Научная статья на тему 'Саудовская Аравия, катар, норвегия, Россия в измерениях зелёной экономики'

Саудовская Аравия, катар, норвегия, Россия в измерениях зелёной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
624
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАТАР / НОРВЕГИЯ / РОССИЯ / САУДОВСКАЯ АРАВИЯ / УГЛЕВОДОРОДНЫЕ ЭКОНОМИКИ / ГЛОБАЛЬНЫЙ ИНДЕКС ЗЕЛЁНОЙ ЭКОНОМИКИ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ВОЗОБНОВЛЯЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ ЭНЕРГИИ / ЗАГРЯЗНЕНИЕ АТМОСФЕРЫ / ЗЕЛЁНАЯ ЭКОНОМИКА / ЗЕЛЁНЫЙ ПИАР / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / РАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕСУРСОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ниязи А. Ш.

В статье предпринят сравнительный анализ развития зелёной экономики в нефтегазодобывающих странах. На основе глобального индекса зелёной экономики (Global Green Economy Index) вскрывается реальное положение дел с внедрением инновационных технологий в базовые отрасли зелёной экономики в Саудовской Аравии, Катаре, Норвегии и России. Делаются выводы об эффективности государственной политики этих стран в области достижения целей глобальной экологической безопасности. Статья предоставлена автором для публикации в бюллетене «Россия и мусульманский мир».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Саудовская Аравия, катар, норвегия, Россия в измерениях зелёной экономики»

о финно-угорском родстве и доказать теорию о гуннском происхождении наших предков»1.

Надежда на то, что «поворот на Восток» (а это предполагает расширение связей в том числе с мусульманскими странами) изменит отношение венгерского руководства к исламу и мусульманам внутри страны, иллюзорна, так как противоположная сторона в качестве условия непременно выдвинет требования построить или восстановить мечети, открыть медресе и т. д. Возможно, что идея о туранском происхождении поможет наладить отношения с рядом азиатских стран, а также даст возможность Будапешту играть роль представителя большой группы стран, где проживают тюрки.

Статья предоставлена автором для публикации в бюллетене «Россия и мусульманский мир».

Ниязи А.Ш.,

кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Центра изучения Центральной Азии, Кавказа и Урало-Поволжья (Институт востоковедения РАН) САУДОВСКАЯ АРАВИЯ, КАТАР, НОРВЕГИЯ, РОССИЯ В ИЗМЕРЕНИЯХ ЗЕЛЁНОЙ ЭКОНОМИКИ

Аннотация. В статье предпринят сравнительный анализ развития зелёной экономики в нефтегазодобывающих странах. На основе глобального индекса зелёной экономики (Global Green Economy Index) вскрывается реальное положение дел с внедрением инновационных технологий в базовые отрасли зелёной экономики в Саудовской Аравии, Катаре, Норвегии и России. Делаются выводы об эффективности государственной политики этих стран в области достижения целей глобальной экологической безопасности.

Ключевые слова: Катар; Норвегия; Россия; Саудовская Аравия; углеводородные экономики; глобальный индекс зелёной экономики; устойчивое развитие; возобновляемые источники энергии; загрязнение

1 Зачем венграм туранизм? http://www.gumilev-center.ru/zachem-vengram-turamzm-2/10.2.2014

атмосферы; зелёная экономика; зелёный пиар; экологическая безопасность; рациональное использование ресурсов.

Общепринятого четкого определения зелёной экономики не существует, как и ее выверенной формулы, которая могла бы служить мировым эталоном. Но это понятие прижилось, стало ясным, поэтому всё чаще пишется без кавычек, как и термины - зелёные технологи, зелёные инвестиции, зелёные инновации и т.д. Измерить результаты зелёного развития стран мира, их проблемы и перспективы в этом направлении позволяют международные индексы, среди которых наиболее разработанным считается глобальный индекс зелёной экономики. Сравнение ситуаций с зелёным ростом в Катаре и Саудовской Аравии - углеводородных государствах, Норвегии и России, в которых углеводородный сектор их экономик остается очень весомым, позволяет сделать некоторые выводы об экологической политике и возможном будущем этих стран.

* * *

С 2010 г. независимая консалтинговая компания Dual Citizen LLC (США) издает периодические доклады о состоянии развития зелёной экономики в различных странах мира. Последний отчет, представленный в 2016 г., охватывает 80 стран, которые ранжируются по глобальному индексу зелёной экономики (Global Green Economy Index (GGEI)1. В нем используются экологические измерения развития национальных экономик в комплексе с показателями социально-экономического прогресса, оценки экологической эффективности отдельных секторов экономики, зелёных инвестиций и инноваций, национального лидерства в области изменения климата. Индекс GGEI 2016 г. рассчитан на основе 32 индикаторов, входящих в 24 базовые группы количественных и качественных показателей. Они, в свою очередь, делятся на четыре ключевые группы, позволяющие определить, насколько успешно страна справляется с задачами построения зелёной экономики и в целом с экологическими проблемами.

Первая группа «Управление и изменение климата» содержит индикаторы, отражающие изменение климата и усилия, направленные на противодействие негативным изменениям в данной сфере. Оценка последствий изменения климата проводится на основе таких индикаторов, как выбросы CO2 на душу населения, на

единицу ВВП и на единицу потребления первичной энергии. Эффективность политики страны в области изменения климата анализируется также по частоте участия в международных экологических форумах, принятых на них обязательствах, заявлениям глав государств, касающихся зелёной экономики и защиты окружающей среды, охвата в национальных СМИ данных вопросов.

Вторая группа «Сектора эффективности» отражает состояние наиболее важных отраслей в развитии зелёной экономики: строительства, транспорта, энергетики, экотуризма и др. Разработчиками GGEI отслеживается, насколько рациональное использование ресурсов в этих секторах позволяет получить прирост производительности и одновременно снизить нагрузку на окружающую среду, уменьшить потребление энергии и выбросы парниковых газов в атмосферу. В сфере строительства учитывается модернизация зданий и сооружений с учетом экологических требований, в транспортом секторе используются данные по эмиссии СО2. В отрасли энергетики принимается во внимание, насколько энергетический сектор в каждой стране является зелёным. Просчитывается доля электроэнергии, вырабатываемой с помощью возобновляемых источников (ВИЭ): гидроэлектростанций, геотермальных электростанций, а также энергии, получаемой от солнца, ветра, приливов, биомассы, биотоплива. Анализируются данные по эффективности использования ресурсов, их рециркуляции в сфере переработки отходов.

Третья группа «Рынки и инвестиции» построена на анализе данных по государственным и частным инвестициям в зелёные технологии: возобновляемые источники энергии, переработку отходов, очистные сооружения, безотходное производство, чистые инновационные технологии (cleantech). Учитываются фискальные и политические меры по привлекательности национальных зелёных проектов и рынков, их рост, участие в них передовых мировых компаний, корпораций, содействие инвестициям в устойчивое развитие со стороны различных организаций и общественности.

Четвертая группа «Окружающая среда» выстраивается в основном на измерениях индекса экологической эффективности (ИЭЭ) (The Environmental Performance Index (EPI)). Она отражает состояние окружающей среды и природного капитала по индикаторам: сельское хозяйство, качество воды и воздуха, биоразнообразие, рыбные ресурсы и лесное хозяйство2.

Страны ранжируются по двум рейтингам. Рейтинг результативности (GGEI performance rank) отражает реально заслуженное

страной место по индексу зелёной экономики. Второй рейтинг распределяет их по степени образного зелёного восприятия (GGEI регсерйоп rank) как самими гражданами государства, так и за рубежом. Опросы проводятся преимущественно среди квалифицированных специалистов различных отраслей экономики и науки, деловых кругов. Их мнение о состоянии и перспективах зелёной экономики в той или иной стране учитывается наряду с желанием и готовностью граждан поддержать экологические инициативы. Политическое руководство в опросы не включается. Оценка страны по индексу восприятия может показывать ее привлекательность для зелёных инвестиций, а также уровень зелёного общественного настроения, но далеко не во всех случаях.

Глобальный индекс зелёной экономики (ССЕ1) 2016. Рейтинг Катара, Саудовской Аравии, Норвегии и России в сравнении с 80 странами3

Рейтинг Индекс Рейтинг Индекс

(резуль- Страна (общий балл (воспри- (общий балл

тат) из 100%) ятие) из 100%)

2 Норвегия 69,11 5 88,95

74 Россия 48,08 51 32,59

78 Катар 36,33 57 31,79

80 Саудовская Аравия 31,34 62 31,20

Норвегия в рейтинге за 2016 г. показала прекрасную результативность (2-е место), уступив первое место Швеции. Россия (74-е место), Катар (78-е место) и Саудовская Аравия (80-е место) заняли позиции в конце рейтинга.

Норвегия занимает 5-е место по показателю восприятия успехов в развитии зелёной экономики, что свидетельствует об экологической устойчивости экономики страны и отличной перспективе зелёного роста. Видно, что она даже превзошла ожидания в этом прогрессе, хотя постоянно оказывается в самой верхней группе лидеров рейтинга, добивается значительных успехов по всем четырем базовым направлениям. Эта страна с высокой степенью зависимости от экспорта нефти и газа служит прекрасным образцом для устойчивого развития.

Государство удачно решает взаимоувязанные социально-экологические и экономические задачи. Руководством страны инициировано большое количество программ и мер по продвиже-

нию ВИЭ. Норвегия уже получает более 95% электричества от гидроэлектростанций. К приоритетным инструментам противодействия климатическим изменениям относятся: сокращение выбросов ПГ в транспортном секторе; развитие низкоуглеродных технологий в промышленности; развитие технологий улавливания и хранения СО2; снижение выбросов ПГ в морском судоходстве. Особую роль продолжают играть экономические механизмы ограничения выбросов ПГ. Углеродный налог в Норвегии как инструмент экологической политики начал действовать еще в 1991 г. в отношении потребления топлива и добычи энергетических ресурсов на шельфе. Кроме того, с 2008 г. страна является участницей Европейской системы торговли квотами на выбросы ПГ, способствующей снижению издержек участников в ходе сокращения парниковых выбросов4. Норвегия планирует остановить вырубку деревьев, запретить продажу автомобилей на бензине и дизельном топливе с 2025 г., а также достичь нейтрального уровня эмиссии углерода за счет сжигания органического топлива, продолжая при этом добывать и экспортировать значительные объемы нефти и газа в другие страны, прежде всего в ЕС5.

Совершенно противоположная картина наблюдается в Катаре и Саудовской Аравии. В отчете по индексу зелёной экономики отмечается, что высокая зависимость Катара и Саудовской Аравии от добычи и экспорта ископаемого топлива негативно влияет на их показатель ООЕ1. При этом, как видно из этого документа, индекс не всегда отражает реальный технологический вклад страны в устойчивое развитие. Пример Катара показывает, что его ООЕ1 заметно вырос после того, как в Дохе в ноябре 2012 г. состоялась очередная ежегодная Конференция сторон рамочной конвенции ООН по изменению климата. Катар был принимающей стороной, что прибавило ему баллы в оценочной группе «Управление и изменение климата», а также повысило его брэнд по индексу восприятия (57 баллов при реальных 78). В то же время это государство остается крайне неэффективным в устранении высокой зависимости от углеводородных ресурсов и не предпринимает каких-либо серьезных намерений и попыток к зелёному экономическому росту. К примеру, оно намного опережает быстро развивающиеся экологически опасные экономики Индии и Китая по выбросам выхлопных газов на транспорте, является наихудшим лидером в этом показателе из всех обследованных стран. С 2001 по 2015 г. транспортная эмиссия СО2 увеличилась в Катаре на 291%, в то время как в Китае на 191, Индии на 137%6. «Притом,

что ВВП Катара один из самых высоких на душу населения в мире, нет никаких доказательств, что его руководство использует огромные доходы от нефтяного и газового секторов для становления более низкой углеродной экономики. Такая ситуация прослеживается по индикаторам GGEI: вопиюще высокие выбросы парниковых газов на душу населения; нулевой вклад в возобновляемые источники энергии в производстве электроэнергии; ни одна из крупнейших катарских компаний не участвует в разработке стандартов корпоративной экологической устойчивости; ряд наихудших показателей качества воздуха среди охваченных 80 стран», - приходят к выводу эксперты Dual Citizen LLC7.

Не менее серьезную озабоченность, отмечается в отчете, вызывает ситуация в Саудовской Аравии, занявшей последнее место в рейтинге из 80 стран. Она не показывает почти никаких реальных признаков переориентации на модель зелёного роста в экономике; выбросы углерода на душу населения в этой стране одни из самых высоких в мире; доля возобновляемых источников энергии в производстве электроэнергии ничтожна, введение в эксплуатацию их новых мощностей сводится к минимуму8.

Катар и Саудовская Аравия набирают больше баллов в рейтинге восприятия, нежели в измерениях реальных достижений. Разрыв для Катара в 21 балл и Саудовской Аравии в 18 баллов скорее всего связан не столько с несовпадением общественных ожиданий в сфере экологической модернизации и реальной экономической политикой, сколько с эффективным зелёным пиаром. Участие в международных экологических форумах, их спонсирование, организация и проведение в своих странах, громкие декларации и заявления, пропаганда приверженности целям устойчивого развития укрепляют зелёную репутацию, что, в свою очередь, порождает завышенные оценки экспертов о развитии зелёной экономики в ряде стран. Идеализированные представления помогают набирать политический вес на международной арене, привлекать инвестиции, передовые западные технологии и инновации, которые далеко не всегда используются в целях устойчивого развития. Их зелёный вклад в производственные сектора экономики на самом деле может быть намного меньше, чем это представляется.

Отчет по GGEI 2016 г. отвел России реальное 74-е место и предполагаемую 51-ю позицию. Разрыв в 23 балла показывает, что на продвижение механизмов зелёной экономики в РФ возлагались большие надежды среди общественности и специалистов, проблема назрела, требует государственного решения. В охваченный

период исследования 2014-2015 гг. из-за известных трудностей в экономике страны сколько-нибудь существенного развития элементов зелёного роста не наблюдалось. Темпы истощения природных ресурсов оставались почти на прежнем уровне, незначительное сокращение их роста по отдельным отраслям было связано с экономической рецессией последних лет. Снизились уровни неконтролируемого вылова рыбы и вырубки лесов, но в целом наблюдалось сокращение биоразнообразия. За последнее десятилетие отмечалось снижение выбросов в секторе транспорта. Существенного развития возобновляемых источников энергии, зелёных инноваций и инвестиций не происходило9.

Со времени подготовки последнего исследования Dual Citizen LLC 2016 г. практическая ситуация кардинально не изменилась, хотя ряд российских крупных компаний и корпораций предприняли определенные шаги по экологической защите территорий и населения в районах их деятельности. Снижение производственных выбросов во многом было связано с реструктуризацией в металлургии и других отраслях. Компании выводили устаревшие «грязные» технологии, закрывали предприятия, перемещая загрузку на более эффективные активы с меньшими выбросами. Важно, что за это время начал закладываться институционально-правовой фундамент для зелёных секторов экономики и охраны окружающей среды10. В «Стратегии научно-технологического развития России», утвержденной в 2016 г., экологическое направление было обозначено как приоритетное11. 2017 год был объявлен «Годом экологии», перед правительством поставлены конкретные задачи по переходу к устойчивому развитию на средне- и долгосрочную перспективу. В первую очередь ставится стратегическая цель достижения кардинального снижения выбросов вредных веществ в атмосферу, их сбросов в водоемы и в почву прежде всего за счет технологического перевооружения промышленности. Обозначены задачи и сроки по наращиванию ресурсосберегающих технологий, эффективной утилизации отходов, развитию возобновляемых источников энергии. Министерством природных ресурсов и экологии РФ планируются инвестиционные вливания в развитие ВИЭ до 2035 г. в размере 53 млрд долл.12

Увеличивающееся введение мощностей возобновляемых источников энергии должно сыграть важную роль в сокращении выбросов парниковых газов (ПГ) в России. К 2020 г. планируется сократить объем выбросов ПГ до уровня 75% объема выбросов в 1990 г. Для достижения поставленной цели почти не требуется

предпринимать дополнительных действий, выходящих за рамки реализуемой в настоящее время политики по снижению энергоемкости экономики. К 2030 г. планируется ее сокращение на 44% по сравнению с 2005 г. В рамках Парижского соглашения по климату 2015 г. с целью достижения большего объема сокращения выбросов Россия просит учитывать объемы поглощения выбросов лесами. Российские леса составляют 25% мировых лесных ресурсов и ежегодно поглощают до 500 млн т СО213.

Наша страна располагает гигантским ресурсным потенциалом, выступает как экологический донор мира, обеспечивая ему почти 10% биосферной устойчивости. У нас еще имеется надежный социально-экологический запас прочности. Есть надежда, что намечающееся озеленение российской экономики даст хорошие всходы: будет способствовать ее диверсификации, улучшению качества жизни граждан, решению глобальных климатических проблем, повысит статус России на международной арене.

Конечно, прекрасным примером зеленого прогресса и человеческого развития служит Норвегия - страна очень ответственного отношения к условиям жизни своих граждан, собственным и глобальным экологическим задачам. Ситуация в Катаре и Саудовской Аравии, напротив, крайне неудовлетворительная по уровню нагрузки на окружающую среду и рациональному использованию природных ресурсов. Усилия по внедрению инновационных технологий в базовые отрасли зелёной экономики минимальны. Положение наиболее плачевно в группе индикаторов «секторов эффективности» особенно по показателям загрязнения воздуха, водопользования, выбросам парниковых газов, развития возобновляемых источников энергии, эффективности использования ресурсов на основе рециклинга. Процветающие углеводородные экономики этих стран остаются главными загрязнителями атмосферы на Аравийском полуострове. Судя по неудовлетворительному состоянию дел в области развития собственных ВИЭ Катар и Саудовскую Аравию с большой долей вероятности ожидает роль хронически отстающих в начавшейся гонке энергетических технологий, возможно с далеко идущими последствиями в социально-экономическом развитии. Остается только удивляться беспечности и нерасторопности их властей.

Примечания

The Global Green Economy Index. GGEI 2016. Measuring National Performance in the Green Economy / Jeremy Tamanini, Dual Citizen LLC, 5-th Edition - September 2016. Доклад доступен на: [Электронный ресурс] // URL: https://dualcitizeninc.com/GGEI-2016.pdf (Дата обращения: 12.05.2018.) См.: Global Metrics for the Environment. The Environmental Performance Index (ranks countries' performance on high-priority environmental issues). 2016 report. Yale Center for Environmental Law & Policy; Yale University Yale Data Driven Environmental Group, Yale University Yale-NUS College; Center for International Earth Science Information Network, Columbia University. In collaboration with the World Economic Forum. With support from Samuel Family Foundation, McCall MacBain Foundation. New Haven, CT: Yale University. 2016. Отчет доступен на [Электронный ресурс] // URL: http://epi2016.yale.edu/reports/2016-report (Дата обращения: 01.05.2018.) Для ряда стран при их природно-климатических условиях естественное рыболовство или незначительные лесные территории не играют существенной роли в расчетах параметров природоохранной политики. Если они не достигают пороговой значимости при определении общей экологической эффективности, то вместо них пропорционально увеличивается вес других показателей. Подробнее о категориях и измерениях индекса экологической эффективности см.: Ниязи А.Ш. Россия - Центральная Азия в экологических измерениях // Россия и мусульманский мир. Научно-информационный бюллетень / РАН. ИНИОН. Центр науч.-информ. исслед. глобальных и региональных проблем. М., 2017. № 7. С. 20-26. Таблица составлена на основе источника: The Global Green Economy Index. GGEI 2016. Р. 11-12.

Климатическая повестка 2030. Итоги климатической конференции в Париже 2015 г. Обзор обязательств стран-участников. http://russiancouncil.ru/climate 2030 (Дата обращения: 04.07.2018.)

Юлия Красильникова. К 2030 г. Норвегия станет страной с нулевыми выбросами. https://hightech.fm/2016/06/10/norway_zero_emissions (Дата обращения: 02.06.2018.)

The Global Green Economy Index 2016. Р. 18. Ibid. P. 50. Ibid. P. 51.

Ibid. P. 51. Подробно о состоянии окружающей среды в России см.: http:// epi.yale.edu/country/russia (Дата обращения: 15.02.201.)

Сейчас в разработке находится концепция проекта федерального закона «О регулировании объема выбросов парниковых газов». В ней рассматриваются вопросы по поддержке проектов по сокращению выбросов (прежде всего программ энергоэффективности), а также инициатив в лесном секторе, увеличивающих поглощение парниковых газов. Эти меры планируется поддерживать через налоговые льготы и кредиты, а также понижающие коэффициенты для амортизации оборудования. Проект должен быть готов к середине 2019 г.

3

4

5

6

7

8

9

10

О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации. См.: [Электронный ресурс] // URL: http://docs.cntd.ru/document/420384257 (Дата обращения: 26.01.2017.)

12 Климатическая повестка 2030. Итоги климатической конференции в Париже 2015 г. Обзор обязательств стран-участников. http://russiancouncil.ru/climate 2030 (Дата обращения: 04.07.2018.)

13 Там же.

Статья предоставлена автором для публикации в бюллетене «Россия и мусульманский мир».

Добаев И.П.,

доктор философских наук, профессор, эксперт РАН Гонтаренко Н.Н.,

магистрант

(Южный Федеральный университет, г. Ростов-на-Дону)

РАДИКАЛИЗАЦИЯ ИСЛАМСКОГО ДВИЖЕНИЯ НА БЛИЖНЕМ И СРЕДНЕМ ВОСТОКЕ: ВЫЗОВЫ, РИСКИ И УГРОЗЫ ДЛЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация. В работе с позиций системно-интегративного подхода анализируются сложные процессы, происходящие на Ближнем и Среднем Востоке, внутренние и внешние причины радикализации исламского движения, а также взаимосвязи между различными факторами, влияющими на изменение ситуации в одном из ключевых регионов мира и несущих угрозу национальной безопасности РФ. В заключение статьи предпринята попытка дать среднесрочный прогноз возможных трансформаций и инвариантов, которые могут иметь место в регионе на фоне процессов радикализации в контексте их влияния на Российскую Федерацию.

Ключевые слова: ислам; радикализация исламского движения; Ближний и Средний Восток; национальная безопасность; Российская Федерация; терроризм; «Братья-мусульмане»; ДАИШ; «арабская весна», Сирийский кризис.

В последние несколько десятилетий в мире наблюдается ускоренный процесс радикализации мусульманской религии и связанных с ней политических институтов. В это движение вовлечены такие арабские страны, как Египет, Сирия, Ливан, Ирак, Ливия,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.