Научная статья на тему 'Самовосстанавливающиеся космические материалы'

Самовосстанавливающиеся космические материалы Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
441
165
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Зуев Н. И., Голиковская К. Ф.

Предлагается экспериментальный конструкционный материал для космических аппаратов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Самовосстанавливающиеся космические материалы»

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Технические науки

где Г(а) - неполная гамма-функция; а и в - параметры распределения, которые определяются соотношениями

d

1

а = ß-dc =-!■ = — ß =

Dc kB

d.

D,

где КВ - коэффициент вариации.

Функция плотности распределения пор по размерам определяется средним размером пор dс и безразмерными параметрами а и р. Область определения параметров а > 0, р > 0 и d > 0. При d < 0 значения функции _Дй?) = 0. Функция плотности распределения пор по размерам описывает геометрические свойства порового пространства пористых сред, у которых неоднородность поровой структуры может изменяться от ее полного отсутствия (при а ^ ® -идеальная пористая среда), до масштаба, соизмеримого с геометрическими размерами элемента (а ^ 0). По данным экспериментальных исследований поро-вой структуры конструкций из материала МР, параметр распределения а для данных конструкций может принимать значения от 0,6 до 2,4.

Из анализа строения исследованных структур, можно сделать вывод о том, что параметр распределения а связан со взаимным расположением элемен-

тов твердой фазы. Поэтому безразмерный параметр а можно использовать как характеристику степени неоднородности микроструктуры материала МР и других пористых сред, имеющих любой другой закон распределения пор по размерам.

Для сравнения пористых сред и оценки влияния их структур на процессы массопереноса в них необходима масштабная характеристика порового объема. Такой характеристикой для пористых сред может быть их средний размер пор dс.

Библиографические ссылки

1. Коллинз Р. Течение жидкостей через пористые материалы. М. : Мир, 1964.

2. Богомолова А. Ф., Орлова Н. А. Количественная характеристика структуры порового пространства. ПМТФ. № 4. С. 77-81.

3. Белоусов А. И., Изжеуров Е. А., Сетин А. Д. Исследование гидродинамических и фильтровальных характеристик пористого материала МР // Вибрационная прочность и надежность двигателей и систем летательных аппаратов. Куйбышев. 1975. Вып. 2. С. 70-80.

© Забабурина О. В., Жижкин А. М., 2010

2

УДК 621.454

Н. И. Зуев

Научный руководитель - К. Ф. Голиковская Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

САМОВОССТАНАВЛИВАЮЩИЕСЯ КОСМИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Предлагается экспериментальный конструкционный материал для космических аппаратов.

В авиации и космонавтике существует настоятельная необходимость в изготовлении прочных, легких и износостойких конструкций. Композиционные материалы применяются для изготовления силовых конструкций летательных аппаратов, искусственных спутников, теплоизолирующих покрытий ракетоносителей, космических зондов. Все чаще композиты применяются для изготовления обшивок воздушных и космических аппаратов, и наиболее нагруженных силовых элементов.

В отличие от живых тканей, способных полностью или частично восстанавливать поврежденные участки, современные инженерные материалы «излечиванию» практически не поддаются. Однако уже в ближайшем будущем ситуация может кардинально измениться: в работе [1] обнародованы результаты по созданию самозалечивающегося композитного материала.

Экспериментальный конструкционный материал для космических аппаратов позволит вдвое продлить срок службы из их корпусов. Трещины и небольшие выбоины будут немедленно затягиваться

специальным быстро твердеющим составом, не вызывая снижения прочности конструкции.

Корпуса космических аппаратов постоянно подвергаются воздействию резких температурных контрастов. Постоянные перепады температур порождают напряжения в материале корпуса и ведут к появлению микротрещин.

Другой механизм космической эрозии - удары микрометеоритов. Однако космические пылинки и частицы космического мусора размером меньше миллиметра достаточно многочисленны и при скоростях в десятки километров в секунду вызывают постепенную деградацию конструкций.

Новый материал, разработанный в Европейском космическом агентстве (ESA), обладает повышенной устойчивостью к факторам космической эрозии благодаря способности самовосстанавливаться [2] при повреждениях.

Образцы нового материала успешно прошли первые испытания в вакуумной камере. Тем не менее, уже сейчас ESA считает, что новый материал позволит вдовое продлить время работы тех косми-

Секция «Энергодвигательные установки и системы терморегулирования»

ческих аппаратов, для которых эрозия является ограничивающим фактором.

Библиографические ссылки

1. Kessler M. R., Sottos N. R., White S. R. Self-healing structural composite materials [«Самозалечивающиеся» конструкционные композиционные ма-

териалы] // Composites Part A: Applied Science and Manufacturing. 2003. Vol. 34. № 8. P. 743-753.

2. Cho S. H., White S. R., Braun, P. V. Self-healing polymer coatings [«Самозалечивающиеся» полимерные покрытия] // Advanced Materials. 2009. Vol. 21. P. 645-649.

© Зуев Н. И., Голиковская К. Ф., 2010

УДК 629.7.036.5(075.8)

С. В. Ковалев Научный руководитель - М. В. Краев Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ТРЕХКОМПОНЕНТНЫЙ ЖИДКОСТНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ

Рассмотрены преимущества и перспективы использования трехкомпонентного жидкостного ракетного двигателя.

В последние годы утвердилось направление развития ракетно-космической техники, связанное с созданием транспортных ракетно-космических комплексов.

Современное ракетостроение развивается в направлении увеличения груза, выводимого на орбиту, при одновременном снижении стоимости выведения 1 кг груза. Во многих проектах перспективных транспортных ракетных комплексов используется два вида горючего: углеводородное на начальном участке выведения и водород (или метан) на высотном участке работы при сокращении числа ступеней. Необходимость повышения энергетических характеристик двигательной установки в сочетании с высокой надежностью и многократностью использования и возможностью одновременной или последовательной работы на двух горючих требует разработки новых эффективных схем двигательных установок с применением высокоэффективных топлив. В связи с этим перспективным является использование трехкомпонентного ЖРД. Наиболее близким к предложенному является ЖРД, работающий на трехкомпонентном топливе, содержащий камеру, смесительную головку, три турбонасосных агрегата для подачи водорода, углеводородного горючего и кислорода, соответствующее устройство направляет перегретый водород к каждому турбонасосу.

Двигатель содержит трехкомпонентный газогенератор, соединенный через агрегаты автоматики и регулирования с насосом первого горючего и через магистраль с линией второго горючего, к линии питания первым горючим подведена магистраль про-

дувки инертным газом. Насос первого горючего установлен на одном валу с дополнительным насосом второго горючего. Турбины трех турбонасосных агрегатов питаются газогенераторным газом через трехпозиционный клапан переключаемый при переводе двигателя на двухкомпонентный режим.

Использование в одном двигателе комбинации двух горючих - углеводородного, обладающего высокой плотностью, и водорода, обеспечивающего высокие значения удельного импульса, расширяют возможности ракет-носителей. При этом редкие те-плофизические характеристики водорода дают возможность использовать его эффективно в качестве охладителя и рабочего тела для привода насосов.

Специалисты России не только нашли и экспериментально подтвердили целый ряд технических решений, благодаря которым новый агрегат сочетает в себе качества двигателей первой и второй ступеней, но и пошли дальше. Они сделали его многоразовым, что позволяет заметно удешевить космические запуски и в будущем создать возвращаемую ракету-носитель или многоразовую аэрокосмическую систему, избавившись, таким образом, от полей падения, зон отчуждения и прочих опасностей.

Библиографическая ссылка

1. Алемасов В. Е., Тишин А. П. Теория ракетных двигателей : учебник для студ. машиностроительных спец. вузов. М. : Машиностроение, 1980.

© Ковалев С. В., Краев М. В., 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.