УДК 785Л61:821Л61Л-192(Клинских Ю.) ББК Щ318.5+Ш33(2Рос=Рус)64-8,445 Код ВАК 10.01.08 ГРНТИ 17.07.25
М. А. ШЕЛЕНОК
Саратов
САТИРИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМАТИКА ПЕСЕН ЮРИЯ (ХОЯ) КЛИНСКИХ: К ПОСТАНОВКЕ ВОПРОСА
Аннотация. В статье исследуется проблематика сатирических песен «Сектора Газа». Выявляются объекты сатиры произведений. Раскрываются способы разоблачения. Выдвигается гипотеза о наследуемых традициях и диалоге с современниками.
Ключевые слова: сатира, литературные приёмы, маски, гротеск, русская поэзия, рок-поэзия, поэтические образы, поэтическое творчество, русский рок.
Сведения об авторе: Шеленок Михаил Алексеевич, кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры «Медиакоммуникации» ФГБОУ ВО «Саратовский государственный технический университет имени Ю. А. Гагарина».
Контакты: 410054, г. Саратов, ул. Политехническая, д. 77; [email protected].
М. А. SHELENOK
Saratov
SATIRICAL PROBLEMS OF THE SONGS BY YURI (HOY) KLINSKIKH: RAISING AN ISSUE
Abstract. The article studies the range of problems of "Sector Gaza"'s satirical songs. The lyrics' objects of satire are revealed. The methods of exposure are unveiled. A hypothesis about inherited traditions and the dialogue with contemporaries is proposed.
Keywords: satire, literary devices, mask, grotesque, Russian poetry, rock poetry, poetic images, poetic creativity, Russian rock.
About the author: Shelenok Mikhail Alexeevich, PhD of Philological Science, Senior Lecturer of Department «Mediacommunication», Yuri Gagarin State Technical University of Saratov.
Сатирическое осмысление действительности характерно для многих отечественных рок-исполнителей. В качестве сатирика неоднократно выступал и Ю. Клинских (1964-2000) - лидер группы «Сектор Газа», известный больше под псевдонимом Хой. Немногочисленные исследователи его творчества обращали внимание на смеховой мир песен [6-7], однако развернутого анализа не проводилось.
© Шеленок М. А., 2018
Мы не ставим целью настоящего исследования изучить объекты сатиры всего корпуса песен «Сектора Газа», поскольку это невозможно в рамках одной статьи. Обратимся же к тем текстам, где, на наш взгляд, доминирует сатирическое начало, и тем самым наметим пути осмысления сатирического наследия одного из самых народных рок-исполнителей, выявив наиболее яркие объекты сатиры и способы их разоблачения.
Большинство песен «Сектора» (не только сатирические) выполнены в форме саморазоблачительного монолога определённого социального типа (как правило, отрицательного), под маской которого скрывается автор. Приём «маски» будет ведущим в сатирических песнях, где, на наш взгляд, Хой продолжает традиции М. Зощенко, В. Высоцкого, Юза Алешковского.
В галерее отрицательных персонажей Хоя-Клинских встречаются не только традиционные для советской сатиры взяточники («Подкуп»), подхалимы и карьеристы («Попец»), но и типы, ставшие таковыми в конце 1980-х - начале 1990-х годов. Так, в песне «Мент», начиная с заглавия, показана авторская оценка милиционера не как стража порядка, а как пользующегося служебным положением вора и грабителя: «Если ты клиент с деньгами, не прошёл мой день "за так": / Все карманы наизнанку, всех обчищу только так» [3]. Он позиционирует себя выше простых граждан, презирает рабочих: «Вы пашите на заводах, ну а мне и здесь ништяк» [3]; «Пусть работа грязновата, зато с плугом не хожу» [3]. Сатирический эффект усиливается за счёт противопоставления персонажа представителям полезных профессий: «Я не токарь, я не пекарь, я не повар, не доцент, / Я не дворник, я не слесарь, я простой советский мент» [3]. В то же время автор иронизирует над социальной политикой перестроечной эпохи: «Ведь у нас в родной деревне, хоть спаши ты сто земель, не получишь, сколько за день я кладу себе в шинель» [3].
В песне «Подкуп» Хой обращается к решению сразу двух проблем: взяточничества и привилегированного положения «золотой» молодёжи, блата. Вводя омерзительный образ-маску уверенного в своей безнаказанности мажора, автор подчёркивает его полную бездарность, конструируя так сатирический портрет: «Я парень тупорылый» [1], «Тупой я очень парень, как нос у сапога. / Мой дефективный череп не варит ни фига» [1]. Однако, как выясняется, героя это не беспокоит, поскольку деньги отца даруют ему безнаказанность, карьерный рост и материальную обеспеченность: «Есть у меня машина, есть у меня видак, / Есть у меня квартира, и это все за так! / А если вдруг я сяду, а я могу и сесть, / То это мне не страшно, пока на свете есть: / Подкуп!» [1]. В песне не только высмеивается мажор-взяткодатель, но и власть, при которой любому тупице можно влезть «в министерство, <.. .> Пока будет помазана мохнатая рука» [1], что раскрывается уже в первом куплете: «Пойду хоть в институт или в университет, / В любом заведенье для меня преграды нет, / Помажет папа лапу, и я уже студент. / Помажет папа две, и я уже доцент» [1]. Таким образом, на первый план сатирического разоблачения в «Подкупе» выходит не столько взяточник, сколько зазнавшийся мажор, однако в подтексте высмеивается
212
и коррупционная социально-политическая система, но не напрямую, а через хвастовство молоденького кретина, что является находкой для сатирической поэтики Клинских.
В песне «Попец» представлен традиционный портрет карьериста-подхалима, для которого существует только одна заповедь: «Надо только вовремя подлизывать попец!» [2]; «надо лишь побольше языком своим трепать» [2]. Он не только добивается продвижения по службе за счёт «подлизывания», но и причиняет вред другим сослуживцам: «Кому-то подлижу, а кого-то застучу» [2]. Данный текст связан с «Подкупом». Перед слушателем/читателем «Подкупа» и «Попца» возникает образ государства, в котором все начальники занимают свои посты по единой схеме: либо через дачу взятки, либо путем «подлизывания» и подстав: «А кто не лижет попу, тот рабочим и помрет - / И будет могилою ему родной завод» [2].
В «Опарыше» Хой, используя приём аллегорического остранения, высмеивает советского (впоследствии - постсоветского) обывателя, его однообразную, ничем непримечательную, жизнь: «Пусть я с виду неказист: я опарыш белый глист» [5], «Здесь букашки всех мастей, всех национальностей: / Блохи вши и червяки - соотечественники. / Эй, вы братья-червяки! Приходите жить в толчки» [5]. Автор очень зло насмехается над идеологией, основанной, по его мнению, на идее псевдопатриотизма: «Смесь из грязи и г...вна - это родина моя!» [5]; «Здесь родился я и рос, вырастил меня навоз» [5]; «Мне не жаль своей души, / Знают лишь опарыши, / Что я умер, как герой, и навоз не предал свой!» [5]. В «Опарыше», на наш взгляд, обнаруживается перекличка с В. Сорокиным, отождествляющим в своих произведениях следование идеологическим «заветам» с поеданием фекалий. Кроме того, нам видится полемика Хоя с лидером «ДДТ» Ю. Шевчуком, воспринимающим образ «немытой России» как должное: «Пусть кричат - уродина, / А она нам нравится, / Хоть и не красавица» [8] и т. д. Шевчук открыто призывает к борьбе с несправедливостью и ужасом, Хой же создаёт гротескные образы, нагнетая социальную ненависть. Ему важно показать, что маргинально-мещанский мирок постоянно рождает ради собственного существования отрицательных типов, среди которых нет тех, кто заслуживает авторского сочувствия. В этом отношении нам интересен ещё один текст.
«Бомж» - песня-обманка. Автор не прямолинеен в оценке образа и играет со слушателем/читателем. В «предисловии» Хой даёт установку на восприятие современной социально-политической обстановки: «с е.чим темпом инфляции я зае.ся тексты переделывать» [4]. В первом и втором куплетах-монологах даётся «печальная» история социального падения персонажа (на наш взгляд, пародия на исповедь), ставшего бездомным из-за пожара, причины и виновник которого так и останутся неизвестны (возможно, герой сам виноват в произошедшем). У слушателя/читателя изначально может возникнуть сочувствие к одинокому старику, у которого «с детства жизнь <...> наперекосяк» [4], однако уже в первом куплете возникает противоречивое заявление: «Но я счастлив, по-своему, поверь» [4],
213
а следующий за ним припев подтверждает, что образ жизни для персонажа - это его осознанный выбор. Он не хочет быть полноценным членом общества, работать и т.д. Поэтому его призыв: «Не жалейте меня - я прекрасно живу» (здесь и далее курсив мой - М.Ш.) [4] - функционирует. Когда начинается третий куплет, построенный на контрастном припеву обращении: «Ах, подайте, люди мне, ради Христа! / Не мила мне жизнь, я от неё устал» [4], перед нами разворачивается балаганное действо - театр одного актёра, свободно меняющего маски в зависимости от обстоятельств. Бомж готов ради подаяния унижаться перед публикой, давя на жалость: «Помоги, прохожий милый, пятаком. / Сжалься надо мной, над бедным стариком» [4], при этом выкручиваться перед стражами порядка, способными отнять у него «свободу»: «Ах, отпусти меня, товарищ старшина! / Я простой советский бомж, а не шпана. / Я не сделал ведь плохого никому. / Так за что ж меня берёте, не пойму?!» [4]. Таким образом, здесь содержится насмешка и над центральным персонажем - абсолютно асоциальным типом, - и над свободой выбора, которая стала, по мнению автора, мнимой ценностью в 1990-е годы.
Подведём предварительные итоги. В текстах песен Юрия (Хоя) Клин-ских объектами сатирического осмеяния становятся не только отрицательные типы, но и система, породившая их и дающая им цвести. Ведущим приёмом становится саморазоблачительный монолог персонажа, под утрированной (иногда до гротеска) маской которого скрывается автор. Оценка окружающей действительности в целом вводится через подтекст в сквозных репликах действующих лиц. На уровне поэтики нам видится близость к творческой манере М. Зощенко и - даже в большей степени - Юза Алешковского (данный аспект нуждается в дальнейшем изучении). Таким образом, проведённый анализ позволяет сделать вывод о продолжении Хоем традиций отечественной (советской и антисоветской) сатиры и в то же время о его новаторском подходе в решении социально-нравственных, а порой и социально-политических проблем.
Литература
1. Клинских Ю. Подкуп [Электронный ресурс]: Текст песни / Ю. Клинских // Официальный сайт группы «Сектор Газа». - Режим доступа: http://sektorgaza.net/5t_sg89.htm#12 (дата обращения: 03.02.2018).
2. Клинских Ю. Попец [Электронный ресурс]: Текст песни / Ю. Клинских // Официальный сайт группы «Сектор Газа». - Режим доступа: http://sektorgaza.net/5t_kp91.htm#7 (дата обращения: 03.02.2018).
3. Клинских Ю. Мент [Электронный ресурс]: Текст песни / Ю. Клинских // Официальный сайт группы «Сектор Газа». - Режим доступа: http://sektorgaza.net/5t_yv90.htm#6 (дата обращения: 03.02.2018).
4. Клинских Ю. Бомж [Электронный ресурс]: Текст песни / Ю. Клинских // Официальный сайт группы «Сектор Газа». - Режим доступа: http://sektorgaza.net/5t_gm91.htm#7 (дата обращения: 03.02.2018).
5. КлинскихЮ. Опарыш [Электронный ресурс]: Текст песни / Ю. Клинских // Официальный сайт группы «Сектор Газа». - Режим доступа: Шр://зек1о^а7а.пе1/5^а96.Ыт#13 (дата обращения: 03.02.2018).
6. Осокин М. Газовый фактор - II. О поэтике Юрия «Хоя» Клинских [Электронный ресурс] / М. Осокин // Официальный сайт группы «Сектор Газа». - Режим доступа: http://www.sektorgaza.net/gazoviu-faktor.php (дата обращения: 03.02.2018).
7. Прокопенко Р. Начальный этап творчества группы «Сектор Газа» как энциклопедия перестроечной жизни [Текст] / Р. Прокопенко // История современной России: проблемы, документы, факты (1985-1999): в 2 т. -М.: Изд-во МУ, 2011. - Т. 1. - С. 404-415.
8. Шевчук Ю. Родина [Электронный ресурс]: Текст песни / Ю. Шевчук // Библиотека Максима Мошкова. - Режим доступа: http://lib.ru/KSP/shewchuk.txt (дата обращения: 03.02.2018).