Научная статья на тему 'САНКЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН И ЕЁ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ НЕФТЯНОГО СЕКТОРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

САНКЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН И ЕЁ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ НЕФТЯНОГО СЕКТОРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
122
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САНКЦИИ / НЕФТЯНОЙ СЕКТОР / РОССИЯ / СОГЛАШЕНИЯ / ХЕДЖИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Селин Игорь Владимирович, Ульченко Михаил Васильевич

Цель работы. Цель работы - изучение влияния санкционной политики зарубежных стран на российский нефтяной сектор и экономику страны в целом. Метод или методология проведения работы. При написании настоящей статьи авторами были использованы инструменты, современные методы и формы экономического анализа. Основой для проведения исследования послужили научные статьи, нормативно-правовые акты, а также официальные статистические данные. Проведенный анализ позволил определить основную группу санкций, оказывающих негативное влияние на работу предприятий нефтегазового сектора и экономику РФ в целом. Результаты. На основании проведенного анализа санкционной политики зарубежных стран и ее влияния на развитие нефтяного сектора Российской Федерации было определено, что: - искусственное снижение цен на нефть, к которому прибегают США и Саудовская Аравия, направлено на обесценивание национальной валюты и замедление темпов роста экономики РФ; - санкции, введенные в отношении отечественных нефтегазовых компаний, лишают их возможности приобретать новейшие технологии, позволяющие осуществлять добычу нефти и газа с минимальными затратами, в том числе и в сложных природно-климатических условиях Севера и Арктики, где сосредоточены основные запасы углеводородов. Возможным выходом из сложившейся ситуации является закупка норвежского высокотехнологичного оборудования через нефтегазодобывающие компании дружественных нам стран (Азербайджан, Вьетнам и др.), что, согласно международному праву, не является промышленным шпионажем; - для успешной и оперативной реализации проекта «Северный поток - 2» необходимо использовать помощь дружественно настроенных стран, входящих в состав Европейского союза (Сербия, Болгария), а также, еще больше заинтересовать финансово партнеров по проекту - Австрию и Германию; - хеджирование бюджетов регионов - распространенная зарубежная практика, позволяет не только реализовать все запланированные проекты, снижая социальную напряженность, но и способствует развитию фондового рынка. Выводы. Сделан вывод о том, что санкции - это реальность, бороться с ними сложно, но научиться жить можно. Возможным выходом из сложившейся ситуации, когда отечественные нефтегазовые компании лишены возможности приобретать новейшие технологии, является закупка норвежского высокотехнологичного оборудования через нефтегазодобывающие компании дружественных нам стран (Азербайджан, Вьетнам и др.), что, согласно международному праву, не является промышленным шпионажем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SANCTIONS POLICY OF FOREIGN COUNTRIES AND ITS IMPACT FOR THE DEVELOPMENT OF THE OIL SECTOR OF THE RUSSIAN FEDERATION

The purpose of the work. The purpose of the work is to study the impact of the sanctions policy of foreign countries on the Russian oil sector and the country's economy as a whole. The method or methodology of the work. When writing this article, the authors have used the tools of modern methods and forms of economic analysis. The basis for the studies provided scientific articles, legal acts, as well as official statistical data. The analysis made it possible to determine the main group of sanctions that have a negative impact on the work of oil and gas companies and the Russian economy as a whole. Results. Based on the analysis of the sanctions policy of foreign countries and its impact on the development of the oil sector of the Russian Federation, it was determined that: - the artificial decline in oil prices, resorted to by the United States and Saudi Arabia, is aimed at devaluing the national currency and slowing the growth of the Russian economy; - the sanctions imposed on domestic oil and gas companies deprive them of the opportunity to acquire the latest technologies that allow them to produce oil and gas at minimal cost, including in the difficult natural and climatic conditions of the North and the Arctic, where the main hydrocarbon reserves are concentrated. A possible way out of this situation is the purchase of Norwegian high-tech equipment through oil and gas companies of friendly countries (Azerbaijan, Vietnam, etc.), which, according to international law, is not industrial espionage; - for successful and timely implementation of the project "Northern stream - 2", you need to use the help of friendly countries outside the European Union (Serbia, Bulgaria), as well as, more interested in financial project partners - Austria and Germany; hedging of regional budgets is a common international practice, allows not only to implement all the planned projects, reducing social tensions, but also contributes to the development of the stock market. Conclusions. It is concluded that sanctions are a reality, it is difficult to fight them, but you can learn to live. A possible way out of the current situation, when domestic oil and gas companies are deprived of the opportunity to acquire the latest technologies, is the purchase of Norwegian high-tech equipment through oil and gas companies of friendly countries (Azerbaijan, Vietnam, etc.), which, according to international law, is not industrial espionage.

Текст научной работы на тему «САНКЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН И ЕЁ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ НЕФТЯНОГО СЕКТОРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами

Промышленность

УДК 332.1 СЕЛИН ИГОРЬ ВЛАДИМИРОВИЧ

к.э.н., старший научный сотрудник, Институт экономических проблем им. Г.П. Лузина — обособленное подразделение ФГБУН Федерального

исследовательского центра «Кольский научный центр Российской академии наук» (ИЭП КНЦ РАН), e-mail: selin@iep.kolasc.net.ru

УЛЬЧЕНКО МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ

к.э.н., доцент, ведущий научный сотрудник, Институт экономических проблем им. Г.П. Лузина — обособленное подразделение ФГБУН Федерального

исследовательского центра «Кольский научный центр Российской академии наук» (ИЭП КНЦ РАН), e-mail: ulchenko23@rambler.ru

D0l:10.26726/1812-7096-2020-11 -27-34 САНКЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ НЕФТЯНОГО СЕКТОРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ1

Аннотация. Цель работы. Цель работы — изучение влияния санкционной политики зарубежных стран на российский нефтяной сектор и экономику страны в целом. Метод или методология проведения работы. При написании настоящей статьи авторами были использованы инструменты, современные методы и формы экономического анализа. Основой для проведения исследования послужили научные статьи, нормативно-правовые акты, а также официальные статистические данные. Проведенный анализ позволил определить основную группу санкций, оказывающих негативное влияние на работу предприятий нефтегазового сектора и экономику РФ в целом. Результаты. На основании проведенного анализа санкционной политики зарубежных стран и ее влияния на развитие нефтяного сектора Российской Федерации было определено, что: — искусственное снижение цен на нефть, к которому прибегают США и Саудовская Аравия, направлено на обесценивание национальной валюты и замедление темпов роста экономики РФ; — санкции, введенные в отношении отечественных нефтегазовых компаний, лишают их возможности приобретать новейшие технологии, позволяющие осуществлять добычу нефти и газа с минимальными затратами, в том числе и в сложных природно-климатических условиях Севера и Арктики, где сосредоточены основные запасы углеводородов. Возможным выходом из сложившейся ситуации является закупка норвежского высокотехнологичного оборудования через нефтегазодобывающие компании дружественных нам стран (Азербайджан, Вьетнам и др.), что, согласно международному праву, не является промышленным шпионажем; — для успешной и оперативной реализации проекта «Северный поток — 2» необходимо использовать помощь дружественно настроенных стран, входящих в состав Европейского союза (Сербия, Болгария), а также, еще больше заинтересовать финансово партнеров по проекту — Австрию и Германию; — хеджирование бюджетов регионов — распространенная зарубежная практика, позволяет не только реализовать все запланированные проекты, снижая социальную напряженность, но и способствует развитию фондового рынка. Выводы. Сделан вывод о том, что санкции — это реальность, бороться с ними сложно, но научиться жить можно. Возможным выходом из сложившейся ситуации, когда отечественные нефтегазовые компании

1 Статья подготовлена в рамках темы «Взаимодействие глобальных, национальных и региональных факторов в экономическом развитии Севера и Арктической зоны Российской Федерации».

селин и.в., ульченко м.в.

САНКЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН И ЕЁ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ НЕФТЯНОГО СЕКТОРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

лишены возможности приобретать новейшие технологии, является закупка норвежского высокотехнологичного оборудования через нефтегазодобывающие компании дружественных нам стран (Азербайджан, Вьетнам и др.), что, согласно международному праву, не является промышленным шпионажем.

Ключевые слова: санкции, нефтяной сектор, Россия, соглашения, хеджирование.

SELINIGOR VLADIMIROVICH

Ph. D. in Economics, Senior Researcher, Luzin Institute of Economic Problems — a separate division of the Federal Research Center "Kola Scientific Center of the Russian Academy of Sciences" (IEP KSC RAS),

e-mail: selin@iep.kolasc.net.ru

ULCHENKO MICHAEL VASILIEVICH

Ph. D. in Economics, Associate Professor, Leading Researcher, Luzin Institute of Economic Problems-a separate division of the Federal Research Center "Kola Scientific Center of the Russian Academy of Sciences" (IEP KSC RAS),

e-mail: ulchenko23@rambler.ru

SANCTIONS POLICY OF FOREIGN COUNTRIES AND ITS IMPACT FOR THE DEVELOPMENT OF THE OIL SECTOR OF THE RUSSIAN FEDERATION

Abstract. The purpose of the work. The purpose of the work is to study the impact of the sanctions policy of foreign countries on the Russian oil sector and the country's economy as a whole. The method or methodology of the work. When writing this article, the authors have used the tools of modern methods and forms of economic analysis. The basis for the studies provided scientific articles, legal acts, as well as official statistical data. The analysis made it possible to determine the main group of sanctions that have a negative impact on the work of oil and gas companies and the Russian economy as a whole. Results. Based on the analysis of the sanctions policy of foreign countries and its impact on the development of the oil sector of the Russian Federation, it was determined that: - the artificial decline in oil prices, resorted to by the United States and Saudi Arabia, is aimed at devaluing the national currency and slowing the growth of the Russian economy; - the sanctions imposed on domestic oil and gas companies deprive them of the opportunity to acquire the latest technologies that allow them to produce oil and gas at minimal cost, including in the difficult natural and climatic conditions of the North and the Arctic, where the main hydrocarbon reserves are concentrated. A possible way out of this situation is the purchase of Norwegian high-tech equipment through oil and gas companies of friendly countries (Azerbaijan, Vietnam, etc.), which, according to international law, is not industrial espionage; — for successful and timely implementation of the project "Northern stream — 2", you need to use the help of friendly countries outside the European Union (Serbia, Bulgaria), as well as, more interested in financial project partners — Austria and Germany; hedging of regional budgets is a common international practice, allows not only to implement all the planned projects, reducing social tensions, but also contributes to the development of the stock market. Conclusions. It is concluded that sanctions are a reality, it is difficult to fight them, but you can learn to live. A possible way out of the current situation, when domestic oil and gas companies are deprived of the opportunity to acquire the latest technologies, is the purchase of Norwegian hightech equipment through oil and gas companies of friendly countries (Azerbaijan, Vietnam, etc.), which, according to international law, is not industrial espionage. Keywords: sanctions, oil sector, Russia, agreements, hedging.

Введение. Санкционную политику зарубежных стран в период с 2014 по 2020 год можно рассматривать с нескольких сторон, во-первых, это жесткое искусственное понижение цен на нефть на мировом рынке, которое крайне отрицательно сказалось на экономике Российской Федерации. Во-вторых, это постоянное лоббирование проекта «Северный поток - 2», направленное на остановку его реализации. В-третьих, это запрет на экспорт передовых технологий, которые необходимы для обеспечения добычи углеводородов, в том числе и в сложных при-

родно-климатических условиях Севера и Арктики, что крайне негативно сказывается на возможностях пополнения бюджета РФ. Такое развитие событий еще раз подтвердило давно известный факт о том, что отечественная экономика зависима от цен на углеводороды, а санкци-онная политика западных стран является механизмом воздействия на нее.

Методы и результаты исследования. Санкции зарубежных стран в разрезе искусственного понижения цен на нефть можно условно разделить на два основных периода: 2014 год, когда цены на нефть опускались до 30 долларов за баррель, 2020 год, когда цена уходила ниже отметки в 14 долларов за баррель. Введение санкций со стороны США и их партнеров в отношении РФ было представлено в качестве ответной реакции на так называемую аннексию Крымского полуострова Россией. Основным инициатором выступили США, позднее к ним присоединились страны Европейского союза, Канада, Австралия и ряд других стран. В 2020 году зачинателем уже выступила Саудовская Аравия [5], а причиной столь агрессивной политики послужило присутствие России в Сирии. После выхода из соглашения ОПЕК+ Саудовская Аравия увеличила объемы добычи нефти практически в два раза, и все это на фоне пандемии коронавируса, когда мировое потребление значительно сократилось. Основной целью Саудовской Аравии был Иран, сказалась давняя вражда между двумя странами, а также тот факт, что Иран вместе с Россией в военном конфликте поддерживает действующее правительство Сирии [3, 12, 13]. Значительное снижение цен на нефть нанесло значимый ущерб экономике Ирана, поскольку доходы от продажи «черного золота» являются основным источником доходов в стране. При этом США некогда были одним из крупнейших импортеров сырой нефти за 2019 год, сократили объемы закупок более чем на 30 миллионов тонн, а сланцевая революция сделала страну одним из лидеров по ее добыче. По мнению экспертов, для того чтобы вернуть высокие цены на нефть странам ОПЕК в рамках своего соглашения ОПЕК +, необходимо снижать квоту добычи минимум на 300 000 баррелей в сутки. Многое будет зависеть от позиции Саудовской Аравии как лидера этой организации, а также от того, захотят ли другие ее члены, оценив текущую ситуацию, как-то скорректировать свои квоты на добычу. Интригу вносит и тот факт, что внутри картеля нет согласия, Иран, Ирак, Нигерия, Эквадор, Венесуэла выступают за снижение квот, поскольку благополучие этих стран зависит от цен на нефть. В то же время Объединенные Арабские Эмираты, Саудовская Аравия и Кувейт - противники этих ограничений, а последующий рост стоимости барреля только подстегнет добычу вне ОПЕК.

Саудовская Аравия заинтересована в низких ценах на нефть, это будет способствовать снижению объемов добычи сланцевой нефти в США и возвращению значительной доли американского рынка. При этом саудиты активно предоставляют значительные скидки американским покупателям. В таких условиях Венесуэла, еще один член картеля, ищет союзников вне организации. Стоимость тяжелой венесуэльской нефти очень высока, при этом экспорт нефтепродуктов дает более 80 % от всех поступлений в бюджет, являясь своего рода локомотивом для других секторов экономики страны. За поддержкой Венесуэла обратилась к России и Мексике, представители этих государств договорились следить за ситуацией и собраться в очередной раз уже в феврале будущего года. Однако в одностороннем порядке снижать уровень добычи пока никто не готов, и Россия в том числе. Для поддержания курса национальной валюты Центральный банк РФ активно прибегает к валютным интервенциям, так, только в апреле месяце, когда цена на нефть опустилась ниже отметки в 14 долларов за баррель, на эти цели из государственного резерва было потрачено более 30 млрд рублей. Однако Россия и Иран не единственные пострадавшие в этой «войне», пострадали и США, где была проведена процедура банкротства значительного числа небольших компаний, занимающихся добычей сланцевой нефти и газа [20], а в Саудовской Аравии произошло снижение капитализации ведущей нефтяной корпорации Saudi Aramco более чем на 30 % или более чем на 600 млрд долларов [8].

Из положительных моментов необходимо отметить, что Российская Федерация адаптировалась к санкциям, особенно по сравнению с 2014 годом, значительно снизилась волатиль-ность рубля к доллару при последовавшем искусственном понижении цены на нефть. В таблице 1 представлены данные, подтверждающие снижение волатильности рубля к доллару.

Коэффициент снижения рубля к доллару при снижении цены на нефть в определенный пе-

Селин и.в., Ульченко м.в.

САНКЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН И ЕЁ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ НЕФТЯНОГО СЕКТОРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Таблица 1

№ п/п Период Рубль РФ к доллару США Нефть марки «Брент» Влияние факторов на волатильность

1. 2014 год Рост доллара США от 31 руб. до 87 руб. за доллар. Снижение цены от 100 долларов за баррель до 30 долларов. Рост волатильности рубля к доллару, при продавливании цены на нефть связан с недостаточной поддержкой курса национальной валюты со стороны государства

2. 2014 по 2020 год Снижение курса доллара США от 87 руб. до 64 руб. за доллар. Рост цены от 30 долларов за баррель до 41 доллара. Значительно снизилась волатильность рубля к доллару, при этом происходит пополнение государственного бюджета.

3. 2020 год Рост курса доллара США от 64 руб. до 78 руб. за доллар Снижение цены с 56 долларов за баррель до 14 долларов. Значительно снизилась волатильность рубля к доллару при снижении цены на нефть, своевременная реакция правительства, объемная поддержка рубля со стороны государства.

Коэффициент снижения рубля к доллару в 2014 году составил К=0,81. Коэффициент снижения рубля к доллару в 2020 году составил К=0,33. Коэффициент снижения рубля к доллару при снижении цены на нефть в 2014 году относительно 2020 года уменьшился в 2,45 раза. Значительная волатильность рубля к доллару в 2014 году связана с медленной реакцией Правительства РФ, экономическая ситуация диктовала необходимость поддержания курса национальной валюты за счет средств государственного резерва. В последние 3 месяца мы наблюдаем ситуацию, когда цена на нефть сначала растет до 46 долларов за баррель (август 2020 года), затем снижается до 39 долларов (сентябрь), хотя, согласно цикличности (начало отопительных сезонов), ожидалось, что цена на нефть вырастет. В такой ситуации целесообразно говорить о хеджировании бюджетов регионов Севера и Арктики Российской Федерации. Богатый зарубежный опыт свидетельствует о том, что хеджирование способствует безболезненной реализации всех запланированных проектов и снижает социальную напряженность в регионах. Так, например, Техас - богатейший американский штат, благополучие которого во многом зависит от цен на нефть, - прибегает к хеджированию регионального бюджета уже более десяти лет. По мнению специалистов, применение хеджирования будет также способствовать развитию фондового рынка в Российской Федерации, который в настоящее время развит довольно слабо.

До 2014 года российские корпорации имели полный доступ к новейшим, инновационным технологиям зарубежных стран. Это широкомасштабное сотрудничество ПАО «Лукойл» с американской корпорацией «Conoco Philips» [4]. Глобальное сотрудничество ПАО «Роснефть» с корпорацией «British Petroleum» [9, 17, 19]. На данный момент времени российскую нефтегазовую отрасль интересуют новейшие норвежские технологии по добыче полезных ископаемых, однако на них наложен запрет на приобретение. С 2001 года по инициативе Министерства нефти Норвегии создается дискуссионная площадка «Нефть и газ 21 века», в которую привлекаются правительственные структуры, бизнес, научные учреждения страны. Норвежское правительство понимает значимость продвижения добычи на Север, переход на сложные и отдаленные месторождения. Цель стратегии - содействие эффективному и экологичному производству на норвежском континентальном шельфе на горизонте нескольких поколений, развитие нефтегазовой экспертизы и предприятий мирового уровня. В настоящее время реализуется программа «ПЕТРОМАКС 2», принятая в 2017 году. Бюджет программы, финансируемой по каналам пяти норвежских министерств, в 2017-2018 годах составил 570 млн норвежских крон ($65 млн). Ее сквозные приоритеты: разработка технологий добычи для условий Баренцева моря, сокращение выбросов парниковых газов при производстве электрической и тепловой энергии, повышение энергоэффективности, цифровизация отрасли, а также разработка эффективных организационно-экономических механизмов для внедрения передовых технологий.

Норвежские технологии отличаются следующими качествами:

- увеличение объемов добычи;

- высокая технологичность и инновационность;

- высокая экология технологий.

Норвежские технологии обладают большим объемом добычи при тех же условиях залежи нефти, при таких же добычных участках добыча выше на 30 %. Кроме того, они характеризуются высоким уровнем экологичности [6, 9, 11]. Интерес отечественных компаний к американским технологиям в настоящее время минимален. Это объясняется тем, что проекты по разработке сланцевой нефти для РФ - проекты будущего, особенно учитывая цены на нефть и тот факт, что добыча сланцевой нефти рентабельна при цене на нефть от 65 долларов за баррель [2]. При этом необходимо помнить о том, что добыча сланцевой нефти, как и сланцевого газа, - это экологически грязный процесс, который наносит значительный ущерб окружающей среде [14, 18]. В таблице 2 показаны страны и технологии, используемые для добычи нефти

№ п/п Страна Экологичность технологий Капиталоемкость технологий Инновационность технологий

1. США Технологии мало экологичны, загрязняют окружающую среду Являются капиталоемкими, не обладают высокой рентабельностью Технологии характеризуются инновационностью, технологичностью, перспективностью в дальнейшем их развитии

2. Норвегия Отвечают самым высоким стандартам экологичности, практически не загрязняют окружающую среду Капиталоемкость компенсируется за счет повышения объема добычи Технологии характеризуются инновационностью, имеют повышенный объем добычи

3. Россия Технологии мало экологичны за счет повышенного остаточного объема в скважинах Технологии не отличаются большими капитальными вложениями Значительно уступают технологиям, используемым развитыми зарубежными странами

Запрет на ввоз в РФ новейших технологий при стоимости нефти менее чем 40 долларов за баррель не критичен, так как не несет ощутимого ущерба экономике РФ. Однако если нефть будет стоить более 100-120 долларов за баррель, необходимо воспользоваться помощью сторонних, дружественных нам стран (Азербайджан, Вьетнам) и осуществлять закупку новейшего оборудования через их нефтедобывающие корпорации, что, согласно международному праву, не является промышленным шпионажем. Такой импорт новейших технологий в Россию, конечно, противоречит этике делового партнерства, но в связи с непростой политической ситуацией такой шаг можно считать допустимым.

Период времени с 2014 по 2020 год характеризуется жестким лоббированием проектов «Северный поток - 1» и «Северный поток - 2». [19, 20]. Инициаторами данного процесса выступают США, Польша, Литва, Латвия. Администрация Дональда Трампа опасается, что «Северный поток - 2» усилит энергетическую зависимость стран Европейского союза от России. При этом сторонники реализации данного проекта, которых в Европе много, считают, что экономика их стран испытывает потребность в российском газе, который не только дешевле американского сжиженного природного газа, но и будет поставляться в срок и в нужных объемах. Президент США уже подписал закон о санкциях, который замедлил реализацию проекта стоимостью 11 миллиардов долларов, полностью принадлежащего российскому «Газпрому». Однако законодатели опасаются, что этих мер будет недостаточно для того, чтобы предотвратить завершение строительства газопровода, и обдумывают дальнейшие действия. По данным Сената, компания «Nord Stream 2 AG» в первом полугодии этого года заплатила лоббистам из BGR Group, Roberti Global и Sweeney & Associates почти 1,7 миллиона долларов. Это более чем в два раза превышает сумму, выплаченную за тот же период прошлого года и за весь 2018 год, когда лоббисты проекта приступили к работе в Вашингтоне. «Северный поток - 2» удвоит пропускную способность существующей ветки трубопровода до Германии, идущей по дну Балтийского моря, которая в этом случае составит 110 млрд м3 газа в год. Реализация данного проекта позволит поставлять газ в обход Украины, союзника США, лишая ее сборов за транзит, которые могут исчисляться миллиардами долларов (до 3,5 млрд долларов в год), и серьезно ослабит позиции США в борьбе за европейский рынок сбыта. Республиканский сенатор Тед Круз и его коллега-демократ Джин Шахин выступают за новые санкции, направленные против страховщиков судов ПАО «Газпром», прокладывающих последние 160 километров

селин и.в., ульченко м.в.

САНКЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН И ЕЁ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ НЕФТЯНОГО СЕКТОРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

труб в водах Дании, где на пути газопровода могут встретиться неразорвавшиеся бомбы времен Второй мировой войны. Жесткое лоббирование проектов «Северный поток - 1» и «Северный поток - 2» со стороны Латвии, Литвы, Польши необходимо компенсировать поддержкой исторически дружественных нам стран, входящих в состав Европейского союза (Сербия, Болгария), и еще больше заинтересовать финансово партнеров по проекту - Австрию и Германию.

В таблице 3 представлены страны, с помощью санкций оказывающие воздействие на экономику Российской Федерации.

№ п/п Страны Санкции и влияние на экономику РФ Противодействующие меры РФ

1. США Продавливание цен на нефть на мировом рынке, ведет к девальвации национальной валюты. Ограничение поставок новейших технологий приводит к понижению добычи нефти. Необходимость использования государственных резервов, хеджирование бюджетов регионов. Использование вторичных стран для покупки технологий.

2. Саудовская Аравия Продавливание цен на нефть на мировом рынке ведет к девальвации национальной валюты. Девальвация национальной валюты. Необходимость использования государственных резервов, хеджирование бюджетов регионов.

3. Норвегия Ограничение поставок новейших технологий. Использование вторичных стран для покупки технологий.

4. Польша, Литва, Латвия. Лоббирование проекта «Северный поток -2» на политической арене, ведет к затягиванию осуществления проекта. Использование политической помощи дружественно настроенных стран в Европейском союзе

Выводы:

- искусственное снижение цен на нефть, к которому прибегают США и Саудовская Аравия, направлено на обесценивание национальной валюты и замедление темпов роста экономики РФ;

- санкции, введенные в отношении отечественных нефтегазовых компаний, лишают их возможности приобретать новейшие технологии, позволяющие осуществлять добычу нефти и газа с минимальными затратами, в том числе и в сложных природно-климатических условиях Севера и Арктики, где сосредоточены основные запасы углеводородов;

- возможным выходом из сложившейся ситуации является закупка норвежского высокотехнологичного оборудования через нефтегазодобывающие компании дружественных нам стран (Азербайджан, Вьетнам и др.), что, согласно международному праву, не является промышленным шпионажем;

- для успешной и оперативной реализации проекта «Северный поток - 2» необходимо использовать помощь дружественно настроенных стран, входящих в состав Европейского союза (Сербия, Болгария), а также еще больше заинтересовать финансово партнеров по проекту -Австрию и Германию;

- хеджирование бюджетов регионов - распространенная зарубежная практика позволяет не

Литература

1. В конгрессе США одобрили новые санкции против «Северного потока - 2». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.rbc.ru/politics/21/07/2020/5f16c37b9a7947316ade9d62 (дата обращения: 21.10.2020), свободный. - Загл. с экрана.

2. Глобальные тенденции освоения энергетических ресурсов российской Арктики: 2 ч. Ч. I. Тенденции экономического развития российской Арктики / под ред. С. А. Агаркова, В. И. Богоявленского, С. Ю. Козьменко, В. А. Маслобоева, М. В. Ульченко. Апатиты: ФИЦ КНЦ РАН, 2019, 170 с.

3. Дэниэл Э. Добыча. Всемирная история борьбы за нефть, деньги и власть // Альпина Паблишер. -2020. - С. 944.

4. Еврокомисия одобрила сделку «Лукойл» и «Тотал». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https:// mAnfox.ru/news/22/24036-evrokomissia-odobrila-sdelku-lukojla-i-total (дата обращения: 19.10.2020), свободный. - Загл. с экрана.

5. Нефтегазовая отрасль Норвегии - траектория взлета. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://oilcapital.ru/article/general/26-08-2019/neftegazovaya-otrasl-norvegii-traektoriya-vzleta-chast-2

(дата обращения: 19.10.2020), свободный. - Загл. с экрана.

6. Нефтяная война России и Саудовской Аравии глазами немецких экспертов. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.dw.com/ru/ (дата обращения: 14.10.2020), свободный. - Загл. с экрана.

7. Норман Хайн. Геология, разведка, бурение и добыча нефти // Олимп - Бизнес 2019. - С. 746.

8. Обманчивый успех самого дорогого IPO: что скрывается за фасадом Saudi Aramco. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.forbes.ru/finansy-i-investicii/389741-obmanchivyy-uspeh-samogo-dorogo-ipo-chto-skryvaetsya-za-fasadom-saudi (дата обращения: 18.010.2020), свободный. - Загл. с экрана.

9. Отчет о ресурсах // Norwegian Petroleum Directorate. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https:// www.npd.no/en/facts/publications/reports2/resource-report/resource-report-2020/ (дата обращения 20.10.2020), свободный. - Загл. с экрана.

10. Отчет об устойчивом развитии 2019 / British Petroleum. 2019. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.bp.com/content/dam/bp/business-sites/en/global/corporate/pdfs/sustainability/group-reports/bp-sustainability-report-2019.pdf (дата обращения 15.10.2020), свободный. - Загл. с экрана.

11. Официальные периодические издания: электронный путеводитель // Norwegian Petroleum Directorate. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.npd.no/en/Publications/Facts/ (дата обращения 20.10.2020) (Статистика Норвегии), свободный. - Загл. с экрана.

12. Почему Иран и Саудовская Аравия стали заклятыми врагами. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.bbc.com/russian/features-49716664 (дата обращения: 12.10.2020), свободный. - Загл. с экрана.

13. Саудовская Аравия и Иран: борьба за власть на Ближнем Востоке. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.bbc.com/russian/features-41953451 (дата обращения: 13.11.2020), свободный. -Загл. с экрана.

14. Селин В. С., Ульченко М. В. Экономическая конъюнктура поставок арктического природного газа в Европу в условиях «украинского кризиса» // Вестник Мурманского государственного технического университета. - 2016. - Т. 19. - № 2. - С. 512-520.

15. Сланцевая нефть: что с ней не так? [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ngs-penza.ru/ about/poleznaya-informatsiya/slantsevaya-neft-chto-s-ney-ne-tak/ (дата обращения: 19.10.2020), свободный. - Загл. с экрана.

16. Снарев А. И. Выбор и расчет оборудования для добычи нефти // Инфра - Инженерия. - 2019. - С. 216.

17. Статистический обзор мировой энергетики / British Petroleum. 2017, июнь. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.bp.com/content/dam/bp-country/de_ch/PDF/bp-statistical-review-of-world-energy-2017- full-report.pdf (дата обращения 29.10.2020), свободный. - Загл. с экрана.

18. Ульченко М. В. Особенности и способы поставки природного газа в страны ЕС Норвегией // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 10-2. - С. 427-431.

19. Финал «интересного приключения»: «Роснефть» завершила сделку ТНК-ВР. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.rbc.ru/economics/22/03/2013/5704054a9a7947fcbd446f81 (дата обращения: 19.10.2020), свободный. - Загл. с экрана.

20. Эксперты: нефтяная война между Россией и Саудовской Аравией может принести выгоду обеим. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://tass.ru/ekonomika/7975675 (дата обращения: 16.10.2020), свободный. - Загл. с экрана.

References:

1. V kongresse SSHA odobrili novye sankcii protiv «Severnogo potoka - 2». [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://www. rbc. ru/politics/21/07/2020/5f16c3 7b9a794 7316ade9d62 (data obrashcheniya: 21.10.2020), svobodnyj. - Zagl. s ekrana.

2. Global'nye tendencii osvoeniya energeticheskih resursov rossijskoj Arktiki: 2 ch. CH. I. Tendencii ekonomicheskogo razvitiya rossijskoj Arktiki / pod red. S. A. Agarkova, V. I. Bogoyavlenskogo, S. YU. Koz'menko, V. A. Masloboeva, M. V. Ul'chenko. Apatity: FIC KNCRAN, 2019, 170 s.

3. Deniel E. Dobycha. Vsemirnaya istoriya bor'by za neft', den'gi i vlast'//Alpina Pablisher. - 2020. - S. 944.

4. Evrokomisiya odobrila sdelku «Lukojl» i «Total». [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://mAnfox.ru/ news/22/24036-evrokomissia-odobrila-sdelku-lukojla-i-total (data obrashcheniya: 19.10.2020), svobodnyj. -Zagl. s ekrana.

5. Neftegazovaya otrasl' Norvegii - traektoriya vzleta. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https:// oilcapital.ru/article/general/26-08-2019/neftegazovaya-otrasl-norvegii-traektoriya-vzleta-chast-2 (data obrashcheniya: 19.10.2020), svobodnyj. - Zagl. s ekrana.

6. Neftyanaya vojna Rossii i Saudovskoj Aravii glazami nemeckih ekspertov. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://www.dw.com/ru/ (data obrashcheniya: 14.10.2020), svobodnyj. - Zagl. s ekrana.

7. Norman Hajn. Geologiya, razvedka, burenie i dobycha nefti // Olimp - Biznes 2019. - S. 746.

8. Obmanchivyj uspekh samogo dorogogo IPO: chto skryvaetsya za fasadom Saudi Aramco. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://www.forbes.ru/finansy-i-investicii/389741-obmanchivyy-uspeh-samogo-dorogo-ipo-chto-skryvaetsya-za-fasadom-saudi (data obrashcheniya: 18.010.2020), svobodnyj. - Zagl. s ekra-na.

9. Otchet o resursah // Norwegian Petroleum Directorate. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https:// www. npd. no/en/facts/publications/reports2/resource-report/resource-report-2020/ (data obrashcheniya 20.10.2020), svobodnyj. - Zagl. s ekrana.

10. Otchet ob ustojchivom razvitii 2019 / British Petroleum. 2019. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://www.bp.com/content/dam/bp/business-sites/en/global/corporate/pdfs/sustainability/group-reports/bp-

селин и.в., ульченко м.в.

САНКЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН И ЕЁ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ НЕФТЯНОГО СЕКТОРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

sustainability-report-2019.pdf (data obrashcheniya 15.10.2020), svobodnyj. - Zagl. s ekrana.

11. Oficial'nye periodicheskie izdaniya: elektronnyj putevoditel' // Norwegian Petroleum Directorate. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.npd.no/en/Publications/Facts/ (data obrashcheniya 20.10.2020) (Statistika Norvegii), svobodnyj. - Zagl. s ekrana.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Pochemu Iran i Saudovskaya Araviya stali zaklyatymi vragami. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://www.bbc.com/russian/features-49716664 (data obrashcheniya: 12.10.2020), svobodnyj. - Zagl. s ekra-na.

13. Saudovskaya Araviya i Iran: bor'ba za vlast' na Blizhnem Vostoke. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://www.bbc.com/russian/features-41953451 (data obrashcheniya: 13.11.2020), svobodnyj. - Zagl. s ekra-na.

14. Selin V. S., Ul'chenko M. V. Ekonomicheskaya konfunktura postavok arkticheskogo prirodnogo gaza v Evropu v usloviyah «ukrainskogo krizisa» // Vestnik Murmanskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universi-teta. - 2016. - T. 19. - № 2. - S. 512-520.

15. Slancevaya neft': chto s nej ne tak? [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://ngs-penza.ru/about/ poleznaya-informatsiya/slantsevaya-neft-chto-s-ney-ne-tak/ (data obrashcheniya: 19.10.2020), svobodnyj. -Zagl. s ekrana.

16. Snarev A. I. Vybor i raschet oborudovaniya dlya dobychi nefti //Infra - Inzheneriya. - 2019. - S. 216.

17. Statisticheskij obzor mirovoj energetiki / British Petroleum. 2017, iyun'. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://www.bp.com/content/dam/bp-country/de_ch/PDF/bp-statistical-review-of-world-energy-2017-full-report.pdf (data obrashcheniya 29.10.2020), svobodnyj. - Zagl. s ekrana.

18. Ul'chenko M. V. Osobennosti i sposoby postavki prirodnogo gaza v strany ES Norvegiej //Fundamental'nye issledovaniya. - 2015. - № 10-2. - S. 427-431.

19. Final «interesnogo priklyucheniya»: «Rosneft'» zavershila sdelku TNK-VR. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://www.rbc.ru/economics/22/03/2013/5704054a9a7947fcbd446f81 (data obrashcheniya: 19.10.2020), svobodnyj. - Zagl. s ekrana.

20. Eksperty: neftyanaya vojna mezhdu Rossiej i Saudovskoj Araviej mozhet prinesti vygodu obeim. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://tass.ru/ekonomika/7975675 (data obrashcheniya: 16.10.2020), svobodnyj. - Zagl. s ekrana.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.