Научная статья на тему 'САМОВОЛЬНЫЕ ПОСТРОЙКИ: ОСОБЕННОСТИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ, ПОСЛЕДСТВИЯ СОЗДАНИЯ, ЛЕГАЛИЗАЦИЯ'

САМОВОЛЬНЫЕ ПОСТРОЙКИ: ОСОБЕННОСТИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ, ПОСЛЕДСТВИЯ СОЗДАНИЯ, ЛЕГАЛИЗАЦИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
180
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
САМОВОЛЬНАЯ ПОСТРОЙКА / ЗДАНИЕ / СООРУЖЕНИЕ / САМОВОЛЬНО ВОЗВЕДЕННОЕ СООРУЖЕНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Григорян А.А.

Самовольное строительство - одна из основных проблем Гражданского законодательства РФ, связанная с незаконным возведением недвижимости на непредназначенном для этого земельном участке с нарушением градостроительных норм. Нередко подобные постройки приводят к социальным конфликтам и ущемлению гражданских прав и свобод. Актуальность данной проблемы связана с нестабильной и непроработанной системой законодательного регулирования возведения и легализации самовольных построек, а также постоянными изменениями в правовом регулировании от ужесточения мер по контролю за строительством до либерализации и упрощении процедуры легализации самостроя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «САМОВОЛЬНЫЕ ПОСТРОЙКИ: ОСОБЕННОСТИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ, ПОСЛЕДСТВИЯ СОЗДАНИЯ, ЛЕГАЛИЗАЦИЯ»

сноса, а также у граждан отсутствовало право на защиту постройки от внесудебного сноса без возмещения убытков.

Самовольная постройка: понятие и условия признания постройки незаконной.

В правовой теории существует несколько взглядов на определение объектов самовольного строительство. Наиболее известна точка зрения Р.А. Валеева, который определяет самовольную постройку как «создаваемое или реконструируемое здание (сооружение) в установленном законодательством порядке, на которое отсутствует разрешение на ввод объекта в эксплуатацию».

А А.В. Савина (впиши ее квалификацию, что она препод или кто там, я случайно удалила у себя) считает необходимым квалифицировать самовольную постройку как нарушение гражданского права и способ получения прав собственности на нее. По ее работам можно сделать вывод, постройка без разрешения (самострой) является исключительным способом приобретения прав собственности, но он может быть применен лишь к тем строениям, которые были возведены без нарушения градостроительных норм и строительных правил, либо они были устранены до подачи заявления о легализации подобного объекта недвижимости. Только при наличии формальных нарушений, зафиксированных уполномоченной комиссией, признание права собственности не представляется возможным и рассматривается только в судебном порядке.

Нельзя не упомянуть о работах А.А. Ерофеевой. Она пишет, что самовольная постройка - это помещение (как жилое, так и нежилое), а также любые объекты недвижимости, созданные гражданами в личных целях на непредназначенных для этого земельных участках, без получения разрешения на строительство или при существенном нарушении градостроительных норм.

Официальное понятие самовольной постройки зафиксировано в ст. 222

Гражданского Кодекса РФ (далее - ГК РФ). Под ним подразумевается - объект

недвижимости, созданный в результате строительной деятельности человека (ст. 130 ГК

РФ) на непредназначенном земельном участке или с нарушением иных

градостроительных норм (отсутствие разрешения на строительство, оформленного с

80

указанием основания и даты выдачи, а также сроков действия документа (ст. 51 Градостроительного Кодекса РФ - далее ГрК РФ).

Нельзя не обратить внимание на то, что незавершенные незаконные постройки (например, котлованы) не подпадают под действие ст. 222 ГК РФ, но тем не менее, если данный объект наносит вред окружающим, то заинтересованные лица могут опираться на ст. 1064 ГК РФ, а если данный вред только предвидится в будущем, то в ход идет ст. 1065 ГК РФ.

Более подробно понятие самовольной постройки раскрывается в Законе № 339-ФЗ. До внесения изменений от 04.08.2018 г. под самовольной постройкой понималось любое сооружение, возведенное без разрешения строительства на данном земельном участке с нарушением градостроительных норм. Однако в новой редакции данное понятие было расширено и наделено новыми признаками:

1. Строение было возведено:

a. При отсутствии разрешения на использование земельного участка для строительных целей;

b. Земельный участок не допускает любого строительства на данной территории;

c. В отношении земельного участка идут имущественные споры.

2. Постройка осуществлялась с наличием разрешения на использование участка для строительных целей, но с нарушением градостроительных правил.

3. На время начала постройки (фактической даты) разрешение не было получено или находилось на стадии рассмотрения заявления о его получении, даже если оно было одобрено в дальнейшем и было действующим на момент выявления комиссией самовольной постройки.

Кроме того, в новой редакции сказано, что объекты недвижимости недопустимо считать самовольной постройкой, если владелец земельного участка или данного строения просто не знал или не мог знать о строительстве.

Помимо этого продолжают действовать следующие признаки самовольной постройки (ст. 222 ГК РФ):

• Возведение постройки происходило без получения необходимых разрешительных документов;

• Постройка была возведена на земельном участке, не предназначенном для строительства данного типа недвижимости;

• Строительство происходило с существенным нарушением строительных норм и иных градостроительных правил.

Данные условия позволяют защитить частноправовые и публичные права заинтересованного круга лиц, чьи права были ущемлены незаконным строительством, а также решать имущественные и иные споры, связанные с данным строительством.

Последствия возведения самовольных построек и условия для принудительного сноса.

Основные юридические последствия самовольного строительства отражены в п.2 ст.222 ГК РФ, а именно:

1. Невозможность приобретения прав собственности на объект недвижимости, а также их дальнейшей продажи, дарения или использования в качестве арендного имущества.

2. Данный объект недвижимости подлежит сносу в обязательном порядке за счет лица, ответственного за его строительство. Снос осуществляется либо муниципальными властями, либо самим застройщиком.

3. Все распорядительные сделки, связанные с данным самостроем, будут признаны ничтожными.

Согласно ч. 4 ст. 222 ГК РФ решение о принудительном сносе самовольных построек принимается органом местного самоуправления в следующих случаях:

- При отсутствии у застройщика правоустанавливающих документов на земельный участок;

- Самовольная постройка была возведена в зонах с повышенным уровнем опасности или с иными особыми условиями;

- Если получение разрешения на строительство ни на начало строительства, ни на момент проверки не представлялось возможным.

Поскольку физическое или юридическое лицо, построившее объект самовольного строительства, несет за нее гражданско-правовую ответственность, то согласно статье 222 ГК РФ, снос строения будет осуществлен за его счет. В ряде случаев к лицу могут быть применены нормы ст.ст. 7.1, 8.1, 8.8, 9.5 или 9.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Чтобы выработать единый подход для решения подобных дел, было принято Постановление Пленумов ВАС РФ и ВС РФ№ 10/22 от 29 апреля 2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в п. 26 данного нормативно-правового акта было закреплено, что "отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку".

После принятия органами местного самоуправления городского округа, на территории подчинения которого происходило строительство, решения о сносе самовольной постройки подлежит обязательному исполнению в течение 7 дней.

Согласно новой редакции ст. 222 ГК РФ снос самовольной постройки будет определяться индивидуальному с учетом ее характеристик, от 3 до 12 месяцев.

Однако принудительный снос самовольной постройки возможен исключительно по решению суда и только в редких случаях по решению органов местного самоуправления, именно это юридическое разногласие становится предпосылкой общественных конфликтов и того факта, что граждане все чаще действуют и решают подобные споры в обход закона.

Легализация самовольной постройки

Гражданский Кодекс РФ допускает признание самовольной постройки, возведённой с нарушением ст. 222 ГК РФ и подлежащей сносу, легальной, т.е. дает возможность застройщику получить право собственности на нее. В российской законодательстве существуют два способа легализации самовольной постройки: судебная и административная. На применение данных норм правообладателю, чье строение полностью отвечает градостроительным и строительным нормам, отводится

срок от 6 месяцев до 3 лет. На время процесса легализации накладывается запрет на снос самовольной постройки.

Легализация самовольной постройки осуществляется путем подачи искового заявления о признании права собственности. Для того чтобы суд вынес положительное решение о признании права собственности на самовольную постройку, истцу необходимо предоставить всю информацию о постройке и соответствии ее характеристик необходимым градостроительным требованиям и дополнительным условиям: заявление о признании прав собственности на самовольную постройку было подано до 01.09.2018 года, а самовольная постройка производилась владельцем земельного участка на законном основании.

Внесение данных мер в изменении ст. 222 ГК РФ позволило усовершенствовать процесс легализации самовольных построек и сделать его более объективным. Помимо этого граждане и юридические лица получили дополнительную защиту прав на недвижимость.

При необходимости легализовать самовольную постройку можно без обращения в судебные органы - в административном порядке. Однако из-за того, что регулирование данного процесса должным образом не было установлено российским законодательством, чаще всего легализация объектов недвижимости, построенных без разрешения, осуществляется в судебном порядке. (поставь ссылку на закон, я запуталась здесь автор ссылалась и на 222 гк рф и на фз от 4 августа)

самовольной постройки (ст. 234 ГК РФ), нужно открыто и непрерывно владеть объектом недвижимости (самовольная постройка) в течение 15 лет. По истечении этого срока можно признать право собственности на самовольную постройку.

Однако в судебной практике Верховного суда РФ отсутствуют прецеденты (проверь термин), при которых можно было бы легализовать самовольную постройку и получить на нее право собственности, если она была возведена незаконно на земельном участке, принадлежавшем другому лицу (организации), без разрешения владельца или его уведомления. А также до устранения нарушений строительных норм.

Решения от законодателя и правоприменителя.

Для решения существующих проблем было решено провести заседание Пленумов ВАС И ВС, результатом работы которого стало совместное постановление № 10/22 от 29 апреля 2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав". Кроме этого в изменениях появился п.26, в котором сказано, что "отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку".

Однако для правильного использования данного постановления, необходимо обратиться к «Обзору практики от 9 декабря 2010 года № 143 ВАС», в котором прописано, что для отказа от удовлетворения искового заявления о сносе самовольной постройки наличие государственной регистрации прав собственности на нее не может считаться основанием.

Верховный суд пояснил, что получение прав собственности на самовольную постройку возможно только при наличии определенных условий:

• Строение было возведено без нарушения градостроительных норм и правил;

• Признание самовольной постройки законной не создаст угрозу жизни, здоровью и правам граждан;

• Самовольная постройка не нарушает права и законные интересы физических и юридических лиц;

• Земельный участок был сдан в аренду застройщику именно для строительных целей.

Кроме этого Верховный суд в Постановлении указал на то, что получить право собственности (легализовать строение) на часть самовольной постройки невозможно, также как и защитить права застройщика лишь на пристройку к первоначальному объекту (например, пристроенный балкон) - № 18-КГ17-198.

Помимо указанных выше документов, Верховный суд наделил юридической

силой Постановление Правительства Москвы от 8 декабря 2015 года "О мерах по

обеспечению сноса самовольных построек на отдельных территориях города Москвы"

№ 829. На основании данного постановления допускается снос коммерческих зданий

85

предпринимателей, возведенных без разрешения и с нарушением градостроительных норм («самостроев»). Заключение.

На основе проделанной исследовательской работы можно сделать вывод, что самовольной постройкой является любое недвижимое сооружение, возведенное без разрешения на его строительство. При отсутствии конфликта интересов с владельцем земельного участка, на территории которого была возведена постройка, ее можно легализовать в судебном порядке. Административный (внесудебный) порядок законодательством РФ фактически не установлен, т.е. отсутствую статьи ГК РФ, которые бы регулировали данный процесс.

Основная проблема российского законодательства по вопросу регулирования самовольных построек - постоянный рост количества споров, возникающих на основе столкновения интересов владельцев земельных построек и застройщиков самостроев при отсутствии юридически закрепленных норм административного регулирования и отсутствия четкого разделения полномочий органов, вводящих объекты недвижимости в эксплуатацию и выдаче права собственности на нее.

В связи с этим растет число граждан, решающих действовать в обход закона РФ. Наладив административный процесс по легализации самовольных построек в срочном порядке, можно снизить количество споров и облегчить нагрузку на судебные органы.

Список литературы

Валеев Р.А. Правовой режим объекта незавершенного строительства: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Казань, 2007.

Афонина А. Самовольная постройка: правовые последствия ее осуществления и возможность легализации // Жилищное право. 2009. № 2.

Маленков Н.А. Самовольная постройка: вопросы правового режима и прав на земельный участок // Право и экономика. 2009. № 10.

Конституция Российской Федерации: 12.12.1993 года.— М.: Эксмо, 2015; Гражданский кодекс Российской Федерации от 05.12.2017 N 379-Ф3. Собрание законодательства РФ. 1997. № 22. Ст. 2664;

Козлов Е.В. Самовольная постройка: фрагменты истории // Гражданское право. 2008. № 2.

УДК 34

Долунц Н.С.

магистрант 2-го курса факультета юриспруденция направления

«Корпоративный юрист» Российско-Армянский (Славянский) университет

(Республика Армения, г. Ереван)

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ФУНКЦИИ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА, КАК ОРГАНА РЕГУЛИРОВАНИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ В РЕСПУБЛИКЕ АРМЕНИЯ И

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация: в статье рассматривается деятельность и функции Центрального Банка, как органа регулирования банковской системы в Республике Армения и Российской Федерации.

Ключевые слова: Центральный Банк, банковская система, банки.

На сегодняшний день, Центральные банки являются частью банковской системы, как регуляторы денежных и кредитных отношений, как эмиссионные центры. В современной научной литературе встречается множество толкований термина «Центральный банк». Например, Г.Г. Фетисов, О.И. Лаврушин, И.Д. Мамонова определяют ЦБ как «общественный денежно-кредитный институт, регулирующий денежный оборот в наличной и безналичной формах в общественных интересах». Иного мнения, акцентирующего на том, что Центральный банк является проводником денежно-кредитной политики, придерживается Г.Г. Коробова: «ЦБ - это «основной проводник денежно-кредитного регулирования экономики, являющегося составной частью экономической политики правительства, главными целями которой служат достижение стабильного экономического роста, снижение безработицы и инфляции, выравнивание платёжного баланса». В отличие от Российской Федерации, в Республике Армения, согласно п. 1 ст. 1 Закона «О Центральном Банке Республики Армения» дано понятие ЦБ - «Центральный банк Республики Армения (далее - Центральный банк) -юридическое лицо, наделенное государственными функциями, единственным

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.