Научная статья на тему 'Сбалансированное и комплексное развитие региона'

Сбалансированное и комплексное развитие региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4238
525
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ / УСТОЙЧИВОСТЬ / КОМПЛЕКСНОЕ РАЗВИТИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT / BALANCE / STABILITY / COMPLEX DEVELOPMENT / ECONOMIC GROWTH / ECONOMIC POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Смолеев Сергей Валерьевич

В статье рассмотрена сущность сбалансированности экономики, а также диспропорций в экономической системе. Выявлены факторы, влияющие на возникновение диспропорций. Определена основная цель регионального развития – достижение его устойчивости. Дана характеристика понятию устойчивого экономического роста. Рассмотрены основные аспекты государственной экономической политики на региональном уровне, а также основные направления и подходы при ее проведении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BALANCED AND COMPLEX REGION DEVELOPMENT

In article the essence of balance of economy, and also disproportions in economic system are considered. Factors influencing emergence of disproportions are revealed. The main objective of regional development – achievement of its stability is defined. The characteristic is given to concept of sustained economic growth. The main aspects of the state economic policy at regional level, and also the main directions and approaches at its carrying out are considered.

Текст научной работы на тему «Сбалансированное и комплексное развитие региона»

СБАЛАНСИРОВАННОЕ И КОМПЛЕКСНОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА

С. В. СМОЛЕЕВ

В статье рассмотрена сущность сбалансированности экономики, а также диспропорций в экономической системе. Выявлены факторы, влияющие на возникновение диспропорций. Определена основная цель регионального развития - достижение его устойчивости. Дана характеристика понятию устойчивого экономического роста. Рассмотрены основные аспекты государственной экономической политики на региональном уровне, а также основные направления и подходы при ее проведении.

Ключевые слова: социально-экономическое развитие, сбалансированность, устойчивость, комплексное развитие, экономический рост, экономическая политика.

Рассматривая региональное развитие, важно исследовать данное явление как развитие социально-экономической системы и всесторонне изучить хозяйственный комплекс. Управление любой системой должно быть нацелено не на сохранение существующего положения, а на достижение нового уровня в ее развитии.

Развитие можно охарактеризовать как прогрессивные изменения прежде всего в экономической сфере - экстенсивное или интенсивное. В первом случае мы наблюдаем количественный рост экономики. Во втором происходят структурные изменения в содержании развития и приобретение экономической системой новых качественных характеристик.

Социально-экономическое развитие региона -это многомерный и сложный процесс, который следует рассматривать как достижение совокупности различных социальных и экономических целей. Целью такого развития ставится обеспечение роста производства и доходов населения, перемены в институциональной, социальной и административной структурах общества, изменения в общественном сознании, в культурном развитии. В тоже время его следует направить на достижение сбалансированности между различными сферами и видами деятельности.

При уточнении и раскрытии понятия сбалансированности, важно отметить, что это прежде всего взаимное соответствие ресурсов и подлежащих удовлетворению потребностей в них, рассматриваемые в динамике изменений структуры и качественных характеристик тех и других; количественные соотношения между элементами эко-

номической системы, определяющие сохранение или развития ее содержания. Данное соответствие экономических показателей характеризуется множеством пропорций, обеспечивающих совместимость и единство в рамках целостной системы, а также эффективность производства.

При достижении общей экономической сбалансированности внутри ее часто возникают нерациональные соотношения - диспропорции, т. е. более или менее устойчивое соотношение, имеющее место в определенных условиях между производствами, отраслями, характеризующееся несоответствием между взаимосвязанными элементами.

Это происходит в результате воздействия таких факторов, как различия в темпах развития отраслей, ошибки в координации и планировании. Сказывается и влияние стихийных природных и техногенных явлений. Такие диспропорции снижают темпы роста производства, производительности труда, жизненный уровень населения, ухудшают состояние окружающей среды.

Региональное сбалансированное развитие нацелено на повышение качества жизни населения, которое достигается при взаимодействии и целостном развитии экономической, социальной, политической, экологической и других сфер деятельности. Достижение этой цели предполагает решение комплекса задач, который включает в себя осуществление мониторинга социальноэкономического состояния территории, что позволяет определить степень совокупного влияния ресурсной базы, природно-климатического и социально-экономического факторов, а также влия-

ние специализации на уровень сбалансированного развития региона.

В числе наиболее актуальных проблем развития, стоящих перед регионами, является достижение его устойчивости. Такое развитие преследует цель обеспечения стабильного экономического роста, защиты окружающей среды, повышения уровня и качества жизни населения. Устойчивость экономического развития представляет собой такое состояние экономики, при котором поддерживается равномерный рост производственных, социальных и экономических показателей или процесс, направленный на достижение разумной сбалансированности социальноэкономического развития и сохранения окружающей среды с учетом интересов будущих поколений. Поэтому устойчивое социальноэкономическое развитие территорий базируется на трех компонентах:

- экономическом:

- социальном;

- экологическом.

В социально-экономическом аспекте устойчивого развития содержательно становятся тесно взаимосвязанными с категорией «устойчивый экономический рост».

Существует мнение, согласно которому устойчивый экономический рост означает четко выраженный вектор роста в пределах определенных колебаний в его темпах, имеющих положительные значения. Устойчивое развитие экономики предполагает не только положительные значения роста экономики, но и нулевые, минусовые значения, которые, должны перекрываться положительными значениями экономического роста. Главным отличием между устойчивым ростом экономики и ее устойчивым развитием следует считать то, что при устойчивом развитии экономики допускаются нулевые и минусовые значения роста экономики. Устойчивый рост экономики, лежащий в основе устойчивого развития, может осуществляться лишь дискретно. Поэтому через определенный промежуток времени устойчивый рост экономики трансформируется в ее устойчивое развитие. Оно сопровождается периодически определенными перерывами в плюсовом росте экономики.

Именно рост экономики определяет развитие региона и служит главным параметром для оценки развития региона.

В современной науке существуют разные модели роста экономик региона.

Согласно неоклассической теории, регионы являются открытыми системами, конкурирующи-

ми между собой. Она базируется на учете факторов, повышающих производственный потенциал экономической системы. Параметры регионального роста определяются уровнем технологий, величиной инвестиций, количеством и качеством трудовых ресурсов, природными ресурсами. При этом предполагается мобильность ресурсов и сближение цен на факторы производства за счет открытости экономик и конкуренции регионов за ограниченные ресурсы. Эта теория предполагает наличие национальных и региональных свободных конкурентных рынков и свободную конкуренцию регионов за ресурсы и доходы. В менее развитых регионах - более низкая заработная плата, соответственно - ниже издержки производств, выше прибыли, что обуславливает приток дополнительного капитала и ускоренное развитие региона. Слабым местом неоклассической теории является недостаточный учет особенностей регионов и исходный посыл об идеальной мобильности ресурсов. Полностью немобильными являются природные ресурсы. В то же время лучшие трудовые ресурсы, зачастую, вопреки неоклассической теории, перетекают в экономически развитые и перспективные города и районы, тем самым только усиливая неравенство регионов данной страны.

Согласно теории кумулятивного роста, с помощью специализации и эффекта масштаба незначительное преимущество территории возможно преумножить. Преимущества определенных районов - так называемых точек роста (полюсов, центров роста), обусловливают ускорение развития регионов. В то время как отставание экономически слабых регионов при отсутствии таких центров роста может еще более усиливается. Фактором ускоренного промышленного роста региона являются крупные городские агломерации. Именно региональная агломерационная экономия издержек производств и стимулирует приток высокопрофессиональных специалистов, ученых, технический прогресс и рост производительности труда, оказывая сильное воздействие на процессы размещения предприятий и приток внешних инвестиций.

Региональный рост здесь базируется на внутренних немобильных ресурсах и привлечении мобильных ресурсов из других регионов. Эффект агломерации, способность региона к инновациям и современным технологиям, социально-политические составляющие, создание привлекательного предпринимательского и инвестиционного климата для инвесторов выступают ключевыми элементами регионального роста.

Согласно другому подходу к изучению экономического роста региона, он концентрируется в крупных городах, которые позволяют развиваться регионам за счет собственных доходов. Необходимо выделить 4 условия формирования центров роста (ядер) в регионе: наличие большого числа потенциальных центров роста; пробуждение под воздействием внешних и внутренних факторов мощного ядра, которое формирует центр роста и оказывает воздействие на развитие территориальных образований; образование и развитие нескольких таких ядер, образующих полицентриче-скую структуру центров роста; слияние таких в мощные кластеры и отрасли. Как дополнение следует отметить, что развитие производства в экономике происходит неравномерно. Следовательно, можно выделить динамичные передовые отрасли, которые образуются благодаря процессу концентрации и сосредотачиваются на определенной территории.

В последнее время особую популярность приобрела теория конкурентных преимуществ, которая развивает теорию размещения, теорию полюсов роста и иные теории. В ее основе лежат конкуренция локальные детерминанты технологического прорыва (параметры факторов; стратегия фирм их структура и соперничество; параметры спроса и родственные и поддерживающие отрасли). Существуют специализированные факторы развития, к которым относится уровень развития науки, качество человеческого потенциала и т. д. Для эффективного их использования необходимы определенные условия, а именно институциональная, предпринимательская, социальноэкономическая среда, дающие возможность полной реализации человеческого потенциала как главного производительного фактора экономики. Также важно наличие развитой инфраструктуры, инновационного и информационного сектора.

Для развития территории необходимо поддерживать стабильный спрос на внутренние товары, обладающие высокой добавленной стоимостью. Не менее важно создать производство высокотехнологичной продукции. Все это обеспечит развитие и приток человеческого капитала в регион. Но для всего этого необходимо наличие отраслей - поставщиков и иных сопутствующих отраслей, конкурентоспособных как на национальном, так и на международном уровне [5].

Согласно модели «центр - периферия», существует небольшой центр, объединяющий наиболее передовые технологические и социальные достижения. Он противопоставляется большей по размеру периферии - совокупности отдаленных и

слаборазвитых территорий с замедленной модернизацией, которая является источником ресурсов для центра и потребителем исходящих из него инноваций.

Дифференциация социально-экономического развития центра и периферии обусловлена тем, что появление технологических, социальных и иных нововведений происходит неравномерно.

К преимуществам подчинения периферии к центру можно отнести рост масштабов городов и переход роста от одной административнотерриториальной единицы к другой в рамках одного региона.

Среди недостатков следует выделить обеднение и снижение качества жизни населения в подчиненных районах, рост социального напряжения, миграция в центр, рост нагрузки на социальную инфраструктуру, ее деградация в периферии, снижение привлекательности региона.

В целях улучшения ситуации в регионе необходимо, используя инструменты государственного регулирования регионального развития, модернизировать данную модель с учетом определенных критериев:

- адаптивность - способность региона к развитию в условиях согласованности целей и результатов развития, к устойчивому сбалансированному развитию, к преобразованиям в ответ на вызовы внешней среды;

- способность к экономическому, социальному и экологическому саморазвитию;

- наличие ресурсов, необходимых для развития территории;

- относительная пространственная близость к центру;

- учет интересов территорий всех уровней.

Государству же все больше отводится роль

регулятора макроэкономических процессов. На федеральном уровне оно регулирует реализацию социально-экономических программ, организацию и укрепление межрегиональных и межгосударственных экономических связей и т. п. Вместе с тем, государство должно вырабатывать комплекс мер, нацеленных на развитие всех отраслей и территорий. Поэтому речь идет о региональной политике, которая имеет много определений в современной науке.

На современном этапе развития экономики России одной из самых острых проблем является построение эффективного и гибкого механизма управления социально-экономическим развитием территорий. На региональный и местный уровни ложится вся тяжесть практического решения задач реформирования социальной сферы, обеспе-

чения действующих социальных стандартов, экологических нормативов. И от того, насколько успешно будут решаться эти задачи в регионах, зависят результаты социально-экономического роста страны в целом.

Сущность воспроизводственного подхода к управлению социально-экономическим развитием заключается в необходимости установления взаимосвязей и взаимозависимостей между элементами соответствующей региональной системы, обеспечивающими эффективное экономическое развитие и рост благосостояния населения.

Оптимальное сочетание территориальных факторов развития общественного производства с отраслевым должно базироваться на следующих основных принципах:

- размещение отраслевых производств, вблизи территориальных источников сырья, энергии и трудовых ресурсов;

- экономическая целесообразность приближения производств к потреблению;

- территориальная концентрация производства и его отдельных сегментов как условие специализации и материальная основа для решения комплекса социальных задач[3].

Цели, которые ставятся при осуществлении региональной экономической политики - это оживление производства в депрессивных отраслях, создание «точек» роста и зон эффективного предпринимательства, повышение уровня конкурентоспособности регионального производства. В социальной сфере - это более полное обеспечение занятости, улучшение социальной инфраструктуры, расширение доступности общественных благ. Принцип социальной справедливости реализуется в том, что граждане и социальные группы должны иметь равные возможности в получении работы, доходов и общественных благ [4]. Нельзя акцентировать внимание на решении экономических проблем в отрыве от социального развития. Ситуация при которой достигаются высокие показатели экономической активности при низком уровне жизни и высокой экологической опасности является неприемлемым.

Основная цель социальной политики - это обеспечение стабильности, недопущение острых социальных конфликтов, снятие напряженности там, где она возникает. Источниками финансирования региональных социальных программ являются бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты.

Качество социальной поддержки незащищенных слоев населения в значительной мере определяется уровнем развития экономики области,

финансовыми возможностями областного бюджета, возможностями развития социальной инфраструктуры.

Государственная экономическая политика зависит от сложившейся социально-экономической ситуации, вызовов, порождаемых ею, на которые необходимо отвечать.

Исторически сложились два основных подхода в осуществлении экономической политики государства: дирижистский и либеральный.

В основе дирижистской экономической политики лежит идея активного государственного регулирования экономики путем стимулирования спроса инвестиций в сферу высоких технологий и научно-исследовательских работ; маневрирования государственными расходами в зависимости от экономической конъюнктуры; индикативное планирование экономики; повышения уровня жизни трудоспособного населения и удовлетворения их потребностей.

Основная идея либеральной экономической политики - это призыв к ограничению функций государства обеспечением правовых рамок для свободного сотрудничества людей, базирующейся на идеях классической, неолиберальной и других ветвей экономической науки. В ее основе лежат социальная политика, основанная на производстве общественных благ (оборона, охрана общественного порядка); институциональная политика, обеспечивающая защиту прав собственности; антимонопольная политика; жесткая денежная политика, направленная на ограничение денежной массы в обращении.

Основной институциональной теории соотношения государственного и рыночного регулирования идеей является то, что развитие экономики определяется не только общими для всех экономик монетарными факторами и законами, но и особым для различных экономических систем состоянием системы права, типом национальной культуры и экономического поведения людей и организаций, менталитетом, ценностными ориентациями, традициями и привычками. Целью деятельности государства как социального института является сокращение трансакционных и социальных издержек функционирования общества.

Наиболее эффективным методом региональной экономической политики является либеральный подход. Государство должно лишь создавать все условия для развития экономики, но при необходимости поддерживать отрасли и предприятия, находящиеся в тяжелом положении с помощью рыночных механизмов. Оно должно поощрять конкуренцию, стимулировать создание кластеров,

благодаря которым будет обеспечиваться экономический рост и развитие экономики региона.

Литература

1. Бор М. З. Эффективность общественного производства и проблема оптимального планирования. М., 1972.

2. Бережная И. В., Мельникова Н. В. Методические аспекты оценки уровня сбалансированного развития региона // Экономика и управление. 2010. № 3-4.

3. Воронин В. В. Экономическая география. Самара, 1997. Ч. 1.

4. Гранберг А. Г. Основы региональной экономики: учебник. М., 2000.

5. Портер М. Конкуренция. М., 2003.

* * *

BALANCED AND COMPLEX REGION DEVELOPMENT

S. V. Smoleyev

In article the essence of balance of economy, and also disproportions in economic system are considered. Factors influencing emergence of disproportions are revealed. The main objective of regional development - achievement of its stability is defined. The characteristic is given to concept of sustained economic growth. The main aspects of the state economic policy at regional level, and also the main directions and approaches at its carrying out are considered.

Key words: social and economic development, balance, stability, complex development, economic growth, economic policy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.