в М УНИВЕРСИТЕТА
L-—и мени О. Е. Кугафи на (МПОА)
Правовые режимы экономической деятельности
Ольга Михайловна ШЕВЧЕНКО,
доцент кафедры предпринимательского и корпоративного права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), кандидат юридических наук, доцент omishevchenko@msal.ru 125993, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9
Санкционный режим осуществления предпринимательской деятельности на рынке ценных бумаг и коллективных инвестиций1
Аннотация. Ограничения в отношении российского финансового сектора со стороны иностранных государств, их объединений и международных организаций, а также ответные меры со стороны России в своей совокупности можно охарактеризовать как санкционный режим осуществления предпринимательской деятельности на рынке ценных бумаг и коллективных инвестиций. В статье раскрывается основное содержание указанных санкционных ограничений и ответных мер. Санкционный режим призван стать базой для пересмотра ряда принципов организации и функционирования рынка ценных бумаг и коллективных инвестиций. Требуется перестройка созданного в России международного финансового центра, исходя из презумпции наличия риска внезапных недружественных действий со стороны любого из иностранных государств или финансовых институтов, даже если таковые являются дружественными по состоянию на сегодняшний день. Упор должен быть сделан на развитие национальных институтов рынка ценных бумаг и коллективных инвестиций, которыми в значительной мере должны быть замещены соответствующие иностранные институты. Принцип открытости и прозрачности российского фондового рынка подлежит пересмотру. Ключевые слова: санкции, правовой режим, рынок ценных бумаг, коллективные инвестиции, предпринимательская деятельность.
DOI: 10.17803/2311-5998.2023.108.8.070-079
1 Исследование выполнено в рамках программы стратегического академического лидер© Шевченко О. М^ 2023 ства «Приоритет-2030».
Olga M. SHEVCHENKO, Associate Professor of the Entrepreneurial and Corporate Law Department of the Kutafin Moscow State Law University (MSAL), Cand. Sci. (Law), Associate Professor omishevchenko@msal.ru 9, ul. Sadovaya-Kudrinskaya, Moscow, Russia, 125993 The sanctions regime for doing business in the securities and collective investments market Abstract. Restrictions on the Russian financial sector by foreign states, their associations and international organizations, as well as retaliatory measures on the part of Russia, in their entirety, can be described as a sanctions regime for doing business in the securities and collective investments market. The article reveals the main content of these sanctions restrictions and retaliatory measures. The sanctions regime is intended to become the basis for reviewing a number of principles of the organization and functioning of the securities and collective investments market. The restructuring of the international financial center established in Russia is required, based on the presumption that there is a risk of sudden unfriendly actions on the part of any of the foreign states or financial institutions, even if they are friendly as of today. Emphasis should be placed on the development of national institutions of the securities market and collective investments, which should largely be replaced by relevant foreign institutions. The principle of openness and transparency of the Russian stock market is subject to revision. Keywords: sanctions, legal regime, securities market, collective investments, business.
Понятие «санкционный режим» в настоящее время широко применяется в юридической литературе по отношению к осуществлению экономической деятельности в целом2 и ее отдельных видов3. В науке предпринимательского права данное понятие рассматривается как один из экстраординарных пра-
Ш
вовых режимов осуществления предпринимательской деятельности4.
I
2 См.: Рязанова А. Р. Санкционный режим экономической деятельности: понятие и правовая природа // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2022. № 12. Ч^ С. 205—214 ; Правовые режимы экономической деятельности : монография / отв. ред. ГП I И. В. Ершова. М. : Проспект, 2023.
3 См.: Ершова И. В., Енькова Е. Е. Правовые режимы экономической деятельности: поиск ^ ¡о оптимальной модели // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2022. № 12.
т ГП
С. 215—221. Ях
4 Тарасенко О. А. Формирование доктрины и законодательства о правовых режимах бан- т И ковской деятельности // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2021. Ь ^
№ 1. НО СТИ
>
в М УНИВЕРСИТЕТА
L-—и мени О. Е. Кугафи на (МПОА)
Составляющими санкционного режима являются:
— с одной стороны, экономические (в том числе финансовые) ограничения, наложенные на российскую экономику и отдельных субъектов со стороны иностранных государств, их объединений и международных организаций;
— с другой стороны, ответные ограничения России в отношении иностранных субъектов права, а также меры в отношении собственной экономики по снижению негативного эффекта от международных санкций.
Российский фондовый рынок и тесно связанный с ним рынок коллективных инвестиций5 (далее — РЦБиКИ) можно назвать в числе отраслей экономики, в наибольшей степени пострадавших от обострения ситуации на территории Украины. Помимо того, что возникла естественная негативная реакция рынка на события февраля 2022 г. со стороны недружественных субъектов, были приняты специальные меры (санкции), имеющие целью в том числе парализацию и развал российского фондового рынка. В ответ российскими органами власти и Банком России были предприняты меры по его защите. Указанные санкции и контрсанкционные меры6 в своей совокупности можно охарактеризовать как санк-ционный режим осуществления предпринимательской деятельности на РЦБиКИ.
Ранее нами высказывалось предположение, что санкционный режим на российском РЦБиКИ в перспективе перестанет носить экстраординарный характер7. И. В. Ершовой и Е. Е. Еньковой высказывается тезис о последующей трансформации санкционного режима в целом в ординарный режим8. В текущей ситуации данные предположения подтверждаются отсутствием каких-либо улучшений внешнеполитических отношений, создающих перспективу для отмены санкций, предпринятых в отношении России, и контрсанкционных (ответных) мер. Активное нежелание западных государств нормализовать экономические отношения с нашей страной позволяет прогнозировать, что, скорее всего, Россия будет относиться к числу государств, которые долгие годы вынуждены существовать в условиях значительных экономических ограничений и адаптироваться к ним. Таким образом, санкционный режим призван стать базой для пересмотра ряда принципов организации и функционирования РЦБиКИ.
Меры противодействия функционированию российского РЦБиКИ предпринимаются как Украиной, так и иными недружественными государствами во главе с США, а также их объединениями (ЕС), международными организациями и
5 О соотношении и взаимосвязи рынка ценных бумаг (фондового рынка) и рынка коллективных инвестиций см.: Шевченко О. М. Правовое регулирование рынка ценных бумаг и коллективных инвестиций : учебник. М. : Проспект, 2021. С. 12—20.
6 См.: Антисанкционные меры 2022—2023 (специальные экономические меры и меры, направленные на поддержку бизнеса и граждан) // URL: https://base.garant.ru/57750630/ #friends (дата обращения: 10.07.2023).
7 См.: Шевченко О. М. Правовые режимы осуществления предпринимательской деятельности на рынке ценных бумаг и коллективных инвестиций // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2022. № 12. С. 80—81.
8 См.: Ершова И. В., Енькова Е. Е. Санкционный комплаенс, или внутрифирменное управление рисками от рестрикций // Актуальные проблемы российского права. 2022. № 8. С. 93.
УНИВЕРСИТЕТА Санкционный режим осуществления предпринимательской имени o.e. кугафина(мгюА) деятельности на рынке ценных бумаг и коллективных инвестиций
иностранными компаниями. Рассмотрим подробнее те меры9, которые непосредственно затрагивают РЦБиКИ (за исключением мер по воспрепятствованию расчетам и иным банковским операциям).
1. Меры, принимаемые в отношении российской финансово-экономической системы в целом, а также в отношении украинских финансовых компаний, действующих на территории новых регионов России
А. Украиной введены следующие ограничения:
— принудительное изъятие объектов права собственности Российской Федерации и ее резидентов в соответствии со списком, составляемым Правительством Украины;
— запрет со стороны Национального банка Украины резидентам РФ, обладающим 10 % и более долей участия в украинских финансовых компаниях, принимать участие в управлении ими, в том числе опосредованно;
— меры по ограничению операций с резидентами РФ и Белоруссии в финансовой сфере, установленные Законом Украины от 04.11.2022 № 2736-IX, в том числе отнесение резидентов России и Белоруссии к категории высокорисковых клиентов, и др.
Ряд положений, ограничивающих участие субъектов, связанных с Россией, в отношениях на рынке капитала, предусмотрены Законом Украины от 23.02.2006 № 3480-IV «О рынках капитала и организованных товарных рынках»10, а именно:
— могут быть запрещены или ограничены эмиссия и оборот ценных бумаг эмитента, который создан в соответствии с российским законодательством и (или) прямо или косвенно контролируется резидентами РФ (п. 2 ст. 4);
— профессиональными участниками рынков капитала, а также организованных товарных рынков не могут быть юридические лица, которые созданы в соответствии с российским законодательством, либо являются подсанкционными лицами (к ним применены украинские или международные санкции), либо включены в перечень лиц, связанных с осуществлением террористической деятельности, либо подконтрольны перечисленным выше лицам или имеют таких лиц в своей структуре собственности юридического лица;
— основанием для отказа в выдаче лицензии профессиональному участнику рынка капитала и организованного товарного рынка Украины является то, что в отношении этого лица установлено наличие контролеров, которые являются резидентами РФ (пп. 17 п. 1 ст. 72), такое же основание предусмотрено для аннулирования указанной лицензии (пп. 17 п. 1 ст. 73);
— юридическое лицо, зарегистрированное на территории Крыма, Севасто- j поля, Донецкой и Луганской народных республик, Запорожской и Херсонской областей, не может быть включено в реестр уполномоченных лиц и не может осуществлять деятельность по предоставлению информационных услуг на рын- m Ш ках капитала и организованных товарных рынках (ст. 78), торгового репозитория
(ст. 87); таким лицам отказывается в регистрации выпуска их ценных бумаг (пп. 4 □ £
п. 5 ст. 93). д р
m И
Т*
9 См.: Путеводитель по санкциям и ограничениям против Российской Федерации (после Е 5
22.02.2022) // URL: https://base.garant.ru/57750632/ (дата обращения: 13.07.2023).
10
Ь £
URL: https://www.nssmc.gov.ua/document/?id=12429869 (дата обращения: 13.07.2023). НОСТИ
>
в М УНИВЕРСИТЕТА
4-—^ и мени О. Е. Кугафи на (МПОА)
Российских, украинских, а также любых иностранных для Украины лиц (юридических или физических) затрагивают нормы Закона Украины от 12.05.2022 № 2257-1Х о повышении эффективности санкций, связанных с активами отдельных лиц. Положения данного Закона, позволяющие осуществлять изъятие находящихся на Украине активов любых лиц, если деятельность таковых будет расценена как наносящая ущерб национальной безопасности Украины и ее суверенитету (включая финансирование такой деятельности, в том числе путем инвестирования в российские ценные бумаги), фактически лишают возможности всех субъектов, имеющих активы на территории Украины, осуществлять любые вложения в российскую экономику под страхом потери данных активов.
Б. Другие страны и ЕС ввели санкции, важнейшими из которых стали:
1) запреты на инвестиции в российскую экономику со стороны:
— США, Великобритании — полный запрет новых инвестиций в экономику России, в том числе на покупку акций и облигаций любых российских компаний, а также суверенного долга РФ как на первичном, так и на вторичном рынке;
— ЕС и стран, присоединившихся к санкциям Евросоюза (Норвегии, Швейцарии, Лихтенштейна, Монако, Гренландии, Северной Македонии, Косово, Черногории, Исландии), — запрет на новые инвестиции в сфере энергетики, за рядом исключений, а также в проекты, софинансируемые Российским фондом прямых инвестиций;
— Японии — запрет на новые инвестиции в Россию, кроме осуществляемых по особым разрешениям (для японских юридических и физических лиц запрещено осуществление новых инвестиций в российскую экономику, в результате которых они приобретут доли участия в размере 10 % и более);
— Норвегии, Австралии — заморозка государственными пенсионными фондами всех новых инвестиций в Россию и продажа уже имеющихся активов;
2) запреты на совершение определенных финансовых операций, в том числе купли-продажи ценных бумаг со стороны:
— США — запрет для американских финансовых компаний на любые сделки с российскими рублевыми облигациями федерального займа, а также валютными еврооблигациями РФ, выпущенными после 01.03.2022;
— ЕС и стран, присоединившихся к санкциям Евросоюза, — запрет на сделки купли-продажи переводных ценных бумаг, номинированных в валюте государств — членов ЕС, с любым субъектом из России или Белоруссии;
— Норвегии, Швейцарии, Канады, Японии, Южной Кореи — запрет на отдельные виды финансовых операций, связанных с Россией;
3) запреты на оказание небанковских финансовых услуг, заключение сделок со стороны:
— ЕС и стран, присоединившихся к санкциям Евросоюза, — запрет на оказание лицам из России услуг по заключению в их интересах сделок купли-продажи финансовых инструментов, номинированных в евро, блокировка депозитариями операций российских клиентов по продаже ценных бумаг, выпущенных после 12.04.2022, а также запрет листинга на биржах акций любых российских компаний с долей участия государства более 50 %;
— Великобритании — приостановлено предоставление своих продуктов и услуг для любых клиентов из России со стороны глобального поставщика данных
и инфраструктуры финансовых рынков Refinitiv, а также группы компаний Лондонской фондовой биржи (LSEG) и агентства Bloomberg;
— Норвегии, Швейцарии, Лихтенштейна — запрет на оказание трастовых услуг для клиентов из России, ряд других запретов;
4) другие виды ограничений со стороны:
— США — отзыв Министерством торговли США у России статуса страны с рыночной экономикой и переквалификация ее в страну с нерыночной экономикой в связи с якобы «широким» вмешательством в экономику государства (это дает возможность применять антидемпинговое законодательство США);
— Великобритании — лишение инвесторов, совершающих операции с ценными бумагами на Московской бирже, налоговых льгот Великобритании путем аннулирования у биржи статуса признанной фондовой биржи.
В. Международные организации ввели такие ограничения:
— Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (FATF) — приостановку членства России;
— Организация экономического сотрудничества (ОЭСР) — прекращение процесса вступления России;
— Совет Европы — прекращение членства России.
Перечисленными ограничениями не исчерпываются иностранные и международные санкции в отношении в том числе РЦБиКИ. Санкционные нормы весьма многочисленны и часто требуют пояснений. По вопросам, касающимся объема или характера наложенных санкций, уполномоченными органами недружественных иностранных государств периодически публикуются официальные разъяснения, которые можно рассматривать как дополнительное регулирование. Порой также сложно отграничить санкции, направленные против финансового сектора, от санкций, направленных против других секторов экономики, поскольку между ними существует тесная взаимосвязь.
2. Адресные меры против государственных органов, госкомпаний, частных юридических и физических лиц (персональные санкции)
Украина, США, Великобритания, Евросоюз и примкнувшие к ним страны ввели беспрецедентное число санкций в отношении российских органов власти, Банка России, системообразующих компаний на финансовом рынке, других стратегически значимых компаний и связанных с ними лиц, против Президента РФ, руководителей и членов государственных органов, депутатов Государственной Думы РФ, видных общественных деятелей и членов их семей, большого числа иных лиц, деятельность которых связана с Российской Федерацией, а также с j
новыми регионами. Q-|
Персональные санкции состоят в заморозке активов, в запретах на торго- ^
вые операции, вывод капитала, операции с ценными бумагами, совершение иных сделок, а также в принудительном делистинге российских ценных бумаг на КШ
иностранных биржах (на американских биржах NASDAQ и NYSE, Лондонской □ £
фондовой бирже LSE, Немецкой бирже Deutsche Börse Group), в расторжении
m
совместных проектов и др.
В частности, под персональные санкции США, Евросоюза и примкнувших к ним стран попали крупнейшие российские банки (ВТБ, «Открытие», «Совком-банк», «Промсвязьбанк», «Новикомбанк», банк «Россия», «Газпромбанк», РСХБ,
Ш
НОСТИ
>
в М УНИВЕРСИТЕТА
L-—и мени О. Е. Кугафи на (МПОА)
«Альфа-банк», «Московский кредитный банк», «Сбер», «Тинькофф» и др.11), госкорпорация «ВЭБ.РФ», РФПИ, а также десятки их дочерних организаций, многие из которых являются небанковскими кредитными организациями, оказывающими услуги на РЦБиКИ. Под санкции Евросоюза попал и Национальный расчетный депозитарий (далее — НРД), выполняющий функции центрального депозитария.
В марте 2022 г. европейские учетные институты Еигос1еаг (Бельгия) и С1еагэ^еат (Люксембург), посредством которых через НРД российским инвесторам обеспечивался доступ к рынку еврооблигаций и других ценных бумаг, обращающихся на европейских биржах, заблокировали открытые у них счета НРД, заморозив таким образом операции российских инвесторов с иностранными ценными бумагами, учитываемыми в Еигос1еаг и С1еагэ^еат, а также платежи в пользу российских резидентов по выплате дивидендов и процентного дохода по облигациям.
В декабре 2022 г. министерства финансов Бельгии и Люксембурга выдали временные разрешения на проведение некоторых операций по счетам НРД при условии, что данные операции не будут никак связаны с лицами, находящимися под санкциями ЕС. Российские инвесторы предоставили для разблокировки подробные сведения, в том числе о конечных бенефициарах по сделкам, однако Еигос1еаг и С1еагэ^еат, массово собрав конфиденциальную информацию, в большинстве случаев так и не разблокировали ценные бумаги, при этом срок подачи соответствующих заявок был продлен до конца июля 2023 г. По состоянию на 14.07.2023 известно о разблокировке ряда выпусков российских ценных бумаг со стороны Еигос1еаг12. Что же касается С1еагэ^еат, то есть информация лишь о единичных случаях такой разблокировки13.
В числе важнейших для российского РЦБиКИ нормативных актов, которыми установлены ответные контрсанкционные меры, необходимо указать:
— Федеральный закон от 16.04.2022 № 114-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об акционерных обществах" и отдельные законодательные акты Российской Федерации»14, содержащий требование о делистинге ценных бумаг российских компаний с иностранных площадок и запрет новых размещений за рубежом;
— Указ Президента РФ от 01.03.2022 № 81 «О дополнительных временных мерах экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации»15 (введен особый порядок для операций, в результате которых возникают права собственности на ценные бумаги у лиц из недружественных государств, перечень которых утвержден распоряжением Правительства РФ от 05.03.2022 № 430-р);
11 Полный перечень банков, находящихся под международными санкциями в 2023 году, см.: URL: https://www.sravni.ru/text/spisok-bankov-pod-sankcziyami-2023/ (дата обращения: 14.07.2023).
12 URL: https://www.vedomosti.ru/finance/articles/2023/06/28/982736-euroclear-razblokiroval-bolshinstvo-ofz-i-evrobondov (дата обращения: 14.07.2023).
13 URL: https://journal.tinkoff.ru/news/review-nsd-qa/ (дата обращения: 14.07.2023).
14 СЗ РФ. 2022. № 16. Ст. 2616.
15 СЗ РФ. 2022. № 10. Ст. 1466.
— Указ Президента РФ от 05.03.2022 № 95 «О временном порядке исполнения обязательств перед некоторыми иностранными кредиторами»16 (для исполнения обязательств перед иностранными кредиторами из недружественных стран введены специальные счета типа «С», режим которых установлен решением Совета директоров Банка России от 21.11.2022, а также введена возможность исполнения российскими должниками указанных обязательств в рублевом эквиваленте);
— Указ Президента РФ от 04.05.2022 № 254 «О временном порядке исполнения финансовых обязательств в сфере корпоративных отношений перед некоторыми иностранными кредиторами»17 (введен, в частности, особый порядок выплаты дивидендов для лиц из недружественных стран);
— Указ Президента РФ от 05.08.2022 № 520 «О применении специальных экономических мер в финансовой и топливно-энергетической сферах в связи с недружественными действиями некоторых иностранных государств и международных организаций»18 (заморожены операции инвесторов из недружественных стран с акциями (долями) в стратегически значимых для России хозяйственных обществах, ряде других организаций финансовой и топливно-энергетической сфер, а также их участие в значимых инвестиционных проектах);
— Указ Президента РФ от 03.03.2023 № 138 «О дополнительных временных мерах экономического характера, связанных с обращением ценных бумаг» (в отношении российских ценных бумаг вводится требование обособленного учета, установлен порядок совершения ряда сделок на фондовом рынке на основании специальных разрешений).
Многочисленные контрсанкционные меры для защиты российского финансового рынка принимаются Банком России19. В числе важнейших из таких мер следует назвать:
— приостановку торгов на Московской бирже в феврале — марте 2022 г почти на месяц в целях предотвращения избавления инвесторами от российских ценных бумаг по бросовым ценам;
— запрет «коротких продаж» по ряду ценных бумаг для предотвращения обвала рынка20;
— запрет иностранным инвесторам совершать операции на торгах российских бирж21;
— ограничение биржевых торгов иностранными ценными бумагами, размещенными на американских биржах, кроме тех эмитентов, которые ведут свою деятельность в России; X
СЗ РФ. 2022. № 10. Ст. 1472. Ч А СЗ РФ. 2022. № 19. Ст. 3189. СЗ РФ. 2022. № 32. Ст. 5816.
См.: Меры Банка России по стабилизации ситуации на финансовом рынке в условиях ^ ¡=j=j
реализации санкционных рисков // URL: https://cbr.ru/support_measures/ (дата обраще- Д Е
m П1
ния: 14.07.2023). Я X
Запрет введен 24.03.2022 и частично снят 31.03.2022 для участников клиринга. m И
Иностранных инвесторов из дружественных стран допустили к участию в торгах с Ь^
08.08.2022. НОСТИ
>
16
17
18
19
20
21
в М УНИВЕРСИТЕТА
L-—и мени О. Е. Кугафи на (МПОА)
— принудительный возврат учета ценных бумаг из иностранных депозитариев в российские22 и др.
Наиболее болезненными последствиями применения рассмотренных санкций, а также контрсанкционных мер для российского РЦБиКИ стали следующие:
1) уход с рынка иностранных инвесторов, доля которых, по оценкам специалистов, составляла порядка 60 %;
2) лишение российских инвесторов возможности получать доход от многих иностранных ценных бумаг, отчуждать эти ценные бумаги и совершать с ними какие-либо иные операции;
3) лишение самой России, ее ценных бумаг, а также российских эмитентов международных рейтингов, понижение их рейтинга до «мусорного» уровня;
4) делистинг ценных бумаг российских эмитентов, обращающихся на зарубежных биржах, невозможность для российских эмитентов осуществлять IPO на зарубежных торговых площадках;
5) исключение ценных бумаг российских эмитентов из зарубежных индексов;
6) заморозка операций иностранных инвесторов с российскими ценными бумагами;
7) лишение многих компаний рынков сбыта, приведшее к значительному падению стоимости их ценных бумаг даже на внутреннем рынке;
8) ограничения операций и услуг для российских инвесторов со стороны иностранных брокеров, учетных институтов и других финансовых организаций23.
Рассмотренные последствия указывают на весьма уязвимое положение российского РЦБиКИ. Однако произошедшее позволяет вынести определенные уроки.
Так, изначально при построении в стране международного финансового центра Россия исходила из принципов открытости и прозрачности национального фондового рынка и ориентации на взаимовыгодное сотрудничество с западными странами. Даже после конфликта вокруг Крыма, повлекшего первые финансовые санкции, не вполне просчитывались такие риски, как, например, заморозка и конфискация финансовых средств РФ, российских компаний и частных лиц, хранящихся за рубежом, блокировка ценных бумаг и операций с ними иностранными учетными институтами, снижение до «мусорного» уровня рейтингов российских эмитентов и др.
К такой степени эскалации финансово-экономических отношений российский фондовый рынок оказался не готов, в то же время оперативно предпринятые защитные меры позволили стабилизировать ситуацию, предотвратив его полный обвал. Однако ценой этих контрмер стали утрата большей части иностранных инвесторов, доля которых ранее превышала долю российских, а также значительные убытки российских инвесторов и финансовых организаций.
Основным уроком для российской экономики, в том числе в сфере РЦБиКИ, должен стать следующий: потенциально любая «дружественная» страна внезапно
22 Решение Совета директоров Банка России от 17.03.2023 // URL: https://cbr.ru/about_br/ dir/rsd_2023-03-17_34_02/ (дата обращения: 14.07.2023).
23 См. также: Евсин М. Ю. Оценка влияния санкций на финансовый рынок России // ЭФО: Экономика. Финансы. Общество. 2022. № 2. С. 14—20.
может стать недружественной, следствием чего могут быть резкие санкции, парализующие совершение трансграничных финансовых операций, вплоть до отобрания российских активов, находящихся за рубежом. Такая ситуация возможна не только в отношениях с западными странами. Соответственно, требуется перестройка созданного в России международного финансового центра исходя из иных принципов, а именно из презумпции наличия риска внезапных недружественных действий со стороны любого из иностранных государств или его финансовых институтов. Формирование экономико-правовых связей с любыми иностранными финансовыми институтами должно идти таким образом, чтобы обеспечить автономное функционирование российской финансовой системы, включая ее РЦБиКИ, в любой ситуации, не допуская их парализации.
Упор должен быть сделан на развитие национальных институтов РЦБиКИ, которыми в значительной мере были бы замещены иностранные институты. Хранение, учет ценных бумаг и иных фондовых ценностей российских инвесторов, приобретенных за рубежом, должны осуществляться российскими учетными институтами (организационно должна обеспечиваться передача учета этих активов из иностранных учетных институтов в российские в любой момент времени). В противном случае российский инвестор должен быть уведомлен о существующих рисках блокировки его активов за рубежом при нестабильной политической ситуации в мире. Параллельно требуется создать благоприятные условия для развития национального РЦБиКИ, в том числе на территории новых регионов, и стимулирования российских инвесторов.
Ш К
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Евсин М. Ю. Оценка влияния санкций на финансовый рынок России // ЭФО: Экономика. Финансы. Общество. — 2022. — № 2. — С. 14—20.
2. Ершова И. В., Енькова Е. Е. Правовые режимы экономической деятельности: поиск оптимальной модели // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). — 2022. — № 12. — С. 215—221.
3. Ершова И. В., Енькова Е. Е. Санкционный комплаенс, или внутрифирменное управление рисками от рестрикций // Актуальные проблемы российского права. — 2022. — № 8. — С. 93—103.
4. Правовые режимы экономической деятельности : монография / отв. ред. И. В. Ершова. — М. : Проспект, 2023. — 280 с. □
5. Рязанова А. Р. Санкционный режим экономической деятельности: понятие и ° правовая природа // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). — Мр 2022. — № 12. — С. 205—214.
ш
6. Тарасенко О. А. Формирование доктрины и законодательства о правовых режимах банковской деятельности // Вестник Пермского университета. — Юридические науки. — 2021. — № 51. — С. 105—132. Й т
7. Шевченко О. М. Правовое регулирование рынка ценных бумаг и коллективных инвестиций : учебник. — М. : Проспект, 2021. — 456 с.
8. Шевченко О. М. Правовые режимы осуществления предпринимательской Еи деятельности на рынке ценных бумаг и коллективных инвестиций // Вестник Ь Ы Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). — 2022. — № 12. — С. 70—81. Н(5сти
>