Научная статья на тему 'САУНДСКЕЙП КАК ИНСТРУМЕНТ ИССЛЕДОВАНИЯ ГОРОДСКОГО ПРОСТРАНСТВА'

САУНДСКЕЙП КАК ИНСТРУМЕНТ ИССЛЕДОВАНИЯ ГОРОДСКОГО ПРОСТРАНСТВА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
849
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САУНДСКЕЙП / ЗВУКОВАЯ СРЕДА / ЗВУКИ / ГОРОДСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / ЗВУКОВОЙ ФОН / ШУМ / SOUNDSCAPE / SOUND ENVIRONMENT / SOUNDS / URBAN SPACE / SOUND BACKGROUND / NOISE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Гимранова Г. А.

В данной статье рассматривается саундскейп или звуковой ландшафт как метод исследования городского пространства, с помощью которого становится возможным изучение города с позиции его комфортности и безопасности. В ней раскрыты основные характерные черты саундскейпа современного города. В статье выделены основные области воздействия саундскейпа на жизнедеятельность горожан, проявляющиеся в характере их взаимоотношения с окружающими, собственного поведения и восприятия окружающей действительности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SOUNDSCAPE AS A TOOL OF RESEARCHING URBAN SPACE

This article discusses the soundscape as a phenomenon and as a method of urban space research, with which it becomes possible to study the city from the standpoint of its comfort and safety. It reveals the main features of the soundscape of the modern city. The article highlights the main areas of soundscape impact on the life of citizens, manifested in the nature of their relationships with others, their own behavior and perception of reality.

Текст научной работы на тему «САУНДСКЕЙП КАК ИНСТРУМЕНТ ИССЛЕДОВАНИЯ ГОРОДСКОГО ПРОСТРАНСТВА»

УДК 316.334.56

САУНДСКЕЙП КАК ИНСТРУМЕНТ ИССЛЕДОВАНИЯ ГОРОДСКОГО ПРОСТРАНСТВА

Г.А. Гимранова

Пермский государственный национальный исследовательский университет

В данной статье рассматривается саундскейп или звуковой ландшафт как метод исследования городского пространства, с помощью которого становится возможным изучение города с позиции его комфортности и безопасности. В ней раскрыты основные характерные черты саундскейпа современного города. В статье выделены основные области воздействия саундскейпа на жизнедеятельность горожан, проявляющиеся в характере их взаимоотношения с окружающими, собственного поведения и восприятия окружающей действительности.

Ключевые слова: саундскейп, звуковая среда, звуки, городское пространство, звуковой фон, шум.

Современная наука подвергает изучению огромное количество социальных феноменов, среди которых необходимо отметить городское пространство. Ученым удается исследовать пространство города с помощью различных методов. Особенно малоизученным, но в то же время актуальным, представляется метод анализа «звукового ландшафта» или саундскейп.

Термин «саундскейп» был введен в научный оборот экологом Р.М. Шейфером в 1969 г. Шейфер полагал, что изучение саунд-скейпа учеными из различных сфер научной деятельности, таких как городская экология, городское планирование, психоакустика, коммуникация, позволяет раскрыть в наибольшей степени данное понятие [1]. Область социологических исследований, как правило, направлена на то, чтобы посредством картографирования звуки каждого участка городского пространства были зафиксированы, после чего собранная совокупность звуков позволяет оценить звуковую нагруженность отдельных участков городского пространства. Иными словами, данные ис-

© Гимранова Г. А., 2018

следования необходимы для того, чтобы города на должном уровне поддерживали свою звуковую гигиену для обеспечения благоприятного проживания индивидов на их территории. На сегодняшний день скандинавские страны, США, Канада располагают немалым количеством исследований, посвященных саундскейпу, среди которых особенно выделяются анализ городских звуков и поиск методик управления шумом. В то время как в России эта тематика слабо развита и требует повышенного внимания среди ученых. В связи с этим прослеживается неразработанность языка описания данной области знания. К слову, центральный термин «саундскейп» рассматривается исследователями с разных точек зрения. Чаще всего саундскейп рассматривается как совокупность звуков без исключения музыкальных фрагментов, регулярно воспроизводимая в определенной объективной окружающей среде [2].

Поскольку исследования звука в рамках изучения городского пространства сегодня являются весьма молодым направлением, ученые прилагают немало усилий, чтобы доказать тезис о том, что звук - немаловажный источник социологического знания. Звуковой ландшафт определяется социологами как «совокупность технических, социальных, природных звуков, составляющих звуковую среду, в которой существуют его жители» [3, с. 102]. Особенность исследований в том, что внимание исследователя должно концентрироваться не только на том, каким образом воспроизводятся звуки в городской среде, но также и посредством чего они передаются и в какой мере и/или каким образом воспринимаются населяющими город индивидами. Говоря о связи с визуальными и письменными источниками информации, необходимо упомянуть, что звуки всегда являлись некоторым дополнением к ним, поскольку любой звук несет в себе информацию, способную раскрыть какое-либо социальное событие, процесс или взаимодействие с иной стороны, нежели об этом нам говорит визуальный источник. По мнению С. Аркетт звук является тем маркером, который действительно подчеркивает городскую непосредственность и обличие каждого города [4]. Целью ученых при исследовании городского саундскейпа обязательно должно быть усовершенствование городского пространства в плане повышения комфорта, учитывая 491

при этом не только шумы и музыку пространства, но и социально-психологические закономерности индивидов при восприятии тех или иных звуков.

Поскольку городской саундскейп достаточно многообразен, учеными различаются городской шум и сигнал, который также является шумом, но наполнен неким смыслом, определенно полезным для населения. Как следствие, при умении отличать шум от сигнала индивид становится способным либо получать информацию, либо упускать ее из виду [1]. Для исследователя основными задачами становятся восприятие фоновых звуков и объяснение их воздействия, значения на людей вокруг.

Результаты многих исследований показывают, что составляющими звукового ландшафта являются не только природные, но и социальные звуки. К природным, т.е. естественным, звукам в первую очередь относятся звуки, порождаемые явлениями неживой природы, пением птиц, голосами животных. В контексте города внимание ученых заостряется на увеличивающемся объеме естественных звуков природы в связи с повышенной заинтересованностью городских властей к расширению «зеленых» территорий внутри города - парков, скверов, аллей вдоль проезжих частей. Наряду с этим социальные звуки представляют собой звуки, подразделяющиеся на голоса, шумы, музыку [5]. Другими словами, социальные звуки образуют все то, что осуществляется голосами или деятельностью людей, к которой можно отнести и взаимоотношения с другими людьми или окружающей средой. Современные города создают противоречивую ситуацию, заключающуюся в том, что развитие городов требует еще больше транспортных магистралей и т.д., но в то же время совокупность всех создающихся городской цивилизацией шумов становится причиной различных заболеваний [3]. Но стоит сказать, что сегодня все большее развитие получают всевозможные формы снижения воздействия звукового ландшафта в городе - шумопоглащающий асфальт, шумовая разметка улиц, шумозащитные экраны, вибросирены и многие другие [3]. Изучение звукового ландшафта породило развитие шумовых карт, создаваемых средствами Интернета для отражения звукового комфорта на улицах города, торговых комплексах, офисах и т.д., а также аудиальных карт, звуковых дневников. Необходимо от-

метить, что с помощью звуковых исследований возможным становится представить результаты не только в виде текста, но дополнив его звуковыми инсталляциями, звуковыми библиотеками, звуковыми базами данных, архивами. Кроме того, скажем, звуковая карта, с одной стороны, является инструментом сбора данных, а с другой - способом представления результатов. Особенная ценность саундскейпа в том, что проведенные исследования позволяют обнаружить противоречивость пространства городов. Например, благоустроенные визуально города могут быть совершенно неприятными для восприятия на слух и наоборот [6]. Более того, современный стиль жизни позволяет в некоторых ситуациях пренебрегать формальными социальными нормами, принятыми в группе или культуре. Речь идет о том, что некоторые ситуации воздействуют на индивида так, что он воспринимает шум как приемлемый. К примеру, в Новогоднюю ночь россияне не соблюдают режим тишины после двадцати трех часов, хотя никаких исключений на эту дату нет. Но обществом это воспринимается как устоявшаяся норма поведения. Следует указать и на то, что происходят изменения в образе жизни индивида, связанном с музыкой и сопряженными с ней техническими средствами. В частности, распространение получила тенденция применять наушники не для прослушивания звуков, а во избежание нежелательных взаимодействий с чужими людьми в общественном транспорте, прохожими [6]. Или, наоборот, посредством прослушивания музыки люди стремятся разнообразить визуальную действительность или облегчить столкновение с каким-либо стрессом. В дополнение к этому возникают правила «звукового поведения», влияющие на поведение индивида в разных точках городского пространства. Допустим, если прослушивание музыки через динамик мобильного или какого-либо другого устройства воспринимается жителями определенных районов, например, спальных, абсолютно нормальным явлением, то в центральных сами индивиды попросту не желают этого совершать [6].

При проведении практических исследований учеными выделяются различные классификации звуков. Ф. Колумбийн определил следующие группы звуков:

1) уличные звуки - транспорт; звуки, производимые церковью, мечетью и др.;

2) звуки «власти»: возможность издавать звуки, шуметь -проявление власти над определенным пространством;

3) современные звуки - звуки современной музыки, звуки «прогресса»;

4) «личные» звуки: например, празднующие свадьбу производят звуки, свойственные только их торжеству.

Помимо того, результаты исследований звуковой среды города в полной мере способны «участвовать» в городском планировании. Сегодня ученые различают аудиальные загрязнения, аудиальную экологичность города. Под термином «аудиальное загрязнение», как правило, понимается совокупность индустриальных звуков, а под «аудиальной экологичностью» - пение птиц, шум листвы и т.п. При этом аудиально загрязненные дистрикты являются неблагоприятными, а те районы города, что имеют аудиальную экологичность, - воспринимаются как престижные [7]. Но в то же время исследования саундскейпа характеризуются определенной степенью субъективности, несмотря на соблюдение формализации при анализе информации.

Для описания процесса сбора эмпирических данных, появился ряд терминов, среди которых звуковые коды и soundwalks -звуковые прогулки. Эти понятия связаны с исследованиями визуальной составляющей города, поскольку ученые данной сферы придерживаются концепции «чтения текста» городской среды, что равносильно «прогулке по тексту». Далее возникают визуальные коды, обнаруженные «читателями». В случае с саундскейпом происходит концентрация на звуках, их фиксация и интерпретация звуковых кодов. Анализ звуков происходит по нескольким основаниям - степень превалирования звука, характер звука, происхождение, динамичность и комфортность [8]. Превалирование звука рассматривается как его доминирование или подчинение на общем звуковом фоне, причем доминирующие всегда звучат монотонно с одной и той же громкостью, а подчиненные - менее громкие, приглушаемые доминирующими. Характер звука определяется как языковой/неязыковой, то есть содержащий человеческую речь или нет. Если звуки издаются человеком, иными живыми существами или неживой при-

родой, то их происхождение причисляется к естественному, а все остальные звуки - к техногенному. Динамичность звука подразделяется на движение или покой источника звука, что в исследованиях напрямую отражает динамичность или статичность изучаемой среды. И, наконец, комфортность звуков связана с непосредственным ощущением комфорта в рамках изучаемой звуковой среды какого-либо городского пространства. Совокупность указанных параметров позволяет исследователю составить звуковой образ изучаемой среды.

Таким образом, исследование звукового ландшафта городского пространства способно отразить многие важные показатели, такие как уровень развития общества, уровень комфорта жизнедеятельности в нем и пр. Саундскейп городского пространства несет в себе множество факторов, оказывающих то или иное влияние на жизнь горожан, их пространственные перемещения и эмоционально-психологическое состояние. Это происходит в связи с тем, что звуковой спектр современного города чрезвычайно велик, а также разнообразен по своему воздействию на человека.

Библиографический список

1. Schafer R.M. The soundscape: Our sonic environment and the tuning of the world. Rochester: Destiny Books, 1993. 320 p.

2. Colombijn F. Toooot! Vroooom! The Urban Soundscape in Indonesia // Sojourn: Journal of Social Issues in Southeast Asia. 2007. Vol. 22, no. 2. P. 255-272.

3. Социальное пространство современного города / под ред. Г.Б. Кораблевой, А.В. Меренкова. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2015. 252 с.

4. Arkette S. Sounds like City. Theory // Culture and Society. 2004. Vol. 21(1). P. 159-168.

5. ДелёзЖ. Кино. М.: Ад Маргинем, 2004. 624 с.

6. Возьянов А.Г. Антропологическое введение в городские культуры слушания, слышания и производства звука. URL: https://www.youtube.com/watch?v=Ws7INB8G0Sg (дата обращения: 10.08.2018).

7. Звук вокруг: что такое soundscape и иммерсивные пространства // Теории и практики. URL: https://special.theoryandpractice.ru/ soundscape (дата обращения: 10.08.2018)

8. Чубукова М.А. Особенности звуковой среды Арбатского района города Москвы // Городские исследования и практики. М.: Изд-во ВШЭ, 2015. С. 67-78.

THE SOUNDSCAPE AS A TOOL OF RESEARCHING URBAN SPACE

G.A. Gimranova

Perm State University

This article discusses the soundscape as a phenomenon and as a method of urban space research, with which it becomes possible to study the city from the standpoint of its comfort and safety. It reveals the main features of the soundscape of the modern city. The article highlights the main areas of soundscape impact on the life of citizens, manifested in the nature of their relationships with others, their own behavior and perception of reality.

Keywords: soundscape, sound environment, sounds, urban space, sound background, noise.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.