Столыпинский вестник №10/2024
Научная статья Original article УДК 336
СБАЛАНСИРОВАННАЯ СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ: ВЗАИМОСВЯЗЬ СО
СТРАТЕГИЕЙ
BALANCED SCORECARD: RELATIONSHIP WITH STRATEGY
Тришкин Константин Андреевич, магистр, Финансовый университет при Правительстве РФ (г. Москва) [email protected]
Konstantin Andreevich Trishkin, Master's degree, Financial University under the Government of the Russian Federation (Moscow) [email protected] BALANCED SCORECARD: RELATIONSHIP WITH STRATEGY
Аннотация. В ходе работы рассматривается понятие «стратегия», а также концепция «сбалансированная система показателей». Представлена систематизация материала, связанная со стратегической деятельностью организаций, а также с её элементами. Автором исследования определено, что стратегия и сбалансированная система показателей являются взаимозависимыми. Основным результатом работы выступает вывод: сбалансированная система показателей - неотъемлемая часть компании, которая необходима для успешной деятельности в современных условиях.
Abstract. The paper examines the concept of «strategy» and «balanced scorecard». The paper presents a systematization of the material related to the strategic activities of organizations and its elements. The author of the study determined that strategy and balanced scorecard are interdependent. The main result of the paper is the conclusion:
Столыпинский вестник
balanced scorecard is an integral part of the company, which is necessary for successful operations in modern conditions.
Ключевые слова. Сбалансированная система показателей, стратегия, взаимосвязь, взаимозависимость, стратегическое планирование.
Keywords. Balanced scorecard, strategy, relationship, interdependence, strategic planning.
Введение
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что современные условия на международных рынках представляют собой высокую динамику для отечественных компаний. Это связано с санкционным давлением, сложившейся геополитической обстановкой и другими факторами. Внутренние условия в Российской Федерации также нестабильны из-за внешнего воздействия, в том числе из-за повышения ключевой ставки Центрального Банка до 20% в связи с инфляцией и увеличения прогноза до 22% на 2025 год, что указывает на ужесточение кредитной политики. В текущей ситуации крупным отечественным компаниям необходимо пересмотреть свою стратегию и пересмотреть или разработать стратегические компоненты деятельности. Цель данного исследования заключается в анализе взаимосвязи между сбалансированной системой показателей и стратегией. Задачи исследования включают изучение теоретических основ стратегии, представление теоретической составляющей сбалансированной системы показателей и демонстрацию взаимосвязи между стратегией и ССП. Предметом исследования является взаимосвязь между стратегией и сбалансированной системой показателей, а объектом исследования - сбалансированная система показателей как часть стратегии. В рамках исследования применяются методы анализа, синтеза, сравнения, наблюдения, индукции и дедукции.
Основная часть 1.1 Стратегия, её суть и школы
Для того, чтобы осуществить какую-либо цель в долгосрочном периоде, необходимо разработать план действий, который будет помогать в её реализации. Так появилось понятие «стратегия». В прошлом - это определенный алгоритм действий, который направлен на достижение долгосрочных целей. Изначально, стратегия
применялась как важная составляющая военного дела, однако времена изменились и масштабы, а также восприятие данного понятия претерпели значительные изменения. [3]
В настоящее время стратегия - это алгоритм, также совокупность действий, направленных на определенный результат, а также связанных между собой задачами, которые ограничены длительным временным промежутком.
Современные реалии дополнили содержание понятия стратегия. Так, в результате появилась «бизнес-стратегия» - некий инструмент, который позволяет предприятиям занять определенную позицию в отрасли. [3]
Продолжая анализ понятия, представим основные виды современной стратегии, связанной с бизнес-деятельностью (рис. 1).
Рисунок 1 - Школы стратегии Источник: составлено автором на основе [3] Следовательно, существует всего десять школ стратегии, которые связаны с различными аспектами: дизайном, планированием, позиционированием,
окружением, властью и так далее. Школы стратегии отличаются направленностью своей деятельности, а также своим содержанием.
Логично заметить, что стратегию часто путают с другим понятием - тактикой. Различие между ними заключается в том, что: стратегия - это комплекс действий, направленных на достижение результата, а тактика - различные отдельные элементы стратегии. [5]
Среди учёных, оказавших значительное влияние на развитие стратегического менеджмента, отметим Майкла Портера, который разработал несколько видов стратегии предприятия: [4]
1. Стратегия лидерства по издержкам. Данный вид стратегии направлена на то, чтобы предприятие смогло обеспечить наименьшие издержки по сравнению с конкурентами, за счёт чего изменилось бы положение компании на рынке.
2. Стратегия дифференциации. Этот вид стратегии направлен на то, чтобы продемонстрировать потенциальному потребителю уникальные или отличительные характеристики продукции, которую компания предлагает к покупке.
3. Стратегия фокусирования. Последний вид стратегии направлен на то, чтобы предприятие сосредоточилось на узком сегменте потребителей с целью удовлетворения их потребностей.
Данные виды стратегии являются основными, однако в современных реалиях появились совершенно новые классификации, связанные с прочими параметрами.
Следовательно, сформируем сущность стратегии - это определенный алгоритм, который направлен на достижение цели в длительном временном периоде с помощью тактики. В современных условиях стратегия преимущественно служит для того, чтобы компании постоянно развивались в сложных условиях.
После исследования понятия «стратегия», перейдем к рассмотрению ССП в контексте инструмента измерения эффективности стратегической составляющей компании.
1.2 Система сбалансированных показателей и её взаимосвязь со стратегией
Сбалансированная система показателей (ССП) - это способ измерения эффективности деятельности предприятия.
Также считается, что ССП - это бизнес-инструмент, адаптированный под миссию и стратегические цели компании, взаимосвязанный с задачами по четырем блокам: финансы, клиенты, бизнес-процессы, команда. Представим ССП (рис. 2).
Рисунок 2 - Элементы ССП Источник: составлено автором на основе [2]
Элементы ССП представлены следующим перечнем: [2]
1. Формализованная стратегия.
2. Финансы.
3. Клиенты.
4. Бизнес-процессы.
5. Персонал и технологии.
Главной особенностью является тот факт, что формализованная стратегия преобладает над всеми клиентскими блоками. Это подтверждает утверждение о том, что ССП - инструмент для реализации стратегии. [1]
После представления элементов ССП и прочих характеристик, сформируем основные признаки системы сбалансированных показателей:
1. структура ССП обусловлена наличием: миссии, целей, задач и специальных метрик;
2. наличие взаимосвязи между целями, задачами и метриками;
3. ССП состоит из следующих блоков: финансы, клиенты, бизнес-процессы и персонал (также данный блок может называться «обучение и развитие»).
Переписанный текст на русском: Таким образом, можно заключить, что каждая система сбалансированных показателей включает в себя следующие элементы: перспективы, цели, метрики, взаимосвязи между компонентами, а также меры по устранению проблемных областей. Следует отметить, что система сбалансированных показателей создается в стандартном формате сверху-вниз, начиная с миссии компании и заканчивая целями, затем устанавливаются аналогичные задачи, определяются показатели и КР1. На основе анализа текущих и целевых значений вычисляется динамика за определенный период, позволяющая определить увеличение или уменьшение инициирующих мероприятий для повышения результативности и эффективности компании в конкретной сфере деятельности.
Сформируем общий алгоритм, который выделяется в рамках построения системы сбалансированных показателей.
Подготовительная стадия —> Стадия разработки
N1/
Каскадирование —> Контроль
Рисунок 3 - Основные стадии построения ССП Источник: составлено автором на основе [6] На рисунке представлен алгоритм построения системы сбалансированных показателей. В общепринятом понимании он состоит из следующих этапов: [6]
1. Подготовка. Каждая компания разрабатывает систему сбалансированных показателей, исходя из своих целей и потребностей. В связи с
этим на первичном этапе ведутся подготовительные работы, выявляются ключевые задачи и так далее.
2. Разработка. Данный этап можно описать как непосредственно работу над ССП и её основными аспектами. Так, во время работы над системой сбалансированных показателей чаще всего предлагается несколько вариантов индикаторов, которые будут контролировать реализацию целей и задач.
3. Каскадирование. Третья стадия работы над ССП выделяется тем, что идет распределение между структурой по методу «сверху-вниз». Следовательно, на данном этапе формируются причинно-следственные связи, которые будут направлены на переплетение и взаимозависимость между всеми объектами и субъектами ССП.
4. Контроль. Заключительный этап работы над внедрением системы сбалансированных показателей характеризуется тем, что на основе полученных данных стратегия ССП может быть скорректирована для улучшения или пересмотра ряда индикаторов.
Таким образом, важно отметить, что внедрение сбалансированной системы показателей - крайне важный процесс, характеризующийся наличием определенной устоявшейся структуры.
Рассматривая взаимосвязь между стратегий и ССП процитируем работу Ибрагимовой С.Ю., которая отмечает, что ССП призвана помочь компаниям в решении двух задач: [1]
1. комплексная оценка деятельности предприятия и его результатов;
2. реализация стратегии.
Также в её работе отмечается, что воплощение стратегии в реальность - крайне тяжелая задача. В этом организациям помогает релевантная ССП.
Хвостенко П. В. отмечает, что одним из механизмов разработки, а также реализации стратегии в современных компаниях с учётом интересов стейкхолдеров - это построение ССП, которая объясняет детали проблемных зон предприятия, а также позволяет обозначить правильный курс развития [2].
Следовательно, система сбалансированных показателей - это инструмент, который помогает в реализации стратегии. Также формируется вывод:
сбалансированная система показателей - это элемент стратегической деятельности предприятий.
Заключение
В ходе данного исследования была проанализирована связь между стратегией и сбалансированной системой показателей. Было установлено, что стратегия представляет собой ключевой элемент деятельности компании, ориентированный на достижение конкретного результата в определенный временной период. Также было рассмотрено понятие сбалансированной системы показателей, которая является инструментом для структурирования достижения целей компании.
По результатам исследования было выявлено, что сбалансированная система показателей является частью формализации стратегии компании.
Библиографический перечень
1. Ибрагимова С.Ю. Проблемы системы сбалансированных показателей, возникающие в процессе ее внедрения // Таврический научный обозреватель. 2016. №1-2 (6). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-sistemy-sbalansirovannyh-pokazateley-voznikayuschie-v-protsesse-ee-vnedreniya (дата обращения: 27.08.2024).
2. Хвостенко П. В. Разработка концептуальной модели реализации стратегии организации с учетом интересов стейкхолдеров, интегрированной с ССП // Проблемы современной экономики (Новосибирск). 2011. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razrabotka-kontseptualnoy-modeli-realizatsii-strategii-organizatsii-s-uchetom-interesov-steykholderov-integrirovannoy-s-ssp (дата обращения: 27.08.2024).
3. Стратегия. znanierussia.ru. URL: https://znanierussia.ru/articles/%D0%A 1 %D 1 %82%D 1 %80%D0%B0%D 1 %82%D 0%В5,Ж0%В3,Ш0%В8,Ж1,^(дата обращения: 28.08.2024).
4. Виды стратегий по М. Портеру. bigenc.ru. URL: https://bigenc.ru/c/piat-sil-i-tri-obshchie-strategii-portera-de94eb(дата обращения: 28.08.2024).
5. Отличие стратегии от тактики. asana.com. URL: https://asana.com/ru/resources/strategy-vs-tactics (дата обращения: 28.08.2024).
6. Особенности внедрения ССП. up-pro.ru. URL: https://up-pro.ru/encyclopedia/balanced-scorecard/ (дата обращения: 29.08.2024).
Bibliographic list
1. Ibragimova S.Y Problems of the balanced scorecard system arising in the process of its implementation // The Tauride scientific observer. 2016. No.1-2 (6). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-sistemy-sbalansirovannyh-pokazateley-voznikayuschie-v-protsesse-ee-vnedreniya (date of application: 08/27/2024).
2. Khvostenko P. V. Development of a conceptual model for the implementation of an organization's strategy, taking into account the interests of stakeholders, integrated with the SSP // Problems of modern economics (Novosibirsk). 2011. No.5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razrabotka-kontseptualnoy-modeli-realizatsii-strategii-organizatsii-s-uchetom-interesov-steykholderov-integrirovannoy-s-ssp (date of application: 08/27/2024).
3. Strategy. znanierussia.ru . URL: https://znanierussia.ru/articles/%D0%A 1 %D 1 %82%D 1 %80%D0%B0%D 1 %82%D 0%B5%D0%B3%D0%B8%D1%8F (date of application: 08/28/2024).
4. Types of strategies according to M. Porter. bigenc.ru . URL: https://bigenc.ru/c/piat-sil-i-tri-obshchie-strategii-portera-de94eb (date of application: 08/28/2024).
5. The difference between strategy and tactics. asana.com . URL: https://asana.com/ru/resources/strategy-vs-tactics (date of application: 08/28/2024).
6. Features of the implementation of the SSP. up-pro.ru . URL: https://up-pro.ru/encyclopedia/balanced-scorecard / (date of access: 08/29/2024).
©Тришкин К.А., 2024 Научный сетевой журнал «Столыпинский вестник» .№10/2024.
Для цитирования: Тришкин К.А. СБАЛАНСИРОВАННАЯ СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ: ВЗАИМОСВЯЗЬ СО СТРАТЕГИЕЙ//Научный сетевой журнал «Столыпинский вестник» №10/2024.