Научная статья на тему 'САЙТ-СПЕЦИФИЧЕСКИЙ ТЕАТР: ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ'

САЙТ-СПЕЦИФИЧЕСКИЙ ТЕАТР: ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
организационные аспекты / сайт-специфик / спектакль / театр / театральная постановка / theatre / site-specific / theatrical production / performance / organizational aspects

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — А А. Екатерининская, С С. Полякова

Представлены результаты комплексного анализа истории и текущего состояния сайт-специфического театра, проведенного авторами данного исследования с позиций менеджмента, экономики и организационных особенностей деятельности. В ходе данного анализа был обобщен опыт более чем пятидесяти сайт-специфик проектов и организаций, осуществленных и функционировавших в последнее пятилетие в Российской Федерации, что позволило авторам статьи классифицировать их по нескольким признакам, значимым с продюсерской точки зрения. Выделены классификации сайт-специфических театров в зависимости от субъектного состава, модели деятельности, локации, взаимодействия с пространством, использования современных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — А А. Екатерининская, С С. Полякова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SITE-SPECIFIC THEATRE: ORGANIZATIONAL ASPECTS

The article presents the results of a comprehensive analysis of the history and current state of site-specific theater conducted by the authors of this study from the perspective of management, economics, and organizational features of activities. In the course of this analysis, the experience of more than fifty site-specific projects and organizations implemented and operated in the last five years in the Russian Federation was summarized, which allowed the authors of the article to classify them according to several criteria that are significant from a producer’s point of view. This has enabled them to classify these projects according to several criteria that are significant from a producer's point of view. The classifications of site-specific theaters are highlighted depending on: the subject composition, the model of activity, location, interaction with place, and the use of modern technologies.

Текст научной работы на тему «САЙТ-СПЕЦИФИЧЕСКИЙ ТЕАТР: ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ»

ЯЗЫКИ КУЛЬТУРЫ

УДК 792.9 DOI 10.53115/19975996_2024_03_034_039

ББК 85.33

А.А. Екатерининская, С.С. Полякова

САЙТ-СПЕЦИФИЧЕСКИЙ ТЕАТР: ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ

Представлены результаты комплексного анализа истории и текущего состояния сайт-специфического театра, проведенного авторами данного исследования с позиций менеджмента, экономики и организационных особенностей деятельности. В ходе данного анализа был обобщен опыт более чем пятидесяти сайт-специфик проектов и организаций, осуществленных и функционировавших в последнее пятилетие в Российской Федерации, что позволило авторам статьи классифицировать их по нескольким признакам, значимым с продюсерской точки зрения. Выделены классификации сайт-специфических театров в зависимости от субъектного состава, модели деятельности, локации, взаимодействия с пространством, использования современных технологий.

Ключевые слова:

организационные аспекты, сайт-специфик, спектакль, театр, театральная постановка.

Екатерининская А.А., Полякова С.С. Сайт-специфический театр: организационные аспекты // Общество. Среда. Развитие. - 2024, № 3. - С. 34-39. -DOI 10.53115/19975996_2024_03_034_039

© Екатерининская Анна Алексеевна - кандидат искусствоведения, доцент, Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения, Санкт-Петербург; Академия русского балета имени А.Я. Вагановой, Санкт-Петербург; Российский государственный институт сценических искусств, Санкт-Петербург; e-mail: [email protected] © Полякова Софья Сергеевна - независимый продюсер, Санкт-Петербург; e-mail: [email protected]

см со

О

Театральные постановки вне сценических площадок появились задолго до введения в научный оборот понятий «сайт-специфический театр» и «спектакли in situ». Сайт-специфический театр можно рассматривать как обращение к самым ранним «театральным» практикам, где пространство напрямую влияло на характер действия. К примеру, еще в средневековом театре литургические драмы проходили в церкви, что подчеркивало взаимосвязь содержания действия и пространства.

Точной даты, когда активное участие пространства в контексте постановки стало отдельным театральным направлением и получило название «сайт-специфик театр», нет. Авторство термина «site-specific art» приписывают художнику Роберт Ирвину [9, с. 542-543], который в книге «Бытие и обстоятельства: заметки к условному искусству» [13] сформулировал четыре концепции, определяющие связь между произведением и контекстом (пространством): site-dominant (произведение доминирует

над местом), site-adjusted (произведение приспосабливается к месту), site-determined (произведение обусловлено местом) и site-specific (произведение ориентировано на конкретное место).

Согласно проекту «Концепции долгосрочного развития театрального дела в Российской Федерации на период до 2030 года», «сайт-специфический театр связан с новым подходом к пространству спектакля, использует в качестве театрального всё разнообразие городской и природной среды» [7, c. 36].

В настоящее время понятие «сайт-спец-ифик» применяется к любым спектаклям, проходящим вне сценических площадок.

Теория и история становления и развития сайт-специфического искусства в целом, равно как и театрального направления «сайт-специфик», достаточно изучены. Особое положение среди научных изысканий занимают труды Ричарда Шехнера, автора теории «театра естественной среды» [16], представляющие теоретическое осмысление театра вне традиционного сценическо-

го пространства на основе его практического опыта.

Однако подавляющая часть этих исследований являются чисто культурологическими и искусствоведческими, рассматривающими «генеалогию» сайт-специфического искусства, проявление в контексте «па-блик-арт» (искусства в городской среде), инсталляции или перформанса, а также его эстетические, социальные и даже политические функции.

Комплексный анализ текущего состояния рассматриваемого театрального направления с позиций менеджмента, экономики и организационных особенностей деятельности на настоящее время в научной среде не представлен, что затрудняет определения перспектив его развития. Указанный фактор обусловливает актуальность данного исследования, целью которого является выявление тенденций развития сайт-специфического театра в Российской Федерации с продюсерской точки зрения.

В ходе исследования, проведенного в 2024 г. авторами данной статьи, была проанализирована история становления рассматриваемого театрального направления, обобщен опыт сайт-специфических проектов в США, Великобритании, а также более чем пятидесяти сайт-специфик проектов и организаций, осуществленных и функционировавших в последнее пятилетие на территории Российской Федерации (в выборку вошли проекты и организации, реализованные и действующие в крупных городах страны, различающиеся по форме собственности и организационно-правовой форме), что позволило классифицировать их по нескольким признакам, значимым с продюсерской точки зрения. В данных классификациях не берется в расчет художественная и смыслообразующая сторона рассматриваемых театральных инициатив.

Субъектный состав

Организованные публично-правовыми образованиями. Как и театральные коллективы прочих направлений, сайт-специфические театры могут быть государственными. В качестве примера можно назвать Национальный театр Уэльса. В Российской Федерации государственные сайт-специфические театры отсутствуют. При этом в репертуаре государственных театров могут содержаться отдельные сайт-специфические спектакли.

Организованные юридическими лицами. Сайт-специфический театр может быть частной инициативой. Подавляющее боль-

шинство негосударственных сайт-специфических организаций нашей страны являются некоммерческими.

Организованные физическими лицами. Значительная часть сайт-специфик инициатив реализуется без образования юридического лица. Организаторы сайт-специфик мероприятий на территории нашей страны чаще всего выбирают статус индивидуального предпринимателя (ИП), а не самозанятого. В данном случае физическое лицо «отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом» [10], а весь доход, который приносит бизнес, является его личной собственностью. Форма ИП выбирается, так как регистрация и налоговая отчетность намного проще, чем у юридических лиц, к тому же индивидуальному предпринимателю не требуется уставной капитал.

С данной классификацией напрямую связана возможность получения государственного финансирования на сайт-спец-ифик инициативы.

Государственные театры финансируются в рамках государственного задания, если сайт-специфический спектакль в него включается.

Негосударственные театры имеют право участвовать в конкурсных процедурах на получение средств из государственного бюджета. При этом необходимо, чтобы цели и контекст деятельности организации были направлены на положительный для общества культурный опыт. В связи с данным фактором в настоящее время государственную финансовую поддержку в Российской Федерации, в основном, получают негосударственные сайт-специфик проекты (фестивали, лаборатории, отдельные спектакли), а не репертуарные театры, так как большинство из них создают постановки на основе спорных литературных источников и тем.

Статус ИП организатора позволяет участвовать в грантовых конкурсах опять-таки при условии соответствия проекта требованиям, предъявляемым государством.

Модель деятельности

Проектная деятельность. К данной модели относятся однократные или периодические мероприятия в формате сайт-специфик (как отдельные спектакли, так и программы или лаборатории, организованные в рамках более крупных специальных событий). Следует отметить, что в настоящее время в Российской Федерации сайт-специфический театр чаще всего воплощается именно в проектной деятельности.

см со

О

Репертуарный театр. Театр данной модели (крайне редко встречающийся на театральной карте нашей страны) имеет в репертуаре исключительно сайт-специфические спектакли и осуществляет их параллельный показ.

Смешанная модель деятельности предполагает создание репертуарными театрами сайт-специфик проектов или включение сайт-специфических спектаклей в репертуар наравне с традиционными постановками. Данные произведения играются, по большей части, на несценических площадках на территории театра или вблизи него (двор, сад) или же в рамках выездных мероприятий на открытом воздухе.

Локация

Спектакль в окружающей среде. Действие спектакля происходит в одной локации. Главенствующей в данном случае становится идея неразрывной связи спектакля с окружающей средой [11]. Пространство вписывается в контекст театрального представления. При этом, по словам Майка Пирсона, возникают отношения между спектаклем и местом, где он проходит. Отношения эти могут быть трех видов: прямое взаимодействие и дополнение друг друга, преобладание/нападение одно из на другого и игнорирование друг друга [11].

Спектакль-прогулка/бродилка. Действие спектакля данного вида разворачивается в нескольких локациях, причем может быть как последовательный порядок эпизодов, так и параллельный. Зритель или переходит с локации на локацию вслед за указаниями организаторов мероприятия, или самостоятельно определяет свой маршрут, перемещаясь в пространстве, выбирая место, где расположиться, и сцену как ориентир места действия [16, р. ХХХШ-ХХХЩ. Если изначально нет фиксации мест, нет установки о том «как должно воспринимать происходящее», обнаруживаются совершенно неожиданные паттерны поведения аудитории, которые могут меняться в течение спектакля [16, р. XXXV].

Взаимодействие с пространством

Спектакль в найденном пространстве. Найденное пространство чаще всего находится на открытом воздухе или в общественных помещениях, которые невозможно преобразовать. Здесь задача состоит в том, чтобы осознать окружающую среду, принять существующее пространство и вступить с ним в сценический диалог.

Принципы такого подхода были сформулированы Р. Шехнером:

— «изначально данные характеристики пространства должны быть исследованы и использованы, а не замаскированы;

— возможна случайная, ситуативная организация пространства;

— задача декораций заключается не в том, чтобы закрыть или преобразовать пространство, а в том, чтобы понять его;

— неожиданно зрители могут создавать новые пространственные возможности» (пер. С. Поляковой) [16, р ХХХШ-ХХХГУ].

Спектакль в измененном пространстве. Создатели спектакля изменяют пространство, добавляют туда сценические конструкции и элементы оформления, тем самым создавая среду. В таком случае постановка определяет расположение и модель поведения зрителей.

Спектакль в созданном пространстве. Для представлений данного типа выстраиваются специальные, порой очень сложные, декорации. Большое значение имеет установка сценического света. Художественное оформление здесь компилируется с окружающей средой.

Использование современных технологий

Мероприятия с живым исполнением. Постановки, относящиеся к данной категории, представляют собой традиционные сайт-специфические спектакли, в которых задействованы живые исполнители.

Мероприятия без живого исполнения. К данной категории относятся спектакли, в которых живое исполнение полностью заменяется на его запись или симуляцию. Это аудиоспектакли и спектакли в виртуальной реальности.

В сайт-специфических аудиоспектаклях, в последнее время получивших широкое распространение на территории нашей страны, пространство из-за физического отсутствия актеров играет ведущую роль.

VR-спектакли, при просмотре которых зритель все время находится в очках виртуальной реальности, пока мало распространены. В них виртуальная реальность используется для замещения реального пространства, для создания ощущения присутствия на мероприятии. Данный вид мероприятий, на наш взгляд, неправомерно относить к спектаклям вообще, так как исчезает «суть» театра - живое исполнение и неповторимость действия, даже если зритель способен выбирать «ракурс» просмотра и в некотором смысле взаимодействовать с пространством.

Гибридные мероприятия. К данной категории относятся сайт-специфические

спектакли, в рамках проведения которых происходит совмещение современных технологических решений с живым актерским исполнением.

К примеру, в рамках некоторых спектаклей-прогулок зрители должны слушать аудиозапись или радиотрансляцию, являющуюся связующим звеном между различными эпизодами, при переходе с одной локации с живыми исполнителями на другую.

Существуют проекты, где очки виртуальной реальности зрителям необходимо надевать и снимать по определенному сигналу, в остальное же время действие проходит в традиционном формате. VR-технология является в данном случае художественным элементом «живого» спектакля.

Спектакли с использованием технологии дополненной реальности (AR), когда зрители видят при помощи гаджетов (очков или планшетов) отсутствующие в реальности отдельные объекты (предметы, персонажи), достаточно распространены. Существуют даже проекты, которые зрители могут «дополнить» декорациями или реквизитом, используя приложение на телефоне. В данном случае существующая реальность дополняется виртуальной, но не теряет своих изначальных свойств, смыслов и характеристик.

Голографические спектакли представляют собой мероприятия, когда актеры или декорации заменяются голографиче-скими изображениями. На данный момент сайт-специфик спектакли с использованием такой технологии крайне редки. Однако в перспективе это может стать еще одним эффективным методом работы с пространством, при условии, что цифровой элемент не будет полностью «затмевать» собой реальный. В противном же случае сама идея спектакля, ориентированного на конкретное место, будет утеряна.

Представим данные классификации в табличном виде с приведением примеров конкретных проектов и организаций (табл. 1).

При рассмотрении разнообразной палитры сайт-специфик мероприятий можно увидеть, что часть из них имеют много схожего с сайт-специфическими спектаклями, но не являются таковыми по сути. Разговор здесь идет о квестах в реальности с актерами, театрализованных экскурсиях и ряде перформансов.

В данных случаях главное значение имеет пространство (изначальное или созданное), именно оно становится «отправной точкой» для сюжета и всего действия;

присутствуют актер и зритель, который лишь наблюдает или участвует в действии. Пожалуй, основными отличиями здесь следует указать цели проектов и отношения между зрителем, актером и пространством.

Когда в квесте присутствует актер, он выполняет дополнительную функцию для усиления эмоционального эффекта (то есть его присутствие не является главным элементом). Чаще всего актер становится только «проводником» в игре, вводит участников в сюжет, подсказывает дальнейшие действия, пугает их и т.п.

Подобный вывод можно сделать и про экскурсии с участием актеров. Экскурсант здесь сильнее приближен к образу театрального зрителя, однако театрализация действия используется лишь для усиления восприятия, являясь вспомогательным элементом для удержания внимания.

Ряд перформансов по некоторым признакам сходны с сайт-специфическим театром. Здесь также место действия является важным элементом происходящего. Причем, чаще всего, в перформансе взаимоотношения действия и пространства строятся на «столкновении». Перформанс создается как «акция», строящаяся на провокационном действии иногда с агрессивным привлечением внимания. В случае же сайт-специфического театра провокация не является самоцелью, а может быть использована как инструмент для достижения цели.

Таким образом, причислять к сайт-специфическому театру все культурно-досуговые мероприятия, в которых главную роль занимает пространство и задействованы актеры, неверно. Только если актерская игра оказывается ведущим элементом действия, а не вспомогательной функцией к основной цели, сайт-специфик мероприятие можно рассматривать, как театральное.

Возвращаясь к организационным особенностям сайт-специфического театра, следует отметить, что для всех инициатив данного направления характерны общие черты:

— минимизация или отсутствие расходов на аренду помещения;

— необходимость согласования места проведения мероприятия.

В случаях, когда согласование требуется только с владельцами/арендаторами места, сайт-специфический театр ничем не отличается от «классического», которому также необходимо документально подтвержденное право использования той или иной площадки. В случае, когда спектакль планируется провести в месте, не находящемся в частной собственности (улицы, парки,

38

Театральные сайт-специфик проекты и организации

Таблица 1

Классификация Виды Примеры

1 Субъектный состав Организованные публично-правовыми образованиями Национальный театр Уэльса

Организованные юридическими лицами АНО «Эскизы в пространстве», РНОО «Центр театрального мастерства»

Организованные физическими лицами ТО «КУЛь», «Pop-up театр»

2 Модель деятельности Проектная деятельность Фестивали: «Точка доступа», «Специфик»; Программы и лаборатории: программа «Живые пространства» фестиваля «Территория», лаборатория «Свое место» фестиваля «В смысле?!», лаборатория «#ВПУТЬ» ГАУ НСО «МДТ "Первый театр"»; Спектакли: «Маршрут старухи», «7 х 7» ОГАУК «ТОКМ им. М.Б. Шатилова»

Репертуарный театр «Pop-up театр», «Театр. На вынос», ТО «КУЛь», «Сельский театр драмы и комедии в Фомихе»

Смешанная модель деятельности ФГБУК «Государственный академический Мари-инский театр», «Государственный академический Большой театр России», ГБУК ЛО театр «На Литейном»; СПБ ГБУК «Клоун-Мим-Театр "Мимигранты"», РНОО «Центр театрального мастерства»

3 Локация Спектакль в окружающей среде Спектакли ФГБУК «Государственный академический Мариинский театр» в Выборгском замке; спектакли ТО «КУЛь»

Спектакль-про-гулка/бродилка «Маршрут старухи»; спектакли фестиваля «#ВПУТЬ»: «#В_ДОМЕ», «#НА_РАЙОНЕ», «#ПО_ДОРОГЕ»; спектакли «Мобильного художественного театра»

4 Взаимодействие с пространством Спектакль в найденном пространстве Спектакли «Сельского театра драмы и комедии в Фомихе», спектакль «Задержанный. Сергей Дов-латов» «Pop-up театра»

Спектакль в измененном пространстве Спектакль «Вишневый сад. Тишина» ГБУК ЛО театр «На Литейном», спектакли театральной компании «Немхат»

Спектакль в созданном пространстве Спектакль «Борис Годунов» ФГБУК «Государственный академический Большой театр России»; спектакль «Лёха» СПб ГБУК «СПБ Театр "Суббота"»

5 Использование современных технологий Мероприятия с живым исполнением Спектакль «Время роста деревьев» Творческой лаборатории «Угол»

Мероприятия без живого исполнения Аудиоспектакли: спектакли «Мобильного художественного театра»; спектакли «Другой город», «Профсоюз работников ада», «С Чарльзом Буков-ски за барной стойкой» «Pop-up театра»; Спектакли в виртуальной реальности: спектакль «Клетка с попугаями»

Гибридные мероприятия Спектакль «В поисках автора» режиссера Данила Чащина; спектакль «Матильда Кшесинская - блистательная реальность русского балета» режиссера Игоря Коняева

см со

О

скверы и так далее), становится необходимым согласование с органами власти.

Подводя итог, следует отметить, что сейчас всё более заметной становится тенденция к смешению театра и жизни, проникновение

элементов театральности в повседневность. Здесь можно усмотреть отголоски теории Николая Евреинова о театрализации жизни. Он писал, что театр театром делает не «литературная пьеса, стиль, верность эпохе, чувство

меры, красивые декорации, костюмы, <...> взаимодействия сайт-специфического театра

а чувство театральности, анархическое чув- и государства. Существуя в различных фор-

ство каждого из нас, которое прежде всего мах и локациях, сайт-специфический театр

хочет настоящего и до безумия смелого пре- XXI в. может способствовать решению важ-

ображения» [4, c. 45]. ных социальных вопросов развития регионов

Современные тенденции в развитии на- страны посредством театральной деятельно-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

правления свидетельствуют об активации сти, «включенной» в повседневную жизнь.

Список литературы:

[1] Вилова А. В Петербурге состоялась премьера AR-спектакля к 150-летию со дня рождения Матильды Кшесинской // Санкт-Петербургские ведомости. - 2022, 8 дек. - Интернет-ресурс. Режим доступа: https://spbvedomosti.ru/news/culture/v-peterburge-sostoyalas-premera-ar-spektaklya-k-150-letiyu-so-dnya-rozhdeniya-matildy-kshesinskoy/ (28.06.2024)

[2] Гордиенко Е.И. Призрачное пространство в спектаклях in situ: эффект междумирья // Theatrum Mundi. Подвижный лексикон / под ред. Юлии Лидерман и Валерия Золотухина. - М.: Музей современного искусства «Гараж», 2021. - С. 232-248.

[3] Гордиенко Е.И. Спектакли in situ: документальное пространство игры // Шаги/Steps. - 2017, № 3. -Интернет-ресурс. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/spektakli-in-situ-dokumentalnoe-prostranstvo-igry (28.06.2024)

[4] Евреинов Н.Н. Театрализация жизни // Демон театральности / Сост.: А.Ю. Зубкова, В.И. Максимова. - М.; СПб.: Летний сад, 2002. - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://teatr-lib.ru/Library/ Evreinov/Demon/#_Toc125710725 (28.06.2024)

[5] История // Маршрут старухи. - Интернет-ресурс. Режим доступа: https://starukha.ru/history (28.06.2024)

[6] Клейман Ю. «Мелочи» Сьюзан Гласпелл в Провинстаун плейерс и рождение новой драмы в США // Новая драма рубежа 19-20 веков: проблематика, поэтика, пути сценического воплощения: материалы научной конференции 8-10 ноября 2013 года. - СПб.: СПбГАТИ, 2014. - 267-275 c. - Интернет-ресурс. Режим доступа: https://www.rgisi.ru/assets/files/12133/Новая%20драма_2013.pdf (28.06.2024)

[7] Концепция долгосрочного развития театрального дела в Российской Федерации на период до 2030 года (проект). - М.: Союз театральных деятелей Российской Федерации, 2019. - С. 36. - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://std.web-soft.ru/media/cms_page_media/2019/12/16/%D0%9A%D0%BE%D 0%BD%D1%86%D0%B5%D0%BF%D1%86%D0%B8%D1%8F%202030.pdf?ysclid=lw6x4i3xe8190560570 (28.06.2024)

[8] Лекция Юлии Клейман «Сайт-специфик: свидетельство о рождении» [Видеозапись]. - Интернет-ресурс. Режим доступа: https://youtu.be/a9LhtGndXnA (28.06.2024)

[9] Макеева С.О. Пространственные произведения Light and Space и проблема определения инсталляции: аспекты сайт-специфичности и эфемерности // Актуальные проблемы теории и истории искусства. - 2022, т. 12. - С. 542-553. - Интернет-ресурс. Режим доступа: https://web.archive.org/ web/20230208190822/http://actual-art.org/files/sb/12/Makeeva.pdf (28.06.2024)

[10] Российская Федерация. Законы. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) (статьи 1-453) (с изменениями на 11.03. 2024): Федеральный закон № 51-ФЗ: [принят Государственной Думой 21.10.1994] // КонсультантПлюс. - Интернет-ресурс. Режим доступа: https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_5142/c6fbac84652d7c73b52a5b4bbd5d8408879ca4b1/ (28.06.2024)

[11] Сайт-специфик театр и технологии [Видеозапись] // Фестиваль Точка доступа. - Интернет-ресурс. Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=3bHliNDIZVM (28.06.2024)

[12] Franceschini C. Site-Specific Art // Artlex: art dictionary. - Интернет-ресурс. Режим доступа: https://www. artlex.com/author/cinzia (28.06.2024)

[13] Irwin R. Being and Circumstance: Notes toward a Conditional Art. - Larkspur: Lapis Press, 1985. - 157 p. -Интернет-ресурс. Режим доступа: https://archive.org/details/beingcircumstanc0000irwi/mode/2up (28.06.2024)

[14] Kwon M. One Place after Another: Site-specific art and Locational Identity. - Cambridge: MIT Press, 2002. -218 p. - Интернет-ресурс. Режим доступа: https://monoskop.org/images/d/d3/Kwon_Miwon_One_Place_ after_Another_Site-Specific_Art_and_Locational_Identity.pdf (28.06.2024)

[15] Reiss J.H. From Margin to Center: the Spaces of Installation Art. - Cambridge: MIT Press, 1999. - 181 p. -Интернет-ресурс. Режим доступа: https://paralelotrac.files.wordpress.com/2011/05/jreiss-from-center-to-margin.pdf (28.06.2024)

[16] Schechner R. Environmental Theater: an Expanded New Edition Including "Six Axioms for Environmental Theater". - New York: An Applause Original, 1994. - 339 p. - Интернет-ресурс. Режим доступа: Https://blog.zhdk.ch/stadtalsbuehne/files/2012/01/SCHECHNER-ENVIR0NMENTAALTHEATER.pdf (28.06.2024)

[17] SAechner R. Public Domain: Essays on the Theater. - New York: The Bobbs-Merrill company, 1969. -244 p. - Интернет-ресурс. Режим доступа: https://archive.org/details/publicdomainessa0000sche/mode/2up (28.06.2024)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.