Научная статья на тему 'Санитарная охрана границ СССР'

Санитарная охрана границ СССР Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
59
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Санитарная охрана границ СССР»

б) в первые три квартала 1943 г. бензин, употреблявшийся в цехе, отличался большой насыщенностью ароматическими и непредельными углеводородами, являющимися более токсичными, чем обычные бензины;

в) широкое применение в цехе ручных трудоемких процессов, сопровождающихся напряжением сердечно-сосудистой и мышечной системы.

В целях предупреждения дальнейшего роста заболеваний и улучшения состояния здоровья администрацией предложены и 'приняты к исполнению следующие санитарно-технические и лечебно-профилактические мероприятия:

а) оборудовать приточную вентиляцию в клеемешалке;

б) расширить помещение пудровки и оборудовать в нем вытяжную вентиляцию;

в) усилить работу вентиляции во всех отделениях цеха;

г) оборудовать в зале шпрединг-машин оросительно-форсуночную систему для увлажнения воздуха;

д) механизировать все трудоемкие процессы посредством устройства гидро- и пневмоподъемников у шпрединг-машин, у пудровочной машины, у дублировочных каландров и у вулканизационных котлов;

е) вести динамическое наблюдение за состоянием здоровья рабочих цеха, проводя два раз в год диспансерные обследования;

ж) продолжать динамическое наблюдение загазованности воздуха.

М. С. КОВАРСКИЙ ч

Санитарная охрана границ СССР

Из Института гигиены Академии медицинских наук

Советский Союз имеет сухопутные границы на востоке с Японией, Манчжурией, Монгольской народной республикой, Китаем, Афганистаном, Ираном и Турцией, а на западе с Румынией, Чехословакией, Польшей, Германией, Финляндией и Норвегией. Кроме того, Советский Союз имеет морские границы с Соединенными штатами Америки, Канадой, Японией, Ираном, Турцией, Болгарией, Финляндией, Швецией и Норвегией. Общая протяженность границ СССР составляет свыше 60 000 км, из них сухопутных границ около 18 000 км.

По длине своих границ Советский Союз занимает одно из первых •мест в мире, а по длине сухопутных границ — первое место.

С точки зрения санитарной охраны границ протяженность их не является доминирующим фактором. Наиболее значительным в данном случа« является эпидемиологическое состояние соседних стран, особенно на сухопутных границах, и степень торговых и иных международных связей через морские границы. Начиная со второй четверти текущего века, в отличие от прошлых времен приходится учитывать степень развития и международных воздушных сообщений, где термин «граница» получает весьма условное значение.

По данным Международного санитарного бюро, а также по имеющимся в печати статистическим данным о движении заразных заболеваний на территориях соседних или близко расположенных к СССР стран за последние 5—10 лет до войны наиболее неблагополучными в эпидемическом отношении странами, где до сих пор имеют место такие опасные инфекции, как чума, холера, оопа и другие острозаразные заболевания, являются азиатские государства — Китай, Индия, Афгани-

стан и Иран. "Из соседних европейских стран неблагополучными в отношении сыпного тифа, и других инфекций являлись Румыния и Польша. Индия непосредственно не граничит с Советским Союзом, однако-значимость ее для СССР с точки зрения санитарной охраны наших границ из-за влияния Индии на эпидемическую конъюнктуру Китая, Афганистана и Ирана чрезвычайно велика. Следует учесть, что от южных границ Таджикской ССР Индию отделяет только узкая, шириной в 12 км, полоса Афганистана.

Поэтому при определении возможности заноса на территорию Союза ССР опасных инфекций на первое место, несомненно, приходится выделять южные и юго-восточные границы. История холерных эпидемий XIX и начала XX столетий в России достаточно подтвердила этот факт—занос инфекции с юго-востока страны.

Южные и юго-восточные сухопутные границы СССР за весь указанный период представляли и представляют и «а сегодняшний день угрозу заноса холеры.

Вспышки холеры и чумных эпидемий в Китае, Афганистане и Иране уже в наше время (в 1938—1941 гг.) указывают на возможность заноса этих инфекций и теперь теми же путями. При этом следует учесть все возрастающий объем торговых операций СССР с этими государствами на многочисленных, издавна установленных пунктах, открытых для движения через границу людей и товаров. Торговые организации Нар-комвнешторга, как Сов-Афганторг, Сов-Иранторг, Сов-Синторг, Сов-Мон гол торт, имеют значительное количество торговых баз на всем протяжении наших южных 'границ, где в своеобразных условиях происходит продажа и обмен товаров. Так, через Кяхту идет из Монголии скот и различное кожсырье, через Вахты, Джаркент, Зайсан, Прже-вальск — скот, кожсырье и хлопок из Китая, через Термез, Кушки и Имам-Назар — хлопок и кожсырье из Афганистана, через. Гаудан, Астару, Джульфу и порты Каспийского моря — хлопок, кожсырье, скот, сухие фрукты и другие товары из Ирана. Через Ленинакан и порты Черного моря транспортируется из Турции скот, фрукты и другие товары.

Исключительно вырос поток товаров в Советский. Союз в годы Отечественной войны, через Иран и Ирак. Ббльшая часть поставок Америки и Англии как военных материалов, так и .продовольственных прибывала в порты 'Персидского залива, а оттуда через ©сю территорию Ирана и значительную часть Ирака доставлялась на территорию Союза.

Переход Красной Армией иранской границы и организация широкой сети перевалочных пунктов для советских грузов на территории Ирана потребовали и здесь особой бдительности в .отношении санитарной охраны советско-иранской границы.

В то же время в связи с блестящими победами Красной Армии и ее продвижением на запад первостепенное 'значение с точки зрения их санитарной охраны приобрели в последние годы войны и западные границы: с территорий Польши, Румынии, 'Венгрии, Болгарии, Финляндии и непосредственно из Германии в СССР возвратились и возвращаются освобожденные из немецкого рабства сотни тысяч советских граждан. Это продвижение огромных масс населения через государственные границы Союза будет все более и более возрастать в связи с договорами о репатриации, по которым большое число белоруссов и украинцев будет переселяться из территории Польши, Германии, Румынии и других государств в Советский Союз. Все это уже вызвало организацию ряда санитарных профилактических мероприятий для предупреждения заноса различных инфекций на территорию Союза и через западные границы.

Вопросы санитарной охраны границ уже с начала XIX века/ привлекали внимание правительств многих государств Европы. Старая практика карантинных запретов вступила в конфликт с интересами международной торговли ,и экономики.

В середине XIX века в связи с сильными заносными вспышками холеры в Западной Европе и с развитием колоний и морского транспорта выявилась уже острая необходимость в создании единых международных соглашений по санитарной охране границ. Инициативу в этом деле проявила Франция. В 1851 г. в (Париже состоялась первая международная санитарная конференция, в которой участвовало

европейских государств, в том числе и Россия. От каждого государства присутствовало два делегата: один дипломат и один врач. Результатом этой конференции явилась первая международная санитарная конвенция 1853 г., которую, однако, ратифицировало только 5 .государств, и то впоследствии отказавшихся от нее. Эта международная конференция 1851 г., созванная главным образом с целью смягчить суровые законы о прежних карантинах, которые чрезвычайно тормозили торговые сношения между странами, имела все же большое влияние на дальнейший характер мероприятий по ¡санитарной охране границ. Все последующие международные санитарные конференции проходили под этим же девизом: «максимум охраны при минимуме стеснений». В течение 1850—1945 гг. состоялось 14 международных санитарных конференций. Последняя конференция была в Париже в 1926 г.

Одним из центральных вопросов всех конференций 'был вопрос о карантинах. Речь шла не только о сокращении сроков карантинов — против этого юсобых возражений не было. Спор шел по существу вопроса: насколько в действительности, опираясь на достижения науки и практический опыт, можно считать целесообразной как противоэпидемическое мероприятие организацию карантинов на границах. Вопрос этот имел и имеет для нашего отечества, ввиду большой протяженности наших южных границ, исключительное значение. На .первых конференциях установлены были соглашения об организации международных санитарных советов — Константинопольского и Египетского (Суэц), с крупными карантинными сооружениями.

Константинопольская конференция 1886 г. высказалась за карантины; конференция в |Вене в 1874 г. отвергала карантины, когда они устраиваются на суше.

На Римской конференции 1885 т. вопрос о карантинах был поставлен во всей остроте. «Обозначились две резко противоположные точки зрения», говорит в своей работе проф. Комаровский; южноевропейские государства, наиболее угрожаемые холерой, требовали принятия действительных средств « поддержания карантинов во всей строгости. Делегаты Англии совершенно отвергали последние и хотели, чтобы ее корабли могли беспрепятственно проходить через Красное море и Суэцкий канал независимо от того, имеют ли они на палубе холерных больных или нет. Франция старалась склонить обе стороны к компромиссу, и в результате ее идеи были приняты большинством конференции: уничтожение сухопутных карантинов как меры бесполезной, бесцельной и даже опасной. Карантины морские удерживаются, но в преобразованном виде.

Эти постановления Римской конференции легли в основу и последующей конвенции, и ныне действующей международной санитарной конвенции 1926 Т. (Париж), ратифицированной правительством СССР в 1929 г. Статья Б8-я раздела VI этой конвенции гласит: «Обсервация не должна быть установлена на сухопутных границах».

Как показала практика последних лет, это положение в ряде случаев не может быть полностью выполняемо в условиях состояния границ СССР. Угроза заноса, холеры от соседних стран через южные

границы Советского Союза в отдельных случаях настолько реальна, что. зачастую вызывает необходимость применять обсервацию людей и грузов на сухопутных границах не только при легочной чуме, как указывается в конвенции, но и при других инфекциях (холера).

Необходимость в изменении конвенции 1926 г. особенно выявилась, за последние годы (война), и в новом проекте Международной санитарной конвенции, разработанном в 1944 г. комиссией ЮНРРА, "редакция соответствующих статей меняется, а именно: разрешается и на сухопутных границах проводить обсервацию лиц, подозрительных на ту или иную инфекцию на указанные в конвенции сроки.

Правительство СССР уже в первые годы уделило много внимания вопросам санитарной охраны границ Союза. Представители Советского государства в 1922 г. принимали участие в европейской международной санитарной конференции в Варшаве; затем в 1923 г. были подписаны конвенции между Россией, Украиной и Белоруссией, с одной стороны, и Польшей — с другой, а позднее с Латвией, Литвой и Эстонией.

На международной конференции в Париже в 1926 г. Советский Союз был представлен делегацией под председательством народного комиссара здравоохранения Советского государства Н. А. Семашко. В числе делегатов были от Советского государства гигиенисты А. Н. Сысин и Н. Г. Фрейберг, имевшие большой опыт в практике международных санитарных проблем. На конференции было около 200 делегатов от 57 государств. Ныне действующая международная санитарная конвенция 1926 г. явилась результатом работы упомянутой Парижской конференции.

Правительство СССР в '1929 г. ратифицировало указанную конвенцию. 23.VIII.1931 г. было издано особое постановление ЦИК и СНК СССР «О санитарной охране границ». Этот закон подчеркивает всю важность и значимость с точки зрения государственных интересов вопросов, связанных с задачами санитарной охраны границ СССР.

Во исполнение п. 4 данного постановления НКЗдравом РСФСР были в 1932 г. изданы «Правила по санитарной охране границ СССР». В эти правила также пришлось в дальнейшем внести поправки в разделе о сухопутных границах (раздел X).

Все возрастающий объем торговых операций на южных и юго-восточных границах СССР в годы сталинских пятилеток вызвал значительное увеличение транзита людей и товаров через эти границы. Выявилась необходимость в переработке этого раздела, чтобы иметь возможность проведения на сухопутных границах ряда добавочных санитарных мероприятий.

Помимо «этого, за период с 1931 по 1939 г. в политическом устройстве СССР произошел ряд изменений, которые необходимо было отразить в '«Правилах по санитарной охране границ СССР», а именно: образование союзного Наркомата здравоохранения СССР и ряда других общесоюзных наркоматов, отмена санитарных патентов для морских судов и пр.

В изданных НКЗдравом СССР в 1940 г. «Правилах по санитарной охране границ СССР» раздел X «Об организации и мерах санитарной охраны границ на сухопутных, речных и озерных границах СССР и в аэропортах международных воздушных линий» значительно поэтому переработан и дополнен рядом пунктов, дающих возможность проводить на сухопутных границах такие мероприятия, какие с.точки зрения санитарной охраны границ СССР полнее обеспечивают интересы Советского Союза, чем ранее изданные «Правила» 1932 г.

Именно благодаря этим мероприятиям, которые пришлось применить в отступление от требований конвенции 1926 г., оказалось возможным не допустить заноса холеры в 1939—1940 гг. в пределы СССР

со стороны Афганистана и Ирана, где были в эти годы холерные вспышки, а в пограничных районах Узбекской, Туркменской и Таджикской республик не было ни одного случая заноса холеры.

Приходится считаться и со следующими обстоятельствами. Согласно-статье 1 раздела I Международной санитарной конвенции 1926 г., подписанной также и представителем Афганского правительства, каждое государство обязано уведомлять международное санитарное бюро и соседние государства о случаях появления даже единичных заболеваний такими конвенционными болезнями, как холера, чума, желтая лихорадка, и о принятых правительствами этих стран мерах. В действительности это происходит не всегда. Правительства примыкающих к СССР стран Востока (Афганистан, Иран, Китай) зачастую сами узнают о вспышках у себя таких инфекций, как холера и чума, с большим опозданием, так как располагают ничтожной сетью государственных противоэпидемических учреждений или состоящих на службе у государства врачей, обязанных немедленно извещать правительство своей страны о каждом случае особо опасной инфекции. Обращаемость населения к частным врачам из-за высокой стоимости оплаты здесь очень, низка, особенно в сельских местах. Очень часто в интересах частнопрактикующего врача не поднимать шума из-за невыясненной причины смерти того или иного пациента. В упомянутых государствах не существует также постановлений об обязательности вскрытий в случаях внезапной смерти или запрещения хоронить без врачебной .справки о причине смерти.

Государства, расположенные в непосредственной близости со странами, где вспышка таких грозных инфекций, как чума и холера, не представляет чего-либо исключительного, вынуждены принимать свои меры с целью получить своевременную информацию о появлении подозрительных заболеваний в той или иной части территории соседнего-государства. Также полностью оправдывает себя и то положение, когда, не закрывая всей границы с государством, где имеются случаи опасных 'инфекций, вполне целесообразно закрытие ее отдельных участков

С. ГУРЕВИЧ

\ -

Участие общественности в оздоровлении наших городов

В начале марта текущего года, когда победоносная Красная Армия была «а пути полного разгрома немецко-фашистских захватчиков, в нашей внутренней жизни произошли два события, имеющие крупное санитарно-оздоровительное значение.

4.Ш в газете «Московский большевик» {№ 53) было напечатано обращение работников завода Нефтегаз ко всем работникам «ремпредприятий Москвы и лесопарковой зоны. В этом обращении коллектив завода брал на себя выполнение ряда задач по благоустройству и оздоровлению окружающей завод территории. Программа коллектива завода включает окончание плана ремонта жилых домов завода, поддержание образцового порядка в квартирах, лестничных клетках и на территории дворов. Завод дал обязательство к 15.У разбить архитектурно оформленный сквер площадью в 1 ООО м2 с зелеными декоративными насаждениями, фонтанами, цветами и художественной оградой.

1 Продолжение статьи будет помещено в одном из следующих номеров журнала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.