УДК 130.2:82 (Философия культуры. Системы культуры. Культурологические учения. Личность)
САРАНСКИЙ ХРОНОТОП М.М.БАХТИНА ©2017 Н.И.Воронина, Н.Л.Новикова, А.П.Мартинс
Воронина Наталья Ивановна, доктор философских наук, зав.кафедрой культурологии и этнокультуры Института
национальной культуры. E-mail: kafkmgu@mail. ru Новикова Надежда Львовна, доктор философских наук, профессор кафедры философии. E-mail: nadlnov@mail. ru Амилькар Пинто Мартинс, доктор философии, профессор Школы искусств Университета Аберта. Лиссабон, Португалия. E-mail: amilcar. [email protected]
Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени Н.П.Огарева. Саранск, Республика Мордовия, Россия
Статья поступила в редакцию 05.06.2017
Предмет статьи: саранский хронотоп М.М.Бахтина. Объект статьи: город и гений: Бахтин-Саранск-Бахтин: университетский взгляд. Цель проекта: актуализировать для научного и учебного мира информацию о саранском периоде жизни и творчества М.М.Бахтина; сквозь призму изучения судьбы ученого увидеть интеллектуальную историю России; создать условия для научно-исследовательской работы. Методология работы: построение концепции контекста уникального пространства провинциального города Саранска, где 25 лет жил и работал Бахтин. Акцентирование основных категорий в рассмотрении саранского хронотопа Бахтина, духовности, характера, бытия, повседневности, самосознания, мировоззрения и идеологии ученого. Создание научной и творческой ауры в Мордовском университете в годы работы и сегодня, когда идет процесс вживания в его смысловые категории, изучение основных гуманитарных идей. Освоение пространства Бахтина в университете (создание Центра М.М.Бахтина) и в городе (открытие памятника и мемориальной зоны) и др. Результаты работы: включение саранского хронотопа М.М.Бахтина в общую картину длительного противоречивого процесса восприятия бахтинских идей отечественной гу-манитаристикой. Область применения результатов: Идеи Бахтина, ставшие основой формирования новой научной парадигмы, стимулируют исследовательский интерес, открывают возможности сравнительно-сопоставительной методологии. Осмысление «саранского хронотопа» позволяет уточнить / детализировать общие закономерности развития отечественной гуманитарной мысли для философии, культурологии и филологии. Вывод: научная новизна исследования состоит в том, что комплексно анализируются материалы научного, творческого освоения идей М.М.Бахтина в контексте «саранского хронотопа» жизни ученого, что позволяет не только усовершенствовать базу данных, связанных с жизнью и творчеством М.М.Бахтина в Саранске, но и включить «саранский хронотоп» в научный оборот как феномен, позволивший мыслителю репрезентовать свои идеи. Таким образом, выводы, представленные в статье, аргументированы и логичны.
Ключевые слова: Бахтин, саранский хронотоп, наследие, университет, Центр М.М.Бахтина, провинциальный город, память, мемориал, диалог, гений места, систематизация, отечественная гуманитаристика, рецепция, научный сюжет.
«Саранский хронотоп М.М.Бахтина» - новая визитная карточка столицы Мордовии. 18 ноября 2015 года исполнилось 120 лет со дня рождения великого человека и выдающегося российского мыслителя Михаила Михайловича Бахтина, прославившего не только Россию, но и Мордовию. 25 лет, которые он прожил в Саранске, проработав в Мордовском университете, определили знаковость города. «Саранск - город Бахтина» - это весомо и значимо для России и звучит теперь не только в Европе, но и на всех континентах, где издают его работы (Австралия, Бразилия, Япония, США и др.), проводят конференции и симпозиумы (Бразилия, Великобритания, Китай, Швеция).
Прожив в Саранске четверть века, Бахтин создал свою духовную ауру в тихом провинциальном городе, расположенном в центре России, несмотря на то, что Саранск для такого человека стал провинцией, которая вырвала его из привычного научного общения, сделала изгоем, соединив одновременно мотив избранничества и обделенности жизнью. Но Бахтин не чувствовал характерные для русского интеллигента (особенно провинциала) скуку, одиночество, разочарованность. Он работал... Вдохновенно читал лекции для студентов, писал (чаще в стол) свои гениальные труды, общался с интересными людьми, тем самым превратив вынужденное «заточение» в среду одухотворенного обитания
Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 19, №4, 2017 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, humanitarian, medicobiological sciences, Vol.19, no. 4, 2017
не только для себя, но и для окружавших его людей. Это было его «мы», особое, неповторимое, особый тип «его провинции», становящейся духовной столицей, столицей бахтинства, «своей» столицей мира. Именно здесь он написал одно из фундаментальных исследований человеческой идентичности: «Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса». И, не побывав ни разу в Европе, Бахтин становится человеком Европы, проанализировав и оценив достоинства и недостатки смеховой народной культуры двух великих эпох - Средневековья и Возрождения - как никто другой до него. Сильный духом, Бахтин не только не сломался, но явил себя Великим Творцом высокой интеллектуальной культуры. Через «прикосновение» к такому человеку проявляется страстный интерес
Саранск сыграл большую роль в жизни Бахтина. Некоторые ученые считают, что наша отечественная провинция в лице Саранска спасла Бахтина от катаклизмов времени, «на долгие годы пригрела, чтя его, доверив ему, недавнему ссыльному, кафедру...» (В.Н.Турбин). А мы, современники Бахтина, действительно чтим его за исключительную жизнестойкость, мудрость, та-
к другому бытию, а результат его отражения -способность к самосовершенствованию, самоуглублению и самопознанию.
Память о Бахтине в Саранске жива. Были открыты две памятные доски (на доме, где жил Бахтин и на снесенном 1-ом корпусе Мордовского университета (где работал), есть улица Бахтина, научная библиотека Мордовского университета носит имя М.М.Бахтина, стали традиционными Бахтинские чтения. Философами, культурологами, филологами изданы многочисленные сборники трудов, раскрывающие смыслы творчества Бахтина, защищен не один десяток диссертаций, развивающие его идеи. По установившейся в нашем городе традиции своими воспоминаниями о Бахтине делятся письменно и устно его коллеги, аспиранты, выпускники университета.
лант ученого, глубину его трудов, за высокий пример человечности в общении со студентами и коллегами. И гордимся, что Бахтин создал некую «визитную карточку» не только нашему университету, но и нашему Саранску, ставшему для российского и зарубежного научного мира «городом Бахтина».
Рис.1 Фото. Памятник М.М.Бахтину в Саранске (бронза, автор Н.М.Филатов) (Photo. A monument to M.M.Bakhtin in Saransk (bronze, the author N.M.Filatov))
Все, что было представлено выше, было ДО...
24 ноября 2015 года был открыт памятник М.М.Бахтину (бронза, скульптор Н.М.Филатов) и Саранск начал новый отсчет «общения с Бахтиным». Свершилось то, чего Саранск ждал более тридцати лет. На одной из университетских площадок (ул. Полежаева), между тремя учебными корпусами, как бы в лоне университета и под его защитой, на гранитном постаменте «сидит в кресле М.М.Бахтин».
М.Эпштейн (M.Epstein Russia-USA) в своем комментарии «THE MEETING WITH M. BAKHTIN» буквально через час после открытия памятника, написал: «The monument dedicated to Mikhail Bakhtin (1895-1975) has just been opened in Saransk to mark the 120th anniversary of his birth. In Saransk, where he, it could be said, had been served a quarter-century exile (1945-1969), after 15 years of exile in Kazakhstan. In Saransk, while being an assistant professor at the Mordovia Pedagogical Institute, he had been creating his works, which later had become the classics of humanitarian thought. Just this semester I with my colleague Walter Reed give a course for postgraduate students "Mikhail Bakhtin and His Circles" and I can reliably judge how tensely his paradoxical thought lives in contemporary creative minds» («ВСТРЕЧА С М.БАХТИНЫМ». Только что в Саранске открыт памятник Михаилу Бахтину (1895-1975) к 120-летию со дня его рождения. В Саранске, где он, можно сказать, отбывал четвертьвековую ссылку (1945-1969) уже после 15-летней ссылки в Казахстане и где он доцентом Мордовского пединститута создавал свои труды, ставшие классикой отечественной гуманитарной мысли. Как раз в этом семестре я читаю с коллегой Walter Reed курс для аспирантов «Mikhail Bakhtin and His Circles» и могу достоверно судить, как напряженно живет его парадоксальная мысль в современных творческих умах) [9, С. 388].
Да, в Саранске произошла молниеносная трансформация городского пространства. Потянулись люди к памятнику: возлагают цветы; на скамеечках вокруг сидят студенты, решая свои учебные и бытийные проблемы; некоторые пытаются присесть на постамент, потереть руку, как бы вступая с ним в разговор. Эволюция налицо: Бахтин «вернулся» в Саранск и начался долговечный диалог ученого с жителями Саранска, которые теперь познают его портрет, его идеи и мысли. Это новое пространство в культуре города, это новая аура в городской и университетской среде. Памятник - это зримая память на века.
В этот же день в Главном корпусе Мордовского университета им. Н.П.Огарева был открыт Центр М.М. Бахтина с тремя функциональными зонами, каждая из которых интересна своим содержанием и предназначением. Центр не просто уникален по материалам, но еще и современен, и прекрасен по дизайну. Представляем его наполнение.
1. Мемориальная часть представляет уголок квартиры Михаила Михайловича. Здесь подлинные его вещи: письменный стол, за которым он работал, книжный стеллаж, два подлинных кресла, бахтинский самовар, заварочный чайник и стакан с подстаканником.
Стол и книжные полки подготавливают посетителя к диалогу с творческими идеями Бахтина. Создается своего рода ситуация «присутствия», что, в свою очередь, связано с основными целями Центра.
На стене - гравюры, подаренные авторами -художниками Эрнстом Неизвестным и Юрием Селиверстовым. В витрине - золотые обручальные кольца Елены Александровны и Михаила Михайловича и маленький образок. А в углу икона Серафима Саровского.
Все, что сегодня здесь представлено, университету безвозмездно в дар передала друг семьи Леонтина Сергеевна Мелихова, которая бережно хранила и хранит в Москве не только вещи и книги, но главное - живую память о Бахтине. В день его рождения каждый год она собирает друзей, ценителей и почитателей его творчества.
Среди дарителей также вдова В.В.Кожинова -Елена Владимировна Ермилова (книги о Бахтине и зарубежные издания его работ), семья Мищенко (знакомые Бахтиных) и вдова художника Юрия Селиверстова (портреты русских мыслителей из серии «Русская дума»), а также А.М.Шепелева - соседка по дому в Саранске.
2. Информационно-биографическая часть расположена на левой стороне. Концептуальная идея Центра - диалог, в его основе слова Бахтина: «Нет ни первого, ни последнего слова и нет границ диалогическому контексту (он уходит и в безграничное прошлое и в безграничное будущее». С идеей связан принцип подачи материала: большая часть информации - слова самого Бахтина о городах, в которых ему пришлось жить, о своих учителях (Ф.Ланге, Ф.Зелинский, А.Введенский, Н.Лосский), поэтах (Вяч. Иванов, А.Блок), единомышленниках (Л.Пумпянский, М.Юдина), о времени и событиях.
«Голос» Бахтина (а цитаты - это запись устной речи ученого) создает атмосферу «беседы». Посетитель видит события глазами мыслителя. В витринах рядом со стендами выставлены документы,
Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 19, №4, 2017 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, humanitarian, medicobiological sciences, Vol.19, no. 4, 2017
фрагменты писем, рукописи ученого, обложки первых изданий его книг, фотографии Бахтина, его родителей, родных; фотографии учителей и учеников Бахтина, мест, связанных с жизнью и научным творчеством ученого.
Принцип расположения информации - биографический:
1 стенд: рождение, семья (Орел 1895-1905);
2 стенд: учеба (Вильно, Одесса, Петроград 1905-1918);
3 стенд: «круг Бахтина» (Невель, Витебск, Ленинград 1918-1929);
4 стенд: ссылка (Кустанай, Саранск, Кимры 1930-1945);
5 стенд: «божественная капсула» (Саранск 1945-1969, Москва 1969-1975).
aaai
м
(L7.1L. 13Э Б-07 .D3.197 Б) - &ЫДЗ ю+циися иьклиттль, философ филолог, теоретик: культуры
Автор рзбог кК »ияософии псчиулка», "ГвирчиС! во Франсуа Рабли * народная куЛьтурй среди ёвеко&ьЯ и Ренессанса* иГ*1р;облЕмы поэтлкн Достоевского^, ■'К метадологии: гуманитарных на^к* ■ Автпр и г^рпй в эстетической деатель-нгзсти»-, -яПро&лем^ содерыкзн^я, материала у формы в словесно у чу/.оже-(TotnucFW творчестве». «Формы ^реше1
III* И XpOllDlÖf lj ii pOM-JUL1 ■ и д J ЕйЛь шО& ¿нОчёчие рЛЯ Нг1уки ич«Ю" йа*1Ич ■TKi^e концсгщн-л ди дую ■... народной ну а давай (+:арн-а в ал ь-нюй1 кулtTypь пре.ч ■ставленне о культурной традиции. ссю-нпгимае с *дт-?горией ^больщого времени*, исследования i п k^-e г кич форм повествования и жанра рОМдчй |В ТОКЯ числе концепция П(МИфОНИ1МЗ L1
yiyiTip,! lyphOM произмдекии)
Рис.2 Фото. Центр М.М.Бахтина в Мордовском университете (г. Саранск) (Photo. M.M.Bakhtin's
center at the Mordovian university (Saransk))
3. Научно-творческая лаборатория - так условно назван этот небольшой зал, выполняющий много разнообразных функций: работа с фондами, презентации новых книг и встречи с их авторами, чтение публичных лекций и знакомство с
научными исследованиями ученых Мордовского университета, проведение Круглых столов и семинаров, а главное - погружение в жизнь замечательного человека.
Открытие этого замечательного дома М.М.Бахтина, сама аура, уже созданная в нем сегодня, - достойная память человеку, личности, выдающемуся ученому, уникальному преподавателю, который долгое время трудился в Мордовском университете. Это живая память на века.
Во многих городах России сегодня идет активный процесс осмысления городской среды, создаются портреты городов, формируются различные модели и формулы, выявляется топонимика и символика, мифопоэтика и «жизнесмыслы» города (Г.Д.Гачев).
Вот и Саранск «сформировал» свое новое символическое пространство, дополнив материальные «живые» артефакты, которые, безусловно, изменяют каждым саранским жителем восприятие самого ученого, его понимание гуманитарного будущего. Своеобразные знаки времени соответствуют «живой хронологии» (Т.С.Злот-никова) [6, с. 19] и обладают (или им приписывают) особой метафизической значимостью, становясь «своими» и очень ценными символами для саранских жителей на все времена.
М.М.Бахтин ввел в гуманитарное знание термин «хронотоп», обозначив упорядоченность своего культурного мира, - это «время» и «пространство», буквально означающие «времяпро-странство» (от греческих слов «хронос» - время, «топос» - пространство). Данный математический термин основывается на теории относительности А. Эйнштейна. Вне пределов этой науки он приобретает метафорическое значение, определяет человеческий смысл и обозначает то,
что факты и события рассматриваются в культурных параметрах «пространства» и «времени».
Саранский хронотоп М.М.Бахтина не сводится только хронотопическим характеристикам. Он гораздо шире и сложнее их. Если обратиться к вопросу, что же его центрирует и держит «в себе», то ответ может быть только один: личность Бахтина. Не случайно, все пространственно-временные, вещные, раритетные характеристики в этой связи непосредственно и опосредованно направлены на раскрытие и понимание одной персонологии - бахтинской.
В нашем случае М.М.Бахтин, «вырванный» из контекста эпохи, мог бы быть представлен весьма односторонне. Но именно объективность, научная и жизненная, воссоздание всего хроното-пического целого предполагают не просто показ личности на фоне исторического времени, но включение персонологического бахтинского «текста» в пространственно-временной континуум ХХ-ХХ1 веков в максимально возможной на сегодняшний день полноте.
Контекст особого культурно-исторического времени и особую духовную ауру психологически выстраивают многочисленные памятники Саранска [см. подробнее 1;2]. Зададимся следующим вопросом: происходят ли сегодня трансформации в Саранске как в региональной столице? Ответ, конечно, будет положительный на примере недавних событий, которые связаны с сооружением памятника мыслителю и открытием Центра М.М.Бахтина.
1. Воронина, Н.И. Антропологическое видение символического пространства города // Город как сцена. История. Повседневность. Будущее: Интернациональный научно-исследовательский альманах: в 2 ч. Самара, Медиакнига, 2015. Ч. 1. С. 179-187.
2. Воронина, Н.И. «Гордиться славой своих предков...» // Человек в мире культуры: культурное описание территории. Рязань, Концепция, 2015. С. 45-51.
3. Воронина, Н.И. Хронотоп моей судьбы. Саранск, Изд-во Мордов. ун-та, 2016. 244 с.
4. Волков, В.В. О концепции практик(и) в социальных науках // Социс. 1997. № 6. С. 28.
5. Гурин, С.П. Образ города в культуре: метафизические и мистические аспекты // ТОПОС: http ://www.topos.ru/artide/6747
6. Злотникова, Т.С. Человек. Хронотоп. Культура: курс лекций. Ярославль, Изд-во ЯГПУ, 2011. 175 с.
7. Новикова, Н.Л., Лебедев А.В. Концепт как мыслительное образование // М.М.Бахтин в современном мире. Саранск, Изд-во Мордов. ун-та, 2016. С.112-117.
8. Новикова, Н.Л. Проблема сопряжения обыденной культуры и личности // Многообразие культурных миров: научная школа профессора Н.И. Ворониной. Саранск, Изд-во Мордов. ун-та, 2011. С. 101-114.
9. Эпштейн, М. Встреча с М.Бахтиным // М.М.Бахтин в современном мире. Саранск, Изд-во Мордов. ун-та, 2016. С. 388-390.
Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 19, №4, 2017 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, humanitarian, medicobiological sciences, Vol.19, no. 4, 2017
SARANSK CHRONOTOPE OF M.M.BAKHTIN
© 2017 N.LVoronina, N.L.Novikova, A.P.Martins
Natalya I. Voronina, doctor of philosophical sciences, head of the Chair of Culturology and Ethnoculture, Institute of National
Culture. E-mail: [email protected] Nadezhda L. Novikova, doctor of philosophical sciences, professor of the Chair of Philosophy. E-mail: nadlnov@mail. ru Amilkar Pinto Martins, doctor of philosophy Ph.D., professor of the University Aberta art school. Lisbon, Portugal.
E-mail: [email protected]
National Research Mordovia State University named after N.P.Ogarev. Saransk, Republic of Mordovia, Russia
Subject of the article: Saransk chronotope of M.M.Bakhtin. Object of the article: city and genius: Bakhtin-Saransk-Bakhtin: university view. The purpose of the project is to update the information on the Saransk period of life and creation of M.M. Bakhtin for the scientific and educational world; through the prism of studying the fate of the scientist to see the intellectual history of Russia; to create conditions for research work. Methodology: construction of the context concept of the unique environment of Saransk provincial city, where Bakhtin lived and worked for 25 years. Emphasis of the main categories in consideration of Bakhtin Saransk chronotope, spirituality, character, existence, daily life, self-awareness, world outlook and ideology of the scientist. Creation of scientific and creative aura in Mordovia University in the years of work and today, when the process of getting into its semantic categories is under way, examination of the main humanitarian ideas. The development of Bakhtin's space at the university (creation of the Mikhail Bakhtin Center) and in the city (opening of the monument and the memorial zone), etc. Results of the work: the urgency of the article is due to the need to include the "Saransk chronotope" in the overall picture of the long and contradictory process of perception of Bakhtin's ideas by domestic humanitaristics. The field of results' application: Bakhtin's ideas, which became the basis for the formation of a new scientific paradigm, stimulate the research interest; open up the possibilities of comparative and competitive methodology.The study of the "Saransk chronotope" makes it possible to clarify/detail the general patterns of the development of Russian humanitarian thought for philosophy, culturology and philology. Conclusion: the scientific novelty of the study is that the materials of scientific, creative mastering of M.M. Bakhtin ideas in the context of "Saransk chronotope" of the scientist's life are analyzed in a complex way that allows not only to improve the database connected with the life and work of MM.Bakhtin in Saransk but also to include the "Saransk chronotope" in the scientific turn as the phenomenon that has allowed the thinker to represent his ideas. Thus, the conclusions presented in the article are reasoned and logical.
Key words: Bakhtin, Saransk chronotope, heritage, university, M.M.Bakhtin Center, a provincial city, memory, memorial, dialogue, genius of place, systematization, domestic humanitaristics, reception, scientific plot.
1. Voronina, N.I. Antropologicheskoe videnie simvolicheskogo prostranstva goroda (Anthropological vision of symbolical space of the city). Gorod kak stsena. Istoriya. Povsednevnost'. Budushchee: Internatsional'nyi nauchno-issledovatel'skii al'manakh: v 2 ch. Samara, Mediakniga, 2015. Ch. 1. S. 179-187.
2. Voronina, N.I. «Gordit'sya slavoi svoikh predkov...» ("To be proud of the ancestors' glory ..."). Chelovek v mire kul'tury: kul'turnoe opisanie territorii. Ryazan', Kontseptsiya, 2015. S. 45-51.
3. Voronina, N.I. Khronotop moei sud'by (Chronotope of my destiny). Saransk, Izd-vo Mordov. un-ta, 2016. 244 s.
4. Volkov, V.V. O kontseptsii praktik(i) v sotsial'nykh naukakh (About the concept of practice(s) in social sciences). Sotsis. 1997. № 6. S. 28.
5. Gurin, S.P. Obraz goroda v kul'ture: metafizicheskie i misticheskie aspekty (Image of the city in culture: metaphysical and mystical aspects). TOPOS: http://www.topos.ru/article/6747
6. Zlotnikova, T.S. Chelovek. Khronotop. Kul'tura (Person. Chronotope. Culture): kurs lektsii. Yaroslavl', Izd-vo YaGPU, 2011. 175 s.
7. Novikova, N.L., Lebedev A.V. Kontsept kak myslitel'noe obrazovanie (Concept as cogitative education). M.M.Bakhtin v sovremennom mire. Saransk, Izd-vo Mordov. Un-ta, 2016. S.112-117.
8. Novikova, N.L. Problema sopryazheniya obydennoi kul'tury i lichnosti (Problem of interface of ordinary culture and personality). Mnogoobrazie kul'turnykh mirov: nauchnaya shkola professora N.I.Voroninoi. Saransk, Izd-vo Mordov. un-ta, 2011. S. 101-114.
9. Epshtein, M. Vstrecha s M. Bakhtinym (Meeting with M.Bakhtin). M.M.Bakhtin v sovremennom mire. Saransk, Izd-vo Mordov. un-ta, 2016. S. 388-390.