Научная статья на тему 'Саудовская Аравия в межвоенный период: политический ракурс'

Саудовская Аравия в межвоенный период: политический ракурс Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
272
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРАБСКИЙ ВОСТОК / САУДОВСКАЯ АРАВИЯ / МЕЖВОЕННЫЙ ПЕРИОД

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Чикаидзе Ц. М.

В период между двумя мировыми войнами страны Арабского Востока свои политические интересы должны были соизмерять с совокупностью интересов Великобритании, обладающей статусом ведущей внерегиональной державы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Саудовская Аравия в межвоенный период: политический ракурс»

САУДОВСКАЯ АРАВИЯ В МЕЖВОЕННЫЙ ПЕРИОД: ПОЛИТИЧЕСКИЙ РАКУРС

© Чикаидзе Ц.М.*

Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова,

г. Владикавказ

В период между двумя мировыми войнами страны Арабского Востока свои политические интересы должны были соизмерять с совокупностью интересов Великобритании, обладающей статусом ведущей внерегиональной державы.

Ключевые слова Арабский Восток, Саудовская Аравия, межвоенный период.

Ближний Восток, занимая важное географическое и стратегическое положение, является узловым центром мировых коммуникаций. Арабская нефть, обладающая притягательной силой, доминирующие позиции в регионе позволяли обеспечить не только высокие прибыли, но и обрести колоссальное политическое влияние на всем Ближнем Востоке.

В историческом плане становление современного арабского мира стало результатом распада Османской империи на составные части. Крушение турецкого господства явилось результатом выхода империи из Первой мировой войны в качестве проигравшей стороны под давлением западных держав, стремившихся получить контроль над её колоссальными владениями. Образовавшийся идеологический вакуум на арабских территориях был заполнен арабской националистической идеей. Большая часть арабской аристократии, являвшаяся сторонницей османизма, переориентировалась на арабский национализм [10, с. 178].

В апреле 1920 г. в Сан-Ремо на заседании Верховного Совета Антанты, державы-победительницы решали вопросы, оставшиеся с Парижской мирной конференции. Разрешение пограничных проблем по демаркации границ требовало их скоординированных действий. В частности, территории Ирака и южной части исторической Сирии были переданы под управление Великобритании, северной части - Франции.

Северная часть исторической Сирии, ставшая французской подмандатной территорией, была представлена Сирией и Ливаном. На протяжении межвоенного периода Франция, в соответствии с небезызвестным соглашением «Сайкс-Пико», предоставила свободу действий англичанам к югу от Сирии; ее задачей в регионе становилось распространение влияния на Турцию, Иран, Афганистан и сближение с Ибн Саудом с целью распространения влияния на Аравию и разрешение Сирийского вопроса [8, с. 34]. Так в нояб-

* Доцент кафедры Новой, новейшей истории и исторической политологии, кандидат исторических наук.

ре 1931 г. французское правительство намеревалось предложить трон Сирии королю Фейсалу, создав подобным способом личную унию между Сирией и Ираком, что в свою очередь способствовало бы увеличению влияния и престижа Франции среди арабов и мусульман [6 , с. 6].

Британская часть исторической Сирии - подмандатная территория Палестина в марте 1921 г. была разделена на две части: территорию к западу от реки Иордан по-прежнему именовалась Палестиной, а к востоку - Трансиорданией, управление которой было предложено Лондоном эмиру Абдалла-ху. Политическая ситуация, сложившаяся после крушения Османской империи, укрепила союз Великобритании и хашимитской династии, основы которого были заложены вследствие участия Хиджаза в вооруженных действиях под руководством Хусейна аль-Хашими против турок. Становление Ирака, Трансиордании под британским мандатом, как и провозглашение независимости Хиджаза, становилось реальностью.

В апреле 1927 г. Абд аль-Азиз Ибн Сауд, принял титул короля Хиджаза, Неджда и присоединенных областей, превратив тем самым султанат Неджд в королевство Саудовская Аравия.

С официальным признанием Советской Россией 16 февраля 1926 г. государства Ибн Сауда, саудовский монарх в свою очередь выразил «полную готовность к отношениям с правительством, которые присущи дружественным державам» [3, с. 4]. Летом 1926 г. на созванном Ибн Саудом, всемусуль-манском конгрессе, руководитель советской делегации муфтий Р. Фахредди-нов был избран первым заместителем председателя Мекканского конгресса. Участие мусульман СССР на конгрессе в способствовало успеху последнего и в то же время обусловило провал другого конгресса, который в противовес Мекканскому пыталось созвать в Каире египетское духовенство для избрания Халифа [2, с. 1]. Становясь «Служителем двух Священных мечетей», Ибн Сауд стремился к расширению влияния в ближневосточном регионе и на всем геополитическом пространстве мусульманского мира [9, с. 76].

Руководствуясь политическими интересами, британское правительство стремилось предотвратить проникновение Франции из Сирии на Аравийский полуостров и Ирак, расширить территориальные владения, сохранив незыблемость имперских коммуникаций. И если Индия расценивалась как «жемчужина» британской короны, то Суэцкий канал, по праву, слыл тотемом британского величия. «Западная граница Индии расположена на р. Еф-рат...», сформулированная министром иностранных дел Дж. Керзоном, указывала на военно-политическую стратегию Великобритании в регионе. Хотя в «Дейли Мейл» в марте 1928 г. придерживались мнения, что «английским силам в Ираке придется вести борьбу с многочисленными племенами Ибн Сауда, имея в тылу враждебное население Ирака» [1, с. 10]. Демаркация южных рубежей Ирака и Трансиордании осложнялась комплексом геополитических вопросов, так и спецификой взаимоотношений Великобрита-

нии с Азизом ибн Саудом, заинтересованным в поставках британского оружия и финансовых субсидиях Лондона. На запрос Палаты Общин о поставках оружия Ибн Сауду Англией, финансовый секретарь казначейства отмечал, что «разрешение на вывоз оружия давалось трижды: 9.XI. 1927 г. на 2 млн. патрон; 22.XI.1927 г. на 400 тыс. обойм и 1.111.1928 г. на 2 млн. патрон» [5, с. 16]. Хотя и советское правительство предложило Ибн Сауду аэропланы, амуницию и деньги [5, с. 13]. Процесс объединения аравийских земель под своей юрисдикцией давал возможность Ибн Сауду проводить самостоятельный внешнеполитический курс в отношении Великобритании и государствами, расположенными на северных рубежах его владений. В январе 1928 г. Ибн Сауд направил протест британскому резиденту в Персидском заливе, заявив, что снимает с себя ответственность за последствия, которые могут возникнуть в результате посылки карательных экспедиций в Неджд [1, с. 27]. В качестве ответной меры англичане подвергли бомбардировке недждийские города, направив в Персидский залив внушительную армаду своих ВМС. Дважды, в мае и в августе 1928 г. англичане направляли в Джидду на переговоры генерала Дж Клейтона [12 , с. 9]. С аннексией Маана, Тебука и Акабы часть геджазской железной дороги оказалась под британским контролем. Активизировав строительство новой дороги между Иерусалимом и Багдадом, Великобритания, устанавливала коммуникации помимо Суэцкого канала, между Средиземным и Красным морями. Во взаимоотношениях с Багдадом Англия становилась независимой от Франции [4, с. 14].

Установленный Великобританией контроль и над акваторией Персидского залива, был направлен на исключение внешнего вмешательства в регион и поддержку баланса сил между Ираном, Ираком и Аравией, что сдерживало установление гегемонии каждой из этих стран.

Основным лейтмотивом политики Великобритании на Арабском Востоке становилось сочетание двух методов: держать арабов разделенными, и другой - способствовать созданию арабского государства, дружественного по отношению к Великобритании.

Оккупированная британскими войсками большая часть территории девяти спорных между Йеменом и Аденским протекторатом районов вынуждала Имама Яхью, оказывать в течение продолжительного периода пассивное сопротивление. Из заявления возвратившихся из Геджаза и Йемена в СССР в октябре 1928 г. членов советской торговой делегации следовало, что они позитивно оценивают завязавшиеся торговые отношения. Советский консул в Джедде совместно с делегацией посетил Имама Яхья в Санаа. Арабская пресса придала этому визиту большое значение, так как он состоялся в момент особой напряженности в англо-йеменских отношениях [5, с. 35]. В тот период любое территориальное образование, или группа элит региона в своей внешнеполитической деятельности должна была учитывать наличие интересов Великобритании.

Сирийский национальный деятель эмир Шекиб Арслан заявлял в 1929 г., что Аравия является страной, сохранившей независимость и поэтому, внимание арабских народов сконцентрировано на ней в надежде, что в будущем она могла стать колыбелью арабских независимых государств, как это было в прошлом [7, с. 24]. Поэтому курс Ибн Сауда в направлении политических образований вызывал резкую и негативную реакцию со стороны Лондона. Вследствие этого становится очевидным желание, стремившегося к свободе внешнеполитического маневра своей страны Ибн Сауда, установление контактов способных создать препятствие региональному британскому влиянию.

Ибн Сауд, устанавливая в период между двумя мировыми войнами отношения с Германией и Италией, использовал возможности и собственно эти державы для оказания давления на Великобританию. Противодействие гегемонии Великобритании, при опоре формировавшиеся новые «центры силы» системы международных отношений, демонстрировало саудовскому монарху необходимость поиска форм сохранения политической независимости и обеспечения свободы в экономической сфере.

Положение и статус Саудидов оказывали в арабском и мусульманском мире определенное влияние, объединяя усилия арабов в их стремлении к независимости и самоопределению. Лондонская «Таймс» в марте 1935 г. писала, что Ибн Сауд принял прибывшую сирийскую делегацию и по ее инициативе беседовал с ней по вопросу о создании арабской федеративной империи [7, с. 44].

Из послания Дж. У. Ренделла заместителю министра по делам колоний от 8 ноября 1937 г.: «Ибн Сауд, возможно, намеревается занять ведущее место в панарабском движении, направленном против палестинской политики Правительства Его Величества, в котором Нури Паша и другие арабские вожди могли бы также участвовать [11, с. 63].

Противостояние политическим устремлениям Великобритании и Франции, разжигавших центробежные, партикулярные тенденции в 1920-1930 гг. на Арабском Востоке, в значительной степени ослабило деятельность сторонников арабского единства.

В результате длительных дипломатических консультаций был достигнут определенный компромисс, в результате которого Азиз ибн Сауд вынужден был пойти на нормализацию отношений и урегулирование пограничных проблем с Ираком и Трансиорданией в обмен на признание Великобританией аннексии Хиджаза и некоторых других территорий и заключение нового двухстороннего договора, расширяющего суверенитет Неджда. Основанием нежелания короля Азиз ибн Сауда пойти на юридическое оформление отношений СССР, главным образом, связаны были с нестабильной внутриполитической обстановкой и способностью Великобритании влиять на нее. В частности значительно были сокращены субсидии, составляющие 40 % годового дохода страны. Неустойчивость позиций саудовского монарха усу-

гублялась истощением королевской казны. Мировой экономический кризис 1929-1932 гг. повлек за собой сокращение паломничества в Мекку - основного источника хиджазских доходов (от 150 тыс. чел. в 1926 г. до 20 тыс. чел. в 1933 г.).

В сложившихся условиях Ибн Сауд обратившись за помощью к западным державам, получил отказ в предоставлении займа от Англии, Франции и Италии. На подобную просьбу министра иностранных дел эмира Фейса-ла, находящегося с официальным визитом в Москве в мае 1932 г. председатель СНК СССР В.М. Молотов также ответил отказом. В качестве альтернативы было предложено заключить торговый договор или договор о дружественных отношениях, что усиливало бы позиции Москвы в регионе. При условии предоставлении займа в 1 млн. фунтов Саудовская сторона готова была к подписанию договора. Экономические издержки, сопряженные с коллективизацией и индустриализацией страны не позволили реализовать соглашение [12, с. 61].

Так в межвоенный период арабские страны являлись формально независимыми или полузависимыми. Освободительное движение развивалось на Арабском Востоке в каждой стране изолировано, координация почти отсутствовала. Процесс консолидации национальных государств, замыкающихся в своих границах, грозил разделить арабский мир ранее единый под властью турецкого владычества.

Список литературы:

1. АВП РФ (Архив внешней политики Российской Федерации). Ф. 127. Оп. 1. Д. 17. П. 2.

2. АВП РФ. Ф. 127. Оп. 1. П. 1. Д. 11.

3. АВП РФ. Ф. 127. Оп. 1. П. 1. Д. 6.

4. АВП РФ. Ф. 127. Оп. 1. П. 1. Д. 9.

5. АВП РФ. Ф. 127. Оп. 1. П. 2. Д. 17. Л. 13. - Сообщение ТАСС от 12 февраля 1928.

6. АВП РФ. Ф. 128. Оп. 1. П. 1. Д. 4.

7. АВП РФ. Ф. 127. Оп. 1. П. 3. Д. 39.

8. АВП РФ. Ф. 127. Оп. 1. П. 1. Д. 8.

9. Ат-Турки Маджид бен Абдель Азиз. Саудовско-российские отношения в глобальных и региональных процессах (1926-2004 гг.). - М., 2005.

10. Ближний Восток: война и политика / Под ред. Г.Г. Исаева, А.А. Сот-ниченко. - М., 2010. Колобов О.А. Ближневосточная политика великих держав и арабо-израильский конфликт Т. 1. - Н.Новгород, 2008.

11. Назир Тюрякулов - полпред в королевстве Саудовская Аравия (19281935 гг.). Письма, дневники, отчеты. - М., 2000.

12. Яковлев А.И. Саудовская Аравия: пути эволюции. - М., 1999.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.