Научная статья на тему 'Сапиры/савиры/сувары в истории Кавказа'

Сапиры/савиры/сувары в истории Кавказа Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1000
174
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научная мысль Кавказа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
САПИРЫ/САВИРЫ/СУВАРЫ / КАВКАЗ / CAUCASUS / V-IX ВВ / ИСТОРИЯ / ГЕРОДОТ ГАЛИКАРНАССКИЙ / HERODOTUS OF HALICARNASSUS / АПОЛЛОНИЙ РОДОССКИЙ / APOLLONIUS OF RHODES / SASPIRS/SAVIRS/SUVARS / 5TH-9TH CENTURIES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Салмин Антон Кириллович

В статье на основании первоисточников и публикаций ведущих исследователей впервые анализируется древняя и раннесредневековая история сапиров/савиров/суваров. В истории Кавказа они занимали заметное место. Впервые зафиксированы в V в. до н.э. в составе Персидской державы, а во второй половине VIII в. уходят на Волгу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сапиры/савиры/сувары в истории Кавказа»

НАРОДЫ КАВКАЗА: ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ

УДК 94 (3)

САПИРЫ/САВИРЫ/СУВАРЫ В ИСТОРИИ КАВКАЗА

А.К. Салмин

DOI 10.18522/2072-0181-2016-85-1-57-68

"Вопрос о савирах имеет первостепенное значение при разработке этнической истории Кавказа" Я.А. Федоров, Г.С. Федоров

Как писал Геродот (ок. 484 -ок. 425 гг. до н.э.) в своей "Истории", ахеменидский царь Дарий I (522 - 486 гг. до н.э.) разделил Персидскую державу на 20 провинций (сатрапов). Учредив эти округа, он назначил в них правителей и установил подати по племенам. Столицей государства был г. Персеполь. В стране функционировала единая монетная система - золотой дарик весом 8,42 г. и серебряный шкиль весом 5,6 г. Матиены, саспиры и алародии входили в 18-ю провинцию. Они платили Да-рию 200 талантов. Алародии и саспиры в походы выступали вооруженными, как и колхи, т.е. у них на головах были деревянные шлемы, они носили маленькие щиты из сырой кожи, короткие копья и кинжалы [1].

В 333 г. до н.э. Александр Македонский в бою при Иссе одержал победу над Дари-ем III, в результате чего Малая Азия оказалась потерянной для персов.

Примерно в первой половине III в. до н.э. Аполлоний Родосский писал о сапи-рах/сапеирах (Eansipsg), "давно проживавших" рядом с племенами бехиры и бизеры [2]. Речь идет о землях к югу от реки Чорох. А бехиры проживали в районе между Трапезунтом и Понтом [3, с. 178].

Феб мой! С тебя начиная, я вспомню о славе героев Древлерожденных, которые, Пелия следуя воле,

Салмин Антон Кириллович - доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН, 199034, г Санкт-Петербург, Университетская наб., 3, e-mail: antsalmin@mail.ru.

Между темными скалами и по пучинному Понту

Быстро прогнали корабль Арго со скамьями на диво, Мысля назад привести в Иолк руно золотое.

Так начинается великое произведение греческого поэта Аполлония Родосского "Аргонавтика".

Собравшимся в плавание в далекую Колхиду храбрецам слепой прорицатель Фи-ней (сын Агенора, бывшего раньше царем Фракии) рассказывает, какие племена будут встречаться им в пути. Среди названных племен есть и сапиры. "Аргонавтика" - произведение эпическое, весьма близкое по сюжету к "Одиссее" и "Илиаде" Гомера. Перефразируя исследователя киммерийцев [4, с. 59], можно задаться вопросом: "Откуда автору "Аргонавтики" стало известно реальное название сапиров?" Ответ прост: главные герои - Пелиэс и Ясон - лица исторические. Пелиэс - взявший силой царскую власть в руки, Ясон - его племянник и сын царя Иолка Эсона и Полимеды/Алкимеды. Вокруг них и интриг за трон построена вся сюжетная канва. Но для нас первостепенное значение имеет знание греками реальной картины народонаселения юго-восточного побережья Понта. "Конечно, речь здесь не может идти о настоящей локализации, поскольку действие... разыгрывается не в реальном, а мифическом пространстве, однако использование

Anton Salmin - Peter the Great Museum of Anthropology and Ethnography (Kunstkamera), Russian Academy of Sciences, 3, Universitetskaia nab., Saint-Petersburg, 199034, e-mail: antsalmin@mail.ru.

реальных географических деталей в описании этих путешествий невозможно отрицать" [4, с. 60]. Многие положения А.И. Иванчика об источниках сведений автора "Одиссеи" о киммерийцах и Черном море имеют прямое логическое отношение и к "Аргонавтике" Например, отождествление понтийской Колхиды с Эей, а Черного моря - с Океаном. Речь, таким образом, в любом случае идет о причерноморских реалиях. Впрочем, эти реалии уже фигурировали у авторов УШ-У1 вв. до н.э. [4, с. 62, 83]. В VIII в. мореходы, а затем и переселенцы основали в Пропондите более 900 торговых фракторий и поселений, крупнейшие из которых находились в Колхиде. В ^^ вв. до н.э. греки уже четко представляли границы обжитого ими мира. Более того, исследователи пишут о смешанных браках пришельцев с местными племенами [5, с. 141, 142, 144]. По крайней мере, о реалистичности упомянутых в "Аргонавтике" Аполлония Родосского этнонимов Еалвфв^ и Ви^ПРа? мы можем говорить уж точно.

Клавдий Птолемей зафиксировал сави-ров в форме ЕаЬадог на Кавказе ниже аор-сов и пагиритов в первой половине II в. [6, с. 186]. Поэтому исследователи справедливо говорят о появлении савиров, как и барси-лов, на Северном Кавказе "еще в догуннское время" [7, с. 83]. Историк В.Д. Димитриев соглашался с мнением Клавдия Птолемея о наличии во II в. на Северном Кавказе групп савиров и полагал, что предки чувашей оказались там "во II и III веках" [8, с. 20-21]. (О преемственности "савиры ^ чуваши" см.: [9]). В первой половине III в. н.э. греческий грамматик Элий Геродиан писал о племенах оалед/оалегд [10].

В начале III в. военно-политическое объединение кочевников Северо-Западного Прикаспия, пройдя через ворота Чора (т.е. Дербендские ворота), переправляются через реку Кура и вторгаются в Армению. Исследователи опираются на труды Хоренаци и Бардесана и верно полагают, что среди этих кочевников, несомненно, были хазиры (хазары) и басилы (барсилы) [11]. Однако учет всей исторической и географической ситуации позволяет говорить, что среди кочевников, напавших на земли Армении, были и гунны, и савиры.

Под 361-362 гг. сапиров (Sapires) фиксирует Аммиан Марцеллин [12].

Поэтому исследователи истории Кавказа придерживаются мнения, что в степную и предгорно-плоскостную зоны Северного Кавказа савиры/сабиры стали проникать не позднее первых веков н.э., например: [13].

Ясность увеличивается с V в., когда са-биры/савиры (Еа^егдог) как активные участники персидско-византийских войн вовлекаются во взаимодействие с персами, восточными римлянами, уграми, аварами, армянами, аланами и лазами [14]. Стефан Византийский, описывая события V в., упоминает сапиров/са-виров/сабиров (Еа^дед/ЕавШдед), обитавших на реке Акампис (Чорох) между Колхидой и Персией [15].

В начальный период кавказской истории савиров часто путали с другими племенами, в первую очередь - с гуннами. "Гунны, как плодовитейшая поросль из всех самых сильных племен, закишели надвое разветвившейся свирепостью к народам. Ибо одни из них зовутся альциагирами, другие - савирами (Saviri), но места их поселений разделены", -писал Иордан о племенах, составлявших мощное ядро гуннской конфедерации [16, с. 67]. На самом деле сами гунны по численности в своих войсках занимали малое количество. Основную массу составляли союзники и покоренные племена.

Аттила становится единоличным лидером гуннского союза после насильственного устранения им родного брата Влиды/Бледы (ВХцда/В1еёа) в 445 г. Затем он объединял многие племена и вовсе узурпировал власть. До кончины Аттилы фиксируются только отдельные боевые эпизоды, в которых проявляли особую храбрость савиры/сабиры. В остальных случаях они действовали как составная часть войск Аттилы и были известны как гунны или, в лучшем случае, - как "гун-но-савиры" и "гунны, называемые савиры".

После смерти Аттилы в 453 г. и разделения гуннского союза по автономным племенам на Кавказе начинается господство савирской конфедерации. Государство оногу-ров распалось, а на его смену пришло новое военно-политическое объединение во главе с савирами. Сюда же входили остатки гуннов и булгары. "Распад на Северном Кавказе первого гунно-булгарского объединения во главе с оногурами обусловил начало параллельного процесса объединения кочевников Восточного Предкавказья и становления нового военно-политического союза во главе

с сабирами" [17]. Примерно в 463 г. савиры, кочевавшие в северокавказских степях, напали на сарагуров, урогов и оногуров. Са-рагуры, в свою очередь, вторглись в земли акациров. Такое действие сабиров/савиров (Еа/31дюу) было продиктовано тем, что к ним вторглись авары. А самих аваров изгнали племена, жившие на побережье [18]. Говоря о первом упоминании савиров, большинство исследователей берет эту присковскую дату. Однако варианты этнонима "савиры" были известны за несколько веков до Приска. Если быть корректнее, у Приска в оригинале речь идет не точно о 463 г., а о 461-465 гг. (т.е., по Приску, невозможно упомянутое событие привязать именно на определенную дату, она начала фигурировать в исследованиях с чьей-то легкой руки). Во второй половине V в. савиры обосновались в районе р. Кума вдоль Каспийского моря. Как видим, этноним Еа/Зегдог в византийских источниках вновь активно всплывает после кончины Аттилы.

В начале 60-х годов савиры/сабиры вынуждают оногуров покинуть занятые ими земли и передвинуться на запад Предкавказья. Таким образом, юго-восточные кочевья становятся полностью подконтрольными савирам [19].

Опираясь на имеющиеся данные, можно предположить о вооружении савиров. Так, погребения ^^ вв. на Паласа-Сыртской возвышенности (в 30 км к югу от Дербента) содержат оружие ближнего (длинные и короткие мечи-кинжалы) и дистанционного боя (луки со стрелами). По своей конструкции они относятся к числу "гуннских" типов. Взрослое мужское население, так или иначе принимавшее участие в ратном труде, обладало высоким уровнем подготовки того времени [20]. Независимо от того, какую этническую принадлежность имело население Паласа-Сырт-ской возвышенности, все эти характеристики полностью относятся к савирам, ибо они также в те времена обитали в районе Дербента.

В литературе существует расхожая характеристка савиров как жадных до войн. Особенно перестарался в этом плане Агафий. Однако такая оценка слишком одностронняя. Как справедливо отмечается, савирские правители постоянно учитывали внутреннюю обстановку и международное положение двух главных соперников на Кавказе - Ирана и Византии [21]. Тем не менее, из-за постоянных войн между Ираном и Византией,

а больше всего - из-за выступления савиров то на одной, то на другой стороне, в савир-ском объединении образовались две группы: иранской и византийской ориентации. Савиры в эти годы представляли собой ряд самостоятельных "колен". "Но уже в начале VI в. положение в савирском обществе изменилось. Из среды племенной знати выделилась наследственная династия, претендующая на управление всеми савирами. Представители этой династии вступили в открытую борьбу с сепаратизмом племенных вождей" [22]. Дербентское и Дарьяльское ущелья служили главными военными и торговыми проходами. Учитывая это обстоятельство, савиры в начале VI в. стали контролировать восточные и центральные районы Северного Кавказа. Они заняли районы обеих стратегических ворот. Поэтому исследователи самое начало VI в. называют началом савирской гегемонии. При этом некоторые называют даже точную дату - 506 г. [23]. В "Летописи" Феофана Византийца под 516/517 годом записано: "Гунны, именуемые савир (Ovvvoi oi Xeyô^evoi Laß^p), переправившись через Каспийские ворота (т.е. Дербентский проход. - А.С.), совершили набег на Армению, разграбив Каппадокию, Галатию и Понт, чуть было не подступили к Евхаиту" [24, с. 26, 49].

Савиры представляли собой тогда одно из сильнейших племен в регионе. В 527/528 г. Боарикс, "женщина из гуннов, именуемых савир" (Ovvvrnv rrnv Xeyo^évrnv Laß^p), пришла к ромеям. Она стала править в гуннских землях после смерти своего мужа Валаха (BaXay). Под ее властью находилось 100 000 воинов. Персидский царь Кавад склонил двух племенных царей, родственных Боариксу, помогать ему в войне против римлян. Когда они проходили через владения царицы Боарикс, она напала на них. Одного, Стиракса, взяла в плен и в оковах отправила в Константинополь. Другого, Глониса, убила в бою. Так она сделалась союзницей Юстиниана. Относительно этого эпизода Питер Голден пишет, что сабирская княгиня Боа управляла 100 000 людьми и могла иметь в поле сражения 20 000 армию [25, p. 91]. На самом деле у Малала сказано, что Воа имела "под своим началом сто тысяч" [26, p. 430-431]. А в переводе этого фрагмента на латинский язык о 100 000 воинах (militum) говорится отчетливо: "Mater erat haec filiorum parvulorum; quae exercitum 100 000 militum (т.е. воинов, выделено мной. - А.С.) sub se

habens, regionibus, Hunnicis, post Blach conjugis sui obitum imperabat" [26, p. 431]. Дюла Немет склонен был читать 100 000 солдат, но в то же время полагал, что это число означает людей всего племени [27]. Видимо, он исходил из постулата, что каждый взрослый мужчина у савиров одновременно был воином. Однако в таком случае жены, родители и дети (т.е. те, кто не воин) остаются вне подсчета. Феофан утверждал, что Боарикс имела "при себе сто тысяч гуннов", т.е. гуннов, именуемых са-вир. На самом деле ни в одном первоисточнике нет ясности, что означает 100 000 - это воины или вообще численность савирского населения. Однако известно, что два полководца из числа внутренних гуннов (по контексту надо полагать, что они тоже были "савирами, называемые гуннами", но союзники персов) шли в поход на выручку персам с 20 000. Естественно, в этом случае речь идет о воинах, а не о простом населении. Иначе говоря, Малала оперировал понятием "воины", а не "население". О наличии у Воарикс войска из 100 000 человек однозначно писал Иван Стриттер [28]. Наличие у правительницы Боарикс 100 000 армии признавал историк В.Д. Димитриев [8, с. 92]. Воарикс наголову разбила оба отряда. У нее численность войск в пять раз превосходила численность двух других савирских отрядов под предводительством Стиракса и Глониса. А это - дополнительный аргумент в пользу многочисленности воинов под руководством Боарикс. Ссылаясь на Малала, Хюн Ким пишет, что сабиры были мощной конфедерацией, которые могли выставить на поле битвы 100 000 всадников. Он полагает, что в преувеличении нет сомнений, но факт свидетельствует о силе сабирских войск в глазах византийцев [29]. Поэтому Питер Голден справедливо замечает, что нет ничего удивительного в том, что Византия изыскивала пути вовлечения савиров в союзники в их постоянных схватках с Са-санидским Ираном в целях доминирования на Кавказе [30, p. 259]. Таким образом, согласно Феофану и Малале, в 528 г. савирские вожди могли одновременно выступить более чем со 120 000 войском. Отсюда можно предположить и об их общей численности, плюсуя к числу воинов их жен, по 6 детей и родителей. Получается более 1 000 000 душ. Другой такой мощной силы в то время на Кавказе практически не было. Учитывая, что численность семьи кочевника составляла от 2

до 11 человек (в среднем - 6 человек) можно подсчитать и количество семей под властью Боарикс: будет 16 700 семей (подсчеты А.М. Хазанова и Л.Б. Гмыри).

Несомненно, Боарикс ставила задачу ликвидации сепаратизма племенной аристократии, объединения вокруг столицы Варачан всех савиров и укрепления своего государства [7, с. 185].

В связи с подсчетом предполагаемого количества войск и населения савиров весьма полезно сообщение Иордана о численности гуннских войск. Вот эти строки: "После того как был коварно умерщвлен брат его Бледа (Bleda), повелевавший значительной частью гуннов, Аттила (Attila) соединил под своей властью все племя целиком и, собрав множество других племен, которые он держал тогда в своем подчинении, задумал покорить первенствующие народы мира - римлян и ве-зеготов. Говорили, что войско его достигало пятисот тысяч" [16, с. 95]. Как видим, указанная Иорданом цифра учитывает воинов всех племен, входивших в войска гуннов. Однако Е.Ч. Скржинская считала, что Иордан преувеличивал реальную численность войск у гуннов [31]. Тогда можно предполагать, что воинов в гуннских соединениях было менее 500 000. Из них 120 000 составляли воины-савиры, т.е. примерно четверть. Такая пропорция также идет в пользу моего подсчета савиров, ибо они в составе гуннов по сравнению с другими племенами занимали подавляющую численность.

В связи с описанием персо-византий-ских войн, Прокопий, в частности, заметил: "Между тем Кавад отправил другое войско в подвластную римлянам Армению. Оно состояло из персоармян и суннитов, соседей аланов. С ними было три тысячи гуннов, так называемых сабиров/савиров (Eäßsigoi), воинственнейшего племени" [32, с. 40]. Вычислить год, в который происходило это событие, можно на основе упоминаемых в этом действе имен. Известно, что царь государства Сасанидов Кавад умер в 531 г. - значит, событие происходило до 531 г. Упоминаемый Прокопием в этом же абзаце Сита имел должность стратига в Византии и был поставлен во главе всего войска Армении. Это -528-531 гг. А стратигом Армении состоял Дорофей. Он командовал битвой под Саталой в лето 530 г. [33]. Таким образом, три тысячи савиров в 530 г. в Армении воевали в составе персидских войск против византийской армии.

Вместе с хазарами савиры "составляли одно и то же военно-политическое объединение, во главе которого, однако, стояли савиры, так как в первой половине VI в. в большинстве исторических известий именно их наименование служит для обозначения варваров, обитавших севернее Дербента" [34].

В 541 г. развернулись военные действия между Ираном и Византией в Лазике. Это был стратегический район для обеих сторон. Важным пунктом стала мощная морская цитадель Петра, построенная по приказу Юстиниана к югу от реки Фасис. Однако местное население было недовольно византийской оккупацией. Лазы обратились за помощью к персидскому шаху. Тот хорошо подготовился и взял крепость. В 545 г. было заключено перемирие между Персией и Византией. Однако лазы на этот раз обратились за помощью к византийцам. Юстиниан в 549 г. прислал сюда 7 000 армию. Царь лазов Гуваз наказал милитуму Армении Дагисфею послать кого-нибудь охранять ущелье, ведущее в Петру. Сам двинулся к границам Лазики, чтобы охранять имеющиеся теснины. А до этого он заключил союз с аланами и савирами. "Между тем василевс Юстиниан послал племени са-виров (Еа/3е1дюу) условленную сумму денег" [32, с. 143]. Как верно заметила комментатор Прокопия А.А. Чекалова, "союз с гуннами-са-бирами был действительно важен, поскольку это был народ воинственный и хорошо знавший осадное дело" [35, с. 422]. Прокопий не раз отмечал эти качества у савиров в книге "Война с готами".

В начале 551 г., используя помощь гунно-савиров, византийский военачальник Бесса овладел, наконец, Петрой. При этом савиры применили тараны (кдгод) особой конструкции, что сыграло решающую роль для разрушения стен крепости. Эти тараны существенно отличались от тяжелых и неуклюжих типов сооружений, передвигаемых запряженными быками. Как писал Прокопий, случайно в этом войске римлян было несколько варваров из племени савиров. Прибыв к осаждающим стены Петры, савиры увидели, что римляне при сложившихся обстоятельствах не знают, что делать и попали в безвыходное положение. Тогда сабиры/савиры (Еа^е!дог) "придумали такое приспособление (машину), какое ни римлянам, ни персам, никому от сотворения мира не приходило в голову, хотя и в том и в другом государ-

стве было всегда, да и теперь есть, большое количество инженеров" [36, с. 47].

Прокопий дает подробное описание савирскому изобретению. На этой машине нет бревен, их заменили толстыми веревками. Только в середине разместили свободно передвигающееся бревно с заостренным концом. Савиры приготовили три такие машины. Человек сорок из римлян, одетых в панцири, легко разместили тараны к стенам Петры. По сторонам машины встали воины, снабженные шестами с железными крючками на концах. Когда удары бревна расшатывали ряды камней, они вытаскивали этими крючками рассыпающиеся камни и откидывали их. Так были разрушены стены Петры.

Вскоре при осаде Археополя уже персы воспользовались услугами савирских легких таранов. Персидский военачальник Мермеро-ес прежде всего "велел сабирам (Еа/Зегдогд) делать много стенобитных машин, которые можно было бы людям носить на плечах; обычные машины он никоим образом не мог пододвинуть к укреплениям Археополя, так как они были расположены на подъеме горы. Он слыхал, какие машины были сделаны союзными с римлянами савирами (Еа^егдогд) около стены Петры немного раньше, и, подражая тому, что ими было там изобретено, он из этого опыта хотел извлечь для себя пользу. Они стали делать то, что он им приказал, и скоро сделали много стенобитных орудий, таких же, какие сделали для римлян недавно, как я рассказывал, союзные с ними савиры (Еа/Зе1доид)... И вот персы и савиры (Еа^егдогд), пуская в стоящих на стенах тучу стрел и копий, которыми они, можно сказать, закрыли здесь небо, почти добились того, что под их напором римляне готовы были оставить верх укреплений" [36, с. 59-60].

Конечно, Прокопий несколько преувеличивает и отдает пальму первенства савирам в изобретении таранов при взятии и разрушении фортификаций. О таранах и "черепахах" и их применении в военном деле подробно писали древнегреческий инженер Афиней Механик (умер ок. 21 г. до н.э., сочинение "О машинах"), Аполлодор Дамасский (начало II в. н.э., сочинение "Полиоркетика"), Флавий Вегеций Ренат (писал как очевидец о событиях 390-410 гг., сочинение "Краткое изложение военного дела"), Аноним Византийский (VI в., сочинение "Инструкции по полиоркетике").

Однако все это нисколько не умаляет заслуги савиров в военном искусстве и практическом применении переносных таранов и "черепах" в разрушении крепостей противников.

В 552 г. персидские войска под командованием военачальника Мермероеса хитростью взяли лазское укрепление Уфимерей. У персов были 70 000 отборных воинов и большое количество сабиров/савиров (Еа^доид). Таким образом, для римлян и лазов все эти плодородные земли от Мохерезиса до Иберии стали недоступны [36, с. 68-69].

По истечении зимы 552-553 гг. между персами и римлянами утвердилось перемирие. Но Хозров не пожелал отказаться от Лазики. Деньги, вырученные за продажу римлянам яиц шелковичных червей, он раздал в качестве подарка гунно-савирам (Оvvvюv тюv Еавеíдюv) и набрал их в свои войска большое число. Всех их отправил к Мермероесу. Хозров приказал вести в Лазике дела со всей энергией и послал ему еще много боевых слонов. Вместе со всем персидским и гун-но-савирским войском Мермероес двинулся к крепости лазов. Римляне, будучи в крепости, в открытый бой не вступали. К ним присоединился и царь лазов Губаз. Узнав, что в одной из крепостей находится сестра Губа-за, персы решили взять ее. Однако римляне защищались решительно. Им способствовал узкий горный проход к крепости. Персы повернули обратно. Римляне преследовали отступающих и в неудобном для персов месте убили многих, среди них был и начальник сабиров (Еа^дюи). Около его тела закипел сильный бой, в результате чего персы одолели противника и обратили их в бегство [36, с. 72-73].

В кампании 554-555 гг. тяжеловооруженные савиры под предводительством "зна-менитнейших у них людей" Балмаха (ВаХ^ах), Кутилзиса (КотгХ^гд) и Илигера (ЧХгуед) приняли активное участие в войне на стороне Византии и разгромили сильный отряд воинственных дилимнитов - союзников персов. Однако в следующем бою в Иверии войска из гунно-савиров (ОЬ^ог Еа^егдог) в количестве 500 человек выступали уже на стороне персов [37, с. 108-110, 143-144].

В 552-558 гг. савиры упоминаются на реке Техури в Западной Грузии. Агафий, в частности, писал: "Наемники же из гуннов, которых называют савирами (Еавеíдюv)... расположились лагерем у Археополя и прилегаю-

щих местностей" [37, с. 108], т.е. в княжестве лазов. "К середине VI в. савиры, являвшиеся наиболее сильным и многочисленным народом на Кавказе, захватили всю Северную Албанию (Ширан и Аран) в зоне Дербенд-Ка-бала, бывшую центром савирских поселений, и пробыли там более 100 лет" [38, с. 62]. В середине VI в. савиры владели Прикаспийским проходом, который армянские историки называют Чора и где в 568-569 гг. возник Дербент. Как писал Менандр в 558 г., "авары вскоре завели войну с утигурами, потом с залами, которые уннского племени, и сокрушили силы савиров (Еа^доьд)" [39, с. 236], т.е. нанесли тяжелый урон их воинским подразделениям.

В 559 г. во время осады Херсонеса са-виры изготовили небольшие шлюпки из длинных и крепких тростников, а также изобрели импровизированное устройство для укрепления весел на борту лодки и шлюпки с выносными уключинами в обе стороны [25, р. 113].

572 г. знаменателен началом глубоких разногласий между Персией и Византией по кавказскому вопросу. Узнав, что гунны направили посольство к Юстину II, Хосров забеспокоился. Дело в том, что василевс выплачивал персам ежегодно золотом, чтобы вторгающиеся племена не беспокоили оба государства. Тут Юстин расторг мир, сказав, что ему позорно платить дань персам. "Из-за этого имела место та самая великая война персов и ромеев" [24, с. 30, 54]. Как полагал И.С. Чичуров, под "вторгающимися племенами", о которых конкретно не говорил Феофан, следует полагать, прежде всего, кавказских гуннов, в основном, гунно-савиров [40, с. 89]. Действительно, в это время гунны, под которыми имелись в виду савиры, владели Дербентом и были восточными соседями аланов. Савиры беспокоили византийцев и тем, что совершали дерзкие походы на их малоазиатские провинции.

В 576 г. шли военно-тактические передвижения персидских и римских войск за превосходство в Алвании. Кесарь гневался на своих полководцев Курса и Феодора, упрекал их за то, что по вступлении в Алванию они не перевели на другое место сабиров/ савиров (Еа^дюу) и алванов. Военачальники же ограничились взятием у этих племен заложников. Действительно, савиры немедленно свергли с себя господство римлян. Тогда римские военачальники опять вступили в Алва-

нию и заставили сабиров/савиров (Еа/Зе1доид) и алванов переселиться на западную сторону р. Кир (Кура) [39, с. 294-295]. Таким образом византийцы хотели удержать эти племена на своей стороне. В 578 г. Хосрой отправил из Кавказа в Месопотамию конницы, щитоносцев и стрельцов общим количеством около 20 000 воинов. Из этого числа 12 000 были персы, остальные - саракины и савиры/саби-ры (Еадах^о! 5е ха! ЕаРеТдо^агасеш аШ;ет et SaЫri) [39, с. 311].

В армянском источнике, описывающем события 579-590 гг., повествуется о вступлении многочисленных персидских войск на васпураканские земли. Были захвачены и преданы огню многие крепости, уведены в плен жители. Пострадали тогда многие области, в том числе и область Чуаш. И были отданы захваченные земли ишханам [41].

Примерно в 613 г. в Верхней Месопотамии (современный юго-восток Турции) завязался бой за крепость Беиудаес между местными жителями, персами и римскими войсками. Ромеи с необыкновенной силой осаждали крепость. У них в отряде был воин по имени Сапеир/Сапир (Еакегр). Феофилакт Симокатта дает ему самую возвышенную характеристику: Сапир физической силой был похож на воспетого Гомером Тидея, разумом превосходил Тидея, духом он был Геракл, а по доблести даже выше Геракла. Этот Сапир захватил с собой заостренные колья, и, вставляя их в стену, таким образом забрался на крепость. Однако на башне крепости появился некто из персидского войска и столкнул на Сапира большой камень. Сапир покатился вместе с этим камнем вниз. При этом он рухнул вниз головой. Но раненый Сапир с упорством опять быстро стал подниматься по стене. И вот он схватился за зубцы стены. Но противник столкнул его вместе с расшатавшимся зубцом стены. Смельчак скатился вниз, "держа в своих объятиях эту бойницу, как дорогую любовницу". Но Сапир в третий раз пошел на подвиг. На этот раз ему удалось забраться на стену и срубить персу голову. Один из братьев Сапира, став свидетелем доблести брата, повторил подвиг. За ним пошли и другие воины. Ворота были открыты, крепость взята [42, с. 69-70]. Комментатор Фе-офилакта Симокатты К.А. Осипова считала, что Сапир не есть собственное имя. В данном случае речь идет о человеке из гуннского племени сабиров (точнее - сапиров). Кроме того,

из контекста узнаем, что у этого Сапира в отряде было несколько братьев. Действительно, Феофилакт уточнял: "Один из братьев этого Сапира (он был из них по возрасту старший)". Выходит, под именем в этом случае обозначены воины одного племени, а именно - са-виров/сапиров.

В 657-659 гг. распался Западнотюркский каганат. Одновременно в северо-восточных предгорьях Дагестана на основе раннефеодальных отношений образуется государство Сувар со столицей Варачан. По инерции, армянские источники продолжают называть его Царство гуннов, а арабские хронисты -Джиданом.

Сразу же после вступления Вараз-Трдата на княжеский престол Кавказской Албании (669-699) многочисленные войска гунно-савиров во главе с князем Алп-Илитуером (правильная форма - Алп-Илутуэр) вторглись в страну Алуанк и стали опустошать области у подножия Кавказских гор и поселения га-вара Капалак. Сам Алп-Илитуер переправился через реку Куру и перешел в гавар Ути, стал угонять скот, грабить и угонять всех в плен. Затем гунно-савиры расположились лагерем в долине у пределов Лпинка. Узнав об этом, Вараз-Трдат отправил своего доверенного к Алп-Илитуеру с мирными предложениями. Послу удалось склонить Алп-Илитуера к миру и дружбе. Тогда гунно-савиры вернулись в свою страну [43].

В 723 г. арабский полководец ал-Джаррах вторгается на территорию Вабанда-ра, т.е. Варачана. В городе в то время было 40 000 домов [44, с. 20].

Согласно Баладзори, арабский полководец Мерван в 737 г. вступил в савирские владения Хамзина (так называли тогда арабы Варачан). Однако жители отказались заключить с Мерваном мирное соглашение. Замок был взят силой после месячной осады. Крепость была сожжена и разрушена. Принудительный договор предполагал доставку в Баб единовременно 500 юношей и девиц, а также 30 000 мер зерна ежегодно [45]. О взятии арабами Хамзина писали и другие источники. Ал-Куфи, например, говорил, что защитники крепости вступили с арабской армией в сражение. "Марван и владетель крепости сразились в жарком бою, и муслимы потеряли много убитыми" [44, с. 55].

Армянские источники писали, что Мер-ван при поддержке армянского князя Ашота

предпринял поход на землю гуннов. Он овладел городом Варачан и вернулся оттуда победителем, захватив огромную добычу [46]. Конечно, под "дагестанскими гуннами" в данном случае имеются в виду савиры, ибо к этому времени гунны не представляли собой ни единый этнос, ни военно-политический союз. Гуннами по инерции называли савиров, до смерти Аттилы состоявших в их конфедерации. Полагают, что их столица Баланджар-Хамзин-Варачан прекратила свое существование после 737 г. [47]. Действительно, савиры покинули эти места. Но ушли, как преподносят некоторые историки, не на Среднее Поволжье, а в междуречье низовий Волги и Дона, где вместе с другими племенами образовали салтово-маяцкую археологическую культуру.

Как видим, "Царство гуннов" первым приняло на себя удар арабских войск. Конечно, это значительно ослабило их союз, чем и воспользовались хазары. Тогда же, после событий 737 г., в дельте Волги возникает хазарская столица г. Итиль. Поэтому исследователи считают, что включение территории страны гуннов (т.е. савиров) в сферу влияния Хазарского государства происходило на фоне арабо-хазарской войны за Кавказ [48]. А вот основная часть булгар, воспользовавшись арабо-савиро-хазарским переполохом и будучи потерянными от хазарского ока, после 737 г. действительно ушла на Волгу и вскоре образовала ядро Волжской Булгарии. К ним же перешла роль политического контроля над соседними в Поволжье племенами. Но в то же время остальная группа булгар в самом конце VIII в. еще пребывала в степном Подонье.

Во второй половине VIII в. военно-политическая ситуация меняется еще больше в пользу Хазарии. Хазары возлагают дань и на сувар, и на булгар. Страна Сувар становится хазарским федератом. Однако по состоянию на середину VIII в. Дербент был в руках арабов. Хазары не могли с этим мириться, они делали в это время несколько попыток одолеть крепостные стены. Однако безуспешно. Халиф дал приказ правителю Дербента Езиду восстановить старые укрепления. Были возобновлены и населены несколько разрушенных ранее крепостей, в том числе и Сувари. Кроме того, Езид поставил на границах, особенно в крепости Сувари, по 1 000 караульных. Таким образом, все укрепления

вокруг Дербента были переполнены войсками, а город огражден от хазар [49]. Как видим, задолго до VIII в. рядом с городом Дербент была крепость Сувари, первоначально построенная, несомненно, суварами.

Во второй половине IX в. Ибн Хордад-бех фиксирует царство Сувар на северной стороне от Баба [50, с. 110]. В 863 г. сувары, обитавшие в пределах Северный Кавказ -Дон, двигаются в сторону р. Итиль. Таким образом, савары/савиры/сувары обитали на Северном Кавказе и побережьях Каспийского моря более семи веков (II - IX вв.). Из них два с лишним века (от смерти Аттилы до вхождения в Хазарское царство: 453 -650 гг.) савиры занимали на Восточном Предкавказье главенствующее положение. Таким образом, савиры выступали то на стороне Персии, то - Византи (впрочем, совершенно так же вели себя аланы). Вели то кочевническую, то оседлую жизнь. У них на Кавказе была и своя государственность со столицей Варачан. Во всех случаях савиры сохраняли свою целостность, укрепляли свой племенной союз, зарабатывали в ратных делах, выторговывали богатство у своих временных союзников. Источники по инерции продолжают называть страну савиров со столицей Варачан "Страной гуннов". Как правильно отмечается, по уровню социально-экономического развития "Страна гуннов" (т.е. савиров) была "на пути формирования государственности раннефеодального типа" [51, с. 111].

895 г. в южнорусских степях становится поворотным пунктом из-за агрессивной активизации печенегов. Эти места покидают мадьяры и другие племена [52]. Именно в эти годы сувары берут курс на север и, поднимаясь вверх, в самом конце IX в. достигают южных рубежей Волжской Булгарии. С этого времени эльтебер волжских булгар начинает контролировать также барсилов и савиров [53].

ЛИТЕРАТУРА

1. Геродот. История в девяти книгах. Пер. и примеч. Г.А. Стратановский. М.: Ладомир, 1993. 600 с. С. 167, 168, 335.

2. Аполлоний Родосский. Аргонавтика. Изд. подг. Н.А. Чистякова. М.: Ладомир, 2001. 235 с. С. 44, 63.

3. Плиний Секунд // Латышев В.В. Известия древних писателей греческих и латинских о Скифии и Кавказе. В 2 т. Т. II: Латинские писатели. Вып. 1. СПб.: Тип. Имп. АН, 1904. С. 167-200.

4. Иванчик А.И. Накануне колонизации: Северное Причерноморье и степные кочевники VIII-VII вв. до н.э. в античной литературной традиции: фольклор, литература и история. М.; Берлин: Пало-граф, 2005. 311 с.

5. Чистякова Н.А. Сказание об аргонавтах, его история и поэма "Аргонавтика" Аполлония Родосского // Аполлоний Родосский. Аргонавтика. Изд. подг. Н.А. Чистякова. М.: Ладомир, 2001. С. 141-175.

6. Птолемей Клавдий. Географическое руководство. [Кн. III, V]. Пер. И.П. Цветкова и Прозорова //Древняя Русь в свете зарубежных источников. Хрестоматия. Т. I: Античные источники. М.: Рус. фонд содействия образованию и науке, 2009. С. 181-195.

7. Федоров Я.А., Федоров Г.С. Ранние тюрки на Северном Кавказе (Историко-этнографические очерки). МГУ, 1978. 296 с.

8. Димитриев В.Д. Чувашский народ в составе Казанского ханства: Предыстория и история. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2014. 190 с.

9. Salmin Anton. Savirs - Bulgars - Chuvash / Ed. by Peter Golden. Saarbrücken: Lambert Academic Publishing, 2014. 148 p.

10. Guilielmi Dindorfii Grammatici Grœci. Vol. I: HERODIANUS NEPI MONHPOYE ЛЕ-Е^Е. V ARIETAS LECTIONS AD ARCADIUM. FAVORINI ECLOGAE. Lipsiae: In Libraria Kuehniana, 1823. XXXIV, 444 p. P. 51.

11. Гаджиев М.С. К этнокарте Северо-Западного Прикаспия в позднесарматский период (в контексте сообщения Хоренаци о походе хазир и басил в 216 году) // Нижневолжский археологический вестник. Вып. 11. Волгоград: ВГУ, 2010. С. 69-78.

12. Аммиан Марцеллин. Римская история. Пер. Ю. Кулаковского. М.: Алетейя, 1996. 570 с. C. 255.

13. Чеченов И.М. К вопросу о ранних этапах тюркизации Центральнокавказского субрегиона // Е.И. Крупнов и развитие археологии Северного Кавказа. М.: ИА РАН, 2014. С. 288-290.

14. Приск Панийский. Готская история / Пер. и примеч. В.В. Латышев //Вестник древней истории. 1948. № 4. С. 244-267.

15. Стефан Византийский. Описание племен / Пер. П.И. Прозоров. Коммент. В.В. Латышев // Вестник древней истории. 1948. № 3. С. 312-330.

16. Иордан. О происхождении и деяниях геттов. Getica / Вступ. ст., пер., комм. Е.Ч. Скржинской. СПб.: Алетейя, 2013. 512 с.

17. Джафаров Ю.Р. Гунны и Азербайджан. Баку: Элм, 1985. 124 с. С. 69.

18. Приск Панийский. Сказания / Пер. Г.С. Десту-нис. СПб.: Тип. Имп. АН, 1860. 112 с.

19. Гадло А.В. Основные этапы и тенденции этносоциального развития этнических общностей Северного Кавказа в период раннего средневековья // Вестник Ленинградского университета. Серия 2. 1986. Вып. 1. С. 11-23.

20. Саидов В.А. Предметы вооружения населения Паласа-Сыртской возвышенности в IV-V вв. (по материалам погребений) // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Общественные и гуманитарных науки. 2014. № 2. С. 21-25.

21. Гмыря Л.Б. Наследники гуннов в степях Юго-восточной Европы // История татар с древнейших времен: В 7 т. Т. I. Казань: Рухият, 2002. С. 166-173.

22. Федоров Я.А. Хазария и Дагестан // Кавказский этнографический сборник. V. М.: Наука, 1972. С. 18-40.

23. Рона-Таш А. От Урала до Карпатского бассейна: новые результаты исследований по ранней истории венгров // Чувашский гуманитарный вестник. 2012. № 7. С. 3-11.

24. Феофан Исповедник. Хронография. Текст на др.-греч. и рус. яз. / Пер. и коммент. И.С. Чичу-рова // И.С. Чичуров. Византийские исторические сочинения. М.: Наука, 1980. С. 24-144.

25. Golden Peter B. Studies on the Peoples and Cultures of the Eurasian Steppes / Ed. by Catalin Hriban. Bucure§ti: Editura Academiei Romane, 2011. 424 p.

26. Malalas Joannes Chronographia. Bonnae: Impensis E.D. Weberi, 1831. LXXVIII, 798 p.

27. Nemeth Gyula. A honfoglalo magyarsag kialakulasa. Kozzeteszi Berta Arpad. Budapest: Akademiai Kiado, 1991. 400 p. Р. 151.

28. Стриттер Иван. Известия византийских историков, объясняющие российскую историю древних времен и переселения народов. Ч. 2: О тотфах, вандалах, гепидах, ерулах, уннах и о аварах. СПб.: Имп. АН, 1771. 166 с. С. 82.

29. Kim Hyun Jin. The Huns, Rome and the birth of Europe. Cambridge: CUP, 2013. VIII, 338 p. Р. 253.

30. Golden Peter B. The peoples of the south Russian steppes // The Cambridge History of Early Inner Asia. Cambridge Univ. Press, 2008. P. 256-284.

31. Скржинская Е.Ч. Вступ. ст., пер., коммент. // О. Иордан. происхождении и деяниях гетов. Getica. СПб.: Алетейя, 2001. 512 с. С. 310.

32. Прокопий Кесарийский. Война с персами. Война с вандалами. Тайная история. М.: Алетейя, 1998. 544 с.

33. Адонц Николай. Армения в эпоху Юстиниана. Ереван: ЕГУ, 1971. 528 с. С. 135.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

34. Артамонов М.И. История хазар. Л.: Гос. Эрмитаж, 1962. 524 с. С. 127.

35. Чекалова А.А. Пер. с греч., вступит. ст., примеч. // Прокопий Кесарийский. Война с персами. Война с вандалами. Тайная история. М.: Алетейя, 1998. 544 с. С. 422.

36. Прокопий Кесарийский. Война с готами / Ком-мент. С.П. Кондратьев. М.: Арктос, 1996. 335 с.

37. Агафий Миринейский. О царствовании Юстиниана / Пер., ст. и примеч. М.В. Левченко. М.: Арктос, 1996. 256 с.

38. Ашурбейли Сара. Государство Ширваншахов (VI-XVI вв.). Баку: Элм, 1983. 344 с. С. 62.

39. Менандр Византиец // Византийские историки / Пер. с греч. Спиридона Дестуниса. Примеч. Гавриила Дестуниса. Рязань: Александрия, 2003. С. 229-335.

40. Чичуров И.С. Византийские исторические сочинения. М.: Наука, 1980. 216 с. С. 89.

41. Багратуни Псевдо-Шапух. История анонимного повествования / Пер., сост. и ред. М.О. Дарбинян-Меликян, М.О. Мелик-Оганджанян. Баку: Изд-во АН АрмССР, 1971. 238 с. С. 94.

42. Феофилакт Симокатта. История. Пер. С.П. Кондратьева / Примеч. К.А. Осиповой. М.: Арктос, 1996. 268 с. С. 69-70.

43. Каланкатуаци Мовсэс. История страны Алу-анк (в 3-х книгах) / Пер. с древнеарм., предисл. и коммент. Ш.В. Смбатяна. Ереван: Матенадаран, 1984. 258 с. С. 102-103.

44. Ал-Куфи Абу Мухаммад. Книга завоеваний (Извлечения по истории Азербайджана VII-IX вв.) / Пер. с араб. З.М. Буниятова. Баку: Элм, 1981. 84 с.

45. Баладзори. Книга завоевания стран. Текст и перевод / Пер. с араб. П.К. Жузе. Баку: Об-во обследования и изучения Азербайджана, 1927. 42 с. С. 18.

46. Вардан Великий. Всеобщая история / Пер. Н. Эмин. М.: Лазарев. ин-т восточ. яз., 1861. 218 с. С. 96.

47. Гмыря Л.Б. Правовые нормы в Хазарском каганате на раннем этапе истории (середина VII -первая треть VIII в.) // Вестник Института ИАЭ ДНЦ РАН. 2012. № 2. С. 3-20.

48. Гмыря Л.Б. Страна гуннов у Каспийских ворот: Прикаспийский Дагестан в эпоху Великого переселения народов. Махачкала: Дагестан. кн. изд-во, 1995. 288 с. С. 75.

49. Мухаммед-Аваби Акташи. Тарихи Дербенд-на-ме (с 9-ю приложениями) / Пер. и ред. М. Али-ханова-Аварского. Тифлис: Тип. Я.И. Либермана, 1898. 192 с. С. 83-84.

50. Ибн Хордадбех. Книга путей и стран / Пер., коммент., исслед., указатели и карты Н.М. Вели-хановой. М.: Наука, 1986. 528 с., карты. С. 110.

51. Гмыря Л.Б. Обретенная родина в представлениях номадов Прикаспийского Дагестана (IV-VII вв.) // Вестник Челябинского государственного университета. 2007. № 18. С. 111-118.

52. Zimonyi Istvan. Medieval Nomads in Eastern Europe: Collected Studies. Bucure§t: Bräila, 2014. 399 p. Р. 157-159.

53. Комар А.В. К дискуссии о хронологии раннес-редневековых кочевнических памятников Среднего Поволжья // Культуры евразийских степей второй половины I тысячелетия н.э. (вопросы межэтнических контактов межкультурного взаимодействия). Самара: Офорт, 2010. С. 169-199.

REFERENCES

1. Gherodot. Istoriya v devyati knigakh [History in nine books]. Transl. by G.A. Stratanovskii. Moscow, Ladomir, 1993, 600 p., pp. 167, 168, 335.

2. Apollonii Rodosskii. Argonavtika [Argonautica epic poem]. Moscow, Ladomir, 2001, 235 p., pp. 44, 63.

3. Plinii Sekund. In: Latyshev V.V. Izvestiya drevnikh pisatelei grecheskikh i latinskikh o Skifii i Kavkaze. T. II: Latinskiye pisateli [Chersonesos cited in works by ancient Greek and Latin writers of Scythia and the Caucasus. In 2 vol. Vol. 2: Latin writers]. Issue.

I. St. Petersburg, Tip. Imp. AN, 1904, pp. 167-200.

4. Ivanchik A.I. Nakanune kolonizatsii: Severnoye Prichernomor'ye i stepnyye kochevniki 8-7 vv. do n.e. v antichnoi literaturnoi traditsii: fol'klor, literatura i istoriya [On the eve of colonization: the northern Black Sea and steppe nomads 8th-7th centuries BC in ancient literary tradition: folklore, literature and history]. Moscow, Berlin, Palograf, 2005, 311 p.

5. Chistyakova N.A. Skazaniye ob argonavtakh, yego istoriya i poema "Argonavtika" Apolloniya Rodosskogo [The legend of the Argonauts, his story and poem "Apollonius of Rhodes" Argonautica epic poem]. In: Apollonii Rodosskii. Argonavtika [Argonautica epic poem]. Moscow, Ladomir, 2001,

5. 141-175.

6. Ptolemei Klavdii. Gheograficheskoye rukovodstvo [Geographic Guide]. [Book. III,V]. Transl. by. I.P. Tsvetkov and Prozorov. In: Drevnyaya Rus' v svete zarubezhnykh istochnikov. Khrestomatiya. T. I: Antichnyye istochniki [Wooden Rus in the light of foreign sources. Vol. 2. Ancient sources]. Moscow, Russian Fund of assistance to education and science, 2009, pp. 181-195.

7. Fyodorov Ya.A., Fyodorov G.S. Ranniye tyurki na Severnom Kavkaze (Istoriko-etnograficheskiye ocherki) [The early Turks in the North Caucasus (historical and ethnographic essays)]. Moscow State Univ. Press, 1978, 296 p.

8. Dimitriyev V.D. Chuvashskii narod v sostave Kazanskogo khanstva: Predystoriya i istoriya [Chuvash people consisting of Kazan Khanate: background and history]. Cheboksary, Chuvash. Book Print House, 2014, 190 p.

9. Salmin Anton. Savirs - Bulgars - Chuvash. Ed. by Peter Golden. Saarbrücken, Lambert Academic Publishing, 2014, 147 p.

10. Guilielmi Dindorfii. Grammatici Graci. Vol. I: HERODIANUS NEPI MONHPOYE AESEÜE. V ARIETAS LECTIONS AD ARCADIUM. FAVORINI ECLOGAE. Lipsiae, In Libraria Kuehniana, 1823. XXXIV, 444 p., p. 51.

II. Gadzhyyev M.S. K etnokarte Severo-Zapadnogo Prikaspiya v pozdnesarmatskii period (v kontekste soobshcheniya Khorenatsi o pokhode khazir i basil v 216 godu) [To Etnokarte the Northwest Caspian in the pozdnesarmatskij period (in the context of messages about the campaign of Khorenatsi Hazir and Basil in 216)]. In: Nizhnevolzhskii arkheologhicheskii

vestnik [Lower Volga archaeological Bulletin]. Issue.

11. Volgograd, Volgograd State Univ. Press, 2010, pp. 69-78.

12. Ammian Martsellin. Rimskaya istoriya [Roman history]. Transl. by Yu. Kulakovskiy. Moscow, Aleteiya, 1996, 569 p., p. 255.

13. Chechenov I.M. K voprosu o rannikh etapakh tyurkizatsii Tsentral'nokavkazskogo subreghiona [To the question of early stages of türkizacii Central'nokavkazskogo in the subregion]. In: Ye.I. Krupnov i razvitiye arkheologhii Severnogo Kavkaza [E.I. Krupnov and archaeology of the Northern Caucasus]. Moscow, Institute of archaeology RAS, 2014, pp. 288-290.

14. Prisk Paniiskii. Vestnik drevnei istorii, 1948, no. 4, pp. 244-267.

15. Stefan Vizantiiskii. Vestnik drevnei istorii, 1948, no. 3, pp. 312-330.

16. Iordan. O proiskhozhdenii i deyaniyakh ghettov [On the origin and acts Getts]. St. Petersburg, Aleteiya, 2013, 512 p.

17. Dzhafarov Yu.R. Gunny i Azerbaidzhán [The Huns and Azerbaijan]. Baku, Elm, 1985, 124 p., p. 87.

18. Prisk Paniiskii. Skazaniya [Legends]. Transl. by G.S. Destunis. St. Petersburg, Tip. Imp. AN, 1860, 112 p.

19. Gadlo A.V. Vestnik Leningradskogo universiteta, 1986, Series 2. Issue. 1, pp. 11-23.

20. Saidov V.A. Izvestiya Daghe stanskogo gosudarstvennogo pedagoghicheskogo universiteta. Obshchestvennyye i gumanitarnykh nauki, 2014, no. 2, pp. 21-25.

21. Gmyrya L.B. Nasledniki gunnov v stepyakh Yugo-vostochnoi Yevropy [The heirs of the Huns in the steppes of South-Eastern Europe]. In: Istoriya tatar s drevneishykh vremen v semi tomakh [History of Tatars since ancient times in seven volumes]. Vol. I. Kazan, Rukhiyat, 2002, pp. 166-173.

22. Fyodorov Ya.A. Khazariya i Daghestan [Khazaria and Dagestan]. In: Kavkazskii etnograficheskii sbornik [Caucasian ethnographic collection]. Vol. 5. Moscow, Nauka, 1972, pp. 18-40.

23. Rona-Tash A. Chuvashskii gumanitarnyi vestnik, 2012, no. 7, pp. 3-11.

24. Feofan Ispovednik. Khronografiya [The Chronicling]. Transl. by I.S. Chichurov. In: Chichurov I.S. Vizantiiskiye istoricheskiye sochineniya [Byzantine historical writings]. Moscow, Nauka, 1980, pp. 24-144.

25. Golden Peter B. Studies on the Peoples and Cultures of the Eurasian Steppes. Ed. by Catalin Hriban. Bucure§ti, Editura Academiei Romane, 2011, 424 p.

26. Malalas Joannes. Chronographia. Bonnae, Impensis E.D. Weberi, 1831. LXXVIII, 798 p.

27. Németh Gyula. A honfoglaló magyarság kialakulása. Kozzéteszi Berta Arpád. Budapest, Akadémiai Kiadó, 1991, 399 p., p. 151.

28. Stritter Ivan. Izvestiya vizantiiskikh istorikov, ob 'yasnyayushchiye rossiiskuyu istoriyu drevnikh

vremen i pereseleniya narodov. Ch. 2: O totfakh, vandalakh, ghepidakh, yerulakh, unnakh i o avarakh [News of the Byzantine historians, explaining the Russian history of ancient times and the relocation of peoples. Ch. 2: about Totfs, Vandals, Gepids, Eruls, Unns and on Avars]. St. Petersburg, Imp. AN, 1771, 166 p., p. 182.

29. Kim Hyun Jin. The Huns, Rome and the birth of Europe. Cambridge: CUP, 2013. VIII, 338 p., p. 253.

30. Golden Peter B. The peoples of the south Russian steppes. In: The Cambridge History of Early Inner Asia. Cambridge Univ. Press, 2008, P. 256-284.

31. Skrzhynskaya Ye.Ch. Vstup. st., per., komment. In: Iordan. O proiskhozhdenii i deyaniyakh ghetov [On the origin and acts Getts]. Getica. St. Petersburg, Aleteiya, 2001, 512 p., p. 310.

32. Prokopii Kesariiskii. Voina s persami. Voina s vandalami. Tainaya istoriya [War with the Persians. War with vandals. Secret history]. Moscow, Aleteiya, 1998, 544 p.

33. Adonts Nikolai. Armeniya v epokhu Yustiniana [Armenia in the age of Justinian]. Yerevan, Yerevan State Univ. Press, 1971, 528 p., p. 135.

34. Artamonov M.I. Istoriya khazar [The history of the Khazars]. Leningrad, Ermitazh, 1962, 524 p.,

35. Prokopii Kesariiskii. Voina s persami. Voina s vandalami. Tainaya istoriya [Procopius of Caesarea. War with the Persians. War with vandals. Secret history]. transl. from Greek, introduction, notes by A.A.Chekalova. Moscow, Aleteiya, 1998, 544 p., p. 422.

36. Prokopii Kesariiskii. Voina s gotami [The war with the Goths]. Comments by S.P. Kondrat'yev. Moscow, Arktos, 1996, 335 p.

37. Agafii Mirineiskii. O tsarstvovanii Yustiniana [The reign of Justinian]. Transl., introduction, notes by M.V. Levchenko. Moscow, Arktos, 1996,. 256 p.

38. Ashurbeili Sara. Gosudarstvo Shyrvanshakhov (VI - XVI vv) [The State of Shirvanshahs (6th-16th centuries.)]. Baku, Elm, 1983, 344 p., p. 62.

39. Menandr Vizantiyets. In: Vizantiiskiye istoriki [Byzantine historians]. transl. from Greek by Spiridon Destunis. Notes by Gavriil Destunis. Ryazan, Aleksandriya, 2003, pp. 229-335.

40. Chichurov I.S. Vizantiiskiye istoricheskiye sochineniya [Byzantine historical writings]. Moscow, Nauka, 1980, 215 p., p. 89.

41. Bagratuni Psevdo-Shapukh. Istoriya anonimnogo povestvovaniya [Anonymous story narration]. Transl., Compilier, Edit by M.O. Darbinyan-Melikyan, M.O. Melik-Ogandzhanyan. Baku, Academy of Sciences of the Armenian SSR, 1971, 238 p., p. 94.

42. Feofilakt Simokatta. Istoriya [History]. Transl. by S.P. Kondrat'yev. Notes K.A. Osipova. Moscow, Arktos, 1996, 268 p., pp. 69-70.

43. Kalankatuatsi Movses. Istoriya strany Aluank (v 3-kh knigakh) [History of the Caucasian Albanians (in 3 books)]. transl., introduction, notes Sh.V. Smbatyan. Yerevan, Matenadaran, 1984, 257 p., pp. 102-103.

44. Al-Kufi Abu Mukhammad. Kniga zavoyevanii (Izvlecheniya po istorii Azerbaidzhana 7-9 vv.) [The book of conquests (Extract on the history of Azerbaijan 7th-9th centuries)]. Transl. from Arab. Z.M. Buniyatov. Baku, Elm, 1981, 84 p.

45. Baladzori. Kniga zavoyevaniya stran. Tekst i perevod [Book the conquest of countries. Text and translation]. Transl. from Arab. P.K. Zhuze. Baku, Ob-vo obsledovaniya i izucheniya Azerbaidzhana, 1927, 42, XA p., p. 18.

46. Vardan Velikii. Vseobshchaya istoriya [Universal history]. Transl. N. Emin. Moscow, Lazarev. Institute of Oriental languages, 1861, 218 p., p. 96.

47. Gmyrya L.B. Vestnik Instituta IAE DNTs RAN, 2012, no. 2, pp. 3-20.

48. Gmyrya L.B. Strana gunnov u Kaspiiskikh vorot: Prikaspiiskii Daghestan v epokhu Velikogo pereseleniya narodov [Country of the Huns from the Caspian gate: Caspian Dagestan during the era of the great migrations]. Makhachkala, Daghestan. Book Publishing House, 1995, 287 p., p. 75.

49. Mukhammed-Avabi Aktashy. Tarikhi Derbendname (s 9-yu prilozheniyami) [Tarikhi Darband-

Nameh (9-th applications)]: Transl. and ed. M. Alikhanova-Avarskiy. Tiflis, Tip. of Ya.I. Liberman, 1898, 192 p., p. 83-84.

50. Ibn Khordadbekh. Kniga putei i stran [Book of roads and countries]. Transl., Comments, N.M. Velikhanova. Moscow, Nauka, 1986, 527 p., p. 110.

51. Gmyrya L.B. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta, 2007, no. 18, pp. 111-118.

52. Zimonyi Istvan. Medieval Nomads in Eastern Europe: Collected Studies. Bucure§t, Braila, 2014, 399 p.

53. Komar A.V. K diskussii o khronologhii rannesrednevekovykh kochevnicheskikh pamyatnikov Srednego Povolzh'ya [To a debate about the chronology of early medieval nomadic monuments of the Middle Volga region]. In: Kul'tury yevraziiskikh stepei vtoroi poloviny I tysyacheletiya n.e. (voprosy mezhetnicheskikh kontaktov mezhkul'turnogo vzaimodeistviya) [The Eurasian steppe culture in the second half of the 1st millennium BC (ethnic intercultural contacts)]. Samara, Ofort, 2010, pp. 169-199.

2 tyeepana 2016 г.

УДК 94 (470.67)

К ИСТОРИИ СВЯЗЕЙ ДАГЕСТАНСКИХ И ЧЕЧЕНСКОГО НАРОДОВ

(с древности до XV в.)

DOI 10.18522/2072-0181-2016-85-1-68-73

М.Р. Гасанов

Великий Кавказ, древний витязь, стоящий между востоком и западом, югом и севером. Его близкие небу высоты были жилищем богов. У подножия этих высот покоятся могилы и развалины, жилища и храмы древних народов, а вершины их сверкают над облаками близ солнца и звезд.

(Ованес Туманян)

Новый этап исторических преобразований в России, как и в мире в целом, определяется взаимоотношениями между народами, их разносторонними и многовековыми связями. Осмысление исторических этапов этих взаимоотношений может и должно способствовать правильному выбору стратегии сосуществования народов, их сближению и интеграции в рамках идеи демократических ценностей [1, с. 87].

Гасанов Магомед Раджабович - доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой истории Дагестанского государственного педагогического университета, 367003, Республика Дагестан, г. Махачкала, ул. Ярагского, 57, e-mail: Shamhalova.sonya@yandex.ru.

В этой связи дальнейшее и глубокое освещение взаимоотношений между народами многонационального Кавказа имеет важное значение в научном и практическом отношении.** К глубокой древности восходят связи народов Дагестана и Чечни.

В исторической литературе отсутствуют не только специальные монографические работы, но и статьи, посвященные дагестано-чеченским взаимоотношениям до XV в.

Magomed Gasanov - Dagestan State Pedagogical University, 57, Yaragsky Street, Makhachkala, Dagestan, 367003, e-mail: Shamhalova.sonya@yandex.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.