Научная статья на тему 'Самоуправление в системе подготовки военного специалиста'

Самоуправление в системе подготовки военного специалиста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
200
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОУПРАВЛЕНИЕ / ВОЕННЫЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / УЧЕБНЫЙ ПЛАН / СКРЫТЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН / SELF-GOVERNMENT / MILITARY EDUCATIONAL INSTITUTION / CURRICULUM / HIDDEN CURRICULUM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Финин Георгий Иванович

Даная статья посвящена исследованию системы самоуправления в военных учебных заведениях. Анализируется роль самоуправления на современном уровне развития общества и военного образования. Показано влияние социокультурного и правового пространств на систему самоуправления в военных учебных заведениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Финин Георгий Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Self-government in the system of training of the military specialist

The article studies self-government systems in the military educational institutions. The author analyzes the relevance of the self-government activities in the context of the current development of the society in general and the military education in particular. The research shows influence of the sociocultural and legal factors on the self-government system in the military schools.

Текст научной работы на тему «Самоуправление в системе подготовки военного специалиста»

УДК 37.Q13

Финин Георгий Иванович

Finin Georgiy Ivanovich

кандидат философских наук,

заведующий кафедры социально-экономических

дисциплин

Харьковской гуманитарно-педагогической

академии (Украина)

dom-hors@mail.ru

САМОУПРАВЛЕНИЕ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ ВОЕННОГО СПЕЦИАЛИСТА

PhD,

Head of the Subdepartment for Social and Economic Studies, Kharkov Academy for Education Science and the Humanities (Ukraine) dom-hors@mail.ru

SELF-GOVERNMENT IN THE SYSTEM OF TRAINING OF THE MILITARY SPECIALIST

Аннотация:

Даная статья посвящена исследованию системы самоуправления в военных учебных заведениях. Анализируется роль самоуправления на современном уровне развития общества и военного образования. Показано влияние социокультурного и правового пространств на систему самоуправления в военных учебных заведениях.

Ключевые слова:

самоуправление, военные учебные заведения, учебный план, скрытый учебный план.

The summary:

The article studies self-government systems in the military educational institutions. The author analyzes the relevance of the self-government activities in the context of the current development of the society in general and the military education in particular. The research shows influence of the sociocultural and legal factors on the self-government system in the military schools.

Keywords:

self-government, military educational institution, curriculum, hidden curriculum.

В современных условиях главной целью образования становится формирование личности, профессионально и социально компетентной, способной к творчеству и самоопределению в условиях меняющегося мира, обладающей развитым чувством ответственности и стремлением к творческой деятельности. Современное общество требует новых подходов к образованию, изменения и обновления концепций и методик преподавания и обучения. Современная теория самоуправления в учебных заведениях основывается на том, что оно должно состоять в создании таких форм деятельности, которые бы соответствовали задачам и духу учебного заведения, кругу тех целей, которые могут быть достигнуты обучающимися. Подготовка военного специалиста предполагает развитие личностных качеств, включая готовность к сотрудничеству, инициативность, ответственность за участие в общем деле, культуру общения, гражданскую позицию и т.п. Во многом решению этой задачи способствуют инновационные воспитательные проекты, в том числе, совершенствование системы самоуправления. Самоуправление в военных учебных заведениях не ограничивается деятельностью органов самоуправления студентов и курсантов. Сюда можно включить такие направления: самоуправление среди преподавателей и сотрудников военных учебных заведений, самоуправление процесса обучения студентов, курсантов, умение ими управлять своей самостоятельной деятельностью.

Заданием данной статьи является исследование и раскрытие широкого спектра возможностей самоуправления в системе подготовки военного специалиста.

Можно согласиться с утверждением С.П. Дуреева, что управление является ровесником человечества и что с момента возникновения общества появляются и процессы управления и самоуправления [1]. Формирование систем социального управления является важной и необходимой составляющей функционирования каждой общественной организации. При этом основную социополитическую, социокультурную и другую нагрузки несут на себе начальные управленческие структуры самоуправления в своих эволюционно-деятельных программах. Это связано с тем, что на органах самоуправления лежит важная и ответственная функция: с одной стороны, точное выполнение общей интегрированной концепции вышестоящих организаций, а с другой - тщательный мониторинг и отслеживание результатов оказанных воздействий на социум, при устойчивом дифференцированном влиянии на все сферы общества.

Роль самоуправления в военных учебных заведениях состоит в более эффективной подготовке обучающихся к жизни в обществе. Без студенческого и курсантского самоуправления трудно на рефлексивном уровне подготовить будущих военных специалистов к жизни в обществе, службе в рядах Вооруженных Сил, так как для этого нужен собственный практический опыт.

Учебно-воспитательный процесс образовательного заведения основан на фундаментальности подготовки с ориентацией на базовые ценности общей и профессиональной культуры, на взаимодействии научно-технических и гуманитарных знаний, интеграции учебной и научной деятельности, на опережающем характере образования. Это воплощается в модели военного специалиста, ориентированной (помимо профессиональной компетентности) на формирование таких социально востребованных качеств, как: гражданская ответственность; самодисциплина; толерантность; владение навыками межличностного общения; креативность; способность к анализу, рефлексии и саморазвитию.

Развитие и поддержка студенческого и курсантского самоуправления в образовательном учреждении позволяет воспитывать будущих военных специалистов так, чтобы они не только понимали необходимость управления собственной жизнью, но и знали, как это делать; умели создавать условия для развития правовой и коммуникативной культуры, социального творчества, лидерских навыков. В процессе развития самоуправления реализуются две группы функций: общеуправленческие и специфические самоуправленческие, прежде всего, социально и лично-стно ориентированные функции студенческого коллектива. Первые отражают учебновоспитательные задачи и направлены на нравственно-правовое воспитание; вторые - на удовлетворение потребностей и интересов студентов.

Система самоуправления - это особая форма самостоятельной общественной деятельности студентов по управлению жизнью коллектива в соответствии со стоящими перед ним целями и задачами. Оно является элементом общей системы управления учебновоспитательным процессом образовательного учреждения и предполагает максимальный учет интересов, потребностей студентов и курсантов на основе изучения их мнения. Самоуправление предусматривает целостный механизм, позволяющий молодым людям участвовать в управлении через коллегиальные органы на всех уровнях жизнедеятельности учебного заведения, включая такие общественные организации, как профсоюз.

Система самоуправления находится в социокультурном пространстве общества. В связи с этим в контексте вопроса о взаимодействии администрации учебного заведения и органов самоуправления непременно фигурирует так называемый режим соуправления, определяющий меру полномочий последних, средства и способы их функционирования и представляющий собой тип отношений, ориентированный на сотрудничество с администрацией и общественными организациями в решении задач оптимизации жизнедеятельности образовательного учреждения. Студенческое и курсантское самоуправление имеет свои существенные особенности: системность; автономность; иерархичность; самодеятельность; целенаправленность. В современной постановке проблемы студенческого самоуправления просматриваются сейчас три основных начала: как условие реализации творческой активности и самодеятельности в учебнопознавательном, научно профессиональном и культурном отношениях; как реальная форма студенческой демократии с соответствующими правами возможностями и ответственностью; как средство (ресурс) социально-правовой самозащиты [2, с. 77].

Смысл самоуправленческой деятельности студентов в вузе можно рассмотреть в следующих аспектах: 1) школа студенческого самоуправления - это незаменимое средство формирования конкурентоспособной личности, весьма востребованной в условиях рыночной экономики; 2) участие студентов в активной социальной деятельности позволяет приобретать навыки управленческой деятельности, что согласуется с нормами демократизма и активной гражданской позиции; 3) привлечение как можно большего числа студентов к участию в управлении во всех важных сферах жизнедеятельности вуза, в том числе в программах профессионального обучения, организации научно - исследовательской работы, содействует интенсификации процесса профессионализации личности будущего специалиста; 4) направленность деятельности по самоуправлению на развитие «Я-концепции» личности выступает ареной самоутверждения и творческого саморазвития студентов, углубляя процессы гуманизации образовательного процесса в современном вузе. Столь разнообразная палитра воспитательных возможностей системы студенческого самоуправления требует включения ее в качестве важного структурного компонента в целостную программу воспитания будущего военного специалиста в вузе [3].

Дисциплины с названием «самоуправление» мы можем и не найти среди предметов учебного плана подготовки военного специалиста. В то же время «скрытый учебный план» (hidden curriculum) активно использует возможности самоуправления в процессе подготовки будущего военного профессионала. Здесь многое зависит от состава педагогического персонала, от традиций сложившихся в учебном заведении, настойчивости и целеустремленности у руководства, правовой культуры. Важная роль тут принадлежит так называемому субъективному фактору. Социокультурное и правовое поле общества оказывает соответствующее воздействие на основные тенденции процесса самоуправления военного специалиста. Органы самоуправ-

- 5Q -

ления в военных учебных заведениях действуют на основе существующей законодательной базы государства, ведомственных инструкций и наставлений, а также социокультурной среды.

Во многих гражданских и военных учебных заведений таких как: Военная академия в США (USMA), Королевская академия Великобритании (RMAS), Военная академия войсковой ПВО, Военный институт Киевского национального университета (ВИКНУ) и других, разработаны и утверждены соответствующие положения про органы самоуправления [4; 5]. В данных положениях содержатся основные принципы деятельности органов самоуправления курсантов, студентов и слушателей, главные цели, задачи и функции; особенное внимание уделяется правам обучающихся.

Говоря о целях органов самоуправления, можно отметить такие, как: обеспечение активного участия курсантов, студентов и слушателей в учебно-воспитательном процессе; формирование общей и профессиональной культуры будущего военнослужащего, нравственных, эстетических, военно-патриотических качеств у студентов, курсантов и слушателей; привлечение обучающихся к организации проведения досуга.

Среди задач самоуправления выделяются такие, как: разработка форм, способов, направлений взаимодействия с персоналом военного учебного заведения; поддержка всевозможных инициатив обучающихся; отстаивание интересов обучающихся; содействие администрации учебного заведения при подготовке массовых мероприятий.

Очень важной проблемой является финансирование органов самоуправления, без которого невозможно эффективное достижение целей и решение актуальных задач. Другой проблемой является низкий уровень мотивации студентов в участии работы органов самоуправления.

Особенностью самоуправления является то, что само самоуправление должно иметь самостоятельный характер, но в то же время оно имеет четкую иерархию руководства в своей структуре. Также не всегда органы самоуправления обладают достаточной самостоятельностью, что выражается в конформизме администрации учебного заведения.

Таким образом, самоуправление в системе подготовки военного специалиста позволяет развивать творческую инициативу и активность слушателей, курсантов и студентов. Реализация основных направлений самоуправления в военных учебных заведениях позволяет содействовать воспитанию духовно-нравственной, военно-профессиональной культуры будущих военных специалистов. Социокультурное и правовое поле общества оказывает соответствующее воздействие на основные тенденции процесса самоуправления военного специалиста. Органы самоуправления в военных учебных заведениях действуют на основе существующей законодательной базы государства, ведомственных инструкций и наставлений, а также под влиянием определенной социокультурной среды.

Ссылки:

1. Дуреев С.П. Человек и общество: управление и самоуправление // Вестн. Омского ун-та. 2009. № 1. С. 149-159.

2. Сырцова Е.Л. Студенческое самоуправление как фактор развития автономности студентов // Современные наукоемкие технологии. 2007. № 7. С. 77-79. URL: www.rae.ru/snt/?section=content&op=show_article&article_id=2478 (дата обращения: 17.10.2013).

3. Бережнова Л.Н., Фетисов А.В. Научная организация управления качеством подготовки военного специалиста // Военная радиоэлектроника: опыт использования и проблемы, подготовка специалистов: материалы межвуз. науч.-техн. конф. 6-7 апреля 2010 г. Петродворец, 2010. С. 35.

4. Рекомендации по развитию студенческого самоуправления в высших и средних специальных учебных заведениях Российской Федерации. Письмо Министра образования РФ от 02.10.2002 г. № 15-52-46815-01-21.

5. USMA Academic Program (Redbook) Аcademic program class of 2015 Curriculum and Course Descriptions office of the dean West Point. N.Y., 2012. 493 p. URL: http://www.usma.edu/curriculum/RedBook/AY13_RedBook.pdf (дата обращения: 11.10.2013).

- б1 -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.