УДК 339.545+341.018 JEL: F02, F51
DO110.24147/1812-3988.2024.22(3).92-102
САНКЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ
Ю.В. Тарануха
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (Москва, Россия)
Информация о статье
Дата поступления 22 мая 2024 г.
Дата принятия в печать 15 июня 2024 г.
Тип статьи
Научная статья
Ключевые слова
Экономические санкции, санкци-онная политика, цели санкцион-ной политики, эффективность санкционной политики, глобализация
Аннотация. Актуальность исследования санкционной политики определяется потребностью в правильном понимании ее природы, целей и последствий, что особенно важно в условиях глобальной экономики, отличающейся высокой интенсивностью международных экономических связей. В статье ставится задача показать, что целевая функция и содержание санкционной политики эволюционируют в процессе развития мировой экономики. При этом внимание в ней фокусируется на той функциональной роли, которую может играть санкционная политика на современном этапе глобализации экономики. Теоретической базой исследования выступают научные изыскания отечественных и зарубежных ученых по данной проблеме, а также эмпирические материалы, накопленные международным сообществом. Методологической базой исследования стал историко-генетический метод анализа, позволяющий выделить свойства и проследить их эволюцию в процессе развития явления, а также типологический метод, позволивший упорядочить и классифицировать виды санкций и вызываемые ими последствия. На основе его анализа автор приходит к выводу о том, что глобализация мировых экономических связей привела к модификации санкционной политики, которая, не переставая быть инструментом подрыва экономического потенциала соперников, постепенно трансформируется в способ минимизации затрат мирового сообщества по поддержанию сложившегося политико-экономического порядка с целью обеспечения эффективного функционирования международной торговли. В то же время очевидным становится и то, что санкции наносят ущерб всем участникам санкционной политики. При этом «эффективность» ее последствий дифференцируется в зависимости от вида санкций и социальных групп населения страны-мишени. Автор приходит к выводу о том, что, хотя санкционная политика представляет собой мирное средство предотвращения поведения, нарушающего сложившуюся систему международных связей, она должна использоваться крайне избирательно.
Article info
Received May 22, 2024
Accepted June 15, 2024
Type paper
Original article
Keywords
Economic sanctions, sanctions policy, goals of sanctions policy, effectiveness of sanctions policy, globalization
SANCTIONS POLICY IN A GLOBALIZATION ECONOMY Y.V. Taranukha
Lomonosov Moscow State University (Moscow, Russia)
Abstract. The relevance of studying sanctions policy is linked to the need for a better understanding of its nature, objectives, and consequences, which is particularly important in today's global economy characterized by a high level of international economic interaction. This article aims to demonstrate how the target function and content of sanctions evolve as the world economy develops. Additionally, it examines the functional role sanctions can play in the current context of economic globalization. The theoretical foundation for this study is based on the research conducted by domestic and international scholars on this topic, as well as the empirical data collected by the international community. The methodological basis of this study is the historical and genetic analysis method, which allows us to identify the properties and trace their evolution in the development of a phenomenon. Additionally, the typological method was used to order and classify different types of sanctions and their consequences. Based on this analysis, the author concludes that globalization has led to a modification of sanctions policies. While sanctions continue to be a means to undermine economic potential, they are also becoming a way to minimize the costs of maintaining the current political and economic order for the benefit of international trade. However, it is clear that sanctions harm all participants in the sanctions process. The effectiveness of sanctions depends on the type and target group within the country. The author argues that although sanctions are a peaceful way to prevent behavior that violates international relations, they should be used selectively.
1. Введение. Отличительная особенность настоящего времени - высокая активность санкционной политики. Количество экономических санкций, введенных в 2010-2019 гг., почти вдвое превысило количество санкций,
40 35 30 25 20 15 10 5 0
Как следствие, повысилась и публикационная активность по проблеме. Стало формироваться даже особое научное направление -политическая экономия санкций [3]. В отечественной литературе интерес к санкциям возник позднее [4], но в настоящее время они исследуются активно, хотя и несколько односторонне - с позиций выявления их влияния на экономику России [5-9]. Природа и содержание санкционной политики часто остаются не выясненными, что, на наш взгляд, мешает получению достоверных результатов проводимых прикладных исследований из-за недостаточной фундированности.
В настоящей статье внимание фокусируется на исследовании экономического аспекта санкционной политики. С одной стороны, это обусловлено тем, что наиболее обширный пласт вопросов по санкционной тематике (торговые и финансовые отношения, трансфер технологий и производственная кооперация, транспортные цепочки) содержится именно в экономической сфере. С другой стороны, причиной тому влияние, которое оказывает применение экономических санкций на все стороны жизни общества. Исследование экономических санкций связано с рядом сложностей. Первая -высокая степень политизации проблемы. Вторая сложность обусловлена многоплановостью явления, что делает его объектом анализа раз-
примененных в 1990-2000 гг. [1]. Санкции стали популярным инструментом политики, о чем свидетельствуют данные, представленные на рис. 1.
ных научных дисциплин. Наконец, как явление общественной жизни, санкционная политика эволюционирует вслед за развитием мировой экономики, что предполагает применение диалектического подхода к ее исследованию.
2. Глобализация экономики как фактор активизации санкционной политики. Несмотря на разнообразие санкций, всех их объединяет ряд свойств, позволяющих раскрыть их природу. Прежде всего, необходимо указать на экзогенную природу санкций, учитывая, что они навязываются подсанкционно-му объекту извне. Другое определяющее свойство санкций - их принудительный характер. Санкционная политика - инструмент достижения политических целей [2]. На основании этого можно заключить, что экономическая санкция - это экзогенно навязанная, принудительная мера, которая применяется ради достижения политических целей. Рассматривая санкционную политику под таким углом зрения, ее следует трактовать как меру международного давления наряду с экономическими и торговыми войнами [10].
То, что санкции могут применяться с целью навязывания своих частных интересов, не вызывает возражений. Но фактом является также и другое - они служат инструментом принуждения к соблюдению сложившихся правил и норм поведения на мировых рынках и в ме-
Количество случаев введения санкций за 5 лет
Рис. 1. Санкционная динамика в период с 1915 по 2000 гг. [2, p. 18] Fig. 1. Sanctions dynamics between 1915 and 2000 [2, p. 18]
ждународных отношениях. Между двумя этими противоположностями остается нерешенным вопрос о причине активизации санкцион-ной политики в последние тридцать лет. Исходя из наиболее распространенного понимания санкций - мирное средство принуждения, можно легко предположить, что причиной активного использования санкционной политики является нежелание применять военные методы воздействия. Проще говоря, санкции - альтернатива военной интервенции.
Практика Первой мировой войны убедила в том, что применение санкций экономически всегда более выгодно по сравнению с военной интервенцией. Именно поэтому санкции превратились в экономическое оружие и стали рассматриваться в качестве «оружия мира». Первоначально Лига Наций, а затем и ООН санкционировали применение экономических мер в качестве мирного средства наказания нарушителей международного порядка. Аргументация сторонников такого подхода прозрачна и понятна. Однако нам представляется, что это поверхностное видение проблемы. Несмотря на справедливость приведенной аргументации, основная причина сокращения числа вооруженных конфликтов, особенно с участием крупных стран, заключается не в боязни сопутствующих войне потерь, но в чем-то еще. Хотя и в этом случае речь идет о потерях, но иного свойства и возникающих по другим причинам.
Причина эта - глобализация мировой экономики, под которой мы подразумеваем процесс интернационализации капитала и производства, складывающийся под влиянием гло-
бализации конкуренции, обеспечивающей «втягивание всех народов в сеть мирового рынка, а вместе с тем интернациональный характер капиталистического режима» [11, с. 772], обеспечивая тем самым формирование «мирового рынка, существовавшего до этого лишь в потенции» [12, с. 273]. Глобализация экономики -это не акт, а длительный процесс. На первом этапе он проявляется в развитии мировой торговли, которая способствует защите от конкуренции на национальных рынках. На втором этапе глобализация реализуется в форме вывоза капитала с целью более прибыльного приложения [13]. Настоящий, третий этап процесса глобализации экономики принял форму соперничества за перераспределение стоимости, созданной в мировом хозяйстве. Ее носителем выступает мировой финансовый капитал в лице транснациональных корпораций, борьба между которыми обеспечивает реализацию отношений глобального соперничества среди разных групп финансового капитала. В этой ситуации создание добавленной стоимости -это вопрос оптимизации размещения ресурсов, логистики и, самое главное, обеспечения устойчивости и непрерывности движения товарных и финансовых потоков.
За последние 50 лет интенсивность глобализации удвоилась, о чем свидетельствует Индекс уровня глобализации стран мира (KOF Globalization Index) - комбинированный показатель Швейцарского экономического института (KOF Swiss Economic Institute), позволяющий оценить масштаб интеграции страны в мировое пространство, показанный на рис. 2.
Рис. 2. Динамика Индекса уровня глобализации экономики [14] Fig. 2. Dynamics of the Index of the level of economy globalization [14]
Бизнес стал международным. Как следствие, возникла потребность в создании универсальных, наднациональных правовых норм и правил, регулирующих деятельность в сферах международной торговли и перелива капитала. Но если дело касается норм и правил, то их действенность предполагает наличие и санкций за их несоблюдение. Поэтому в международном публичном праве санкция представляет собой «ряд мер, принятых государствами в одностороннем или коллективном порядке против автора международно-противоправного факта с целью обеспечения соблюдения и исполнения права или обязательства» [10, р. 43]. Задача - сделать международные отношения предсказуемыми и устойчивыми. Любое их нарушение рассматривается как действие, направленное против международного порядка. А так как деятельность международного бизнеса формирует значительную часть национальных ВВП, то любые помехи этому вызывают реакцию в виде вмешательства не только со стороны международных организаций, но и со стороны государств. Поэтому расширение и углубление международных производственных, торговых и финансовых связей следует рассматривать в качестве главной причины активизации санкционной политики, которая выступает комплексом коллективно принимаемых правовых и политико-экономических мер с целью предупреждения, сдерживания или отказа от действий со стороны стран, организаций и лиц, рассматриваемых мировым сообществом как нарушающих международное право. В этой связи было бы совершенно неправильно видеть в активизации санкционной политики свидетельство отказа от интернационализации хозяйственных процессов и возврата к экономической автаркии. Напротив, это указывает на то, что мировое сообщество готово идти на немалые жертвы ради обеспечения устойчивости системы международных взаимосвязей и сложившихся механизмов взаимодействий.
Активизации санкционной политики можно дать и более практическое объяснение. Во-первых, прекращение «холодной войны» способствовало повышению действенности санкций благодаря быстрому и всестороннему их внедрению. Свидетельство тому - резкое снижение доли односторонних санкций при возросшей активности со стороны ООН [2]. Во-вторых, действенность санкций повысилась
вследствие роста глобализации национальных экономик, которые теперь сильнее, чем прежде, зависят от международной торговли и инвестиций. В-третьих, крушение социалистической мировой системы привело к открытию многих экономик, что расширило масштабы глобализации. В-четвертых, изменился механизм применения санкций в том смысле, что он действует не комплексно, а селективно и целенаправленно, т. е. направляет их действие по четко определенным адресам. Следует добавить еще и то, что информационные технологии повысили эффективность применения санкций, облегчив контроль за финансовыми транзакциями. Хотя они же ослабляют потенциальную силу санкций, увеличивая количество способов для их обхода.
3. Глобальная конкуренция и экономические санкции. Глобализация мировой экономики не лишена внутренних противоречий. Главный их результат - неравномерность развития. Форма ее проявления - несовпадение сфер экономических отношений, в которые вступают хозяйствующие субъекты, и сферы правовых отношений, ограниченной национальными правовыми системами. Еще она форма ее выражения - несогласованность принципов, используемых на национальном и мировом рынке. Участники мировой торговли, как правило, требуют равных условий доступа на мировые рынки, но склонны сохранять преимущества для своих производителей на национальном рынке. Поэтому они всегда поддерживают свободу конкуренции в тех сферах, где обладают преимуществами, и ограничивают, если преимуществами обладают соперники. Третье противоречие заключено в ограниченности возможностей государства для реализации своих функций. Капитал мобилен, а его передвижение управляется доходностью. В этих условиях государству, утратившему контроль над частью доходов, трудно выполнять свои социально-экономические функции. Именно по этой причине глобализация не может привести «к формированию единого и гармоничного глобального общества или сбалансированного глобального развития», а отнюдь не из-за ее отличия от интернационализации, как полагают некоторые [15].
Следует ли рассматривать санкции в качестве новой стратегии, используемой «старыми игроками» с целью сохранения своего доми-
нирующего положения в мире? [16, с. 27-28]. Такое использование санкционной политики исключать нельзя. Но нельзя не учитывать и того обстоятельства, что участники либерализованной системы международных отношений могут злоупотреблять предоставляемыми ею возможностями, например несанкционированно используя чужую интеллектуальную собственность. Но главной проблемой стало нарушение равенства конкурентных условий между странами. Доступность современных технологий при низкой стоимости труда и низком уровне социальных гарантий обеспечила странам третьего мира абсолютные конкурентные преимущества над индустриально развитыми странами. Продукция, производимая в метрополиях, проигрывает по уровню себестоимости продукции, произведенной «молодыми драконами». Причина очевидна - неравенство социально-экономических условий производства и, как следствие, неравенство в уровне затрат. Стремясь к выравниванию конкурентных условий, страны Запада вынуждены прибегнуть к инструментам, позволяющим обеспечить конкурентное равенство. Не случайно в настоящее время крен смещается в сторону применения технологических санкций. Это еще одна причина активного применения санкций в будущем. Но главная причина активизации санк-ционной политики - это нарушение международного порядка. Ее применение вызывает многие негативные эффекты для глобальной экономики и даже несет риск ее «скатывания» в кризисное состояние [17]. Но верно и то, что нарушение сложившихся в международной
Причины низкой эффективности санкций разнообразны [2]. Во-первых, причиной может стать несоразмерность целей и средств. Если досанкционные экономические отношения между странами-санкционерами и страной-мишенью характеризуются незначительными масштабами, или страна-мишень слабо
сфере отношений норм и правил способно нанести ей куда больший ущерб. Поэтому международная общественность рассматривает санкции как меньшее из двух зол.
4. Проблема эффективности применения экономических санкций. Эффективность санкций - один из ключевых вопросов в их исследовании [18]. С одной стороны, это обусловливается необходимостью оценки действенности инструмента, так как очень часто это связано с сопутствующими затратами и для стран-санкционеров, и для мирового хозяйства. С другой стороны, это вызвано отсутствием единства в оценке эффективности санкций. Большинство экономистов считают санкции эффективным средством благодаря предоставляемой ими возможности избежать куда более разрушительного способа принуждения - войны [19; 20]. Вместе с тем изрядная часть исследователей [2; 21], допуская возможность использования этой меры, указывает на то, что санкции редко достигают заявленных стратегических целей, а если и достигают, то для этого требуется очень длительный срок. Более высокую оценку эффективности получили «тар-гетированные санкции», причем не только как инструмент прекращения вооруженных конфликтов [22], но и как способ разрешения постконфликтных ситуаций [23]. Поэтому экономические санкции как были, так и остаются важным, но противоречивым инструментом внешней политики [16]. И всё же, эффективность применения санкций, оставаясь невысокой, имеет устойчивую тенденцию к росту, о чем свидетельствуют данные табл. 1.
включена в международное разделение труда, трудно рассчитывать на эффективное влияние санкций. Чем продолжительнее переговоры и согласования, тем больше возможностей у страны-мишени подготовиться к санкциям, создавая стратегические запасы и новые логистические маршруты, изменяя структуру на-
Таблица 1. Динамика показателя эффективности санкций (сост. по: [2; 24]) Table 1. Dynamics of the sanctions effectiveness indicator (comp. by: [2; 24])
Показатель Период
1946-1989 гг. после 1990 г. 1950-2020 гг.
Доля успешных санкций, % 32 39 53
Средняя продолжительность действия санкций, лет 8,9 4,2 6
ционального производства. Во-вторых, большое значение имеет способность страны-мишени к мобилизации своей экономики. В значительной степени это зависит от настроя деловых кругов страны. Возможны ситуации, когда санкции стимулировали переход к им-портозамещению и становились генератором развития новых отраслевых направлений в экономике. В-третьих, эффективность санкций может быть подорвана в результате появления у страны-мишени внешних союзников и спонсоров, которые помогут ей преодолевать возникающие трудности. В-четвертых, эффективность санкций во многом зависит от политического устройства страны. Урок применения санкций состоит в том, что при наличии авторитарной власти лица, принимающие решения, не придают решающего значения тому ущербу, который санкции наносят экономике страны. Более того, санкции могут побуждать власти к усилению давления на оппозиционные силы, чтобы устранить потенциальные угрозы режиму. Всё чаще признаётся, что немалое значение имеют такие факторы, как национальная культура и институты.
Другой комплекс причин связывают с растущей глобализацией. Всеми признаётся, что глобализация экономики сама по себе оказывает противоречивое влияние на эффективность санкций. С одной стороны, она усиливает зависимость стран от международной торговли и тем самым облегчает вмешательство в экономику отдельной страны. С другой стороны, она же расширяет перечень источников поставок ресурсов и продуктов, делая их более доступными для страны-мишени. Именно по этой причине в последнее время стали включать финансовый контроль в качестве компоненты санкций с целью повышения их эффективности. Обоснованно обращается внимание на то, что проблема эффективности санкций -это вопрос о трудностях введения жестких ограничений в современной глобальной экономике. Не случайно в настоящее время уделяется повышенное внимание мерам по повышению эффективности санкционной политики. И дело здесь не только в переходе к применению действующих селективно «умных» санкций, а в разработке стратегий, способных повысить эффективность санкционных уси-
лий. Опираясь на свой опыт применения санк-ционной политики, правительственные круги США считают необходимым применение следующих мер:
1) усиление наращивания санкционного потенциала;
2) положение об экстерриториальных санкциях;
3) создание санкционных коалиций;
4) надежная реализация;
5) применение строгих и суровых мер в отношении умышленных нарушителей;
6) принуждение нарушителей внешних санкций.
Вывод прост - чем жестче санкционный режим и чем больше стран его поддерживает, тем на большую его эффективность можно рассчитывать.
Когда речь идет об эффективности, то неизбежно возникает вопрос о ее измерении и о показателе, при помощи которого это можно сделать. Хуфбауер с соавторами предложили использовать для этого степень сокращения ВВП государства-мишени [2]. Считается, что введение санкций вызывает снижение ВВП страны-мишени в среднем на 3,3 % в год. Оппоненты указывают не только на бесполезность этого показателя с практической точки зрения, но и сомневаются в его методологической обоснованности, учитывая трудности вычленения влияния санкционного фактора из всех остальных, оказавших негативное влияние на ВВП страны [16]. Между тем большинство исследователей санкций считают, что проблема вовсе не в том, сработают ли санкции, а в том, когда они сработают и как. В этой связи на первый план выдвигаются вопросы об определении наиболее достижимых и уязвимых целей и об отборе санкций, способных обеспечить максимальную эффективностью действия [2].
Санкции затрагивают фактически все слои общества и стороны национальной экономики. Но очевидно и то, что вызываемые ими последствия по-разному затрагивают разные социальные группы и отрасли производства. В табл. 2 дается перечень социальных групп, которые будут затронуты теми или иными типами экономических санкций.
Таблица 2. Влияние видов санкций на разные общественные группы населения
(адаптировано из: [25])
Table 2. Impact of types of sanctions on different social groups of the population (adapted from: [25])
Тип санкций Группы субъектов, которые будут затронуты санкциями
Торговые санкции Из-за экспортных санкций страдают экспортеры
Из-за импортных санкций пострадают потребители (городской средний класс) и сектора, зависящие от импорта. Выигрывают конкурирующие с импортом отрасли. Вероятен рост издержек производства. Возможно снижение деловой активности
Рост контрабанды
Сокращение доходов из-за потери части налогов от торговли, а также снижения экономической активности
Возникновение дефицита платежного баланса, если импорт превысит экспорт
Инвестиционные санкции В краткосрочном периоде выиграют отечественные предприниматели, приобретая задешево активы уходящих иностранных фирм. Возникает дефицит капитала, его доходность растет
В долгосрочном периоде вероятно снижение деловой активности, доходности, производительности и занятости в масштабах всей экономики из-за недостатка иностранных инвестиций, передачи технологий и опыта
Прямой ущерб выразится в дефиците иностранной валюты, если инвестиции являются важным ее источником. Косвенный ущерб выразится в снижении налоговых поступлений из-за замедлений роста
Отсутствие иностранных инвестиций снизит спрос на национальную валюту, что вызовет падение ее стоимости. Как следствие, снизится покупательная способность импортеров, вырастут расходы на погашение внешнего долга для частных и государственных заемщиков
Финансовые санкции Непосредственный ущерб несут группы населения, зависящие от внешней помощи или инвестиционного капитала
Непосредственный ущерб несет государственный аппарат, зависящий от зарубежной помощи и займов. Страдают сектора экономики, которые рассчитывали на эти ресурсы
Замораживание активов Ущерб несут лица, чьи активы замораживаются
Валютные манипуляции Импортеры, экспортеры и потребители страдают от волатильности цен и изменения покупательной способности
Заемщики, имеющие кредиты в иностранной валюте, несут повышенные затраты на погашение
Подрыв доверия к правительству, если национальная валюта несет в себе идеологический заряд
Наименьшему ущербу подвергаются отрасли, производящие продовольствие и не участвующие в международной торговле
Военные санкции Возможно ограничение возможностей для ведения войны или подавления внутренней оппозиции
Наличие потенциальных выгод для отечественных производителей и контрабандистов
5. Заключение. Опорная предпосылка теории санкций заключается в том, что ограничение участия страны в международном экономическом обмене ведет к снижению благосостояния населения страны-мишени, что подталкивает ее руководство к изменению поведения. Поэтому любая модель экономических санкций ориентирована в первую очередь на подрыв торговых связей страны. То, что всеобъемлющие санкции оказывают зна-
чительное негативное влияние на двустороннюю торговлю, - факт вполне ожидаемый, так как фирмы не хотят экспортировать в страну, находящуюся под санкциями. При этом помимо ущерба, который несут санкционер и страна-мишень, определенный ущерб наносится соседям вследствие нарушения торговых маршрутов, а также связей поставщиков с покупателями. В этой связи возникают два эффекта. С одной стороны, нарушение логи-
стики приводит к росту транспортных расходов, а с другой - к росту прибыли у субъектов, нарушающих санкционный режим. Как следствие, возникает и развивается теневая экономика, причем как на уровне отдельных частных лиц, так и правительств. Снижается продовольственная безопасность страны-мишени. Имеют место значительные постсанкционные негативные эффекты, которые по некоторым оценкам постепенно исчезают примерно через восемь лет после снятия санкций [1]. Существенный ущерб наносится банковскому сектору и туристической отрасли.
Важным аспектом анализа последствий санкционной политики является исследование ее влияния на технологическое развитие. В условиях глобальной экономики такие последствия имеют двойственную природу. С одной стороны, происходит реструктуризация включенности подсанкционной страны в мировую экономику. При этом обращается внимание на то, что со временем страна-мишень становится менее восприимчивой к санкциям и даже может повысить свою экономическую устойчивость за счет локализации цепочек поставок, диверсификации производства и торговых моделей, применения альтернативных способов ведения бизнеса [26]. Однако реальные последствия будут зависеть от масштаба подсанкционной экономики и накопленного ею научно-промышленного потенциала. Чем они больше, тем легче стране-мишени защититься от санкций. Но выпадение экономики из системы мировых технологических связей и прекращение или существенное сокращение прямых иностранных инвестиций станет препятствием на пути передачи нового знания, что, несомненно, нанесет большой вред экономике в долгосрочной перспективе независимо от того, насколько стране удастся купировать последствия санкций.
Санкционная политика чаще всего проводится в отношении государств. Но непосредственными ее объектами становятся фирмы страны-мишени [27]. Санкции увеличивают неопределенность в операциях, нарушают цепочки поставок, увеличивают транзакцион-ные издержки и сокращают прибыль от международных операций [28]. Эмпирические данные о реакции фирм на санкции скудны, а исследования этого аспекта проблемы практически отсутствуют. Но очевидно одно: реакция фирмы будет зависеть от ее включенности в глобальную экономику, а ее стратегия - от способности фирмы контролировать критически важные для нее ресурсы. Чем сильнее фирма интегрирована в мировое хозяйство, тем вероятнее возникновение конфликта интересов между нею и правительством подсанкционной страны. Фирмы, ограничивающие свою деятельность национальным рынком, могут оказаться как в выигрыше, так и проигрыше. Выигрыш будет краткосрочным - снижение интенсивности конкуренции из-за ухода с рынка части конкурентов. А проигрыш будет долгосрочным - снижение качества конкуренции, технологическое и маркетинговое отставание. Особенно разрушительными санкции окажутся для компаний, которые зависят от обмена технологиями: внедряют технологические инновации путем объединения импортируемых и отечественных знаний, разрабатывают инновации для местного и глобального использования. В такой ситуации фирмы будут стремиться найти возможности для обхода санкций. Но вероятность этого будет зависеть от их строгости и интенсивности применения: чем они уже и мягче - тем меньше эффект их действия, чем более длительным является подготовительный срок для ввода санкций - тем менее эффективным будут их последствия. И, соответственно, наоборот.
Литература
1. Research Handbook on Economic Sanctions / ed. P. A. G. van Bergeijk. - Edward Elgar, 2021. -496 p.
2. Hufbauer G. C., Schott J. J., Elliott K. A., Oegg B. Economic Sanctions Reconsidered. - 3rd ed. -Washington, DC : Peterson Institute for International Economics, 2009. - 233 p.
3. Kaempfer W. H., Lowenberg A. D. Political economy of economic sanctions // Handbook of Defense Economics / eds. T. Sandler, K. Hartley. - North Holland, 2007. - Vol. 2 : Defense in a Globalized World. - P. 868-905.
4. Капустин А. Я. Санкции ООН: международно-правовая концептуализация принудительных мер // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. - 2018. - № 6. -С. 85-90. - DOI: 10.12737/art.2018.6.7.
5. Симонов В. В. Антироссийские санкции и системный кризис мировой экономики // Вопросы экономики. - 2015. - № 2. - С. 49-68. - DOI: 10.32609/0042-8736-2015-2-49-68.
6. Гурвич Е. Т., Прилепский И. В. Влияние финансовых санкций на российскую экономику // Вопросы экономики. - 2016. - № 1. - С. 5-35. - DOI: 10.32609/0042-8736-2016-1-5-35.
7. Гландин С. В., Кадышева О. В., Кешнер М. В. Западные санкции и российский бизнес: комплаенс в эпоху новых вызовов (обзор круглого стола) // Электронное приложение к Российскому юридическому журналу. - 2018. - № 3. - С. 149-152.
8. Примаков Д. Я. Специальные виды комплаенса. - М. : Инфотропик Медиа, 2019. - 270 с.
9. Политика санкций: цели, стратегии, инструменты : хрестоматия / сост. И. Н. Тимофеев, П. И. Чуприянова, К. В. Троцкая. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : НП РСМД, 2023. - 536 с.
10. Garoupa N. R., Gata J. E. A theory of international conflict management and sanctioning // Public Choice. - 2002. - Vol. 110, Iss. 3-4. - Р. 41-65.
11. Маркс К. Капитал. Т. I. - М. : Гос. изд-во полит. лит., 1960. - 907 с. - (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд.; т. 23).
12. Энгельс Ф. Предисловие к английскому изданию «Положение рабочего класса в Англии» 1892 года // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - 2-е изд. - М. : Гос. изд-во полит. лит., 1962. - Т. 22. -С.272-285.
13. Ленин В. И. Империализм, как высшая стадия капитализма // Ленин В. И. Полн. собр. соч. - 5-е изд. - M. : Изд-во полит. лит., 1969. - Т. 27 : Август 1915 - июнь 1916. - С. 299-426.
14. Малдер Н. Санкции как оружие // Финансы и развитие. - 2022. - Вып. 59, № 2. - С. 20-23.
15. Карасев Д. Неовеберианская теория глобализаций Майкла Манна // Международные процессы. - 2018. - Т. 16, № 4. - С. 74-98. - DOI: 10.17994/IT.2018.16.4.55.5.
16. Фитуни Л. Л. «Санкционное таргетирование»: инструмент внешней политики, нечестной конкуренции или глобального социального инжиниринга? // Вестник МГИМО-Университета. -2019. - № 3 (66). - С. 17-41. - DOI: 10.24833/2071-8160-2019-3-66-17-41.
17. Смирнов Е. Н. Экономические санкции: теория и международная практика. - М. : Кно-Рус, 2022. - 326 c.
18. Economic Sanctions and American Diplomacy / ed. R. N. Haass. - Washington, DC : Brookings Institution Press, 1998. - 222 p.
19. Sean Morris P. Book Review: Research Handbook on Economic Sanctions, Peter A.G. van Bergeijk ed., 1st ed. Cheltenham, UK. Edward Elgar. 2021 // Global Trade and Customs Journal. -2022. - Vol. 17, Iss. 9. - P. 410-411. - DOI: 10.54648/gtcj2022058.
20. Blackwill R., Harris J. War by Other Means: Geoeconomics and Statecraft. - Harvard University Press, 2016. - 384 p.
21. Климова Н. И. «Экономика санкций» как область научных исследований: теоретические основы и положения // Фундаментальные исследования. - 2016. - № 5, ч. 2. - С. 357-361.
22. Eriksson M., Wallensteen P. Targeting sanctions and ending armed conflicts: first steps towards a new research agenda // International Affairs. - 2015. - Vol. 91, Iss. 6 : The United Nations at 70. -P. 1387-1398. - DOI: 10.1111/1468-2346.12451.
23. Boucher A. J., Durch W. J., Midyette M., Rose S., Terry J. Mapping and fighting corruption in war-torn states : Stimson Center Report No. 61. - The Henry L. Stimson Center, March 2007. - xii, 69 p.
24. Felbermayr G., Kirilakha A., Syropoulos C., Yalcin E., Yotov Y. V. The global sanctions data base // European Economic Review. - 2020. - Vol. 129. - Art. 103561. - DOI: 10.1016/j.euroecorev.2020.103561.
25. Kirshner J. The Microfoundations of Economic Sanctions // Security Studies. - 1997. - Vol. 6, Iss. 3. - P. 32-64.
26. Oxenstierna S. Western Sanctions against Russia: How Do They Work? // Putin's Russia. Economy, Defence and Foreign Policy / ed. by S. Rosefielde. - World Scientific Publishing, 2020. - P. 433452. - DOI: 10.1142/9789811212680_0013.
27. Meyer K. E., Fang T., Panibratov A. Y., Peng M. W., Gaur A. International business under sanctions // Journal of World Business. - 2023. - Vol. 58, Iss. 2. - Art. 101426. - DOI: 10.1016/j.jwb.2023.101426.
28. Panibratov A., Gaur А. S. Political drivers of international divestments of Russian MNEs // BRICS Journal of Economics. - 2022. - Vol. 3, Iss. 1. - P. 5-25. - DOI: 10.3897/brics-econ.3.e84707.
References
1. van Bergeijk P.A.G. (ed.). Research Handbook on Economic Sanctions. Edward Elgar Publishing, 2021. 496 p.
2. Hufbauer G.C., Schott J.J., Elliott K.A., Oegg B. Economic Sanctions Reconsidered, 3rd ed. Washington, DC, Peterson Institute for International Economics publ., 2009. 233 p.
3. Kaempfer W.H., Lowenberg A.D. Political economy of economic sanctions, in: Sandler T., Hartley K. (eds.). Handbook of Defense Economics, Vol. 2: Defense in a Globalized World, North Holland publ., 2007, pp. 868-905.
4. Kapustin A.Ya. UN sanctions: the international legal conceptualization of coercive measures. Journal of foreign legislation and comparative law, 2018, no. 6, pp. 85-90. DOI: 10.12737/art.2018.6.7. (in Russian).
5. Simonov V. Anti-Russian Sanctions and the Systemic crisis of the World economy. Voprosy Ekonomiki, 2015, no. 2, pp. 49-68. DOI: 10.32609/0042-8736-2015-2-49-68. (in Russian).
6. Gurvich E., Prilepskiy I. The impact of financial sanctions on the Russian economy. Voprosy Ekonomiki, 2016, no. 1, pp. 5-35. DOI: 10.32609/0042-8736-2016-1-5-35. (in Russian).
7. Glandin S., Kadysheva O., Keshner M. Western sanctions and Russian business: compliance in the era of new challenges (a review of the round table). Electronic supplement to the Russian Juridical Journal, 2018, no. 3, pp. 149-152. (in Russian).
8. Primakov D.Ya. Spetsial'nye vidy komplaensa [Special types of compliance]. Moscow, Infotropik Media publ., 2019. 270 p. (in Russian).
9. Timofeev I.N., Chupriyanova P.I., Trotskaya K.V. (comps.). Politika sanktsii: tseli, strategii, in-strumenty [Sanctions policy: objectives, strategies, tools], Reader, 3rd ed. Moscow, Russian International Affairs Council publ., 2023. 536 p. (in Russian).
10. Garoupa N.R., Gata J.E. A theory of international conflict management and sanctioning. Public Choice, 2002, Vol. 110, iss. 3-4, pp. 41-65.
11. Marx K. Capital, Vol. I, Marx K., Engels F. Works, 2nd ed., Vol. 23. Moscow, State Publishing House of Political Literature, 1960. 907 p. (in Russian).
12. Engels F. Preface to the 1892 English edition of The Condition of the Working Class in England, in: Marx K., Engels F. Works, 2nd ed., Moscow, State Publishing House of Political Literature, 1962, Vol. 22, pp. 272-285. (in Russian).
13. Lenin V.I. Imperializm, kak vysshaya stadiya kapitalizma [Imperialism as the highest stage of capitalism], in: Lenin V.I. Complete works, 5th ed., Moscow, Publishing House of Political Literature, 1969, Vol. 27: August 1915 - June 1916, pp. 299-426. (in Russian).
14. Mulder N. The sanctions weapon. Finance & Development, 2022, Vol. 59, no. 2, pp. 20-23.
15. Karasev D. Michael Mann's theory of globalizations. International Trends, 2018, Vol. 16, no. 4, pp. 74-98. DOI: 10.17994/IT.2018.16.4.55.5. (in Russian).
16. Fituni L.L. Targeted Sanctions: a Tool of Foreign Policy, Unfair Competition or Global Social Engineering?. MGIMO Review of International Relations, 2019, no. 3 (66), pp. 17-41. DOI: 10.24833/2071-8160-2019-3-66-17-41. (in Russian).
17. Smirnov E.N. Ekonomicheskie sanktsii: teoriya i mezhdunarodnaya praktika [Economic sanctions: theory and international practice]. Moscow, KnoRus publ., 2022. 326 p. (in Russian).
18. Haass R.N. (ed.). Economic Sanctions and American Diplomacy. Washington, DC, Brookings Institution Press, 1998. 222 p.
19. Sean Morris P. Book Review: Research Handbook on Economic Sanctions, Peter A.G. van Bergeijk ed., 1st ed. Cheltenham, UK. Edward Elgar. 2021. Global Trade and Customs Journal, 2022, Vol. 17, iss. 9, pp. 410-411. DOI: 10.54648/gtcj2022058.
20. Blackwill R., Harris J. War by Other Means: Geoeconomics and Statecraft. Harvard University Press, 2016. 384 p.
21. Klimova N.I. «Economy of sanctions» as an area of scientific research: theoretical basis and provisions. Fundamental research, 2016, no. 5, pt. 2, pp. 357-361. (in Russian).
22. Eriksson M., Wallensteen P. Targeting sanctions and ending armed conflicts: first steps towards a new research agenda. International Affairs, 2015, Vol. 91, iss. 6: The United Nations at 70, pp. 1387-1398. DOI: 10.1111/1468-2346.12451.
23. Boucher A.J., Durch W.J., Midyette M., Rose S., Terry J. Mapping and fighting corruption in war-torn states, Stimson Center Report No. 61. The Henry L. Stimson Center publ., March 2007. xii + 69 p.
24. Felbermayr G., Kirilakha A., Syropoulos C., Yalcin E., Yotov Y.V. The global sanctions data base. European Economic Review, 2020, Vol. 129, art. 103561. DOI: 10.1016/j.euroecorev.2020.103561.
25. Kirshner J. The Microfoundations of Economic Sanctions. Security Studies, 1997, Vol. 6, iss. 3, pp. 32-64.
26. Oxenstierna S. Western Sanctions against Russia: How Do They Work?, in: Rosefielde S. (ed.). Putin's Russia. Economy, Defence and Foreign Policy, World Scientific Publishing, 2020, pp. 433-452. DOI: 10.1142/9789811212680_0013.
27. Meyer K.E., Fang T., Panibratov A.Y., Peng M.W., Gaur A. International business under sanctions. Journal of World Business, 2023, Vol. 58, iss. 2, art. 101426. DOI: 10.1016/j.jwb.2023.101426.
28. Panibratov A., Gaur A.S. Political drivers of international divestments of Russian MNEs. BRICS Journal of Economics, 2022, Vol. 3, iss. 1, pp. 5-25. DOI: 10.3897/brics-econ.3.e84707.
Сведения об авторе
Тарануха Юрий Васильевич - д-р экон. наук, профессор, профессор кафедры политической экономии экономического факультета Адрес для корреспонденции: 199991, Россия, Москва, Ленинские горы, 1/46 E-mail: [email protected] ORCID: 0000-0002-7578-874X ResearcherlD: N-1417-2013 РИНЦ AuthorlD: 448223
About the author
Yury V. Taranukha - Doctor of Economics, Professor, Professor at the Department of Political Economy of the Faculty of Economics
Postal address: 1/46, Leninskie Gory, Moscow, 199991, Russia
E-mail: [email protected] ORCID: 0000-0002-7578-874X ResearcherlD: N-1417-2013 RSCI AuthorlD: 448223
Для цитирования
Тарануха Ю. В. Санкционная политика в условиях глобализации экономики // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». - 2024. - Т. 22, № 3. - С. 92102. - 001: 10.24147/1812-3988.2024.22(3).92-102.
For citations
Taranukha Y.V. Sanctions policy in a globalization economy. Herald of Omsk University. Series "Economics", 2024, Vol. 22, no. 3, pp. 92-102. DOI: 10.24147/1812-3988.2024.22(3).92-102. (in Russian).