Научная статья на тему 'Сбалансированность торгового интереса двух стран в определении методики анализа эффективности приграничного сотрудничества'

Сбалансированность торгового интереса двух стран в определении методики анализа эффективности приграничного сотрудничества Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
450
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИГРАНИЧНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ПРИГРАНИЧНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИГРАНИЧНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Пряхин Геннадий Николаевич, Калиниченко Вячеслав Владимирович

Проводится исследование регуляторов организации приграничного сотрудничества. Показано, что эффективность приграничного сотрудничества определяется большим количеством различных показателей, зависящих от деятельности населения, субъектов хозяйствования, учреждений, различного рода институтов власти, международных структур.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сбалансированность торгового интереса двух стран в определении методики анализа эффективности приграничного сотрудничества»

Вестник Челябинского государственного университета. 2010. № 26 (207).

Экономика. Вып. 28. С. 93-99.

Г. Н. Пряхин, В. В. Калиниченко

сбалансированность торгового интереса двух стран в определении методики анализа эффективности приграничного сотрудничества

Проводится исследование регуляторов организации приграничного сотрудничества. Показано, что эффективность приграничного сотрудничества определяется большим количеством различных показателей, зависящих от деятельности населения, субъектов хозяйствования, учреждений, различного рода институтов власти, международных структур.

Ключевые слова: приграничное сотрудничество, приграничное пространство, эффективность приграничного сотрудничества.

Все возрастающая самостоятельность региональных экономик — объективный процесс, происходящий в настоящее время не только в Западной и Восточной Европе, но и в мировом сообществе в целом, а значит, все более актуальной становится максимизация эффекта развития приграничного торгово-экономического сотрудничества региональных экономик пограничных стран. Практика мирового сотрудничества знает множество апробированных примеров выработанных механизмов регулирования торгово-экономических отношений в условиях приграничья.

Резкий переход в начале 1990-х гг. от централизованно управляемой экономики к экономике, основанной на рыночных принципах, наряду с происходившими в этот период политическими изменениями дал толчок региональной фрагментации экономического пространства Уральского региона. Поэтому одной из важнейших задач явилось восстановление торгово-экономических связей с казахстанскими соседствующими регионами. Решение данной задачи связано с интеграцией приграничных регионов. При этом, как мы считаем, движение навстречу друг другу можно рассматривать как показатель успешности социально-рыночных реформ вообще и эффективности развития приграничного сотрудничества и торговли на современном этапе в частности. Оптимизация приграничного сотрудничества возможна посредством проведения сбалансированной политики, направленной на интенсификацию экономического роста региона.

Актуальность совершенствования и использования регуляторов и инструментов сотрудничества определяется тем, что границы становятся относительно прозрачными для многих видов потоков, в частности, информации, труда и капиталов; таможенные ограничения постепенно

перестают быть символом национального суверенитета. В странах СНГ приграничное пространство включает не только соседние регионы, границы которых совпадают с линией государственной границы, но и многие глубинные территории [3].

Исследование регуляторов организации приграничного сотрудничества производственных предприятий сферы среднего и малого бизнеса целесообразно строить исходя из накопленного прогрессивного опыта приграничного сотрудничества и торговли стран СНГ:

1. Развитие сотрудничества в рамках приграничных территорий по административным линиям осуществляется по трем направлениям: одновременно со всех сторон и на всех уровнях; «сверху» (правительства непосредственно заинтересованных стран, в данном случае России и Казахстана, что создает своего рода общую юридическую основу); «снизу» (областные власти, что является главным в данных условиях).

2. Сотрудничество и совместный бизнес предприятий на приграничных территориях идут по всем направлениям, представляющим практический интерес для местного населения. Большое значение придается личным контактам, в том числе и между функционерами — представителями региональной администрации, менеджерами и др.

3. Приграничная торговля развивается строго на основе конкретных проектов (а не за счет предоставления каких-либо льгот или формирования общего бюджета), в которых заинтересованы все сопредельные страны, города. Полноправными торговыми партнерами в рамках приграничных территорий выступают не государства, а управленческие структуры областей. В каждой из стран на местном уровне действует комитет по проблемам сотрудничества [1].

Среди прочих важных достоинств данной системы выделяется правило обязательного учета интересов региона в целом и принцип ненанесе-ния какого-либо ущерба партнерам.

Определенный интерес, на наш взгляд, представляет опыт развития торгово-экономических связей между приграничными областями, осуществляемых не через административные (муниципальные) органы, а с участием торгово-промышленных палат (ТПП), в которых объединены все предприятия данного региона.

Так, в целях углубления экономического взаимодействия между Россией и Казахстаном по инициативе Регионального представительства ТПП России в Центральной Азии в феврале 2008 г. в г. Алматы был создан российско-казахстанский бизнес-клуб (РКБК), в состав которого вошли более 25 дочерних и совместных предприятий, представляющих интересы крупного и среднего бизнеса России в Казахстане. Эта форма сотрудничества исключает администрирование и обеспечивает решение проблем торговоэкономических взаимоотношений между субъектами хозяйствования через корпоративное демократическое регулирование.

Оценка эффективности приграничного сотрудничества на примере реализации торгово-экономических взаимоотношений в данный период времени, прогнозирование перспектив его развития всегда вызывает затруднения, поскольку требует анализа на макро- и мезоэкономическом уровнях. Здесь важно отметить нетрадицион-ность методологических подходов, которая на макроуровне объясняется особыми условиями объекта исследования, на мезоуровне — специфическими инструментами и структурой анализа, возможностью использования методов прикладной математики, теории вероятностей, прогнозирования и планирования в экономике, математической статистики, эконометрического анализа и др.

Современные методологические подходы к оценке внешней, а в данном случае приграничной, торговли должны основываться на системе показателей, характеризующих фактическое состояние внешнеторгового баланса приграничных регионов, к которым добавляются показатели экспорта, импорта, внешнеторгового сальдо и внешнеторгового оборота [2].

Оценку эффективности приграничной торговли на макро- и мезоэкономическом уровнях целесообразно проводить по следующим направлениям: во-первых, ретроспективный анализ ре-

альных результатов внешнеторговых связей приграничных регионов; во-вторых, прогнозирование приграничной торговли.

Эффективность приграничного сотрудничества можно классифицировать по следующим признакам:

1) по направленности: внешняя эффективность, внутренняя эффективность;

2) в зависимости от субъекта: для государственных органов исполнительной власти, для населения, для других субъектов трансграничных отношений;

3) по уровням: уровень предприятия, уровень приграничного региона, макроуровень (эффективность международных организаций);

4) по видам деятельности: экономическая эффективность, социальная эффективность, инте-грационно-диверсификационная эффективность;

5) по значению показателя: высокое, среднее, низкое, отрицательное [1].

В свою очередь, экономическую эффективность можно разделить на следующие виды:

- по отраслям деятельности (эффективность заготовительной деятельности, производства, торговли, услуг);

- по блокам управления (эффективность управления активами, управления персоналом, управления затратами, эффективность маркетинга и т. д.);

- по отдельным бизнес-процессам на совместных предприятиях (например, в торговле можно выделить следующие бизнес-процессы: выбор поставщиков и закупка товаров; транспортировка, приемка и складирование товаров; организация хранения, предпродажная подготовка; выкладка товаров и организация процесса их реализации и т. д.);

- по видам продукции (услуг) (эффективность каждого вида производимой продукции, оказываемой услуги).

Обобщенная классификация видов эффективности приграничного сотрудничества представлена на рисунке.

В оценке эффективности приграничного сотрудничества особый научный интерес представляет внедрение новых инновационных подходов и использование таких инструментов анализа, которые сочетали бы в себе принципы и критерии прогнозирования межрегиональной, транснациональной, трансграничной и внешней торговли, что и позволит выявить специфику анализа и прогнозирования приграничной торговли.

Классификация видов эффективности приграничного сотрудничества

Система прогнозирования предполагает разработку кратко-, средне- и долгосрочных прогнозов, которые выполняют ориентировочные и стабилизирующие функции воздействия на экономику.

Методология анализа должна носить многовекторный характер. При этом необходимо применять дифференцированные подходы в зависимости от складывающейся ситуации, временного тренда, региона, условий торговли на внешних рынках и т. д.; основными параметрами методологического подхода принимаются: многогранность, всеобъемлемость, динамизм, корреляция.

Эффективность приграничного сотрудничества (на примере торговли) может быть принята в качестве экономической категории и определяться через сопоставительный анализ результатов и затрат, а также через расчет прибыльности трансграничных операций для отдельного региона.

Основными критериями при отработке методики анализа должны стать: возможность ее использования на практике, описание реальных

трансграничных процессов приграничных регионов, доступность информационной базы, выявление факторной и таксонометрической зависимостей мезоэкономических величин, объясняющих современное состояние и условия развития приграничной торговли. Учитывая сложности получения достоверной статистической информации, в методике необходимо предусмотреть возможность использования минимального объема сведений по приграничью и обеспечения высокого качества оценки и репрезентативности производимых расчетов.

Таким образом, предлагаемые подходы к анализу состояния приграничного сотрудничества (на примере торговли) на макро- и мезоэкономи-ческом уровнях должны быть адекватны выбранному объекту исследования.

Используя применяемые ВТО и Евростатом методические подходы к оценке трансграничной и транснациональной торговли, положения органов статистики государств при проведении социально-экономических исследований, можно

представить следующую схему анализа и оценки механизмов регулирования и развития приграничной торговли, а затем применить ее в работе центров управленческого консультирования приграничного сотрудничества:

А — оценка состава, структуры и динамики приграничной торговли регионов за рассматриваемый период, отсюда:

Ах — объемы оборота, экспорта, импорта страны и регионов со всеми приграничными торговыми партнерами и с каждым из них;

А2 — темпы роста и прироста показателей (Ах), их удельный вес (с целью анализа динамики и структуры);

А3 — доля приграничной торговли в общем объеме внешнеторгового оборота (выявление порога независимости от приграничной торговли);

Б — сбалансированность приграничной торговли региона, отсюда:

Бх — определение эффективности вклада каждого участника приграничной торговли в общую сбалансированность региона;

Б2 — оценка эффективности приграничной торговли регионов за рассматриваемый период;

Б3 — прогноз развития приграничной торговли на среднесрочную перспективу методами коинтегрального анализа и экспоненциального сглаживания;

В — выводы о состоянии приграничной торговли страны и регионов, определение перспектив ее развития.

В основе приграничной торговли лежит уровень сбалансированности экспортно-импортных операций. Понятие «сбалансированность» может применяться только в случае, когда между государствами налажена взаимная торговля.

Сбалансированность приграничной торговли в чистом виде определяется как равенство стоимостных объемов экспорта и импорта в торговле приграничных государств, но при этом показывает неравенство абсолютных объемов данных операций. Следовательно, можно утверждать, что на степень сбалансированности трансграничного сотрудничества и приграничной торговли влияет величина сальдо региона с партнерами по приграничью.

Вот почему в основу методики оценки уровня развития приграничного сотрудничества (на примере торговли) целесообразно положить оценку ее сбалансированности.

Как экономическая категория сбалансированность объединяет четыре основных критерия

развития внешнеторговых связей: взаимовыгод-ность, двусторонность, необходимость и длительность.

Сбалансированность приграничной торговли на макроэкономическом уровне имеет тот же экономический смысл, что и на мезоуровне, но приобретает, по сути, другую характеристику, так как синтезирует в себе множество элементов, составляющих единое целое.

Следующий важный показатель — степень различия между экспортом и импортом в приграничной торговле в динамике, а также превышение темпов роста экспорта сравнительно с ростом импорта, можно отразить с помощью относительного показателя — индекса товаропо-токов (1т) приграничной торговли. Данный индекс вычисляется по аналогии с коэффициентом и интегральным индексом внешней торговли, однако расчет производится с учетом динамики трансграничных контактов и структуры приграничного сотрудничества. Индекс товаропотоков представляет собой отношение темпов роста экспорта в приграничные страны (регионы) к темпам роста импорта из них:

1иим

Исходя из предлагаемой формулы, если 1т > 1, то это показывает степень преобладания экспортных поставок над импортными в приграничной торговле и, соответственно, наличие ее положительного внешнеторгового сальдо; наоборот — при 1т < 1.

Для оценки сбалансированности приграничного сотрудничества показатель 1т необходимо применять для каждой из территорий, осуществляющих приграничную торговлю, а затем проводить сравнительную характеристику тех регионов, для которых она наиболее значима.

После этого уже выявляются особенности развития приграничной торговли в целом по стране: изучаются основные направления развития и современное состояние. С этой целью рассматриваются структура и динамика ее основных показателей: товарооборота, экспорта, импорта, сальдо.

Следующий этап анализа — определение приоритетности ориентации внешнеторговых связей по исследуемому региону, их особенностей; устанавливается, в какой степени внешняя торговля региона носит приграничный характер; выявляются имеющиеся незадействованные ре-

зервы; рассчитывается доля экспорта, импорта в обороте каждого торгового партнера — приграничного региона, а также вида продукции в приграничной торговле в их общем объеме. Все это позволяет рассмотреть структуру приграничной торговли комплексно.

Величина сальдо приграничной торговли исследуется с точки зрения его отрицательного или положительного значения, что характеризует экономический смысл данной величины. По полученным результатам проводится анализ приоритетности ориентации региона в приграничной торговле, обычно по экспортной или импортной деятельности. Определение приоритетной ориентации дает возможность обозначить основных торговых партнеров по приграничью и в целом по странам за анализируемый период (обычно не менее 5 лет).

Для количественной оценки уровня приграничной торговли обычно применяется система относительных показателей, в том числе отношение темпов роста экспорта к темпам роста общего объема продукции промышленности (сельского хозяйства), физический объем товарооборота, инвестиции в основной капитал, интегральный коэффициент приграничной торговли, коэффициент приграничной специализации и др.

Оценка сбалансированности приграничной торговли включает определение степени сбалансированности экспортно-импортных операций с каждым торговым партнером по приграничью и в целом по всей их совокупности. Для этого предварительно рассчитывается коэффициент сбалансированности по отношению сальдо к обороту приграничной торговли:

С

Кеб = С, То

(2)

где Ксб — коэффициент сбалансированности приграничной торговли на региональном уровне;

С — сальдо приграничной торговли региона (страны) с отдельным регионом/страной — участницей приграничной торговли;

То — приграничный товарооборот с отдельной страной (регионом), группой регионов.

При оценке сбалансированности можно использовать индекс сбалансированности, определяемый как отношение прироста сальдо к приросту оборота приграничной торговли за соответствующий период:

Л Г

(3)

где Исб — индекс сбалансированности приграничной торговли на региональном уровне;

ДС — прирост сальдо приграничной торговли региона (страны) с отдельным регионом/ страной — участницей приграничной торговли за определенный период времени;

ДТо — прирост приграничного товарооборота с отдельной страной (регионом), группой регионов за определенный период времени.

Данный индекс показывает, насколько изменится оборот приграничной торговли в результате изменения ее сальдо.

Коэффициент сбалансированности приграничной торговли может принимать значения в пределах от +1 до -1, при сбалансированности экспортно-импортных операций данный коэффициент приближается к нулю. Если объемы экспорта и импорта приграничной торговли существенно различаются, его значение в зависимости от знака сальдо приграничной торговли приближается к +1 или -1. Значение коэффициента, равное +1 или -1, свидетельствует о полной односторонности приграничной торговли, т. е. последняя представлена либо экспортными, либо импортными поставками.

Коэффициент сбалансированности следует рассчитывать для определения степени сбалансированности приграничной торговли региона с каждым торговым партнером по приграничью и для нахождения общей сбалансированности со всей совокупностью партнеров. Кроме того, целесообразно проводить расчет коэффициента за анализируемый период и для стран-партнеров в целях выявления степени взаимной увязки сбалансированности приграничной торговли. Общий коэффициент сбалансированности внешнеторговой деятельности региона (Ксбобщ) определяется по формуле

Собщ

Кеб =

То

(4)

Иеб = ^С-100,

А То

На общую сбалансированность оказывает влияние каждый осуществляющий приграничную торговлю партнер. В связи с этим на следующей стадии анализа проводится оценка эффективности вклада каждого приграничного торгового партнера в общую сбалансированность приграничной торговли региона (страны). Сначала рассчитываем эффективность вклада каждого торгового партнера по приграничью (регион/страна) в приграничную торговлю исследуемого региона:

Эр\ = Ксб • Д,

(5)

где Эрг — показатель эффективности вклада ьго партнера по приграничью в приграничную торговлю региона;

Ксб — коэффициент сбалансированности приграничной торговли с партнером;

Д — доля приграничной торговли с торговым партнером в общем объеме приграничной торговли региона.

Далее определяется влияние эффективности вклада каждого приграничного партнера на общую сбалансированность приграничной торговли региона:

Кебобщ _ ■ общ 100

(6)

В условиях, например, консультативно-логистического центра в целях совершенствования методики оценки уровня развития приграничной торговли региона анализ проводится на основе эмпирического материала и находится зависимость между признаками, характеризующими изучаемые процессы. Необходимость обработки эмпирического материала по приграничной торговле ведет к применению исследовательского инструментария математической статистики, прежде всего корреляционно-регрессионного анализа. Он может использоваться для определения силы и направления взаимодействия между изучаемыми признаками [3].

Традиционный подход, при котором для всей совокупности объектов-данных строится единая общая функция регрессии, не позволяет получить удовлетворительные результаты даже при самых благоприятных условиях. С помощью подобной функции выявляется общая, а следовательно, недостаточно точная характеристика изучаемой зависимости показателей.

Для описания общей экономической ситуации приграничной торговли необходимо строить одновременно несколько моделей последней. Каждая из них рассматривается как частный случай общей модели приграничной торговли и должна удовлетворять следующим требованиям:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1) достаточная простота изложения, отсутствие чрезмерной сложности (состав и детальность модели следует соотносить с уровнем достоверности исходной информации);

2) использование совокупности относительно простых моделей при необходимости прогноза ряда разнородных качеств приграничного сотрудничества;

3) соответствие сложности модели степени разработанности математического аппарата исследования.

Стоит признать, что динамика приграничного сотрудничества находится под воздействием множества имплицитных и эксплицитных факторов, будущие значения которых неизвестны,

и, соответственно, невозможно определить точные объемы программ трансграничного сотрудничества и, в частности, приграничной торговли. В действительности можно только предполагать наиболее вероятные ситуации прогнозирования, однако получить точные значения в условиях динамично меняющейся социальноэкономической конъюнктуры региональной экономики сложно.

Методы математической статистики позволяют найти ошибки прогнозирования, построить прогностические модели развития приграничного сотрудничества и торговли на средне- и долгосрочную перспективу как в национальном, так и в региональном аспектах.

Методика дает возможность определить, насколько интенсивно и в каком объеме необходим тот либо иной вид продукции или услуг, установить приоритеты и экспортно-импортный потенциал приграничья. Расчет предлагаемого индикатора производится по формуле

X СИГ

СИ =

С^общ^

100,

(7)

где С77 — отношение объема импорта/экспорта 7-го вида продукции (услуг) ]-й страны ко всем странам во времени 7;

С7]7 — объем импорта/экспорта 7-го вида продукции (услуг) ]-й страны во времени 7;

С7оби/ — объем импорта/экспорта 7-й продукции по всем странам во времени 7.

Результаты расчетов показывают, насколько интегрированы товарные рынки приграничных государств в условиях применения различных структурных схем приграничной торговли.

Необходимо отметить, что целью анализа эффективности приграничного сотрудничества на мезо- и макроэкономическом уровнях является не только оценка торгово-экономических связей на настоящий момент, но и разработка перспективных направлений их развития в будущем.

Значимость оценки состояния приграничной торговли проявляется в следующем: приграничная торговля с отдельными странами может характеризоваться низкой степенью сбалансиро-

ванности при росте в то же время прогнозируемых ее объемов.

Применение эконометрических инструментов для построения прогноза приграничной торговли и сотрудничества позволяет определить резервы ее роста в будущем.

Таким образом, фактор приграничья в значительной степени воздействует на объем и характер межгосударственного сотрудничества, в том числе приграничных и трансграничных регионов. Его эффективность определяется большим количеством различных показателей, зависящих от деятельности населения, субъектов хо-

зяйствования, учреждений, различного рода институтов власти, международных структур.

Список литературы

1. Левчук, Е. Приграничная торговля как фактор экономического развития современной Европы / Е. Левчук // Проблемы соврем. экономики. № 4 (32).

2. Соколов, Э. Г. Внешнеэкономичекие связи региона / Э. Г Соколов. Брест : Академия, 2005. 180 с.

3. Региональное развитие: опыт России и Европейского Союза / отв. ред. А. Г. Гранберг. М. : Экономика, 2000. 435 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.