Таким образом, при формировании профессиональной компетентности необходимо четко понимать на каком этапе образования находится курсант: первоначальном, базовом или послебазовом; на каком уровне он овладел профессией: стажер, сотрудник, мастер, профессионал; учитывать возрастные особенности курсантов и периоды профессиональной адаптации.
Литература
1.Дмитраков А.М., Алексеев Н.А., Кутергин Н.Б., Крамской С.И. Формирование профессионально-психологической готовности специалиста в образовательных организациях МВД России / / Проблемы правоохранительной деятельности. 2013. № 2. - С. 42-45.
2.Иваницкий А.Т., Марчукова Ю.И. Становление субъектно-профессиональной идентичности курсантов на этапе адаптации в образовательной организации МВД России / / Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2016. № 3 (71). С. 192-195
3.Козлов О.А Сущность и содержание профессиональной подготовки курсантов внутренних войск МВД России //Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокине-тика. 2016. Т. 22. № 2. С. 159-161.
4. Новиков А.А. Сущность, содержание и структура процесса формирования готовности курсантов вузов к профессиональной деятельности / / Перспективы науки. 2012. № 8 (35). С. 38-40.
5.Поликанов А.В. Военно-профессиональная деятельность как фактор адаптации курсантов к образовательной среде военного института внутренних войск МВД России // Преподаватель XXI век. 2016. Т. 1. № 4. - С. 229-235.
6.Полякова С.А. Формирование профессиональных компетенций учащихся колледжа милиции: автореф. дисс. на соиск. уч. ст. к. пед. Москва, 2010 - с. 12.
7.Татамиров М.Н. Содержание и структура готовности курсантов вузов внутренних войск МВД России к военно-профессиональной деятельности / / Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2013. № 3 (97). - С. 183-189.
References
1.Dmitrikov A.M., Alekseev N.A., Kutergin N.B., Kramskoy S.I. Formation of the professional-psychological readiness of a specialist in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia // Problems of law enforcement activity. 2013. № 2. - P. 42-45.
2.Ivanitsky A.T., Marchukova Yu.I. Formation of subject-professional identity of cadets at the stage of adaptation in the educational organization of the Ministry of Internal Affairs of Russia / / Bulletin of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2016. No. 3 (71). Pp. 192-195
3.Kozlov O.A. Essence and content of professional training for cadets of the internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia / / Vestnik Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Socio-kinetics. 2016. P. 22. № 2. P. 159-161.
4.Novikov A.A. Essence, content and structure of the process of formation of students' readiness for professional activity // Prospects of science. 2012. No. 8 (35). Pp. 38-40.
5.Polikanov A.V. Military professional activity as a factor in the adaptation of cadets to the educational environment of the military institute of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia / / Teacher XXI century. 2016. T. 1. No. 4. - P. 229-235.
6.Polyakova S.A. Formation of professional competencies of students of the college of militia: the author's abstract. diss. to the soisk. uch. Art. to. ped. Moscow, 2010 - p. 12.
7.Tatamirov M.N. Contents and structure of readiness of cadets of high schools of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia for military professional activity // Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgaft 2013. No. 3 (97). - P. 183-189.
УДК 378.858
Ю.Н .Дрешер, Е.А. Косолапова, Т.И. Ключенко
СБАЛАНСИРОВАННАЯ СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ В УЧРЕЖДЕНИЯХ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ
Предложена сбалансированная система показателей в библиотечно-информационной деятельности в качестве повышения результативности и эффективности деятельности учреждения, измерения эффективности и результативности деятельности учреждения, используя видение, ценности и стратегию.
Ключевые слова: сбалансированная система показателей, менеджмент качества, интеграция, библио-течно-информационная деятельность, стратегические ориентиры.
Dresher Yu.N., Kosolapova EA, Klyuchenko T.I., BALANCED SCORECARD IN SOCIOCULTURAL INSTITUTIONS
The article suggests a balanced scorecard in library and information activities as a method of effectiveness and performance enhancement of the institution, measuring the effectiveness and performance of the institutional activities, using beliefs, values and strategy.
Keywords: balanced scorecard, quality management, integration, library and information activities, strategic guidelines
Современная жизнь не стоит на месте, постоянно развивается, и технологии не стоят на месте. Возникла инновационная концепция доступности информации через библиотеки. Еще недавно вся доступная литература, в общем смысле, информация была бесплатной и абсолютно доступной, а сегодня она называется продукцией, которую можно продавать и покупать, ее количество находится во власти от цены. Сегодня даже читатель называется потребителем информации или пользователем. К сожалению, финансирование библиотек подверглось резкому сокращению, параллельно возросли пустые уничижительные разговоры о библиотечном деле. В связи с этим часть библиотек в своей повседневной деятельности стали использовать следующую концепцию: корпоративный потребитель должен оплачивать информацию, а население должно получать - бесплатно.
Безусловно, эта концепция противоположна традиционному подходу к библиотечно-информационному обслуживанию как к организации, общедоступной каждому свободной от денег. Рекомендации проекта Европейской комиссии PULMAN-XT «Публичные библиотеки в век цифровой информации» ориентируют библиотеки на взаимовыгодное взаимодействие с различными службами цифровой информации для обеспечения по возможности наиболее широкого доступа к информации [9, с.4].
Тем ни менее рост конкуренции на библиотечно-информационном рынке призвал библиотеки понять важность кардинальных преобразований и реформирований в своей деятельности, овладеть инструментарием систем управления в связи с пониманием того, что управление будет эффективным и результативным тогда, когда управлять будут процессами и проектами [6, с.13, 10, с.7].
На рубеже ХХ - XXI века любая организация выбирает курс на качество, в качестве ориентира различных субъектов управления. На смену рынка производителя пришел рынок потребителя. Потребитель предъявляет свои условия, а именно: когда, что, в каком объеме, и по какой стоимости он это собирается получить.
Качество в библиотечно-информационной деятельности понимается комплекс параметров услуг, процессов и условий их предоставления, обеспечивающих удовлетворение соответствующих потребностей пользователей в данном виде обслуживания. А качество услуги определяется совокупностью свойств или параметров самой услуги, обеспечивающих ее способность удовлетворять определенные (обусловленные и предполагаемые) потребности пользователя в соответствии с его запросами и ожиданиями [3, с. 71].
Анализ системы менеджмента качества (СМК), предпринятый специалистами в связи с развитием библиотек свидетельствует о том, что внедрение СМК в библиотеках становится жизненной необходимостью [8, с. 33]. Стандарт ISO 9000:2015, таким образом находит суть современного менеджмента качества: «Совокупность взаимосвязных или взаимодействующих элементов организации для разработки политик (намерения и направление организации, официально сформулированные ее высшим руководством), целей и процессов для достижения этих целей» [1, с.2].
Сегодня результативная координация в области качества -- фактор системной организации учреждения, который обеспечивает его рыночный успех и конкурентоспособность, иначе, важное условие его экономического онтогенеза. Параллельно зарождаются новые подходы к увеличению результативности и эффективности деятельности, у каждого из этих подходов есть свои сторонники, а есть и противники, которые пытаются противопоставить его всем остальным подходам.
Примером такого подхода можно назвать внедрение сбалансированной системы показателей (ССП), разработанной профессорами из Гарвардского университета Д. Нортоном и Р. Капланом (США). Эта система, в основе которой лежат причинно-следственные связи между стратегическими целями, отражающими их параметрами и факторы получения проектированных итогов. Авторы концепции считают, что ССП обеспечивает радикально новый подход к стратегическому управлению предприятиями различной сложности в разных отраслях деятельности [7, с. 102].
Исследования в области инкорпорирования ССП и методологии всеобщего управления качеством позволило аргументировать, что СМК и ССП следует применять как параллельные взаимодополняющие подходы. Итоги исследований представляются в материале «Сравнительный анализ принципов СМК, TQM, критериев Европейской премии в области качества и сбалансированной системы показателей» [2]. СМК, как уже было отмечено, это метод координации учреждением, иначе ее мировоззрением. Именно для наибольшей результативности и эффективности данного метода нужен инструмент, который позволит измерить эффективность и результативность деятельности уч-
реждения, базируясь и используя видение, ценности и стратегию, что отражает моменты его деятельности.
Исследования разных авторских точек зрения к реализации ССП,
их достоинств и недостатков в разрезе библиотечно-информационной деятельности, допустил отметить подход Х. Фридага
и В. Шмидт, которые акцентировали внимание на «интеллектуальном капитале» персонала учреждения, и метод Л. Мейселя, который поместил индикаторы эффективности управления персоналом в отдельный блок оценки [4, с. 161, 7, с. 107, 11, с. 37]. Опираясь на результаты исследования достоинств и недостатков моделей и подходов ССП, специалисты Республиканского медицинского библиотечно-информационного центра Министерства здравоохранения Республики Татарстан (РМБИЦ) провели подготовку для внедрения собственной системы сбалансированных показателей. Начали первые шаги с анализа главного элемента успеха центра — то есть, удовлетворенности пользователей продукцией и услугами, предоставляемыми центром, с проведения мониторинга и измерения этой удовлетворенности
[4, с. 168 5, с. 135]. Основополагающий момент для такого рода решения - это данные, полученные в итоге мониторинга и измерения удовлетворенности потребителей, будет служить базой для определения стратегических направлений деятельности учреждения, миссии, ценностей, видения библиотечно-информационного центра.
Работа проходила в несколько последовательных стадий:
1.квантификация факторов удовлетворенности;
2.нахождение устойчивости измерения, которое выражено в однозначности данных.
Работа в области исследования проводилась в соответствии с концептуальной моделью удовлетворенности потребителей стандарта
ISO/TS 10004:2010. Учитывались косвенные показатели удовлетворенности, использовали метод мозгового штурма с целью систематизации требований суждений о качестве предоставляемой продукции и услуг (библиотечная, информационная, библиографическая услуги и библиотечно-информационная продукция специалистам системы здравоохранения). Совокупность требований к суждениям оценивались группой экспертов численностью 23 библиотечных специалиста.
В процессе исследовательской работы:
• основываясь на трех критериях: точность, обоснованность, и устойчивость определилась надежность шкал измерения удовлетворенности потребителей;
• рекомендован подход к разработке анкет, которые предназначены для изучения удовлетворенности потребителей издательскими услугами и информационно-библиотечной;
• с целью избежания большого разброса результативных данных при анализе критерия устойчивости удовлетворенности потребителей оказалось необходимым перефразировать вопросы, которые были изначально включены в таблицу удовлетворенности потребителей;
• эмпирическим путем установили, что самым простым способом оценки обоснованности шкалы измерения удовлетворенности потребителей является способ повторного измерения, произведенный экспертами;
• вывели формулу для нахождения индекса удовлетворенности потребителей в условиях биб-лиотечно-информационного центра;
• безошибочность шкалы измерения удовлетворенности потребителей была достигнута при помощи сравнительного анализа числа относительной устойчивости измерения и абсолютной ее погрешности.
Полученная в ходе исследования информация и данные могут быть использованы для усовершенствования СМК РМБИЦ, а так же они могут применяться в различный организациях, которые внедрили ранее СМК.
Литература
1.ГОСТ ISO 9000-2015. Система менеджмента качества. Основные принципы и словарь.
2.Андросенко Н.В. Интеграция сбалансированной системы показателей и методологии всеобщего управления качеством / Н.В. Андросенко// Экономика качества.—2012.—№ 1(1).—URL:http//www.eq-journal.ru
3.Ахмадова Ю.А Менеджмент качества и библиотека: учеб.-практ. пособие / Ю.А Ахмадова, Е.Г. Галимо-ва.—М.: Либерия; Бибинформ, 2007.—88 с.
4.Дрешер Ю.Н. Модели сбалансированной системы показателей: достоинства и недостатки / Ю.Н. Дре-шер, Е.А. Квашнина / / Внедрение системы менеджмента качества в деятельность библиотек — главное условие достижения устойчивых конкурентных преимуществ.—Казань, 2016.—С.159—174.
5.Дрешер Ю.Н. Обоснованность измерения индекса удовлетворенности потребителей информационно-
библиотечной услугой / Ю.Н. Дрешер, Е.А Квашнина, В.М. Медведев / / Внедрение системы менеджмента качества в деятельность библиотек — главное условие достижения устойчивых конкурентных преимуществ.— Казань, 2016.—С.110—147.
6.Дубровина Л.А. Минимум управления, максимум управляемости. Руководителям библиотек о всеобщем управлении на основе качества / Л.А. Дубровина.—Москва: Фаир-Гранд, 2004.—398 с.
7.Каплан Р. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию / Р. Каплан, Д. Нортон; пер. с англ.—2-е изд., испр. и доп.;—Москва: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2006.—320 с.
8. Квашнина Е.А. Система менеджмента качества — движущая сила развития библиотек / Е.А. Квашнина // Внедрение менеджмента качества в деятельность библиотек — главное условие достижения устойчивых конкурентных преимуществ: сб. науч. трудов / РМБИЦ МЗ РТ.—Казань, 2016.—С.30—58.
9.Публичные библиотеки в век цифровой информации: Проект рекомендаций Европейской комиссии PULMAN-XT Extending the European research Network for Publik Libraries Museums and Archives (машинопись); пер. с англ.—Москва: Минкультуры России; Архив отдела библиотек, 2004.
10.Суббетто А.И. Политика качества, в том числе политика образования как база решения проблем выхода из кризиса и устойчивого развития России в XXI веке / А.И. Суббетто / / Политика качества образования и проблема квалиметрического мониторинга в сфере образования: науч. докл.—Москва: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1998.—С.6—24.
11.Фридаг Х.Р. Сбалансированная система показателей / Х.Р. Фридаг, В. Шмидт; пер. с нем. М.В. Лапшино-ва.—Москва: Изд-во «Омега-Л», 2006.—144 с.
References
1. GOST ISO 9000-2015. Quality Management System. Basic principles and vocabulary.
2. Androsenko N.V. Integration of a balanced system of indicators and methodology of universal quality management / N.V. Androsenko / / Economy of quality.-2012.-№ 1 (1) .- URL: http / / www.eq-journal.ru
3. Akhmadova Yu.A Quality management and the library: study-practical. allowance / Yu.A. Akhmadova, E.G. Ga-limova.-M .: Liberia; Bibinform, 2007.-88 p.
4. Dresher Yu.N. Models of a Balanced Scorecard: Advantages and Disadvantages / Yu.N. Drescher, E.A. Kvashnina / / The introduction of a quality management system in the activities of libraries is the main condition for achieving sustainable competitive advantages.-Kazan, 2016.-P.159-174.
5. Dresher Yu.N. The rationale for measuring the consumer satisfaction index by the library information service / Yu.N. Drescher, E.A Kvashnina, V.M. Medvedev / / The introduction of a quality management system into the activities of libraries is the main condition for achieving sustainable competitive advantages.-Kazan, 2016.-P.110-147.
6. Dubrovina L.A. Minimum control, maximum manageability. Heads of libraries on general management based on quality / L.A. Dubrovina.-Moscow: Fair-Grand, 2004.-398 p.
7. Kaplan R. Balanced Scorecard. From strategy to action / R. Kaplan, D. Norton; trans. with the English-2 nd ed., Rev. and additional .- Moscow: ZAO Olimp-Business, 2006.-320 p.
8. Kvashnina E.A. The quality management system is the driving force behind the development of libraries / E.A. Kvashnina / / Introduction of quality management in the activities of libraries is the main condition for achieving sustainable competitive advantages: Sat. sci. of works / RMBIC MZ RT.-Kazan, 2016.-P.30-58.
9. Public libraries in the age of digital information: Draft European Commission recommendations PULMAN-XT Extension of the European research Network for Publik Libraries Museums and Archives (typescript); trans. from the English-Moscow: the Ministry of Culture of Russia; Archive of the Library Department, 2004.
10. Subbetto A.I. Quality policy, including education policy as a basis for solving the problems of overcoming the crisis and the sustainable development of Russia in the 21st century / A.I. Subbetto // Education Quality Policy and the Problem of Qualimetric Monitoring in Education: Nauk. докл.-Москва: Research center of quality problems of specialists training, 1998.-С.6-24.
11. Friedag H.R. Balanced Scorecard / Х.Р. Friedag, V. Schmidt; trans. with him. M.V. Lapshinova.-Moscow: Omega-L Publishing House, 2006.-144 p.
УДК 378
Ф.К. Зиннуров
РОЛЬ ВЕТЕРАНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ КУРСАНТОВ ВЕДОМСТВЕННОГО ВУЗА
В статье представлены возможности использования потенциала ветеранского движения как элемента социокультурной деятельности в Казанском юридическом институте МВД России и выявлено его влияние на патриотическое воспитание курсантов ведомственного вуза.
Ключевые слова: социо-культурная деятельность, ветеранское движение, совет ветеранов, патриотическое воспитание, ветеран
F.K. Zinnurov, THE ROLE OF VETERANS' ORGANIZATIONS IN VALUE ORIENTATIONS FORMATION AMONG CADETS OF DEPARTMENTAL HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS