Научная статья на тему 'Самовыражение личности как субъекта в профессиональном образовании'

Самовыражение личности как субъекта в профессиональном образовании Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
308
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУЩНОСТЬ СУБЪЕКТНОСТИ ЛИЧНОСТИ / СОЦИАЛЬНАЯ ПРИРОДА СУБЪЕКТНОСТИ / УСЛОВИЕ И ФАКТОРЫ ПРОЯВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ КАК СУБЪЕКТА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ / ПРОСТРАНСТВА САМОВЫРАЖЕНИЯ ЛИЧНОСТИ КАК СУБЪЕКТА / THE ESSENCE OF PERSON'S SUBJECTIVITY / THE SOCIAL NATURE OF SUBJECTIVITY / THE CONDITION AND THE FACTORS OF THE PERSONALITY AS THE SUBJECT IN PROFESSIONAL EDUCATION / AREAS OF SELF-EXPRESSION AS THE SUBJECT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Алексеенко Иван Николаевич

Определена специфика профессиональной субъектности на основе взаимосвязи общественного и личностного бытия. Самовыражение личности как субъекта отражено в рамках культурологической парадигмы образования. Выделенное противоречие становления субъектности личности в профессиональной сфере разрешается на основе интеграционного взаимодействия ряда пространств: культурного пространства, индивидуального пространства, субъектного пространства как отражение многомерности самовыражения личности в процессе профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Personality’s Self-Expression as the Subject in Professional Education

Personality’s self-expression as the subject in professional education. The specificity of the professional subjectivity on the basis of the relationship of public and personal life is defined. Personality’s self-expression as the subject is reflected in the framework of culturological paradigm of education. Emphasized contradiction of the formation of the individual’s subjectivity in the professional sphere is resolved on the basis of integration interaction of several areas: the cultural area, individual area, subjective area space as a reflection of the multidimensionality of self-expression in the process of professional education

Текст научной работы на тему «Самовыражение личности как субъекта в профессиональном образовании»

Наука, культура и образование на грани тысячелетий

И.Н. Алексеенко

кандидат педагогических наук, заместитель директора

по учебно-производственной работе Донского педагогического колледжа*

Самовыражение личности как субъекта в профессиональном образовании

В социально-философском плане становление личности понимается как начало трансформации человека, затрагивающее всю его жизнедеятельность, и, таким образом, выражается как некая целостность сущности человека.

При этом проявление индивида может носить как субъектный, так и субъективный характер1. Так, субъектность и субъективность понимаются как содержание и форма, когда субъектность возможна посредством проявлений личности и рассматривается как потенциал развития человека, а субъективность отражает внутренний мир человека и его отношение к степени реализации того, что заложено в сущности человека. Такое взаимоотношение содержания и формы проявляется в логике субъектного выражения человека: субъектность возможна в деятельности, тем самым обеспечивая выработку отношения к ее итогам, формируя позицию, а ее развитие закрепляется в опыте. Исходя из этого, сущность субъектности носит социальный характер, и в данном случае мы согласны с позицией известного ростовского ученого И.В. Ватина, определившего следующую формулу выражения сущности субъектности: общественное бытие невозможно без человека-субъекта, последний невозможен без творчества, творчество без сознания - сознание без целостного человека, человеческая целостность без общественного бытия2. Вследствие этого феномен субъектности проявляется в социальной природе и выступает базовой характеристикой всякого развития человека. Обратим внимание на то, что трансформация личности вырастает из системы отношений. Более того, «человек есть личность в силу того, что он сознательно определяет свое отношение к окружающему, поэтому для человека как личности такое фундаментальное значение имеет сознание не только как знание, но и

* Алексеенко Иван Николаевич, e-mail: otdel_praktiki_dpk@mail.ru

1 Арефьева Г.С. Социальная активность (Проблема субъекта и объекта в социальной практике и познании). М., 1974. С. 27-42.

2 Ватин И.В. Человеческая субъективность. Ростов н/Д. : Изд-во РГУ, 1984.

как отношение»1. То есть если этот акт невозможен вне опыта взаимодействия с другими, то и обращение к форме организации межсубъектного взаимодействия не может определять признак свободы выбора как способа поиска смысла, лежащего в основе выбора. Именно поэтому развитие личности как социальный признак отражает как взаимодействие субъектов как открытой динамической системы, с одной стороны, так и продуцирование социальных связей гармонично встраивающихся в систему уже имеющихся элементов и связей между ними, с другой стороны. В результате подобного взаимодействия, как считает Т.Л. Стенина, происходит становление проектной культуры будущих педагогов, и в этом смысле подобного рода образование носит характер движения личности по траектории индивидуального развития самореализации2.

Очевидно, что это накладывает отпечаток на специфику профессиональной субъектности в социально-философском ракурсе и связывается с тем, что она проявляется в предметно-практической деятельности в качестве системообразующего принципа, сущность которого основана на понимании создания личности в профессиональном образовании. Под этим процессом подразумевается3:

а) способность и готовность осуществлять целевые ориентиры деятельности;

б) способность и готовность оптимально включать цель в профессиональные отношения;

в) способность и готовность проявлять целостность самовыражения, которая носит общекультурный характер;

г) способность и готовность обеспечить такой характер деятельности, как целостное явление в рамках профессиональной культуры, которое является результатом интеграции общекультурного, личностного и предметного начал в развитие будущего педагога;

д) способность и готовность проявлять субъектность в профессиональной деятельности, основанной на совокупности мышления, компетентности и профессионального мастерства.

Таким образом, профессиональная субъектность как универсальное условие осуществления человеческого бытия выступает ядром педагогической культуры. Это может приводить к личностному изменению, когда она способна осуществлять преобразовательный характер деятельности4. Итогом такого понимания субъектности в рамках педагогической культуры является изменение понимания образования, для которого им-

1 Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М., 1957. С. 312.

2 Стенина Т.Л. Социально-педагогическое пространство вуза как предикатор становления проектной культуры студентов // Современные проблемы науки и образования. 2011. № 4.

3 Васильева Е.Н. Инновационная парадигма российского социокультурного образования XXI века : ав-тореф. дис. ... д-ра социол. наук. Тюмень, 2007.

4 Колесникова И.А. Педагогическая реальность: опыт межпарадигмальной рефлексии : курс лекций по философии и педагогики. СПб., 2007.

пульсом развития выступает личностное и профессиональное самовыражение человека и тем самым обеспечивает естественную трансформацию личности в частности и образования в целом.

Реакцией на такое понимание профессиональной субъектности является оформление потребности личности как субъекта. Механизм самоопределения личности как субъекта представляет собой трехкомпонентную структуру мыследеятельности: желание, стремление, ценностные ориентации, притязания, цели, планы - компонент «хочу»; потенциальные возможности и способности - компонент «могу»; имеющиеся психические и физические качества, опыт, черты характера - компонент «имею»1. Согласованность этих компонентов и её уровневая характеристика формируют степень самоопределения личности как субъекта. Указанная потребность удовлетворяется в социальном плане на основе определенных условий и факторов, где учитываются, с одной стороны, обстоятельства и ситуации, в которых происходит профессиональное становление субъектности; с другой - выявляется движущая сила субъектных изменений2. К условиям, позволяющим оформлять концепт потребности личности в профессиональном самовыражении, относятся следующие из них:

- изменяющееся состояние образования, характеризуемое его инновационно-опережающим характером развития;

- специфика педагогического образования, отражающая наличие собственной сферы жизнедеятельности, ориентированной на использование возможностей управления процессом профессиональной социализации личности;

- трансформация социального смысла гуманитарного поля деятельности профессионала, где пересекаются разные векторы личностного развития.

Под воздействием этих условий человек как субъект осуществляет посыл самого себя в мир взаимодействия с другими субъектами и в процессе диалога с ними обеспечивает становление собственной профессиональной позиции, отражающей уровень его самоорганизации. В качестве факторов, обеспечивающих подобное самоорганизующее начало развития человека, выступают следующие из них: сущностно-содержа-тельные, временные и пространственные характеристики бытия личности3. Наличие факта собственного открытия смысла (как явления уникального) лежит в основе личностного «звучания» субъектности.

Учет условий и факторов становления профессиональной субъектности влияет на характер восприятия профессионального образования. Состояние профессионального образования, рассматриваемое сквозь призму становления профессиональной субъектности, обеспечивает

1 СафинВ.Ф. К проблеме профессионального самоопределения личности и её активности. Уфа, 1985. С. 6.

2 Маркин В.Н. Личность как личность - субъектность // Акмеология. 2008. № 1. С. 7-9.

3 Скуднова Т.Д. Социально-философские основания трансформации педагогического образования. М., 2009. С. 72-84.

оформление определенного уровня социального бытия человека. Уровень этого бытия является не чем иным, как степень становления личности, понимаемой как активный и сознательный субъект человеческой истории. В этом смысле развитие человека является не продуктом взаимодействия внешних факторов, а «самодвижением» субъекта, включенного в многообразные взаимоотношения с окружающими1. Характеристика данного процесса означает несколько направлений саморазвития личности как субъекта, которые взаимопересекаются и взаимодополняют друг друга. Во-первых, это отношение к себе и другому как к ценности, когда каждый акт существования необходим для воплощения в процессе свободного саморазвития и самоопределения личности в культуре и социуме. Во-вторых, движение в развитии личности от «целого к части», что влечет за собой естественную трансформацию характеристик движения личности в пространстве бытия (в данном случае движение в образовательном пространстве). В-третьих, освоение личностью свободы выбора не как выбора из готовых альтернатив, а путем преодоления диктата выборов, созданием конструктивной альтернативы самому выбору в надси-туативном действии, которое обеспечивает овладение саморазвивающимися формами и способами преобразования предметных ситуаций, выступающих необходимым условием формирования индивидуального духовно-практического опыта. И, наконец, в-четвертых, индивидуализация развития на основе сочетания общественных потребностей и индивидуальных склонностей позволяет личности органично встраиваться в стремительно меняющийся мир с максимальной пользой для общества и сохранением собственной индивидуальности.

Процесс становления профессиональной субъектности может быть осуществлена посредством выделения социально-философских оснований, с позиции которых возможна организация образовательного пространства как поля именно становления профессиональной субъектности будущего педагога2. Развитие субъектности личности противоречиво: с одной стороны, прагматизация и технологизация развития общества влияют на развитие образования, создавая в нем определенные негативные явления; с другой - образование, основанное на творчестве и инновации, получает возможность быть в авангарде преобразований одной из ведущих сфер социальной жизнедеятельности (особенно это актуально в период кризиса образования, так как эта сторона связана с возможностью его реформирования).

В этой связи наиболее действенным вариантом решения противоречия между потребностью общества в субъектной личности как неисчерпаемом потенциале саморазвития и прагматизацией и технологизацией

1 Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб. : Питер, 2002. С. 158.

2 Сорокина Л.А. Особенности образовательного пространства вуза как интегративного фактора субъ-ектно-профессионального становления будущих психологов. // Образование и наука. 2010. № 6.

развития общества может быть рассмотрение возможности синтезирования свойств природы, общества и воплощаемой в культуре человеческой деятельности.

Интеграция подобного рода выражается в оформлении культурно-образовательного пространства. Основными принципами организации культурно-образовательного пространства как поля становления субъ-ектности личности выступают:

- общественные изменения на основе трансформации ценностей образовательной культуры, требующих разработки проективных стратегий развития, формирования нового типа отношений между субъектами1;

- создание самой личностью изнутри и вокруг себя организационного пространства, проявляющегося через три его основные формы принадлежности к культуре - идентичность, личностное участие, смысл2;

- рождение дихотомических пар в процессе развития субъекта, когда они оформляются в определённые сферы жизнедеятельности (ценностно-смысловые, информационно-коммуникационные, проекционные и др.)3.

Логика развития субъектности в культурно-образовательном пространстве представлена таким образом, что человек проявляет свою субъектность, когда он отталкивается от прошлого, находится в настоящем и проектирует будущее. Именно разработки сценариев развития личности и адекватный этому выбор социокультурных стратегий деятельности выступают результатом становления субъектности будущего педагога в культурно-образовательном пространстве.

Построение модели становления профессиональной субъектности личности представлено определенным образом: так, в ее центре расположена идея о наличии трех системообразующих качественных характеристик, обеспечивающих целостность субъектности, - самоорганизованности будущего профессионала в сфере образования, проявления различных форм активности, использования средств творческой деятельности. При этом самоорганизованность личности вытекает из способности к сохранению субъектности. Активный характер деятельности субъекта проявляется в стремлении к сотворению личностно и социально значимого продукта. Использование средств создания результата деятельности как творческого процесса проявляется в завершенности бытия по отношению к индивидуальным потребностям. Исходя из этого, самоорганизация деятельности, проявление её активного характера, а также творчество, реализованное в самовыражении, создают предпосылку для определения основы модели субъектности личности. Базисным основанием выступает идея о социально-антропологической целостности будущего педагога, которая предполагает становление и развитие способности

1 Шнякина В.М. Субъектность в процессе социального самоопределения молодежи : автореф. дис. ... канд. филос. наук. Омск, 1999. 23 с.

2 Ястребова Е.Ю. Смысл жизни как самоорганизующий фактор личности : автореф. дис. ... канд. филос. наук. СПб., 2002. 19 с.

3 Герасимов Г.И., Лубский А.В. Диалоги о высшем образовании: парадигмальный подход и познавательно-развивающая парадигма образования. Ростов н/Д., 2014.

личности переживать и понимать сущность своей профессии. Это возможно тогда, когда сохраняется управляемость объекта проектирования, определяются стимулы развития, происходит самоосуществление и самореализация на основе ориентации как на сохранение, так и изменения в бытии человека.

К содержанию конструкта становления субъектности личности относится культурная парадигма образования, на основе которой выстраивается культурно-образовательное пространство с его специфическими условиями реализации.

При этом культурно-образовательное пространство обеспечивает, с одной стороны, событийное взаимодействие субъектов отношений, с другой - свободу выбора форм, средств, приемов, методов взаимодействия, с третьей - способствует интеграции личности в пространство культуры.

Личностное культурно-образовательное пространство направлено на внутреннее принятие культурно-образовательного пространства и выражено в определенных его признаках: ценностно-смысловых, социокультурных, социализирующих и др.

Субъектная образующаяся личность - как итог развития будущего педагога - способна и готова проявлять себя и как автор, и как сценарист, и как актер, и как критик, и как зритель.

Многомерность самовыражения личности в процессе профессионального образования, организованного на субъектной основе, есть отражение социокультурной потребности в таком типе человека.

Таким образом, указанное пространство самовыражения личности как субъекта основано на самоопределении, которое вырастает из системы отношений между участниками взаимодействия. Данное пространство личностного самоопределения обеспечивается наличием достаточных и необходимых условий удовлетворения потребностей личности в реализации своих сущностных сил. В этой связи именно процессы и отношения как базовые характеристики субъектности личности могут происходить в событийной форме. Возможности самовыражения личности посредством создания собственного события означают индивидуальную форму развертывания сущностных сил в единстве потребностей, способности и деятельности. Целостность, которая задана единством сущности и существованием внутреннего и внешнего, создает субъективную реальность, которая включается в бытие человека.

Алексеенко И.Н. Самовыражение личности как субъекта в профессиональном образовании. Определена специфика профессиональной субъектности на основе взаимосвязи общественного и личностного бытия. Самовыражение личности как субъекта отражено в рамках культурологической парадигмы образования. Выделенное противоречие становления субъектности личности в профессиональной сфере разрешается на основе интеграционного взаимодействия ряда пространств: куль-

турного пространства, индивидуального пространства, субъектного пространства - как отражение многомерности самовыражения личности в процессе профессионального образования.

Ключевые слова: сущность субъектности личности, социальная природа субъектности, условие и факторы проявления личности как субъекта в профессиональном образовании, пространства самовыражения личности как субъекта.

Alekseenko I.N. Personality's Self-Expression as the Subject in Professional Education. Personality's self-expression as the subject in professional education. The specificity of the professional subjectivity on the basis of the relationship of public and personal life is defined. Personality's self-expression as the subject is reflected in the framework of culturological paradigm of education. Emphasized contradiction of the formation of the individual's subjectivity in the professional sphere is resolved on the basis of integration interaction of several areas: the cultural area, individual area, subjective area space as a reflection of the multidimensional^ of self-expression in the process of professional education.

Key words: the essence of person's subjectivity, the social nature of subjectivity, the condition and the factors of the personality as the subject in professional education, areas of self-expression as the subject.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.