Научная статья на тему 'Сайт как эффективный инструмент продвижения города (практический аспект)'

Сайт как эффективный инструмент продвижения города (практический аспект) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1081
172
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САЙТ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / КОНТЕНТ / ПРОДВИЖЕНИЕ / МАРКЕТИНГОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ / ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ МАРКЕТИНГ / MUNICIPAL WEBSITE / CONTENT / PROMOTION / MARKETING COMMUNICATIONS / PLACE MARKETING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Курникова М.В.

В статье представлен практический контент-анализ сайтов городских округов Самарской области. Выделены основные характеристики, определяющие эффективность сайта города как инструмента регионального продвижения. По результатам анализа разработаны практические рекомендации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WEBSITE AS AN EFFICIAL TOOL IN CITY PROMOTION (A PRACTICAL APPROACH)

The paper presents the data on the website analysis of the Samarskaya Oblast cities and towns. The author singles out main features defining the efficiency of a city website as a tool of regional promotion. The analysis results provided the basis for certain guidelines.

Текст научной работы на тему «Сайт как эффективный инструмент продвижения города (практический аспект)»

УДК 332.024

М.В. Курникова

канд. экон. наук, доцент, кафедра региональной экономики, государственного

и муниципального управления, ФГБОУВО «Самарский государственный экономический

университет»

САЙТ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ПРОДВИЖЕНИЯ ГОРОДА

(ПРАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)

Аннотация. В статье представлен практический контент-анализ сайтов городских округов Самарской области. Выделены основные характеристики, определяющие эффективность сайта города как инструмента регионального продвижения. По результатам анализа разработаны практические рекомендации.

Ключевые слова: сайт муниципального образования, контент, продвижение, маркетинговые коммуникации, территориальный маркетинг.

M.V. Kurnikova, Samara State Economic University

WEBSITE AS AN EFFICIAL TOOL IN CITY PROMOTION (A PRACTICAL APPROACH)

Abstract. The paper presents the data on the website analysis of the Samarskaya Oblast cities and towns. The author singles out main features defining the efficiency of a city website as a tool of regional promotion. The analysis results provided the basis for certain guidelines.

Keywords: municipal website, content, promotion, marketing communications, place marketing.

В условиях возрастающей конкуренции регионов за все виды ресурсов одним из ключевых факторов обеспечения региональной конкурентоспособности становится использование маркетингового подхода в региональном управлении. Региональный маркетинг позволяет организовать продвижение благоприятной информации о территории и повысить привлекательность ее ресурсов, условий проживания и ведения бизнеса в ее границах.

Инструментом может выступить сайт муниципального образования (МО), при условии своего эффективного и адекватного поставленным задачам использования. В региональном медиапространстве сайт любого МО служит средством распределения потока информации о деятельности органов местного самоуправления и связующим звеном в системе социально-политических отношений между городскими властями и жителями [1, с. 112].

Наряду со своей прямой функцией, сайт МО способен, на наш взгляд, выступать средством продвижения интересов муниципалитета: распространять положительную информацию о территории, выпускаемой продукции и условиях ведения бизнеса [3, с. 14], а также увеличивать узнаваемость места, улучшать осведомленность о нем и формировать его имидж [2, с. 114-115]. В этой связи исследование вопросов эффективного использования сайта для продвижения территорий приобретает особую актуальность.

На наш взгляд, территориальное продвижение можно определить как совокупность мероприятий, направленных на формирование положительного имиджа террито-

рии на основе исторически сложившихся привлекательных характеристик и развиваемых конкурентных преимуществ. Тогда продвижение территории в интернет-пространстве - это инструментарий комплексного воздействия на существующих и потенциальных потребителей территориальных ресурсов с использованием информационных технологий.

В настоящий момент, в ответ на требования времени и в соответствии с ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», все муниципалитеты и органы власти разработали свои официальные сайты. По нашему мнению, роль сайта МО заключается в создании, построении и управлении взаимоотношениями с целевой аудиторией территориального маркетинга.

Рассмотрим особенности комплекса продвижения Самарской области в интернет-пространстве с использованием инструментария сайта (портала) 10 городских округов Самарской области (5 из них представлены в таблице 1).

Таблица 1 - Результаты практического анализа сайтов городских округов

Самарской области

Заглавие и адрес Интерактив- Возможность Связан- Преимущества

сайта ность обратной связи ность с соцсетями и недостатки

Официальный сайт Видео, инте- Онлайн- + Двуязычная

Администр ации рактивная приемная версия сайта

г.о. Самара карта города,

www.samadm.ru соцопросы

Официальный пор- Календарь Личный прием + Двуязычная

тал Мэрии г.о. мероприятии, мэра и замести- версия сайта

Тольятти телефонный телей, система

www.portal.tlg.ru справочник, фото, видео обращений «Открытый город»

Официальный сайт Нет Интернет- + Отсутствие ин-

м.о. г.о. Сызрань голосования терактивности,

www. adm. syzran.ru исключительно информационный контент

Официальный сайт Интерактив- Онлайн-опросы - Сайт на дора-

Администрации ная экскур- (в разработке), ботке, часто не

г.о. Жигулевск Са- сия по горо- форма отправки работают пере-

марской области ду; видео пожеланий ходы между

www.zhigulevsk.org «Города Самарской губернии» «Улучшить сайт) разделами

Информационный Нет Виртуальная + На сайте есть

портал г.о. Ново- приемная ссылки прямого

куйбышевск перехода на

www.nvkb.ru посвященные городу блог-проекты

Практический контент-анализ сайтов городов Самарской области позволил сделать следующие выводы.

На сайте преимущественно представлена информация об административной структуре, социально-экономическом развитии, основных предприятиях коммерческого сектора и социальных службах и т.д. Однако являясь инструментом продвижения, направленным на такие целевые аудитории как местный бизнес, инвесторы, туристы, МО через сайты позиционируют себя довольно слабо. Положительную практику направленности на инвесторов демонстрирует сайт г. Жигулевска, где в разделе «Инвесторам» можно найти информацию об инвестиционной привлекательности города, инвестиционных проектах, свободных производственных ресурсах (площадках, земельных участках, имуществе), мерах государственной и региональной поддержки инвестиционной деятельности. Кроме того, в разделе представлен канал прямой связи органов местного самоуправления с инвесторами. Тот же сайт с точки зрения туристской привлекательности предоставляет возможность осуществить интерактивную экскурсию по основным достопримечательностям города.

Говоря о направленности на разные категории потребителей, необходимым условием эффективности сайта города как инструмента продвижения является наличие полиязычной версии. Такие версии (английский, русский языки) имеются у сайтов крупных городов - Самары, Тольятти. Интересно, что англоязычная версия сайта Самары содержит лишь общую информацию о городе; в то время как портал Тольятти предоставляет своим англоязычным читателям информацию об истории и географии города, его общественной жизни, дает развернутую структуру администрации, календарь событий, информацию для инвесторов: производственный и инвестиционный потенциал, имеющиеся инвестиционные площадки.

Практически все сайты имеют систему виртуальных приемных, создавая, тем самым, «эффект присутствия» первых лиц муниципалитета. Интересна практика сайта г.о. Кинель: «Интернет-видеоприемная» позволяет проводить телеконференции главы города с желающими. Кроме того, онлайн-приемные глав городов имеются на сайтах городов Жигулевск, Новокуйбышевск, Октябрьск, Отрадный, Самара, Тольятти.

Многими сайтами осуществляется задача проведения мониторинга политической и социальной ситуации в МО. Так, сайт города Тольятти имеет систему обращений «Открытый город», позволяющую фиксировать сигналы от граждан по социально-значимым вопросам. Аналогичные формы для голосования имеют сайты городов Сызрань и Чапаевск.

Одной из задач сайта как инструмента продвижения МО является его деятельность в качестве инновационной торговой площадки. Анализ представленных сайтов не выявил ни одного ресурса, осуществляющего прямые продажи или принимающего запросы на те или иные виды муниципальных ресурсов в онлайн-режиме.

Важным фактором эффективности продвижения МО через сайт служит интерактивность последнего. Благодаря возможностям сети интернет города могут предоставлять материалы, вовлекающие пользователя во взаимодействие. В этой связи можно

отметить такие элементы интерактивности сайта, как интерактивный календарь мероприятий, телефонный справочник (г. Тольятти), фотогалереи (гг. Кинель, Октябрьск, Отрадный, Похвистнево).

Не ограничиваясь лишь сайтом (порталом), многие муниципалитеты уделяют должное внимание современным способам коммуникаций с потребителями, таким как социальные сети. Свои группы в соцсетях имеют гг. Новокуйбышевск, Самара, Сызрань, Тольятти. Построение тематических сообществ муниципалитета в социальных сетях, по нашему мнению, позволяет сформировать лояльность потребителей к территории.

В связи с повсеместным распространением и постоянным развитием мобильных устройств, а также увеличением скорости и стабильности мобильного интернета определенным преимуществом обладают те сайты, которые имеют полнофункциональные мобильные версии.

Основные характеристики сайтов МО как инструментов регионального продвижения, определяющие его эффективность, представлены на рисунке 1.

Результаты проведенного контент-анализа сайтов МО Самарской области в соответствии с выделенными нами характеристиками позволяют сформулировать следующие рекомендации по использованию сайта города как инструмента регионального продвижения:

Полиязыч-ностъ

Рисунок 1 - Основные характеристики сайтов муниципалитетов как инструментов продвижения города в региональном маркетинге

1) структурировать представленный контент с целью его четкой ориентации на искомые целевые аудитории;

2) усилить использование современных интернет-технологий, вовлекающих потребителя в коммуникацию;

3) способствовать сбыту производимой в МО продукции.

В заключение следует отметить, что сайт города представляет собой мощный инструмент реализации стратегии развития территории. Однако для того чтобы демонстрировать максимально высокую эффективность, сайт города как инструмент регионального продвижения, должен способствовать общей маркетинговой стратегии региона и быть ее логичным продолжением в интернет-пространстве.

Список литературы:

1. Бейсембаева, Г.А. Сайт города как информационный инструмент [Текст] / Г. А. Бейсембаева // Сборник лучших практик взаимодействия населения и власти в решении местных проблем / под ред. К.В. Малова. - Новосибирск: АСДГ, 2009. -С. 112-114.

2. Маркетинг территорий [Текст]: учебник и практикум для академического бакалавриата / под общ. ред. О.Н. Романенковой. - М.: Юрайт, 2015. - 262 с.

3. Минаева, Л.В. Сайт как инструмент продвижения территории [Текст] / Л.В. Минаева // Практика муниципального управления. - 2012. - № 2. - URL: https://istina.msu.ru/publications/article/589493/ (дата обращения: 20.01.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.