Научная статья на тему 'САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА КВАРТАЛА КАПИТАЛЬНОГО МАЛОЭТАЖНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА'

САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА КВАРТАЛА КАПИТАЛЬНОГО МАЛОЭТАЖНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
34
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА КВАРТАЛА КАПИТАЛЬНОГО МАЛОЭТАЖНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА»

КРАТКИЕ СООБЩЕНИЯ -- -

САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА КВАРТАЛА КАПИТАЛЬНОГО МАЛОЭТАЖНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

Санитарный врач Б. А. Данилович Из Сталинской районной санитарно-эпидемиологической станции Москвы

Наряду с планировкой кварталов многоэтажного строительства большое значение имеет и застройка кварталов с малой этажностью. В связи с этим перед саянтарными органами возникают вопросы санитарно-гигиенической оценки кварталов малоэтажного строительства, для освещения которых весьма ценным явился бы учет опыта планировки уже существующих кварталов. В качестве примера планировки квартала малоэтажного строительства может быть представлена существующая застройка одного из жилых кварталов Сталинского района Москвы, положительные и отрицательные стороны которой могут быть приняты во внимание при экспертизе проектов кварталов подобного типа.

В Сталинском районе Москвы, как и в ряде других районов города, в период с 1946 по 1950 г. широко применялась застройка свободных земельных участков капитальными жилыми домами высотой в 3—4 этажа. Как правило, эта застройка проводилась в виде отдельных кварталов размером не более 5 га.

Описываемый нами квартал расположен в районе 12—14-й Парковых улиц. Квартал имеет форму прямоугольника, вытянутого с севера на юг, с уклоном рельефа на юго-восток. Застройка квартала — смешанная, в виде отдельных, не-блокированных зданий в 2—3 этажа, со всеми видами благоустройства. Здания расположены как по периметру квартала, так и внутри его.

Строительство квартала было начато в 1946 г. по утвержденному проекту, разработанному архитектором Г. Г. Малян, и закончено в 1950 г. Всего на территории квартала размещено 24 строения, из них 14 строений представляют собой жилые дома квартирного типа, 5 строений — дома типа общежитий, 2 строения — детские учреждения (ясли и детские сады) и 3 строения относятся к хозяйственным и включают котельную поселка с прилегающей территорией хозяйственного двора, помещение пуша на 2 отделения и гараж на 3 индивидуальные машины. В центре квартала на насыпном грунте высотой 1,5 м создан внутриквартальный сад. Помимо сада, зеленые насаждения хорошо представлены в виде газонов и кустарников, расположенных между жилыми домами, и посадок деревьев по всему кварталу. На небольшом расстоянии от сада располагаются спортивная площадка и детская площадка для неорганизованных детей, оборудованная необходимым инвентарем. Все проезды внутри квартала и территории хозяйственого двора асфальтированы. Санитарно-гигиеническая оценка рассматриваемого квартала проведена нами на основании данных санитарного обследования, с учетом норм строительного проектирования, утвержденных Государственным комитетом Совета Министров СССР по делам строительства.

Анализ полученных данных позволяет отметить следующие положительные моменты в планировке квартала. Квартал занимает территорию в 5 га, что является оптимальным для квартала с малоэтажной застройкой. Процент застройки (20) и количество жилой площади (2000 м2) на I га квартала соответствуют нормативам и отвечают гигиеническим требованиям. Отсутствие блокированных зданий с наличием разрывов более двух высот по фасаду и более полутора высот между торцами, соответствие длины корпусов 2—3-кратной их высоте способствует достаточной аэрации и инсоляции квартала. Количество зеленых насаждений, достигающих 58%, или 25 м2, на одного проживающего при наличии внутриквартального сада создает хорошие условия для отдыха населения. Наличие хорошо оборудованных газонов между жилыми домами и кустарниковых посадок в летнее время резко снижает запыленность внутри квартала. К положительным факторам следует отнести также наличие на территории квартала душевого павильона, небольшой физкультурной площадки и внутриквартальных детских учреждений (ясли и детский сад).

Наряду с отмеченными положительными факторами, благоприятствующими условиям проживания населения, в планировке квартала имеется и ряд недостатков. Вертикальная планировка квартала решалась в отрыве от общей вертикальной планировки района, что при отсутствии водостоков явилось причиной проникновения

дождевых и талых вод в подвалы жилых домов. Широтная ориентация части зданий (шести) привела к тому, что значительное количество комнат в них имеет северную ориентацию. Однако следует отметить, что такое планировочное решение смягчено тем, что большая часть северных комнат имеет дополнительные окна на запад и восток, так как дома односекционные.

При размещении детских учреждений — яслей (на 66 мест) и детского сада (на 100 мест) был нарушен основной принцип размещения детских учреждений внутри квартала. Как здание яслей, так и здание детского сада размещены в боковых частях квартала. Вследствие этого разрыв между торцевой частью здания детского сада, обращенной к проезжей улице, и красной линией составляет всего лишь 4,5 м вместо 15 м по нормам. Были нарушены и размеры земельных участков в сторону их уменьшения против существующих нормативов. Это в свою очередь привело к снижению величины средней площадки участка на одного ребенка по яслям до 21 м2 против нормы в 25 м2, а по детскому саду—до 25 м2 против нормы в 30 м2. Помимо этого, в помещении яслей имело место устройство одной из веранд с ориентацией ее длинной стороны на север, что не отвечает гигиеническим требованиям. К существенным недостаткам следует отнести близкое расположение яслей от крытого хранилища угля (42 м) и от котельной поселка (50 м).

Оценивая достаточность обеспечения населения детскими учреждениями, следует отметить, что, по ориентировочным подсчетам, охват ими детей ясельного возраста составляет 71%, а дошкольного — 87%, что может быть признано вполне удовлетворяющим требованиям.

Согласно генеральному плану застройки квартала, места установки металлических мусоросборников предусматривались разбросанно по всему кварталу на открытых площадках. Проживающие в домах категорически возражали против подобного размещения мусоросборников; жильцами было предъявлено требование домоуправлению относительно перемещения мусоросборников на территорию хозяйственного двора, хотя дальность прокоса мусора для ряда домов при этом возросла до 200—300 м. Более чем пятилетний период эксплуатации мусоросборников при расположении их на территории хозяйственного двора подтвердил, что санитарное состояние территории квартала от этого не ухудшилось

Отопление жилых зданий рассматриваемого квартала осуществляется от отдельно стоящей котельной, расположенной на юго-восточном углу квартала. Это является положительным фактором. Однако несоблюдение ряда обязательных условий, в частности расстояния между котельной и жилыми домами в 50 м, наличия хотя бы простейшей золоулавливающей установки, крытого хранилища угля, — все это привело к ухудшению санитарных условий проживания населения. Как показало обследование, расстояние от котельной до ближайшего жилого дома составляет всего лишь 12,5 м, а минимальный разрыв между складом угля и жилым домом — 7,5 м. Мощность котельной в среднем составляет 8—9 т угля в сутки. Высота трубы 30 м. Сжигание топлива слоевое с применением механического дутья. Загрузка топлива производится вручную. В момент шуровки котлов над трубой отчетливо виден черный факел дыма.

Для выяснения влияния выбросов от котельной на санитарные условия проживающего населения нами было проведено исследование на запыленность как с применением аспирационного метода, так и метода снеговых проб, а также был проведен опрос населения относительно беспокойств, причиняемых котельной.

По данным санитарно-эпидемиологической станции, в данной части района ка-кие-либо источники загрязнения воздушной среды (выбросы промышленных предприятий) отсутствуют. Исследование запыленности воздуха с помощью аспирационного метода проводили в течение отопительного сезона 1954/55 г. Стационарная точка отбора проб воздуха была расположена в 80 м от котельной в направлении от нее на север — северо-запад. Отбор проб проводили одномоментно два раза в неделю. Длительность отбора проб составляла 2Ч2 часа. Количество просасываемого воздуха через аллонж с ватой — 3500 л. Просасывание воздуха проводилось с помощью пылесоса. Всего за этот период было отобрано 72 пробы. Минимальная концентрация пыли составляла 0,08 мг/м3, максимальная — 0,74 мг/м3. Из 32 положительных проб в 6 пробах пыль обнаружена в концентрациях, превышающих разовые предельно допустимые для атмосферного воздуха. Кроме того, из остальных положительных проб 13 имели концентрацию от 0,17 м до 0.4 мг/м3. Наибольшая концентрация пыли в пробах наблюдалась при совпадении времени отбора проб с чисткой и шуровкой котлов.

Отбор снеговых проб производили с помощью бура по общепринятой методике. Были взяты 4 точки, из которых 2 располагались в радиусе 50 м, причем одна в направлении от котельной на север—северо-запад, другая на запад—северо-запад (соответственно 2 сторонам квартала) и 2 точки располагались в радиусе 100 м по тем же направлениям, что и первые 2 точки. Отбор проб производили с 15 декабря 1954 г. по 19 марта 1955 г. Для контроля сделали отбор снеговых проб в лесо-парковой зоне Измайловского парка культуры и отдыха, удаленной от каких-

1 Размещение мусоросборников на расстоянии 200—300 м следует рассматри-

вать как частный случай для данного квартала.

либо источников загрязнения. В результате исследования на территории квартала были получены следующие результаты запыленности на 1 м2 поверхности.

В контрольных пробах в зоне Измайловского парта пыль определяли в количе стве, не превышающем 0,2 г/м2.

Проведенный опрос населения, проживающего в квартале, подтвердил результаты лабораторных исследований. Всего было опрошено 110 человек. Из них проживающих в зоне 50 м от котельной 43 и в зоне 100 м — 67. Наиболее число жалоб на неблагоприятное влияние котельной на условия проживания в квартале были получены от проживающих в домах, расположенных в зоне 50 м (37 из 43 опрошенных). На расстоянии 100 м от котельной также были жалобы на пыль, но преимущественно со стороны жильцов, окна квартир которых были обращены в сторону котель ной (40 из 67 опрошенных).

Проживающие отмечали ограничение вре мени пользования открытыми форточками из-за значительной запыленности. Были жалобы на невозможность производить сушку белья на улице. Отмечалась необходимость закрывать лицо грудных детей при прогулке с ними на территории квартала. Персоналом яслей отмечалось значительное ограничение пользованием верандой, выходящей в сторону ко тельной.

Проведенное обследование жилого квар тала показало, что указанные недостатки в егс планировке значительно ухудшают санитарные условия проживания населения. Следуют отметить, что при своевременной и выполненной на должном уровне санитарной экспертизе проекта планировки можно было бы предупредить отрицательное влияние таких неблагоприятных факторов, как близость расположения жилых домов и детских учреждений от котельной квартала, отсутствие простейшей золоулавливающей установки и крытого хранилища угля, расположения детских учреждений не в глубине квартала, а по периметру, неправильное расположение мусоросборников и отсутствие специальных утепленных и благоустроенных помещений для их сбора.

Все сказанное еще раз подтверждает необходимость уделять как можно больше внимания предупредительному надзору в деятельности санитарных врачей.

Поступила 8/11 1956 г

& V V

МЕТОД ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЙОДА В ПРИРОДНЫХ ВОДАХ

Е. Н. Беляева

Из Института гигиены труда и профессиональных заболеваний АМН СССР

Количественное определение йода в природных водах связано с выделение»» его из общей массы воднорастворимых минеральных и органических веществ. _

Распространен метод определения йода в воде, по которому отделение йода от минеральных примесей, затрудняющих определение, производят посредством многократного экстрагирования, а от органических — путем осторожного, тоже многократного прокаливания. Все эти операции отнимают много времени и нередко приводят к значительным потерям йода.

Разработанный нами метод, в основу которого взяты принципы микроанализа, отличается быстротой и хорошей точностью, так как позволяет делать в день несколько определений малых концентраций йода в воде с точностью до десятых долей гаммы. Принцип метода заключается в выделении йода из общей массы веществ, растворенных в воде, посредством отгонки свободного йода с окислением органических примесей хромовой смесью. Отогнанный йод количественно определяется йодометрическим или колориметрическим способом.

Для анализа на содержание йода берется такое количество воды, которое может дать общее количество йода около 1 ч и более. Определенный объем отстоенной воды, отобранной для анализа, подщелачивается несколькими каплями 0,1 н. раствора поташа (очищенного от йода) до розового окрашивания с фенолфталеином по капельной пробе и выпаривается до объема в 20—25 мл. Сконцентрированный водный раствор переносится количественно в колбу прибора для отгонки йода.

Разложение органических примесей воды производится посредством воздействии на сконцентрированную пробу сильного окислителя — двухромовокислого калия в присутствии серной кислоты при кипячении. Техника проведения разложения органи-

Количество пыли в различных точках квартала

Расстояние от котельной (в ы) Количество пыли (в г/м2) при направлении от котельной

на север— северо-запад на запад— северо запад

50 5 3,8

100 4 3,2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.