ЯЗЫКИ КУЛЬТУРЫ
УДК 792.9 DOI 10.53115/19975996_2024_03_034_039
ББК 85.33
А.А. Екатерининская, С.С. Полякова
САЙТ-СПЕЦИФИЧЕСКИЙ ТЕАТР: ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ
Представлены результаты комплексного анализа истории и текущего состояния сайт-специфического театра, проведенного авторами данного исследования с позиций менеджмента, экономики и организационных особенностей деятельности. В ходе данного анализа был обобщен опыт более чем пятидесяти сайт-специфик проектов и организаций, осуществленных и функционировавших в последнее пятилетие в Российской Федерации, что позволило авторам статьи классифицировать их по нескольким признакам, значимым с продюсерской точки зрения. Выделены классификации сайт-специфических театров в зависимости от субъектного состава, модели деятельности, локации, взаимодействия с пространством, использования современных технологий.
Ключевые слова:
организационные аспекты, сайт-специфик, спектакль, театр, театральная постановка.
Екатерининская А.А., Полякова С.С. Сайт-специфический театр: организационные аспекты // Общество. Среда. Развитие. - 2024, № 3. - С. 34-39. -DOI 10.53115/19975996_2024_03_034_039
© Екатерининская Анна Алексеевна - кандидат искусствоведения, доцент, Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения, Санкт-Петербург; Академия русского балета имени А.Я. Вагановой, Санкт-Петербург; Российский государственный институт сценических искусств, Санкт-Петербург; e-mail: [email protected] © Полякова Софья Сергеевна - независимый продюсер, Санкт-Петербург; e-mail: [email protected]
см со
О
Театральные постановки вне сценических площадок появились задолго до введения в научный оборот понятий «сайт-специфический театр» и «спектакли in situ». Сайт-специфический театр можно рассматривать как обращение к самым ранним «театральным» практикам, где пространство напрямую влияло на характер действия. К примеру, еще в средневековом театре литургические драмы проходили в церкви, что подчеркивало взаимосвязь содержания действия и пространства.
Точной даты, когда активное участие пространства в контексте постановки стало отдельным театральным направлением и получило название «сайт-специфик театр», нет. Авторство термина «site-specific art» приписывают художнику Роберт Ирвину [9, с. 542-543], который в книге «Бытие и обстоятельства: заметки к условному искусству» [13] сформулировал четыре концепции, определяющие связь между произведением и контекстом (пространством): site-dominant (произведение доминирует
над местом), site-adjusted (произведение приспосабливается к месту), site-determined (произведение обусловлено местом) и site-specific (произведение ориентировано на конкретное место).
Согласно проекту «Концепции долгосрочного развития театрального дела в Российской Федерации на период до 2030 года», «сайт-специфический театр связан с новым подходом к пространству спектакля, использует в качестве театрального всё разнообразие городской и природной среды» [7, c. 36].
В настоящее время понятие «сайт-спец-ифик» применяется к любым спектаклям, проходящим вне сценических площадок.
Теория и история становления и развития сайт-специфического искусства в целом, равно как и театрального направления «сайт-специфик», достаточно изучены. Особое положение среди научных изысканий занимают труды Ричарда Шехнера, автора теории «театра естественной среды» [16], представляющие теоретическое осмысление театра вне традиционного сценическо-
го пространства на основе его практического опыта.
Однако подавляющая часть этих исследований являются чисто культурологическими и искусствоведческими, рассматривающими «генеалогию» сайт-специфического искусства, проявление в контексте «па-блик-арт» (искусства в городской среде), инсталляции или перформанса, а также его эстетические, социальные и даже политические функции.
Комплексный анализ текущего состояния рассматриваемого театрального направления с позиций менеджмента, экономики и организационных особенностей деятельности на настоящее время в научной среде не представлен, что затрудняет определения перспектив его развития. Указанный фактор обусловливает актуальность данного исследования, целью которого является выявление тенденций развития сайт-специфического театра в Российской Федерации с продюсерской точки зрения.
В ходе исследования, проведенного в 2024 г. авторами данной статьи, была проанализирована история становления рассматриваемого театрального направления, обобщен опыт сайт-специфических проектов в США, Великобритании, а также более чем пятидесяти сайт-специфик проектов и организаций, осуществленных и функционировавших в последнее пятилетие на территории Российской Федерации (в выборку вошли проекты и организации, реализованные и действующие в крупных городах страны, различающиеся по форме собственности и организационно-правовой форме), что позволило классифицировать их по нескольким признакам, значимым с продюсерской точки зрения. В данных классификациях не берется в расчет художественная и смыслообразующая сторона рассматриваемых театральных инициатив.
Субъектный состав
Организованные публично-правовыми образованиями. Как и театральные коллективы прочих направлений, сайт-специфические театры могут быть государственными. В качестве примера можно назвать Национальный театр Уэльса. В Российской Федерации государственные сайт-специфические театры отсутствуют. При этом в репертуаре государственных театров могут содержаться отдельные сайт-специфические спектакли.
Организованные юридическими лицами. Сайт-специфический театр может быть частной инициативой. Подавляющее боль-
шинство негосударственных сайт-специфических организаций нашей страны являются некоммерческими.
Организованные физическими лицами. Значительная часть сайт-специфик инициатив реализуется без образования юридического лица. Организаторы сайт-специфик мероприятий на территории нашей страны чаще всего выбирают статус индивидуального предпринимателя (ИП), а не самозанятого. В данном случае физическое лицо «отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом» [10], а весь доход, который приносит бизнес, является его личной собственностью. Форма ИП выбирается, так как регистрация и налоговая отчетность намного проще, чем у юридических лиц, к тому же индивидуальному предпринимателю не требуется уставной капитал.
С данной классификацией напрямую связана возможность получения государственного финансирования на сайт-спец-ифик инициативы.
Государственные театры финансируются в рамках государственного задания, если сайт-специфический спектакль в него включается.
Негосударственные театры имеют право участвовать в конкурсных процедурах на получение средств из государственного бюджета. При этом необходимо, чтобы цели и контекст деятельности организации были направлены на положительный для общества культурный опыт. В связи с данным фактором в настоящее время государственную финансовую поддержку в Российской Федерации, в основном, получают негосударственные сайт-специфик проекты (фестивали, лаборатории, отдельные спектакли), а не репертуарные театры, так как большинство из них создают постановки на основе спорных литературных источников и тем.
Статус ИП организатора позволяет участвовать в грантовых конкурсах опять-таки при условии соответствия проекта требованиям, предъявляемым государством.
Модель деятельности
Проектная деятельность. К данной модели относятся однократные или периодические мероприятия в формате сайт-специфик (как отдельные спектакли, так и программы или лаборатории, организованные в рамках более крупных специальных событий). Следует отметить, что в настоящее время в Российской Федерации сайт-специфический театр чаще всего воплощается именно в проектной деятельности.
см со
О
Репертуарный театр. Театр данной модели (крайне редко встречающийся на театральной карте нашей страны) имеет в репертуаре исключительно сайт-специфические спектакли и осуществляет их параллельный показ.
Смешанная модель деятельности предполагает создание репертуарными театрами сайт-специфик проектов или включение сайт-специфических спектаклей в репертуар наравне с традиционными постановками. Данные произведения играются, по большей части, на несценических площадках на территории театра или вблизи него (двор, сад) или же в рамках выездных мероприятий на открытом воздухе.
Локация
Спектакль в окружающей среде. Действие спектакля происходит в одной локации. Главенствующей в данном случае становится идея неразрывной связи спектакля с окружающей средой [11]. Пространство вписывается в контекст театрального представления. При этом, по словам Майка Пирсона, возникают отношения между спектаклем и местом, где он проходит. Отношения эти могут быть трех видов: прямое взаимодействие и дополнение друг друга, преобладание/нападение одно из на другого и игнорирование друг друга [11].
Спектакль-прогулка/бродилка. Действие спектакля данного вида разворачивается в нескольких локациях, причем может быть как последовательный порядок эпизодов, так и параллельный. Зритель или переходит с локации на локацию вслед за указаниями организаторов мероприятия, или самостоятельно определяет свой маршрут, перемещаясь в пространстве, выбирая место, где расположиться, и сцену как ориентир места действия [16, р. ХХХШ-ХХХЩ. Если изначально нет фиксации мест, нет установки о том «как должно воспринимать происходящее», обнаруживаются совершенно неожиданные паттерны поведения аудитории, которые могут меняться в течение спектакля [16, р. XXXV].
Взаимодействие с пространством
Спектакль в найденном пространстве. Найденное пространство чаще всего находится на открытом воздухе или в общественных помещениях, которые невозможно преобразовать. Здесь задача состоит в том, чтобы осознать окружающую среду, принять существующее пространство и вступить с ним в сценический диалог.
Принципы такого подхода были сформулированы Р. Шехнером:
— «изначально данные характеристики пространства должны быть исследованы и использованы, а не замаскированы;
— возможна случайная, ситуативная организация пространства;
— задача декораций заключается не в том, чтобы закрыть или преобразовать пространство, а в том, чтобы понять его;
— неожиданно зрители могут создавать новые пространственные возможности» (пер. С. Поляковой) [16, р ХХХШ-ХХХГУ].
Спектакль в измененном пространстве. Создатели спектакля изменяют пространство, добавляют туда сценические конструкции и элементы оформления, тем самым создавая среду. В таком случае постановка определяет расположение и модель поведения зрителей.
Спектакль в созданном пространстве. Для представлений данного типа выстраиваются специальные, порой очень сложные, декорации. Большое значение имеет установка сценического света. Художественное оформление здесь компилируется с окружающей средой.
Использование современных технологий
Мероприятия с живым исполнением. Постановки, относящиеся к данной категории, представляют собой традиционные сайт-специфические спектакли, в которых задействованы живые исполнители.
Мероприятия без живого исполнения. К данной категории относятся спектакли, в которых живое исполнение полностью заменяется на его запись или симуляцию. Это аудиоспектакли и спектакли в виртуальной реальности.
В сайт-специфических аудиоспектаклях, в последнее время получивших широкое распространение на территории нашей страны, пространство из-за физического отсутствия актеров играет ведущую роль.
VR-спектакли, при просмотре которых зритель все время находится в очках виртуальной реальности, пока мало распространены. В них виртуальная реальность используется для замещения реального пространства, для создания ощущения присутствия на мероприятии. Данный вид мероприятий, на наш взгляд, неправомерно относить к спектаклям вообще, так как исчезает «суть» театра - живое исполнение и неповторимость действия, даже если зритель способен выбирать «ракурс» просмотра и в некотором смысле взаимодействовать с пространством.
Гибридные мероприятия. К данной категории относятся сайт-специфические
спектакли, в рамках проведения которых происходит совмещение современных технологических решений с живым актерским исполнением.
К примеру, в рамках некоторых спектаклей-прогулок зрители должны слушать аудиозапись или радиотрансляцию, являющуюся связующим звеном между различными эпизодами, при переходе с одной локации с живыми исполнителями на другую.
Существуют проекты, где очки виртуальной реальности зрителям необходимо надевать и снимать по определенному сигналу, в остальное же время действие проходит в традиционном формате. VR-технология является в данном случае художественным элементом «живого» спектакля.
Спектакли с использованием технологии дополненной реальности (AR), когда зрители видят при помощи гаджетов (очков или планшетов) отсутствующие в реальности отдельные объекты (предметы, персонажи), достаточно распространены. Существуют даже проекты, которые зрители могут «дополнить» декорациями или реквизитом, используя приложение на телефоне. В данном случае существующая реальность дополняется виртуальной, но не теряет своих изначальных свойств, смыслов и характеристик.
Голографические спектакли представляют собой мероприятия, когда актеры или декорации заменяются голографиче-скими изображениями. На данный момент сайт-специфик спектакли с использованием такой технологии крайне редки. Однако в перспективе это может стать еще одним эффективным методом работы с пространством, при условии, что цифровой элемент не будет полностью «затмевать» собой реальный. В противном же случае сама идея спектакля, ориентированного на конкретное место, будет утеряна.
Представим данные классификации в табличном виде с приведением примеров конкретных проектов и организаций (табл. 1).
При рассмотрении разнообразной палитры сайт-специфик мероприятий можно увидеть, что часть из них имеют много схожего с сайт-специфическими спектаклями, но не являются таковыми по сути. Разговор здесь идет о квестах в реальности с актерами, театрализованных экскурсиях и ряде перформансов.
В данных случаях главное значение имеет пространство (изначальное или созданное), именно оно становится «отправной точкой» для сюжета и всего действия;
присутствуют актер и зритель, который лишь наблюдает или участвует в действии. Пожалуй, основными отличиями здесь следует указать цели проектов и отношения между зрителем, актером и пространством.
Когда в квесте присутствует актер, он выполняет дополнительную функцию для усиления эмоционального эффекта (то есть его присутствие не является главным элементом). Чаще всего актер становится только «проводником» в игре, вводит участников в сюжет, подсказывает дальнейшие действия, пугает их и т.п.
Подобный вывод можно сделать и про экскурсии с участием актеров. Экскурсант здесь сильнее приближен к образу театрального зрителя, однако театрализация действия используется лишь для усиления восприятия, являясь вспомогательным элементом для удержания внимания.
Ряд перформансов по некоторым признакам сходны с сайт-специфическим театром. Здесь также место действия является важным элементом происходящего. Причем, чаще всего, в перформансе взаимоотношения действия и пространства строятся на «столкновении». Перформанс создается как «акция», строящаяся на провокационном действии иногда с агрессивным привлечением внимания. В случае же сайт-специфического театра провокация не является самоцелью, а может быть использована как инструмент для достижения цели.
Таким образом, причислять к сайт-специфическому театру все культурно-досуговые мероприятия, в которых главную роль занимает пространство и задействованы актеры, неверно. Только если актерская игра оказывается ведущим элементом действия, а не вспомогательной функцией к основной цели, сайт-специфик мероприятие можно рассматривать, как театральное.
Возвращаясь к организационным особенностям сайт-специфического театра, следует отметить, что для всех инициатив данного направления характерны общие черты:
— минимизация или отсутствие расходов на аренду помещения;
— необходимость согласования места проведения мероприятия.
В случаях, когда согласование требуется только с владельцами/арендаторами места, сайт-специфический театр ничем не отличается от «классического», которому также необходимо документально подтвержденное право использования той или иной площадки. В случае, когда спектакль планируется провести в месте, не находящемся в частной собственности (улицы, парки,
38
Театральные сайт-специфик проекты и организации
Таблица 1
Классификация Виды Примеры
1 Субъектный состав Организованные публично-правовыми образованиями Национальный театр Уэльса
Организованные юридическими лицами АНО «Эскизы в пространстве», РНОО «Центр театрального мастерства»
Организованные физическими лицами ТО «КУЛь», «Pop-up театр»
2 Модель деятельности Проектная деятельность Фестивали: «Точка доступа», «Специфик»; Программы и лаборатории: программа «Живые пространства» фестиваля «Территория», лаборатория «Свое место» фестиваля «В смысле?!», лаборатория «#ВПУТЬ» ГАУ НСО «МДТ "Первый театр"»; Спектакли: «Маршрут старухи», «7 х 7» ОГАУК «ТОКМ им. М.Б. Шатилова»
Репертуарный театр «Pop-up театр», «Театр. На вынос», ТО «КУЛь», «Сельский театр драмы и комедии в Фомихе»
Смешанная модель деятельности ФГБУК «Государственный академический Мари-инский театр», «Государственный академический Большой театр России», ГБУК ЛО театр «На Литейном»; СПБ ГБУК «Клоун-Мим-Театр "Мимигранты"», РНОО «Центр театрального мастерства»
3 Локация Спектакль в окружающей среде Спектакли ФГБУК «Государственный академический Мариинский театр» в Выборгском замке; спектакли ТО «КУЛь»
Спектакль-про-гулка/бродилка «Маршрут старухи»; спектакли фестиваля «#ВПУТЬ»: «#В_ДОМЕ», «#НА_РАЙОНЕ», «#ПО_ДОРОГЕ»; спектакли «Мобильного художественного театра»
4 Взаимодействие с пространством Спектакль в найденном пространстве Спектакли «Сельского театра драмы и комедии в Фомихе», спектакль «Задержанный. Сергей Дов-латов» «Pop-up театра»
Спектакль в измененном пространстве Спектакль «Вишневый сад. Тишина» ГБУК ЛО театр «На Литейном», спектакли театральной компании «Немхат»
Спектакль в созданном пространстве Спектакль «Борис Годунов» ФГБУК «Государственный академический Большой театр России»; спектакль «Лёха» СПб ГБУК «СПБ Театр "Суббота"»
5 Использование современных технологий Мероприятия с живым исполнением Спектакль «Время роста деревьев» Творческой лаборатории «Угол»
Мероприятия без живого исполнения Аудиоспектакли: спектакли «Мобильного художественного театра»; спектакли «Другой город», «Профсоюз работников ада», «С Чарльзом Буков-ски за барной стойкой» «Pop-up театра»; Спектакли в виртуальной реальности: спектакль «Клетка с попугаями»
Гибридные мероприятия Спектакль «В поисках автора» режиссера Данила Чащина; спектакль «Матильда Кшесинская - блистательная реальность русского балета» режиссера Игоря Коняева
см со
О
скверы и так далее), становится необходимым согласование с органами власти.
Подводя итог, следует отметить, что сейчас всё более заметной становится тенденция к смешению театра и жизни, проникновение
элементов театральности в повседневность. Здесь можно усмотреть отголоски теории Николая Евреинова о театрализации жизни. Он писал, что театр театром делает не «литературная пьеса, стиль, верность эпохе, чувство
меры, красивые декорации, костюмы, <...> взаимодействия сайт-специфического театра
а чувство театральности, анархическое чув- и государства. Существуя в различных фор-
ство каждого из нас, которое прежде всего мах и локациях, сайт-специфический театр
хочет настоящего и до безумия смелого пре- XXI в. может способствовать решению важ-
ображения» [4, c. 45]. ных социальных вопросов развития регионов
Современные тенденции в развитии на- страны посредством театральной деятельно-
правления свидетельствуют об активации сти, «включенной» в повседневную жизнь.
Список литературы:
[1] Вилова А. В Петербурге состоялась премьера AR-спектакля к 150-летию со дня рождения Матильды Кшесинской // Санкт-Петербургские ведомости. - 2022, 8 дек. - Интернет-ресурс. Режим доступа: https://spbvedomosti.ru/news/culture/v-peterburge-sostoyalas-premera-ar-spektaklya-k-150-letiyu-so-dnya-rozhdeniya-matildy-kshesinskoy/ (28.06.2024)
[2] Гордиенко Е.И. Призрачное пространство в спектаклях in situ: эффект междумирья // Theatrum Mundi. Подвижный лексикон / под ред. Юлии Лидерман и Валерия Золотухина. - М.: Музей современного искусства «Гараж», 2021. - С. 232-248.
[3] Гордиенко Е.И. Спектакли in situ: документальное пространство игры // Шаги/Steps. - 2017, № 3. -Интернет-ресурс. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/spektakli-in-situ-dokumentalnoe-prostranstvo-igry (28.06.2024)
[4] Евреинов Н.Н. Театрализация жизни // Демон театральности / Сост.: А.Ю. Зубкова, В.И. Максимова. - М.; СПб.: Летний сад, 2002. - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://teatr-lib.ru/Library/ Evreinov/Demon/#_Toc125710725 (28.06.2024)
[5] История // Маршрут старухи. - Интернет-ресурс. Режим доступа: https://starukha.ru/history (28.06.2024)
[6] Клейман Ю. «Мелочи» Сьюзан Гласпелл в Провинстаун плейерс и рождение новой драмы в США // Новая драма рубежа 19-20 веков: проблематика, поэтика, пути сценического воплощения: материалы научной конференции 8-10 ноября 2013 года. - СПб.: СПбГАТИ, 2014. - 267-275 c. - Интернет-ресурс. Режим доступа: https://www.rgisi.ru/assets/files/12133/Новая%20драма_2013.pdf (28.06.2024)
[7] Концепция долгосрочного развития театрального дела в Российской Федерации на период до 2030 года (проект). - М.: Союз театральных деятелей Российской Федерации, 2019. - С. 36. - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://std.web-soft.ru/media/cms_page_media/2019/12/16/%D0%9A%D0%BE%D 0%BD%D1%86%D0%B5%D0%BF%D1%86%D0%B8%D1%8F%202030.pdf?ysclid=lw6x4i3xe8190560570 (28.06.2024)
[8] Лекция Юлии Клейман «Сайт-специфик: свидетельство о рождении» [Видеозапись]. - Интернет-ресурс. Режим доступа: https://youtu.be/a9LhtGndXnA (28.06.2024)
[9] Макеева С.О. Пространственные произведения Light and Space и проблема определения инсталляции: аспекты сайт-специфичности и эфемерности // Актуальные проблемы теории и истории искусства. - 2022, т. 12. - С. 542-553. - Интернет-ресурс. Режим доступа: https://web.archive.org/ web/20230208190822/http://actual-art.org/files/sb/12/Makeeva.pdf (28.06.2024)
[10] Российская Федерация. Законы. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) (статьи 1-453) (с изменениями на 11.03. 2024): Федеральный закон № 51-ФЗ: [принят Государственной Думой 21.10.1994] // КонсультантПлюс. - Интернет-ресурс. Режим доступа: https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_5142/c6fbac84652d7c73b52a5b4bbd5d8408879ca4b1/ (28.06.2024)
[11] Сайт-специфик театр и технологии [Видеозапись] // Фестиваль Точка доступа. - Интернет-ресурс. Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=3bHliNDIZVM (28.06.2024)
[12] Franceschini C. Site-Specific Art // Artlex: art dictionary. - Интернет-ресурс. Режим доступа: https://www. artlex.com/author/cinzia (28.06.2024)
[13] Irwin R. Being and Circumstance: Notes toward a Conditional Art. - Larkspur: Lapis Press, 1985. - 157 p. -Интернет-ресурс. Режим доступа: https://archive.org/details/beingcircumstanc0000irwi/mode/2up (28.06.2024)
[14] Kwon M. One Place after Another: Site-specific art and Locational Identity. - Cambridge: MIT Press, 2002. -218 p. - Интернет-ресурс. Режим доступа: https://monoskop.org/images/d/d3/Kwon_Miwon_One_Place_ after_Another_Site-Specific_Art_and_Locational_Identity.pdf (28.06.2024)
[15] Reiss J.H. From Margin to Center: the Spaces of Installation Art. - Cambridge: MIT Press, 1999. - 181 p. -Интернет-ресурс. Режим доступа: https://paralelotrac.files.wordpress.com/2011/05/jreiss-from-center-to-margin.pdf (28.06.2024)
[16] Schechner R. Environmental Theater: an Expanded New Edition Including "Six Axioms for Environmental Theater". - New York: An Applause Original, 1994. - 339 p. - Интернет-ресурс. Режим доступа: Https://blog.zhdk.ch/stadtalsbuehne/files/2012/01/SCHECHNER-ENVIR0NMENTAALTHEATER.pdf (28.06.2024)
[17] SAechner R. Public Domain: Essays on the Theater. - New York: The Bobbs-Merrill company, 1969. -244 p. - Интернет-ресурс. Режим доступа: https://archive.org/details/publicdomainessa0000sche/mode/2up (28.06.2024)