Научная статья на тему 'Сайт "информатика и программирование: Шаг за шагом" - 13 лет в российском сегменте сети Интернет'

Сайт "информатика и программирование: Шаг за шагом" - 13 лет в российском сегменте сети Интернет Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
318
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОГРАММИРОВАНИЕ / ОБУЧЕНИЕ / ИНФОРМАТИКА / АНАЛИЗ ЛОГ-ФАЙЛОВ / PROGRAMMING / TEACHING / INFORMATICS / ANALYSIS OF LOG FILES

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Медведев Аркадий Андреевич

В статье приводится описание структуры сайта «Информатика и программирование: шаг за шагом», анализируются результаты его использования в российском сегменте сети Интернет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WEBSITE OF "INFORMATICS AND PROGRAMMING: STEP BY STEP" -13 YEARS IN THE RUSSIAN SEGMENT OF THE INTERNET

The article describes the structure of the site «Informatics and programming: step by step» and analyses the results of its use in the Russian segment of the Internet.

Текст научной работы на тему «Сайт "информатика и программирование: Шаг за шагом" - 13 лет в российском сегменте сети Интернет»

УДК 377.1, 378.147 А.А. Медведев

Курганский государственный университет

САЙТ «ИНФОРМАТИКА И ПРОГРАММИРОВАНИЕ: ШАГ ЗА ШАГОМ» - 13 ЛЕТ В РОССИЙСКОМ СЕГМЕНТЕ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

Аннотация. В статье приводится описание структуры сайта «Информатика и программирование: шаг за шагом», анализируются результаты его использования в российском сегменте сети Интернет.

Ключевые слова: программирование, обучение, информатика, анализ лог-файлов.

A.A. Medvedev Kurgan State University

WEBSITE OF «INFORMATICS AND PROGRAMMING: STEP BY STEP» -13 YEARS IN THE RUSSIAN SEGMENT OF THE INTERNET

Annotation. The article describes the structure of the site «Informatics and programming: step by step» and analyses the results of its use in the Russian segment of the Internet.

Key words: programming, teaching, Informatics, analysis of log files.

Введение

В настоящее время сеть Интернет нашла широкое применение практически во всех областях человеческой деятельности. Не обошел своим вниманием Интернет сферу образования: сейчас многие учебные заведения имеют сайты учебной направленности. Не стала исключением кафедра кафедры информационных технологий Курганского государственного университета, где 13 лет назад, в сентябре 2003 года, появился сайт «Информатика и программирование: шаг за шагом» (http://it.kgsu.ru).

Целью создания сайта явилось формирование начальных профессиональных навыков у учащихся в области программирования, информатики и информационных технологий; организация поддержки учебных курсов преподавателей.

Сайт адресован учителям школ, преподавателям высших учебных заведений, занимающихся преподаванием программирования, информатики и смежных дисциплин. Он также будет полезен всем самостоятельно делающим первые шаги в изучении информатики и программирования.

Структура и содержание сайта

На сайте реализованы следующие разделы, содержащие теоретические, практические материалы, задания для самостоятельной работы (рисунок 1).

СЕРИЯ «ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ», ВЫПУСК 9

[29.09.16] Новости сайта

Уважаемые посетители! Сегодня на сайте открывается новый раздел Программирование \ Язык программирования

HaskelL в котором планируется познакомить посетителей с основами »того языка.

Сегодня в этот раздел мы добавили следующие шаги;

Я5ык лрограмюгровадия Hask-ell :

- Шаг 1. Индуктивные определения операций н предикатов, заданных на множествах слов. Натуральная индукши. Полная —

ИНДУКЦИЯ

Шаг 2. Индуктивные определения операций н предикатов, заданных на множествах слов. Вполне упорядоченное

Рисунок 1 - Фрагмент титульной (новостной) страницы.

Меню сайта

Программирование. Самый большой, наиболее пополняемый раздел сайта. Включает информацию по таким языкам программирования как:

1 Turbo Pascal;

2 Borland Delphi - содержит описание:

- основных классов;

- компонентов из наиболее используемых вкладок;

- работу с потоками;

- создание локальных баз данных, свойства и методы основных компонентов работы с локальными базами данных;

- технологии COM и ее реализации в Borland Delphi;

- почти всех компонентов библиотеки RX;

3 С/С++, который включает в себя:

- основные конструкции языка;

- описание и реализацию динамических структур данных (стеки, деки, очереди, деревья и т.п.);

- обработку исключительных ситуаций;

- потоки ввода-вывода;

- работу в среде Microsoft Visual C++;

- описание возможностей библиотек: OWL, входящую в Borland C++ 4.5; STL, содержащую средства организации и работы с динамическими структурами данных; Qt, позволяющую разрабатывать интерфейс приложения;

- описание технологий OLE и CUDA, позволяющие разрабатывать, соответственно, контроллеры и серверы автоматизации, а также реализовы-вать параллельные алгоритмы;

4 Assembler, включающий 16- и 32-разрядное программирование;

5 Haskell - популярный в последнее время язык функционального программирования;

6 LISP - один из первых, активно используемых языков функционального программирования;

7 Prolog - основной язык логического программирования. Здесь рассматриваются такие вопросы как:

- основные положения логического программирования и наиболее часто используемые конструкции языка;

- особенности создания и использования динамических структур данных;

- элементы среды и особенности языка Visual Prolog;

8 Параллельные алгоритмы - изучение теоретических вопросов, связанных с созданием и разработкой таких алгоритмов;

9 Сети Петри - изложение теоретических вопросов, связанных с такими сетями, и описание приложения, позволяющего строить сети Петри.

Отладка. Небольшой раздел, содержащий важные сведения об отладке программ. К сожалению, большинство начинающих изучать программирование не уделяют этому вопросу должного внимания. Учитывая постоянно сокращающееся количество аудиторных часов, времени на изучение основных теоретических вопросов, связанных с отладкой приложений, практически не остается. Подраздел «Начала» содержит информацию, посвященную основным этапам отладки программ. Подраздел «Turbo Debugger» полезен студентам, занимающимся разработкой приложений, в первую очередь, на языке программирования ассемблер (16-битное программирование).

Web-технологии. Данный раздел является вторым по объему содержащейся в нем информации. Здесь можно найти информацию по:

- языку HTML, без использования которого не обходится создание любой Web-страницы;

- языкам программирования Perl и PHP, которые активно используются в Web-программировании;

- языку JavaScript, который применяется при разработке скриптов;

- библиотеке jQuery, являющейся дальнейшим развитием языка JavaScript;

- графическим редакторам Photoshop и CorelDRAW;

- организации и использованию каскадных таблиц стилей (CSS), без использования которых не обходится, например, формирование шаблонов сайтов.

Microsoft Office. Этот раздел посвящен основам работы с тремя основными продуктами Microsoft Office: MS Word, MS Excel и MS Access. Большинство шагов этого раздела содержит демонстрационные ролики в формате avi, где демонстрируются основные принципы работы с этими программными продуктами.

Здесь же рассматриваются основы программирования в этом пакете на примере MS Excel (подраздел Использование VBA в Microsoft Excel). Изучаются такие вопросы, как объектная модель, ее свойства и методы, примеры использования объектной модели; изучаются основные конструкции VBA, компоненты, используемые при разработке приложений и т.п.

Нужно отметить, что определенные сведения об объектных моделях, положенных в основу этих программных продуктов, можно найти в разделе «Программирование | Среда программирования Delphi 6 | Технология COM».

Теоретическая информатика. Материал

этого раздела активно используется преподавателями, ведущими дисциплины, связанные с теоретической информатикой. Здесь можно найти информацию по теории алгоритмов, кодированию информации, рекурсии, сложности алгоритмов и т.п.

Исследование операций. Основная задача этого раздела аналогична предыдущему - служить поддержкой одноименного курса. Здесь располагается теоретический, практический и справочный материал, являющийся основой курса «Исследование операций».

Проектирование Ис. Достаточно молодой раздел, находящийся в стадии наполнения. На данный момент здесь можно найти описание возможностей языка UML. Материал раздела также активно используется в учебном процессе.

Операционные системы. Также молодой раздел, где планируется выкладывать информацию по операционным системам. На данный момент здесь можно найти сведения по ОС UNIX и Linux.

Отличительной особенностью созданного сайта является разбиение учебного материала на достаточно небольшие порции (шаги), которые оформлены в виде отдельных HTML-страниц. Каждый шаг посвящен небольшому теоретическому вопросу, формированию какого-либо практического навыка, решению одной или нескольких задач и т.п. (см. пример представления темы на сайте на рисунке 2). По нашему мнению, такая подача материала позволяет обучаемым более комфортно усваивать изучаемый материал, не отвлекаясь на второстепенные элементы.

щт Кафедра Информационное Технологий Курганского Государственного Университета •>

[pmnrnrriTpmrri m тэтттттатгтття

k - 1 yt (олэьм

Программирование итладка Web-технологии Microsott Uftice leop. информатика Исслед-е операции иперац. сис-мы Новости ■ Проектирование ИС Литература Трансляторы Об авторах Карта сайта Поиск j

Язык программирования

Turbo Pascal 7.0

1 <2

Шаг 1. Среда программирования Turbo Pascal 7.0. Обшие сведения

Шаг 2. Редактирование программ в среде программирования Turbo Pascal 7.0

Шаг 3. Сохранение и загрузка файлов

Шаг 4. Текст программы. Алфавит языка

Шаг 5. Структура Pascal-программы. Типы данных

Шаг 6. Первая Pascal-программа

Шаг 7. Выполнение программы

Шаг 8. Средства отладки программ. Выполнение по шагам и трассировка

Шаг 9. Средства отладки программ. Выполнение программы до заданной точки

Шаг 10. Средства отладки программ. Поиск нужного места. Возврат и сброс программы

Шаг 11. Средства отладки программ. Отслеживание вывода программы

Шаг 12. Средства отладки программ. Вычисление и модификация

Шаг 13. Средства отладки программ. Функция IOResult

Шаг 14. Основные операции и функции, используемые в программе

Шаг 15. Операторы, используемые при создании линейных программ. Оператор ввода

Шаг 16. Операторы, используемые при создании линейных программ. Оператор вывода

Шаг 17. Примеры линейных программ (первое "лирическое" отступление)

Шаг 18. Условная передача управления. Оператор If—Then—Else

Рисунок 2 - Содержание темы «Язык программирования Turbo Pascal 7.0»

Шаги представляют собой текстографиче-ские веб-страницы, содержащие теоретическую информацию по теме, задачи с разобранными решениями, задания для самостоятельного выполнения (рисунок 3).

Шаг 1.

Среда программирования Turbo Pascal 7.0. Общие сведения

После установки системы программирования Borland Pascal 7.0 файл запуска среды программирования Turbo Pascal 7.0 (tnrbo.exe) находится в каталоге BP\BIN. Внешний вид этой среды программирования изображен на рисунке 1:

Основное (рабочее) окно

Номер

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

текущей Номер Строка помощи, где указываю

строки текущего назначения основных

\ столбца функциональных клавиш

Рис.1. Внешний вид среды программирования Turbo Pascal 7.0 Прокомментируем некоторые моменты:

• главное меню. Используется для управления работой в среде программирования. Переход в главное меню и _выход из него осуществляются при помощи клавиши ПО. Вьвод содержимого выбранного пункта меню

Рисунок 3 - Фрагмент теоретической web-страницы «Среда программирования Turbo Pascal 7.0. Общие сведения» (шаг 1)

Большинство перечисленных разделов содержат не только теоретическую информацию, но и практические примеры (рисунки 4-6).

Рисунок 4 - Пример задания из раздела Turbo Pascal

Рисунок 5 - Пример задания из раздела, посвященного языку HTML

Привезем m

монографии Т.Куна, которая отражает наш подход к проведению лабораторных а

"От первых (студентов) регулярно можно услышать, что они прочитали насквозь главу учебника, поня все, что в ней содержится, но тем не менее затрудняются в решении ряда задач, предлагаемых в конце rnai трудности разрешаются одним и тем же способом, как это происходило в истории науки. Студент находит без помощи своего инструктора способ уподоблять задачу тем, с которыми он уже встречался. Усмотрев уловив аналогию между двумя и более различающимися задачами, студент начинает интерпретировать приводить их в соответствие с природой теми способами, которые еще раньше доказали свою эфф< формула закона F=ma функционировала как своего рода инструмент, информируя студента о том, ка для нее, обозначая своего рода гешталы, через призму которого следует рассматривать данную

i досконально I. Обычно эти помощью или

1кое сходство,

Скажем лцествуют

Формирующаяся таким образом способность видеть во всем многообразии ситуаций нечто сходное между ними ... представляет собой, я думаю, главное, что приобретает студент, решая задачи-образцы с карандашом и бумагой или в хорошо оборудованной лаборатории. После того, как он выполнил определенное число таких задач или упражнений (это висимости от его индивидуальных особенностей), он смотрит на ситуацию уже как глазами, что и другие члены группы по данной специальности Дня него эти ситуации не будут уже больше такими же, как те, с которыми он имел депо, приступая к выполнению учебных заданий. Теперь он владеет способом видения, проверенным временем и разрешенным научной группой" [1, с.246-247].

Простейшие типы данных языка LISP. 1. Изобразите с помощью графической нотации следующие S-выражения:

а. (А . (CAT. (EATS . ШСЕ))). Решение можно посмотреть v. b_ (А . (CAT. EATS) . MCE). Решение можно посмотреть зде

c. ((А . CAT) . (EATS . ШСЕ)). Решение можно посмотреть зг

d. (А . ((В . (С . NIL)) . ((D . (Е . NIL)) . NIL)));

e. ((А . NIL) . NIL).

Рисунок 6 - Пример задания из раздела, посвященного языку

LISP

На данный момент сайт содержит около 20 тысяч файлов, из которых более 7 тысяч - это HTML-файлы, содержащие теоретическую и практическую информацию по различным направлениям информатики.

Анализ посещаемости сайта

Одним из критериев эффективности сайта является его посещаемость. Сайт существует 13 лет, используя хостинг Курганского государственного университета. Никаких специальных действий по его «раскрутке» не проводилось. Приведем некоторые результаты анализа log-файлов за первую половину 2016 года (с 1 января по 30 октября 2016), выполненные с помощью программы Web Log Explorer 7.5.

На рисунке 7 можно познакомиться с общей статистикой посещаемости сайта за указанный период.

001.01.2016 ▼ □ 31.10.2016

s only ;ode:

oad man. s/robots

Показатель Значение

[ ] Уникальным IP 206657

Г} Посетители 269958

0 Хиты 2173101

"V Трафик 38.08 G В

0 Страницы/Файлы 19799

Ошибки 84792

ЭЕ Поисковые машины 13

^Э Поисковые Фразы 6020

^ Ссылающиеся сайты 1416

% Ссылки 116393

® Страны 139

в Точки внсда 7865

Роботы 93

-V Просмотры страниц 549821

"V Просмотров страниц на посетителя 2.04

)ас1э

Рисунок 7 - Общая статистика посещаемости сайта

Из нее видно, что за указанный период сайт посетило более 200 тыс. человек из 139 стран; трафик составил более 38 Гб. Было просмотрено чуть менее 550 тыс. страниц, более 1400 сайтов ссылались на данный сайт.

Приведем фрагмент распределения посетителей по странам (рисунок 8) и городам (рисунок 9).

□ .01.2016

s only ;ode:

□ad man. s/robots

Страна ¥ Хиты Посетит... Просмо...

Z Всего [139] 2173101 269958 58381

Российская Федерация 1623110 (74.69%) 205800 (76.23... 7137 (12.22%)

Украина 177705 (8.18%) 23803 (8.82%) 6942 (11.89%)

Беларусь 72882 (3.35%) 9705 (3.60%) 2969 (5.08%)

Соединённые Штаты 42411 (1.95%) 5638 (2.08%) 6120 (10.48%)

LOCAL NETWORK 41110(1.89%) 242 (0.09%) 1895(3.25%)

Германия 32898(1.51%) 1396 (0.52%) 6715(11.50%)

Румыния 32374(1.49%) 3064 (1.13%) 6545 (11 21%)

Казанстан 29892(1.37%) 4973 (1.84%) 1755(3.01%)

Узбекистан 25116(1.16%) 543 (0.20%) 6913(11 84%)

Европа 13317(0.61%) I860 (0.61%) 1346(2.31%)

Молдавия 12485(0.57%) 940 (0.35%) 1295(2.22%)

Нет данных 9999 (0.46%) 1838 (0.68%) 809(1.39%)

Великобритания 9412(0.43%) 1238 (0.46%) 599(1.03%)

Норвегия 8986 (0.32%) 855 (0.32%) 660(1.13%)

Франция 6294 (0.29%) 1334 (0.49%) 1653(2.83%)

Кыргызстан 5163(0.24%) 614(0.23%) 549 (0.94%)

Республика Чехия 4194(0.19%) 649 (0.24%) 428 (0.73%)

Нидерланды 2859(0.13%) 567 (0.21%) 242(0 41%)

Эстония 2710(0.12%) 395 (0.15%) 328 (0.56%)

Китай 2330(0.11%) 689 (0.26%) 501 (0 86%)

♦ Азербайджан 1908(0.09%) 218(0.08%) 233 (0.40%)

Латвия 1868(0.09%) 235 (0.09%) 191 (0.33%)

♦ Армения 1459(0.07%) 251 (0.08%) 199(0.34%)

Израиль 1193(0.05%) 133 (0.05%) 207 (0 35%)

Болгария 907 (0.04%) 110(0.04%) 148(0.25%)

Польша 813(0.04%) 176 (0.07%) 100(0.17%)

Таджикистан 774 (0.04%) 132 (0.05%) 98(0.17%)

Канада 646 (0.03%) 106 (0.04%) 56(0.10%)

Швеция 597 (0.03%) 162 (0.06%) 91 (0.16%)

лее часто? Ответ на этот вопрос может дать рисунок 10.

Рисунок 8 - Распределение по странам (фрагмент)

|Д01.01,2016 I□ 31 10,2016 -Г I I—Ц

Город V Хиты Посетит... Просмо...

S

Нет данный. Нет данных. Российская Федерация 757110 (34.84%) 94210 (34.90%) 7086 5.022)

Moscow, Moscow City, Российская Федерация 212460(9.73%) 25553 (9.47%) 0992 4.842)

Нет данным. Нет данных. Ыкраина 126814 (5.84%) 16631 (6.1 62) 6934 4.912)

Saint Petersburg, Saint Petersburg City, Российская Федерация 103202(4.75%) 10801 (4.002) 6962 4.932)

LOCAL NETWORK 41110(1.39%) 242 (0.092) 1895 1.342)

Нет данный. Нет данных. Беларусь 32815(1.51%) 4227(1.572) 1825 1.292)

Mountain View, California. Соединённые Штаты 26801 (1.23%) 2754(1.022) 5926 4.192)

-*• Minsk, Minsk, Беларусь 25772(1.19%) 3317(1.232) 1750 1.242)

Нет данный. Нет данных, Узбекистан 24555(1.13%) 462 (0.172) 6313 4.892)

Novosibirsk, Novosibirsk, Российская Федерация 23615(1.10%) 3603(1.362) 1314 0.832)

Nizhniy Novgorod. Nizhegorod. Российская Федерация 20917(0.96%) 2774(1.032) 1319 0.93Й)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Yekaterinburg, Sverdlovsk. Российская Федерация 20195 (0.93%) 2427 (0.902) 1447 1.022)

Samara, Samara. Российская Федерация 19780(0.91%) 2902(1.042) 1203 0.852)

Kurgan. Kurgan. Российская Федерация 19296(0.89%) 607 (0.222) 1727 1.222)

КцИп-reisiek, Schleswig-Holstein. Германия 16663(0.86%) 3 (0.002) 6664 4.722)

-*• Нет данный. Нет данных, Румыния 17714(0.32%) 2700(1.032) 1164 0.822)

Voronezh, Voronezh, Российская Федерация 16559(0.76%) 2306 (0.852) 1043 0.742)

■* Kazan, Т atari tan. Российская Федерация 15547(0.72%) 2157(0.002) 1167 0.832)

Нет данный. Нет данных. Европа 13317(0.61%) 1660(0.612) 1346 0.95Й)

Bucharest, Bucuresti, Румыния 12460(0.57%) 17(0.012) 6525 4.622)

Нет данных. Нет данных. Казахстан 12267(0.56%) 1912(0.072) 1040 0.742)

Perm. Permskiy Kray. Российская Федерация 12264(0.56%) 1870(0.692) 886 0.632)

Irkutsk, Irkutsk, Российская Федерация 10435(0.48%) 1353(0.502) 711 0.502)

-*• Bryansk, Bryansk, Российская Федерация 10353(0.43%) 600 (0.252) 2170 1.542)

Kiev, Kyyiv, Ыкраина 10243(0.47%) 1187(0.442) 1145 0.812)

Нет данных. Нет данных, Германия 10125(0.47%) 994 (0.372) 1014 0.722)

Tula, Tula. Российская Федерация 10085(0.46%) 1076(0.402) 876 0.62Й)

Нет данных 9999(0.46%) 1838(0.682) 809 0.572)

Kuban, Krasnodar, Российская Федерация 9907(0.46%) 1532(0.572) 690 0.402)

Ryazan. Ryazan'. Российская Федерация 9073(0.42%) 1271 (0.472) 788 0.562)

Kaliningrad, Kaliningrad, Российская Федерация 8591 (0.40%) 743 (0.282) 639 0.452)

-*• Chelyabinsk, Chelyabinsk, Российская Федерация 8325(0.33%) 1211 (0.452) 565 0.402)

Belgorod, Belgorod, Российская Федерация 8276(0.38%) 355 (0.352) 668 0.472)

Cheboksary, Chuvashia, Российская Федерация 8270(0.33%) 1130(0.422) 593 0.422)

Нет данных. Нет данных. Великобритания 8012(0.37%) 995 (0.372) 460 0.33Й)

Saratov, Saratov, Российская Федерация 7683(0.35%) 1219(0.452) 510 0.362)

Omsk, Omsk, Российская Федерация 7564(0.35%) 1205(0.482) 574 0.412)

Velikiy Novgorod. Novosibirsk. Российская Федерация 7229(0.33%) 950 (0.352) 965 0.68Й)

Chisinau, Chisinau, Молдавия 7074(0.33%) 424 (0.162) 883 0.632)

Krasnoyarsk, Krasnoyarskiy Kray, Российская Федерация 7019(0.32%) 905 (0.342) 534 0.302)

Р 01.01.2016 ▼ □31.10.2016

Dad man. sAobots

Каталог

>:l_

■i /images/1 ■i /MS Excel/images/ vi /Tl_3/images/

..■'image:;:..'

/MSExcel/ . /М SWord/images/ U/EncelvEA/ ^ /!□ /images/

сЬ^/Ш/

^ 3

V Хиты Посетители

2173101 547715

739272 (34.02%) 135336 (24.71%)

221346 (10.19%) 62492 (11.41%)

75Э04 (3.49%) 9808 (1.79%)

75806 (3.49%) 30688 (5.60%)

73816 (3.40%) 40198 (7.34%)

60Э76 (2.81%) 13707 (2.50%)

43805 (2.02%) 12008 (2.19%)

39804 (1.84%) 6023 (1.10%)

35216 (1.62%) 12945 (2.36%)

29377 (1.35%) 4618 (0.84%)

24363 (1.12%) 6081 (1.11%)

23285 (1.07%) 13854 (2.53%)

21235 (0.98%) 6432 (1.17%)

20673 (0.95%) 4594 (0.84%)

19858 (0.91%) 2959 (0.54%)

19291 (0.89%) 3275 (0.60%)

18800 (0.87%) 10547 (1.93%)

17887 (0.82%) 3014 (0.55%)

17552 (0.81%) 2666 (0.49%)

17419 (0.80%) 2407 (0.44%)

17032 (0.78%) 6633 (1.21%)

16888 (0.78%) 2082 (0.38%)

16380 (0.75%) 2907 (0.53%)

15488 (0.71%) 5211 (0.95%)

14284 (0.66%) 713 (0.13%)

13809 (0.64%) 9008 (1.64%)

13637 (0.63%) 3602 (0.66%)

12865 (0.60%) 2432 (0.44%)

12468 (0.57%) 1828 (0.33%)

12260 (0.56%) 3374 (0.62%)

12244 (0.56%) 2742 (0.50%)

11418 (0.53%) 1383 (0.25%)

11224 (0.52%) 2641 (0.48%)

10786 (0.50%) 3034 (0.55%)

9800 (0.45%) 1523 (0.28%)

9645 (0.44%) 1892 (0.35%)

9411 (0.43%) 4542 (0.83%)

9232 (0.42%) 3752 (0.69%)

Рисунок 9 - Распределение по городам (фрагмент)

Данные, приведенные на рисунке 8, позволяют сделать вывод, что, помимо стран, где для большинства жителей хорошо понимает русский язык (на их долю приходится более 80% посещений сайта), значительной популярностью сайт пользуется в США (более 5 тыс. посетителей; по этому показателю опередили Казахстан, где зафиксировано чуть менее 5 тыс. посетителей).

Данные, приведенные на рисунке 9, показывают, что основное количество посетителей приходится не на город Курган, что можно было бы предполагать в силу территориальной расположенности учебного заведения, а на Москву, Санкт-Петербург, Новосибирск и т.д.

Какие же разделы сайта посещались наибо-

_J /10/¡mages"!/ ■j /Pascal/images/

Jg/

_J /C_STL/

■i /М S Access/images/ _sl /DelAdd/images/

/М S Word/ J/Qt/ _sl /С++/

_J /C_DIN/images/

/Prolog/ _J /HTML/ _il /DelCO M / ■j /Assembler/ ■i /Tl_6/images/ _il /Т1_3/ _J /Lisp/ J/JS/

■i /Qt/images/ _J /C_DIN/

/DelCOM/images/ ■i Л/C/images/ J/VC/ ■j /Tl_2/images/ ■i /¡Query/ ■i /SetiPetri/images/ /Delphi_G/ _J /М S Access/

Рисунок 10 - Распределение по посещаемости (фрагмент)

Наиболее популярным разделом являлся MS Excel (1), затем идут Использование VBA в MS Excel (2), Исследование операций (3) и Turbo Pascal (4). Особенно интересно в этом списке нахождение на четвертом месте раздела, посвященного основам языка программирования Turbo Pascal. Несмотря на бурное развитие Web-технологий и связанных с ними языков, языки, поддерживающие «классическое программирование», к которым, без сомнения, относится Turbo Pascal, до сих пор пользуются популярностью. На наш взгляд, эта популярность объясняется тем, что в средних школах этот язык является базовым при обучении основам программирования.

В заключение приведем еще два рисунка, напрямую не связанные с сайтом, но иллюстрирующие предпочтения посетителей сайта в области использования операционных систем (ОС) (рисунок 11) и браузеров (рисунок 12).

!□ L.01.2016 -Г 1 □ 31,10.2016 Í

Операционная система V л.ты Посетители Трафик

uests Windows 1802344 (82.94%) 233378 [86.45%] 32.09 GB [84.27%)

i Android 128639 (5.92%) 16870 (6.25%) 1.55 GB (4.08%)

s only ■V Негданныу 98577 (4.54%) 2184(0.81 %] 2 51 GB (6.60%)

_ijiJ- ■+ Mac OS X 95488 (4.39%) 12483 (4.62%) 1.31 GB (3.43%)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

|| - ■V Linun 33922(1.58%) 3624(1.34%] 439.86 MB (1.13%)

:nt Другие 9758 (0.45%) 884 (0.33%) 143.34 MB (0.37%)

■+ ¡OS 4301 (0.20%) 526(0.19%] 51.25 MB (0.13%|

□ad man ■+ UniH 78 (0.00%) 11 (0.00%] 717.11 KB (0.00%|

Рисунок 11 - Используемые ОС

I Q 01.01.2016 ▼ J [O]3i.io. за

Браузер V Хиты Посетители Трафик.

Всего [G] 2080177 2G8136 35.74 GB 1

jests Chrome 1201768 (57.77%) 165518(61.73%) 1885GB (55.55%)

FirefoH 365124 (17 55%) 50S04 (18 88%) 5 30GB (14.84%]

5 Only Другие 174811 (8.40%) 19488 (7.27%) 3.53 GB (9.89%)

;ode: Internet Explorer 164288(7.80%) 10710(3.88%! 4.40 GB (12.31%)

1 Safari 111035(5.34%) 14729 (5.49%) 1.48 GB (4.15%]

' 1 nt Opera 63140(3.04%) G777 (2.58%) 1.18GB (3.26%)

Рисунок 12 - Используемые браузеры

Из приведенных рисунков видно, что наибольшей популярностью продолжает пользоваться ОС Windows (более 86% посетителей). Для нас было большим удивлением на втором месте увидеть ОС Android, которая устанавливается на мобильные устройства (планшеты, телефоны и т.п.). Мы изначально не оптимизировали сайт для работы с такими устройствами, однако сейчас, видимо, настает время для начала этой работы.

Среди браузеров лидерство прочно удерживает Google Chrome (более 60% посетителей), в то время как несколько лет назад «пальму первенства» удерживала Mozilla Firefox, занимающая сейчас прочное второе место с 19% посетителей, а еще раньше безоговорочным лидером был Internet Explorer (около 50% посетителей), который сейчас набирает менее 4%.

В дальнейшем планируется продолжать работу над сайтом, добавляя новые разделы и совершенствуя ранее выложенный материал. К этой работе подключаются не только преподаватели кафедры информационных технологий Курганского государственного университета, но и студенты факультета математики и информационных технологий нашего университета, для которых работа по наполнению сайта становится одной из форм профессионального становления будущего специалиста.

УДК 530.145.65 И.П. Попов

ФГБОУ ВПО «Курганская государственная сельскохозяйственная академия им. Т.С. Мальцева»

О ФАКТИЧЕСКОЙ И ИЗМЕРЕННОЙ СКОРОСТИ

Аннотация. Показано, что в классической механике скорость тела не может быть абсолютно точно измерена, при любой точности измерений

в лучшем случае может быть установлен только интервал, содержащий бесконечное число значений скорости, при этом в физической реальности единственное значение скорости является истинным (существующим), а все остальные значения интервала - мнимыми (не существующими в действительности). Показано, что в квантовой механике в отличие от классического случая все значения интервала скоростей являются истинными. Отмечено, что сопоставление классического и квантового подходов порождает правило, в соответствии с которым связь между фактической скоростью объектов и измеренным непрерывным спектром скоростей сопровождается трансформацией квантора существования и единственности в квантор общности. Установлено, что для квантовой свободной частицы существует монохромная волновая функция, а волновой пакет существует лишь в сознании исследователя, что равносильно тому, что единственное значение скорости из интервала скоростей является истинным, а все остальные мнимыми.

Ключевые слова: свободная частица, спектр скоростей, волновой пакет, гармоника.

I.P. Popov

Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Kurgan State Agricultural Academy by T.S. Maltsev""

ACTUAL AND MEASURED VELOCITY

Annotation. It is shown that in classical mechanics body speed cannot be exactly measured, at best with any measurement accuracy only an interval, containing infinite velocity value, can be ascertained, while in reality the only physical velocity value is true (existent), and all the other interval values are imaginary (non-existent in reality). It is shown that in quantum mechanics, in contrast to the classical case, all the values of the velocity interval are true. It is noted that the comparison of classical and quantum approaches creates a rule according to which the relationship between the actual speed of the object and the measured continuous velocity spectrum is accompanied by a transformation of existence and uniqueness quantifier to the universal quantifier. It has been established that for quantum free particle there is the only monochrome wave function, and the wavepackage exists only in the minds of researchers, which is equivalent to the fact that the only velocity value from the velocity interval is true, and all the others are imaginary.

Keywords: free particle, velocity spectrum, wavepackage, harmonica.

Спектр скоростей в классической механике

Пусть сумма сил, действующих на макротело массой m , равна нулю и пусть тело движется прямолинейно и равномерно с фиксированной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.