Научная статья на тему 'Сайт театральной организации: проект изменений'

Сайт театральной организации: проект изменений Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1079
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ВЕБ-РЕСУРС / ПРОЕКТ / САЙТ / ТЕАТР / ЭФФЕКТ / WEB-RESOURCE / PROJECT / SITE / THEATRE / OUTCOME

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хлебович Дарья Игоревна, Сергушкина Ирина Викторовна

Статья посвящена практике реализации проекта изменений сайта театральной организации (Театр Юного Зрителя им. А. Вампилова, г. Иркутск). Сайт как элемент коммуникационной системы в целом и веб-ресурсов в частности выполняет важнейшие маркетинговые функции, обеспечивает эффективное и часто персонифицированное взаимодействие организации с потребителями. Динамичное конкурентное окружение театра приводит к необходимости разработки и реализации проектов изменений, связанных с выбранными стратегическими альтернативами развития. Актуальным становится учет специфики сайтов театральных организаций, контента, выполняемых ими функций. Выполненный SWOT-анализ и сформированная матрица решений позволили установить, что для театра необходимо увеличение информационного присутствия в городском пространстве, повышение узнаваемости и поддержание правильного позиционирования среди целевых аудиторий. Были определены предпосылки для проекта изменений сайта посредством оценки мнений зрителей, экспертов, конкурентного анализа, аудита старого сайта. Для создания обновленного сайта театра был использован стандартный алгоритм, однако на каждом из его этапов были учтены потребности целевых аудиторий, имиджевое, а не продающее, назначение сайта, уникальность театрального предложения. Поскольку театр некоммерческая организация, то стояла задача минимизации бюджета проекта, поэтому был выполнен сравнительный анализ трех вариантов реализации проекта. Преимущества обновленного сайта как для самой театральной организации, так и для зрителей, состоят в удобстве использования, в контенте, современном дизайне, в возможности коммуникаций со зрителем, формате и презентации репертуара. Совершенствование информационного обеспечения деятельности театра и продвижение на рынок современного веб-ресурса поддержит конкурентное позиционирование учреждения культуры. Замеры показателей функционирования сайта помогут в дальнейшем оценить эффективность изменений и принять решения о мероприятиях по поддержке или улучшению веб-ресурса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development Project of Theatre Website

The article is devoted to the practice of theatre web-site development project implementa-tion (theatre of the Young Spectator named after A. Vampilov, Irkutsk). The site as an element of the communication system in general and web resources in particular performs the most impor-tant marketing functions and provides effective and often personalized interaction of the organiza-tion with consumers. The dynamic competitive environment of the theatre leads to the requirement to develop and implement development projects related to selected strategic alternatives of development. The specifics of sites of theatre organizations, content and the functions they perform have to be taken into consideration. The SWOT-analysis and decision matrix made it possible to identify that the theatre requires an increase the both in the information presence in the urban space and in awareness, and the maintenance of correct positioning among the target audiences. The prerequisites for the development project of site were determined by assessing the opinions of viewers, experts, competitive analysis, and audit of the old site. To create an updated site of the theater, a standard algorithm was used, but at each of its stages the needs of target audiences, the purpose of the site for image, not for selling, the uniqueness of the theater offer were taken into account. Since the theatre is a non-profit organization, the task of minimizing the project budget was determined, therefore a comparative analysis of three project implementation options was carried out. The advantages of the renewed site both for theatre itself and for the audience consist in the usability, content, contemporary design, communications with the audience possibility, the format and presentation of the repertoire. Improving the information support of the theatre and promoting the modern web resource to the market will support the competitive positioning of the cultural institution. Measurements of the site’s performance indicators will help evaluate the effectiveness of changes and make decisions about measures to support or further improve the resource.

Текст научной работы на тему «Сайт театральной организации: проект изменений»

САЙТ ТЕАТРАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: ПРОЕКТ ИЗМЕНЕНИЙ

Хлебович Дарья Игоревна,

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры менеджмента, маркетинга и сервиса, Байкальский

государственный университета; 664003, г. Иркутск, ул. Ленина, 11

[email protected]

Сергушкина Ирина Викторовна,

Специалист по маркетингу, Иркутский областной театр юного зрителя им. А. Вампилова; 664003,

г. Иркутск, ул. Ленина, 23

[email protected]

Статья посвящена практике реализации проекта изменений сайта театральной организации (Театр Юного Зрителя им. А. Вампилова, г. Иркутск). Сайт как элемент коммуникационной системы в целом и веб-ресурсов в частности выполняет важнейшие маркетинговые функции, обеспечивает эффективное и часто персонифицированное взаимодействие организации с потребителями. Динамичное конкурентное окружение театра приводит к необходимости разработки и реализации проектов изменений, связанных с выбранными стратегическими альтернативами развития. Актуальным становится учет специфики сайтов театральных организаций, контента, выполняемых ими функций. Выполненный SWOT-анализ и сформированная матрица решений позволили установить, что для театра необходимо увеличение информационного присутствия в городском пространстве, повышение узнаваемости и поддержание правильного позиционирования среди целевых аудиторий. Были определены предпосылки для проекта изменений сайта посредством оценки мнений зрителей, экспертов, конкурентного анализа, аудита старого сайта.

Для создания обновленного сайта театра был использован стандартный алгоритм, однако на каждом из его этапов были учтены потребности целевых аудиторий, имиджевое, а не продающее, назначение сайта, уникальность театрального предложения. Поскольку театр - некоммерческая организация, то стояла задача минимизации бюджета проекта, поэтому был выполнен сравнительный анализ трех вариантов реализации проекта.

Преимущества обновленного сайта как для самой театральной организации, так и для зрителей, состоят в удобстве использования, в контенте, современном дизайне, в возможности коммуникаций со зрителем, формате и презентации репертуара.

Совершенствование информационного обеспечения деятельности театра и продвижение на рынок современного веб-ресурса поддержит конкурентное позиционирование учреждения культуры. Замеры показателей функционирования сайта помогут в дальнейшем оценить эффективность изменений и принять решения о мероприятиях по поддержке или улучшению веб-ресурса.

Ключевые слова: веб-ресурс; проект; сайт; театр; эффект.

Сегодня для достижения тактических и стратегических целей организации важно создавать и продвигать на целевой рынок не только товары и услуги («ценность» в ее классическом понимании), но и веб-ресурсы. Информационные технологии в целом рассматриваются как эффективный инструмент ведения конкурентной борьбы [1]. Интернет-маркетинг становится важным направлением маркетинговых инвестиций, роль интернет-коммуникации в структуре инструментов интегрированных маркетинговых коммуника-

ций возрастает. С 2006—2007 гг. произошло перераспределение бюджетов: начали динамично развиваться виртуальные средства продвижения, и руководители распознали и приняли во внимание нарастающую экспансию веб-пространства [2]. Доля организаций, имеющих сайт, устойчиво увеличивается в течение ряда лет*.

Ключевое решение, принимаемое сегодня в отношении сайта организации, уже не сводится к альтернативе «создавать/не создавать», а сосредоточено на достижении максимизации его эко-

номической и маркетинговой эффективности, высокого уровня клиентоориентированности страниц сайта.

Объектами для разработки становятся сайты как коммерческих, так и некоммерческих организаций, в том числе, учреждений образования и культуры. Так, в г. Иркутске новые коммуникационные технологии, являющиеся частью более масштабных инновационных проектов, внедряются в работу музеев [3], организации социальной сферы создают сайты, отличающиеся значительной

* Информационное общество [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики. Режим доступа: http:// www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/science_and_innovations/ it_technology/# (18.03.2019).

спецификой, как площадки для размещения информации и механизм обратной связи при социальном обслуживании граждан [4].

Сформировались и апробированы алгоритмы создания и реорганизации сайтов. Веб-ресурсы и сайты все чаще начинают использоваться не просто с коммерческой целью, а для обеспечения персонального взаимодействия с целевой аудиторией, для создания имиджа и наращивания репутации организации и обеспечения эффективного позиционирования в конкурентной среде. Наличие на сайте элементов, содействующих укреплению отношений с потребителями, приводит к большей прибыльности компаний [5].

В целом для работающего сайта необходимо: порождать ответный коммуникативный поток; стимулировать совершение необходимого набора действий со стороны посетителя и потенциального потребителя; достигать ключевых показателей эффективности. Как разработка, так и изменение (совершенствование) сайта сопряжены с проблемами, среди которых наиболее часто встречаются такие, как создание сайта для владельца, а не для покупателя/потребителя, разработка «с точки зрения менеджеров, а не пользователей» [6]; стремление сделать сайт похожим на другие, следуя «коллективной мудрости отрасли».

Сайт театра как его основная форма активности в Интернете является осознанной формой деятельности в информационном обществе [7, 8, 9, 10]. «Интернет-составляющая» выступает как часть стратегии развития театра. Исследования авторов показали, что значимость сайта как инструмента популяризации для театра максимальна,использование сай-

та в ежедневной деятельности безусловно. Как источник информации для зрителя сайт театра опережает по значимости все другие каналы.

Относительные экономичность использования сайта, быстрота его создания и обновления, возможности визуализации делают его привлекательным средством коммуникации для театров. Сайт позволяет успешно пропагандировать деятельность театра и достигать его социальной миссии, осуществлять связь с социальными сетями и сообществами, что способствует распространению информации и деятельности театра и привлечению новых зрителей. Театр как учреждение культуры играет значительную роль в развитии города. Популяризация деятельности театра повышает социокультурную привлекательность территории. Наращивание коммуникационной активности театральных организаций будет способствовать усилению включенности театров в разработку и реализацию стратегии культурного развития как одного из шести видов стратегий городского развития [11].

Сайт театра отличается специфичностью своего назначения, выполняемыми функциями, наполнением, «нормами интерактивной среды» [5]. Эти отличия необходимо обозначить и учесть при разработке проекта изменений. Важно помнить, что это не коммерческий сайт, его создание не связано напрямую с извлечением прибыли и достижением ее прироста. Ключевые отличия, на наш взгляд, заключаются в следующем: 1.Контент, подчеркивающий имидж и позиционирование театральной организации, ее социальную и гуманитарную миссию, а не продающий.

2.Тип страниц, соответственно, информационный, а не продающий.

3.Уникальность предложения со стороны театра сводится к особым результатам деятельности: постановки, получившие признание критиков или созданные известными режиссерами; состав актеров и их достижения; положительные рецензии на постановки; участие в «знаковых» фестивалях и конкурсах и т.п. Это компоненты, которые необходимо особо подчеркнуть именно в высокохудожественной сфере.

4. Норма презентации «театрального продукта»: выбор цветовых решений, степень анимации, звуковое оформление и т.д.

5. Выбор визуализации театральных услуг на допокупочном и постпокупочном этапах (здание театра, интерьер, зрительный зал, сцены из спектаклей, актеры).

6.Подход к взаимодействию с потребителем и степень персонификации взаимодействия. Учет особенностей каждой из целевых аудиторий.

Информационная и коммуникационная функции для сайта театра становятся основными. Потребители стремятся искать информацию дольше в тех случаях, когда потребление услуги может принести им удовольствие [12]. Коммуникации должны способствовать донесению до потребителя «правильного» позиционирования, повышению лояльности целевых аудиторий, проведению исследований среди целевых аудиторий.

Иркутский Театр юного зрителя им. А. Вампилова входит в число старейших детских театров России. Он ведет отсчет своей истории с января 1928 года. За эти годы театр посетили более 8 миллионов

зрителей. Состоялись сотни спектаклей, создателями которых были многие талантливые режиссеры. В труппе театра сегодня 40 артистов. В репертуаре представлено 27 взрослых и 25 спектаклей для детей и юношества. ТЮЗ всегда стремился быть одинаково интересным всем поколениям зрителей: детям, подросткам, молодежи, взрослой аудитории**. Сегодня театр находится в динамичном и конкурентном окружении, что требует от него рыночно ориентированного поведения при сохранении гуманитарной миссии. Такое положение актуализирует поиск стратегических альтернатив развития и разработку проектов по их реализации.

Содержание таблицы 1 представляет перечень благоприятных и неблагоприятных факторов

внешней и внутренней среды для ТЮЗ им. А. Вампилова, а таблица 2 — стратегические альтернативы развития в условиях такой среды. Театр существует в относительно благоприятном поле, однако, ему необходимо развитие современных механизмов для более полной и продуктивной работы в продвижении театрального продукта, бренда и выстраивании коммуникаций со всеми целевыми аудиториями. Работа во внутренней среде организации должна вести к совершенствованию комплекса маркетинговых коммуникаций, к их интегрированию. Кроме того, не смотря на благоприятную театральную среду города, необходимо постоянно следить за изменениями и учитывать их при разработке планов, действий, мероприятий.

Рабочая матрица SWOT-анализа для ТЮЗа

Осуществление стратегических альтернатив требует эффективной поддержки со стороны маркетинговых коммуникаций. Сайт — важнейший инструмент коммуникаций. Проект по совершенствованию сайта — это деятельность, способствующая поддержке и укреплению имиджа театра, а также несущая в себе ценность обновленного способа коммуникаций, с помощью которого можно удовлетворять потребности зрителей современным и эффективным способом.

Предпосылками разработки и реализации проекта изменений стали:

1. Морально устаревший функционал и дизайн сайта.

2. Жалобы пользователей на затруднение поиска информации по множественным разделам старого сайта.

Таблица 1

Б (Сильные стороны) Разнообразный репертуар для любой категории зрителей Высокий художественный уровень спектаклей, оценки критиков и специалистов на фестивалях и гастролях Доступные цены на билеты Частое обновление репертуара Удобное месторасположение и хорошая транспортная доступность Единственный ТЮЗ в Иркутской области Государственное субсидирование театра W (Слабые стороны) Недостаток специалистов редких театральных профессий Редко обновляемая материально-техническая база Недостаточные площади для обслуживания и приема зрителей Давнее осуществление ремонта здания Изношенность исторического здания Недостаточное присутствие в информационном пространстве города

0 (Возможности) Возникновение новых площадок и форм подачи театрального продукта Повышение активности населения в социальных сетях, форумах, группах Приглашение на участие в фестивалях Потребность жителей в театральном продукте Высокие цены на билеты в кино и на концерты Рост интереса населения к проведению разнообразного досуга «Театральная» публика в городе Т (Угрозы) Эпидемии заболеваний и карантины Снижение финансирования от государства Активная маркетинговая политика музеев, кинотеатров и детских развлекательных комплексов Постановка большего количества детских спектаклей в других театрах Плохая осведомленность населения о наличии спектаклей для молодежной и взрослой публики Рост конкуренция со стороны других досуговых или торговых организаций

Таблица 2

Матрица решений (стратегические альтернативы развития)

Возможности Угрозы

Сильные стороны Увеличение участия театра в фестивалях, тем самым повышение имиджа среди экспертов, театроведов, критиков. Расширение перечня услуг, разработка и внедрение новых театральных продуктов Постановка спектаклей, соответствующих современным тенденциям и желаниям зрителей. Продвижение бренда, повышение узнаваемости

Слабые стороны Поиск спонсорской помощи на обновление материально-технической базы. Ведение переговоров по решению вопроса о реконструкции и реставрации исторического задания театра Увеличение информационного присутствия театра в городском пространстве и укрепление за счет этого лояльности потребителей, а также привлечение новых зрителей

* Иркутский областной театр юного зрителя им. А. Вампилова [Электронный ресурс] / Официальный сайт. Режим доступа: http:// tuzvampilov.ru/history (23.03.2019).

3. Отсутствие возможности приобретения билетов непосредственно на сайте театра.

4. Ограниченные возможности по наполнению сайта контентом (сильное сжатие фотографий, неудобный просмотр фото, отсутствие возможности размещать видео, ограниченная работа с текстом, списками и таблицами).

5. Старый сайт уступал по многим показателям сайтам других театров г. Иркутска.

6. Отсутствие возможности обеспечения обратной связи со зрителями и подписки на новости.

7. Отсутствие версии для слабовидящих.

8. Мнение экспертного сообщества о важности сайта среди маркетинговых коммуникаций и необходимости активных действий по поддержке привлекательности сайта.

9. Мнение потребителей: то, что хочется видеть потребителю, не соответствует имеющейся версии сайта.

В рамках подготовки к 90-летнему юбилею театра было принято решение о кардинальном изменении сайта театра. Все работы были

разделены на несколько этапов (табл. 3).

Сайт рассматривается как единая площадка для различных целевых аудиторий и, поэтому, его контент должен быть разработан с учетом потребностей выбранных целевых аудиторий. В таблице 4 описаны целевые аудитории театра и их потребности, которые задают ориентиры для наполнения сайта.

По результатам изучения рынка, с учетом прежнего как позитивного, так и негативного опыта взаимодействия с разработчиками

Таблица 3

Календарный план мероприятий по созданию обновленного сайта театра

Этапы Мероприятия

Предварительный Изучение материалов, статей, поиск и анализ сайтов других театров. Формирование «образа будущего» для сайта театра. Поиск поставщика. Общение с представителями компаний. Рассмотрение представленных предложений.

Основной Выбор поставщика, заключение договоров, составление и корректировка смет, разработка технических заданий. Проведение основного этапа работы по обновлению сайта: консультация специалистов по разработке, выбор концепции дизайна, выбор дизайнерских решений. Мониторинг осуществления всех работ компании-разработчика.

Заключительный Подготовка и передача информации для наполнения обновленного сайта. Контроль за подключением сервисов завершающего этапа: «версия для слабовидящих», «покупка билета online». Приемка готового сайта. Заморозка старого сайта и перенесение обновленного сайта на домен театра tuzvampilov.ru

Таблица 4

Формирование «образа будущего» для сайта с учетом целевых аудиторий

Целевая аудитория Цели театра Потребности целевой аудитории

1 2 3

Дошкольники Познакомить маленьких зрителей с театром, показать развивающие, поучительные, простые для восприятия сказки, длительностью не больше 70 минут. Заинтересовать родителей в посещении театра с ребенком, приобщении его к искусству с ранних лет Родители хотят изучить репертуар, понять содержание спектаклей для дошкольников, узнать о дополнительных услугах, увидеть афишу на несколько месяцев вперед, чтобы спланировать посещение в выходной день

Ученики начальной школы Развить в детях моральные качества, чувства уважения, сострадания к окружающим людям. Выполнить развлекательную функцию. Начать знакомство с произведениями русской и зарубежной классики. Развивать «обучение через развлечение» Родители и педагоги хотят получить информацию о репертуаре, о мероприятиях и конкурсах. Узнать контакты распространителя билетов по району школы, увидеть календарь спектаклей

Подростки Создать яркий современный дизайн сайта с фотографиями и анимацией, чтобы привлечь внимание подростков, стимулировать их длительное пребывание на сайте и выбор спектакля. Обеспечение высокой доли перехода с главной страницы в другие разделы сайта Получить информацию о спектаклях, посмотреть фотографии театра, узнать об актерах, которых уже видели в спектаклях, узнать о новых проектах театра, молодежных фестивалях

Молодежь Яркий современный дизайн сайта должен проинформировать эту группу о том, что театр развивается, театр современный и молодежный. Функция сайта: рассказать о наличии спектаклей развлекательного характера, наличии современных пьес, а также спектаклей на остросоциальные темы. Привлечь к покупке билета Получить подробную информацию о репертуаре, наличии социальных сетей, акций, узнать о новых проектах театра, молодежных фестивалях

Таблица 4 (Окончание)

1 2 3

Педагоги и воспитатели Познакомить со спектаклями, входящими в школьную программу, а также, спектаклями, которые направлены на развитие моральных, социально-культурных качеств у подрастающего поколения. Познакомить с мнением критиков и прессы о театре и постановках Получить подробную информацию о репертуаре, узнать новости театра, получить информацию о мероприятиях и конкурсах, проводимых в театре. Узнать контакты распространителя билетов по району учебного заведения

Родители Рассказать о наличии спектаклей для детей, а также спектаклей в выходные дни, рассказать о наличии детских театральных студий. Донести информацию о детских конкурсах. Привлечь к покупке билета Получить подробную информацию о репертуаре, наличии социальных сетей, акций и конкурсов для детей

Взрослые зрители Донести до взрослой публики информацию о наличии большого разнообразия во взрослом репертуаре. Привлечь к покупке билета Найти спектакль/мероприятие для проведения досуга

Работники сферы культуры, критики, блогеры Создать привлекательный сайт с современным дизайном, понятной навигацией, отличный от сайтов других театров. Создать идеальные условия для заинтересованности в деятельности театра и готовности говорить и писать о нем Получить подробную информацию о театре и его деятельности, достижениях, увидеть, чем театр отличается от других и почему о нем может быть интересно писать, говорить, рекомендовать

сайтов, была выбрана местная компания, представившая три варианта сметы для осуществления проекта и разработке многофункционального сайта на бесплатной CMS Drupal 7 (рис.).

Три данных сметы можно классифицировать как идеальная, средняя и простая. Для принятия коммерческого решения о покупке услуг необходимо было определить плюсы и минусы всех трех вариантов смет и сопоставить их друг с другом. Первым важным фактором при выборе проекта будет являться его стоимость, однако возможность выбрать не са-

700 000 600 000 500 000 400 000 300 000 200 000 100 000 0

574 000

433 000

390 500

292 500

Смета 4 (основная)

Рис. Стоимость рассмотренных смет, руб.

мый дешевый вариант существует, так как функциональные возможности будущего сайта играют не менее важную роль при принятии решения. Плюсы и минусы вариантов представлены в таблице 5.

Было решено использовать третий вариант сметы как основной, так как данный вариант наиболее выгоден с экономической точки зрения. Театр ежедневно несет большое количество затрат,

Таблица 5

Оценка предложенных вариантов реализации проекта

Смета 1

Смета 2

Смета 3

Вариант сметы Плюсы Минусы

Идеальный М ногофункциональный Фирменный эффективный дизайн Продуманная анимация с «Вау-эффектом» Возможность отведения отдельного раздела под каждую тему Все части сайта взаимосвязаны Структура каждой страницы прорабатывается индивидуально Наличие ненужных разделов Функционал, который можно не использовать Вероятность перегруженности Сложный для понимания пользователей интерфейс Высокий бюджет проекта

Средний М ногофункциональный Фирменный эффективный дизайн Продуманная анимация с «Вау-эффектом» Не все части сайта взаимосвязаны Прорабатывается структура основных страниц, остальные представлены по одному типу Уменьшается бюджет за счет сокращения связей Возможность дальнейшей доработки сайта Проработка структуры не всех страниц Наличие ненужных разделов Высокий бюджет проекта

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Простой М ногофункциональный Фирменный эффективный дизайн Прорабатывается структура основных страниц, остальные представлены по одному типу, либо в виде текстовых страниц Сокращение эффектов и уменьшение пунктов сокращает бюджет Возможность дальнейшей доработки сайта Приемлемая стоимость проекта Проработка не всех страниц Наличие простых текстовых страниц

связанных со своей непосредственной деятельностью, что приводит к постоянной экономии полученных в качестве дохода средств. Кроме того, функциональные возможности сайта, например, по первой смете, включают в себя элементы, которые можно не использовать, их наличие не повлияет на потенциальный экономический и маркетинговый эффект от нового сайта. Из простого варианта сметы были исключены некоторые пункты, что позволило сократить бюджет проекта еще на 98 тыс. рублей. Окончательный бюджет составил 292 500 рублей и включил следующие позиции:

1. Разработка технического задания, основной концепции и структуры сайта.

2. Разработка основной части сайта (установка и настройка Drupa! на сервере, настройка базовых модулей, дизайн главной страницы и текстовой).

3. Раздел «Календарь» с возможностью просмотра мероприятий, анонсом на главной странице и заявкой на покупку билета (дизайн, верстка, разработка функционала).

4. Слайдер на главной странице сайта (верстка, реализация функционала).

5. Привязка к социальным сетям, с возможностью делать репос-ты (разработка функционала).

6.Раздел «Новости/мероприятия/события» в виде каталога с полным описанием + подписка на новостную рассылку. Дизайн и верстка шаблона письма (дизайн, верстка, разработка функционала).

7. Раздел «О театре» в виде каталога с текстовыми страницами и хронометражем истории (дизайн, верстка, разработка функционала).

8. Раздел «Коллектив» в виде списка с описанием сотрудника (дизайн, верстка, разработка функционала).

9. Раздел «Сцены и залы» — каталог с дополнительными внутренними страницами.

10. Раздел «Ваше мнение» — текстовая страница с привязкой к сервису Disqus (разработка функционала, подключение по API).

11. Раздел «Контакты» с интерактивной картой и метками (дизайн, верстка, разработка функционала).

12. Раздел «Проекты» в виде списка с анонсами. Страницы выполнены по типу текстовых страниц с возможностью вставки изображений, таблиц, списков (дизайн, верстка, разработка функционала).

13.Раздел «Студии» в виде списка с описанием. Страницы выполнены по типу текстовых страниц с возможностью вставки изображений, таблиц, списков (дизайн, верстка, разработка функционала).

14.Раздел «Медиа» в виде каталога, имеется фильтры по годам и месяцам. Можно добавить фото или видео отчет (дизайн, верстка, разработка функционала).

15. Разработка дополнительных текстовых страниц и типовой структуры для них (дизайн, верстка).

16. Раздел «Репертуар/спектакли» в виде каталога, имеется фильтры по типам и связка с афишей. Имеется полное описание в виде стандартной страницы (дизайн, верстка, разработка функционала).

17. Поиск по сайту (разработка функционала).

Техническое задание было

сформировано совместно с раз-

работчиками, утверждено руководством театра. Работа над техническим заданием позволила лучше понять, какой сайт должен получиться в итоге, какие задачи он призван решать, как будет выглядеть. Выполнение проекта рассчитано на полгода.

Благодаря обновленному сайту, зритель почувствует большую удовлетворенность, заинтересованность, таким образом, будет повышаться его лояльность к самому театру. В современном обществе, клиенты предъявляют высокие требования к дизайну и функционалу сайтов всех организаций. Производя поиск информации, совершая покупку или проводя досуг в интернете, пользователи желают получить точную информацию в понятной форме, при этом, действия для ее получения должны быть логичны и не осложнены.

По сравнению с прежним вариантом сайта, обновленный будет обладать преимуществами, как для театра, так и для зрителей (табл. 6).

Предполагается, что новый сайт вызовет повышение удовлетворенности зрителей. Новый сайт позволит получать большое количество информации о театре, при этом информация будет представлена в понятном и привлекательном виде, посетителю сайта будет намного легче перемещаться по карте сайта. Единый стиль, удобный интерфейс и дизайн позволят заинтересовывать пользователя оставаться на сайте дольше и получать больше полезной и нужной ему информации о репертуаре, стоимости и правилах покупки билетов, информации о спектаклях, труппе, руководителях, дополнительных контактах, услуг и многом другом. Для театра обновление сайта имеет большое значение,

Таблица 6

Эффект от реализации проекта

Новое на сайте Эффект для зрителей Эффект для театра

Версия для слабовидящих Возможность для определенных групп зрителей пользоваться сайтом в удобном для них режиме Удовлетворение потребностей определенных групп населения, выполнение государственного поручения

Обратная связь Зрители смогут писать обращения администратору по интересующим их вопросам Удовлетворение коммуникационных потребностей зрителей и достижение большей удовлетворенности

Покупка билета онлайн Возможность удобной покупки билетов на спектакли непосредственно на сайте театра Увеличение числа покупок билетов через Интернет

Подписка на новости Возможность получать новости о театре, премьерах в формате личного обращения Повышение лояльности зрителей посредством личного обращения театра к ним в форме электронного фирменного письма, а также повышение осведомленности зрителей о проводимых спектаклях и мероприятиях

Правила поведения в театре, правила покупки билетов Возможность получения информации по правилам покупки билета в театр и избегания ошибочных действий. Получение информации о правилах поведения в театре. Каждый зритель сможет узнать для себя что-то новое и соответствующе вести себя в театре Увеличится количество покупок билетов онлайн, так как весь порядок действий и правила покупки билетов будут указаны. Сократится количество ситуаций, в которых возникает недопонимание между зрителями и персоналом театра

Улучшенный современный дизайн и структура Удобное пользование сайтом, получение приятного впечатления и положительных эмоций от нахождения на сайте Соответствие представлению пользователей о современном дизайне и структуре сайта, повышение посещаемости сайта и лояльности потребителей

Удобный формат Репертуара, включающий несколько разделов и фильтров Возможность выбрать просмотр репертуара в двух форматах (календарь и список), выбор определенной категории спектаклей с помощью фильтров, получение информации обо всех спектаклях театра, а также о спектаклях, которые уже не идут в театре Увеличение числа покупок билетов онлайн, так как репертуар будет представлен в двух удобных разных форматах с фильтрами и кнопкой покупки билета у каждого спектакля

Ссылки на социальные сети Возможность поделиться новостями театра в своих социальных сетях, а также стать участником официальных групп театра Повышение количества подписчиков театра в социальных сетях, распространение информации театра с помощью репостов

повышая лояльность своих зрителей, а также привлекая новых современным дизайном, дополнительными, ранее не применявшимися возможностями.

Обновленный сайт обладает высоким уровнем запоминаемости: у него есть элементы фирменного стиля — логотип, который не похож на логотипы других театров, формат загрузки, во время которой посетитель может прочитать цитаты из произведений А. Вампилова и высказывания автора. Образ и личность драматурга способствует узнаваемости и запоминаемости. Основной смысловой контент сайта выделен в блоки, в которых размещена соответствующая информация. К элементам контента, повышающим клиентоориентированность сайта, можно отнести: «Контакты», «Ваше мнение», «Проекты»,

«Доступная среда», «Вопросы-ответы», «Подписка», «Мы в социальных сетях». У обновленного сайта развитая юзабилити. Пользователю легко ориентироваться по карте сайта. Получить нужную информацию можно без особых усилий.

Влияние реализованного проекта на дальнейшую деятельность театра имеет большое значение. Станет возможным эффективнее работать со зрителями, выстраивать как массовую, так и персональную коммуникацию. Театр приобретет новый статус театру среди других учреждений культуры города. Сайт, сделанный с учетом современных дизайнерских решений, будет соответствовать определенному эстетическому и функциональному уровню. Проект поможет театру укрепить связи с настоящими зрителями и уста-

новить связи с новыми — теми, кто считал театр исключительно детским, кто мало интересовался театром в принципе, и людьми, приезжающими в город впервые.

Реализация любого проекта предполагает оценку его эффективности. В таблице 7приведены прогнозные показатели эффективности обновленного сайта и описаны будущие эффекты.

К концу 2018 года реорганизация сайта была закончена, он был наполнен контентом. Иркутский ТЮЗ им. А. Вампилова использует удобный для пользователей и информационно насыщенный канал коммуникации на основе веб-ресурса. По разным оценкам, на доводку сайта уходит от шести до двенадцати месяцев. Таким образом, в ближайшее время можно

Таблица 7

Показатели эффективности сайта

Показатель Старый сайт Прогноз для обновленного сайта Эффект

Просмотры, раз День Неделя Месяц 577 4 039 17 310 Увеличение значений в 2-2,5 раза Увеличение количества просмотров будет говорить о растущем интересе пользователей к сайту, а следовательно к самому театру в целом, что будет являться шагом на пути к увеличению популяризации театра.

Посетители, чел. День Неделя Месяц 144 1 008 4 326 Увеличение значений в 2 -2,5 раза Увеличение данного показателя будет свидетельствовать об увеличении аудитории театра, которая использует сайт как источник информации, а также будет означать о притоке новых зрителей. Данное увеличение должно привести к росту числа покупок билетов.

Яндекс ТИЦ (тематический индекс цитирования) 60 200 Увеличение показателя тематического индекса цитирования, будет означать рост авторитетности, значимости сайта с учетом качества ссылок, ведущих на него с других сайтов. Показатель ТИЦ влияет на определение порядка расположения ссылок сайта в рубриках каталога «Яндекса».

Скорость загрузки HTML Не более 1 сек. В среднем 2 сек., не более 7 сек. Избегание отказов посетителей сайта за счет медленной загрузки страниц, превышающей 7 секунд

Среднее время пребывания на сайте, мин. 2,21 Увеличение времени пребывания на сайте в 1,5-2 раза Посетитель сайта будет заинтересован предложенной информацией и будет оставаться на сайте дольше текущего времени, просматривать больше разделов.

Favicon - значок веб-сайта (элемент графического интерфейса). Отображается браузером рядом с адресом сайта в поисковой системе и в адресной строке. Отсутствует Присутствует Сайт будет выделяться в общей массе на странице результатов поисковой выдачи и будет заметен во множестве открытых вкладок в браузере. Favicon способен привлечь внимание пользователя и увеличить кликабельность и соответственно посещаемость.

Уровень доверия в сервисе Web of Trust (WOT) 60% из 100% репутация 83% из 100% безопасность для детей Повышение уровня репутации до 85 % и повышение безопасности для детей до 90 % Повышение статуса сайта с позиции «good» до позиции «excellent». Данное улучшение позволит сократить количество отказов от посещения сайта пользователями, которые пользуются расширением WOT.

осуществлять первые замеры показателей эффективности функционирования сайта. Кроме традиционных показателей оценки эффективности функционирования сайта можно использовать и относительно новые, например, отслеживание пути посетителя по сайту, потребление контента, ко-

личество переходов на сайт из социальных сетей, активность посетителей и ряж других.

Проект изменения сайта театральной организации — элемент работы по совершенствованию информационного обеспечения деятельности театра. Сайт в струк-

туре интегрированных маркетинговых коммуникаций театра способствует решению ряда задач в продвижении специфичных театральных услуг. Он становится эффективным каналом контакта со зрителями и значимым инструментом в коммуникационной деятельности театра.

ИСТОЧНИКИ

1. Балашова М.А О современном мировом порядке и уровне развития информационного общества: теория и практика // Известия ИГЭА. - 2013. - № 6. - С. 36-44.

2. Ли Ч, Бернофф Дж. Взрывная Web-волна: как добиться успеха в мире, преображенном интернет-технологиями. -М.: Альпина Паблишерз; Юрайт, 2010. - 276 с.

3. Сысоева Н.С., ТкачеваМ.Л. Иркутский художественный музей: жизнь в городе // Известия БГУ. - 2018. - Т. 28. -№ 1. - С. 138-142.

4. НефедьеваЕ.И., ГуляеваА.И. Информационная открытость и доступность как направление социального маркетинга (на примере учреждений социального обслуживания) // Вопросы теории и практики журналистики. - 2018. -Т. 7. - № 3. - С. 459-481.

5. Бодкин Ч., Перри М. Розничные продавцы товаров и провайдеры услуг: сравнительный анализ маркетинговых коммуникаций с использованием веб-сайтов // Маркетинг дайджест. - 2004. - № 1. - С. 59-75.

6. Архипова З.В. Трансформация «электронного правительства» в цифровое правительство» // Известия БГУ. -2016. - Т. 26. - № 5. - С. 820.

7. ЗадковаА.В., МилюковаА.Г. Аудит сайта Алтайского государственного театра для детей и молодежи им. В.С. Золотухина // PR и реклама в изменяющемся мире: региональный аспект. — 2015. — № 13. — С. 88—93.

8. Дьяковская А.М., Корнилова В.В. Медиаанализ Саха Академического театра им. П. А. Ойунского // Международный научно-исследовательский журнал. — 2018. — № 4 (70). — С. 8—10.

9. Буцаева И.А Отражение современных театральных процессов в российском сегменте сети Интернет // Театр. Живопись. Кино. Музыка. - 2009. - № 4. - С. 54-64.

10. Пашаева М.Р. Коммуникационная деятельность учреждений культуры и искусства: результаты исследования // Идеи и идеалы. - 2014. - Т. 2. - № 1 (19). - С. 119-126.

11. Метелева Е.Р. Уточнение инструментария разработки стратегий развития городов // European Social Science Journal. - 2013. - № 11-1. - С. 355-362.

12. Мортимер К Определение составляющих эффективной рекламы услуг // Маркетинг услуг. - 2009. - № 2. - С. 82-97.

Development Project of Theatre Website Khlebovich Daria Igorevna,

Candidate of Economics, Associate Professor of Management, Marketing and Service Department, Baikal State University; Lenin str., 11, Irkutsk, 664003, Russian Federation ([email protected])

Sergushkina Irina Viktorovna,

Marketing Manager, Irkutsk Region Young Spectators' Theatre n.a. A. Vampilov; Lenin str., 23, Irkutsk, 664003, Russian Federation ([email protected])

The article is devoted to the practice of theatre web-site development project implementa-tion (theatre of the Young Spectator named after A. Vampilov, Irkutsk). The site as an element of the communication system in general and web resources in particular performs the most impor-tant marketing functions and provides effective and often personalized interaction of the organiza-tion with consumers. The dynamic competitive environment of the theatre leads to the requirement to develop and implement development projects related to selected strategic alternatives of development. The specifics of sites of theatre organizations, content and the functions they perform have to be taken into consideration.

The SWOT-analysis and decision matrix made it possible to identify that the theatre requires an increase the both in the information presence in the urban space and in awareness, and the maintenance of correct positioning among the target audiences. The prerequisites for the development project of site were determined by assessing the opinions of viewers, experts, competitive analysis, and audit of the old site.

To create an updated site of the theater, a standard algorithm was used, but at each of its stages the needs of target audiences, the purpose of the site for image, not for selling, the uniqueness of the theater offer were taken into account. Since the theatre is a non-profit organization, the task of minimizing the project budget was determined, therefore a comparative analysis of three project implementation options was carried out.

The advantages of the renewed site both for theatre itself and for the audience consist in the usability, content, contemporary design, communications with the audience possibility, the format and presentation of the repertoire.

Improving the information support of the theatre and promoting the modern web resource to the market will support the competitive positioning of the cultural institution. Measurements of the site's performance indicators will help evaluate the effectiveness of changes and make decisions about measures to support or further improve the resource.

Keywords: web-resource; project; site; theatre; outcome. REFERENCES

1. Balashova, M.A. (2013) About contemporary global order and informational society development level: theory and practice. Bulletin of Irkutsk State Economic Academy, 2013, No 6, pp. 36—44.

2. Li, Ch.; Bernoff, J. (2010) Groundswell. Winning in a world transformed by social technologies. [In Russian] Moscow: Alpina Publishers, 2010, 276 p.

3. Syssoeva, N.S.; Tkacheva, M.L. (2018) Irkutsk Museum of Art: life if the city. Bulletin of Baikal State University, 2018, V. 28, No 1, pp. 138-142.

4. Nefedieva, E.I.; Gulyaeva, A.I. (2018) Information Openness and Accessibility as a Direction of Social Marketing (by the Example of Social Service Institutions). Theoretical and Practical Issues of Journalism, 2018, V. 7, No 3, pp. 459-481.

5. Bodkin, Ch.; Perry, M. (2004) Retailers and services providers: comparative analysis of web-sites marketing communications. Marketing Digest, 2004, No 1, pp. 59-75.

6. Arkhipova, Z.V. (2016) Transformation of «the electronic government» into «the digital government». Bulletin of Baikal State University, 2016, V. 26, No 5, pp. 816-822.

7. Zadkova, A.V.; Milyukova, A.G. (2015) Site audit of Altai State Young Spectators' Theatre n.a. V. S. Zolotukhin. PR and advertising in changing world: regional aspect, 2015, No 13, pp. 88-93.

8. Diakovskaya, A.M.; Kornilova, V.V. (2018) Media analysis of Saha Academic State Theatre n.a. P. A. Oiunskiy. International research journal, 2018, No 4, pp. 8-10.

9. Butsaeva, I.A. (2009) Reflection of contemporary theatre"s processes in Russian segment of Internet. Theatre. Art. Cinema. Music, 2009, No 4, pp. 54-64.

10. Pashaeva, M.R. (2014) Communication activity of cultural and artistic institutions: research results. Ideas and ideals, 2014, V. 2, No 1, pp. 119-126.

11. Meteleva, E.R. (2013) Specification of the tools for strategy elaboration of cities development. European Social Science Journal, 2013, No 11-1, pp. 355-362.

12. Mortimer, K. (2009) Determination of components of effective services advertising. Service Marketing, 2009, No 2, pp. 82-97.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.