Мальчевский А.С., Пукинский Ю.Б. 1983. Птицы Ленинградской области и сопредельных территорий: История, биология, охрана. Л., 1: 1-480. Савинич И.Б. 2002. О встрече степного луня Circus macrourus в окрестностях Санкт-Петербурга // Рус. орнитол. журн. 11 (192): 718.
ю ^
ISSN 0869-4362
Русский орнитологический журнал 2014, Том 23, Экспресс-выпуск 1047: 2842-2848
Сапсаны Falco peregrinus
на главном здании МГУ в 2005-2009 годах
В.Н.Калякин
Второе издание. Первая публикация в 2009*
После десятилетнего перерыва (последний раз сокол наблюдался в ноябре 1995 года) пара сапсанов Falco peregrinus поселилась на главном здании (ГЗ) Московского государственного университета в апреле 2005 года. В этой паре самка была годовалая, так что в первый летний сезон птицы не гнездились. Поздней осенью и зимой сапсаны, по-видимому, временами надолго (до нескольких дней) покидали ГЗ. Например, 23 октября было получено сообщение от М.Е.Виноградова о том, что в этот день он наблюдал неудачное нападение сапсана на крякву Anas platyrhynchos на Яузе около Котельнической набережной. Не исключено, что эта птица была из «нашей» пары сапсанов.
В 2006 году, после перезимовки, во второй половине марта и в апреле много раз наблюдалось брачное поведение сапсанов. В это время птицы зачастую вместе улетали (на охоту?) — обычно на запад или на север от ГЗ. В конце апреля или в первых числах мая самка начала насиживание. До первых чисел июня самец, снабжавший самку пищей, имел постоянную присаду, под которой в основном и удавалось собирать остатки добычи и погадки. В первых числах июня эта присада была покинута. Одновременно исчезла и самка.
Особые отношения у сапсанов сложились с в0ронами Corvus corax. В начале третьей декады апреля сокола часто конфликтовали с парой воронов, которые в предыдущий год гнездились на юго-восточной угловой башне и, судя по всем признакам, намеревались загнездиться там же (или уже загнездились?) в 2006 году. В конце концов сапсаны изгнали воронов с ГЗ, так что в конце апреля в0роны загнездились на восточной (внутренней) стороне физфака, ближе к его южной оконеч-
* Калякин В.Н. 2009. Сапсаны на главном здании МГУ в 2005-2009 гг. // Редкие виды птиц Нечернозёмного центра России. М.: 194-199.
ности, а в конце июня у них вылетело два птенца. В конце июля — начале августа самец сокола сбил одного из молодых воронов, которого удалось вскоре найти недалеко от северо-западного угла ГЗ (поедать его сапсан не стал).
До следующей зимы включительно самец сапсана оставался один, пока в начале марта 2007 года к нему не присоединилась новая взрослая самка. После гибели первой самки самец значительно дольше и чаще использовал для отдыха и присад самую верхнюю часть ГЗ: от 30-го этажа вверх, вплоть до средней части шпиля. После длительной пикировки с выводком воронов и их отлёта от ГЗ, 15 декабря самец уселся выше центральной части шпиля с его северной стороны, чуть выше открытой дверки или отсутствующего облицовочного листа. Внимательный осмотр в бинокль шпиля и его основания (в виде двух раскрытых вверх розеток) показал, что отсутствует достаточно много облицовочных листов (или щитов), благодаря чему имеется множество подходящих для сапсанов «входов» внутрь шпиля и его основания.
Ещё в конце марта — начале апреля сапсаны сбили обоих взрослых воронов (молодой к этому времени покинул университетскую территорию), но ни одного из них поедать не стали. На рубеже апреля-мая сапсаны загнездились — скорее всего в основании шпиля, куда, прилетая с северной стороны, несколько раз исчезал возвращавшийся с охоты самец. Мне не удалось наблюдать вылета птенцов в 2007 году, произошедшего в середине июля, т.к. я на несколько дней уезжал из Москвы. По сообщению сотрудника Музея землеведения МГУ Е.П.Са-бодиной, слётки в течение нескольких дней временами садились на балконы 25-го этажа и вели себя порой достаточно шумно. Непосредственно в районе ГЗ ни выводка, ни самки (последней — до конца августа) с 20 июля наблюдать не приходилось. В этот период иногда надолго отлучался и самец.
В 2008 году, после успешной перезимовки, сапсаны снова загнездились в конце апреля. Утром 11 июля севернее ГЗ, над южным склоном к Москве-реке, парило два сапсана. Птицы летали кругами на высоте 100-150 м. Через некоторое время к ним присоединился третий сокол, слетевший из-под основания шпиля. За дальностью расстояния определить возраст птиц не удалось, но стало ясно, что выводок слетел. Ещё за две недели до этого к ГЗ стал наведываться выводок воронов из 5 птиц. Временами они летали вокруг его центральной части между 24-м и 32-м этажами, ненадолго присаживаясь, и, покрутившись так минут 10-15, улетали. Сапсаны на это никак не реагировали и даже не появлялись.
После вылета молодых соколов ситуация изменилась. Показательно сравнение как количества, так и видового состава кормовых остатков, найденных на кольцевом балконе на 24-м этаже ГЗ и внизу, в основ-
ном около химфака и физфака, в следующие периоды: 18-25 июня — 14 на балконе и 0 внизу, 26 июня — 4 июля — 21 на балконе и 9 внизу, 5-11 июля — 0 на балконе и 13 внизу, 12-21 июля — 3 на балконе и 3 внизу, 22 июля — 1 августа — 8 на балконе и 3 внизу. При этом именно с 5 по 11 июля найдены остатки (т.к. все птицы были съедены) трёх молодых воронов и матёрой самки ворона, взрослой серой вороны Corvus cornix и слётка пустельги Falco tinnunculus, а также живого подранка серой вороны (видимо, птица успела спрятаться в густом кустарнике).
В 2009 году пару взрослых сапсанов последний раз весной удалось наблюдать 27 апреля: обе птицы (особенно самец) активно летали вокруг верхней части ГЗ. Начиная с 4 мая регулярно отмечался только самец. Несмотря на то, что с 28 июня по 7 августа наблюдения велись ежедневно с 7-8 ч до полудня (пропущено в разбивку всего 6 дней), зарегистрировать сам вылет молодых не удалось. По косвенным признакам полагаю, что выводок благополучно слетел где-то в последней декаде июля, в пользу чего свидетельствуют следующие наблюдения.
1) Взаимоотношения с в0ронами. У ГЗ выводок воронов из 5 птиц отмечен 14 июня. Как и в 2008 году, этот выводок слетел с гнезда за пределами самой территории МГУ. После 14 июня эти в0роны появлялись достаточно регулярно, обычно около 10 ч. Вплоть до 3 июля сапсаны на их появление никак не реагировали, и, покрутившись в течение нескольких минут вокруг верхней части ГЗ, в0роны улетали на восток. 3 июля самец сапсана после короткой пикировки прогнал воронов, что наблюдалось несколько раз и в последующие затем почти три недели. Яростной атаке со стороны самца сапсана выводок воронов подвергся 22 июля: в течение менее минуты самец сделал три «ставки», но чем завершилась третья, увидеть не удалось, поскольку нас разделяло ГЗ и птицы скрылись за ним с восточной стороны; больше их я в тот день не видел. В последующие дни я ещё дважды видел выводок воронов, но уже из 4 птиц.
2) Состав добычи сапсанов в конце июля и августе. 25 июля на территории спортивного комплекса МГУ найдено большое количество маховых перьев, выдранных из взрослого ворона. Судя по их состоянию, ворон был сбит после предшествующего сильного дождя, т.е. после 21 июля. В дальнейшем в пределах спорткомплекса были найдены остатки 13 сизых голубей Columba livia, 1 в0рона и 8 серых ворон, явно съеденных сапсанами, причём, за исключением лишь одного голубя, сапсаны поедали всех этих птиц, сидя в кроне того или иного дерева. Поскольку взрослыми сапсанами в0роны (а в подавляющем большинстве случаев и серые вороны) не поедаются, приведённые наблюдения свидетельствуют о благополучном вылете молодых соколов.
3) Отсутствие самки сапсана на ГЗ. Поскольку самка у этого вида немногим более месяца держится вместе со слетевшими молодыми, её
практически не удаётся увидеть весь этот период. Скорее всего, основное время, кроме охоты и кормёжки, птицы проводят в кронах деревьев, возможно, где-то не очень далеко от территории МГУ. В 2009 году сотрудниками Музея землеведения пара сапсанов вновь наблюдалась 2 сентября (О.В.Любченко, устн. сообщ.).
В таблице приведены имеющиеся материалы о составе добычи сапсанов за 2005-2009 годы. Представленные данные свидетельствуют о том, что в количественном отношении сапсаны наиболее часто добывают представителей отряда воробьиных, а на втором месте — голуби: соответственно 802 и 721 (из 1942 особей позвоночных животных, добытых сапсанами, остатки которых удалось обнаружить). Полагаю, что выявлено не более половины всей добычи соколов, скорее даже меньшая её часть. Поскольку крупные врановые в подавляющем большинстве случаев сапсанами в пищу не употребляются, в их рационе первое место всё же принадлежит голубям: как по количеству добытых особей, так и, тем более, по массе, а мелкие воробьиные, включая дроздов, занимают второе место (696 птиц). Кстати, в силу того, что большинство врановых сапсанами не поедается, они, в отличие от других видов добычи, почти не доставляются к обычным местам кормёжки на ГЗ, а находки их «внизу» на территории МГУ, по сравнению с другими видами жертв, носят гораздо более случайный характер. Интересно, что в течение первого года серые вороны в добыче сапсанов были обнаружены почти в таком же количестве, как и голуби (соответственно 41 и 46), но их количество в большей степени уступало числу прочих воробьиных птиц (57). В силу уже указанных причин не исключено, что на самом деле серые вороны в 2005 году в добыче сапсанов доминировали. В последующие годы серые вороны добывались значительно реже, в основном — в периоды вылета молодых сапсанов. В 2006 году, когда выводка не было, а самец с начала июня оставался один, доля ворон составила лишь 1% (в 2005 году — 23%). Несмотря на это, изменения поведения ворон, отмеченные со времени появления сапсанов, сохранялись на протяжении всех лет наблюдений. Если раньше в дневное время почти при любой погоде (даже зимой) вокруг центральной части ГЗ вплоть до шпиля летали десятки серых ворон, то после появления сапсанов они, как правило, не залетают выше 15-18 этажа и угловых башен. Резко сократилась их общая численность на территории МГУ, особенно вокруг ГЗ. Зато в значительно большем числе здесь стали гнездиться дрозды и пустельга, обычнее стала ушастая сова Asio otus, прекратились «вылазки» на территорию МГУ тетеревятника Accipiter gentШs, достаточно регулярные ранее по выходным (почти безлюдным) дням. На протяжении пяти лет происходило нарастание доли голубей в общей структуре питания сапсанов — от четверти в 2005 году до половины в 2009, особенно явное в зимние месяцы. Так, если в 2008 году
в целом голуби количественно составили 44% от всей добычи, то в течение наиболее тёплой и кратковременной за последние более чем 30 лет зимы 2007/08 — 77%. Среди мелких воробьиных птиц, добывавшихся сапсанами, возрастала доля дроздов ТиМш - с 33% в 2005 году до 72% в 2009 году.
Состав добычи сапсанов Falco peregrinus на территории Московского университета в 2005 -2009 годах
Виды и группы 2005 2006 2007 2008 2009 Итого
Anatinae — 1 - 3 3 7
Falco tinnunculus 3 1 3 8 4 20
Coturnix coturnix 1 2 2 1 6
Rallidae 1 24 23 27 12 87
Charadrii 14 3 18 29 16 80
Laridae - 1 2 3 3 9
Melopsittacus undulatus - - 1 - - 1
Columbiformes 46 83 71 319 202 721
Asio otus - 1 - 1 - 2
Apus apus 10 9 22 37 13 91
Piciformes - 5 7 8 6 26
Corvidae 41 3 12 28 23 107
Turdus 19 51 41 124 72 307
Мелкие Passeriformes 38 109 94 111 37 389
Aves непределённая 4 17 5 15 10 51
Rodentia 4 8 8 16 3 39
Всего 180 317 309 731 405 1942
Хотя остальные виды и группы птиц в питании сапсанов имели существенно меньшее значение, в 2006 году в составе добычи самца (оставшегося одиноким) оказалось очень заметным появление коростелей Crex crex, отсутствовавших в 2005 году (в этот год из Rallidae зарегистрирована единственная особь водяного пастушка Rallus aqua-ticus. А.Г.Сорокин (устн. сообщ.) полагает, что наиболее вероятным местом добычи коростелей являлась пойма реки Сетунь, которое самец сапсана разыскал на второй год и до сих пор там успешно промышляет.
В периоды сезонных миграций, особенно поздней осенью, уже в предзимье, в добыче сапсанов достаточно заметна доля вальдшнепов Scolopax rusticóla. В то же время в добыче присутствуют такие крайне редкие и исключительно пролётные для Москвы виды, такие как золотистая ржанка Pluvialis apricaria, гаршнеп Lymnocryptes minimus, малый веретенник Limosa lapponica, пуночка Plectrophenax nivalis.
Как и во многих других районах (что отмечалось рядом авторов), «университетские» сапсаны не упускают возможности добывать редких в Москве, но ярко окрашенных птиц: зелёного дятла Picus viridis, иволгу Oriolus oriolus, сойку Garrulus glandarius и даже улетевших из
неволи волнистого попугайчика Melopsittacus undulatus и канарейку Serinus canaria. Добывались также самые мелкие наши птицы: желтоголовый королёк Regulus regulus, крапивник Troglodytes troglodytes, пищуха Certhia familiaris. По крайней мере дважды самец ловил насекомых: плавунца широкого Dytiscus latissimus и шмеля Bombus sp. Весьма скромную роль в питании сапсанов имели грызуны.
Если такие виды, как пустельга или ушастая сова, вероятно, инстинктивно преследуются сапсанами как потенциальные конкуренты и угроза птенцам, то при охоте на наиболее мелкую добычу (значительная часть которой, кстати, не поедается) вероятно, проявляется «любопытство», своего рода исследовательское поведение.
Кстати, из 20 пустельг, добытых сапсанами в общей сложности за 5 лет, в собственно гнездовое время были добыты 1 самец, 1 самка (из 3 её уже крупных птенцов 2 удалось спасти) и 1 молодая особь в день вылета из гнезда. Поэтому на численность этих соколков и успешность их размножения сапсаны оказывают существенно меньшее воздействие, чем серые вороны. Более того, если до появления сапсанов здесь гнездилось от 1 до 3 пар пустельг, то в последние три года гнездилось 10, 9 и 10 пар (не исключено, что в 2009 году их было до 12).
В целом видовой состав добычи сапсанов даже в условиях почти центральной части современной Москвы оказался достаточно разнообразным, о чём свидетельствует приведённый ниже список жертв.
Виды и число особей, зарегистрированных в добыче сапсанов, помимо видов, указанных в таблице: Anas crecca — 6 особей, Anas penelope - 1, Rallus aquaticus - 1, Porzana porzana - 7, Porzana parva - 1, Crex crex - 80, Gallinula chloropus - 4, Pluvialis apricaria - 2, Cha-radrius sp. - 1, Vanellus vanellus - 3, Tringa ochropus - 7, Philomachus pugnax - 3, Lymnocryptes minimus - 1, Gallinago gallinago - 7, Scolopax rusticola - 56, Charadriiformes sp. - 1, Larus ridibundus - 6, Sterna hi-rundo - 3, Columba livia - 720, Streptopelia turtur - 1, Jynx torquilla - 2, Picus viridis - 2, Dendrocopos major - 21, Dendrocopos sp. - 1, Alauda arvensis - 6, Motacilla alba - 5, Lanius collurio - 3, Lanius excubitor - 1, Oriolus oriolus - 1, Sturnus vulgaris - 29, Garrulus glandarius - 5, Pica pica - 3, Corvus frugilegus - 1, Corvus cornix - 83, Corvus corax - 15, Bombycilla garrulus - 24, Troglodytes troglodytes - 1, Prunella montanella - 1, Regulus regulus - 10, Ficedula hypoleuca - 2, Saxicola rubetra - 1, Phoenicurus sp. - 1, Turdus pilaris - 90, Turdus merula - 35, Turdus ili-acus - 41, Turdus philomelos - 11, Turdus viscivorus - 7, Turdus sp. -123, Parus ater - 1, Parus major - 10, Certhia familiaris - 1, Passer do-mesticus - 6, Passer montanus - 9, Passer sp. - 6, Fringilla coelebs - 8, Chloris chloris - 7, Spinus spinus - 1, Carduelis carduelis - 1, Acanthis flammea - 1, Pyrrhula purrhula - 3, Coccothraustes coccothraustes - 4, Emberiza citrinella - 1, Plectrophenax nivalis - 4, Microtus arvalis - 22,
Mircotus oeconomus - 1, Apodemus agrarius - 1, Apodemus/Sylvaemus -б, Mus musculus - 1, Rattus norvegicus - 3.
Таким образом, всего в добыче сапсанов отмечено не менее 65 видов птиц и 5 видов млекопитающих, а количественно птицы составили 98% всей зарегистрированной добычи сапсанов.
В заключение я выражаю глубокую благодарность сотрудникам Музея землеведения МГУ за возможность сбора материала на балконах 24-го, 25-го, 31-го и 32-го этажей ГЗ. За сообщение ряда ценных сведений я особенно благодарен О.В.Любченко, Е.П.Сабо-диной, В.В.Снакину и А.Г.Сорокину. Я признателен Е.Н.Курочкину за помощь в определении некоторых костных остатков добытых сапсанами птиц.
ю ^
ISSN 0869-4362
Русский орнитологический журнал 2014, Том 23, Экспресс-выпуск 1047: 2848-2852
К систематике и распространению садовой овсянки Emberiza hortulana
Е.С.Птушенко
Второе издание. Первая публикация в 1964*
Садовая овсянка Emberiza hortulana относится к ряду расселяющихся в новых местах птиц, широко использующих для своего продвижения изменения в ландшафтах, которые возникают под воздействием антропических факторов. Такие особенности её расселения представляют с зоогеографической точки зрения несомненный интерес. В связи же с некоторыми экологическими особенностями этой птицы (характер питания, паразитоносительство) всестороннее её изучение становится важным и в практическом отношении.
С ис те м а ти че ские з ам е ч ан и я
Территория, занимаемая садовой овсянкой в нашей стране, велика, место же её в систематике птиц остаётся неясным. Часть орнитологов считает, что в пределах СССР вид этот распадается на три географические формы, другие же этого разделения не признают. Так как реально существующие его географические формы, помимо своих морфологических свойств, могут обладать также биологическими особенностями, представляющими практический интерес, то надо внести ясность в вопрос о том, дробится ли садовая овсянка на подвиды или нет.
Дифференцировка форм Emberiza hortulana Linnaeus 1758 основана на цветовых признаках и размерах крыла (Linnaeus 1758; Bona -
* Птушенко E.C. 19б4. К систематике н распространению садовой овсянкн - Emberiza hortulana L. II Сб. тр. Зоол. музея Моск. ун-та 9: 220-224.