Научная статья на тему 'Сандинистская революция в Никарагуа'

Сандинистская революция в Никарагуа Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2832
324
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕВОЛЮЦИЯ / РЕВОЛЮЦИОННАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / РЕСПУБЛИКА НИКАРАГУА / САНДИНИСТСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 1979 ГОДА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гарсиа Джорди, Роча Майкл, Лаухина Светлана Сергеевна

В статье посвящена изучению «Сандинистской» революции в Никарагуа 1979 г. Выявляются причины, ход и последствия революции с позиций исторической памяти. Статья основана на воспоминаниях родителей авторов статьи участников революционных событий. Особое внимание уделяется позиции духовенства в революционных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сандинистская революция в Никарагуа»

^ОСМЫСЛЕНИЕ РЕВОЛЮЦИИ

Гарсиа Джорди, Роча Майкл, Лаухина Светлана Сергеевна «Сандинистская Революция в Никарагуа 1979 года»

УДК 355.01

САНДИНИСТСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ В НИКАРАГУА20

Гарсиа Джорди (республика Никарагуа), Роча Майкл (республика Никарагуа), Лаухина Светлана Сергеевна, г. Омск, ФГВОУ ВПО «Омский филиал Военной академии материально-технического обеспечения им. генерала армии А.В. Хрулева»

Аннотация. Статья посвящена изучению «сандинистской» революции в Никарагуа в 1979 г. Выявляются причины, ход и последствия революции с позиций исторической памяти. Статья основана на воспоминаниях родителей авторов статьи - участников революционных событий. Особое внимание уделяется позиции духовенства в революционных условиях.

Ключевые слова: революция, революционная идентичность, Республика Никарагуа, Сандинистская революция 1979 года.

SANDINISTA REVOLUTION IN NICARAGUA

Garcia Jordy (the Republic of Nicaragua), Rocha Michael (the Republic of Nicaragua), Laukhina Svetlana Sergeevna, Omsk, Federal State Military Educational Institution of Higher Professional Education "Omsk branch of the Military Academy of material and technical assistance named after General A.V. Khrulev"

Abstract. The article is devoted to the study of the Sandinista Revolution in Nicaragua in 1979. The reasons, progress and aftermath of the revolution is studied from the point of view of historical memory. The article is based in the memories of the author's parents, who participated in the revolutionary events. Special attention is paid to the role of clergy in the situation of a revolution.

Key words: revolution, revolutionary identity, Republic of Nicaragua, Sandinista Revolution in 1979.

андинистская революция произошла в Никарагуа в 1979 году. Эта революция покончила с тиранией и завершилась победой над жестоким правителем Анастасио Сомоса Дебайле, являвшимся последним из семьи Сомоса.

Революция имеет длинную предысторию и связана с событиями 1930 года. В 1930 г. США планировали интервенцию в Никарагуа с целью захвата никарагуанской территории. Эти планы не осуществились благодаря генералу Аугусто Сесар Сандино, под руководством которого армия героически сражалась против американских сил и изгнала их с национальной территории.

В 1934 г. с помощью генерала Анастасио Сомоса Гарсия американцы совершили убийство генерала Сандино. После смерти Сандино в Никарагуа начался сорокапятилетний период террора и жестокости, известный как «Династия Сомоса».

20Статья основана на выступлении на круглом столе «Осмысление Революции: революциология, революционная идентичность, образы революционности в современном мире» (Омск, Омская Духовная Семинария, 24 октября 2017 г.)

Рис. 1. Аугусто Сесар Сандино

Рис. 2. Генерал Анастасио Сомоса Гарсия

В 1936 г. генерал Сомоса Гарсия, подчинявшийся Вашингтону, стал президентом страны и создал военную академию, офицерский состав которой первоначально состоял только из американцев. Династия Сомоса разворовывала государственные средства, монополизировала все сферы экономической деятельности, способные приносить доход, демонстрировала сверхпотребление предметов роскоши. Американцы беспрепятственно все это время использовали территорию Никарагуа в своих национальных интересах. Всякая политическая оппозиция в стране подавлялась, особенно сильные репрессии режим осуществлял против коммунистов. Социально-экономическая ситуация в Никарагуа в годы правления клана Сомоса была ужасающей. Значительная часть населения страны оставалась неграмотной, была очень высокая младенческая смертность, широко распространились инфекционные заболевания. Общий уровень жизни населения страны был крайне низким. Естественно, что недовольство властью выливалось в народные протесты. В стране действовали молодежные кружки, мечтавшие избавить Никарагуа от диктатора. Как пишет Бесценная В.В., «условия затяжного военного конфликта не могут не отразиться на традициях воспитания... В условиях военного конфликта востребованы молодые люди определенного склада» [1, с. 244].

В 1961 г. командиры Карлос Фонсека Амадор, Томас Борхе Мартинез, Сантос Лопез и Силвио Майорга основали Сандинистский Фронт Национального Освобождения (в дальнейшем СФНО), названный так в честь генерала Сандино, который сражался всю жизнь ради свободы страны. На появление данной организации оказала влияние кубинская революция. «Подготовку основателей СФНО осуществляли кубинские революционеры, которые считали своим долгом оказывать идеологическую, организационную и финансовую поддержку всем революционным социа-

ОСМЫСЛЕНИЕ РЕВОЛЮЦИИ

Гарсиа Джорди, Роча Майкл, Лаухина Светлана Сергеевна «Сандинистская Революция в Никарагуа 1979 года»

листическим движениям Латинской Америки, вне зависимости от конкретных идеологических расхождений» [3]. Сандинистская революция была поддержана также Союзом Советских Социалистических Республик. СФНО родился из движения «Новая Никарагуа» и фронта национального освобождения, действовавшего изначально как партизанский отряд и усилившегося после ряда побед.

В ноябре 1976 года был казнен лидер СФНО, писатель Карлос Фонсека Амадор. Через некоторое время СФНО начал наступление на позиции режима по всей стране. Были организованы нападения на казармы и командные пункты Национальной гвардии по всей территории Никарагуа, на земельные угодья семейства Сомоса, что вызвало поддержку со стороны крестьян. В городах Никарагуа вспыхивали многочисленные восстания городских низов, которые захватывали целые кварталы.

В 1978 г. сандинисты завоевали национальный дворец в Манагуа и освободили политических узников. Сразу после этих действий начались многочисленные сражения, но все были проиграны революционерами. Национальная гвардия пыталась сдержать революцию, убивая всех тех, кто поддержал сандинистов, но революционное движение в стране уже невозможно было остановить. В марте 1979 г. командиры трех частей СФНО подписали договор о соединении для совершения последнего и самого большого удара против Сомоса. Правительство США пыталось отправить военные части в Никарагуа с целью регулирования военных действий в стране, но им этого не удалось, так как латиноамериканские страны их не поддержали.

Тогда Вашингтон приказал Сомосу отречься от власти, чтобы установить мир в стране. На место Сомоса был назначен Франсиско Уркуйо, который с самого начала пытался подписать договор с главными командирами СФНО о капитуляции. Но единственный ответ, который был получен, - это усиление военных действий во всей стране. Уркуйо тоже отказался от должности президента и уехал из страны. Национальная гвардия распалась очень быстро из-за дезорганизации и наступлений сандинистов.

Католическая церковь, долгое время занимавшая лояльную позицию по отношению к режиму Сомоса, приняла активное участие в революционных преобразованиях сандинистов. Сандинисты также не могли игнорировать церковь, поскольку она являлась влиятельной силой в обществе. Руководители СФНО объявили христиан союзниками атеистов. Церковь пошла за народом. Многие священники выступали с разоблачительными проповедями, участвовали в демонстрациях, воевали в партизанских отрядах. Армия Сомосы начала гонения на церковь, расправлялась со священнослужителями, их бросали в тюрьмы, убивали в храмах. Никарагуанский епископат осудил диктатуру Сомоса и признал права верующих на насилие в ответ на насилие угнетателей. Десятки священников сражались в рядах СФНО [2].

Среди членов СФНО был священник - иезуит Фернандо Карденаль. Вместе со своим братом Эрнесто он примкнул к повстанцам. После свержения диктатуры активно боролся с безграмотностью в стране. Эрнесто Карденаль - католический монах, занимавшийся распространением революционных идей. Он организовал поселок -коммуну в Никарагуа, в котором люди занимались грамотой, изучали марксизм. Правительственные войска уничтожили коммуну, а сам священник был приговорен к 18 годам тюрьмы [3]. Товарищи помогли Э. Карденалю эмигрировать в Коста-Рику. Оттуда он поддерживал революционное движение, но ратовал за революцию без отмщения. Себя он признавал коммунистом и христианином и писал о том, что ранние

шш

омской православной духовной семинарии

христиане были первыми коммунистами. Э. Карденаль утверждал: «Революционное насилие не противоречит постулатам христианского учения, которое всегда отстаивало права народов и отдельных личностей защищаться с оружием в руках, прибегать к насилию для завоевания свободы вполне законно. Фома Аквинский говорил, что солдат, ведущий борьбу за правое дело - все равно что святой» [4]. Революция сравнивалась с религиозным спасением, совершаемым под предводительством Христа, строительством Царства Божьего на земле, в котором все посвящено принципам христианской морали.

Итак, католическая церковь широко использовала следующие способы участия в политическом процессе: богослужения; религиозное и общее образование, ликвидация неграмотности; благотворительные акции; демонстрации; издание печатной продукции и радиовещание; финансовая помощь.

Взаимоотношения революции и верующих определялись законом 1979 г., который признавал свободу совести и культа, основанную на терпимости и свободе мнений. Закон не допускал дискриминацию по расе, цвету кожи, религии, образу мыслей, языку, происхождению, экономическому положению. Запрещалось всяческое поощрение религиозной ненависти. СФНО гарантировал свободу вероисповедания и поддержку священников, защищающих трудящихся. Руководство СФНО издало документ «Верующие народной Сандинистской революции». В документе был отмечен вклад католиков в победу над диктатурой, а также сказано, что если в прошлом религия была средством угнетения, то в настоящем христианин может вступить в СФНО, если согласен с целями фронта. Выражать религиозные убеждения он может лишь как частное лицо. СФНО не допускал использование религии для пропаганды против революции. Документ гласил, что можно быть верующим и одновременно революционером. В России же это не было возможно, поскольку правящая партия придерживалась атеизма.

19 июля 1979 г. сандинисты вошли в столицу, отмечая победу. Последние участники национальной гвардии отступили и уехали из страны, боясь казни. Этот день стал концом тирании династии Сомоса. Отметим, что за семнадцать лет ожесточенной войны, которую с 1962 по 1979 гг. вели сандинисты против режима Сомосы, погибло более 65 тысяч никарагуанцев, сотни тысяч лишились крова над головой, более 150 тысяч человек были вынуждены покинуть Никарагуа.

После революции СФНО изменил форму управления страной. Разделил все имущество, принадлежавшее семье Сомоса, провел реформы народного хозяйства, промышленности, здравоохранения, начал обучать грамоте взрослых. После данных преобразований уровень неграмотности в стране снизился с 54% до 12%. Три священника-члена СФНО стали министрами культуры, иностранных дел, образования.

Первым президентом после революции стал Хосе Даниэль Ортега Сааведра, а министром обороны стал его брат Умберто Ортега Сааведра. Хосе Даниэль Ортега Сааведра возглавляет Никарагуа и сегодня.

Каждый год 19 июля люди собираются на площади революции, чтобы отметить победу народа над тиранией. В празднике участвуют известные певцы, поэты, спортсмены. Президент республики вместе с вице-президентом обращаются к людям с поздравлениями и напоминают им о героях революции. На празднике исполняются песни и стихи о революции.

№ 2, 2017 (3)

■^ОСМЫСЛЕНИЕ РЕВОЛЮЦИИ

Гарсиа Джорди, Роча Майкл, Лаухина Светлана Сергеевна «Сандинистская Революция в Никарагуа 1979 года»

Отношение населения Никарагуа к революции в наши дни неоднозначное. Часть старшего поколения гордится революционерами, которые освободили страну, а другая часть, не отрицая необходимость революции, критикует ее последствия. Слабое руководство, по их мнению, не защитило идеи революции и не смогло порвать с капитализмом. Большинство недовольных результатами революционных изменений находятся в оппозиции к СФНО, критикуют идеологию партии. Отношение молодежи к революции 1979 года довольно сложно определить точно. Однако, несмотря на безработицу, огромный внешний долг, социальные проблемы, молодое поколение поддерживает правящую партию.

Библиографический список:

1. Бесценная В.В., Федяева Е.В., Мпасси Г. Под знаком войны, или Взгляд на культурные архетипы мальчишества центральной Африки на примере республики Конго // Вестник ТГУ. Философия. Социология. Политология. - 2017. - № 38. - С. 241-252.

2. Баранов А.В. Католическая церковь как участник Сандинистской революции в Никарагуа: появления политической активности // Проблемы всеобщей истории и политологии: Сборник научных трудов: Выпуск 7. Изд-во СОГУ, 2015. С. 5-24.

3. Полонский И. Сандинистская революция: тридцать пять лет назад в Никарагуа свергли проамериканский режим // Электронный ресурс. Режим доступа: Шр$:// topwar.ru/54486-sandinistskaya-revolyuciya-tridcat-pyat-let-nazad-v-nikaragua-svergli-proamerikanskiy-rezhim.html (дата обращения 07.04.2017)

4. Христос, Маркс и Ленин вместе шагают из Латинской Америки в Россию. // Электронный ресурс. Режим доступа: http://hrist-commun.narod.ru/lat_amer.htm [электронный ресурс] (дата обращения 10.10.2017)

О! 74

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.