Научная статья на тему 'САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВОЙСК ЗАПАДНОГО И 3-ГО БЕЛОРУССКОГО ФРОНТОВ В ГОДЫ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ'

САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВОЙСК ЗАПАДНОГО И 3-ГО БЕЛОРУССКОГО ФРОНТОВ В ГОДЫ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
35
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВОЙСК ЗАПАДНОГО И 3-ГО БЕЛОРУССКОГО ФРОНТОВ В ГОДЫ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ»

С. М. Рысс, Б. А. Кудряшов, Д. И. Лобанов, К. С. Петровский, А. Д. Беззубов, В. А. Девятнин и др.

Научные работы, посвященные изучению витаминов и использованию их с целью профилактики авитаминозов, проводились не только в научных институтах и специализированных лабораториях тыла, но и в действующей армии, во фронтовых санитарно-эпидемиологических лабораториях (СЭЛ), в армейских санитарно-эпидемиологических отрядах (СЭО), в полевых госпиталях и др. Особенно плодотворной была деятельность в области изучения и практического внедрения методов и форм эффективности профилактики авитаминозов СЭЛ-316 Западного фронта, СЭЛ Ленинградского фронта и др. Большой вклад в профилактику авитаминозов в войсках внесли фронтовые и армейские гигиенисты, а также работники СЭЛ и СЭО 3. М. Аграновский, В. П. Борисов, П. А. Вавилин, Б. Л. Гордин, А. О. Натансон, С. Г. Смирнов, Б. И. Шомин и многие другие.

Важную роль в обеспечении высокой эффективности профилактической работы в войсках сыграли фронтовые и армейские конференции, а также сборы, систематически проводившиеся на всех фронтах и во внутренних округах. Известное влияние на работу военных гигиенистов в войсках, связанных с предупреждением авитаминозов, оказывали пленумы гигиенической секции Ученого медицинского совета при начальнике Главного военно-медицинского управления. Гигиеническая секция возглавлялась Ф. Г. Кротковым, вносившим много нового, прогрессивного и оригинального в организацию гигиенического обеспечения войск, в том числе и в организацию эффективной профилактики авитаминозов.

Поступила 8/1 1975 г.

УДК 614.3:355(091) «1941-1945»

Доц. П. А. Вавилин (Москва)

САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВОЙСК ЗАПАДНОГО И 3-ГО БЕЛОРУССКОГО ФРОНТОВ В ГОДЫ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Главной целью гигиенической службы, созданной в 1942 г. в Советской Армии, являлась организация и проведение широкого комплекса санитарно-гигиенических мероприятий, направленных на сохранение здоровья и боеспособности личного состава войск. Был создан Институт главных гигиенистов фронтов и армий. В обязанности главных гигиенистов фронтов входило руководство деятельностью главных гигиенистов армий, постановка перед ними задач, контроль за их выполнением и оказание помощи в работе; организация и осуществление медицинского контроля за качеством и полноценностью питания войск, а также санитарного надзора за организацией питания в войсках, включая мероприятия по профилактике авитаминозов, пищевых отравлений и острых желудочно-кишечных заболеваний; осуществление санитарного контроля за водоснабжением войск, качеством воды, потребляемой частями, ее эпидемиологической и санитарной безвредностью; организация и осуществление санитарного контроля за удалением и обезвреживанием нечистот и отбросов, профилактикой простудных заболеваний и отморожений среди личного состава, очисткой полей сражения.

Автор этих строк являлся главным гигиенистом Западного, а затем 3-го' Белорусского фронта. В организационном отношении наша работа проходила под руководством начальника санитарного управления фронта

М. М. Гурвича и главного гигиениста Красной Армии проф. Ф. Г. Кроткова. Повседневный контакт мы поддерживали с санитарно-эпидемиологической лабораторией фронта (СЭЛ-316), с главным эпидемиологом фронта и начальником 3-го отдела санитарного управления, что диктовалось фронтовой обстановкой и невозможностью разграничения санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий. Нами поддерживался постоянный деловой контакт с управлением продовольственным снабжением фронта, выражавшийся в участии в совместных комиссиях по обследованию частей и соединений, разработке правил, регламентирующих санитарный режим на местах, относящийся к заготовке, хранению и обработке пищевых продуктов, в испытаниях и принятии на снабжение войск новых пищевых продуктов. Мероприятия, касающиеся принципиальных вопросов организации питания войск, предварительно согласовывались с санитарным управлением фронта. Для повышения эффективности санитарного надзора в 1943 г. по нашему предложению приказом начальника тыла фронта к управлению продовольственного снабжения был прикомандирован для постоянной работы врач-специалист по питанию, который по нашим заданиям выполнял значительную работу по контролю за организацией питания войск.

Согласно приказу начальника санитарного управления фронта главный гигиенист фронта обязан был 70—75% рабочего времени проводить непосредственно в действующих частях и только 25—30% — в санитарном управлении для обобщения полученных на местах материалов.

Нам хотелось бы кратко остановиться на некоторых изменениях представлений в гигиеническом обеспечении войск, возникших в ходе войны.

Так, в довоенный период считали невозможным и даже недопустимым хлорирование воды в колодцах. Однако уже опыт нескольких месяцев войны выявил необходимость организации хлорирования воды в колодцах для бесперебойного удовлетворения потребности войск в ней. Это потребовало срочного изучения и разработки специальной инструкции по хлорированию воды в колодцах и копанках с тем, чтобы этой инструкцией постоянно пользовались части и подразделения фронта. Понадобилось также разработать портативные карманные наборы для определения на месте содержания активного хлора в воде с целью осуществления контроля за качеством хлорирования ее в колодцах. Было организовано массовое изготовление таких наборов на базе СЭЛ-316 и обеспечение ими армейских санитарно-эпидемиологических отрядов, войсковых соединений, частей и подразделений.

Что касается использования открытых водоисточников, то опыт Великой Отечественной войны показал, что вода из них должна подвергаться обязательному и надежному обеззараживанию путем кипячения или хлорирования.

До Великой Отечественной войны у нас не было экспресс-методов гигиенических и токсикологических исследований воды и пищевых продуктов. Все исследования с необходимым для них лабораторным оборудованием проводились по стандартным методам, довольно сложным и длительным по времени их выполнения, требующим громоздкого лабораторного оборудования и использования жидких реактивов.

Все лабораторные стандартные укладки, предназначенные для оснащения фронтовых и армейских лабораторий, а также подвижных автолабораторий, были рассчитаны на выполнение исследований воды и пищевых продуктов по стандартным методам. Это являлось большим недостатком и затрудняло, а в ряде случаев делало невозможным проведение необходимых гигиенических исследований. Исследования калорийности готовой пищи в войсках классическим методом с определением азота (белка) по Кьельдалю и жира по Сокслету не проводились не только в армейских санитарно-эпидемиологических отрядах, но и во фронтовых СЭЛ. В свою очередь определение калорийности готовой пищи только расчетным мето-

дом (по таблицам) не удовлетворяло интендантскую службу и тем более представителей медицинской службы. Все это побудило срочно заняться разработкой экспресс-методов, возможных для применения в полевых условиях и в то же время достаточно достоверных для практических выводов. Так, с целью осуществления постоянного контроля за качеством и полноценностью питания в войсках фронта было крайне необходимо разработать экспресс-метод определения калорийности пищи.

В начале 1943 г. усилиями гигиенистов и химиков СЭЛ-316 Западного фронта такой экспресс-метод был разработан, и на его основе сконструирован портативный и легко переносимый (1 человеком) набор, названный нами набором Муссабекова (по фамилии химика СЭЛ-316, вложившего наибольший вклад в создание набора). Затем на базе СЭЛ-316 было налажено массовое производство таких наборов для обеспечения ими армейских санитарно-эпидемиологических отрядов, автолабораторий и госпиталей Западного фронта, а несколько позднее они получили уже распространение и на других фронтах. Такие портативные и легко переносимые наборы сыграли большую роль в осуществлении массового лабораторного контроля за полноценностью готовой пищи в войсках.

До Великой Отечественной войны у нас не было экспресс-методов лабораторного исследования хлеба — основного продукта питания войск, на долю которого приходилось около 40% суточной нормы белков, 10 % жиров и 70% углеводов, а также 50% калорийности суточного рациона солдата. Разработанные нами еще в 1939 г. и успешно примененные в лаборатории на одном из экспериментальных полевых автохлебозаводов во время боев с белофиннами экспресс-методы лабораторного исследования хлеба не получили распространения в довоенный период. Во время Великой Отечественной войны по линии управления продовольственного снабжения Красной Армии лаборатории на полевых автохлебозаводах и хлебопекарнях в армиях и фронтах не были предусмотрены штатным расписанием.

Придавая важное значение обеспечению войск доброкачественным хлебом, мы с первых же дней своей работы в качестве главного гигиениста фронта совместно с работниками управления продовольственного снабжения фронта занялись организацией специальных лабораторий на полевых автохлебозаводах и хлебопекарнях армейского и фронтового подчинения, предназначенных для проведения исследований сырья и готового хлеба по разработанной нами инструкции с применением экспресс-методов. Уже в первом квартале 1943 г. такие лаборатории были организованы на всех армейских и фронтовых полевых автохлебозаводах и хлебопекарнях. Эти лаборатории были обеспечены необходимым оборудованием и кадрами, предварительно подготовленными на базе армейских санитарно-эпидемиологических отрядов и СЭЛ фронта и находившимися под их контролем. Лаборатории на полевых автохлебозаводах и хлебопекарнях, применявшие упрощенные и ускоренные методы исследования сырья и хлеба, существовали почти до конца войны и полностью оправдали свое назначение. Они обеспечивали повседневный контроль за качеством муки и хлеба, способствуя улучшению работы полевых автохлебозаводов и пекарен по изготовлению доброкачественного хлеба для войск.

Обеспечение войск всеми пищевыми продуктами и овощами в полном ассортименте, а также витаминными препаратами возлагалось на продовольственную службу Красной Армии вплоть до 1943 г. Однако уже в первый год Великой Отечественной войны возникли серьезные затруднения в снабжении войск овощами и некоторыми другими свежими пищевыми продуктами (мясо и др.), что повлекло за собой усиление замены хлеба сухарями, мяса — мясными или мясобобовыми консервами или салом — шпиг, картофеля и овощей — сухими овощами и крупами и т. д. В связи с этим возникла необходимость систематического витаминного обеспечения для предупреждения развития гиповитаминозных состояний. Угроза

развития авитаминозов среди личного состава войск, особенно цинги и куриной слепоты по примеру всех прошлых войн, стала вполне реальной. Это побудило к энергичной разработке и проведению ряда таких мероприятий по профилактике авитаминозов, которых не было до Великой Отечественной войны. Так, в зимне-весенние месяцы 1942—1943 гг. в СЭЛ-316 Западного фронта были разработаны 2 способа изготовления витаминных настоев из хвои, вместе с тем была составлена, размножена и направлена в войска специальная инструкция по приготовлению и применению таких настоев. В войсках были организованы массовое изготовление и выдача бойцам перед приемом пищи хвойных настоев, витаминная ценность которых находилась под контролем работников медицинской службы.

Одновременно в СЭЛ-316 были использованы экспресс-метод и специальный карманный, портативный набор для определения содержания аскорбиновой кислоты в хвойных настоях непосредственно на месте их приготовления.

Такие наборы затем изготовлялись в СЭЛ-316 в значительных количествах и направлялись в войсковые части, где с их помощью осуществляли контроль за качеством хвойных настоев.

Необходимо отметить, что до Великой Отечественной войны никто из гигиенистов не предполагал возможности и реальности широкого использования витаминных настоев из хвойных пород деревьев с целью профилактики авитаминоза-С в действующей армии. В связи с этим нельзя не вспомнить один интересный факт. Зимой 1942 г., узнав о том, что Щелковский витаминный завод под Москвой (который до войны был основным витаминным предприятием в СССР) не работает уже с осени 1941 г., мы выяснили непосредственно на месте причины его остановки; затем договорились с администрацией завода об оказании ей необходимой помощи для пуска его и изготовления витаминных концентратов из хвои для обеспечения войск Западного фронта. Щелковский витаминный завод не работал из-за отсутствия топлива и транспорта для подвоза сырья, а также из-за ухода на фронт многих рабочих. После нашего донесения об этом начальнику тыла фронта был составлен и издан приказ, согласно которому Щелковскому витаминному заводу были предоставлены несколько грузовых автомашин и взвод солдат для заготовки и подвоза сырья и топлива. В результате таких мер завод снова заработал (чему были очень рады рабочие) и стали изготовлять С-витаминный концентрат из хвои по нашему договору для войск фронта.

Обеспечение войск хвойными настоями и С-витаминным концентратом из хвои имело огромное значение для профилактики авитаминоза-С. В результате выраженных заболеваний цингой в войсках фронта не было, за исключением лишь отдельных случаев.

Значительные трудности возникли в борьбе с куриной слепотой (гемералопией), которая получила некоторое распространение в весенние месяцы 1942 и 1943 гг. в ряде частей и подразделений и особенно в тех, где наблюдалась повышенная нагрузка на орган зрения. Заболевания начали возрастать с февраля, достигли максимума в апреле и первой половине мая, а затем в июле снизились до минимума. В борьбе с гемералопией широко использовались в питании войск первые блюда из щавеля и крапивы, которые приготовлялись по специально составленной нами инструкции.

В дальнейшем широкое применение концентрата витамина А и других препаратов витамина А позволило полностью ликвидировать заболевания гемералопией в войсках.

В заключение следует указать, что в годы Великой Отечественной войны, несмотря на значительные трудности, гигиеническая служба фронта успешно справилась с возложенными на нее задачами. Об этом свидетельствовало почти полное отсутствие среди личного состава действующих войск таких заболеваний, как пищевые токсикоинфекции и интоксикации, ави-

таминозы (за исключением гемералопии) и массовые острые желудочно-кишечные инфекции.

В целях усиления санитарного надзора за объектами внешней среды — воздуха, воды, почвы, пищевых продуктов, пищи и т. д.— потребовалась разработка современных, унифицированных ¡экспресс-методов исследования, основанных на автоматике, электронике и других достижениях науки и техники.

Старая истина гласит: нельзя забывать ошибок прошлого. Необходимо обучать гигиенические кадры тому, что может понадобиться в будущем.

Прошло 30 лет с тех пор, как отгремели последние залпы Великой Отечественной войны. За эти десятилетия в мире произошло много перемен. Давно зарубцевались раны, нанесенные немецким фашизмом нашей земле. В жизнь вступило новое поколение, не испытавшее войны. Но и через многие годы и события неугасимой звездой сверкает для нас праздничный день 9 мая 1945 года, озаряющий нашу жизнь и дела светом великой победы.

Поступила 18/Х 1974 г.

УДК 614.3:355(571.6X091) «1941-1945»

Проф. А. Н. Марей (Москва)

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ САНИТАРНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЙСК ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ФРОНТА В 1941—1945 гг.

В годы Великой Отечественной войны судьба нашей Родины, как известно, решалась на ее западных рубежах. Намерения заправил оси Берлин — Рим — Токио повлиять на ход войны путем вторжения японской армии в советские дальневосточные районы были сорваны путем сохранения здесь мощной группировки советских войск. Дальневосточный фронт, в состав которого входила и 1-я Краснознаменная Армия, где мне довелось служить, являлся не только надежным щитом дальневосточных рубежей Советского Союза, но и кузницей кадров, сыгравших существенную роль в разгроме немецко-фашистских войск под Москвой, у стен Сталинграда и т. д.

С первых дней войны войска Дальневосточного фронта были приведены в боевую готовность и находились в напряженном состоянии, со дня на день ожидая нападения японцев. Положение обострилось к лету 1942 г., когда значительная часть войск и боевой техники фронта была переброшена на запад. Командование было вынуждено наряду с другими мерами организовать специальное обследование некоторых районов Сихотэ-Алиньского хребта (Приморье) с целью установления возможности передислокации сюда армейских тыловых учреждений (госпиталей, складов) на случай нападения японцев. Участвуя в этой 3-месячной экспедиции по нехоженым дебрям Уссурийской тайги с выходом к побережью Японского моря, я нмел возможность непосредственно познакомиться с местной экзотикой — начиная от хозяев тайги — медведей и «корня жизни»— женьшеня и кончая гнусом и клещами — переносчиками энцефалита и т. д. К тому же всем 14 участникам экспедиции пришлось около месяца находиться в тайге на «подножном корму», питаясь исключительно ее дарами — амурским виноградом, орехами, мясом изюбра без соли. Несмотря на это, задача, поставленная перед нами командованием, была выполнена. Мой вклад в решение этой задачи составило военно-санитарное описание обследованного района и соображения, касающиеся его использования в случае войны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.