Научная статья на тему 'САНИТАРНЫЙ КОДЕКС ПЕРИОДА СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕКОНСТРУКЦИИ'

САНИТАРНЫЙ КОДЕКС ПЕРИОДА СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕКОНСТРУКЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
23
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «САНИТАРНЫЙ КОДЕКС ПЕРИОДА СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕКОНСТРУКЦИИ»

I. ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ ПО ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ЗДРА-ВООХРАНЕНИЯ И ПО ГИГИЕНЕ

САНИТАРНЫЙ КОДЕКС ПЕРИОДА СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕКОН

СТРУКЦИИ1

И. Я. Бычков (Москва)

Из отдела санитарного законодательства (зав. отделом—проф. А. Н. Сысин) Ин-та коммунальной санитарии и гигиены НКЗдрава РС.ФСР (дир.—А. А. Сенкевнч)

Поступила 10. V. 1932

Вступление СССР в фазу развернутого социалистического строительства возводит на особую высоту проблему оздоровле ния страны. С большевистской четкостью неисключительной яркостью это отмечено в резолюции июньского пленума ЦК ВКП(б) 1931 г. по докладу жО московском городском хозяйстве и о развитии городского хозяйства СССР": „В борьбе за пятилетку, за дальнейшие успехи социалистического строительства, за преуспевание социалистических предприятий, за улучшение материально-бытовых условий трудящихся, за культурный под'ем и охрану их здоровья, за неуклонный рост реальной зарплаты, вопросы городского хозяйства (жилище, водоснабжение, освещение, отопление, канализация, город« кой транспорт, внешнее благоустройство, бани, прачечные, общественное питание) приобретают крупнейшее значение".

Коммунальное строительство теснейшим образом смыкается с вопросами здравоохранения.

Техническая реконструкция народного хозяйства делает особо актуальной проблему оздоровления условий труда. Это особенно важно на пороге второй пятилетки, „основной и решающей хозяйственной задачей которой является завершение реконструкции всего народного хозяйства—создание новейшей технической базы для всех отраслей народного хозяйства" (из резолюции XVII партконференции).

Реконструированные промышленность, транспорт и сельское хозяйство не только должны быть лишены моментов, обусловливающих профпатологию, они должны стать и уже становятся факторами всестороннего развития способностей трудящихся.

Оздоровление условий труда неразрывно связано с вопросами производительности труда, с проблемой темпов социалистического накопления, с разрешением задачи „догнать и перегнать передовые капиталистические страны* в технико-экономическом отношении. Нарком здравоохранения М. Ф. Владимирский в статье „Борьба с

1 Статья помещг-ется в порядке обсуждения проекта Санитарного кодекса. Редакция призывает органы здравоохранения, отдельных лиц и общественные организации к обсуждению вопросов Санитарного кодекса, ибо только при их широко», участии может быть обеспечена плодотворная разработка С. К. периода социилисти-ческого строительства. Ред.

заболеваемостью" („Правда" от 19. VIII. 1930 г.) на пороге 3-го, решающего года пятилетки писал по этому поводу: »реконструкция промышленности, создание новых индустриальных районов, рост новых промышленных предприятий с огромным количеством рабочих— все больше и больше делают здравоохранение не только частью происходящей в стране культурной революции, но и придают ему значение народнохозяйственного фактора. Борьба за снижение заболеваемости рабочих становится одним из существеннейших факторов повышения производительности труда и снижения себестоимости".

Одновременно с проблемами оздоровления условий труда и населенных мест завершение строительства социализма в нашей стране выдвигает на очередь дня вопрос коренного оздоровления быга. „На основе ликвидации паразитических классовых элементов и общего роста народного дохода, целиком идущего в распоряжение трудящихся, должен быть достигнут значительно более быстрый под'ем благосостояния рабочих и крестьянских масс" (из резолюции XVII партконференции).

Под'ем благосостояния трудящихся СССР должен сопровождаться широчайшими оздоровительными мероприятиями, ликвидацией эпидемий и снижением до минимума массовых заболеваний (венерические, туберкулез).

Возведение на должную высоту санитарного благоустройства населенных мест, оздоровление условий труда и быта трудящихся пасс, ликвидация эпидемий и массовых болезней—основные задачи, которые социалистическое строительство ставит перед советским здравоохранением.

Ряд важнейших директивных документов последних лет в основном наметили узловые проблемы, стоящие перед органами здравоохранения на пороге второй пятилетки. Пост. ЦК ВКП(б> от 23. XII. 1929 г. „О медобслуживании рабочих и крестьян", пост, июньского пленума ЦК (1931 г.) »0 городском хозяйстве", пост. ЦК от 19. VIII. 1931 г. „О мероприятиях по улучшению общественного питания", пост, октябрьского пленума ЦК (1931 г.) „О потребкооперации и советской торговле", пост. СНК РСФСР от 7. VII. 1929 г. „О санитарном состоянии РСФСР", пост. СНК РСФСР от 19. VIII. 1930 г. „О борьбе с эпидемиями", историческая речь т. Сталина от 3. VI. 1931 г. и т. д.—все это вместе взятое—важнейшие документы, намечающие и определяющие пути развития советского здравоохранения в новой обстановке социалисти (еского строительства. На их основе осуществляется переделка всей системы здравоохранения, имеющая целью „связать задачи и работу здравоохранения с основнымизадачами и насущными потребностями социалистического строительства" (М. Ф. Владимирский).

Новые задачи, поставленные перед советским здравоохранением в периоде завершения социалистической реконструкции народного хозяйства, требуют своего оформления в виде определенного законодательства, определенной системы нормативных предписаний. На очереди дня—проблема создания санитарного законодательства, что является одним из требований программы ВКП(б) в области охраны народного здоровья [п. „г", ст. 25 программы ВКП(б)], законодательства, соответствующего интересам данного этапа социалистического строиетльства.

В докладе т. Молотсва „О второй пятилетке" на XVII партконференции лана ясная установка по вопрссу о государстве. „Ставя задачу ликвидации классов во втором пятилетии, мы еще ни в каком случае не можем и не должны ставить вопроса о нен)жности или об отмирании гссударства. Напротив, на данной стадии дело еще идет об укреплении пролетарского государства, сб усилении его мсщи".

В переходную эпоху активнря роль советского государства, его системы права и его законов вес ма значи ельна, и в особенности возрастает значение тех отрослей законодательства, которые отражают, оформляют и стимулируют культ) рно-хозяйа венное строительство,

„Советский закон не только отражает, охраняет установленные общественныё отношения, но, будучи активно-революционным, организует строительство, организует социал истическую практику". (Сизонов, Вопросы советского права в реконструктивный период, Сов. з-во, М. 1931 г.).

Советское государство, совмешаюшее в себе законодательные, исполнительные и управленческие функиии, прежде всего выступает, как орган хозяйственный и планирующий. Хозяйственно-планирующие функции государства должны найти свое отражение в законодательстве, и нам во всех областях народного хозяйства нужно ..законодательство, которое должно отразить в себе период развернутого социалистического наступления и вступления в период социализма" (Сталин). В области оздоровления—по линии санитарного законодательства—период прошедший после Октябрьской ревслюции, дал немало законодательных актов исключител1 ного значения. Постановление СНК о санитарных орунах республики (1927 г.), о борьбе за снижение заболеваемости (1930 г.), о состоянии медико-санитарного дела в основных промрайонах (1931 г.), о нормах санитарных органов (1931 г), об улучшении санитарного состояния рабочих районов и поселков, рабочих общежитий, предприятий общественного питания и бытовых учреждений (1931 г.) и т. д. содержат ряд существеннейших норм, отражающих направление советского государства по обеспечению санитарного состояния, соответствующего интересам социалистического строительства. На основе действующего о нем положения НКЗдравом издан ряд инструкций, правил, положений, составляющих вместе с вышеотмеченными законами разветвленную систему Санитарного законодательства. Наконец немало норм санитарного характера содержатся в Кодексах законов: в уголовном (статьи, предусматривающие меры социальной защиты за заражение венболезнью, за совершение аборта в не надлежащих условиях, нарушение санитарных правил при строительстве, нарушение правил, изданных в целях борьбы с эпидемиями, незаконный сбыт наркотических препаратов и т. п.); в Кодексе законов о труде (охрана труда женшин, беременных, кормящих матерей, несовершеннолетних, статьи о санитарной инспекции, о рабочем времени, о тяжелых и вредных работах и т. д.); в Кодексе законов о браке, семье и опеке (брачный возраст, обмен сведениями о здоровьи, попечительство над психически больными и др.).

Ряд норм санитарного порядка содержатся и в постановлениях других ведомств: НКТруда (в части устройства и содержания предприятий, применяющих наемный труд), НКхоза (в части благоустройства), НКСнаба (в части качества пищевых продуктов), наркоматов промышленности, НКЗема, НКГ1С, НКВода и т. д. 6

Многое из изданного и не отмененного формально фактически утратило свое значение; весь этот обширный комплекс законодательных и ведомственных актов не связан единством целеустремленности1, как издававшийся в разное время, на различных отрезках социали* стического строительства.

Опыт 14 лет работы советского здравоохранения дает нам достаточно данных, ня основании которых мы можем, пересмотрев все существующие в области санитарии законодательные и ведомственные нормы, учтя тенденции и переспективы развития социалистического строи ельства, спираясь на ясные и четкие партийные директивы, создать сводную cm тему санитарного законодательства, поставить в порядок дня издание Санитарного кодекса, который, отражая и стимулируя к развитию настоящее, должен вместе с тем смотреть в будущее. Это последнее обстоятельство, весьма важное для каждого закона, подчеркнул В. И. Ленин, когда он писал в первые годы советской власти: „Декреты—это инструкции, зовущие к массовому практическому делу; если бы мы отказались от того, чтобы в декретах наметить путь, мы были бы изменниками социализма" (том XVI). Индустриализация страны, наступление социализма по всему фронту, фиксирование внимания на проблемах оздоровления населенных мест, на вопросах культурной революции, на проблеме коренного улучшения быта строителей социализма, диференцирован-ный подход к экономическим укладам и классам—требуют новых законодательных актов, которые должны и в санитарной области дать единую правовую форму, приспособленную к потребностям реконструктивного периода, соответствующую темпам и интересам социалистического наступления.

Грандиозные слвиги во всех обла~тях народного хозяйства, широчайшие задачи, поставленные перед нами по линии оздоровления труда и быта, необходимость форсирования темпов санитарного под'ема страны, чтобы он не отстал от технической реконстр\кции— требуют активного вмешательства государства ,.по линии оформления новых отношений и ликвидации старых отживших отношений и форм" (из резолюции 1-ю Bet союзного с'езда марксистов-государственников и правовиков). Это должно найти свое внешнее выражение в форме соответствующего законодательства, в форме Санитарного кодекса.

По заданию коллегии НКЗдрава РСФСР Центральный санитарно-гигиенический институт разработал проект Санитарного кодекса, исходя из вышеприведенных предпосылок. Кодекс состоит из общей части и из 13 специальных частей — по отдельным проблемам санитарии: 1) санитарные условия строительства населенных мест; 2) санитарные требования к благоустройству населенных мест и к обслуживанию населения; 3) пищевая санитария;4) промышленная санитария; 5) профилактика и борьба с эпидемиями и массовыми заразными болезнями (с острозаразными, малярией, туберкулезом, венерическими, с проказой, с глист! ыми заболеваниями и с трахомой); 6) санитарная охрана границ; 7) санитарная охрана на внутренних путях сообщения; 8) санитарная охрана специальных групп населения (призываемых для обороны страны, находящихся в исправительно-трудовых учреждениях); 9) охрана здоровья детей и подростков; 10) охрана материнства и младенчества; 11) физическая культура; 12) курортная санитария; 13) карательные санкции.

Весь проект по об'ему занимает 10—12 авторских листов. Общая часть проекта составлена исключительно силами Центр, са штарно-гигиенического ин-та. Из специальных частей по вышеприведенному перечню—1-я и 2-я (исключая главы „Психогигиена и психопрофилактика"), 5-я, 6-я, 7-я, 8-я, 12-я и 13-я части составлены в Санитарно-гигиеническом ин-те, а остальные в соответствующих научных ин-тах по определенным специальностям [общественного питания, микроби-биологии и эпидемиологии, туберкулезный, венерический, тропический, невропсихиатрической профилактики, охраны здоровья детей и подростков, охраны материнства и младенчества, физической культуры]. Т. о. фронт научных ин-тов НКЗдрава сомкнулся для выполнения задания коллегии НКЗдрава по составлению Санитарного кодекса.

Обратимся к рассмотрению наиболее существенных норм проекта Санитарного кодекса, чтобы выявить, наскотько правильно в них отражены интересы социалистического строительства, интересы культурной революции, как части всего процесса социалистического строительства.

В первой главе общей части дано определение задач НКЗдрава ц его местных органов, в главу работы которых ставится организа-оия самодеятельности пролетарской общественности для осуществления яздоровительных мероприятий, исходя из положения, что „сила со-нетского государства состоит в том, что применение мер принужде-сия и подавления классового врага сочетается у нас с широчайшей хевиданной до сих пор демократией—советской пролетарской демо-пратией, с организованной самодеятельностью миллионов пролетариев, батраков, бедняков и середняков (Л. Каганович, Сов. государство и революция права, 1930 г., № 1, стр. 34—35).

Вопросам самодеятельности трудящихся уделена в первой части особая глава (4-я) и, помимо того, ряд статей в специальных частях кодекса. Институту общественных инспекторов по саннадзору, получившему законодательную санкцию в постановлении СНК РСФСР от 10.VIII. 1931 г., в кодексе отведено надлежащее место. Полностью ориентирована на участие про игарской общественности также глава VI общей части кодекса—„Массовые оздоровительные мероприятия", в которой в развернутом виде даны установки по осуществлению санитарного минимума. Существующее законодательство по этому вопросу (пост. СНК РСФСР от 20.V. 1930 г.) дополнено рядом новых норм, предусматривающих участие хоз фганов и местного бюджета в расходах по осуществлению санминимума, более уточнены перечень об'ектов действие, формы осуществления, участие местной печати.

В главе VIII общей части—„Борьба за снижение заболеваемо-ти"—содержатся нормы, предусматривающие мероприятия общего арактера для всех видов заболеваний, как то: учет заболеваемости смертности, экстренные извещения, взаимное оповещение о со-тэ-нии здоровья лиц, вступающих в брак, право НКЗдрава и его мест-ых органов на проведение в нужных случаях в принудительном орядке медосмотров, исследований на бациллоносительство, предохранительных прививок и санобработки, лечения и т. п. Право принудительного вмешательстза в настоящее время предоставлено законом только в отношении венерических и психических болезней и алкоголизма. 8

Совершенно новыми и имеющими особо актуальное значение в настоящий период являются требования главы IX — „Санитарное обе |уживание новостроек". Согласно ст. 80 этой главы хозорганы и ведомства обжаны до начала строите 1ьства, как промышленного, так и жилищного, составить смету санитарных и санитарно-технических мероприятий на новостройке, согласовав ее с соответствующими санитарными органами. В ст. 81 и 82 содержится перечень основных мероприятий, которые следует предусмотреть в этой смете.

Здания санпропускника, здравпункта и заразного барака должны быть готовы к моменту начала развертывания строительства. На хозорганы и ведомства, ведущие строительство, возлагается обязанность зчключения с местным здравотделом договора по осуществлению вышеупомянутой схемы санитарных мероприятий, а на здравотделы обязанность немедленного прикрепления к каждой новостр >йке санитарного инспектора,, ответственного за ее санитарное состояние. Глава IX содержит требования в части строительства совхозов и колхозов. Местные здравотделы обязаны организовать санитарное обслуживание совхозов и колхозов таким образом, чтобы в этом отношении устранена была обезличка: каждый об'екг прикрепляется к определенному санинспектору. В каждом колхозе и совхозе должен иметься план санитарных и санитарно-технических мероприятий, согласованный с местной санитарной организацией и входящий как составная Ч1сгь в общехозяйственный план данного оэ'екта и вышестоящих об'единений (совхозтрест, колхозеоюз и т. п.). Основными частями плана должны явиться организация здравпункта и яслей, бани с прачечной, устройства по водоснабжению и очистке, детплощадки, ф изкультурные установки. Для каждого совхоза и колхоза обязательно наличие санитарного минимума, разраб данного местным сан-органом и осуществ ляемого хозорг.ном под кочтротем санинспектора и общественности. Последняя глава (XI) общей части содержит нормы, касающиеся требований к кадрам по санигарно-профилактическому обслуживанию (квалификация, усовершенствование) и специальных льгот для них. В отношении последнего в общем повторены уже имеющиеся законодательные акты по льготам для санзрачей, для персонала, работающего по борьбе с эпидемиями и т. д. Действующие положения унифицированы и уточнены применительно к условиям современности. Что касается подготовки кадров, то в проекте вносится ясность в отношении того, что должность санинспектора может занимать исключительно лицо с высшим медобразованием и к тому со специальным уклоном (сакпроффакультет, спецкурсы). Эта ясность необходима, так как в настоящее время профиль санинспектора ни в законах, ни в ведомственных распоряжениях НКЗдрава не установлен и на местах его определяют по разному; в Москве, согласно постановления Горсовета от 2 III. 1932 г. на эту должность могут назначаться и не врачи; то же и в ряде других городов.

Часть II кодекса—„Санигарные услозия строительства населенных мест"—распадается на 4 главы: 1) планировка; 2) жилища; 3) лечебно-профилактические учреждения; 4) культурно-просветительные учреждения. В отношение планировки кодекс устанавливает, каким санитарным требованиям должна удовлетворять планировка населенных мест, и в частности требования, пред'являемые к территории, предназначенной для населенного места. Т. к. выбор территории для населенного места в конечном итоге определяется экономическими

соображениями и очень часто—исходя из последних (близость месторождений ископаемых, пути сообщения и т. п.), то не всегда возможно получить для населенного мест а территорию, имеющую достаточно благоприятные естественные санитарно-гигиенические условия. Эти соображения легли в основу введения в главу „Планировка" статьи, которая гласит: „при невозможности выбора территории, удовлетворяющей полностью санитарным требованиям, должны быть выяснены и проработаны необходимые технические мероприятия по приведению территории в надлежащее санитарное состояние и по устранению имеющихся санитарных недочетов (осушка, ограждение от затопления, укрепление оврагов, уничтожение загрязнений и т. п.), в зависимости от которых окончательно разрешается вопрос о территории для заселенного пункта.

Детализированы в кодексе требования, пред'являемые к производственной части населенного места. В РСФСР—стране чрезвычайных темпов индустриализации— весьма важно увязать интересы индустриализации, как важнейшего условия социалистической экономики, с интересами санитарии, как неоспоримо важного условия той же экономики и социалистической реконструкции быта.

Три статьи посвящены специально вопросу о зеленых насаждениях, площадь которых в каждом населенном месте устанавливается минимум в 20 м2 на 1 жителя.

В отношении жилищ кодекс устанавливает санитарную норму жилой плошади—9 м2 на человека при высоте помещения в 2,8 м. Особые требования пред'являются при постройке домов-коммун и домов для жилищ рабочих, при проектировании которых обязательно предусмотреть помещения, облегчакшие возмсжность социалистической реконструкции быта (столовая, ясли, детсад, прачечная, клуб и т. п.).

Часть III кодекса — „Санитарные требования к благоустройству населенных мест и к обслуживанию населения" — подразделяется на 10 глав: 1) водоснабжение, 2) канализация, 3) очистка от отбросов, 4) внешнее блаюустройство, 5) погребение умерших, 6) ск0Т0М01Иль-ники, 7) об утильсырье, 8) предприятия для санитарно гигиенического обслуживания населения, 6) предметы быта и личной гигиены, 10) псих01игиека и психопрофилактика.

Совершенно новая страница в истории санитарного законодательства открывается введением последней главы. Ни один из действующих санитарных кодексов капиталистических стран не содержит норм, регламентирующих эту грсблеыу. Да и в советских pecnyfликах законодательных норм по этому вопросу до'сих пор не было издано, хотя практика социалистической строительства сама по ¿себе является наилучшим обеспечением укрепления невро-психической сферы трудящихся. В проекте Санитарного кодекса мы впервые попытались уложить проблему невропсихического оздоровления в определенные нормативы.

В кодексе сформулирована целевая установка советского правительства в области психогигкены и психопрофилактики в следующем виде: та) охрана неьро-психической сферы трудящихся для борьбы на фронте соцстроительства, для поднятия их псюсфизнчесьнх сил на уровень, обеспечивающий надлежащие темпы работы; б) создание условий, ослабляющих влияние на психофизическую сферу трудящихся неблагоприятных моментов внешней сферы: резких шумовых ю

и световых эфектов, зрелищ и т. п.; в) воспитание в сфере трудящихся основных черт волевого и эмоционального характера; г) приспособление к участию в общем трудовом под'еме на фронте социалистического строительства трудящихся, заболевших различным» формами расстройства психики, отказавшись от установки капиталистических систем на их обязательную изоляцию".

Психогигиенические мероприятия должны быть осуществлены & первую очередь при строительстве соцгородов, при коренном переустройстве городского хозяйства существующих промышленных » сельскохозяйственных центров путем оформления домов, улии, предприятий и т. п. в направлении, наиболее благоприятствующем развитию среди трудящихся эмоционально-положительных свойств.

Далее в этой главе содержатся статьи, предусматривающие конкретные формы обслуживания населения в области психогигиен» на базе вышеприведенных установок. Работу в области психогигиены непосредственно на производстве проводят здравпункты при консультации специальных учреждений (ст. 9 главы X). В этой же главе дьны нормы, предусматривающие борьбу с алкоголизмом и наркоманиями. I

Заключительной частью этой главы является введение в заков понятия „психогигиенический минимум", который должен осуществляться органами здравоохранения на базе самодеятельности трудящихся. Задачами психо) игиенического минимума являются: а) психогигиеническое оздоровление условий труда и быта; б) организация рг бочего отдыха и в) психогигиена и психотехника умственного-труда. Полное осуществление этого—музыка ближайшего будущего. Этой главой „Сани^рного кодекса" выполняется ленинская директив» „намечать в декретах путь развития". Советский закон должен, фиксируя настоящее, смотреть в то же время вперед, поскольку он издается в' ос> шествление партийной директивы, в осуществление политики, направленной к преобразовать ю общества, в осуществление формулировки Маркса, что „для нас дело идет не об изменении» частной собственности, а об ее уничтожении, не о затушевывании классовых противоречий, а сб уничтожении классов, не об улучшении существующего общества, а об основании нового" (курсив наш. И. Б в.).

В части IV— „Пищевая санитария"—приведены общие требования к пищевкусовым продуктам: нормирование содержания посторонних примесей, определение доброкачественности, фальсификации, функци» ведомств и общественности в надзоре за пищевым делом; особенно» важно разграничение ведомственных функций в о( ласти, где соприкасаются в работе органы НКЗдрава НКЗема (животные продукты,, сельскохозяйственные) и НКСнаба.

Особое внимание уделено санитарному обслуживанию общественного питания. Этому вопросу посвящена специальная глава (глава 6-я части IV кодекса). В ней даны основные нормы устр< йства » Оборудования предприятий общественного питания, нормы санобслу-живания (ликвидация обеэличьи). Совершенно новое, весьма сушест-вень.се требовььие предусматривает ст. 67 части IV кодекса—обязательность ценза санитарной грамотности для определенных категорий работников пищевого дела. На современном этапе нашего хсзяйст-веньсго и культурного развития мы вполне вправе выдвинуть такое требование, и оно выполнимо.

Часть V—„Промышленная санитария"—излагает задачи органов "здравоохранения в области промышленной санитарии: основные общие положения о санитарном благостройстве и содержании промышленных предприятий и затем важнейшие положнния о санитарном устройстве и содержании предприятий отдельных ведущих отраслей •промышленности (горной, металлургической, машиностроительной, химической) и в соцсекторе сельского хозяйства (совхозы, МТС). Отдельные главы посвящены вопросам медосмотра и профотбора .рабочих и подростков, борьбы с профтравматизмом и профотравлени-ями. В этой части кодекса развернута во всю ширину пролема коренного оздоровления труда, как одного из существенных условий •создания социалистического общества. Здесь имеется некоторый параллелизм с Кодексом законов о труде, который должен быгь видоизменен в процессе рассмотрения Санитарного кодекса соответствующими законодательными органами.

Часть VI—„Профилактика и борьба с эпидемиями и массовыми заразными болезнями"—состоит из глав: 1) острозаразные болезаи; 2) туберкулез; 3) венерические и паразитарные кожные болезни; 4) малярия; 5) проказа; 6) глистные заболевания (гельминтозы); 7) трахома.

Новое, что кодекс вносит в первой главе по сравнению с уже существующим положением: 1) де-сретируегся право здравотделов на осуществление в нужных случаях в принудительно« порядке изоляции острозаразных (и подозрительных) больных; 2) тоже—в •отношении освидетельствования, санобработки, производства предохранительных прививок и т. п., как мероприатий по борьбе с эпидемиями (в настоящ-.е время законом право на принудительные действия органам здравоохранения не предоставлено); 3) фиксированы определенные обязанности хозорганов по борьбе с эпидемиями: предоставление и оборудование помещений для госпитализации больных, производства дезинфекции, оборудование санпропускников и т. п. На Украине по этому поводу существует специальный закон (от 20.III. 1929 г.); в РСФСР это фактически проводится в ряде мест на основе договоренности в отдельных случаях хозорганов и здравотделов, но в законе обязанности хозорганов в этой области не установлены. Присылка экстренных извещений о случаях острозаразных заболеваний в настоящее время осуществится на основе пост. НКЗдрава 1919 г., где совершенно не уточнены категории лиц, обязанных эти извещения подавать, и пр!кгика в этом отношении идет самотеком или же базируется на местных обязательных постановлениях, далеко не однородных. В санитарном Кодексе этот момент нашел четкую регламентацию;4) нормы санигарно пропускных пунктов >и за чей счет они организуются; 5) состав и нормы дезучреждений Действующее постановление СН< РСФСР от 6.VI. 31 г. дает только «ормы дезустановок и то в слишком общей форме; 7) четкие нормы -в отношения бациллоносителей.

В отношении острозаразных болезней Санитарный кодекс зовет «с наступление на них сом<н/гыл фронтом, к наступление, рассчитанному на их потную ликвидацию, что в основном уже намечено постановлением СНК РСФСР от 1Э.VIII. 1930 г. »0 борьбе с элнде миями".

По линии борьбы с туберкулезом кодекс особо акцентирует внимание на профилактических меролриятих в производственной обста-12

новке и среди наиболее уязвимых возрастных групп населенно-Установлена обязанность госпитализации в 1-ую очередь: а) лиц, страдающих заразными формами туберкулеза, нуждающихся в лечении и проживающих в общежитиях (рабочих, студенческих и т п.); б) детей, страдающих заразными формами туберкулеза посещающих школы или находящихся в детдомах. В отношении туберкулезных больных производственных рабочих кодексом выдвинуто положение (ст. 18 второй главы, части VI): НКЗдрав и его местные органы проводят в целях снижения заболеваемости туберкулезом среди рабочих на предприятиях мероприятия по сохранению максимально длительной и устойчивой трудоспособности туббольных, находящихся у станка, по восстановлению трудоспособности у потерявших ее для скорейшего возвращения их на производство. Инструкция по применению-настоящей статьи издается НКЗдравом РСФСР по согласованию с НКТрудом РСФСР". Специальной статьей предусмотрена обязанность местных советов в населенных местах, имеющих повышенные показатели заболеваемости, по осуществлению широких профилактических мероприятий в области строительства и благоустройства населенных мест: озеленение, борьба с пылью, улучшенное замощение устройство физкультурных и детских площадок, оздоровление жилищных условий и т. д.

В области богьбы с венболезруки сохранен установленный постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 24.1. 1927 г. порядок допущения в нужных случаях принудительного освидетельствования и лечения, и ответственность за заражение венболезнью, предусмотренная ст. 150 Уголовного кодекса. Новые требования, имеющие широкое профилактическое значение и рассчитанные на большой эфект, содержатся в ст. ст. 20—25 главы кодекса—„Борьба с венерическими и паразитарными кожными болезнями", а именно: обязанности органов здравоохранения в промцентрах, на новостройках и в соцсекторе села, выражающиеся в поголовных осмотрах вновь прибывающих на< работу, лечении (а в нужных случаях и госпитализации) больных, организации летучих отрядов и выездных бригад, профилактических пунктов с круглосуточным дежурством, наличии в аптеках средств личной профилактики, массовой сантехпропаганде, здоровом половом воспитании и т. д. Успехи социалистического строительства подводят надежный базис под профилактику и борьбу с туберкулезом и венерическими болезнями. Будучи в капиталистических странах следствием социальных отношений, эти болезни в стране строящегося социализма являются следствием по преимуществу культурной и технической отсталости. Под'ем народного хозяйства, ликвидация технической отсталости гарантируют снижение до единичных случаев венеризма и туберкулеза. Роль Санитарного кодекса в этом отношении—наметить путь действия, помочь завершить ликвидацию этих болезней с наибольшей скоростью. Сказанное нами в основном дает представление о построении кодекса. Последняя глава кодекса содержит карательные санкции. В ней всего 3 статьи, из которых первая общего характера определяет формы карательных санкций, вторая трактует об административных взысканиях и третья об уголовной ответственности.. причем последняя статья отсылает к соответствующим нормам действующего Уголовного колекса.

В отличие от буржуазных кодексов, регламентирующих с мельчайшей точностью карательные санкции за отдельные правонаруше-

«ия, дозирующих эти санкции по принципу товарного паритета, (и ,да воздастся за содеянное равное"), мы центр тяжести кодекса видим далеко не в этом, следуя директиве т. Сталина: „репрессии являются необходимым элементом наступления, но элементом вспомогательным, а не главным. Главное в наступлении социализма, при наших современных условиях, состоит в усилении темпа развития яашей промышленности, в усилении темпа развития совхозов и колхозов, в усилении темпа экономического вытеснения капиталистических элементов города и дерев ш, в мобилизации масс вокруг социалистического строительства, в мобилизации масс против капитализма" •(Сталин—Полит-отчет ЦК ВКП(б) XVI партс'езду). Из этой основной предпосылки мы и исходили, строя Санитарный кодекс. Последний должен представить специально проработачное, согласованное в отдельных своих частях законодательство (А. Сысин, „Кодекс", Бол. мед. энциклоп., т. XIII, стр. 205).

Один из основоположников советского права, П. Стучка, в статье, напечатанной в журнале „Революция права", № 2, 192) г., выражает опасение, что „потоки новых, волны старых, пачки о сдельных статей и дополнений к кодексам угрожают захлестнуть нас". И далее он пишет: „надо отделить законы—право от чисто технических, ведомственных узаконений и распоряжений". В отношении сачитарного законодательства у нас в настоящее время это неприменимо. Проблема оздоровления не является проблемой одного ведомства Все ведомства, все хозорганы, вся масса трудящихся должны принимать участие в проведении широчайших оздоровительных мероприятий; здесь мы подходим вплотную к взаимоотношениям разных ведомств, к обязанностям госорганов, коллективов, отдельных граждан. На данном этапе соцстроительства, когда государственные функции еще полностью сохраняются и прано, сформулированное в законах, в кодексе, является, по выражению т. Стучка, „организованным способом массового воздействия", для урегулирования ведомственных отношений и отношений госорганов к отдельным лицам необходимо четкое санитарное законодательство; наличие большого опыта в этом отношении дает нам основания свести его в стройную систему в виде специального кодекса, который должен помочь государству в осуществлении „планового руководства и систематического под'ема материального и культурного уровня трудящихся".

Наличие Санитарного кодекса не исключает местных обязательных постановлений и ведомственных инструкций, норм и т. п., издаваемых в развитие отдельных статей кодекса. В кодексе мы получаем основную законодательную базу для работы по оздоровлению страны; он явится своеобразным вооружением для органов государственного санитарного обслуживания, для всех органов здравоохранения, для пролетарской общественности, привлеченной к работе по санобслу-живанию. Проработка первого варианта проекта кодекса пр поджалась 8 месяцев (с 1Л'П. 1931 г. по 1 .VI. 1932 г.) против 3-х лет, затраченных в 1913—1916 гг. в дореволюционной России правительственной комиссией Рейна на подготовку проекта Устава здравоохранения, не успевшего получить силы закона.

Проект нашего Санитарного кодекса проработан в научных институтах, выде ливших для этой работы свои лучшие силы. Но все же и это не гарантирует от возможных пробелов в работе, от недочетов кодекса, недооценки им одних моментов и переоценки дру*

гих. Кодекс периода социалистической реконструкции должен быть документом, обязывающим к действию, отвечающему во всем интересам грандиознейшего^ процесса социалистического строительства, документом вполне выдержанным с точки зрения марксистско-ленинской методологии. Мы вправе отнестись к нему строго критически.

Он должен пройти ряд фильтров раньше, чем поступит на рассмотрение правительства. Такими фильтрами должны быть Комака-демия, научные институты системы здравоохранения—центральные и периферические, — научные медицинские общества, профсоюзные и др. массовые рабочие организации, заинтересованные ведомства, местные органы здравоохранения и т. п.

В настоящее время редактированием проекта занимается специальная комиссия, назначенная НКЗдравом. Мы выражаем пожелание, чтобы проредактированный комиссией проект после одобрения его коллегией НКЗдрава был опубликован, чтобы его можно было подвергнуть широчайшей дискуссии, в которой должны принять участие все, кому дороги интересы советского здравоохранения1. Очень удачно было бы приурочить это издание к с'езду санитарных врачей, чтобы на нем можно было поставить обсуждение проекта кодекса.

Санитарный кодекс реконструктивного периода не должен быть продуктом кабинетной работы; на нем должна лежать печать коллективного творчества.

ОСНОВЫ САНИТАРНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА в ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ 2

Т. М. Брон (Москва) Из opr.-план. отдела Ин-та саниприи и гигиены ОЗДяП (дир. ин-та А. Я. Гольдфельж

зав. отделом А. В. Мольков) Поступила 14.IV.1932 '

Начатая ныне НКЗдравом и проводимая при участии его научных институтов работа по составлению и изданию Санитарного кодекса РСФСР должна воспо жить давно существовавший пробел в законодательном нормировании санитарных мероприятий и в приведении в стройную систему изданных ранее законоположений в области здравоохранения.

На практике отсутствие у нас санитарного кодекса приводило к тому, что в общем потоке различных декретов и распоряжений издававшихся ad hoc и при изменившихся обстоятельствах часто терявших прежнее значение, в потоке скрещивающихся веяний и течений разных периодов и различных источников терялись нередко основные установки, основная целеустремленность законодательной мысли. В результате мы встречались сплошь и рядом и встречаемся еще до сих пор с тем явлением, что осуществление на местах практики санитарных мероприятий вело и ведет к немалым затруднениям ввиду отсутствия в соответствующих областях точно регламентированных законоположений или ввиду явной противоречивости исходящих от различных ведомств распоряжений. В интересующей нас практике охраны здоровья детей и подростков это сказывается, может быть, в большей мере, чем в других областях здравоохранения.

1 К моменту выхода настоящей книжки в свет «Проект санитарного кодекса» опубликован (Медгиз, Москва, 193.:).

* В порядке обсуждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.