Научная статья на тему 'Сбалансированная система показателей лизинговой компании'

Сбалансированная система показателей лизинговой компании Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1304
297
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Сбалансированная система показателей / финансовые показатели / финансовая аренда / Лизинг / лизингодатель / лизингополучатель

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иванова Юлия Ниловна, Жукова Лилия Александровна

Статья посвящена актуальным вопросам по разработке финансовых показателей эффективности деятельности лизинговых компаний

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сбалансированная система показателей лизинговой компании»

УДК 657.3 ББК 65. 052

СБАЛАНСИРОВАННАЯ СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЛИЗИНГОВОЙ КОМПАНИИ

Ю.Н.Иванова, Л.А.Жукова

Санкт-Петербургский государственный университет

сервиса и экономики (СПбГУСЭ) 191015, Санкт-Петербург, ул. Кавалергардская, 7, лит. А

В жизненном цикле любой организации в процессе ее функционирования наступает момент, когда, достигнув определенных масштабов деятельности и стабильности в своей отрасли, руководство принимает решение о разработке и достижении стратегических целей развития, направленных на закрепление и удержание достигнутых результатов и позиций на рынке.

Один из самых эффективных способов решения данной задачи -разработка сбалансированной системы показателей ССП (англ. Balanced Score Card, BSC), которая является инструментом стратегического и оперативного управления деятельностью компании на основе измерения и оценки ее эффективности по набору оптимально подобранных финансовых и нефинансовых показателей.

ССП появилась в конце 80-х - начале 90-х гг. При исследовании деятельности 12 компаний профессора Гарвардской школы экономики Роберт Каплан и Давид Нортон установили, что компании слишком ориентируются на финансовые показатели. Для достижения заданных значений в краткосрочном периоде менеджмент компаний снижает текущие расходы на обучение, маркетинг и обслуживание клиентов, что в долгосрочном периоде отрицательно сказывается на общем финансовом положении. Как решение данной проблемы была разработана концепция ССП, которая получила мировое признание после публикации в журнале Harvard Business Review статьи «The Balanced Scorecard: Measures that drive performance» (Система сбалансированных показателей: измерения, ведущие к исполнению) [5].

ССП в классическом варианте содержит 4 проекции, представляющие собой стратегически важные аспекты деятельности компании:

- финансы;

- клиенты;

- внутренние бизнес-процессы;

- персонал.

Для того чтобы связать стратегические цели компании с текущими бизнес-процессами и повседневными действиями сотрудников на каждом уровне управления, а также осуществлять непрерывный контроль за реализацией единой стратегии, необходимо разработать ключевые

показатели эффективности - КПЭ (англ. Key Performance Indicators, KPI) -индикаторы достижения целей, и установить между ними причинноследственные связи и взаимные факторы влияния.

Основным принципом ССП является принцип измеримости. Управление с помощью ССП осуществляется путем определения целей, степень достижимости которых выражена в виде набора индикаторов. Для каждого индикатора задается диапазон допустимых значений. Контроль нахождения индикатора в установленных границах определяет правильность (или ошибочность) пути, выбранного для достижения поставленных целей.

Приведем лишь некоторые индикаторы достижения поставленных целей компании (по проекциям)[3]:

Финансовые индикаторы:

- валовой доход (доход от продаж);

- валовая маржа (или валовая прибыль);

- чистая прибыль;

- прибыль в процентном отношении к доходу от продаж;

- прибыль на работника;

- прибыльность собственного капитала (ROE);

- прибыльность инвестиций (ROI);

- добавленная экономическая стоимость (EVA).

Индикаторы по клиентам:

- доля рынка, занимаемая компанией;

- рост продаж за счет существующей клиентской базы;

- рост продаж за счет новых клиентов;

- индекс удовлетворенности клиентов.

Индикаторы внутренних бизнес-процессов:

- затраты ресурсов: временные (цикл, длительность,

производительность: продажи на сотрудника; прибыль на сотрудника; число операций, произведенным одним сотрудником) и материальные;

- затраты на обучение, подготовку и повышение квалификации сотрудников;

- эффективность использования ресурсов на единицу продукции: коэффициенты использования оборудования, коэффициенты использования ресурсов, сырья и материалов;

- административные (накладные) расходы;

Индикаторы персонала:

- текучесть кадров;

- средний стаж работы в компании;

- уровень невыходов на работу;

- добавленная стоимость на работника;

- удовлетворенность работников.

Концепция ССП представляет финансовую составляющую (показатели в проекции «Финансы») как конечную цель для измерения степени реализации стратегии компании. Приведем некоторые стратегические цели компании [3]:

Назначение компании с точки зрения владельца Стратегические цели деятельности компании

Компания - инвестиционный проект Повышение прибыльности или возвратности инвестиций (Я01)

Компания - актив для перепродажи Повышение ее рыночной стоимости с целью продажи

Компания - источник дохода для владельца Сбалансированный рост, получение прибыли, свободный денежный поток

Компания - производитель в рамках холдинга Производство, необходимое для построения производственной цепочки холдинга

Каждая стратегическая цель деятельности компании предполагает различную финансовую стратегию и финансовые цели. При условии, что компания ведет свою деятельность на свободном рынке и нет предпосылок к прекращению деятельности, конечной финансовой целью будет сбалансированный рост и максимизация прибыли. Компания может максимизировать прибыль, во-первых, больше продавая (стратегия роста) и, во-вторых, меньше расходуя (стратегия минимизации издержек). Как правило, независимо от модели, которую применяет компания, в целях управленческого учета все сводится к выявлению основных показателей работы компании, установлению плановых значений того или иного показателя, оперативному учету достигнутых результатов и выявлению отклонений.

Большая часть показателей в проекциях «Клиенты», «Внутренние бизнес-процессы», «Персонал» являются нефинансовыми показателями и не содержатся в стандартной финансовой отчетности. Поэтому неудивительно, что инвесторы при принятии решений об инвестировании отводят все большую роль управленческой отчетности.

Особенное внимание управленческой отчетности уделяется на предприятиях, специализирующихся в области финансовой аренды, которую также называют лизингом. Это связано как со сложным и неоднозначным содержанием, отражаемым термином «лизинг», так и различиями в правовых и отчетных системах разных стран. В нашей стране данная проблема стоит особенно остро, что обусловлено, прежде всего, отсутствием отдельного ПБУ, регулирующего арендные отношения, и, как следствие, значительным искажением экономической сущности финансовой аренды и ее отражением в финансовой отчетности. Качество и достоверность информации, представленной в финансовой отчетности отечественных лизинговых компаний, приводит к потере ее основного предназначения - необходимости

для пользователей.

В соответствии с главой 34 ГК РФ [1], финансовая аренда (лизинг) является одной из разновидностей арендных правоотношений. Статья 665 ГК РФ определяет финансовую аренду следующим образом: «По договору финансовой аренды (договору лизинга) арендодатель обязуется приобрести в собственность указанное арендатором имущество у определенного им продавца и предоставить арендатору это имущество за плату во временное владение и пользование. Арендодатель в этом случае не несет ответственности за выбор предмета аренды и продавца».

В ст.2 Федерального закона «О финансовой аренде (лизинге)»[2] используются следующие основные понятия:

- «лизинг - совокупность экономических и правовых отношений, возникающих в связи с реализацией договора лизинга, в том числе приобретением предмета лизинга;

- договор лизинга - договор, в соответствии с которым арендодатель (далее - лизингодатель) обязуется приобрести в собственность указанное арендатором (далее - лизингополучатель) имущество у определенного им продавца и предоставить лизингополучателю это имущество за плату во временное владение и пользование. Договором лизинга может быть предусмотрено, что выбор продавца и приобретаемого имущества осуществляется лизингодателем;

- лизинговая деятельность - вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его в лизинг».

Согласно международной практике, лизинг представляет собой один из видов арендных отношений, который характеризуется тем, что а) лизингополучатель не приобретает права собственности на объект лизинга; б) риски и выгоды от пользования объектом лизинга лежат на лизингополучателе; в) оплата производится в рассрочку и (обычно) покрывает справедливую стоимость предмета лизинга и требуемую норму доходности лизингодателя.

В мировой практике существует два основных вида аренды: операционная и финансовая1 - «operating lease» и «financial lease». В англосаксонском праве финансовая аренда, в широком смысле, трактуется как лизинговая сделка, при которой полная стоимость основного средства выплачивается в течение срока аренды. Таким образом, финансовая аренда, как правило, означает приобретение основного средства или нематериального актива, то есть

1 При этом международное понятие «оперативная аренда» идентично российскому термину «аренда», а международному понятию «финансовая аренда» соответствуют российские термины «финансовая аренда» и «лизинг».

является альтернативной формой финансирования. Напротив, операционная аренда используется для приобретения права пользования средством в течение определенного периода времени без приобретения самого средства; следовательно, при аренде арендатор избегает большей части рисков, связанных с владением основным средством или нематериальным активом.

Отражение финансовой аренды в соответствии с МСФО требует от бухгалтера применения двух идей Стандартов, практически не реализующихся в отечественной практике. Это принцип приоритета содержания над формой и дисконтирование.

Согласно МСФО (IAS) 17 «Аренда», финансовая аренда определяется как аренда, по условиям которой происходит существенный перенос всех рисков и выгод, сопутствующих владению активом, от арендодателя к арендатору. Передача актива арендатору квалифицируется в учете арендодателя аналогично его выбытию.

Определяемый МСФО (IAS) 17 порядок оценки и признания финансовой аренды арендодателем базируется на содержании ряда ключевых понятий: «валовые инвестиции в аренду», «чистые инвестиции в аренду» и «незаработанный финансовый доход».

Под валовыми инвестициями в аренду понимаются совокупные минимальные арендные платежи, причитающиеся арендодателю по договору, а также остаточная стоимость объекта аренды (гарантированная или негарантированная арендатором).

Чистые инвестиции в аренду представляют собой валовые инвестиции, дисконтированные по ставке процента, подразумеваемой договором (или по рыночной ставке, если она выше). По сути, чистые инвестиции - это справедливая стоимость объекта аренды для арендодателя с учетом его первоначальных прямых затрат.

Разность между валовыми и чистыми инвестициями представляет собой финансовый доход арендодателя. На момент начала срока аренды это доход, пока не заработанный арендодателем.

Факт передачи актива в финансовую аренду предполагает:

а) либо списание (декапитализацию) балансовой стоимости передаваемого в аренду актива с одновременным признанием разницы между справедливой стоимостью переданного актива и его балансовой стоимостью как финансового результата текущего периода,

2 МСФО - Международные стандарты финансовой отчетности (англ. International Financial Reporting Standards (IFRS) или International Accounting Standards (IAS) -действующие редакции)

Ь) либо отражение факта предоставления кредита (займа) арендодателю в случае приобретения объекта аренды специально для данного арендатора.

При этом и в том, и в другом случае незаработанный финансовый доход по операциям финансовой аренды должен признаваться как полученный в течение всего периода действия договора.

В российской практике имущество, передаваемое в лизинг, отражается в бухгалтерском учете в составе доходных вложений в материальные ценности в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01 [4]. Формирование бухгалтерских записей по отражению доходов и расходов по операциям финансового лизинга зависит от того, на чьем балансе учитывается имущество, передаваемое в лизинг. Договор финансовой аренды (лизинга) может заключаться в двух видах:

- лизинговое имущество учитывается на балансе лизингополучателя;

- лизинговое имущество учитывается на балансе лизингодателя.

Двойственный подход к отражению в бухгалтерском учете доходов и

расходов по операциям, имеющим единое экономическое содержание, нарушает сопоставимость финансовых показателей.

По нашему мнению, для нивелирования данного положения в лизинговых компаниях в целях ведения внутреннего управленческого учета необходимо разработать учетную политику, основанную на единой методологической основе. Более логичным представляется подход, предложенный МСФО (IAS 17), который в большей степени согласуется с требованием, провозглашенным в п.6 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» [4]: «отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из их экономического содержания и условий хозяйствования (требование приоритета содержания перед формой)».

Таким образом, разработка ключевых финансовых показателей деятельности лизинговых компаний затрагивает основы ведения учета и составления финансовой отчетности. Мы считаем, что устранение методологических расхождений по отражению в управленческом учете операций с имуществом, передаваемым в лизинг является необходимым условием для успешного внедрения ССП в управлении лизинговой компании.

Для внедрения ССП в управлении лизинговой компанией необходимо разработать финансовые и нефинансовые показатели (индикаторы). Все показатели, участвующие в ССП, должны быть связаны причинноследственной цепочкой, описывающей единую стратегию. Особенность

финансовых показателей в том, что они отражают «конечный пункт назначения» в стратегии компании. Нами сформулированы финансовые показатели, которые могут служить измерением степени достижения лизинговой компанией стратегических целей в проекции «Финансы»:

1. Доход от продаж.

Доходы от основной деятельности (доход от продаж) - это доходы, полученные в виде лизинговой маржи, доходов от реализации предметов лизинга, вознаграждения по агентским договорам и т.д. Данный показатель может быть сформирован на основе данных как бухгалтерского, так и управленческого учета. Однако планирование данного показателя в стратегических целях должно опираться на сведения управленческой отчетности, а именно:

- объем продаж - стоимость имущества, сданного в лизинг;

- объем нового бизнеса - общая стоимость договоров лизинга, заключенных за отчетный период.

Объем нового бизнеса является более крупным показателем, т.к. включает в себя объем продаж в денежных единицах и удорожание договора лизинга (лизинговая маржа, проценты по кредиту и стоимость дополнительных услуг, таких, как расходы на страхование и регистрацию предмета лизинга, налог на имущество и другие, связанные с видом предмета лизинга налоги);

- показатели портфеля - это основные показатели, характеризующие деятельность лизинговой компании. Они должны быть четко взаимоувязаны с нефинансовыми показателями в проекции «Клиенты».

Валовой портфель - сумма предусмотренных действующими договорами лизинговых платежей, которые будут получены от лизингополучателей после отчетной даты.

Чистый портфель - это сумма основной задолженности клиента по отдельно взятому договору лизинга. Показатели портфеля являются динамичными, в связи с чем при расчете валового портфеля на одну отчетную дату в разные моменты времени можно получить разные значения. Это получается за счет подписания дополнительных соглашений с клиентами, корректирующих те или иные составляющие договора.

- недоплаты - это размер абсолютной суммы недоплат в отношении к размеру портфеля.

Фактически данный показатель показывает, какая сумма лизинговых платежей не была получена в общем объеме лизинговых платежей. Если рассматривать данный показатель со стратегической точки зрения, то, при наличии определенного уровня недоплат, компания несет потери, вызванные

задержкой денежных платежей, во-первых, потому что деньги имеют свойство терять свою ценность с течением времени, во-вторых, данные средства могли быть направлены компанией на расширение бизнеса. Если стабилизировать и удерживать показатель на определенном уровне, то есть возможность прогнозировать денежные потоки, регулируя возможные потери, а также на основе этого показателя можно прогнозировать получение доходов в виде пеней и штрафов.

2. Показатели финансового результата (прибыльности).

Основными показателями данного раздела, как и в компании любой другой сферы деятельности, являются показатели отчета о прибылях и убытках: валовая прибыль, чистая прибыль. В ССП активнее используются не абсолютные, а относительные финансовые показатели, а именно: прибыль в процентном отношении к доходу от продаж; прибыль на работника.

При стратегическом планировании и разработке КПЭ особое место уделяется установлению текущих и перспективных параметров-ориентиров лизинговой деятельности, на которые может влиять сама компания.

Такими параметрами-ориентирами для лизинговых сделок могут быть:

- стоимость предмета лизинга;

- размер авансового платежа;

- эффективная процентная ставка;

- срок договора лизинга;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- отсрочка поставки предмета лизинга;

- размер лизинговой маржи;

- тип лизингового расчета: равными или убывающими платежами;

- вид предмета лизинга (сегменты лизинга - легковые автомобили, грузовые автомобили, строительная техника).

При выборе параметров-ориентиров лизинговых сделок необходимо учитывать не только доходность, но и уровень риска. Таким образом, компании необходимо определить параметры лизинговых сделок исходя из минимального риска при максимальном уровне доходности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части 1,2,3 и 4. - М.: Эксмо, 2011.

2. Федеральный закон «О финансовой аренде (лизинге)». М.: Омега-Л, 2010.

3. Немировский И.Б., Старожукова И.А. Бюджетирование. От стратегии до бюджета -пошаговое руководство. М.: ООО «И.Д.Вильямс», 2006.

4. Все положения по бухгалтерскому учету: действующие, принятые, проекты к реформе. М.: Эксмо, 2010. (Российское законодательство. Бухгалтерская нормативная литература).

5. Kaplan R.S., Norton D.P. The Balanced Scorecard: Measures That Drive Peformance // Harvard Business Review. January - February. 1992.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.