А.В. Дерябин, С.В. Булатов, Д.А. Дерябин САНАТОРНО-КУРОРТНЫЙ КОМПЛЕКС РЕГИОНА: СОСТОЯНИЕ И РИСКИ РАЗВИТИЯ
В статье рассмотрены основные тенденции развития регионального санаторно-курортного комплекса. Исследованы причины, влияющие на формирование и развитие ситуации на рынке санаторно-курортных услуг региона. Авторами исследованы и проанализированы факторы, оказывающие решающее воздействие на результативность работы санаторно-курортного комплекса региона, такие как: изменение доходов санаторно-курортных организаций, входящих в курортный фонд Челябинской области; изменение доходов санаторно-курортных организаций, дополнительно формирующих санаторно-курортный фонд Челябинской области; изменение валового дохода санаторно-курортных организаций, составляющих санаторно-курортный фонд Челябинской области по различным группам; изменение показателей состояния санаторно-курортного комплекса Челябинской области; оценка организационного состояния санаторно-курортных организаций, составляющих курортный фонд Челябинской области; изменение валового дохода санаторно-курортных организаций, составляющих санаторно-курортный фонд регионов, граничащих с Челябинской областью (Республика Башкортостан, Свердловская область, Курганская область, Оренбургская область).
Целью работы является сравнительный анализ социально-экономического развития регионального санаторно-курортного комплекса с учетом приведенных факторов. Результатом исследовательской работы является определение путей и совершенствование направлений развития санаторно-курортного комплекса в регионе. Авторами статьи предложен уникальный подход к планированию деятельности санаторно-курортной организации при выборе путей развития в контексте регионального развития санаторно-курортной отрасли региона. так как на сегодняшний день состояние санаторно-курортного лечения и оздоровления населения в регионе характеризуется рядом отрицательных тенденций, таких как: сокращение государственного заказа на санаторно-курортное лечение; отсутствие координации и ведомственной вертикали в управлении санаторно-курортными комплексами; нарушение преемственности в кадровой политике. В этой связи, имеющийся санаторно-курортный потенциал предприятий растрачивается не эффективно, кроме того, уже существующие отрасли экономики: туризм и медицина имеют свои особенности и специфику деятельности хоть и близкую к курортному делу, но достаточно отличную, чтобы принять санаторно-курортную организацию как свою, без потери идентичности. Каждый путь развития конкретного санаторно-курортного комплекса обладает своим набором рисков, и правильная их оценка позволит эффективно распорядиться своими и привлеченными ресурсами для достижения определенного уровня развития субъекта санаторно-курортного хозяйствования, позволяющего внести не только вклад в социально-экономический потенциал общества, но и в собственное развитие.
Ключевые слова: санаторно-курортный комплекс, государственный заказ, медицинская реабилитация, оздоровительный туризм, риски.
Раздел I ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 338.48 © А.В. Дерябин, С.В. Булатов, Д.А. Дерябин
Изменение зменение системы государственного финансирования санаторно-курортного лечения
в 2008-2009 г.г. привело не только к снижению доступности санаторно-курортных услуг для широких нуждающихся слоев населения, но и запустило механизм разрушения региональных санаторно-курортных комплексов, как в целом, так и поставило на грань выживания каждую санаторно-курортную организацию (СКО) в частности. Эти деструктивные тенденции стали возможными не столько от снижения объемов финансирования, хотя и это сыграло заметную роль, сколько от того, что сменилось государственное ведомство, в чьи полномочия входит распределение государственного заказа на санаторно-курортное лечение.
Продолжительное время полномочиями по обеспечению государственного заказа на санаторно-курортное лечение обладал государственный внебюджетный фонд социального страхования далее (ФСС). В исполнителях государственного заказа на санаторно-курортное лечение числился достаточно
широкий круг юридических лиц различной организационно-правовой формы, занимающихся санаторно-курортной деятельностью, включающий не только санатории и пансионаты с лечением, но и санатории-профилактории, что говорит о высоком уровне развития регионального санаторно-курортного комплекса. Например, в 2001 году ФСС зафиксировал в регионе в качестве исполнителей государственного заказа на санаторно-курортное лечение 10 санаториев и пансионатов с лечением и 31 санаторий-профилакторий, [3]. В 2002 году число исполнителей государственного заказа на санаторно-курортное лечение не изменилось и осталось прежним - 41, [4]. Это говорит о стабильности сформировавшегося государственного заказа на санаторно-курортное лечение на тот период времени.
Еще одним фактором устойчивого функционирования регионального санаторно-курортного комплекса в это время, является работа областного государственного унитарного предприятия «Челябинсккурорт», далее (ОГУП «Челябинсккурорт»). Эта государственная организация выполняла
координирующую и связующую роль среди всех субъектов регионального санаторно-курортного комплекса. Обладая полномочиями региональной государственной власти в вопросах санаторно-курортной деятельности, ОГУП «Челябинсккурорт» несло на себе функции с одной стороны представительства интересов санаторно-курортных организаций перед государством в лице муниципальных, региональных и федеральных властей, с другой стороны осуществляло ведомственный контроль за санаторно-курортной деятельностью организаций регионального комплекса, выступая государственным гарантом качества и безопасности оказываемых санаторно-курортных услуг.
Постепенно полномочия государства в организации санаторно-курортного лечения по федеральным и региональным программам переходили от ФСС к министерству здравоохранения, Министерство здравоохранения, как на федеральном, так и на региональном уровне не обладают в достаточном количестве организаторами и специалистами курортного дела, поэтому санаторно-курортный комплекс в настоящее остался без координатора и ведомственной вертикали. Каждая санаторно-курортная организация предоставлена сама себе и функционирует самостоятельно на свой страх и риск.
По данным статистики, [11] число санаторно-курортных организаций Челябинской области в период
с 2002 по 2016 г.г. варьировалось в пределе 47-77 (табл. 4). Для достоверного анализа санаторно-курортного комплекса региона было выбрано 24 СКО, (табл. 1, 2), суммарный валовой доход которых составлял по разным годам от 76,2% до 83,3% от общего дохода СКК региона, что соответствует правилу Парето, в выявлении ключевых позиций в однородной выборке, [8], (табл. 3). В рассматриваемых санаторно-курортных организациях была выделена группа из десяти СКО, составляющая курортный фонд Челябинской области согласно официальной Концепции развития здравоохранения Челябинской области [1] (табл. 1).
Данные по годовым доходам санаторно-курортных организаций были получены из открытых источников, [11]. Доля СКО входящих в курортный фонд Челябинской области, в общем доходе СКК региона в период с 2012 по 2016 г.г. снизилась с 60,5 % до 56,0%, что говорит о слабости региональной санаторно-курортной политики в решении вопросов сохранения и развития СКК Челябинской области. Позиции курортного фонда Челябинской области с каждым годом снижаются как по количеству организаций, его составляющих, так и по совокупному годовому доходу от санаторно-курортной деятельности. Если не принять необходимые организационно-экономические меры по сохранению и развитию СКК региона, санаторно-курортная отрасль Челябинской области окончательно утратит свои позиции.
Таблица 1
Изменение доходов санаторно-курортных организаций, входящих в курортный фонд Челябинской области
в период с 2012 по 2016 г.г.
Наименование СКО Годовой доход, тыс. рублей
2012 2013 2014 2015 2016
ООО Санаторий «Кисегач»1 139 019 127 632 135 504 123 065 78 306
ООО «Курорт «Кисегач»2 -3 - - - 9 449
ГУП Санаторий «Еловое» 99 308 7 586 - - -
ГУП Санаторий «Сосновая горка» 77 291 70 521 62 255 87 245 -
ГУП ЧО Пансионат с лечением «Карагайский бор» 216 682 219 012 232 521 250 915 313 564
ООО МЦМИР «Курорт Увильды» 377 891 420 141 388 484 369 257 412 129
ОАО Санаторий «Урал» 158 453 178 774 166 126 185 466 205 763
МУП Санаторий «Дальняя дача» 96 672 106 064 100 521 101 497 98 666
ООО Санаторий «Сунгуль» 80 488 83 625 83 628 67 606 50 622
ГУП ЧО «Магнитогорская бальнеогрязелечебница с курортной поликлиникой» 57 425 50 606
Итого 1 303 229 1 263 961 1 169 039 1 185 051 1 168 499
Примечания:
1 - Данные по годовому доходу ООО Санаторий «Кисегач», включают в себя годовой доход ОАО «Инвестиционная компания «Уральская здравница», в связи с тем, что деятельность обоих предприятий осуществлялась под руководством одного директора, на одной территории в рамках общей инженерно-хозяйственной инфраструктуры.
2 - ООО «Курорт «Кисегач» включен в список СКО курортного фонда в связи с расположением на территории бывшего базового санатория «Кисегач», после раздела имущественного комплекса, которого и образовалось несколько юридических лиц, в т.ч. и ООО «Курорт «Кисегач».
3 - прочерк означает, что СКО или уже прекратило деятельность, или еще не существовало.
Таблица 2
Изменение доходов санаторно-курортных организаций, дополнительно формирующих СКК Челябинской области,
в период с 2012 по 2016 г.г.
Наименование СКО Годовой доход, тыс. рублей
2012 2013 2014 2015 2016
ООО «Лесная сказка» 48 062 51 341 58 157 52 201 55 532
ОАО «Уральские зори» 89 138 43 033 23 214 22 440 24 604
ООО Санаторий «Жемчужина Урала» 46 458 61 452 69 584 85 741 103 699
ООО «Золотой пляж» Нет данных 119 880 91 001 95 852 117 713
ООО Санаторий-профилакторий «Южный» 52 194 54 796 52 181 50 332 62 915
Санаторий-профилакторий «Каштак» Нет данных 38 803 44 098 46 855 45 195
МУП Санаторий-профилакторий «Пласт» 8 041 8 995 8 837 9 620 11 061
ООО Санаторий-профилакторий «Металлург» 41 708 58 027 64 579 59 950 Нет данных
ООО Санаторий-профилакторий «Кошкуль» 8 005 6 905 7 511 7 416 6 181
НП Санаторий-профилакторий «Космос» 26 786 34 619 44 881 54 287 45 546
ЧУ "База отдыха "Лесная сказка" ПАО ЧТПЗ оз. Увильды 18 724 20 909 23 525 24 354 28 386
ООО Дом отдыха Звездный оз. Акакуль Нет данных 15 734 18 030 50 267 24 345
ООО Парк отель «Юность» - 1 806 0 92 19 065
ООО База отдыха «Теренкуль» Нет данных Нет данных Нет данных 837 1 243
Итого 339 116 516 300 505 598 560 244 545 485
Таблица 3
Изменение валового дохода санаторно-курортных организаций, составляющих СКК Челябинской области по различным группам в период с 2012 по 2015 г.г.
Наименование групп СКО -
2012 2013 2014 2015 2016
Итого по СКО, входящим в курортный фонд ЧО 1 303 229 1 263 961 1 169 039 1 185 051 1 168 499
Итого по СКО дополнительно формирующим СКК ЧО 339 116 516 300 505 598 560 244 545 485
Всего по рассматриваемым СКО ЧО 1 642 345 1 780 261 1 674 637 1 745 295 1 713 984
Доля СКО входящих в курортный фонд ЧО, по рассматриваемым СКО ЧО, % 79,4 70,9 69,8 67,9 68.2
Всего по СКО региона 2 155 443,1 2 073 766,2 2 022 486,6 2 096 147,3 2 085 534.2
Доля СКО входящих в курортный фонд ЧО, в общем доходе региона, % 60,5 60,9 57,8 56,5 56.0
Доля рассматриваемых СКО в общем доходе региона, % 76,2 85,8 82,8 83,3 82.2
В таблице 4 представлены изменения следующих характерных показателей состояния СКК Челябинской области, [11]:
- число санаторно-курортных организаций, составляющих СКК региона;
- число мест в этих санаторно-курортных организациях;
- число размещенных лиц в санаторно-курортных организациях;
- годовые доходы санаторно-курортных организаций;
- индекс цен на санаторно-оздоровительные услуги.
Анализируя, динамику показателей состояния санаторно-курортного комплекса Челябинской области за период с 2002 по 2016 г.г., см. табл. 4, можно отметить ряд негативных тенденций. Это снижение числа санаторно-курортных организаций региона
и снижение числа мест в этих СКО. При этом, число размещенных в санаторно-курортных организациях региона то, повышаясь в определенные периоды, то понижаясь, остается примерно на одном уровне, что говорит о перераспределении пользователей санаторно-курортными услугами среди оставшихся СКО. Это свидетельствует также о стабильном спросе в санаторно-курортных услугах СКК региона у населения. В анализируемый период доходы санаторно-курортных организаций СКК региона
Изменение показателей состояния санаторно-курортного
демонстрируют стабильный рост в абсолютном выражении, за исключением небольших падений, отражающих посткризисные явления в 2010 году и 2013 году. Однако приведенные доходы относительно сложившихся индексов цен на санаторно-курортные услуги, см. табл. 4, в период, с 2009 года, неуклонно снижаются, что свидетельствует о скрытых реальных потерях СКО региона, снижающих их инвестиционный потенциал.
Таблица 4
плекса Челябинской области за период с 2002 по 2015 г.г.
Год Показатели СКК региона
Число санаторно- Число мест Число размещенных Доходы санаторно- индекс цен,
курортных в санаторно-курортных в санаторно-курортных курортных %
организаций организациях организациях организаций, тыс. руб.
2002 77 10 574 132 461 -1 134,7
2003 72 12 363 133 593 988 911,9 -
2004 70 11 458 153 929 1 179 152,7 -
2005 69 11 313 152 704 1 329 018,5 111,2
2006 63 10 315 162 504 1 596 821,2 -
2007 59 9 729 155 299 1 728 545,3 -
2008 54 8 670 147 690 1 789 009,4 -
2009 53 8 959 174 170 1 973 126,8 -
2010 52 9 506 153 618 1 775 668,1 105,4
2011 58 10 050 167 271 2 044 141,6 109
2012 56 9 866 166 872 2 155 443,1 105,9
2013 53 9 272 154 723 2 073 766,2 105,7
2014 51 8 680 146 030 2 022 486,6 107,6
2015 47 8 278 136 744 2 096 147,3 114,4
Примечания:
1 - прочерк означает, что данные по этому году отсутствуют.
В 2013 году министерство здравоохранения Челябинской области разработало концепцию развития здравоохранения Челябинской области (ЧО) до 2020 года, далее (Концепция), [1]. В этой Концепции в рамках одного из направлений формирования эффективной системы регионального здравоохранения -развитие медицинской реабилитации населения и совершенствование системы санаторно-курортного лечения, в том числе детей, дана характеристика санаторно-курортного комплекса (СКК) Челябинской области. И хотя в 2015 году Концепция была незначительно скорректирована характеристика санаторно-курортного комплекса Челябинской области, данная концепцией не отвечает реальному положению дел. Для краткого сравнения действительности и состояния дел, представленных в Концепции, ниже приведены положения по санаторно-курортному комплексу Челябинской области с поправками на реальное положение дел.
Согласно Концепции, [1] санаторно-курортный комплекс Челябинской области включает систему санаторно-курортных учреждений и предприятий, составляющих курортный фонд Челябинской области, разведанных и принятых к промышленной разработке месторождений лечебных грязей (сапропелей), минеральных вод (в том числе радоновых). Санаторно-курортный комплекс осуществляет деятельность,
направленную на восстановление здоровья населения Челябинской области, сохранение природных лечебных ресурсов.
В состав курортного фонда Челябинской области входят 14 санаторно-курортных учреждений, в том числе санатории: общество с ограниченной ответственностью (далее именуется - ООО) «Санаторий «Кисегач», ООО «Санаторий Еловое», государственное унитарное предприятие (далее именуется - ГУП) «Санаторий Сосновая горка», ООО Многопрофильный центр медицины и реабилитации (далее именуется - МЦМиР) «Курорт Увильды», открытое акционерное общество (далее именуется -ОАО) «Санаторий Урал», ГУП «Санаторий Солнечный», муниципальное унитарное предприятие (далее именуется - МУП) Озерского городского округа «Санаторий «Дальняя дача», ООО «Санаторий «Сунгуль», ООО «Санаторий «Юбилейный»; пансионаты: ГУП «Пансионат с лечением «Утес», ГУП Челябинской области пансионат с лечением «Карагайский бор», некоммерческое партнерство (далее именуется - НП) «Пансионат Тургояк», ГУП «Магнитогорская бальнеогрязелечебница с курортной поликлиникой». В действительности в настоящее время функционируют 8 санаторно-курортных организаций, что соответствует немного больше половины от заявленных в Концепции - 57%. ГБУЗ
«Челябинский областной центр реабилитации» то появляется в списке санаторно-курортных организаций, то исчезает. Это связано с тем, что ГБУЗ «Челябинский областной центр реабилитации» был преобразован из унитарного предприятия в учреждение, но по сути его деятельность в основном связана с медицинской реабилитацией с использованием санаторно-курортных методов.
Состояние системы санаторно-курортных организаций Челябинской области в Концепции, [1] представлено следующими обобщенными данными.
В санаторно-курортных организациях Челябинской области функционирует 8 водолечебниц на 86 ванн, 7 грязелечебных отделений, 7 плавательных бассейнов, работает 292 единицы лечебного физиотерапевтического оборудования, 5 аэросоляриев, 11 лечебных пляжей, 19 залов лечебной физкультуры, 44 кабинета медицинского массажа, 18 терренкуров дозированной ходьбы, 3 кабинета гирудотерапии, 4 кабинета апитерапии. В виду выбытия лечебных площадей из эксплуатации (вместе с не функционирующими организациями) эти данные требуют корректировки.
По видам курортных, лечебно-оздоровительных местностей и рекреационных зон Челябинской области СКО региона распределяются следующим образом, [10]:
1. Курорт Кисегач
Курорт Кисегач включает в себя следующие санаторно-курортные организации:
ООО «Санаторий «Кисегач» предназначен для санаторно-курортного лечения лиц с болезнями органов кровообращения, костно-мышечной и нервной систем. В настоящее время из-за раздела имущества между двумя собственниками число пациентов, получающих санаторно-курортное лечение, резко сократилось.
ООО «Санаторий Еловое» является базовым региональным санаторием для лечения детей с родителями и предназначен для лечения лиц с заболеваниями органов кровообращения, дыхания, нервной системы, опорно-двигательного аппарата, гинекологических болезней, заболеваний кожи. В связи с банкротством не функционирует.
ГУП «Санаторий Сосновая горка» принимает на лечение пациентов, имеющих заболевания органов дыхания, кровообращения, нервной системы, костно-мышечной системы, мужской половой сферы. Ликвидирован в связи с присоединением к ГУП Челябинской области пансионат с лечением «Карагайский бор».
ГУП «Пансионат с лечением «Утес» принимает на санаторно-курортное лечение пациентов с заболеваниями нервной системы, костно-мышечной системы и органов кровообращения. В связи с банкротством не функционирует.
2 Курорт Увильды
Курорт Увильды представлен следующей санаторно-курортной организацией:
ООО МЦМиР «Курорт Увильды» предназначен для санаторного лечения лиц с болезнями органов кровообращения, нервной системы, костно-мышечной
системы и соединительной ткани, гинекологическими, профессиональными заболеваниями. Здесь открыты специализированное отделение для долечивания больных, перенесших острое нарушение мозгового кровообращения, и отделение кардиореабилитации. Имеются специализированное хирургическое отделение для лечения и реабилитации больных косметологического характера (отделение «Молдинг Маск»), центр санаторной реабилитации наркозависимых лиц.
3. Хомутининская курортная местность Хомутининская курортная местность
представлена следующей санаторно-курортной организацией:
ОАО «Санаторий Урал» осуществляет санаторное лечение больных с заболеваниями желудка, двенадцатиперстной кишки, кишечника, печени, поджелудочной железы, нервной системы, опорно-двигательного аппарата, женской половой сферы, с нарушениями иммунитета. В санатории функционировало единственное в Российской Федерации отделение иммунореабилитации больных, страдающих бронхиальной астмой и аллергозами (в настоящее время закрыто).
4. Карагайская курортная местность Карагайская курортная местность представлена
следующей санаторно-курортной организацией:
ГУП Челябинской области пансионат с лечением «Карагайский бор» предназначено для санаторного лечения пациентов с болезнями органов пищеварения, печени и желчных путей, поджелудочной железы, нервной и мочеполовой системы, заболеваниями опорно-двигательного аппарата.
5. Сугомакская лечебно-оздоровительная местность
Сугомакская лечебно-оздоровительная
местность представлена следующей санаторно-курортной организацией:
МУП Озерского городского округа «Санаторий «Дальняя дача» имеет развитую инфраструктуру автономного санаторно-курортного учреждения, оснащенного современной импортной диагностической и лечебной медицинской аппаратурой, в том числе уникальными для Уральского региона современнейшими биохимическим автоанализаторами, стоматологическим оборудованием.
6. Сунгульская лечебно-оздоровительная местность
Сунгульская лечебно-оздоровительная местность представлена следующей санаторно-курортной организацией:
ООО «Санаторий «Сунгуль» предназначен для санаторного лечения пациентов с заболеваниями нервной и костно-мышечной систем, органов кровообращения, пищеварения, мочеполовой системы.
7. Троицкий кумысолечебный район Троицкий кумысолечебный район представлен
следующей санаторно-курортной организацией:
ГУП «Санаторий Солнечный» предназначено для санаторно-курортного лечения лиц с болезнями органов дыхания, сезонного применения кумысолечения, детского оздоровительного отдыха. В связи с банкротством не функционирует.
8. Миасская курортная местность Миасская курортная местность представлена следующей санаторно-курортной организацией:
НП «Пансионат Тургояк» в связи с банкротством не функционирует.
7. Городские курортные организации Городские курортные организации включают в себя следующие санаторно-курортные организации:
ГБУЗ «Челябинский областной центр реабилитации» осуществляет санаторное лечение больных с заболеваниями органов дыхания, пищеварения, органов кровообращения, заболеваниями печени, поджелудочной железы, нервной системы, опорно-двигательного аппарата, женской половой сферы, обмена веществ и нарушениями иммунитета. Фактически перестал ассоциировать себя с санаторно-курортной организацией.
ГУП «Магнитогорская бальнеогрязелечебница с курортной поликлиникой» включает в себя корпуса водолечения и грязелечения, курортную поликлинику. В связи с банкротством не функционирует.
Из таблицы 1 видно, в какой период происходило закрытие той или другой санаторно-курортной организации.
Для получения более достоверной картины состояния санаторно-курортного комплекса региона и уточнения его положения на межрегиональном уровне, был выполнен анализ изменения показателей состояния СКК регионов, граничащих с Челябинской областью в период с 2006 года по 2016 год. С одной стороны, соседние регионы находятся примерно в таких же экономико-географических условиях с ЧО, с другой стороны в каждом регионе реализуется своя политика в санаторно-курортной области.
В качестве анализируемых показателей использовались: изменение валового дохода санаторно-курортных организаций, см. табл. 5; изменение числа размещенных в санаторно-курортных организациях, см. табл. 6 и изменение средней стоимости санаторно-курортного обслуживания, см. табл. 7. Данные представленные в таблицах 5 и 6 получены из Центральной базы статистических данных, [11]. Данные представленные в таблице 7 получены расчетным путем.
Таблица 5
Изменение валового дохода санаторно-курортных организаций, составляющих СКК регионов, граничащих с Челябинской областью в период с 2006 по 2016 г.г.
Год Годовой доход СКК региона, тыс. рублей
Республика Башкортостан Свердловская область Курганская область Оренбургская область
2006 2 039 801,6 1 503 715,6 165 383,0 349 354,3
2007 2 237 798,2 1 761 331,2 216 835,1 488 029,0
2008 3 171 918,3 2 281 927,6 273 037,7 641 139,8
2009 3 208 158,8 1 758 837,9 238 901,9 665 675,3
2010 3 521 419,3 1 767 363,0 299 971,1 660 827,9
2011 3 823 428,7 1 951 306,1 406 092,9 668 042,4
2012 4 183 085,7 2 233 682,2 477 320,0 732 657,9
2013 4 554 664,2 2 493 379,9 513 485,9 816 832,2
2014 4 922 499,3 2 467 961,8 578 435,0 723 169,0
2015 5 212 231,9 2 438 743,3 641 484,8 716 807,7
2016 5 528 453.1 2 425 653.2 625 586.5 705 256.1
Таблица 6
Изменение числа размещенных в санаторно-курортных организациях, составляющих СКК регионов, граничащих с Челябинской областью в период с 2006 по 2016 г.г.
Год Число размещенных в СКК региона
Республика Башкортостан Свердловская область Курганская область Оренбургская область
2006 224 748 184 986 38 971 48 328
2007 242 675 188 506 40 149 66 835
2008 254 795 204 304 42 678 57 442
2009 229 998 143 887 40 684 53 059
2010 227 274 131 450 37 332 54 498
2011 237 582 130 244 39 296 49 915
2012 240 095 132 162 40 192 48 468
2013 255 664 136 857 41 983 49 389
2014 244 815 134 970 42 168 50 619
2015 229 657 121 816 42 666 41 181
2016 248 604 115 256 41 295 40 259
Из таблицы 6 видно, что число размещенных в санаторно-курортных организациях, составляющих санаторно-курортный комплекс Республики Башкортостан, сопоставимо с числом размещенных в санаторно-курортных организациях, составляющих санаторно-курортные комплексы Свердловской, Курганской и Оренбургской областей. Начиная с 2010 года, это число превышает число размещенных в СКО трех вышеперечисленных областей вместе взятых. Это говорит о том, что санаторно-курортный комплекс Республики Башкортостан в настоящее время является наиболее развитым среди всех СКК регионов, граничащих с Челябинской областью. Региональная политика Республики Башкортостан в санаторно-курортной области отличается от своих соседей большей заинтересованностью властей в сохранении и развитии своего санаторно-курортного комплекса,
Изменение средней стоимости санаторно-курортного
выражающуюся в долгосрочной инвестиционной и административной поддержке региональных СКО. Кроме высоких оздоровительных мощностей, санаторно-курортный комплекс Республики Башкортостан обладает высокой устойчивостью к внешним воздействиям. Когда в 2009 году сменилась система государственного финансирования санаторно-курортного лечения, практически во всех регионах наблюдалось падение числа размещенных в санаторно-курортных организациях. В некоторых организациях СКК Челябинской области санаторное оздоровление в 2009 году по государственным программам упало на 100%, [6]. И только СКК Республики Башкортостан продемонстрировала уверенные темпы роста своих доходов, к 2016 году прирост доходов по сравнению с 2008 докризисным годом составил более 74%, см. табл. 5.
Таблица 7
обслуживания в регионах в период с 2006 по 2016 г.г.
Год Средняя стоимость санаторно-курортного обслуживания в регионе, руб.
Челябинская область Республика Башкортостан Свердловская область Курганская область Оренбургская область
2006 9 826 9 076 8 129 4 244 7 229
2007 11 130 9 221 9 344 5 401 7 302
2008 12 113 12 449 11 169 6 398 11 162
2009 11 329 13 949 12 224 5 872 12 546
2010 11 559 15 494 13 445 8 035 12 126
2011 12 221 16 093 14 982 10 334 13 384
2012 12 917 17 423 16 901 11 876 15 116
2013 13 403 17 815 18 219 12 231 16 539
2014 13 850 20 107 18 285 13 717 14 287
2015 15 329 22 696 20 020 15 035 17 406
2016 15 864 21 264 19 567 15 125 16 584
По уровню доходов и числу размещенных в санаторно-курортных организациях СКК, регионы можно разбить на три группы, см. табл. 5 и 6. Первая группа представлена Республикой Башкортостан -уровень доходов и число размещенных в санаторно-курортных организациях самый высокий. Вторая группа состоит из Челябинской и Свердловской областей - уровень доходов и число размещенных в санаторно-курортных организациях средний. Третья состоит из Курганской и Оренбургской областей -уровень доходов и число размещенных в санаторно-курортных организациях низкий. Однако внутри второй и третьей группы наблюдаются отличия по уровню средней стоимости санаторно-курортного обслуживания в регионе. Так во второй группе ценовым лидером является Свердловская область, а в третьей группе ценовым лидером является Оренбургская область, которая по уровню средней стоимости санаторно-курортных услуг с 2009 года обогнала Челябинскую область, см. табл. 7.
Состояние санаторно-курортного лечения и оздоровления населения в регионе последнее время характеризуется рядом отрицательных тенденций:
1. Сокращение государственного заказа на санаторно-курортное лечение и возрастающая
социально-экономическая дифференциация населения привели к практически полному переходу санаторно-курортной сферы в плоскость платных услуг, [7].
2. Отсутствие координации и ведомственной вертикали в управлении санаторно-курортными комплексами практически разрушило санаторно-курортную сферу как отдельную, обладающую своей спецификой, отрасль экономики.
3. Нарушение преемственности в кадровой политике, обусловленной чередой банкротств и сменой собственников, не позволяет воспользоваться накопленным огромным уникальным опытом выживания и развития санаторно-курортной системы в самых различных социально-экономических ситуациях.
В этой связи, для преодоления негативных факторов сложившейся действительности, перед санаторно-курортной системой встает вопрос выбора направления наиболее эффективных путей развития, обладающих своими возможностями и рисками претворения.
Сохранить свою идентичность, занимаясь классическим курортным лечением с использованием природных и преформированных факторов, санаторно-курортному комплексу в настоящее время все труднее
и труднее в связи с практически полным информационным отсутствием санаторно-курортной идеологии в широких слоях населения. С одной стороны, санаторно-курортный комплекс начинает ассоциироваться с оздоровительным туризмом, когда медицинские и лечебные услуги начинают уступать питанию, проживанию и досугу. С другой стороны, некоторые санаторно-курортные организации превращаются в медицинские центры, заменяя использование природных факторов медикаментозным лечением с использованием дорогостоящей диагностики и высокотехнологических методов лечения.
И в том, и в другом случае имеющийся потенциал растрачивается не эффективно, кроме того, уже существующие отрасли экономики: туризм и медицина имеют свои особенности и специфику деятельности хоть и близкую к курортному делу, но достаточно отличную, чтобы принять санаторно-курортную организацию как свою, без потери идентичности.
Наиболее перспективным путем развития организаций санаторно-курортного комплекса региона на наш взгляд является расширение своей лечебно-оздоровительной базы и привлечение в соисполнители
ведущих медицинских центров, с возможностью встраивания в формирующиеся потоки медицинского и оздоровительного туризма, [5]. Дополнительным положительным фактором в развитии лечебно-оздоровительной базы санаторно-курортной организации является возможность участия в территориальных программах медицинского обслуживания населения по государственным гарантиям по направлению медицинская реабилитация.
Каждому выбранному варианту развития конкретного санаторно-курортного комплекса присущи свои сильные стороны, компенсирующие влияние негативных факторов, что требует разработки специфических подходов к формированию системы управления рисками СКК, [2,9].
Правильная их оценка позволит эффективно распорядиться своими и привлеченными ресурсами для достижения определенного уровня развития субъекта санаторно-курортного хозяйствования, позволяющего внести не только вклад в социально-экономический потенциал общества, но и в собственное развитие.
Библиографический список
1. Распоряжение Правительства Челябинской области от 31.10.2013 № 296-рп (ред. от 02.10.2015) «Об утверждении Концепции развития здравоохранения Челябинской области до 2020 года» // Правовая справочно-информационная система «Гарант».
2. Валигурская, Е.С. Санаторно-курортные учреждения, расположенные на территории Российской Федерации [Текст] / Е.С. Валигурская, Л.И. Сиземова, Т.В. Васильева, Л.Г. Кушакова // Вестник государственного социального страхования, серия «Экономика». - 2001. - № 3 - С. 32-38.
3. Валигурская, Е.С. Санаторно-курортные учреждения, расположенные на территории Российской Федерации Вып.2 [Текст] / Е.С. Валигурская, Л.И. Сиземова, Т.В. Васильева, Л.Г. Кушакова // Приложение к журналу «Вестник государственного социального страхования, серия «Экономика». - 2002. №3 (15). март. - С. 65-68.
4. Дерябин, А.В. Факторы риска снижения доходов городского санаторно-курортного предприятия [Текст] / А.В. Дерябин, А.В. Дерябина // Перспективы инновационного развития современных организаций: Межвуз. сб. науч. тр. - Магнитогорск: ГОУ ВПО «МГТУ», 2010. - 310 с.
5. Криворучко, В.И. Санаторно-курортная сфера: расширение функциональной роли в социально-экономическом развитии. Монография. [Текст] / В.И. Криворучко, В.Р. Иванченко, Б.Т. Ковеза. Сочи: Кривлякин С. П., 2015. - 158 с.
6. Немцев, В.Н. Основы экономического анализа. Учебное пособие. [Текст] / В.Н. Немцев. - Магнитогорск: ГОУ ВПО «МГТУ», 2009. - 284 с.
7. Неплюев, А.А. Курорты Южного Урала [Текст] / А.А. Неплюев, А.А. Меньщиков - Челябинск: Изд. «Рекпол», 1994. - 24 с.
8. Центральная база статистических данных / Федеральная служба государственной статистики. -URL:htpp:// cbsd.gks.ru/.
References
1. Rasporyazheniye Pravitel'stva Chelyabinskoy oblasti ot 31.10.2013 N 296-rp (red. ot 02.10.2015) «Ob utverzhdenii Kontseptsii razvitiya zdravookhraneniya Chelyabinskoy oblasti do 2020 goda»
2. Valigurskaya, Ye.S. Sanatorno-kurortnyye uchrezhdeniya, raspolozhennyye na territorii Rossiyskoy Federatsii [Tekst] / Valigurskaya Ye.S., Sizemova L.I., Vasil'yeva T.V., Kushakova L.G. // Vestnik gosudarstvennogo sotsial'nogo strakhovaniya, seriya «Ekonomika». - 2001. - № 3 - pp. 32-38.
3. Valigurskaya, Ye.S. Sanatorno-kurortnyye uchrezhdeniya, raspolozhennyye na territorii Rossiyskoy Federatsii Vyp.2 [Tekst] / Valigurskaya Ye.S., Sizemova L.I., Vasil'yeva T.V., Kushakova L.G. // Prilozheniye k zhurnalu «Vestnik gosudarstvennogo sotsial'nogo strakhovaniya, seriya «Ekonomika». - 2002. №3(15) mart. - pp. 65-68.
4. Deryabin, A.V., Deryabina A.V. Faktory riska snizheniya dokhodov gorodskogo sanatorno-kurortnogo predpriyatiya [Tekst] / A.V. Deryabin, A.V. Deryabina // Perspektivy innovatsionnogo razvitiya sovremennykh organizatsiy: Mezhvuz. sb. nauch. tr. - Magnitogorsk: GOU VPO «mGtU», 2010. - 310 p.
5. Krivoruchko, V.I. Sanatorno-kurortnaya sfera: rasshireniye funktsional'noy roli v sotsial'no-ekonomicheskom razvitii. Monografiya. [Tekst] / V.I. Krivoruchko, V.R. Ivanchenko, B.T. Koveza. -. Sochi: Krivlyakin S. P., 2015. - 158s.
6. Nemtsev, V.N. Osnovy ekonomicheskogo analiza. Uchebnoye posobiye. [Tekst] / V.N. Nemtsev. -Magnitogorsk: GOU VPO «MGTU», 2009. - 284 p.
7. Neplyuyev, A.A. Kurorty Yuzhnogo Urala [Tekst] / A.A. Neplyuyev, A.A. Men'shchikov - Chelyabinsk: Izd. «Rekpol», 1994. - 24 p.
8. Tsentral'naya baza statisticheskikh dannykh / Federal'naya sluzhba gosudarstvennoy statistiki. - URL:htpp:// cbsd.gks.ru/
SANATORIUM-RESORT COMPLEX OF THE REGION: STATUS AND RISKS OF DEVELOPMENT
Andrei V. Deryabin,
associate professor, South Ural State University Sergey V. Bulatov, General Director, OOO «Resort Kisegach» Danil A. Deryabin, graduate student, Magnitogorsk State Technical University
Abstract. The main tendencies of development of the regional sanatorium-and-spa complex are considered in the article. The reasons that influence the formation and development of the situation in the sanatorium and spa services market of the region are investigated. The authors studied and analyzed the factors that have a decisive impact on the effectiveness of the sanatorium and resort complex of the region, such as: the change in the incomes of the sanatorium-resort organizations entering the spa fund Chelyabinsk region; the change in the incomes of the sanatorium-and-spa organizations, which additionally form the sanatorium-and-spa fund of the Chelyabinsk region; change in the gross income of the sanatorium and resort organizations that make up the Chelyabinsk region's sanatorium and resort fund for various groups; change of indicators of the state of the sanatorium complex of the Chelyabinsk region; assessment of the organizational status of the sanatorium and resort organizations that make up the resort fund of the Chelyabinsk region; the change in the gross income of the sanatorium and resort organizations that make up the sanatorium and resort fund of the regions bordering the Chelyabinsk region (the Republic of Bashkortostan, the Sverdlovsk Region, the Kurgan Region, the Orenburg Region).
The aim of the work is a comparative analysis of the socio-economic development of the regional sanatorium and resort complex, taking into account the factors mentioned. The result of the research work is the identification of ways and improvement of the directions of development of the sanatorium-and-spa complex in the region. The authors of the article proposed a unique approach to planning the activity of the sanatorium-and-spa organization when choosing the ways of development in the context of the regional development of the sanatorium and resort industry in the region. as today the state of sanatorium treatment and health improvement of the population in the region is characterized by a number of negative trends, such as: reduction of the state order for sanatorium treatment; lack of coordination and departmental vertical in the management of sanatorium and resort complexes; violation of continuity in personnel policy. In this regard, the existing sanatorium potential of enterprises is wasted not efficiently, in addition, the already existing branches of the economy: tourism and medicine have their own characteristics and specificity of activities, although close to the spa business, but quite different, in order to adopt a sanatorium-resort organization as their own , without loss of identity. Each way of development of a particular spa complex has its own set of risks, and their proper assessment will effectively dispose of its and attracted resources to achieve a certain level of development of the sanatorium-resort management entity, which allows not only to contribute to the social and economic potential of society, but also to own development.
Key words: sanatorium and resort complex, state order, medical rehabilitation, health tourism, risks.
Сведения об авторах:
Дерябин Андрей Владимирович - кандидат экономических наук, доцент кафедры туризма и социально-культурного сервиса ФГАОУ ВО «Южно-Уральский государственный университет» (454080, Российская Федерация, г. Челябинск, пр. Ленина, 76), e-mail: a-deryabin@mail.ru.
Булатов Сергей Вацлавович - генеральный директор ООО «Курорт Кисегач» (456443, Российская Федерация, Челябинская область, г. Чебаркуль, территория санатория Кисегач, корп. № 1, оф. 201), e-mail: kurortkisegach@mail.ru.
Дерябин Даниил Андреевич - магистрант кафедры экономики и финансов ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова» (454080, Российская Федерация, г. Челябинск, пр. Ленина, 76), e-mail: a-deryabin@mail.ru.
Статья поступила в редакцию 20.03.2018 г.