лимфоцитов. Содержание последних коррелировало с числом их малых клеточных форм. Наряду с этим общее содержание лейкоцитов имело высокую корреляционную связь с числом нейтрофи-лов и их сегментоядерных клеточных форм.
Комбинированное воздействие хлорида кадмия (7,5 мг/кг) и нитрата свинца на уровне 10 ПДК вызывало усиление эмбриотоксических свойств кадмия, выражающееся в значительном (в 1,6— 2,3 раза) достоверном увеличении постимпланта-ционной и общей эмбриональной смертности [3] на фоне снижения в крови общего числа лейкоцитов, лимфоцитов, нейтрофилов и моноцитов. При этом наблюдалась высокая сопряженность общего числа лейкоцитов с содержанием лимфоцитов и нейтрофилов, а также отрицательная корреляционная связь между содержанием палочкоядер-ных нейтрофилов и эозинофилов. Данные изменения корреляционных связей изученных клеток, по-видимому, отражают особенности развития адаптационных реакций лейкоцитов при действии хлорида кадмия и нитрата свинца и обусловливают необходимость более глубокого исследования нейтрофилов и эозинофилов.
Таким образом, анализ корреляционных связей клеток крови позволяет получить дополнительные сведения о закономерностях их взаимодействия с неблагоприятными факторами окру-
жающей среды и способствует выявлению роли отдельных типов лейкоцитов в формировании адаптационных процессов организма. Дальнейший анализ изменений корреляционных связей лейкоцитарных клеток крови при развитии различных биоэффектов химических соединений позволит, по нашему мнению, выявить их прогностическую значимость для оценки состояния организма на уровне функциональных нарушений.
Литература
1. Гасимова 3. М., Казачков В. И., Литвинов Н. Н. // Региональная конф. «Медико-экологические аспекты морфологии легких»: Тезисы докладов.- Благовещенск, 1989.— С. 81—82.
2. Казачков В. И., Гасимова 3. М. 11 Методология фундаментальных исследований в гигиене окружающей среды.— М.. 1989,—С. 130-137.
3. Казачков В. И.. Астахова Л. Ф., Гасимова 3. М. // Гигиена окружающей среды.— М., 1990.— С. 22—25.
4. Казачков В. И., Гасимова 3. М., Астахова Л. Ф. // Гиг. и сан.— 1992,— № 2 — С. 60—63.
5. Кузник Б. И., Васильев Н. В., Цыбиков Н. Н. Иммуногенез, гемостаз и неспецифическая резистентность организма. М„ 1989.
6. Литвинов Н. Н., Казачков В. И., Г асимова 3. М. // Арх. анат,— 1990,— № 1.— С. 60—67.
7. Литвинов Н. Н., Казачков В. И., Астахова Л. Ф., Гасимова 3. М. Ц Гиг. и сан,— 1990,— № П.— С. 80—82.
8. Hayhoe F. G., Quaglino D. Haematological Cytochemistry.— Edinburgh, 1980.
Поступила 24.06.93
© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ. 1993 УДК 613.в32:632.337|-074
Н. Ф. Копейкин, Г. М. Басова, Н. Н. Виноградов, В. П. Черевань, В. И. Русин, С. И. Колина,
Н. Н. Степанова, С. Н. Кириллов, Б. Ф. Соколов
САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА АСФАЛЬТОБЕТОНА, ИЗГОТОВЛЕННОГО С ДОБАВКАМИ ГАЛЬВАНИЧЕСКОГО, ШЛАМА
Центр санэпнднадзора Юго-Восточной железной дороги; Областной центр Госсанэпиднадзора; Инженерно-строительный
институт, Воронеж
Промышленные отходы, выделяющиеся в технологических циклах предприятий и при очистке производственных сточных вод, представляют наибольшую опасность прежде всего для населения крупных промышленных центров и окружающих их регионов. В настоящее время различными предприятиями страны, осуществляющими гальванические покрытия и травление металлов, ежегодно выбрасываются в окружающую среду тысячи тонн высокотоксичных тяжелых металлов, таких, как хром, никель, свинец, медь, кадмий, цинк. В отечественной и мировой практике гальванические шламы используют для получения нерастворимых отвержденных блоков в промышленности стройматериалов и городском хозяйстве, в качестве сырья для извлечения ценных компонентов. Проблема утилизации отходов имеет большое экономическое и экологическое значение и поэтому разработка технологических регламентов по их использованию в качестве вторичного сырья весьма актуальна.
В Воронежском инженерно-строительном институте (ВИСИ) им. В. П. Чкалова были проведены исследования по определению возможности добавки гальванических осадков в асфальтовую смесь. Испытания, проведенные в реальных условиях.
показали, что в процессе эксплуатации дорог с асфальтобетонным покрытием вследствие частичного разрушения внешнего покрытия происходит незначительное распыление частиц асфальта, загрязненных катионами железа и меди, концентрация тяжелых металлов в почве и дренажных водах не превышала санитарных норм [9]. В ВИСИ разработаны технологический регламент и рецептура приготовления асфальтобетона с добавками шламов гальванических цехов 8 различных предприятий радиоэлектронной и машиностроительной промышленности Воронежа, при этом испытание на прочность по методу Б. Ф. Соколова показало, что введение в состав асфальтобетонной смеси от 8 до 15 % минерального порошка гальванических отходов значительно улучшало прочностные характеристики экспериментальных образцов асфальтобетона [12].
В состав кислых стоков после нейтрализации входят соединения кальция (30—70 % по массе), железа (7—60%), меди, хрома, никеля, алюминия, марганца, свинца, кадмия, в состав щелочных стоков — соединения алюминия (30—90 %), натрия, цинка, магния, никеля, хрома. Рецептура изготовленного асфальтобетона была следующей: битума — 6—8 %, песка — 68—80 %, минераль-
ного порошка — 10—16 %; в состав последнего, кроме карбонатов, входили шламы гальванических цехов — 7—13 % от массы порошка или 0,2—3 % от массы асфальтобетона.
Для решения вопроса о возможности использования шламов для производства асфальтобетона была проведена гигиеническая оценка лабораторных образцов асфальтобетона.
Учитывая отсутствие утвержденных методических рекомендаций по гигиенической оценке стройматериалов с добавками отходов, мы использовали методические указания [1, 6].
Исследование миграции основных токсичных металлов в окружающую среду проводили согласно утвержденным методикам [3—5, 7, 10, 13]. Лабораторные образцы асфальтобетонов помещали в затравочные камеры и термостаты с температурой 20 и 40 °С при насыщенности 1 м2/м3 и воздухообмена 0,5 объема в час, на 1, 10, 20 и 30-й дни исследовали воздух из данных емкостей. Миграции определяемых химических веществ (медь, железо, цинк, свинец, кадмий, хром, никель) не наблюдалось.
Изучение миграции химических веществ в воду проводили путем погружения образцов асфальтобетона в кислую (подкисление уксусной кислотой до рН 5,5), щелочную (подщелачивание гидро-ксидом натрия до рН 9,0—10,0) и нейтральную (рН 7,0) водные среды в соотношении 1:5 и 1:10 при температуре 20 °С и экспозиции 10 сут. После этого исследовали вытяжки согласно ГОСТу 2874—82 [2] и СНиП 4630—88 [11].
Концентрация химических веществ в вытяжках из образцов асфальтобетонов не превышала санитарных норм [2]. В соответствии с требованиями «Временных критериев для организации контроля и принятия решений» [8] проведены исследования образцов асфальтобетонов на содержание радиоактивных веществ. При этом установлено, что суммарная активность у-излучающих нуклидов составила 6• 10~9 Ки/кг, суммарная активность у+Р"излУчаюш-их нуклидов — 1,2-10"8 Ки/кг, что отвечает требованиям, предъявляемым к стройматериалам I класса (все виды использования).
Наряду с лабораторными проведены натурные исследования на опытном участке автомобильной дороги протяженностью 500 м с покрытием из асфальтобетона с модифицированным минеральным порошком с добавками шламов и смежном с ним участке дороги с покрытием из асфальтобетона с традиционным (карбонатным) минеральным порошком. В атмосферном воздухе опытного и контрольного участков дороги исследовали окись углерода, сернистый газ, двуокись азота, формаль-
дегид, пыль, свинец, окись цинка. Концентрация химических веществ в обоих случаях не превышала санитарных норм [10]. В почве контрольного и опытного участков дороги исследовали цинк, медь, никель, хром, свинец, кадмий, при этом повышения ПДК определяемых химических веществ в обоих случаях не наблюдалось. Следует отметить, что время эксплуатации данных участков было небольшим и интенсивность движения машин была незначительной.
Проведенные исследования позволяют сделать вывод о перспективности указанного направления утилизации гальванических отходов производства и необходимости дальнейшего углубленного изучения возможного воздействия на окружающую среду при более длительной эксплуатации экспериментального дорожного покрытия в натурных условиях.
Литература
1. Гигиеническая оценка строительных материалов из отходов производства (Информ. листок № 301—90, ЦНТИ).— Воронеж, 1991.
2. ГОСТ 2874—82 «Вода питьевая. Гигиенические требования и контроль за качеством:».
3. Инструкция по санитарно-химическому исследованию изделий, изготовленных из полимерных и других синтетических материалов, предназначенных для контакта с пищевыми продуктами (№ 880—71 (нормативный документ)). — М„ 1971.
4. Копейкин Н. Ф. // Всероссийский съезд гигиенистов и санитарных врачей, 7-й: Материалы.— М., 1991.— С. 60.
5. Манита М. Д., Салихаджанова Р. М., Яворовская С. Ф. Современные методы определения атмосферных загрязнений населенных мест.— М., 1980.
6. Методические указания по санитарно-гигиеническому контролю полимерных строительных материалов, предназначенных для применения в строительстве жилых и общественных зданий (№ 2158—80 (нормативный документ)).— М„ 1980.
7. Методические указания по определению вредных веществ в воздухе (выпуск № 17—20 (нормативный документ)).— М„ 1981; 1984.
8. Ограничение облучения населения от природных источников ионизирующего излучения. Временные критерии организации контроля и принятия решений (№ 5789—91 (нормативный документ)).—М., 1991.
9. Пальгунов П. П., Сумароков М. В. Утилизация промышленных отходов.— М., 1990.— С. 204.
10. Руководство по контролю загрязнения атмосферы.— М., 1989.
И. Санитарные нормы и правила охраны поверхностных вод от загрязнения сточными водами (СанПиН 4630—88 (нормативный документ)).—М., 1980.
12. Соколов Б. Ф., Самодуров С. И.. Ковалев Н. С. Способ Б. Ф. Соколова подготовки образцов строительных материалов к испытанию на прочность. А. с. 665254 СССР // Открытия,— 1979.— № 20.
13. Унифицированные методы исследования качества вод. Методы атомно-абсорбционной спектрофотометрии.— М., 1983.
Поступила 14.05.93