Научная статья на тему 'Сбалансированная система показателей в учреждениях социокультурной сферы'

Сбалансированная система показателей в учреждениях социокультурной сферы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
95
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СБАЛАНСИРОВАННАЯ СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ / МЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА / ИНТЕГРАЦИЯ / БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ / BALANCED SCORECARD / QUALITY MANAGEMENT / INTEGRATION / LIBRARY AND INFORMATION ACTIVITIES / STRATEGIC GUIDELINES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дрешер Ю. Н., Косолапова Е. А., Ключенко Т. И.

Предложена сбалансированная система показателей в библиотечно-информационной деятельности в качестве повышения результативности и эффективности деятельности учреждения, измерения эффективности и результативности деятельности учреждения, используя видение, ценности и стратегию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Дрешер Ю. Н., Косолапова Е. А., Ключенко Т. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BALANCED SCORECARD IN SOCIOCULTURAL INSTITUTIONS

The article suggests a balanced scorecard in library and information activities as a method of effectiveness and performance enhancement of the institution, measuring the effectiveness and performance of the institutional activities, using beliefs, values and strategy.

Текст научной работы на тему «Сбалансированная система показателей в учреждениях социокультурной сферы»

Таким образом, при формировании профессиональной компетентности необходимо четко понимать на каком этапе образования находится курсант: первоначальном, базовом или послебазовом; на каком уровне он овладел профессией: стажер, сотрудник, мастер, профессионал; учитывать возрастные особенности курсантов и периоды профессиональной адаптации.

Литература

1.Дмитраков А.М., Алексеев Н.А., Кутергин Н.Б., Крамской С.И. Формирование профессионально-психологической готовности специалиста в образовательных организациях МВД России / / Проблемы правоохранительной деятельности. 2013. № 2. - С. 42-45.

2.Иваницкий А.Т., Марчукова Ю.И. Становление субъектно-профессиональной идентичности курсантов на этапе адаптации в образовательной организации МВД России / / Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2016. № 3 (71). С. 192-195

3.Козлов О.А Сущность и содержание профессиональной подготовки курсантов внутренних войск МВД России //Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокине-тика. 2016. Т. 22. № 2. С. 159-161.

4. Новиков А.А. Сущность, содержание и структура процесса формирования готовности курсантов вузов к профессиональной деятельности / / Перспективы науки. 2012. № 8 (35). С. 38-40.

5.Поликанов А.В. Военно-профессиональная деятельность как фактор адаптации курсантов к образовательной среде военного института внутренних войск МВД России // Преподаватель XXI век. 2016. Т. 1. № 4. - С. 229-235.

6.Полякова С.А. Формирование профессиональных компетенций учащихся колледжа милиции: автореф. дисс. на соиск. уч. ст. к. пед. Москва, 2010 - с. 12.

7.Татамиров М.Н. Содержание и структура готовности курсантов вузов внутренних войск МВД России к военно-профессиональной деятельности / / Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2013. № 3 (97). - С. 183-189.

References

1.Dmitrikov A.M., Alekseev N.A., Kutergin N.B., Kramskoy S.I. Formation of the professional-psychological readiness of a specialist in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia // Problems of law enforcement activity. 2013. № 2. - P. 42-45.

2.Ivanitsky A.T., Marchukova Yu.I. Formation of subject-professional identity of cadets at the stage of adaptation in the educational organization of the Ministry of Internal Affairs of Russia / / Bulletin of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2016. No. 3 (71). Pp. 192-195

3.Kozlov O.A. Essence and content of professional training for cadets of the internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia / / Vestnik Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Socio-kinetics. 2016. P. 22. № 2. P. 159-161.

4.Novikov A.A. Essence, content and structure of the process of formation of students' readiness for professional activity // Prospects of science. 2012. No. 8 (35). Pp. 38-40.

5.Polikanov A.V. Military professional activity as a factor in the adaptation of cadets to the educational environment of the military institute of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia / / Teacher XXI century. 2016. T. 1. No. 4. - P. 229-235.

6.Polyakova S.A. Formation of professional competencies of students of the college of militia: the author's abstract. diss. to the soisk. uch. Art. to. ped. Moscow, 2010 - p. 12.

7.Tatamirov M.N. Contents and structure of readiness of cadets of high schools of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia for military professional activity // Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgaft 2013. No. 3 (97). - P. 183-189.

УДК 378.858

Ю.Н .Дрешер, Е.А. Косолапова, Т.И. Ключенко

СБАЛАНСИРОВАННАЯ СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ В УЧРЕЖДЕНИЯХ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ

Предложена сбалансированная система показателей в библиотечно-информационной деятельности в качестве повышения результативности и эффективности деятельности учреждения, измерения эффективности и результативности деятельности учреждения, используя видение, ценности и стратегию.

Ключевые слова: сбалансированная система показателей, менеджмент качества, интеграция, библио-течно-информационная деятельность, стратегические ориентиры.

Dresher Yu.N., Kosolapova EA, Klyuchenko T.I., BALANCED SCORECARD IN SOCIOCULTURAL INSTITUTIONS

The article suggests a balanced scorecard in library and information activities as a method of effectiveness and performance enhancement of the institution, measuring the effectiveness and performance of the institutional activities, using beliefs, values and strategy.

Keywords: balanced scorecard, quality management, integration, library and information activities, strategic guidelines

Современная жизнь не стоит на месте, постоянно развивается, и технологии не стоят на месте. Возникла инновационная концепция доступности информации через библиотеки. Еще недавно вся доступная литература, в общем смысле, информация была бесплатной и абсолютно доступной, а сегодня она называется продукцией, которую можно продавать и покупать, ее количество находится во власти от цены. Сегодня даже читатель называется потребителем информации или пользователем. К сожалению, финансирование библиотек подверглось резкому сокращению, параллельно возросли пустые уничижительные разговоры о библиотечном деле. В связи с этим часть библиотек в своей повседневной деятельности стали использовать следующую концепцию: корпоративный потребитель должен оплачивать информацию, а население должно получать - бесплатно.

Безусловно, эта концепция противоположна традиционному подходу к библиотечно-информационному обслуживанию как к организации, общедоступной каждому свободной от денег. Рекомендации проекта Европейской комиссии PULMAN-XT «Публичные библиотеки в век цифровой информации» ориентируют библиотеки на взаимовыгодное взаимодействие с различными службами цифровой информации для обеспечения по возможности наиболее широкого доступа к информации [9, с.4].

Тем ни менее рост конкуренции на библиотечно-информационном рынке призвал библиотеки понять важность кардинальных преобразований и реформирований в своей деятельности, овладеть инструментарием систем управления в связи с пониманием того, что управление будет эффективным и результативным тогда, когда управлять будут процессами и проектами [6, с.13, 10, с.7].

На рубеже ХХ - XXI века любая организация выбирает курс на качество, в качестве ориентира различных субъектов управления. На смену рынка производителя пришел рынок потребителя. Потребитель предъявляет свои условия, а именно: когда, что, в каком объеме, и по какой стоимости он это собирается получить.

Качество в библиотечно-информационной деятельности понимается комплекс параметров услуг, процессов и условий их предоставления, обеспечивающих удовлетворение соответствующих потребностей пользователей в данном виде обслуживания. А качество услуги определяется совокупностью свойств или параметров самой услуги, обеспечивающих ее способность удовлетворять определенные (обусловленные и предполагаемые) потребности пользователя в соответствии с его запросами и ожиданиями [3, с. 71].

Анализ системы менеджмента качества (СМК), предпринятый специалистами в связи с развитием библиотек свидетельствует о том, что внедрение СМК в библиотеках становится жизненной необходимостью [8, с. 33]. Стандарт ISO 9000:2015, таким образом находит суть современного менеджмента качества: «Совокупность взаимосвязных или взаимодействующих элементов организации для разработки политик (намерения и направление организации, официально сформулированные ее высшим руководством), целей и процессов для достижения этих целей» [1, с.2].

Сегодня результативная координация в области качества -- фактор системной организации учреждения, который обеспечивает его рыночный успех и конкурентоспособность, иначе, важное условие его экономического онтогенеза. Параллельно зарождаются новые подходы к увеличению результативности и эффективности деятельности, у каждого из этих подходов есть свои сторонники, а есть и противники, которые пытаются противопоставить его всем остальным подходам.

Примером такого подхода можно назвать внедрение сбалансированной системы показателей (ССП), разработанной профессорами из Гарвардского университета Д. Нортоном и Р. Капланом (США). Эта система, в основе которой лежат причинно-следственные связи между стратегическими целями, отражающими их параметрами и факторы получения проектированных итогов. Авторы концепции считают, что ССП обеспечивает радикально новый подход к стратегическому управлению предприятиями различной сложности в разных отраслях деятельности [7, с. 102].

Исследования в области инкорпорирования ССП и методологии всеобщего управления качеством позволило аргументировать, что СМК и ССП следует применять как параллельные взаимодополняющие подходы. Итоги исследований представляются в материале «Сравнительный анализ принципов СМК, TQM, критериев Европейской премии в области качества и сбалансированной системы показателей» [2]. СМК, как уже было отмечено, это метод координации учреждением, иначе ее мировоззрением. Именно для наибольшей результативности и эффективности данного метода нужен инструмент, который позволит измерить эффективность и результативность деятельности уч-

реждения, базируясь и используя видение, ценности и стратегию, что отражает моменты его деятельности.

Исследования разных авторских точек зрения к реализации ССП,

их достоинств и недостатков в разрезе библиотечно-информационной деятельности, допустил отметить подход Х. Фридага

и В. Шмидт, которые акцентировали внимание на «интеллектуальном капитале» персонала учреждения, и метод Л. Мейселя, который поместил индикаторы эффективности управления персоналом в отдельный блок оценки [4, с. 161, 7, с. 107, 11, с. 37]. Опираясь на результаты исследования достоинств и недостатков моделей и подходов ССП, специалисты Республиканского медицинского библиотечно-информационного центра Министерства здравоохранения Республики Татарстан (РМБИЦ) провели подготовку для внедрения собственной системы сбалансированных показателей. Начали первые шаги с анализа главного элемента успеха центра — то есть, удовлетворенности пользователей продукцией и услугами, предоставляемыми центром, с проведения мониторинга и измерения этой удовлетворенности

[4, с. 168 5, с. 135]. Основополагающий момент для такого рода решения - это данные, полученные в итоге мониторинга и измерения удовлетворенности потребителей, будет служить базой для определения стратегических направлений деятельности учреждения, миссии, ценностей, видения библиотечно-информационного центра.

Работа проходила в несколько последовательных стадий:

1.квантификация факторов удовлетворенности;

2.нахождение устойчивости измерения, которое выражено в однозначности данных.

Работа в области исследования проводилась в соответствии с концептуальной моделью удовлетворенности потребителей стандарта

ISO/TS 10004:2010. Учитывались косвенные показатели удовлетворенности, использовали метод мозгового штурма с целью систематизации требований суждений о качестве предоставляемой продукции и услуг (библиотечная, информационная, библиографическая услуги и библиотечно-информационная продукция специалистам системы здравоохранения). Совокупность требований к суждениям оценивались группой экспертов численностью 23 библиотечных специалиста.

В процессе исследовательской работы:

• основываясь на трех критериях: точность, обоснованность, и устойчивость определилась надежность шкал измерения удовлетворенности потребителей;

• рекомендован подход к разработке анкет, которые предназначены для изучения удовлетворенности потребителей издательскими услугами и информационно-библиотечной;

• с целью избежания большого разброса результативных данных при анализе критерия устойчивости удовлетворенности потребителей оказалось необходимым перефразировать вопросы, которые были изначально включены в таблицу удовлетворенности потребителей;

• эмпирическим путем установили, что самым простым способом оценки обоснованности шкалы измерения удовлетворенности потребителей является способ повторного измерения, произведенный экспертами;

• вывели формулу для нахождения индекса удовлетворенности потребителей в условиях биб-лиотечно-информационного центра;

• безошибочность шкалы измерения удовлетворенности потребителей была достигнута при помощи сравнительного анализа числа относительной устойчивости измерения и абсолютной ее погрешности.

Полученная в ходе исследования информация и данные могут быть использованы для усовершенствования СМК РМБИЦ, а так же они могут применяться в различный организациях, которые внедрили ранее СМК.

Литература

1.ГОСТ ISO 9000-2015. Система менеджмента качества. Основные принципы и словарь.

2.Андросенко Н.В. Интеграция сбалансированной системы показателей и методологии всеобщего управления качеством / Н.В. Андросенко// Экономика качества.—2012.—№ 1(1).—URL:http//www.eq-journal.ru

3.Ахмадова Ю.А Менеджмент качества и библиотека: учеб.-практ. пособие / Ю.А Ахмадова, Е.Г. Галимо-ва.—М.: Либерия; Бибинформ, 2007.—88 с.

4.Дрешер Ю.Н. Модели сбалансированной системы показателей: достоинства и недостатки / Ю.Н. Дре-шер, Е.А. Квашнина / / Внедрение системы менеджмента качества в деятельность библиотек — главное условие достижения устойчивых конкурентных преимуществ.—Казань, 2016.—С.159—174.

5.Дрешер Ю.Н. Обоснованность измерения индекса удовлетворенности потребителей информационно-

библиотечной услугой / Ю.Н. Дрешер, Е.А Квашнина, В.М. Медведев / / Внедрение системы менеджмента качества в деятельность библиотек — главное условие достижения устойчивых конкурентных преимуществ.— Казань, 2016.—С.110—147.

6.Дубровина Л.А. Минимум управления, максимум управляемости. Руководителям библиотек о всеобщем управлении на основе качества / Л.А. Дубровина.—Москва: Фаир-Гранд, 2004.—398 с.

7.Каплан Р. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию / Р. Каплан, Д. Нортон; пер. с англ.—2-е изд., испр. и доп.;—Москва: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2006.—320 с.

8. Квашнина Е.А. Система менеджмента качества — движущая сила развития библиотек / Е.А. Квашнина // Внедрение менеджмента качества в деятельность библиотек — главное условие достижения устойчивых конкурентных преимуществ: сб. науч. трудов / РМБИЦ МЗ РТ.—Казань, 2016.—С.30—58.

9.Публичные библиотеки в век цифровой информации: Проект рекомендаций Европейской комиссии PULMAN-XT Extending the European research Network for Publik Libraries Museums and Archives (машинопись); пер. с англ.—Москва: Минкультуры России; Архив отдела библиотек, 2004.

10.Суббетто А.И. Политика качества, в том числе политика образования как база решения проблем выхода из кризиса и устойчивого развития России в XXI веке / А.И. Суббетто / / Политика качества образования и проблема квалиметрического мониторинга в сфере образования: науч. докл.—Москва: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1998.—С.6—24.

11.Фридаг Х.Р. Сбалансированная система показателей / Х.Р. Фридаг, В. Шмидт; пер. с нем. М.В. Лапшино-ва.—Москва: Изд-во «Омега-Л», 2006.—144 с.

References

1. GOST ISO 9000-2015. Quality Management System. Basic principles and vocabulary.

2. Androsenko N.V. Integration of a balanced system of indicators and methodology of universal quality management / N.V. Androsenko / / Economy of quality.-2012.-№ 1 (1) .- URL: http / / www.eq-journal.ru

3. Akhmadova Yu.A Quality management and the library: study-practical. allowance / Yu.A. Akhmadova, E.G. Ga-limova.-M .: Liberia; Bibinform, 2007.-88 p.

4. Dresher Yu.N. Models of a Balanced Scorecard: Advantages and Disadvantages / Yu.N. Drescher, E.A. Kvashnina / / The introduction of a quality management system in the activities of libraries is the main condition for achieving sustainable competitive advantages.-Kazan, 2016.-P.159-174.

5. Dresher Yu.N. The rationale for measuring the consumer satisfaction index by the library information service / Yu.N. Drescher, E.A Kvashnina, V.M. Medvedev / / The introduction of a quality management system into the activities of libraries is the main condition for achieving sustainable competitive advantages.-Kazan, 2016.-P.110-147.

6. Dubrovina L.A. Minimum control, maximum manageability. Heads of libraries on general management based on quality / L.A. Dubrovina.-Moscow: Fair-Grand, 2004.-398 p.

7. Kaplan R. Balanced Scorecard. From strategy to action / R. Kaplan, D. Norton; trans. with the English-2 nd ed., Rev. and additional .- Moscow: ZAO Olimp-Business, 2006.-320 p.

8. Kvashnina E.A. The quality management system is the driving force behind the development of libraries / E.A. Kvashnina / / Introduction of quality management in the activities of libraries is the main condition for achieving sustainable competitive advantages: Sat. sci. of works / RMBIC MZ RT.-Kazan, 2016.-P.30-58.

9. Public libraries in the age of digital information: Draft European Commission recommendations PULMAN-XT Extension of the European research Network for Publik Libraries Museums and Archives (typescript); trans. from the English-Moscow: the Ministry of Culture of Russia; Archive of the Library Department, 2004.

10. Subbetto A.I. Quality policy, including education policy as a basis for solving the problems of overcoming the crisis and the sustainable development of Russia in the 21st century / A.I. Subbetto // Education Quality Policy and the Problem of Qualimetric Monitoring in Education: Nauk. докл.-Москва: Research center of quality problems of specialists training, 1998.-С.6-24.

11. Friedag H.R. Balanced Scorecard / Х.Р. Friedag, V. Schmidt; trans. with him. M.V. Lapshinova.-Moscow: Omega-L Publishing House, 2006.-144 p.

УДК 378

Ф.К. Зиннуров

РОЛЬ ВЕТЕРАНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ КУРСАНТОВ ВЕДОМСТВЕННОГО ВУЗА

В статье представлены возможности использования потенциала ветеранского движения как элемента социокультурной деятельности в Казанском юридическом институте МВД России и выявлено его влияние на патриотическое воспитание курсантов ведомственного вуза.

Ключевые слова: социо-культурная деятельность, ветеранское движение, совет ветеранов, патриотическое воспитание, ветеран

F.K. Zinnurov, THE ROLE OF VETERANS' ORGANIZATIONS IN VALUE ORIENTATIONS FORMATION AMONG CADETS OF DEPARTMENTAL HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.