Научная статья на тему 'Санитарная характеристика минеральных вод Ессентукского курорта'

Санитарная характеристика минеральных вод Ессентукского курорта Текст научной статьи по специальности «Науки о Земле и смежные экологические науки»

CC BY
53
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Санитарная характеристика минеральных вод Ессентукского курорта»

И. С. Савощенко

Санитарная характеристика минеральных вод Ессентукского курорта

Из Научно-исследовательского бальнеологического института на Кавказских минеральных

водах

В настоящей статье мы даем санитарную характеристику минеральных вод Ессентукского курорта на основе обобщения многочисленных исследований качества минеральной воды.

Как известно, для санитарной оценки всякой подземной воды имеют значение, с одной стороны, гидрогеологические условия, а с другой — технические устройства, при помощи которых произведен захват воды.

Минеральные источники сосредоточены в лечебном парке, на дне большой ложбины ручья Кислуши, впадающего в Подкумок.

Геологический разрез пород, из которых берут начало ессентукские минеральные источники, представлен следующими породами: 1) наносные отложения мощностью в 5—20 м; 2) коренные породы, представленные: а) третичными мергелями ессентукской свиты мощностью до 145 м; б) верхне-меловыми песчаниками мощностью до 31 м; в) верхне-меловы-ми известняками мощностью до 280 м. Ниже начинаются черные водоупорные альбские глины.

В этих породах имеются три водоносных горизонта, несущие воды разного типа и составляющие три большие группы ессентукских минеральных источников.

I группа — это источники, питающиеся из верхнего грунтового водоносного горизонта, к которому примешиваются восходящие по трещинам напорные соляно-щелочные минеральные воды. К ним относятся слабо минерализованные источники № 20, Гаазо-Пономаревский и буровая № 505 с сухим остатком от 0,38 до 2,5 г/л.

II группа—типичные для Ессентуков сильно мш^рализованные (от 4,4 и до 10 г/л) углекислые соляно-щелочные напорные воды, поступающие с глубины из ессентукских и верхне-меловых песчаников. Они образуют источники № 17 и № 4.

III группа — источники углекисло-сероводородной воды (буровые № 1 и № 2) по химическому составу соляно-щелочной, поступающей из верхне-меловых известняков.

Гидрогеологические особенности формирования и циркуляции указанных трех групп источников имеют решающее значение для их санитарного состояния. Если II и III группы соляно-щелочных вод выходят из глубоко лежащих коренных пород, верхняя часть которых практически водонепроницаема и надежно защищает их от проникновения поверхностных загрязнений, что создает условия для их санитарного благополучия, то источники I группы, связанные в своем генезисе с поверхностным грунтовым потоком, протекающим неглубоко в районе станицы, города и лечебного парка, не защищены от загрязнения и поэтому не могут считаться надежными в санитарном отношении.

Санитарному благополучию глубинных минеральных источников Ессентуков способствует и то, что они в аилу своего значительного напора не смешиваются с грунтовыми загрязненными водами.

Санитарный режим обеих групп источников в значительной степени зависит от типа их каптажей. Глубинные минеральные источники каптированы вертикальными и наклонными скважинами, закрепленными чугунными трубами различной глубины от 48 м (в источнике № 4 бювет III) до 445 м (в буровых № 1 и 2). Каптажи этих источников обеспечивают полную изоляцию в первом случае грунтовых вод, а во втором случае минеральных вод песчаников и мергелей.

Неглубинные минеральные источники каптированы колодцами, имеют глубину от 7,5 (буровая № 505) и до 9,7 м (Гаазо-Пономаревский) и ничем не защищены от инфильтрующихся в почву загрязненных вод (табл. 1).

Таблица 1

Гидрогеологическая и санитарная характеристика Ессентукского месторождения минеральных вод

Источники Возраст Литологи- ческая колонка ■о 6 1 1 Характеристика пород Характерис -тика водонос пых горизонтов наименование источников Химическая характеристика Тип каптажа Санитар ■ ноя хора к те -ристика

Поверхностные Четвертичные отложения Él % а tsj Суглинки, галечники, пески, глины и конгломераты Грунтовые воды. Пито -ние поверх -ностнос, местами подток глубинных минеральных вод. Пресные и минеоаль ■ ные Гоазо -Пономарев - CKUÚ, буровая N505. источник N20 Сульфатно - гидро-карбонотно - нот -риево-кальциевая вода с минерализацией до ¿г/л содержащая до 10 мг 1л H2S. Сульфатно - коль-ииево - магниевая вода с минерализацией да 1,8 г/л колодцем Санитарно не благополучные воды

« * а г» Палеоген Палеоцен - Ессентукская свита 1 1 1 } SSS 1 1 1 1 S »0 1 s Мергели серого цвета, плотные в верхних горизонтах, кремнистые, в нижних песчанистые, разби-ты системой микротрещин Напорные, глубинные воды, минероль -ные Минеоаль - ные источники N17 и N4 (бювет II . III и IV) Углекислая гидрокарбонатно -хлоридно - натриевая (солено -щелочная вода) с минерализацией до Иг/л буровыми Санитарка благополучные. почти стерипь -ные воды , i

Верхний мел Маастрихт ! 1 ' S 1 Cb Песчаники глау- конитовые, сцементирован -ные избестковис-тым цементом

Гуроно-сенонский ярус ш S СЭ СО Oo Известняки ["светлдсерые с чередованием небольших по мощности про-пластков маг -ких зеленовато серых мергелей Разбиты системой микро -трещин Напорные, глубинные воды, минероль -ные Глубокие буровые N1 и г Углекисло-сероводородная гидрокарбонатно -хлориднО- HOntpu-евоа вода с минерализацией до 5,3 г/л э $ сэ А КЗ Го же

э •о 1 Глины черные, плотные, тонкослоистые Водоупорные

Анализ гидрогеологических условий циркуляции минеральных вод и захвата их каптажными сооружениями и высказанные на основании этого предположения находят свое полное подтверждение в том большом цифровом материале по санитарным исследованиям минеральных источников Ессентукского курорта, который нами обработан и обобщен за период с 1940 по 1949 г.

Не имея возможности в краткой статье останавливаться на интересных деталях санитарно-бактериологической характеристики отдельных источников, принадлежащих к I и II группам, мы решили ограничиться приведением данных, представляющих сводный материал по всем источникам за 10 лет и отраженных в табл. 2.

Данные табл. 2 полностью раскрывают картину общего бактериального состояния гидроминеральных ресурсов курорта. На 9 128 анализов,

Таблица 2

Результаты санитарных химико-бактериологических исследований минеральных источников Ессентукского курорта за 1940—1949 гг.

Наименование источника Произведено анализов Случаев с титром >зио Титр + 300 и менее Окисляемость (в мг/л)

всего % максимум минимум

Глубинные источники

№ 17 коренная струя . . . 2 365 2 363 2 0,8 8,1 2

№ 18 бювет II...... 488 488 — — 7 2,5

№ 4 бювет I...... 593 586 7 1,1 5,4 2,5

№ 4 бювет II...... 2 444 2 430 14 0,57 5,8 2

№ 4 бювет III...... 853 841 12 1,3 5,9 2

№ 4 бювет IV...... 851 816 35 4,1 5,4 2

Буровая № 1....... 346 344 2. 0,5' 14,9 2,6

Буровая № 2....... 350 347 3 0,8 14,3 2,4

Неглубинные источники

№ 30 (штольня)..... 475 337 138 29 4,8 0,8

Гаазо-Пономаревский . . . 350 194 156 44 9.1 1,2

Буровая № 505 ...... 13 4 9 69 4,8 3,4

произведенных по всем источникам, приходится 378 с коли-титром +300 и менее, что составляет вообще весьма небольшой процент—4,1. Эти находки распределяются совершенно неравномерно между двумя группами минеральных источников глубинного и не глубинного типа.

Из данных табл. 2 видно, что и при многолетних исследованиях безупречную воду в санитарно-гигиеническом отношении давали 8 глубинных минеральных источников: Ессентуки № 17, № 18, все 4 бювета, Ессентуки № 4 и глубокие буровые № 1 и № 2. За все 10 лет в воде этих 8 источников кишечная .палочка с титром +300, +200, +100 и +50 была обнаружена лишь в 75 случаях из 8 290 возможных, что составило ничтожный процент положительных находок — всего 0,9.

Другая картина наблюдается в отношении группы источников, питающихся грунтовым потоком, где находки кишечной палочки представляли довольно частое явление. Так, на 838 анализов кишечная палочка в титре + 300 и менее была обнаружена в 303 случаях, т. е. в 37%, что составляет уже довольно высокий процент. Кроме того, необходимо отметить, что наибольший процент проб с относительно низким титром коли падал на буровую № 505 (69%), затем на Гаазо-Пономаревский источник (44%) и наименьший на № 20 — штольня (29%), что связано с направлением потока с запада на восток. Титр кишечной палочки пря этом также являлся довольно высоким, преимущественно +300 и +200 и более редко + 100 и +50.

Переходя к рассмотрению и оценке других показателей санитарного состояния источников, т. е. химических, приходится отметить, что они в применении к минеральным источникам имеют весьма относительное и ограниченное значение, не всегда характеризуют наличие действительно-

го загрязнения их органическими веществами, что особенно относится к сильно минерализованным источникам глубинного происхождения.

В глубинных источниках, характеризующихся исключительной бактериальной чистотой, обнаруживаются зачастую высокие цифры окисля-емости, достигающие 7,8—9,8 мг/л, что обусловливается отнюдь не загрязнением их органическими продуктами, а содержанием в них довольно значительных количеств железа и сероводорода. Хлор-ион, обычно используем'ый как показатель загрязнения при анализах пресных вод, не может служить таковым при оценке более или менее концентрированных минеральных вод, поскольку он часто является естественной химической составной их частью. \

Что касается азотистых соединений — аммиака, азотистой и азотной кислоты, как санитарно-химических показателей загрязнения продуктами органического распада, то обнаружение их в санитарно-благополуч-ных глубинных источниках I группы в виде следов должно быть расцениваемо не как признак загрязнения, а как следствие восстановительных процессов в недрах земли, обусловленных деятельностью денитрифицирующих микроорганизмов, широкое распространение которых в ессентукских глубинных минеральных источниках и в других минеральных источниках района Кавказских минеральных вод было установлено исследованиями О. Ю. Волковой.

Таким образом, при оценке санитарного состояния минеральных источников приходится опираться главным образом на санитарно-бактерио-логические показатели.

Возвращаясь к данным, представленным в табл. 2, следует отметить, что для неглубинных слабо минерализованных ессентукских вод санитарно-химические показатели: окисляемость и азотистые вещества приобретают большее значение, отражая относительно близкие источники их загрязнения и, таким образом, подтверждая их отрицательную санитарную характеристику.

Для иллюстрации сказанного сошлемся на то, что повышенная окисляемость по этим источникам часто совпадает с относительно низким титром кишечной палочки.

Следы азотистых веществ в пробах неглубинных вод появлялись также значительно чаще, чем это можно было отметить в отношении глубинных минеральных вод. Так, из 838 исследованных проб наличие аммиака отмечено было в 188 и азотистой кислоты в 11, т. е. в 23,7%. Процент обнаружения этих же показателей в пробах глубинных минеральных вод составлял всего лишь 4,4. Таким образом, изучение материалов по санитарному исследованию ессентукских минеральных вод показывает, что санитарное состояние источников курорта остается стабильным в течение длительного промежутка времени — 10 лет. При этом наблюдается, что: а) источники, циркулирующие в коренных породах и каптированные буровыми скважинами, как правило, дают воду, вполне отвечающую санитарным требованиям; в них если и обнаруживаются очень редко признаки загрязнения, то они обязаны случайности, зависящей, вероятно, от нарушения определенных правил отбора проб; б) источники, приуроченные к грунтовому потоку и захваченные неглубокими колодцами, как правило, имеют загрязненную воду. Этот вывод имеет большое значение, поскольку при разработке соответствующих мероприятий по охране источников от загрязнения он предопределяет необходимые мероприятия по санитарному обеспечению этих источников.

Для примера укажем, что меры санитарной охраны в отношении глубинных источников должны быть направлены главным образом к местам искусственного нарушения целостности горных пород, т. е. к буровым скважинам, по которым вода поступает на поверхность.

Санитарные требования другого порядка должны быть предъявлены в отношении источников II группы. Их происхождение, как отмеча-

лось выше, связано самым тесным образом с грунтовым потоком, проходящим вначале через станицу, потом город и, наконец, через лечебный парк с запада на восток. Поток этот движется на небольшой глубине.

Санитарное состояние города, станицы и лечебного парка не стоит еще на должной высоте, что, повидимому, и служит причиной загрязнения грунтового потока, с которым связаны неглубинные минеральные источники.

Этот вывод был подтвержден также химико-бактериологическими исследованиями почвенно-грунтовых вод, проведенными еще в 1937 г. по 45 скважинам в зоне питания источника № 20. Данные, полученные при проведении 139 бактериологических fr 129 химических исследований, установили совершенно неблагополучное санитарное состояние почвен-но-грунтового потока, движущегося под городом, станицей и лечебным парком и питающего источники неглубинного залегания. Так, из 129 произведенных химических анализов в 30 пробах обнаружен аммиак, причем в одной в весьма значительном количестве (2,5 мг/'л); в 42 пробах обнаружена азотистая кислота (до 0,5 мг/л) и в 74 окисляемость выше 2 мг/л. Все изложенное указывает, что причиной неудовлетворительного санитарного состояния неглубинных минеральных вод курорта является загрязненность почвы.

Исследование почвенного покрова в районе выхода ессентукских источников с достаточной ясностью подтвердило сделанное выше предположение о том, что загрязнение минеральной неглубинной воды в Ессентуках происходит за счет загрязнения органическими вещестами почвы.

Таким образом, анализ материалов, полученных в результате комплексного изучения условий, в которых формируются ессентукские минеральные воды, позволяет притти к следующим выводам.

I. Все минеральные источники Ессентукского курорта по санитарному признаку могут быть отнесены к двум группам:

а) I группа —это источники № 17, № 4, № 18, буровые № 1 и 2, питаемые напорными пластово-трещинными минеральными водами, циркулирующими в коренных породах — мергелях, песчаниках и известняках. Каптированы все они, за исключением первого бювета № 4, буровыми скважинами. Как правило, это источники имеют безупречное санитарное состояние;

б) II группу составляют источники, которые имеют связь с потоками грунтовых вод, движущихся в наносных отложениях. В эту группу входят источники № 20, Гаазо-Пономаревский и буровая № 505. Каптаж ж осуществлен неглубокими колодцами. Вода этих источников имеет признаки загрязнения.

II. Особенности санитарного состояния двух групп минеральных источников Ессентуков предопределяется в основном их различными генетическими признаками и вследствие этого связаны с типом каптажных захватных устройств и, с другой стороны, с санитарным состоянием территории, в пределах которой движутся их воды.

III. В целях предохранения ессентукских минеральных вод от загрязнения необходимо проведение следующих мероприятий:

1. Завершение полной канализации города и курорта с устройством очистных сооружений и обеспечение правильной организации удаления отбросов и нечистот.

2. Капитальное переустройство главного коллектора для отработанных и атмосферных вод и удлинение его за пределы лечебного парка с тем, чтобы выход его находился ниже наиболее удаленной в восточном направлении по долине р. Кислуши буровой № 505.

3. Полный отвод с территории города и станицы ливневых вод; обязательное замощение на всей территории города и станицы дорог, проходов, дорожек и площадей; максимальное озеленение улиц, площадей и дворовых усадеб.

4. Расширение водоснабжения курорта, без чего невозможно полностью канализовать город и курорт.

5. Вывод за пределы лечебного парка театра и завода по розливу минеральных вод.

* -¿Г -ЙГ

I П. П. Движков

Вопросы патогенеза силикоза1

Из патологоанатомического отделения Института гигиены труда и профессиональных

заболеваний АМН СССР

Изучение силикоза в эксперименте открывает возможность решения ряда принципиальных вопросов патологии этого заболевания. В настоящее время создана хорошая модель экспериментального силикоза на белых крысах, у которых можно легко и быстро воспроизвести заболевание, близко напоминающее по овоей морфологии силикоз у человека. Однократное интратрахеальное введение этим животным 50 мг пыли, содержащей 80—90% свободной двуокиси силиция, уже через 3 месяца вызывает у 90—95% из них прогрессирующий силикотический процесс, характерный по своей морфологии.

Морфологические исследования показывают идентичное возникновение у человека и у животных специфических силикотических узелков, цретерпевающих в дальнейшем одинаковые изменения, т. е. превращение из первоначально клеточных образований в соединительнотканные, гиалиноз и распад их, слияние с образованием на месте слившихся ми-лиарных узелков крупных склеротических участков.

При экспериментальном силикозе крыс уже рано отмечается вовлечение в процесс лимфатической системы легких и регионарных лимфатических узлов грудной полости — бифуркационных, бронхолегочных, в которых рано обнаруживаются расстройства лимфообращения (рис. 1), и одновременно с развитием узелков в легких также рано появляются многочисленные милиарные и субмилиарные узелки из эпителиоидного типа клеток, производных пролиферирующего ретикуло-эндотелия (рис. 2), в протоплазме которых обнаруживаются мелкие пылинки. В дальнейшем в этих лимфатических узлах возникает склеротический процесс, аналогичный наблюдаемому в лимфатических узлах человека.. Раннее участие при силикозе лимфатической системы легких и регионарного лимфатического аппарата в удалении пыли надо рассматривать как раннее включение организмом своих защитных, компенсаторных приспособлений.

Быстрое развитие у белых крыс силикоза (после однократного интра-трахеального введения им сравнительно небольших количеств пыли с-двуокисью силиция) вызывает вопрос, почему не наблюдается столь быстрое развитие силикоза у людей, а также у животных, например, у кроликов, при запылении последних путем ингаляции. Объяснение этому следует искать в бурной пролиферативной реакции мезенхимальных элементов различных органов, в том числе и легких, наблюдаемой у этих: животных при воздействии на них многих внешних раздражителей различного характера (химических, инфекционных и др.), а также в выключении при эгом методе верхних отделов дыхательных путей, пред-

1 Сокращенный текст доклада на сессии, посвященной 30-летию Института гигиены труда и профессиональных заболеваний АМН СССР (23—28/Х1 1953 г.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.