Научная статья на тему 'Санкции за невежливое поведение и их типы'

Санкции за невежливое поведение и их типы Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
845
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Хесед Л. А.

В настоящей статье вводится и анализируется понятие санкций за невежливое поведение одного или нескольких участников речевой коммуникации. Приводится толкование слова санкция в современном русском языке, а также даётся определение понятию ‘санкция’ в риторике, социологии и лингвистике. Представлена типологии санкций, выделен особый тип санкций, обозначенный как санкции за невежливое поведение одного или нескольких участников коммуникации. Описание данного типа санкций связано с понятиями ‘этикет’, ‘вежливое поведение’, ‘невежливое поведение’, определения которых представлены в статье. Выделены основные особенности и типы санкций за невежливое поведение, представлена их классификация, проанализированы особенности их употребления в современном русском языке и русском невербальном коде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Санкции за невежливое поведение и их типы»

стандарты, то стандарт языковой моды является более общим для всех социальных групп. Тем не менее, вместо одной «моды» в современном обществе имеют место много «мод», определяющих коммуникативное поведение человека, так как языковая мода связана с образом жизни и особенностями коммуникативного поведения определенной социальной группы.

В заключении отметим, что понятие языковой моды подразумевает не только характеристики коммуникативного поведения, языковые средства и тенденции употребления тех или иных речевых оборотов; языковая мода -это воплощение философии, нравственности общества в конкретный исторический период и отражение его ментальности в многообразии оттенков. Недооценивать языковую моду настолько абсурдно, насколько абсурдно и беспрекословно ей следовать. Следуя языковой моде и моде в целом, нужно помнить, что мода, как архитектура - вопрос пропорций.

Список литературы:

1. Кронгауз М. Русский язык на грани нервного срыва. 2-е изд., стер. -М.: Знак, 2009. - 232 с.

2. Bogardus E.S. The development of social thought. - 4 ed. - N.Y.; L.; Toronto, 1960 - 574 p.

САНКЦИИ ЗА НЕВЕЖЛИВОЕ ПОВЕДЕНИЕ И ИХ ТИПЫ

© Хесед Л.А.*

Российский государственный гуманитарный университет, г. Москва

В настоящей статье вводится и анализируется понятие санкций за невежливое поведение одного или нескольких участников речевой коммуникации. Приводится толкование слова санкция в современном русском языке, а также даётся определение понятию 'санкция' в риторике, социологии и лингвистике. Представлена типологии санкций, выделен особый тип санкций, обозначенный как санкции за невежливое поведение одного или нескольких участников коммуникации. Описание данного типа санкций связано с понятиями 'этикет', 'вежливое поведение', 'невежливое поведение', определения которых представлены в статье. Выделены основные особенности и типы санкций за невежливое поведение, представлена их классификация, проанализированы особенности их употребления в современном русском языке и русском невербальном коде.

* Аспирант кафедры Русского языка Института лингвистики.

Постановка задачи

Понятие санкций является предметом изучения целого ряда наук, в частности, юриспруденции, социологии, этики, психологии. Между тем, о санкциях как о реакциях индивида или общества на нарушения каких-либо норм можно говорить применительно и к другим наукам, в частности, к лингвистике.

В данной статье под санкциями понимается ответ одних участников коммуникации на невежливое поведение других участников. До сих пор понятие санкций крайне мало изучалось в подобном аспекте [Морозова, 2006; Крейдлин, Переверзева, 2010]. Существует множество исследований, посвященных принципам успешного общения, в том числе, принципам вежливости [Грайс, 1985; Лич, 1983; Браун, Левисон, 1987], однако работ о нарушении этих принципов и о реакции на подобное поведение значительно меньше. Цель данной статьи - проанализировать различные санкции за невежливое поведение. Предполагается дать определение таким понятия как санкции в целом и санкции за невежливое поведение в частности, построить типологию этих санкций в русской культуре и описать некоторые особенности их проявления в русском вербальном и невербальном кодах. Материалом для исследования послужили научные работы по лингвистике, социологии и психологии, данные толковых и двуязычных словарей, художественные и публицистические тексты, а также фрагменты текстов, записи бытовых разговоров, наблюдения за ежедневным поведением людей.

Слово санкция и понятие 'санкция'

Слово санкция многозначно. Толковые словари [Ожегов, 2007; Кузнецов, 2004; Ушаков 2000] выделяют следующие значения данного слова:

Санкция 1 - утверждение чего-либо высшей инстанцией, ср.:

(1) Обыск я разрешу вам проводить только с санкции прокурора, - срываясь на бабьи визги, выдавил генеральный директор. [А. Терехов. Каменный мост].

Санкция 2 - мероприятие против стороны, нарушившей соглашение, договор, ср.:

(2) Здесь есть два выхода: либо ужесточить санкции за нарушение, <... > либо изменить законодательство, сделав его более либеральным. [Сговор - тоже преступление // «Аргументы и факты»].

При этом санкции 2 подразделяются на правовые, экономические и военные, в зависимости от того, в какой сфере они действуют; также различают санкции, которые применяются по отношению к частному лицу, организации или государству, ср.:

(3) На подсудимого/на компанию наложены штрафные санкции.

(4) Союзники приняли экономические санкции против воюющей стороны.

В данной статье мы будем рассматривать санкции 2 (далее санкции), то

есть меры, применяемые против стороны, нарушившей те или иные нормы.

От санкций необходимо отличать меры и наказания.

Санкции устанавливаются обществом и подтверждаются законом, причём под законом в данном случае понимается как конституция, так и свод непи-санных правил поведения и моральных норм, принятых в данной культуре. Если обратиться к этимологии слова санкция, латинское вапеЫо (-отв), от которого оно произошло, обозначает «нерушимый закон, строжайшее постановление» [www.linguaeterna.com]. В отличие от санкций, меры не регулируются законом и являются в первую очередь индивидуальной, а не общественной реакцией (можно сказать я приму меры, но нельзя сказать я приму санкции).

Разница между санкциями и наказанием состоит в том, кто является субъектом действия.

В сочетании Х применяет санкции по отношению к У активным действующим лицом является Х, реагирующий на поведение У Напротив, в сочетании У получил наказание от Х, активным действующим лицом является У, то есть тот, на кого направлена реакция. В частности, слово санкции не употребляется с глаголами принять, понести и им подобными, ср: *понести санкции (ср. понести наказание), *принять санкции (ср. принять наказание), *претерпеть санкции (претерпеть наказание).

Обратимся к определениям понятия 'санкция', представленным в специализированной литературе.

В риторике санкции являются неотъемлемой частью ораторской этики и обозначают те последствия, которые ожидают ритора в случае нарушения этических норм. Под этическими нормами в данном случае подразумеваются правовые нормы (соблюдение свободы слова и мысли), моральные нормы (уместность публичной речи, компетентность оратора и порядок высказываний) и нравственные нормы (ответственность оратора за свои слова и за реакцию публики) [Волков, 2003: 31].

В то время как в риторике санкции являются одним из инструментов ораторской практики, в социологии они играют иную роль. С точки зрения социологии санкции - это система вознаграждений и наказаний, стимулирующих соблюдение членами общества определённых предписаний и обеспечивающих внутреннюю сплочённость. Санкции являются одним из видов социального контроля - ряда мер и правил, благодаря которым поведение общества строится в соответствии с общепринятыми образцами и ценностями (социальными нормами) [Кравченко, 2002: 29-30; Щемпаньский, 1969: 100].

Социолог Я. Щемпаньский выделяет различные типы санкций. По отношению к социальной норме существуют позитивные санкции (поощрения) и негативные санкции (наказания). Далее различают формальные санкции, документально зафиксированные и регламентированные законодательством (например, уголовные санкции за правонарушения), и неформальные санкции, которые диктует общественное мнение.

С точки зрения содержания Я. Щемпаньский выделяет правовые, этические, сатирические и религиозные санкции. Правовые санкции - это система

наказаний и отличий за определенные действия, предусмотренная предписаниями закона. Этические санкции (их также называют моральными) основаны на соблюдении / нарушении общепризнанных моральных принципов. Сатирические санкции представляют собой насмешки, издевки, различные виды пренебрежения, которым подвергаются люди, ведущие себя иначе, чем это принято. Наконец, к религиозным санкциям относятся награды и наказания, предусмотренные системой догматов и верований любой религии за соблюдение или нарушение ее предписаний и запретов [Щемпаньский 1969: 100-105].

Представленные определения свидетельствуют о том, что любые типы санкций регламентированы обществом и связаны с понятием нормы. На основании этих особенностей сформулируем определение санкций за невежливое поведение.

Определение санкций за невежливое поведение

Санкции за невежливое поведение - это реакция индивидуума или группы индивидуумов на невежливое поведение одного или нескольких участников коммуникации. Невежливым в данном случае считается такое поведение, которое характеризуется вмешательством в личное пространство адресата, демонстрацией неуважительного отношения к нему, пренебрежением интересами адресата, грубой манерой речи.

В каждом обществе существует особый кодекс правил общения, обеспечивающих успешную коммуникацию. Одна из первых попыток сформулировать эти правила была предпринята Г.П. Грайсом, предложившим систему коммуникативных постулатов [Грайс, 1985: 217-237]. Особое распространение получила концепция Дж. Лича, выделившего шесть максим вежливости (тактичность, щедрость, скромность, одобрение, согласие, симпатия) [Лич, 1983: 131-135], а также концепция позитивной и негативной вежливости, предложенная П. Браун и С. Левинсон [Браун, Левинсон, 1987].

Перечислим некоторые из принципов вежливого поведения: соблюдение статусных ролей (возрастной, административной, социальной иерархии), соблюдение дистанции между собеседниками, внимание по отношению к собеседнику и его интересам, стремление к взаимовыгодному общению, соблюдение правил этикета. Этикет - это совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям, в том числе языковые клише (формулы приветствия и прощания, выражения благодарности), паралингвистические средства (жесты и позы), стереотипные модели поведения (исполнение придворного церемониала или дипломатического протокола) [Крылова, 2006: 242; Мосейко, 2005: 7; Карасик, 2002: 88-91].

Вежливое поведение является социальной нормой для современного мира, причем в каждом обществе принципы вежливости имеют свою культурную специфику. Например, для представителей английской культуры чрезвычайно важным является сохранение персональной дистанции и невмешательство в личное пространство собеседника (в английском языке это

понятие обозначается как privacy). Для представителей русской культуры, напротив, открытость собеседников друг к другу свидетельствует о дружеском расположении и доверии.

Неосознанное или намеренное нарушение одного или нескольких правил вежливого поведения влечёт за собой негативные последствия: один из участников коммуникации наносит ущерб собеседнику (оскорбляет, проявляет неуважение, грубит), коммуникация нарушается (прерывается, заходит в тупик). В ответ на невежливое поведение «потерпевшая сторона» применяет соответствующие санкции.

В отличие от социальных санкций, которые разделяются на формальные и неформальные, санкции за невежливое поведение бывают только неформальными, поскольку те нормы, которые они контролируют (в данном случае нормы вежливого поведения) не являются формально закреплёнными: они не зафиксированы в законодательстве или любом другом официальном документе. При этом сборники правил светского поведения (например, «Голубая книга этикета» Э.Пост или «Юности честное зерцало»), хотя и фиксируют некоторые нормы, тем не менее, не являются официальными документами. Исключение составляют придворный церемониал и дипломатический протокол - свод правил, традиций и условностей, соблюдаемых правительствами и другими государственными учреждениями в международном общении [Серре, 1963: 4]. Однако в дипломатическом протоколе не прописаны официальные санкции за нарушение того или иного предписания.

Не существует институтов, отвечающих за соблюдение норм вежливого поведения, в отличие, например, от института церкви, который не только следит за исполнением религиозных норм, но и карает за их нарушение (налагает епитимью, лишает причастия и т.д.).

Таким образом, санкции за невежливое поведение не имеют формального статуса, в отличие, например, от юридических санкций за правонарушение. Тем не менее, эти санкции легко узнаваемы при наблюдении за бытовым поведением людей. Примером такой санкции может служить отлучение гостя от дома, которое происходит при грубом нарушении правил гостевого поведения. Гость может оскорбить хозяев словом или действием, войти туда, куда ему не стоит входить или взять то, что ему не стоит брать. Хозяин дома выражает недовольство поведением гостя тем, что с силой захлопывает за ним дверь (сила в данном случае как характеристика телесного поведения хозяина, является отражением его психологического состояния - злости или ярости) [Крейдлин, Переверзева, 2010: 13].

Отлучение гостя от дома - это пример жёсткой санкции за невежливое поведение. Между тем, если невежливое поведение вызвано незнанием соответствующих правил, то оно воспринимается более снисходительно, чем намеренная грубость. В этом случае принято говорить об отсутствии у человека воспитания, то есть «навыков поведения в общественной, личной жизни, привитых семьёй, школой, средой» [БАС 1965, т. 3: 64]. Такого человека

называют невоспитанным, некультурным, неотёсанным, невежей. При этом, как показывают наблюдения, недостатки неотёсанного, некультурного человека, который лишен воспитания вследствие своего низкого социального статуса, воспринимаются другими участниками коммуникации как незначительные и простительные, ср.:

(5) Странно, он груб, некультурен, примитивен, но есть в нем и мягкость, и чуткость, и глубина - словом, много хорошего [В. Шаров. Воскрешение Лазаря].

Напротив, недостатки невежи, который помимо незнания хороших манер демонстрирует неуважение по отношению к другим людям, считаются более серьезными:

(6) Ты что ж это, невежа, напился, наелся, а хозяев поблагодарить нет тебя? [В. Дорошевич. Сахалин] [НОССРЯ, 2003: 633].

В тех ситуациях, когда невежливое поведение одного из участников коммуникации является осознанным и продиктовано желанием нанести оскорбление собеседнику, реакция на него будет более жесткой. Подобное поведение называют хамским, грубым дерзким. Дерзкое поведение предполагает несоблюдение возрастной и социальной иерархии: дерзят обычно дети -родителям, ученики - учителям, ср.:

(7) Теперь, наверное, на собрании, Алик надерзил начальству (*начальник надерзил Алику) [Л. Чуковская. Софья Петровна].

Грубость также свидетельствует о нарушении иерархии (в первую очередь возрастной) и характеризует поведение человека как примитивное, небрежное, невоспитанное:

(8) Родственники перестали звать его в гости - он всех унижал. Он грубил даже тем, кто был старше его, - явление на Востоке редчайшее [С. Дов-латов. Наши].

Наконец, хамское поведение, предполагающее наибольший выход за рамки приличий, свидетельствует не только о невежливости, но и пренебрежительном отношении к собеседнику. Когда человек хамит, он ставит себя выше адресата и открыто заявляет о плохом отношении к нему, ср.:

(9) Он ни во что не ставил родителей и постоянно им хамил [НОССРЯ 2003: 247].

Реакцией на невежливое поведение одного из участников коммуникации, в частности на дерзость, грубость или хамство, могут стать соответствующие санкции со стороны других участников коммуникации, ср.:

(10) - Потом мы уложили детей и пошли погулять. Лиза каждый вечер выводит меня гулять - это полезно для здоровья!

- А что было после прогулки?

- Вы забываетесь, товарищ Калугина! - Анатолий Ефремович поставил начальницу на место [Э. Брагинский. Мымра].

В данном примере один из участников разговора, Анатолий Ефремович, применяет санкции по отношению к своей собеседнице, которая задает ему

бестактный вопрос. Он не отвечает на её вопрос, но открыто указывает ей на то, что она ведёт себя невежливо, ставит её на место.

Санкции могут также различаться в зависимости о того, какие правила вежливости нарушает участник коммуникации. Морозова Е.Б. в диссертации «Невербальный этикет в его соотношении с вербальным» провела анализ этикетных санкций, опираясь на классификацию правил этикетного поведения [Морозова 2006: 46-49]. Согласно этой классификации следует различать обязательные, рекомендуемые и необязательные правила, регулирующие соблюдение этикетных норм, принятых в данном обществе. Обязательными являются правила поведения в жёстко ритуализованных ситуациях, например, придворный поклон или военное приветствие. Нарушение обязательных правил влечет за собой более жёсткие санкции. Солдат, не отдавший честь высшему по званию, может получить строгий выговор и даже попасть под арест. Санкции за несоблюдение рекомендуемых этикетных правил применяются не всегда, поскольку эти правила желательны, но необязательны для исполнения. К ним относятся негласные нормы, которые приняты в обществе: принято благодарить за услугу, извиняться, если случилось кого-то нечаянно толкнуть в общественном транспорте и т.д. Нарушение этих норм не приведёт к разрыву коммуникации, однако оно может вызвать обиду и недоумение собеседника, ср.:

(11) - Ну вот ты арбуз поел, почему не сказал "спасибо"? [В. Драгунский. Англичанин Павля].

В случае несоблюдения необязательных правил санкции не применяются. Необязательные этикетные правила (приветливость в беседе, обычай подавать женщинам пальто, открывать перед ними дверь) свидетельствуют о хороших манерах и принадлежности человека к светскому обществу, однако их отсутствие не осуждается.

В своём исследовании Е.Б. Морозова анализирует санкции за нарушение норм этикета - системы национально-специфических устных формул общения, принятых и предписанных обществом для установления контакта между собеседниками [Формановская, 1982: 13]. Нарушение этикета является лишь одним из проявлений невежливости, однако если этикетные санкции необязательны, то санкции за грубость, бестактность или хамство (формы невежливости, наносящие собеседнику больший ущерб) относятся к разряду обязательных.

Далее рассмотрим виды санкции за невежливое поведение и проанализируем их отражение в русском вербальном и невербальном кодах.

Типология санкций за невежливое поведение

По особенностям проявления санкции за невежливое поведение можно разделить на два типа: разрыв коммуникации (в том числе игнорирование или заявление о прерывании контакта) и ответная реакция (встречная невежливость, ирония, нарочитая вежливость).

Разрыв коммуникации является не только санкцией по отношению к тому, кто ведет себя невежливо, но и защитной реакцией на подобное поведение, стремлением уберечь себя от коммуникативного ущерба, который наносит невежливость и сохранить целостность личного пространства. Одним из способов разрыва контакта является игнорирование собеседника, то есть отсутствие какой-либо реакции на его реплики, жесты, присутствие в целом, ср:

(12) Чтобы после каждого общения с шефом не налегать на «Корвалол» или валерьянку, важно научиться не реагировать на крик, стараться максимально абстрагироваться от него.

Отсутствие реакции на эмоциональное поведение собеседника (в приведенном примере - крик начальника на подчиненного), с одной стороны, является защитой от агрессии, направленной на адресата; с другой стороны, адресат таким образом показывает говорящему, что избранная тактика поведения неэффективна и безуспешна. Схожим образом ведут себя родители, не реагирующие на капризное поведение детей. Однако если родители имеют более высокий статус, чем дети, то подчиненный имеет более низкий статус, чем начальник, который ему хамит. Вследствие этого отсутствие какой-либо реакции на крик начальника может объясняться еще и страхом получить суровое наказание от него (от официального выговора до увольнения). В ряде ситуаций адресат намерено пропускает мимо ушей грубость говорящего, не обращает внимания на его невоспитанность, прощает ему бестактный вопрос, ср.:

(13) Светлане Михайловне демонстративно весело стало:

- Ну, слава Богу! А мы все нервничали: когда же Огарышева окончательно признает Толстого?

Надя пропустила издевку мимо ушей <...> Класс молчал [Г. Полонский. Доживем до понедельника].

В данном случае адресат не отвечает на вопрос говорящего, не желая идти на конфликт и разрывать коммуникацию, его поведение не является санкцией. Напротив, в ситуациях, когда родители не отвечают на требования детей, сформулированные в грубой форме, их молчание означает намеренный разрыв коммуникации и указывает на то, что поведение детей невежливо. В следующем примере участники коммуникации молчанием наказывают говорящего за грубость:

(14) Лицо Гилроя потемнело от гнева.

- Кто это здесь вздумал дурака валять? - неожиданно заорал он, но почти никто не обратил внимания на его крик [Г. Гораций. Вопрос формы].

Молчание может сочетаться с рядом особенностей, находящих отражение в невербальном поведении людей. Тот, кто использует данный вид санкций, не смотрит на своего собеседника, отворачивается от него, проходит мимо, не подает ему руки при встрече, - то есть не использует те тактики установления и поддержания контакта, которые обычно используются при коммуникации. Подобное невербальное поведение указывает на то, что грубияна не замечают и не будут замечать до тех пор, пока он не сменит

стиль общения. При этом разница между социальным и возрастным статусом нивелируется: невежливый человек оказывается выключенным из системы социальных ценностей, принятых в данной культуре, иными словами, он остаётся в коммуникативном одиночестве. В этом и состоит суть игнорирования как санкции в отличие от игнорирования как способа загладить чужую невоспитанность или дерзость.

В отличие от игнорирования, заявление о разрыве контакта эксплицитно выражает нежелание одного из участников коммуникации продолжать общение с тем, кто ведёт себя невежливо.

(15) - Дядя Петя, ты дурак?

Он был уверен, что мама с ним согласна. Но она воскликнула: <.. .>

- Не смей и подходить ко мне, - сказала она. - Не хочу с тобой разговаривать, раз ты такой грубиян [В. Панова. Серёжа].

Адресат в ответ на грубую реплику говорящего открыто заявляет о нежелании продолжать общение. Что касается невербального поведения, то намеренное прерывание контакта может сопровождаться соответствующими действиями: говорящий отворачивается от собеседника, отстраняется, отодвигается от него. Заметим, что жест отвернуться в данном случае отличается от жеста, который используется при игнорировании. Если человек отворачивается, игнорируя невежливое поведение собеседника, он делает вид, будто изначально не замечает его. Отворачиваясь, чтобы разорвать контакт, участник коммуникации указывает на нежелание поддерживать дальнейший разговор. Стремясь наказать говорящего за невежливость, адресат может отойти от него или оттолкнуть (отстранить, отодвинуть) его от себя: «руку с ладонью, развёрнутой от себя, вытягивают в сторону собеседника, тем самым указывая ему на дистанцию, ближе которой подходить нельзя; или слегка толкают собеседника, чтобы увеличить расстояние между ним и собой» [Акишина, Кано, 2009: 90]. С одной стороны, этот жест является защитным, поскольку демонстрирует стремление адресата увеличить расстояние между собой и говорящим и тем самым обезопасить себя от его грубости. С другой стороны, он обозначает отказ от контакта, часто сопровождается фразами «Отойди!», ««Не хочу с тобой больше разговаривать» и т.д. Подобные жесты называются изолирующими, их функция - оградить личное пространство одного из участников коммуникации от постороннего вмешательства. Помимо разрыва визуального контакта (поворот головы в сторону от собеседника) к ним относятся различные перекрещивания тела, в т.ч. жесты скрестить руки на груди, скрестить ноги, переплести пальцы. В ряде случаев они сигнализируют о том, что человек, использующий их, испытывает волнение (а также недоверие, страх, смущение), однако в некоторых ситуациях они являются своеобразными блоками, которые один из участников коммуникации применяет против невежливого поведения собеседника [Моррис, 2010: 273-278].

Намеренное прерывание контакта, так же, как и игнорирование, направлено на то, чтобы оставить невежливого собеседника в коммуникативном

одиночестве и тем самым наказать его за невоспитанность или грубость. Нередко реплике, сигнализирующей о разрыве коммуникации, предшествует соответствующее предупреждение, например, если ты сейчас же не изменишь тон, я перестану с тобой разговаривать; перестань кричать, или можешь мне больше не звонить. Если предупреждение не действует на адресата, говорящий применяет соответствующие санкции.

Рассмотренные выше типы санкций направлены на прекращение коммуникации. В противоположность им существуют другие типы санкций за невежливость, которые не имеют своей целью разрыв контакта. В частности, к ним относится стремление поставить на место невежливого собеседника, если тот забывается, ср. примеры (10)1 и (16):

(16) В ответ на строгий выговор секретарша начала возмущаться, но директор поставил её на место.

В обоих примерах словосочетание поставить на место указывает на то, что поведение одного из собеседников невежливо, так как не соответствует его социальной роли. В примере (10) начальник злоупотребляет своими полномочиями, в примере (16) подчиненная пренебрегает статусными различиями. Ставя на место невежливого адресата, говорящий не только отмечает существующие нарушения коммуникации, но напоминает адресату о той социальной роли, которой, по его мнению, следует придерживаться в данной ситуации. В большинстве случаев эта санкция применяется вышестоящими по отношению к нижестоящим, в связи с чем поставить на место может заменяться синонимичными выражениями приструнить, одёрнуть, осадить, сбить спесь и т.д.

В ряде ситуаций один из участников коммуникации, желая поставить на место другого, делает это в грубой форме, не соответствующей нормам вежливого поведения (уж я ей показала, уж я поставила её на место). Ответная грубость также является одним из видов санкций за невежливое поведение. По аналогии с игнорированием и намеренным разрывом контакта эта санкция выполняет защитную функцию. Различие состоит в том, что в данном случае говорящий стремится обезопасить себя от чужой невежливости с помощью ответной агрессии: он пытается нанести адресату больший коммуникативный ущерб и продемонстрировать ему свое неуважение [Кульпепер 2011, с. 16]. При этом он использует те же механизмы поведения, что и его невежливый собеседник: пренебрегает статусными различиями, повышает тон, использует экспрессивные выражении и жесты, ср:

(17) - Дура!

- Что-о? А это ты видала... - последовали неприличный жест и такая непотребная брань, какую не каждый день можно услышать в злачных местах.

1 Пример (10) см. с. 6.

Отметим, что под словосочетанием неприличный жест чаще всего подразумеваются эротические жесты, или непристойные сигналы [Моррис 2010: 403]. Среди них следует различать «дружеские» сигналы, которые не являются злонамеренными (например, посетитель делает в баре эротический комплимент официантке), и намеренные оскорбления (пример (18). Эротические жесты оказывают сильное эмоциональное воздействие на людей, поскольку являются табуированными знаками. В связи с этим они воспринимаются как наиболее грубые.

Помимо эротических жестов в ситуации ответной грубости говорящий может использовать не менее экспрессивные жесты угрозы, например, показать кулак.

Крайней степенью такого поведения является физическая агрессия в ответ на грубость или хамство (при этом практически никогда - в ответ на невоспитанность), ср.:

(18) - Буду я перед всякой (он выругался) извиняться! - грубо сказал мужчина.

- Хам! - сказал Лагарпов и дал ему пощёчину [А. Слаповский. Жизнь Лагарпова].

Физическая агрессия не только приводит к разрыву коммуникации, но и наносит адресату более тяжкий ущерб. Зачастую такие санкции находятся за рамками общественных норм (избить в ответ на грубость).

Отвечая грубостью на грубость, говорящий уподобляется адресату, причём не только с точки зрения коммуникативных намерений, но и с точки зрения конкретных моделей поведения. В частности, дети часто передразнивают друг друга, показывая языки или корча рожи, демонстрируя тем самым обиду или недовольство [Акишина, Кано, 2009: 113].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Передразнивать друг друга могут и взрослые. Например, адресат в ответ на невежливую реплику говорящего может повторить ту же реплику, обращая её к собеседнику, ср:

(19) - Ты сошла с ума!

- Нет, это ты сошла с ума!

(20) - Как ты со мной разговариваешь!

- Нет, это ты как со мной разговариваешь!

Подобные ответные реплики обращают слова невежливого человека против него самого. Такой приём является самой быстрой и оттого наиболее распространённой реакцией в ситуации ссоры или словесной перепалки.

Говорящий может повторить невежливую реплику собеседника, обращаясь при этом не к нему, а к третьему лицу, призывая окружающих в свидетели чужой невежливости, ср.:

(21) - Ну-ка, бабуля, подвинься.

- Нет, вы только послушайте, что он говорит: «бабуля». Какая я Вам бабуля?!

Обращение к окружающим демонстрирует попытку говорящего привлечь как можно больше внимания к невежливой реплике собеседника и подвергнуть его всеобщему осуждению. Одновременно фраза вы только послушайте (вы только посмотрите) свидетельствует об иронии говорящего.

Ирония может использоваться как санкция на невежливое поведение одного из участников коммуникации. Согласно словарному определению, ирония (от гр. еггопега, буквально - притворство) - это скрытая насмешка, а также стилистический прием, при котором слово или словосочетание употребляет в обратном, противоположном ему значении, например, когда нарочито утверждают противоположное тому, что на самом деле думают о предмете или лице [Лехин, Локшина, 1964: 264]. Используя иронию в ответ на невежливое поведение одного из участников коммуникации, говорящий в скрытой форме осуждает поведение собеседника, демонстрирует свое неуважение к нему. Не желая высказываться прямолинейно, то есть прибегать к ответной грубости, говорящий использует иронию как косвенное выражение неодобрения, ср.:

(22) - Ты должна была приготовить ужин!

- Вот это да! Мистер идеал! Ты забыл, сколько раз мне приходится терпеть, когда ты что-то забываешь или не успеваешь? [Брагинец, 2007: 38].

Одним из видов иронии является амортизация, или согласие с высказыванием собеседника (термин предложен М.Е. Литваком) [Брагинец, 2007: 106-134]:

(23) - Явился, неряха.

- Ну конечно, я неряха. А ты у нас чистюля.

В данном случае говорящий формально соглашается с репликой собеседника, при этом особенности его языкового поведения (в т.ч. интонация) свидетельствуют об иронии. В примере (23) один из участников коммуникации передразнивает другого, однако в ряде ситуаций амортизация, напротив, используется как действенный способ избежать конфликта. Не желая давать своему собеседнику повода для открытого выражения недовольства, говорящий соглашается с его позицией, иногда в ущерб себе (ты права, я действительно неловкий; извини, я и правда повёл себя глупо). От признания вины или извинения амортизация отличается тем, что употребляется, даже если говорящий не допустил никакого проступка, поскольку ее цель - смягчить адресата и не допустить конфликтной ситуации. Амортизация обезоруживает собеседника, настроенного на ссору, поскольку нарушает его ожидания относительно дальнейшего развития диалога: вместо ответной грубости он слышит согласие с собственной позицией, и намечающийся конфликт заходит в тупик.

Похожим образом - нарушая ожидания одного из участников коммуникации - действует вежливость в ответ на грубость. В то же время подобная реакция может восприниматься как ирония, ср.:

(24) - И какого черта они <твои родители> приезжают сегодня?

- Ну, ты уж извини. Тебя не спросили.

Ироничную вежливость не следует путать с чрезмерной/излишней вежливостью, которая является результатом заискивания перед людьми, обладающими более высоким социальным статусом (в частности, излишнюю вежливость демонстрируют подчинённые, подобострастно относящиеся к начальству). Не следует также смешивать её с напускной вежливостью (холодной вежливостью), которая часто используется, чтобы скрыть неприязнь собеседников по отношению друг к другу. Холодная вежливость также может быть применяться как санкция за грубое поведение одного из участников коммуникации: внешняя форма высказываний позволяет выразить осуждение чужой грубости, не нарушая общепринятых норм общения и не уподобляясь собеседнику.

Заключение

Рассмотрев различные типы санкций за невежливое поведение участника / ов коммуникации, следует сказать несколько слов о защитных реакциях, которые могут помочь избежать конфликта между участниками коммуникации. Помимо амортизации, упомянутой выше, выделяют такие приёмы, как транзакция и суперамортизация (термины Э. Берна и М. Е. Литвака). Транзакция - это вид общения, который удовлетворяет потребность одного из собеседников в признании. В ситуации назревающего конфликта транзакция трансформируется в «поддакивание», причём целью такого поведение может быть как стремление избежать ссоры, так и желание адресата не обращать внимание на грубость говорящего ср.:

(25) - Ты бесстыжий нахал!

- Конечно...

- Бандит!

- Конечно...<... >

- Ты знаешь, кто?. [Ирония судьбы, или с лёгким паром].

В противоположность транзакции суперамортизация - это усиление невежливой реплики собеседника:

(26) - Вы глупец!

- Не только глупец, но и подонок! Так что берегитесь!

Приём суперамортизации рассчитан на обман ожиданий собеседника, подобная нестандартная реакция как правило оказывается наиболее действенной [Брагинец, 2007: 30-44].

Такие приёмы, как транзакция или суперамортизация, не являются санкциями, поскольку они направлены в первую очередь на сглаживание конфликта и не ставят своей целью воспитание собеседника. Выбор той или иной модели поведения каждый раз определяется спецификой ситуации общения, отношениями между участниками коммуникации и личным выбором каждого из них.

Список литературы:

1. Акишина А.А., Кано Х., Акишина Т.К. Жесты и мимика в русской речи. Лингвострановедческий словарь. - М.: 2009.

2. Словарь современного русского литературного языка, в 17 тт. / Под ред. В.И. Чернышева. Т. 3. - М., 1965.

3. Брагинец Л.Л. Научись отвечать на хамство. - Ростов-н/Д, 2007.

4. Brown P., Levinson S. Politeness: some universals of language. - Cambridge, 1987.

5. Волков А.А. Основы риторики. - М., 2003.

6. Грайс Г.П. Логика и речевое общение // Новое в зарубежной лингвистике. - М.: 1985. - № 16.

7. Карасик В.И. Язык социального статуса. - М., 2002.

8. Кравченко А.И. Социология: общий курс. - М., 2002.

9. Крейдлин Г.Е., Переверзева С.И. Невербальные ритуалы и их разновидности (в печати).

10. Крылова Т.В. Наивно--языковые представления о вежливости и обслуживающая их лексика // Языковая картина мира и системная лексикография. - М., 2006.

11. Большой толковый словарь русского языка / Под ред. С.А. Кузнецова. - СПб., 2004.

12. Culpeper J. Impoliteness. Using language to cause offence. - Cambridge: 2011.

13. Словарь иностранных слов / Под ред. И.В. Лехина, С.М. Локшиной. -М., 1964.

14. Leech GN. Principles of pragmatics. - L.; NY., 1983.

15. Морозова Е.Б. Невербальный этикет в его соотношении с вербальным. - М., 2006.

16. Моррис Д. Библия языка телодвижений. - М., 2010.

17. Мосейко О.С. Этикетные модели поведения в британской и русской лингвокультурах. - Волгоград, 2005.

18. Новый объяснительный словарь современного русского языка / Под ред. Ю.Д. Апресяна. - М., 2003.

19. Словарь русского языка / Под ред. С.И. Ожегова. - М., 2007.

20. Серре Ж. Дипломатический протокол. - М., 1963.

21. Толковый словарь русского языка: в 4 т. Т. 3 / Под ред. Д.Н. Ушакова. -М., 2000.

22. Формановская Н.И. Употребление русского речевого этикета. - М.: 1982.

23. Щемпаньский Я. Элементарные понятия социологии / Под ред. А. Румянцева. - М., 1969.

24. Электронный латинско-русский словарь [Электронный ресурс]. -Режим доступа: www.linguaeterna.com.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.