Научная статья на тему 'Санитарная охрана границ СССР'

Санитарная охрана границ СССР Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
17
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Санитарная охрана границ СССР»

Таблица 2. Сравнительные анализы молочных смесей поляриметрическим ю

нодометрическим способами

с с" Наименование смеси Поляриметрический метод Иодометри-ческий меюд Отклонения

прямая поляризация инверсионная поляризации сахароза в »/о лактоза в % сахароза в % лактоза в % по сахарозе! по лактозе

1 8,1 +0,8 4,40 2,5 4.74 2,20 +0,3 -0.3

2 В рис кислый ..... 7,6 +1,0 4,00 2.5 4,11 2,23 +0.1 -0,3

3 4,5 — — 4,3 — 4,10 — —0,2

4 8,6 +0,6 4,78 2,5 4,76 2,25 —0,02 -0,25

5 В-рис......... 8,8 +1.2 4,54 3,0 4,52 2,88 -0,02 -0,12

6 8,2 +2,4 3,47 3,82 3,33 3,53 -0,13 -0,29

7 4,6 — — 4,4 — 4,6 — +0,2

Сред нее от клоне!^ ие. . 0,11 0,24

Кроме опытов изготовления и анализа молочных смесей, мы проводили также параллельные анализы ¡молочных смесей и молока при помощи поляриметра и стандартным нодометрическим способом-Данные этих анализов приведены в табл. 2, из которой видно, что результаты по указанным двум методам расходятся на небольшие величины, находящиеся в пределах точности практических анализов.

В результате проведенных исследований разработан метод определения сахарозы и лактозы в молочных смесях с помощью поляриметра» градуированного в процентах глюкозы. Выведены формулы для пересчета показаний таких поляриметров, наиболее распространенных в санитарных и клинических лабораториях, на лактозу и сахарозу при их совместном присутствии в растворе.

Предлагаемый метод, не уступая по точности химическим методам определения указанных Сахаров, имеет перед ними значительные преимущества в отношении скорости выполнения и экономии дефицитных реактивов.

М КОВАРСКИЙ

Санитарная охрана границ СССР1

Из Института общей и коммунальной гигиены Академии медицинских наук СССР

Вероломное нападение фашистской Германии на Советский Союз натолкнулось на беспримерное в истории народов единодушие и решимость всего советского народа отстоять свою независимость и до стойное для СССР место в семье великих демократических стран мира.

Отдавая все силы и средства интересам фронта, советские медицинские работники, призванные осуществлять санитарную охрану границ СССР, в годы Великой отечественной войны не только не ослабили

1 Начало статьи помещено в журнале «Гигиена и санитария», № 7—8, 1945.

за

своего внимания к этому важнейшему заданию, но, наоборот, усилили внимание и бдительность.

На западных границах СССР как во время отхода наших армии от них, так и в последующие годы освобождения страны и изгнания врага из пределов нашей родины санитарную охрану границ осуществляла саиитарная служба Красной Армии. В настоящее время, после победы, на границах с Финляндией и Норвегией, на временных границах с Польшей, на границах с Чехословакией и Румынией вновь встали на вахту пограничные войска НКВД СССР.

В ходе войны на некоторых участках нашей южной государственной границы возникли и новые ответственные задачи.

Как известно, Советский Союз получал от своих союзников в войне с Германией большое количество военных, хозяйственных и продовольственных грузов. Поток этих грузов направлялся в СССР главным образом через Иран. Одновременно с этим уже с первых месяцев войны в целях защиты от гитлероаской агентуры в Иране правительсты СССР, Англии и США вынуждены были ввести в Иран свои войска. Это обстоятельство не могло не оказать влияния на задачи санитарной организации на всем протяжении советско-иранской границы. Через границу потянулся непрерывный поток автомашин с грузами и без лих. Во много раз увеличилось дзижение грузовых судов в Каспийском море и железнодорожного транспорта по Кавказской железной дороге, по Среднеазиатским дорогам и, наконец, по автомобильным и железнодорожным магистралям на территории Ирана. Американские и английские грузы, проделав длинный и опасный путь через Атлан тический и Индийский океаны, направлялись, иногда с предварительным заходом в Индийские порты, в порты Персидского залива, Беп-де'ршахпур, Бушир и Хорем-Шахр на территории Ирана и в порт Басра, принадлежащий Ираку.

Порты Басра и Хорем-Шахр расположены на нижнем течении проходимой для океанских пароходов реки Шат-Эль-Араб, образовавшейся от слияния двух рек, упоминаемых еще в глубокой древности, — Тигра и Евфрата. Прибывающие грузы отправлялись дальше через Иран к границам Советского Союза различными путями: по железной дороге, на автомобилях по трансиранским шоссе и воздушным путем. Автомобили прибывали в разобранном виде, собирались в специально построенных автосборочных мастерских и своим ходом с грузом и без груза направлялись через всю территорию Ирана в СССР. Предметы вооружения, продовольствия и другие хозяйственные грузы грузились в вагоны на специально подведенных к портам от главной железнодорожной магистрали веткам и направлялись через Тегеран в порт Бендер-Шах на восточном берегу Каспийского моря, откуда уже морем доставлялись в СССР. Из Басры часть грузов направлялась по железной дороге через столицу Ирака — Багдад — в пограничный пункт Ирако-Иранской границы — Ханикен, где перегружалась на автомобили и следовала далее по одному из перечисленных направлений к Каспийскому морю или к сухопутным границам СССР.

Выгрузка грузов с океанских кораблей в портах Персидского залива, перегрузка товаров на перевалочных базах по пути следования автомобилей и, наконец, перегрузка на советские пароходы в иранских портах Каспийского моря проводились силами иранских рабочих в портах Ирана и арабами — в порту Басра и в перевалочной базе в Ханикене.

Автомашины обслуживались по преимуществу иранскими шоферами. Сравнительно небольшая часть обслуживалась советскими военными эвтобатальонами. Грузчики иранцы и арабы в портах Персидского залива и Иранского побережья Каспийского моря вербовались частными подрядчиками из пришлых на заработки элементов, ютившихся в не-

благоустроенных шалашах, палатках и хибарках. Состав рабочих постоянно менялся. Учета больных или умерших не было. Бесплатную первую медицинскую помощь грузчики получали только на английских, и американских медицинских пунктах в портах Персидского залива и в советских медицинских пунктах — в портах Каспийского моря.

В связи с этой обстановкой мероприятия по санитарной охране советско-иранской границы были проведены в годы войны уже с учетом своеобразия этих новых условий и заинтересованности СССР в сани-тарно-эпидемическом благополучии территории Ирана и Ирака.

Непосредственная связь Ирана с Индией на обширных сухопутных границах и морским путем через порты Персидского залива, а также оживленная воздушная связь этих стран между собой и Египтом являлись опасным моментом в смысле возможного заноса в Иран холеры и других опасных инфекций из Индии. Вместе с тем санитарное состояние самих портов Персидского залива и южных берегов Шат-Эль-Араба, благодаря скученности и низкому. уровню жизни большинства населения, таково, что даже единичные случаи заноса инфекций могли превратиться в эпидемические вспышки.

Как известно, порты Персидского залива с древних пор служили воротами для проникновения холеры в Иран и на Ближний Восток. Парижская конвенция 1894 г. выделила в связи с этим в виде специального раздела санитарные мероприятия в Персидском заливе. Согласно постановлению этой конвенции, в портах Ирана и Ирака были учреждены специальные медицинские службы и лазареты. Была предусмотрена возможность обсервации на необходимый срок кораблей, команд и пассажиров^ Перед входом в узкий Шат-Эль-Араб корабли должны были заходить в специально выделенный для целей карантинизации порт Фао (на юге Ирака). В Хорем-Шахре на реке Шат-Эль-Араб была выстроена специально оборудованная морская санитарная карантинная станция.

Ввиду особенностей, свойственных территории Ирана, в случае холерных вспышек основные противохолерные мероприятия пришлось бы осуществлять, таким образом, в пограничных пунктах Ирана и особенно в портах Персидского залива. Молено с уверенностью сказать поэтому, что послевоенные годы настоятельно потребуют проведения на советско-иранской границе ряда дополнительных мероприятий по санитарной охране этого ответственнейшего участка границ СССР. Потребуется, вероятно, заключение специальной санитарной конвенции между СССР, Ираном, а также и Афганистаном по вопросам санитарной охраны государственных границ.

Накопленный во время войны опыт санитарной охраны советских торговых баз и других советских учреждений, а также и частей Красной Армии на территории Ирана от заноса различных опасных инфекций, несомненно, поможет теперь лучше и полнее разработать и обосновать основные пункты такой санитарной конвенции и тем самым укрепить санитарную охрану этих границ СССР.

Иные задачи поставлены ныне на западных границах СССР по окончании войны. Как известно, здесь организованы в 1944—1945 гг. особые проверочно-фильтрационные пункты для приема возвращающихся на родину репатриируемых советских граждан.

По существу своей работы эти пункты выполняют роль пограничных сухопутных санитарно-карантинных станций. Пункты эти рассчитаны по своей емкости на возможность одновременного размещения в них от 1 ООО до 3 000 человек. На их территории оборудованы бани с дезинсекторами и медицинские пункты со стационарами на 30 и 50 коек. Обеспечена возможность производства лабораторных анализов и госпитализации инфекционных и других больных в приписанных к пунктам местных больницах или госпиталях. Часть общежитий пунктов выделе-

на как карантинные помещения для вновь прибывающих или контактировавших с больными лиц.

По действующему в настоящее время положению о порядке направления -на территорию СССР репатриированных граждан из других государств и территорий, освобожденных от немецкой оккупации, установленному уполномоченным „ Совнаркома СССР по делам о репатриации, все репатриируемые лица должны еще до отправки в СССР подвергнуться предварительному медицинскому осмотру и в необходимых случаях — лечению, изоляции и карантинизации под наблюдением советских врачей еще на территории иностпанных государств.

При условии тщательного выполнения перечисленных мероприятий как за рубежом, так и на проверочных фильтрационных пунктах при повторном осмотре уже на границе Советского Союза будут достигнуты положительные результаты в деле санитарной охраны западных границ Союза ССР от заноса инфекций.

Такие же крупные мероприятия санитарного характера должны осуществляться и в ряде Других стран, где также происходят большие передвижения возвращающихся масс населения. Возникают вопросы о новых санитарных конвенциях л!ежду отдельными государствами, чтобы обеспечить и здесь границы государств от заноса еозможных инфекций. Является необходимость в разработке и заключении новых международных конвенций, где будут поставлены новые дополнительные требования по санитарной охране границ. И действительно, уже в середине 1944 г. Международный комитет помощи и восстановления объединенных наций (ЮНРРА) разработал и представил на усмотрение правительств, объединенных наций проект новой международной санитарной конвенции. Проект этот вносит ряд существенных изменений и дополнений к. действующей сейчас Международной санитарной конвенции 1926 г.

В основном эти изменения и дополнения сводятся к следующему.-

1 Правительствам заинтересованных стран предлагается разработать особые санитарные мероприятия по отношению к лицам, лишившимся крова. При этом имеются в виду как раз те категории репатриируемых и иных лиц, которые уже сейчас в больших количествах направляются из Германии и других стран к себе на родину.

2. Ввиду того что Международное бюро общественной гигиены в Париже, ведающее вопросами разработки и проведения санитарных конвенций, не могло во время войны правильно осуществлять свои функции, предлагается временно передать его (бюро) функции новому аппарату — ЮНРРА

3. Государства обязуются, помимо сообщений, предусмотренных статьей 1 раздела I Международной санитарной конвенции 1926 (г., т. е. о случаях чумы, холеры, желтой лихорадки, оспы и сыпного тифа, давать ЮНРРА, помимо конвенционных, еженедельные информации и о других заразных заболеваниях, которые, по мнению ЮНРРА, представляют опасность для тех или иных стран, а также о принятых мерах.

4. Заинтересованным государствам разрешается применять в необходимых случаях обсервацию не только на морских, но и на сухопутных границах, в чем особенно заинтересован, в частности, и Советский Союз.

5. Запрещается использование прибывающих в порты иностранных судов в качестве карантинных помещений для пассажиров, судовой команды или товаров, если такие мероприятия могут вызвать излишний простой судна. Этот пункт должен повести к усилению строительства в портах, открытых для приема судов, прибывающих из-за границы, новых морских санитарно-карантинных станций как в тех портах, где они были разрушены, так и в других портах.

1 Это предложение не проведено в жизнь; ныне Международное бюро в Париже-частично возобновило спою деятельность <1944—1945 гг.).

6. Отменяются окончательно санитарные патенты и консульские визы для морских судов. Как известно, правительство СССР еще в 1935 г. подписало Паоижское соглашение об отмене этих патентов.

7. Уточняется ряд терминов и документаций. Устанавливаются единые формы этих документаций.

8. Учитываются новейшие достижения науки в отношении сыпного тифа и желтой лихорадки.

Из неконвенционных заболеваний для целей санитарной охраны границ СССР имеют практическое значение, как показала практика последних лет, заболевания, могущие быть занесенными через импортируемые скот, кожсырье, хлопок, шерсть и продукты животного происхождения, т. е. сибирская язва и бруцеллез. Новейшие данные, .полученные в результате работ акад. Павловского и его сотрудников во время экспедиции е пограничные районы СССР, в Иран и Ирак, несомненно помогут разработать и научно обосновать ряд дополнительных мероприятий по санитарной охране границ от заноса из этих стран в СССР и других мало изученных и недостаточно известных заболеваний.

В «Правилах по санитарной охране границ СССР», изданных в 1940 г., на основе существующей Международной конвенции 1926 г. в разделе X «Об организации и мерах санитарной охраны границ на сухопутных, речных и озерных границах Союза ССР и в аэропортах международных воздушных линий» предусматривается ряд мер санитарного порядка, обеспечивающих в известной мере и санитарную охрану воздушных границ. Разумеется, что «воздушная граница» — понятие весьма условное. Здесь имеются в виду лишь санитарные мероприятия, проводимые на пограничных аэродромах, открытых для международных воздушных сообщений.

В настоящее время объем международных воздушных сообщений сильно увеличился. Размеры воздушных сообщений в псслевоенный период, увеличатся еще больше.

Замечательная мысль, высказанная Реклю в его знаменитом труде «Человек и земля», сейчас оправдана и актуальна более, чем когда-либо ранее. Реклю говорит: «Великие задачи всемирной гигиены осуществляются теперь вопреки границам, вопреки официальным преградам между людьми». В практике растущих воздушных сообщений возможны вынужденные посадки и вне аэродромов. Возможны перелеты через линию границы и даже через отдельные страны и без посадки на аэродромах, расположенных в глубине страны. Поэтому назрела необходимость в устройстве и оборудовании специальных санитарных аэродромов и в обеспечении аэропортов, принимающих воздушный транспорт из-за границы, санитарной службой, располагающей необходимыми средствами для защиты от заноса любых инфекций. Такие аэродромы уже прокламированы в особой Международной воздушной санитарной конвенции 1933 г. Пока еще не все страны к ней присоединились; ныне, после войны, она, очевидно, будет пересмотрена.

На основании изучения всех указанных материалов можно констатировать таким образом следующее.

Мероприятия, проводимые на государственных границах СССР с целью предупреждения заноса инфекций на территорию Советского Союза в предвоенные годы и в годы войны, дали положительные результаты и, несомненно, сказались в должной мере на достигнутых успехах в обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия СССР.

В Международной санитарной конвенции 1926 г. наиболее полно проработаны требования и правила в отношении санитарных мероприятий в морских портах, открытых для приема судов, прибывающих из-за границы.

Раздел VI упомянутой конвенцин, где регламентированы мероприятия на сухопутных границах, в особенности 58-я статья («Обсервация

не должна быть установлена на сухопутных границах»), при применении на практике потребовал внесения ряда отступлений/ особенно на южных границах СССР.

Изданные в 1940 г. НКЗдравом СССР на основании постановления ЦИК и СНК СССР от 23. VIII. 1931 г. и в соответствии с постановлениями Международной санитарной конвенции 1926 г. «Правила по санитарной охране границ СССР» в разделе X «О мерах на сухопутных границах» и в специальном добавлении к «Правилам» (меры, предусмотренные § 22 раздела X) предусматривают поэтому проведение в необходимых случаях на сухопутных границах ряда санитарных и противоэпидемических мероприятий и не указанных в разделе VI Международной санитарной конвенции 1926 г.

Эти добавочные мероприятия, в'том числе и обсервация, проводимая именно на сухопутных границах, дали весьма положительные результаты в практике работы на некоторых границах как до войны, так и во время Отечественной войны (южные и восточные границы).

Санитарная обстановка на границах СССР на заключительном этапе Отечественной войны и в ближайший послевоенный период заключает в себе много специфических особенностей. При разработке дополнений или изменений к существующей Международной конвенции 1926 г. или при обсуждении проектов новых конвенций придется учесть следующие основные положения:

1. Интересы санитарной охраны границ СССР значительно разнятся от интересов других великих держав, имеющих по сравнению с Советским Союзом гораздо меньшую длину сухопутных границ. Помимо этого, из государств Европы только СССР непосредственно граничит со странами Ближнего Востока и через них с Индией — эндемическим очагом холеры и чумы.

2. Пребывание Красной Армии з освобожденных государствах Западной Европы, передвижение людских масс из освобожденных районов Европы в Советский Союз и военных грузов через южные границы вносят ряд изменений в санитарную обстановку наших границ.

3. В послевоенный период движение через границы грузов и людей как на западе, так и на юге еще более возрастет.

Возросшие до небывалых размеров международное значение и связи Советского Союза вызовут также л несомненно значительно больший размах морских, сухопутных и воздушных сообщений между СССР п другими государствами, вследствие чего значимость мероприятий по санитарной охране границ СССР увеличится еще более.

Проф. С. Ф. КАЗАНСКИИ

Профиль общесанитарного врача железнодорожного транспорта

Санитарный врач железнодорожного транспорта должен удовлетворять следующим требованиям:

1. Быть политически образованным, учитывать значение отдельные отраслей народного хозяйства, знать в основном структуру их управления и, в частности, отчетливо представлять место, значение и задачи транспортного хозяйства в общем строе советского государства как в мирное время, так и в условиях военного времени.

2. Быть знакомым со структурой, состоянием и работой отдельных отраслей транспортного хозяйства, знать основные этапы исторического развития транспорта и иметь перспективу дальнейшего развития его и.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.