Научная статья на тему 'САНКЦИИ ПРОТИВ НЕФТЕГАЗОВОЙ ОТРАСЛИ РОССИИ: КУРС НА ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ'

САНКЦИИ ПРОТИВ НЕФТЕГАЗОВОЙ ОТРАСЛИ РОССИИ: КУРС НА ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
285
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕФТЕГАЗОВАЯ ОТРАСЛЬ / САНКЦИИ / ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС / ЭФФЕКТИВНОСТЬ КОНТРАКТНЫХ ОТНОШЕНИЙ / ЭЛАСТИЧНОСТЬ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОНТРАКТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зырянов Д.И., Гурьева О.А.

В статье рассмотрено влияние санкций, введенных ЕС против РФ, и ее ответных мер на экономические связи между ними. Обмен санкциями укладывается в логику деструктивного «экономического патриотизма», получившего распространение в условиях глобализации в XXI в. Он порождает обособленность и отрицательно, хотя и в разной степени, сказывается на возможностях хозяйственного развития России и ЕС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «САНКЦИИ ПРОТИВ НЕФТЕГАЗОВОЙ ОТРАСЛИ РОССИИ: КУРС НА ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ»

УДК 330

Д.И. Зырянов, О.А. Гурьева

САНКЦИИ ПРОТИВ НЕФТЕГАЗОВОЙ ОТРАСЛИ РОССИИ: КУРС НА ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ

В статье рассмотрено влияние санкций, введенных ЕС против РФ, и ее ответных мер на экономические связи между ними. Обмен санкциями укладывается в логику деструктивного «экономического патриотизма», получившего распространение в условиях глобализации в XXI в. Он порождает обособленность и отрицательно, хотя и в разной степени, сказывается на возможностях хозяйственного развития России и ЕС.

Ключевые слова: нефтегазовая отрасль, санкции, импортозамеще-ние, топливно-энергетический комплекс, эффективность контрактных отношений, эластичность эффективности контрактных отношений.

В мировой и российской энергетике есть ряд проблем: падение цен на нефть в отсутствие действий картеля, научно-технический прогресс в ТЭК, политизация энергетики, в частности санкции против России - которые интенсивно обсуждаются и влияют на решения компаний во многих секторах экономики. Зависимость российского ТЭК от импорта оборудования имеет исторические причины: после «раздела» ТЭК в середине 1990-х годов появилась возможность закупать современные технологии на уровне частных компаний. Произошел переход на услуги сервисных компаний с образованием нового симбиоза производителей и поставщиков. Этому способствовали два ключевых фактора: раздельная приватизация предприятий добывающего сектора и разведки, науки и переработки; а также отсутствие какой-либо промышленной политики в этой сфере. Новые технологии в добыче позволили России обеспечить поставки в начале 2000-х годов, что задержало общий подъем цен на нефть, а теперь приходится создавать мощности по импортозамещению. Работа эта дорогая и не быстрая, но может дать сильный толчок модернизации. Ключевые страны-экспортеры нефти и газа в Персидском заливе также испытывают проблемы с модернизацией экономики. Их стратегии большой роли не сыграли. Сегодня необходимость диверсификации ясна, и это требует не только политической воли и денег, но и квалифицированной рабочей силы, управления и т.п. Санкции ударили и по западным компаниям на российском рынке - дело не только в текущих убытках, но и в отрицательном вкладе в мировой рост. Они вызвали скачок политических рисков во всех сферах, особенно в инвестициях в энергетике. Раньше надо было страховаться от стандартных рисков, теперь от «политической неопределенности». Это видно в сфере торговли электроэнергией, где у России огромные возможности, но нужны вложения в физическую инфраструктуру, устойчивость политических отношений, координация планов производителей и потребителей.

На наш взгляд, актуальное значение приобретает разработка планов ускоренного развития отечественного производства.

Цель данного исследования - проанализировать влияние санкций на нефтегазовый комплекс России.

С момента ввода санкций против нефтегазовой отрасли России прошел год, но однозначно оценить их влияние сложно. С одной стороны, виден прямой эффект, заключающийся в заморозке проектов с участием иностранных компаний в таких сферах, как разработка трудноизвлекаемой нефти и нефти арктического и глубоководного шельфа, которая может сказаться на отрасли в долгосрочном периоде. С другой стороны, введенные санкции дали дополнительный импульс к установке приоритетов по им-портозамещению в России: были приняты различные планы мероприятий по импортозамещению, в том числе в отрасли нефтегазового машиностроения, энергетического машиностроения, нефтехимии и нефтепереработки. Работа в данном направлении только началась, ощутимых результатов пока нет. Однако достижение поставленных целей позволит российской нефтегазовой отрасли снизить импортозави-симость и расширить спектр выпускаемого отечественного оборудования и услуг в этом секторе.

Экономические санкции в начале XXI в., как и в ХХ в., остаются важным, хотя и обоюдоострым, инструментом внешней политикии международной дипломатии. Принимаемые на ограниченный срок, они могут оказывать длительное воздействие, и в полной мере экономика ощущает их эффект не сразу, а спустя определенное время. Многие негативные последствия (снижение темпов прироста ВВП, потеря рабочих мест и возможностей развития предпринимательского сектора) проявляются с временным лагом. Кроме того, санкции отменяют не всегда так же быстро, как вводят.

© Зырянов Д.И., Гурьева О.А., 2016.

Введенные в 2014 году санкции со стороны ряда стран (прежде всего США и стран ЕС) против нефтегазовой отрасли России, которые состоят в запрете на поставки в Россию товаров, услуг и технологий для добычи нефти в Арктике, на глубоководном шельфе и в сланцевых пластах, а также в ограничении финансирования нефтегазовых компаний, поставили под угрозу устойчивое развитие отрасли в долгосрочном периоде в силу ее сильной зависимости от импорта. С целью снижения зависимости по оборудованию и услугам в нефтегазовой отрасли в России была запущена политика импортозамещения, целью которой является снижение импортной составляющей по наиболее важным направлениям. Реакцией на ограничение по финансированию компаний (долгосрочные займы и кредиты) стал «поворот на восток» - теперь нефтегазовые компании начали искать финансирование и партнеров по проектам в Китае, Индии и других странах, неприменяющих санкции против России.

В 2014-2015 годах санкции не повлияли на основные показатели нефтегазовой отрасли России. В

2014 году добыча нефти составила 526,3 млн т, что на 0,5% выше уровня 2013 года, а за первые полгода

2015 года добыча превзошла аналогичные показатели 2014 и 2013 годов на 1,1% и 2,0% (рисунок). Это объясняется долгосрочным характером инвестиций в отрасли и отсутствием значительных объемов добываемой нефти, попавших в санкционную категорию. При этом необходимо иметь в виду, что в долгосрочном периоде обеспечение устойчивых объемов добычи нефти планируется засчет ввода в оборот нефти трудноизвлекаемых запасов и запасов на шельфе (в томчисле Арктики). В случае отсутствия отечественных разработок и сохранения санкций по этим категориям нефтяных запасов возможен вариант со снижением добычи нефти.

Рис. 1. Добыча нефти и природного газа в России в 2013-2015 годах Источник: Росстат, Минэнерго России

В 2014-2015 годах отмечается снижение добычи природного газа в России, однако оно не связано с санкциями. Главными причинами падения показателя являются низкий спрос на зарубежных рынках и стагнация потребления на внутреннем рынке. Зоной риска в газовой сфере является новая шельфовая добыча.

Главным эффектом от санкций стал уход из России западных компаний, занимающихся реализацией проектов в сфере нетрадиционной нефти (таблица 1). Данный шаг был вызван запретом на поставку оборудования и осуществление деятельности по разработке трудноизвлекаемой нефти (в том числе нефти сланцевых пластов) и нефти на шельфе. Все остановленные проекты находились на начальных стадиях разработки.

Таблица 1

Некоторые проекты в сфере нетрадиционной нефти в России, из которых

ушли иностранные компании из-за введения санкций в 2014 году_

Проект Участники Описание

Приновоземельские участки (скважина «Университетская-1») Роснефть, ExxonMobil ExxonMobil приостановила свое участие в шельфовых проектах из-за санкций. Ограничение для реализации проектов без иностранных компаний - отсутствие технологий и оборудования (и опыта) для работы на глубоководном шельфе.

Черное море (участок «Туапсинский прогиб)

Западная Сибирь (баженовская свита) Лукойл, Total Total приостановила свое участие в проекте; в мае 2014 г. существовала договоренность о создании совместного предприятия, объем планируемых инвестиций за 2 года - 120-150 млн долл. Участие Total важно с точки зрения применения современных технологий гидроразрыва пласта.

Источник. Аналитический центр по открытым данным.

Уход иностранных партнеров из проектов автоматически привел к их остановке. Главная причина заключается в отсутствие у отечественных компаний опыта реализации подобных проектов, а также в необходимости применения при их реализации специальных технологий и оборудования. Важность и роль данных видов ресурсов в обеспечении стабильных объемов добычи в долгосрочной перспективе сложно переоценить. Ресурсы шельфа и трудноизвлекаемой нефти составляют весомую долю в структуре запасов и в перспективе должны обеспечить значительную долю в структуре добычи. В связи с этим развитие производства отечественного оборудования и услуг в сфере разведки и добычи нетрадиционной нефти и газа стало одним из главных направлений объявленного импортозамещения в нефтегазовой отрасли.

Отметим, что возможным решением проблемы ухода западных компаний из проектов по освоению нетрадиционных ресурсов могло бы стать приглашение компаний из Китая и Индии, заинтересованных в развитии ресурсной базы в России. Однако эти компании (как и российские) пока не обладают необходимым для полноценной разработки ресурсов комплексом опыта и технологий.

Практически сразу после объявления секторальных санкций против российской нефтегазовой отрасли в 2014 году была начата разработка планов ускоренного развития отечественного производства по наиболее важным направлениям. В начале 2015 года Минэнерго России и Минпромторг России представили Планы по импортозамещению в ТЭК, а именно в отрасли нефтегазового машиностроения, энергетического машиностроения, нефтехимии и нефтепереработки. Эти Планы предполагают снижение зависимости от импорта к 2020 году (Таблица 2).

Таблица 2

Технологические направления импортозамещения в нефтегазовой отрасли_

Технологическое направление Доля импорта в потреблении в 2014 году Максимальная плановая доля импорта в потреблении к 2020 году

Нефтегазовое машиностроение и сервисные услуги

Технологии, техника и сервис эксплуатационных скважин, увеличение нефтеотдачи 67-95% 50-80%

Техника и технологии бурения наклонно-направленных, горизонтальных и многозабойных скважин 60-83% 45-60%

Технологии и оборудование, используемое для реализации шельфовых проектов 80-90% 60-70%

Технологии и оборудование для геологоразведки 40-85% 30-70%

Сервисные услуги в нефтегазовом секторе 40-92% 30-75%

Сжижение газа

Технологии сжижения природного газа 50-67% 40-55%

Нефтепереработка

Катализаторы для базовых процессов нефтепереработки 60-100% 20-45%

Источник. Планы мероприятий по импортозамещению в отрасли нефтегазового машиностроения, нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности России.

В настоящее время наибольшая зависимость от импорта (до 90-95%) наблюдается в сфере разработки шельфа, а также по технологиям и оборудованию для увеличения нефтеотдачи пластов. При этом развитие первого из этих направлений является необходимой составляющей для обеспечения стабильных объемов добычи нефти и газа в долгосрочной перспективе, а второго - для недопущения резкого снижения производства на старых (традиционных) месторождениях Западной Сибири и Волго-Уральского региона в кратко- и среднесрочном периоде. Что касается шельфа, то санкции могут повлиять на нефтегазовую отрасль уже в ближайшем будущем. Так, в августе 2015 г. стало известно, что санкции США, ограничивающие участие компаний в шельфовых проектах в России, распространяются и на Южно-Киринское месторождение (проект «Сахалин-3»), газ из которого предполагалось направить на действующий СПГ-завод на Сахалине с перспективой расширения мощностей. В результате компания Shell, ранее проявившая интерес к данному проекту, видимо, не сможет стать партнером «Газпрома». Отсутствие иностранного партнера в проекте может вынудить «Газпром» сдвинуть сроки его реализации или искать новых партнеров. Однако необходимо учитывать, что определяющим фактором для «Газпрома» при выборе партнера является не столько необходимость в привлечении инвестиций, сколько специализированные технологии и оборудование, которыми потенциальные партнеры из азиатских стран пока не обладают.

Зарубежные исследования в ряде случаев подчеркивают действенность финансовых санкций в отношении российской нефтедобычи при меньших эффектах запретов в отношении передачи оборудования и технологий и даже конъюнктуры на рынке нефти.

Возникают сложности с поддержанием достигнутого уровня добычи «Роснефтью», обеспечивающей свыше 40% добычи в стране, из-за недостатка инвестиций. Низкие цены на нефть при этом неиграют критической роли с учетом фактора низких издержек «Роснефти», усиленного девальвацией рубля. Но при отсутствии доступа к кредитам и необходимости выплачивать имеющиеся долги возможности для инвестиций крайне малы, и из-за этого ожидается снижение добычи на 10-15 млн т к концу 2010-х годов относительно 2014 года с последующим ее восстановлением в лучшем случае, а в худшем сценарии возможно дальнейшее ее сокращение, достигающее 40 млн т к 2025 году. Впрочем, для стабильности мирового рынка с учетом имеющегося избытка предложения первый вариант представляется вполне приемлемым, тогда как второй вариант может обусловить проблемы только после 2020 года. В мартовском докладе Fitch также отмечалось, что кредитоспособность российских компаний устойчива к снижению цен на нефть до 55 долл./барр., однако при сохранении финансовых санкций невозможным становится полноценное инвестирование для поддержания добычи. Технологические санкции в краткосрочном периоде не играют существенной роли для добычи, но окажут влияние в среднесрочном периоде с учетом импортозависимости. Что же касается влияния снижения цен на нефть, то Fitch также отмечает, что оно, наряду с негативным воздействием на выручку компаний, обусловило девальвацию рубля, и с учетом традиционно низких по мировым меркам издержек российских вертикальноинтегрированных нефтяных компаний это позволило обеспечить достаточную операционную маржу и высокую конкурентоспособность отечественных производителей. Заметим, что поддержание низких издержек может быть довольно болезненным для поставщиков нефтяных компаний.

Такие оценки оправдывают сохранение финансовых санкций против российских компаний ТЭК для западных политиков, тем более что низкие цены на нефть позволяют пренебрегать угрозами для стабильности рынков энергоносителей вследствие недостатка инвестиций в российскую нефтедобычу. Вместе с тем, негативные последствия санкций в отношении российского ТЭК ощущаются западными (точнее, международными) топливно-энергетическими компаниями уже сейчас, и они довольно значительны (Таблица 3). В первую очередь речь идет о капиталовложениях западных «мейджоров» в российские предприятия.

Серьезные потери связаны с обесцениванием портфелей акций российских корпораций, принадлежащих международным «мейджорам». В первую очередь следует выделить BP, контролирующую 19,75% акций «Роснефти», которая пострадала от санкций наиболее серьезно. За 2014 год акции «Роснефти» потеряли 54% стоимости. Безусловно, большую роль сыграло снижение цен на нефть, однако глобальный индекс интегрированных нефтегазовых компаний S&P снизился за тот же период лишь на 14%. «Остальные» 40 п. п. нельзя полностью списать на санкции против России, однако в месяце их введения - в июле 2014 г. - акции «Роснефти» резко подешевели на15 п. п. (за базу взяты все те же показатели конца 2014 года). С учетом размера пакета во владении BP эта компания оценила свои общие потери за 2014 год от снижения курса «Роснефти» на 54% в 8,6 млрд долл. Соответственно, потери вследствие санкций составили по меньшей мере 2,5 млрд долл. К середине августа 2015 г. Акции «Роснефти» вслед за ценами на нефть вернулись к уровню начала года, поэтому дополнительных изменений не произошло.

Таблица 3

Влияние санкций на бизнес крупных зарубежных нефтегазовых компаний

Компания Активы в России в 2015 году Комментарии в отчетности компаний

ExxonMobil «Сахалин-1» (30%), СП по освоению шельфа в Арктике и Черном море, СП по освоению сланцевой нефти Западной Сибири. Из-за санкций свернуты проекты в Арктике и Черном море, СП в Западной Сибири. Убытки могут достигнуть 1 млрд долл.

BP 19,75% акций «Роснефти»; СП по Освоению доманиковой свиты на Урале, планируется приобретение активов в Восточной Сибири, возможно в Западной Сибири Стратегические инвестиции в «Роснефть» сохраняются с учетом соблюдения санкций. Возможности признать долю BP в производственных и финансовых результатах «Роснефти» могут быть ограниченными. Потери в 2014 году BP от снижения курса акций «Роснефти» на 54% (2014/2013) — около 8,6 млрд долл.

Total 18,64% «Новатэка»; проекты «Ямал СПГ» (20%), «Штокман» (25%), Харьягинское месторождение (СРП, 40%), Термокарстовое месторождение (49%), СП по освоению баженовской свиты Пересматривается финансовый план «Ямал СПГ». Totalполучает разрешения на операции по российским проектам. Доля в месторождениях баженовской свиты передана «Лукойлу», доля в «Штокмане» — «Газпрому». Потери от снижения курса акций «Новатэка» на 43% (2014/2013) — около 2,5 млрд долл. (в августе 2015 г. курс акций «Новатэка» на 9% выше уровня конца 2014 г.)

Shell Проекты «Сахалин-2» (27,5%), «Ханты-Мансийский нефтяной альянс» (50%), Салымская группа месторождений (50%) Из-за санкций приостановлена деятельность по разработке сланцевой нефти в ХМАО и на Салымской группе

Statoil Харьягинское месторождение (СРП, 30%), СП по освоению шельфа в Баренцевом и Охотском морях, СП по освоению доманиковой свиты в Поволжье, тяжелой нефти в ЯНАО Сотрудничество по проектам продолжается, хотя они находятся в зоне риска. Statoil получает разрешения на операции по российским проектам

Eni СП по освоению шельфа в Черном и Баренцевом морях, 50% «Голубого потока», 20% «Южного потока» Работы в рамках СП приостановлены. Доля в «Южном потоке» передана «Газпрому». Убытки Saipem, дочерней компании Eni, от остановки «Южного потока», оценены в 1,2 млрд евро

Источник. Thomson Reuters Datastream, Intercontinental Exchange

Убытки понесла и Total, увеличившая свой пакет в «Новатэке» за 2014 год с 16,96% до 18,24%. «Новатэк» потерял 43% стоимости за 2014 год, в том числе 15 п. п. пришлись на месяц введения санкций, еще 15 п. п. можно отнести на потери отрасли в целом. Поэтому вероятно, что из 2,5 млрд долл. убытков от снижения курса акций «Новатэка», зафиксированных Total, по крайней мере 1 млрд долл. связаны с введением санкций. К августу 2015 г. положение «Новатэка» улучшилось, но прирост курса акций находится в пределах 10% относительно конца 2014 года.

ExxonMobil не имеет долей в российских компаниях, попавших под режим санкций, однако принимает активное участие в проектах, деятельность по которым теперь ограничивается, прежде всего в Арктике. При этом в соответствии с первоначальным планом именно ExxonMobil обеспечивает обширные инвестиции на ранних этапах освоения арктических участков. Ссылаясь на эти обстоятельства, ExxonMobil в годовой отчетности указывает на риски потери 1 млрд долл., с учетом того, что какая-либо отдача от этих инвестиций находится теперь под большим вопросом.

В зоне риска оказались и другие компании, в том числе Shell, Statoil, Eni, также ссылающиеся на приостановку проектов и необходимость получения дополнительных разрешений, хотя и не указывающие непосредственно на убытки. Отдельного внимания заслуживает ситуация с Saipem, дочерней компанией Eni, которая должна была заниматься строительством подводной части «Южного потока». Недополученные доходы компании вследствие отказа от этого проекта, пусть и не связанного непосредственно с санкциями, были оценены ею в 1,2 млрд евро.

Подводя итог, можно сказать, что санкции не оказали существенного влияния на текущие производственные показатели нефтяной и газовой отраслей за 2014 год и первую половину 2015 года, однако в случае их сохранения в долгосрочной перспективе ожидаются определенные проблемы с проектами на шельфе и с трудноизвлекаемой нефтью.

Импортозамещение оборудования и технологий в нефтегазовой отрасли к 2020 году сможет снизить зависимость от импорта лишь частично, что создает необходимость поиска альтернативных внешних поставщиков.

В постсоветский период резко возросла роль иностранных компаний в оказании нефтегазосервес-ных услуг в России; особенно она велика в сложных проектах — в шельфовых проектах услуги иностранных компаний составляют 90-95%. Данную ситуацию можно поменять за счет ряда долгосрочных мероприятий. Во-первых, необходимо обеспечить развитие отечественных технологий, чего можно достичь засчет более эффективного финансирования исследований и обеспечения внедрения их результатов на практике. Во-вторых, можно использовать опыт ряда зарубежных стран, которые на стадии развития собственной нефтесервисной отрасли устанавливали различные требования к нефтегазовым компаниям, как, например, необходимость использования отечественных технологий в любых проектах.

Библиографический список

1.Аслунд А. Насколько далеко зайдут санкции против России // РБК. 4 авг. - 2014.

2.Клинова М.В. Новый «экономический патриотизм» в Европе: хорошо забытое старое? // МЭиМО. - 2008. -№ 4. - С. 32-41.

3.Клинова М.В. Франция и модернизация российской экономики: государственно-частное инвестиционное сотрудничество // Современная Европа. - 2012. - № 2. - С. 95-108.

4.Кузнецов А. Российские прямые инвестиции как фактор евразийской интеграции // Вопросы экономики. -2014. - № 8. - С. 58-69.

5.Паппэ Я.Ш., Антоненко Н.С. Частный и государственный секторы в российском крупном бизнесе: динамика соотношения в «длинные 2000-е» // Проблемы прогнозирования. - 2014. - № 1. - С. 21-33.

6.Сидорова Е.А. Проблемы повышения конкурентоспособности экономики России // Российский внешнеэкономический вестник. - 2007. - № 6. - С. 36-45.

7.Счетная палата РФ Заключение на проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов». - 2014. - Москва.

8.Ткачев И. (2014). Европа готовит санкции: чем грозит России заморозка проектов ЕБРР // РБК. 16 июля.

9.Ткачев И., Сухаревская А. и др. Финансовая и технологическая блокада для Москвы // РБК. 3 сент. - 2014.

10.Хохлов И. И., Сидорова Е. А. Наднациональность в политике Европейского Союза. - М.: Международные отношения. - 2014.

11.Энтин М. Л. Сон разума по-европейски // Вся Европа. - 2014. - № 8.

ЗЫРЯНОВ ДЕНИС ИГОРЕВИЧ - магистрант кафедры экономики отраслей и рынков Института экономики отраслей, бизнеса и администрирования, Челябинский государственный университет, Россия.

ГУРЬЕВА ОКСАНА АЛЕКСЕЕВНА - кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики отраслей и рынков Института экономики отраслей, бизнеса и администрирования, Челябинский государственный университет, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.