великобритании и Испании - Biggest Global Banks 2Q15, Global Finance Magazine, 13 November 2Q15, http://www.gfmag.com/ maga-zine/november-2Q15/biggest-global-banks-2Q15, рейтинг представлен для 5Q крупнейших банков мира, Сбербанк не входит в данный рейтинг; данные для Сбербанка - расчеты автора на основе официальной статистики ПАО Сбербанк и ЦБ РФ на 1 ноября 2Q15 г. Таблица составлена на основе отчетов об устойчивом развитии банков, отчетов о корпоративной социальной ответственности и реализуемых программах в области образования: Отчет о корпоративной социальной ответственности 2Q14, Сбербанк. URL: http://www.sberbank.ru/common/ img/ upload-ed/files/pdf/yrep/CSR2Q14ru.pdf; Connected customers to opportunities for 15Q years. Strategic Report 2Q14. HSBC. URL: http://www.hsbc.com/investor-relations/financial-and-regulatory-reports; HSBC Education Programme - major programmes and performance to year-end 2Q14. URL: www.hsbc.com/~/media/hsbc-com/citizenship/sustainability/communities/education-programme; Sustaina-bility Report 2Q14, Barno Santander. URL: http://www.santander.com/csgs/StaticBS?blobcol=urldata&blobheadername1=content-type&blobheadername2=Content-Disposition &blobheadername3= appID& blobheadervalue1=application%2Fpdf&blobheadervalue2=inline%3Bfilename%3D856%5C76Q%5CSustainability+Report+2Q14.pdf&blobheadervalue3=santander.wc. CFWCSancom QPQ1& blobkey=id&blobtable=MungoBlobs&blobwhere=12787Q7461497&ssbinary=true; Corporate Social Responsibility Report 2Q14, Santander UK. URL: http://www.santander.co.uk/uk/about-santander-uk/csr/

грантов и стипендий до спонсорского участия в проведении научно-практических семинаров и конференций.

ПАО Сбербанк активно работает с университетами Российской Федерации, охватывая своим вниманием студенческую аудиторию. Согласно отчету 5, к 2015 г. Сбербанк организовал специализированные кафедры в 14 университетах страны, которые поддерживают чтение более 100 учебных курсов финансовой направленности.

Можно предположить, что любое участие крупного коммерческого банка в образовательных программах в сфере высшего образования принесет ему положительный эффект. Этот эффект может выразиться либо в подготовке банком будущих высококвалифицированных сотрудников; либо в приобретении лояльных банку будущих клиентов, которые, с высокой долей вероятности, получив высшее образование, займут достойное место в обществе; либо в привлечении новых акционеров и инвесторов, которые оценят результаты ведения бизнеса и позиционирование банка как ответственную и процветающую компанию.

Взаимодействие Сбербанка и НГУ

Генеральное соглашение о сотрудничестве между Сбербанком и Новосибирским государственным университетом было подписано в 2013 г., что предоставило дополнительные возможности для Сбербанка и НГУ в достижении целей подготовки квалифицированных кадров для коммерческого банка и повышении качества образовательного процесса.

Так как основными направлениями сотрудничества выступают программы обучения и проведение исследований в области банковского дела, то основным подразделением университета, осуществляющим взаимодействие с банком, является экономический факультет НГУ. Генеральным соглашением предусматривается разработка и реализация обучающих мероприятий, в том числе дополнительных специализированных программ, проведение мастер-классов, прохождение производственных и преддипломных практик, участие в корпоративных мероприятиях Сбербанка.

Очевидно, что в результате совместной работы на основе данного соглашения как Сбербанк, так и университет получают выгоды. Коммерческий банк нацелен на усиление профессиональной ориентации студентов и получение специалистов по востребованным в банковском деле специальностям. В сфере образования перспективным являются внедрение новых методов и достижений в банковской деятельности, а также использование актуального практического опыта для соответствия теоретических воззрений современной реальности. Как банк, так и университет могут быть заинтересованы в проведении научных исследований в области банковского дела: это поднимет престиж коммерческого банка как прогрессивного финансового института и университета как научно-исследовательского учреждения.

Организация спецкурса «Деятельность коммерческого банка в РФ

(на примере Сбербанка)»

Данный спецкурс был организован совместно ПАО Сбербанк и экономическим факультетом НГУ и впервые прочитан для студентов университета в зимнем семестре 2015/2016 учебного года. Основная цель спецкурса - познакомить студентов экономического факультета НГУ с реальными задачами, которые решает крупнейший коммерческий банк страны в настоящее время. Лекторами курса выступили сотрудники Сибирского банка и Межрегионального центра анализа и экспертизы рисков ПАО Сбербанк.

Вопросы, рассмотренные на занятиях, были связаны с организацией работы Сбербанка в целом и отдельных его подразделений, работой с разными категориями клиентов, особенностями продуктовой линейки банка, оценкой риска банковской деятельности, корпоративной культурой и ее влиянием на эффективность работы организации. Форма занятий - лекции, дискуссии, решение кейсов, обсуждение проектов, самостоятельные исследования и презентация студенческих работ. В рамках спецкурса прошла встреча с топ-менеджментом банка и обсуждение перспектив карьерного роста в Сбербанке. В табл. 2 перечислены основные темы спецкурса и лекторы Сбербанка, их представившие.

5 иКЬ: http://www.sberbank.ru/common/img/uploaded/files/pdf/yrep/CSR2014ru.pdf. С. 35.

Таблица 2

Темы и лекторы спецкурса «Деятельность коммерческого банка в РФ (на примере Сбербанка)»

Тема ФИО Должность

Роль и место Сбербанка в банковской системе страны. Региональная структура Сбербанка: филиальная сеть, типы подразделений. Статистика клиентской базы Дубинин Максим Вячеславович Начальник отдела по реализации ПСС Новосибирского отделения № 8047

Сбербанк: история создания и жизни компании. Современная стратегия развития банка Дубинин Максим Вячеславович Начальник отдела по реализации ПСС Новосибирского отделения № 8047

Производственная система Сбербанка Шипилов Алексей Сергеевич Директор управления ПСС и процессов Сибирского банка

Работа с корпоративными клиентами. Типы корпоративных клиентов. Основные операции Чепеньков Игорь Сергеевич Управляющий директор С1В Сибирского банка

Работа с корпоративными клиентами. Анализ финансового состояния субъектов малого и среднего бизнеса Чепеньков Игорь Сергеевич Управляющий директор С1В Сибирского банка

Работа с физическими лицами в Сбербанке. Продуктовая линейка: Карточные продукты Сбербанка Хмелевская Лилия Анатольевна Менеджер Отдела внедрения продуктов Управления внедрения проектов и продуктов Сибирского банка

Работа с физическими лицами в Сбербанке. Продуктовая линейка: Сервисы, продукты и услуги удаленных каналов обслуживания клиентов Беломестнова Инна Владимировна Менеджер сектора развития продаж удаленных каналов обслуживания Управления «Банк XXI» Сибирского банка

Риски банковской деятельности Шмидко Ольга Александровна Начальник управления корпоративного андеррайтинга, ПЦП МЦА

Панов Константин Евгеньевич Заместитель начальника управления корпоративного андеррайтинга, ПЦП МЦА

Риски банковской деятельности. Кейс по сделке проектного финансирования Суханов Артем Андреевич Заместитель начальника отдела № 3 Управления корпоративного андеррайтинга, ПЦП МЦА

Иванов Константин Евгеньевич Заместитель начальника отдела № 1 Управления корпоративного андеррайтинга, ПЦП МЦА

Жмурова Ирина Александровна Заместитель начальника отдела № 2 Управления корпоративного андеррайтинга, ПЦП МЦА

Корпоративная культура организации. Корпоративная культура Сбербанка: три основы нашего бизнеса Серова Марина Николаевна Начальник отдела по работе с персоналом Новосибирского отделения № 8047

Карьера в Сбербанке. Путь в лидеры. Мастер-класс от топ-руководителя Безматерных Игорь Викторович Заместитель председателя - управляющий Новосибирским отделением № 8047

В чем уникальность данного курса? Можно выделить несколько следующих важных характеристик. Во-первых, в курсе отражены основные современные направления деятельности коммерческого банка. Во-вторых, лекторами являются действующие сотрудники Сбербанка, в основном менеджеры среднего звена, имеющие достаточный опыт практической

работы и хорошо разбирающиеся в своей сфере. И, наконец, курс составлен с учетом университетского подхода к программам специализированного обучения, когда приоритетом является общее цельное представление об исследуемом предмете, в данном случае о деятельности коммерческого банка.

Получив общее представление о работе крупного коммерческого банка, о назначении его отдельных подразделений и их взаимодействии в рамках одного финансового института, выпускник экономического факультета университета способен:

1) понять принципы банковской деятельности с учетом изученных ранее теоретических вопросов и рассмотренного на спецкурсе практического опыта;

2) реально оценить свои возможности и желание заниматься банковской деятельностью;

3) определить приоритеты работы в коммерческом банке;

4) или стать лояльным клиентом крупнейшего коммерческого банка страны.

С точки зрения организатора спецкурса со стороны ЭФ НГУ могу отметить, что наиболее активным и инициативным подразделением со стороны Сбербанка в процессе подготовки и проведения учебных занятий и других дополнительных мероприятий в рамках курса показал себя Межрегиональный центр анализа и экспертизы рисков ПАО Сбербанк. Сотрудники данного подразделения подготовили лекции на тему «Риски банковской деятельности»; обсудили ряд бизнес-кейсов на темы «Структурирование сделок кредитования на цели финансирования текущей деятельности», «Структурирование сделок кредитования с применением производных финансовых инструментов», «Структурирование сделок кредитования строительных проектов»; разработали и провели занятие по оценке рисков проектного финансирования с решением кейса на данную тему. Кроме учебных занятий в рамках спецкурса студентам ЭФ НГУ была предложена экскурсия в банковский центр, где они смогли познакомиться с работой некоторых отделов межрегионального центра анализа и экспертизы рисков в форме обучающего квеста.

Завершающим этапом работы по спецкурсу стало выполнение семестрового задания, в котором студентам группами 5-7 человек предлагалось решить проблему на одну из заданных тем и представить ее решение комиссии экспертов Сбербанка.

Примеры тем и формулировки семестровых заданий.

1. Стратегия хеджирования рыночного риска.

Задание: разработать оптимальную (наиболее экономически эффективную) стратегию управления рыночным риском изменения стоимости золота для компании «Полиметалл» с учетом возможности использования производных финансовых инструментов и специфики рынка.

Что необходимо сделать:

• обосновать выбранный набор инструментов хеджирования;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• рассчитать экономический эффект от выбранной стратегии;

• представить содержательные выводы, подкрепленные расчетами.

Длительность стратегии: 6-9 месяцев.

Куратор задания:

Артем Андреевич Суханов, заместитель начальника отдела № 3 Управления корпоративного андеррайтинга, ПЦП МЦА.

2. Завоевание рынка ЖКХ.

Задание: предложить стратегию увеличения доли Сбербанка на рынке платежей за услуги ЖКХ.

Что необходимо сделать:

• оценить текущее состояние деятельности ПАО Сбербанк по заключению договоров оплаты ЖКХ на рынке Новосибирской области;

• изучить и оценить существующий рынок;

• написать представление для банковского руководства в виде эссе на тему «Завоевание рынка ЖКХ» от лица сотрудника Банка. Эссе должно содержать основные направления стратегии, которые, по мнению авторов, позволят увеличить присутствие Банка на рынке ЖКХ, увеличив его долю на рынке с 29 до 40 %;

• изложить основные результаты проведенного исследования и разработанной стратегии в презентации.

Куратор задания: Инна Владимировна Беломестнова, менеджер сектора развития продаж удаленных каналов обслуживания Управления «Банк XXI» Сибирского банка.

3. Оценка инвестиционной привлекательности акций ПАО Сбербанк.

Задание: оценить инвестиционную привлекательность акций ПАО Сбербанк для различных категорий инвесторов.

Что необходимо сделать:

• показать место акций Сбербанка на фондовом рынке РФ;

• оценить их динамику;

• оценить состояние и перспективы развития компании;

• рассмотреть дивидендную политику компании;

• сделать вывод о целесообразности инвестирования в акции компании для разных типов инвесторов.

Куратор задания: Светлана Викторовна Бекарева, кандидат экономических наук, доцент ЭФ НГУ.

Результаты и перспективы

Интерес к предложенному спецкурсу со стороны студентов был достаточно высок. Данный вывод можно сделать на основе количества слушателей спецкурса, а также данных опроса, проведенного на завершающем занятии.

Для анализа отношения студентов к прослушанному спецкурсу Сбербанка была предложена анкета, где нужно было высказать свое мнение о рассмотренных темах курса (см. табл. 2), дав следующие комментарии по каждому из них:

• полученная информация пригодится в будущей работе;

• в представленном материале было много известного;

• полученная информация актуальна;

• в лекции было много непонятного;

• рассмотренная тема курса была лишней.

Наиболее важными темами для своей будущей работы студенты отметили темы о работе с корпоративными клиентами, оценки рисков банковской деятельности, а также вопросы карьерного роста в Сбербанке. Необходимо отметить, что ни один из респондентов не высказался о ненужности тем, связанных с работой с корпоративными клиентами и оценкой рисков банковской деятельности. Однако темы, освещающие риски банковской деятельности, были понятны не всем студентам. Наибольшее количество вопросов вызвала тема «Производственная система Сбербанка», она оказалась наиболее сложной для восприятия слушателями. Достаточно много уже известных вопросов в курсе было затронуто в темах о роли Сбербанка и общей организации его работы, а также о работе с физическими лицами. Все рассмотренные темы, по мнению студентов, касались актуальной информации. Курс в целом был полезен как с теоретической, так и практической точек зрения.

На вопрос о том, хотели ли респонденты работать в Сбербанке, 39 % опрошенных ответили утвердительно, 39 % - отрицательно, и 22 % - не определились с решением. Среди тех, кто хотел бы работать в Сбербанке, отделы, которым было бы отдано предпочтение, это: отдел корпоративного андеррайтинга, отдел продаж крупному и среднему бизнесу, отдел по работе с институциональными инвесторами, залоговый отдел и некоторые другие.

В целом, опыт организации спецкурса по банковской тематике крупнейшим российским банком, Сбербанком, для студентов экономического факультета НГУ можно считать успешным. Цели и задачи, поставленные перед собой лекторами курса, были выполнены. Студенты получили ценные практические знания, а также имели возможность проявить себя перед потенциальными работодателями.

Востребованность данного курса в настоящее время определяется возможностью получить реальное представление о потенциальном месте работы, вариантами прохождения производственной практики и получением рекомендаций для будущего устройства на работу. В условиях непростой текущей ситуации на национальном рынке труда и усугубляющегося состояния экономики нашей страны востребованность данного курса будет только расти.

Материал поступил в редколлегию 11.01.2015

BeKapeBa C. B. C6ep6aHK ë HfV: B3aËMOBbiroflHoe napTHepcTBO

161

S. V. Bekareva

Novosibirsk State University 2 Pirogov Str., Novosibirsk, 630090, Russian Federation

s. bekareva@mail.ru

SBERBANK AND NSU: PARTNERSHIP FOR DEVELOPMENT

The article is concerned about the experience of partnership in higher education between the biggest commercial bank in the Russian Federation, Sberbank, and Novosibirsk State University, the Economics Department. This academic year a new elective course for the students of the Economics Department of NSU has been conducted by Sberbank. It has some specificity in organizing the course and preparing the theoretical and practical issues of banking in the Russian Federation in case of Sberbank.

Keywords: commercial bank, university, higher education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.